Производство икон как бизнес

icons4

Как устроен иконный бизнес — на примере «иконописного села» Холуй

18 1906

Нива,

В тридцати верстах от Вязников, уездного города Владимирской губернии, на берегу реки Тезы, живописно раскинулось село Хóлуй. Жители этого села (а их немало, около 1000 душ) земли не имеют, хлебопашеством не занимаются, податей не платят и все поголовно, от старого до малого, только и делают, что пишут иконы.

Село Холуй знаменито и славно своими иконописцами, произведения которых в неимоверных количествах расходятся по всей России. По той России, которая живет в крестьянских избах, наряжается в копеечные ситцы и трудится не покладая рук в поле или на фабрике, чтобы сколотить лишний грош.

Производство икон в Холуе достигает изумительных размеров: их изготовляют там от полутора до двух миллионов в год. Чтобы написать такое количество икон, приходится довести работу до неимоверной, чисто машинной скорости, и холуяне действительно преуспевают в этом: достаточно сказать, что некоторые мастера своего дела ухитряются написать в неделю до 600 «ликов».

Иконописное село. Ученики за уроком. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

Иконописное село. Ученики за уроком. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

В течение круглого года все мужское население Холуя, не разгибая спины, трудится над иконописанием. Летом работают до сумерек, а зимою до поздней ночи, причем по вечерам пользуются остроумным приспособлением для освещения — так называемым «глобусом». «Глобус» этот представляет собою круглую белого стекла бутылку с водой. Несколько таких бутылок, подвешенных к потолку, дают в сочетании с несколькими свечами довольно сильный свет, которым и пользуются во время работы.

Иконы пишутся главным образом на липовых и ольховых досках. Доски эти привозятся из-за Волги целыми транспортами от 100 до 200 возов еженедельно, обыкновенно великим постом. Наиболее употребительные размеры досок (и, стало быть, икон) следующие: «полномерные» (11 вершков вышины — 49 см), «маломерные» (8-9 вершков — 36-40 см), «десятерики» (7 вершков — 31 см), «девятерики» (6 вершков — 27 см), «осьмерики» (5-6 вершков — 22-27 см) и, наконец, «листушки» (1-3 вершка вышины — 4,5-13 см).

Прежде чем приступить к работе, доску покрывают «левкасом», то есть жидким гипсом с клеем, затем хорошо чистят её «клепиками», а после всего этого переводят на нее контуры рисунка. У каждого мастера имеется под рукой несколько готовых оригиналов, с которых и снимают «переводы», то есть кладут на оригинал бумагу и, прокалывая иглою все контуры оригинала, делают на бумаге пунктирный снимок.

Иконописное село. В мастерской. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

Иконописное село. В мастерской. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

Наложив затем такой бумажный снимок (то, что обыкновенно называется трафаретом) на доску, еще мокрую от «левкаса», бьют по бумаге мешочком с мелким углем. Угольный порошок заполняет проколы на бумаге и оставляет на доске черный контур будущей иконы.

После этого приготовляют фоны, золотят и серебрят все «окружие» и лишь затем приступают к изготовлению самой иконы, т.е. лика.

Мастера делятся на «личников» и «доличников»: первые пишут только лики, вторые же — все остальное, т.е. одежду и прочие аксессуары. «Доличники» начинают работу, «личники» ее завершают. Доска с будущей иконой попадает сначала в руки «доличника», который выписывает все одежды и обстановку и передает затем доску «личнику».

«Личник» прежде всего покрывает лица сплошным сероватым тоном, что является как подмалевкой. Затем он проходит сажей те контуры, которые были сделаны трафаретным способом, черты же лица наводит белилами. Затем он покрывает все темным тоном охры и уж только тогда приступает к обработке теней и тонов.

Закончив отделку иконы, он покрывает ее олифой, вследствие чего она приобретает блестящий вид, — и работа на этом и заканчивается.

Обыкновенно бывает так, что один мастер пишет несколько икон сразу: краски кладутся жидко, и бывает нужно покрыть одно и то же место несколько раз, пока не получится требуемый густой тон. Поэтому, пока одни покрытые краской иконой сохнут, мастер работает другие.

Несмотря на ту быстроту, с которой пишутся иконы, каждая из них все-таки отнимает довольно много времени. А между тем цены за иконы установлены для рабочих, прямо, мизерные. Достаточно сказать, что за сотню «листушек» мастер получает от своего хозяина не более трех рублей! Продаются иконы, конечно, значительно дороже, но все-таки за гроши. Иначе наше крестьянство и покупать их не стало бы!

