Рассказывают производители колбас, сосисок и других растительных полуфабрикатов.
По оценке NielsenIQ, к 2030 году рынок растительной продукции в России увеличится в 5 раз, а общий оборот достигнет 50–100 млрд рублей. Пока российский Союз производителей продукции на растительной основе ломает голову над тем, как помочь индустрии в ближайшие годы, мы решили поговорить с теми, кто варится в ней прямо сейчас.
Как всё началось
Мой отец более 30 лет посвятил пищевой отрасли. Он первым привёз из Америки соевые концентраты, которые используются для замены животных белков в продуктах. И до сих пор его компания «Партнёр-М» перерабатывает растительное сырьё.
Переработка сои как бизнес
В его фирме я занимался юридическими вопросами, но был погружён также в вопросы производства и состояние рынка. Вместе с маркетинговым директором шесть лет назад мы поехали на обучение в Нидерланды. Там нас удивил и вдохновил экологичный подход не только к еде, но и к жизни в целом. Мы решили сделать в России производство растительных продуктов, которые любой человек сможет включить в рацион.
Производство соевых продуктов – бизнес из будущего
Продуты питания будущего. Какие они? Возможно, это будет 3D принтер, производящий любые блюда в считанные секунды, но это только предположение. А вот прямо сейчас вы может сами производить эти самые продукты из сои и отлично на этом зарабатывать.
Перспективы этого бизнеса настолько огромны и в полной мере не оценены.
Ведь в сознании абсолютного большинства потребителей соевый белок – это дешевый заменитель и наполнитель различных видов мясной и молочной продукции. Но вот в этом и кроется вся суть бизнес-идеи. Если соя по своим характеристикам идентична мясу и молоку, может полностью их заменить, то зачем обманывать потребителя, когда ему можно открыто предложить: свежие, вкусные, дешевые и экологически чистые продукты питания из сои.
К примеру, творог, сделанный из соевого молока с добавлением в него сахара, ванилина, лимонной кислоты, сухофруктов и орехов, по вкусу совершенно не отличается от творога, произведенного из коровьего молока. А вот себестоимость соевого творога – в 15 раз дешевле! Из чего следует, что продукты из сои вне конкуренции.
К тому же соя как сырье при определенных условиях хранится годами и не требует дополнительных производственных мощностей, например, холодильного оборудования, как для мяса и молока.
Ассортимент продуктов из сои
Продукты питания из сои – это не только «привилегия» малообеспеченных слоев населения. Не секрет, что многие люди по тем или иным причинам (различные заболевания, диеты) не могут употреблять в пищу мясо-молочные продукты, а соя – это 100% выход из положения. Вот лишь некоторый ассортимент выпускаемой продукции:
Переработка сои, особенности технологического процесса. Как правильно экструдировать сою.
- Мясо: колбаса вареная и полукопченая, различные виды пельменей и котлет, сухое соевое мясо.
- Молоко: соевое молоко, кефиры, йогурты, сыр, творог и творожные массы.
- Другое: соевое масло холодного отжима, соевая мука, низкокалорийный майонез.
- Кондитерские изделия, соусы, пасты, джемы.
Для того чтобы охватить весь спектр выпускаемой продукции, в производстве следует выделить несколько направлений:
Изготовление молочных и кисломолочных продуктов
Основа оборудования – многофункциональная установка «Союшка». Производитель – Россия.
- размоловарочный аппарат;
- пресс-фильтр;
- ручной рефрактометр;
- автоматический электропарогенератор;
Б) Технические характеристики:
- производительность – 70-100 л/ч;
- технический цикл на одну варку – 20-25 мин;
- расход сухой сои – 2.5-3 кг за 1 цикл;
- выход молока за 1 цикл – 23-33 литра;
- выход сыра из 20 л молока – 5-5.5 кг;
- выход майонеза – 13-14 кг, время – 2 часа;
- выход других продуктов: кремы, джемы, соусы, икра, кетчупы – 10-12 кг за 1 цикл;
В) Примерная стоимость оборудования – 70-120 тыс. рублей.
Г) Рабочая площадь – 15 м². Обслуживание – 1 человек.
Изготовление мяса и мясопродуктов
Основа оборудования – производственная линия текстурированного соевого белка (соевое мясо) DG75 – II. Производитель – Китай.
- двухшнековый экструдер;
- пятислойный сушильный шкаф;
- пневмотранспорт;
Б) Технические характеристики:
- производительность мяса – 150 кг/ч;
- установленная мощность – 85 кВт/ч;
- фактическая мощность – 65 кВт/ч;
В) Примерная стоимость оборудования – 300 тыс. рублей.