Икон продаются в Холуе офеням, которые и разносят их по всей России. Для сбыта товара в селе ежегодно устраивается в течение года пять специальных ярмарок.

Иконописное село. Урок рисования. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

Иконописное село. Урок рисования. По фотографии Ольшанского, авт. «Нивы»

За последнее время иконописцы обратили на себя серьезное внимание «Императорского общества любителей древней письменности». В самом деле, положение их было таково, что заслуживало полного внимания и поддержки.

Прежде всего кидалось в глаза их тяжкое материальное положение и вечная закабаленность у подрядчиков: выйдя после 6 лет учения из мастерской какого-либо подрядчика, ученик не был в состоянии работать в качестве самостоятельного мастера и поневоле поступал в артель того же подрядчика, который и выжимал из него все соки, заставляя работать по 12-15 часов в сутки.

Затем самое искусство иконописцев требовало освежения и новых форм, сообразно развивающимся кусам и потребностям народа. иконописцы же застыли в старых, наивныых и грубых формах, не имея новых образчиков, не получая никакого, хотя бы самомалейшего художественного образования.

На эти обстоятельства, повторяем, и было обращено внимание упомянутым обществом, и в 1902 году был образован Высочайше утвержденный «комитет попечительства о русской иконописи», специально для помощи иконописцам.

В том жегоду комитетом были открыты в трех селах (Палехе, Холуе и Мстерах) учебные иконописные мастерские, заведывание которыми поручено художникам, окончившим академию художеств. В наиболее благоприятных условиях оказалась Холуйская мастерская; она помещается в том здании, где прежде была школа художника Н.Н. Харламова (уроженца с. Холуя), и получает поддержку, кроме упомянутого комитета, еще и от земства.

Преподавание иконописи в учебных мастерских ведется мастерами-руководителями,приглашенными комитетом из числа лучших мастеров села. Художники, на которых возложено заведывание мастерскими, преподают рисование и живопись. Местные священники, кроме того, дают уроки еще и по Закону Божию. Нужно надеяться, что эти мастерские поднимут художественный уровень работников.

А одновременно с поднятием художественности мастера получат большую уверенность в своих силах и сумеют добиться экономической самостоятельности в труде. В настоящее время уже нарождаются артели, поставившие своей задачей борьбу с эксплуатацией подрядчиков, и одна из них — в Холуе — стала уже довольно твердо на ноги. Можно надеяться, что старинное искусство иконописи в будущем разовьется и расцветет, как никогда, и любители этого рода живописи, быть может, отыщут со временем в том же Холуе прекрасные экземпляры художественных образов, подобных знаменитому «Запечатленному ангелу», с такой поэзией описанному Н.С. Лесковым

Читайте также:  Эффективные идеи продвижения бизнеса

Источник: grandpaper.ru

Мастерская иконописи «Создавая наследие»: как зарождался проект, его развитие и перспективы

О том, как была создана иконописная мастерская «Создавая наследие» и галерея Podorvanov Art Gallery, рассказывает один из ее владельцев ‒ Илья Подорванов. Сайт по продаже икон был создан в 2007 году, продвижение в интернете помогло найти многих заказчиков. У этого бизнеса есть свои особенности, связанные с ограниченностью роста спроса, но это не мешает искать пути развития.

Мы занимаемся написанием и продажей рукописных икон. Мы ‒ это две семьи: моя и сестры, которые стояли у истоков нашего семейного бизнеса. Сестра Наталья, художник-иконописец, после окончания Суздальского Художественно-реставрационного училища стала работать по специальности, выполняя небольшие частные заказы.

Поворот к традициям

В конце 90-х и начале 2000-х начали заново открываться храмы, запрета на открытое вероисповедание уже не было, государство стало поддерживать институт Церкви. Это наложилось на внутреннюю потребность людей во внешней поддержке, начали возвращаться традиции, отмечались Рождество, Крещение, Пасха. Церковные события стали освещаться в СМИ.

Люди стали активно крестить детей, венчаться. А для каждого из таинств необходимы новые иконы, их дарят, покупают, заказывают. Нельзя сказать, что до 90-х этого не было, но эта сторона жизни не освещалась и была под формальным табу.

В целом, поворот к традициям нёс за собой и возрождение народных промыслов. Одним из направлений как раз и была иконопись.

Исторически икона всегда сопровождала русского человека. Всем хорошо известен термин «красный угол». Так вот в красном углу и стояли образа.

Иконой благословляли детей на женитьбу, учёбу, дальнюю дорогу, воинскую службу, труды. До революции, по некоторым оценкам, в России насчитывалось в бытование до 100 млн икон. Они были в домах, церквях, общественных местах. Это был огромный пласт культурной жизни целых поколений, который не исчез за 70 лет советской власти.

Таким образом, с одной стороны, старинные иконы, доставшиеся людям от своих родителей и бабушек, требовали реставрации, а с другой, духовный подъём и массовое воцерковление требовали написания новых икон.

Рисунок 1. Возвращение к традициям

Рисунок 1. Возвращение к традициям

Как пришла идея создания сайта для продажи икон

После окончания МГУ я устроился работать в западную консалтинговую компанию и в этой отрасли в итоге проработал около 10 лет. Собственно, там я и получил фундаментальные знания о построении бизнеса, основываясь на лучших немецких практиках. К 2006 году, имея багаж наёмного сотрудника, я, в силу возраста и амбиций, как и многие, искал применение своим знаниям и энергии.

Периодически в разговорах с друзьями и коллегами всплывала тема своего бизнеса. В этот период я и соединил в голове свои стремления и дело, которым занималась сестра. Я предложил ей сделать сайт и попробовать продавать иконы через интернет.

Мягко говоря, ей была непонятна эта затея, в 2006 году интернет-покупки были только в зачаточном состоянии в рунете, и никто не верил в серьёзность этого дела. Накладывался религиозный аспект: «Как? Иконы? Через интернет?».

Но это был лишь инструмент, соединяющий покупателя с производителем. Вопросов о стартовом капитале не стояло, я хорошо зарабатывал в консалтинге и по факту тратил «излишки».

На запуск сайта ikonu.ru я потратил 300 $, мы вышли в «эфир» в июле 2007 г. под творческим именем Иконописная мастерская «Создавая наследие».

В августе мы уже взяли первые 13 заказов, и каждый месяц была положительная динамика. Особенность этого вида бизнеса заключается в том, что практически не существовало стандарта ценообразования, выполнения заказа и даже качества. Нам повезло стоять у истоков формирования этого рынка. По сути, мы и определили ценовую политику по стране, задавали планку формата работы.

Периода самоокупаемости в классическом понимание у нас не было, вложения в сайт мы отбили с первого же заказа. А дальше начался обычный процесс работы онлайн-магазина со своим производством.

Рисунок 2. Процесс творчества

Рисунок 2. Процесс творчества

Развитие художественного проекта

Мы вкладывали деньги в SEO-продвижение, вкладывали в рекламу Яндекса и Гугла. В 2008 г. это было около 2 000 $ ежемесячно, на текущий момент интернет-продвижение в совокупности с затратами в Instagram ежемесячно ‒ от 150 до 500 тысяч рублей. К 2009 году мы открыли первый шоурум в Москве, на Павелецкой, через год второй ‒ на Менделеевской.

В какой-то момент мне стало понятно, что мы не будем развиваться по модели розничного ритейлера. С открытием четвертого, пятого, шестого шоурума не произойдёт качественного скачка выручки и узнаваемости бренда.

Я сделал ставку на открытие одной большой галереи, которая бы стала центром притяжения, с эстетической точки зрения, и центром компетенции и знаний об этом виде изобразительного искусства в целом.

В настоящий момент в галерее представлено до 500 работ разных авторов в разных стилях, а атмосфера напоминает уютные залы старой Москвы. И всё можно трогать, брать в руки, фотографировать.

Мы вкладывались в персонал, у нас практически не существует текучки, как среди художников, так и среди фронтофиса. Задача заключалась в том, чтобы человек, оказывающийся у нас на сайте или в галерее, не чувствовал себя скованно, и ему было комфортно во всех смыслах.

Не секрет, что многие люди имеют негативный опыт общения с бабушками церковных лавок. Нам предстояло дистанцироваться от этого клише.

Рисунок 3. Современная галерея

Рисунок 3. Современная галерея

Тонкости бизнеса

Галерея работает 7 дней в неделю, с 10.00 до 21.00, а иногда и позже. Ставка была сделана правильно. Покупатель должен видеть гостеприимство и радушие встречающих его людей, искренность и заинтересованность в помощи. Искренность, вообще, дорого ценится.