Г) Рабочая площадь – 43 м². Обслуживание – 2 человека.
Изготовление соевого масла.
Основа оборудования – маслопресс АМГОМ-750. Производитель – Россия.
А) Технические характеристики:
- производительность масла – 600 кг/ч;
- установленная мощность – 80 кВт/ч;
- габаритные размеры – 4,7Х4Х2,9 метров;
Б) Примерная стоимость оборудования – 470 тыс. рублей.
В) Рабочая площадь – 20 м². Обслуживание – 1 человек.
Особенности технологического процесса
Обычно производство молочных и идентичных им продуктов из сои выделяют в отдельную линию. Производство соевого мяса и масла наоборот объединяют в один цикл. Дело в том, что основой для изготовления соевого мяса служит жмых, получаемый после отжима масла, который впоследствии перемалывают в муку. Для приготовления колбас и полуфабрикатов используют точно такое же оборудование, как в мясоперерабатывающем производстве. Однако эту статью доходов детально мы рассматривать не будем и вот почему.
Во-первых, для производства таких продуктов нужно соблюсти ряд условий, а именно: разработать на каждый продукт отдельное ТУ и его рецептуру, что требует привлечения высококвалифицированных специалистов.
Во-вторых, рынка подобных продуктов питания как такового нет. Поэтому неизвестно, как отреагирует потребитель, скажем, на копченую колбасу из сои. Здесь нужно действовать по принципу эксперимента. Создали продукт, спрос есть – производим дальше, спроса нет – сворачиваем линию.
Сколько можно заработать на производстве соевых продуктов?
Дальнейшие расчеты по капиталовложениям, окупаемости и прибыли будут основаны на трех составляющих производства: молочные продукты, соевое мясо и масло.
Первоначальные расходы:
- Оборудование для молочных продуктов – 120 тыс. руб.
- Оборудования для соевого мяса – 300 тыс. руб.
- Оборудование для соевого масла – 470 тыс. руб.
- Упаковочные линии – 90 тыс. руб.
- Регистрация предприятия, оформление документов и разработка технических условий – 150 тыс. руб.
- Итого: 1430 тыс. руб. (1.5 млн. руб.).
Ежемесячные расходы:
- Аренда цеха (250 м²) – 100 тыс. руб. В районах пригорода, аренда в разы меньше.
- Зарплата персоналу: технолог, бухгалтер, водитель-экспедитор, 5 рабочих – 135 тыс. руб.
- Электроэнергия – 50 тыс. руб. (из расчета 500 кВт в день).
- Закупка сырья – 12.5 тонн сои (из расчета – 2.5 т. на молочные продукты, 10 т. на масло и мясо). Стоимость 125 тыс. руб.
- Итого: 410 тыс. руб.
Ежемесячный доход:
- Молочные продукты, пасты, джемы, соусы и т. д. Ежедневная норма – 120 кг; примерная цена за 1 кг – 50 руб. Ежемесячная норма – 3600 кг. Итого: 180 тыс. руб.
- Соевое масло. Ежедневная норма – 200 л; примерная цена за 1 л – 40 руб. Ежемесячная норма – 6000 л. Итого: 240 тыс. руб.
- Соевое мясо. Ежедневная норма – 350 кг; примерная стоимость за 1 кг – 30 руб. Ежемесячная норма – 10050 кг. Итого: 301,5 тыс. руб.
- Общий доход – 720 тыс. руб.
- Чистая ежемесячная прибыль – 310 тыс. руб.
- Окупаемость бизнеса – 5 месяцев.
- Рентабельность производства – 40-45%.
Что касается объемов производства соевого мяса, то здесь есть один нюанс. Такое количество мяса крайне сложно реализовать в розницу, т. е. в мелкой фасовке. Поэтому основным потребителем соевого мяса станут мясокомбинаты, и об этом нужно позаботиться заранее. Ну, а дальше все в ваших руках: налаживайте производство, систему маркетинга и зарабатывайте на продуктах будущего.
Источник: moneymakerfactory.ru
Сметана без коровы: как построить бизнес на продуктах из сои
В 1995 году учёный и предприниматель Владимир Асафов открыл одно из первых в нашей стране производств продуктов из Сои. За четверть века продукция компании «Боб и соя» из бюджетных аналогов «молочки» стала частью тренда на ЗОЖ. Сегодня предприятие возглавляет сын основателя Евгений Асафов, а бренд является лидером в своей нише. О том, за каким продуктом выстраивается очередь в пост и почему широкая линейка – это не всегда выгодно, Евгений Асафов рассказал порталу Biz360.ru.