Мы научились говорить простым языком о сложных вещах. Какую икону подарить на крещение ребёнку, как вести себя в церкви, что такое реставрация икон, какие иконы должны быть в доме. Вопросов море, я хотел, чтобы мы отвечали на них без малейшего намёка на нравоучение или снобизм. Поэтому у нас вы встретите молодых и общительных людей, которые с упоением занимаются своим делом и с радостью расскажут вам об иконах.

Читайте также:  Как рассказать о бизнес книге

Не мной сказано, но кадры решают всё. Мы держимся за всех, кто с нами работает. От лучших иконописцев до водителя. Лучшая моя инвестиция – это люди.

Отдельно стоит рассказать про смену механизма продвижения. У нас три источника знакомства с новыми покупателями:

  • поисковые системы (Яндекс и Google);
  • сарафанное радио (для нас крайне важно держать марку);
  • социальные сети (Instagram).

Изначально был простой механизм работы с поисковиками: больше вкладываешь, имеешь выше позиции в выдаче и ближе к потенциальному клиенту. С появлением в наших карманах соцсетей всё изменилось. Мы вышли на этап развития, когда не тебя ищут, а ты должен бежать на встречу к людям, которые абсолютно ничего не знают ни о тебе, ни о твоём товаре и услуге.

Мы обязаны сами создавать этот нулевой момент контакта с пользователем интернета. Таким образом, мы начали в 2012 году работу в соцсетях. Был Facebook, Одноклассники, ВКонтакте и Instagram. Причём последний и появился позже. Но как оказалось, именно эта площадка больше ориентирована на визуальный контент, для нас это было крайне важно.

Поначалу мы вели себя как тысячи других аккаунтов, постили полезный и читабельный контент, но он был неживой. Мы наняли SMM-специалиста, платили ему около 50 000 рублей, но не получали конкретных лидов. Все разговоры про присутствие бренда и узнаваемость, на мой взгляд, пустые. Мне нужны были конкретные клиенты и заказы.

Мы сменили парадигму и начали физически вещать от первого лица – моя жена и я. Поскольку это семейный бизнес, мы его знаем до последнего винтика и кисточки. Оказалось, что наши знания об иконах, христианстве интересны читателям, которые позже становились нашими клиентами.

Планы на будущее

Сейчас на наш блог подписано около 110 000 читателей, и там всё по-настоящему. Там вся наша жизнь, наша мастерская, галерея и даже дети. Поскольку это локомотив продвижения на рынок, то управление я мог доверить только своей супруге. Эта работа практически круглосуточная, но по-другому никак.

Рисунок 4. Русская икона известна во всем мире

Рисунок 4. Русская икона известна во всем мире

На текущий момент от 20 до 50% новых лидов к нам приходит благодаря этой площадке. После 2014 года стало понятно, что покупательская способность населения упала и будет продолжать падать. В России мы невольно поднялись в более дорогой сегмент, а вторым шагом стали активнее искать выходы на зарубежного покупателя.

Источник: moneymakerfactory.ru

Мама в декрете создала бизнес на наличниках и иконах

Как начать работать на себя? Где найти хорошую идею для открытия собственного бизнеса? Можно ли открыть свой бизнес фактически с нуля – не имея опыта и первоначального капитала? На эти и другие вопросы ответят начинающие предприниматели. Они авторы интересных и уже на начальном этапе успешных проектов – стартапов.

Героем сегодняшнего номера стала начинающий предприниматель Татьяна Криксина, вместе с мужем открывшая в этом году мастерскую по производству резных деревянных изделий на станках с ЧПУ (с числовым программным управлением). При помощи специальной компьютерной программы Татьяна изготавливает всевозможные модели резных изделий – начиная от мелких деталей для отделки помещений и заканчивая готовой мебелью – и изготавливает их на станке. Помимо этого, мастер занимается изготовлением сувениров, в том числе и с псковской тематикой, и даже резных икон.
Изделия небольшой мастерской пользуются спросом.

– Все, что предлагаем на продажу, расходится быстро. Простоя в работе нет. Бизнес у нас маленький, но динамично развивающийся, – говорит Татьяна.

Программируемый станок помог с глубиной и рельефом иконостаса восстановленного храма Георгия со Взвоза.

Идея родилась в декрете

В статусе предпринимателя женщина не так давно. Финансист по образованию, 20 лет она работала в банковской сфере. Новая жизнь началась с рождения долгожданного сына. Именно в декретном отпуске Татьяна увлеклась созданием моделей для станков с ЧПУ.

– Мой муж – инженер-электронщик, очень талантливый человек. Он сам собрал станок с ЧПУ, на котором мы пробовали в течение нескольких лет делать разные изделия. Модели брали и свои, и из интернета. И когда пришла пора выходить из декрета, было очень жаль накопленного опыта, даже, можно сказать, новой полученной профессии в сфере моделирования. И я решила попробовать себя в этой деятельности, – рассказывает Татьяна.

По ее словам, направление, которым она всерьез решила заниматься, – новое для Пскова и Псковской области. Конкурентов на этом рынке практически нет. Семья стала поставлять на рынок строительных материалов резные изделия: резной погонаж, универсальные наличники на окна и двери, деревянные розетки.

Опыт предыдущей работы тоже пригодился. В банке Татьяна работала региональным менеджером и управляющим допофисом, и ее задачей были продажи:

– Бизнес – это живой механизм, в нем нужно уметь жить и им управлять. Для меня это не ново и естественно. Поэтому особенностью моего бизнес-плана стало то, что у нас будут поточные изделия, которые пользуются спросом и приносят доход, и заказные изделия. В этом бизнесе надо сочетать и умение видеть то, что будет продаваемо на рынке, и что-то создавать оригинальное, эксклюзивное, душевное, чтобы подходило для того особенного клиента, который придет с особенным запросом.

Прежде чем идею реализовать, Татьяна узнала о программе субсидирования малых предприятий, защитила бизнес-план и получила субсидию 80 тыс. рублей на открытие собственного бизнеса.

– В январе встала в эту программу и уже в апреле получила средства. Купили необходимое оборудование, материалы. И сейчас у мужа настроено все до такой степени автоматически, что мне остается только подкладывать заготовки.

Сувенирный ключ авторства Татьяны Криксиной.

Сделано с душой

Есть мнение, что вещи, созданные на станке, не могут быть сделаны с душой. Татьяна Криксина не согласна с этим:

– На самом деле ЧПУ – это только инструмент. Если бы у древних мастеров были другие инструменты, они бы не гнушались этими способами изготовления своих изделий. Работа на станке дает скорость исполнения и совершенно другие возможности оформления изделия.

Читайте также:  В чем преимущества покупки готового бизнеса

Инструмент Татьяны – станок с числовым программным управлением.

– Моделирую я на компьютере, потом эти модели обрабатываются программным управлением для станка с ЧПУ. Сначала это были простые модели, а потом уже пошло моделирование сложнее. Как скульптор лепишь модель на экране. Творческое начало все равно есть в создании каждого изделия.
Иногда процесс моделирования занимает несколько часов, а иногда мастеру требуются месяцы, чтобы воплотить в жизнь задуманное.

– Над резной иконой Спаса Нерукотворного (копией новгородской иконы XII века) я целый месяц работала. Она мне покоя не давала, снилась! Хотелось, чтобы взгляд был глубоким, в душу смотрел…

По словам Татьяны, в моделях, выполненных на станке с ЧПУ, все равно присутствует авторское начало. Единственно, эту модель можно неоднократно повторить – поставить на поток. Но в этом и прелесть, считает мастер, потому что все изделия доступны по цене.

Производство стульев состоит из нескольких этапов.

Свои работы Татьяна Криксина презентовала на выставках «СтройДом» и «ПсковЭкспо». Витрины мастера были оформлены в виде резного наличника.

– Выставка – хорошая вещь. Во-первых, участвуя в таких мероприятиях, понимаешь, что нужно людям. Во-вторых, понимаешь, какую ценовую категорию выставлять на изделия. А в-третьих, заказы живые оттуда приходят.

Один из таких заказов – изготовление резной мебели для детского клуба в Пскове.

– Мы с Андреем разработали дизайн столов и столиков, – говорит Татьяна.

Другое направление работы – сувениры и подарки: часы, ключницы с псковской тематикой и даже деревянные визитки. Такую точно никто не выбросит!

Также делает мастер и люльки с резьбой, и оригинальные кровати в виде корабля для детей постарше.

– Мы можем делать все. Хотя я не ожидала, что у этого вида бизнеса есть спрос. Видимо, первые «встали в эти тапки».

Семь раз отмерь – именно про работы Криксиной.