Евгений Асафов – 30 лет, предприниматель из Москвы, директор производственной компании «Боб и соя» . Окончил геологический факультет МГУ, является кандидатом геолого-минералогических наук. Предприятие, основанное в 1995 году его отцом Владимиром Асафовым, возглавил в 2014 году.
Семейный бизнес
В СССР был дефицит молока и молочных продуктов. В качестве альтернативы в 80-е годы была начата разработка продуктов на основе сои как более доступного источника белка. Мой отец принимал участие в этой работе и в 90-е годы запустил собственную производственную компанию. Начинал с маленького цеха, потом открыл большой – и в нём производство работало до недавнего времени. Сейчас ему ещё прирастили мощностей.
Сегодня компания «Боб и Соя» – эксклюзивный владелец ряда технологий производства продуктов молочного типа из сои, а также технологий комбинированных молочных продуктов, в которых используются высококачественные соевые белки.
На старших курсах университета я начал участвовать в семейном бизнесе. И вообще, я всегда планировал, что буду заниматься предпринимательством. Так и получилось, хотя в итоге параллельно занимаюсь также и наукой по своей специальности.
На производстве начинал с разработки продуктов в лаборатории. Около двух лет отработал там, потом перешёл в коммерческий отдел на должность руководителя: общался с клиентами, искал направления для развития и организовывал сбыт. А недавно – занялся контролем производства, передав общение с клиентами другому сотруднику.
Помимо меня, во главе компании по-прежнему стоит мой отец, а также моя тётя. Тётя отвечает за документооборот и бухгалтерию, а папа – за технологии.
Главный хит — сметана
Когда отец запускал проект, то начинал с соевого майонеза. Потом стал вводить в ассортимент другие продукты.
При разработке рецептуры у нас всегда действовал и действует важный принцип: сделать продукт похожим на классический по вкусу: соевый йогурт должен быть похож на обычный, и т.д.
Наша ассортиментная линейка была наиболее широкой ещё пару лет назад – в ней было около 30 позиций. Мы производили разные виды йогуртов, шоколадную пасту, майонез, соевую пасту, тофу, десерты и т.д. Но в последние пару лет мы затеяли оптимизацию, и в результате сократили ассортимент с 30 до 10 позиций, оставив только наиболее востребованные у покупателей продукты.
Самый популярный продукт уже много лет – соевая сметана, она занимает 20-30% всего объёма продаж. При этом по выручке лидирует продукция нашего второго бренда Protein Plant, рассчитанного на премиум-сегмент.
Продукция под маркой «Боб и соя» как была, так и остаётся рассчитанной на эконом-сегмент. Если сметана «Домик в деревне» стоит 50 рублей, то наша – 25 рублей. Это не характерно для рынка веганских альтернатив в целом: обычно они в 1,5-3 раза дороже животных аналогов – поскольку такие проекты рассчитаны на высокую маржу.
Нас не то чтобы устраивает такое положение вещей по стоимости нашего самого популярного продукта, но сделать с этим ничего нельзя – сети не позволяют. Мы не можем вести диалог с сетями и жёстко отстаивать свою ценовую политику, как это делают крупные бренды. Сети просто не дают повышать цены более чем на 5%, в лучшем случае – на 10% в год, что по сути лишь позволяет компенсировать ежегодную инфляцию.
Поэтому в 2017 году мы и создали марку Protein Plant – высокобелковые продукты без сахара и жиров для спортсменов. Создавая это линейку товаров, мы нацелились на ценовой сегмент премиум. Под новым брендом запустили три вида молока и четыре вида йогурта. Все они в итоге оказались достаточно популярны.
Загрузить производство
Конечно, сегодня соевую продукцию покупают уже не по причине того, что она дешевле молочной. Теперь наша целевая аудитория – ЗОЖники, веганы, спортсмены. Также большая группа потребителей – аллергики.
Дважды в год у нас большой наплыв верующих – в Рождественский и Великий пост. Оборот в такие периоды у нас вырастает пятикратно за счёт заказов HoReCa (берут они в основном сметану), тогда мы делаем до 100 тонн продукции в месяц. Во все остальные месяцы производство годами было недозагруженным примерно на 30-40%.
Я долго не мог решить эту проблему. А решать надо было: очень тяжело работать, когда есть всего несколько пиковых периодов, после которых идёт частичный простой. Ведь наше производство высокотехнологичное и требует квалифицированных кадров. А таких нельзя позвать на пару месяцев.