Выйти на рынок Питера и создать открытую мастерскую

Планов у предпринимателей много. Один из них – открыть свой магазин и выйти на рынок Санкт-Петербурга и Москвы. Для этого нужны дополнительные производственные мощности – второй станок, точнее, деньги на комплектующие для его сборки.

И в решении этого вопроса Татьяна надеется на помощь Фонда гарантий и развития предпринимательства, который предлагает кредиты до трех лет по ставке в два раза ниже, чем в банках. С кредитом предприниматель хочет рассчитаться быстро – за год. А окупаемость, считает, будет уже на второй месяц.

– Меры поддержки государства существуют несмотря на то, что многие программы свернуты в этом году. Я надеюсь, что и Псков Ганзейский даст толчок развитию туризма, в том числе моему сувенирному бизнесу. Поэтому готовлюсь к Ганзейским дням. Уже сделано много проектов сувенирной продукции с псковской тематикой.

Другая мечта мастера – создание открытой столярной мастерской, куда бы приходили студенты, школьники, пенсионеры, чтобы реализовать свои творческие способности. За границей такие мастерские пользуются спросом.

Впрочем, у Татьяны все впереди. По ее словам, рентабельность бизнеса – 60 % по капиталовложению и 200 % по продажам.

– Я вижу перспективы. Работы много. Работа интересная. Я уже этим живу, болею всей душой, мне это нравится, – говорит мастер.

Резная икона.

Интересно

– Самый продаваемый товар – резные розетки и раскладки из дерева. Уходят пачками, – говорит мастер.

Компетентно

Горящие глаза автора – главный фактор успеха

Анастасия Иванова, директор Фонда гарантий и развития предпринимательства:

– Спрос на продукцию подобного рода есть всегда. Однако стоит понимать, что изготовление резного декора полностью ручным производством или с помощью станков с ЧПУ – это разная целевая аудитория, и поэтому успех работы в данной сфере производства существенно зависит от того, насколько предприниматель понимает, где его сбыт и кто его клиент.

В данном проекте хорошо сочетаются производство на станке с ЧПУ и ручная доработка, что позволяет сделать изделия по более низкой стоимости и при этом добавить в них уникальности.

Для успешного старта подобных проектов необходимо учитывать сразу несколько факторов:

• Практический опыт в сфере производства (можно купить много станков, но если нет навыка изготовления качественного продукта, то войти на рынок будет достаточно сложно);

• Наличие качественного оборудования;

• Понимание своей целевой аудитории, опыт в продвижении, маркетинге, понимание, где можно искать клиентов.

Что касается последнего пункта, то здесь существенную поддержку на бесплатной основе может оказать Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области.

Если говорить конкретно об описанном проекте, то его автор совершенно верно выбирает пути поиска своего клиента, через участие в региональных выставках, поиск заказчиков среди специализированных предприятий, нуждающихся в данной продукции.

Самой большой сложностью подобных проектов является дальнейшая масштабируемость производства и реализации продукции. Открытие магазина, расширение производственной базы – все это требует существенных затрат, которые могут не окупиться в планируемые сроки. Поэтому желательно первоначально все же отталкиваться от предварительных заказов и иметь достаточную финансовую подушку безопасности.

Перспективы у данного проекта, безусловно, есть – особенно в части производства сувенирной продукции с символикой Пскова, в преддверии проведения в регионе Ганзейских дней. На данный момент далеко не вся сувенирная продукция соответствует качеству и удовлетворяет существующий спрос. Поэтому появление на рынке Псковской области уникальной, интересной и качественной сувенирной продукции может стать востребованным и прибыльным видом деятельности.

Хотелось бы отметить, что перспектива данного проекта может быть также рассмотрена с точки зрения реставрационных работ в музеях, изготовления реплик (экспонатов) для частных региональных музеев, которые сейчас все активнее развиваются.

В заключение можно отметить, что особое значение необходимо уделять именно поиску своего клиента и, учитывая тот факт, что у автора проекта имеется опыт работы в данной сфере, можно смело предположить, что есть все шансы на успех в данном деле. Особенно когда горят глаза! Зачастую именно этот факт не дает подобным проектам умирать!

Обеденная группа для кухни.

Кстати

Вместе с мастерами по ручной резьбе Андрей и Татьяна Криксины делали иконостас для храма Георгия со Взвоза. Многие детали этого иконостаса сделаны с помощью станка с ЧПУ, который дал дополнительную глубину и рельеф изделиям.

Источник: pravdapskov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин