АЛЕКСЕЙ ПРОСТЯКОВ, киноэксперт онлайн-кинотеатра Ayyo, профессиональный кинозакупщик рассказал о том, как устроена киноиндустрия изнутри.
Производители фильмов
На рынке активнее всего работают так называемые мэйджоры, то есть большие голливудские студии — Sony Pictures, Disney, Universal, Warner Brothers и другие. У них есть давно отработанная схема кинопроизводства и доставки продукта конечному потребителю, их отделения находятся в каждой большой цивилизованной стране, в том числе и у нас. Например, 20th Century Fox Russia, «Уолт Дисней Компани СНГ» или Universal Pictures Russia. Помимо своих картин, заокеанские мэйджоры работают с независимым продуктом, права на прокат которого они приобретают.
В отдельных случаях крупные студии-мэйджоры предпочитают работать в нашем кинопрокате с партнёрами-агентами. Например, Warner Brothers долгое время работают с нашим киногигантом «Каро», а Paramount Pictures выбрали себе в качестве кинотеатрального партнёра компанию «Централ Партнершип».
ТОП 10 фильмов — Сделки, Деньги, Недвижимость | business, real estate
Система независимой кинодистрибуции меньше, но, с моей точки зрения, именно там происходит всё самое интересное. Сначала продюсер (или продюсерская компания) находит и разрабатывает проект. Затем определяется с бюджетом, находит частных инвесторов или так называемые мягкие деньги — от фондов и государства.
За океаном собственные деньги продюсер вкладывает редко — только в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Например, у знаменитого продюсера Сола Заентца ближе к концу съёмок «Английского пациента» (за которого он потом получил множество «Оскаров») отозвали средства. Чтобы закончить и смонтировать картину, он заложил всю свою недвижимость, включая собственный дом.
Выход в прокат
Когда крупная студия запускает фильм в производство, она уже знает дату его премьеры (спустя год-полтора), хотя ещё не снят ни один метр плёнки и нет ни одного гигабайта цифрового изображения. Начинает работать рекламная кампания, на которую тратятся колоссальные средства. Представительства в каждой стране, где будет показана картина, тоже готовятся к её выпуску.
Весь 2015 год уже расписан по датам, причём студии бодаются друг с другом, чтобы разойтись по времени: в одну дату не должны сходиться фильмы похожего типажа — например, две комедии, ориентированные на одну аудиторию.
На каждом кинофестивале студии показывают тизеры, нарезки, трейлеры, отрывки из фильмов. Все кинотеатры, которые будут катать эти фильмы, заряжены на целый год вперёд. Они прекрасно знают, что на больших зрелищных фильмах зарабатывают свои главные деньги, поэтому картины мэйджоров у них в приоритете.
Гораздо сложнее приходится независимым компаниям. Существует несколько ключевых кинорынков — европейский (EFM), который проводится во время Берлинского кинофестиваля, Le Marché du Film — во время Каннского и американский (American Film Market), который проходит в Лос-Анджелесе в ноябре. Там независимые студии или компании-продавцы (sales-houses) продают свои готовые и ещё не снятые фильмы.
Как снять фильм и заработать? Владимир Лерт — режиссер.
Сценарии запущенных в производство картин рассылаются потенциальным покупателям по всему миру. Фактически дистрибьютор покупает фамилии: автора экранизируемой книги, проверенного временем режиссёра, узнаваемых актёров и так далее. Права на дистрибуцию картины чаще всего оказываются у того, кто предложил больше денег.
Как работает кинобизнес
Купившие фильм независимые дистрибьюторы выпускают ленту в прокат на своей территории — самостоятельно (если есть своё кинотеатральное подразделение) либо с помощью крупной компании или мэйджора. В последнем случае компания, берущая на себя на себя кинопрокатные обязательства, оставляет себе 10–17 % от сборов.
Поскольку у представительств мэйджоров — колоссальные мощности и возможности, любой независимый дистрибьютор, который договаривается с ними о кинопрокате, имеет серьёзный шанс заработать на картине. Они промоутируют картину максимально мощно. Рекламная кампания может обойтись в несколько миллионов долларов.
Если студия-мэйджор выпускает фильм, у неё есть утверждённый изобразительный рекламный ряд: тизер-постер, плакат, персонажные постеры, менять их на свой лад запрещено. В случае с независимым кино дистрибьютор чаще всего вправе сам решать, как подавать зрителю приобретённую картину.
Озвучивание и дубляж
Для начала нужно отметить, что есть разница между озвучиванием и дубляжом. Озвучивание, или озвучка, — это когда три актёра бубнят за кадром (двое мужчин с разным тембром голоса и одна женщина). Это делается быстро, недорого и без проблем. Дубляж — дорогая, сложная, трудоёмкая процедура, над которой трудятся масса актёров и специалистов.
В независимом кинопрокатном секторе картина дублируется, когда ты определился с потенциальным прокатным потенциалом, датой выхода, заплатил за неё и получил материалы. Потом ты платишь студии дубляжа, и она возвращает тебе уже готовую звуковую дорожку. При большом кинопрокатном релизе фильм дублируется всегда. Но если ты купил картину, которая получилась не такой, как ты предполагал, но тебе нужно для проформы сделать релиз и сэкономить, ленту можно озвучить «бубняжом».
Не так давно вышла французская картина «Ив Сен-Лоран» — она была не дублирована, а озвучена. Частенько фильм выходит в «бубняже» в регионах, где публика менее взыскательная.
Есть огромное количество студий, которые делают дубляж и озвучку, например «Мосфильм-Мастер» или «Пифагор». Озвучивание может стоить от 7 до 30 тысяч долларов и больше в зависимости от того, сколько возни с фильмом. Часто студии берут на себя и перевод картины.
Существуют целые кланы актёров, которые занимаются только дубляжом и являются звёздами в своей области. У голливудских фильмов категории А+ к большим звёздам чаще всего прикручен какой-то определённый актёр. Обычно студия дубляжа занимается и переводом, и редактурой, и усадкой диалоговых листов.
Режиссёр дубляжа берёт переведённые монтажные листы, смотрит картину, усаживает слова в уста и составляет план: кого бы он хотел видеть в разных ролях, обзванивает артистов и собирает труппу. Всё это происходит под патронажем студии дубляжа. Запись может длиться и один день, и целую неделю.
Доходы
Компании-дистрибьюторы покупают фильм на пять-восемь-пятнадцать лет. За это время они делают с фильмом всё, что хотят: продают на телеканалы, в онлайн-кинотеатры, издают на видеодисках. Они должны выжать из фильма всё возможное, потому что перед покупкой заносят студии-продавцу так называемую минимальную гарантию (или MG) — фиксированную сумму, которую в идеале должны окупить, чтобы заработать. Цена вопроса — от пяти-десяти тысяч долларов до пяти миллионов и больше. Сейчас хорошим результатом часто считается выход в ноль при том, что ты покупаешь картину, год её ждёшь, много месяцев готовишь к выходу, тратишь кучу денег на рекламу, придумываешь оригинальную локализацию.
Из прибыли с кинопроката фильма половину суммы всегда получают кинотеатры, половину — дистрибьютор. Со своей половины он ещё должен поделиться с компанией, которая продала ему права на фильм. Кроме того, продавец взимает огромное количество процентных сумм, которые капают ей с ТВ-продаж, с видеодисков и с интернет-проката. Процентное соотношение зависит от правил продавца и условий, которые выторговал дистрибьютор. Это может быть 50 на 50, 70 на 30 или 80 на 20 — в пользу дистрибьютора.
Однако он не спешит делиться, поскольку и так отвалил кучу денег, поэтому обязательства исполняются не всегда. Тогда дистрибьютор может сказать, что не окупил картину: много денег ушло на рекламу, а результат не оправдал ожиданий.
Пираты
Борьба с пиратством бесполезна в условиях открытого интернета. Либо ты смиряешься с этим, либо радикально перекрываешь абсолютно все источники, как это делают в некоторых странах. Во многих странах этим могут заниматься сами интернет-провайдеры. У нас есть Роскомнадзор.
Как правообладатель ты можешь написать туда обращение о том, что кто-то незаконно крутит твой фильм. Тогда Роскомнадзор попросит заблокировать раздачу, однако интернет-пользователи находят способы обойти блокировку. Также можно написать обращение к руководству сайта, где представлен фильм, например во «ВКонтакте», чтобы они его убрали.
Когда я проводил исследование о том, откуда люди качают фильмы, выяснилось, что девять из десяти опрошенных не скачивают их, а смотрят онлайн, потому что им просто лень делать лишние движения. Мы как видеосервис делаем этот процесс удобным — так, чтобы человек мог посмотреть картину в хорошем качестве сразу после того, как она прокатилась по кинотеатрам.
Наш главный союзник — лень зрителя. Он хочет нажать на кнопочку, и чтобы всё сразу случилось. Время популярности экранных копий прошло — сегодня люди не хотят смотреть фильмы в плохом качестве, поэтому готовы чуть-чуть подождать. К тому же окна между кинорелизом и релизом в интернете становятся всё меньше.
Источник: intalent.pro
Кинотеатры как бизнес: сколько зарабатывают на них владельцы
Кинотеатры – это прибыльный бизнес. Их доходы состоят из трех частей: продажи билетов, рекламы перед фильмами и продажи попкорна, прочей еды и напитков. Некоторые собственники, особенно владельцы крупных сетей, устанавливают также игровые автоматы, открывают боулинг, бары и кафе. Все это приносит дополнительные доходы. Доля прибыли от продажи билетов минимальна, т.к.
50% отчисляется дистрибьюторам и 3% Российскому авторскому обществу. Основная доля прибыли приходится на рекламу.
Количество современных кинозалов на территории России продолжает расти, но они размещены в основном в областных центрах и других сравнительно больших городах. В стране, где средняя семья тратит на еду более 50% дохода, основная проблема кинорынка – не конкуренция, а низкая платежеспособность. Да и интернет берет часть аудитории.
Последнее время посещаемость кинотеатров снизилась даже в Москве, и, видимо, понижение цен на билеты направлено на привлечение аудитории. Но своего бизнесмены, естественно, не упустят и, если не на билетах, то заработают на другом. Кинотеатры как бизнес продолжают приносить хороший доход.
Справка! Сегодня кинематограф – это значительная часть культурной жизни и даже не верится, что история создания коммерческих залов для показа фильмов начинается только в 1894 году.
Как устроен бизнес
Владельцы залов имеют три основные статьи дохода:
- продажа билетов;
- реклама;
- еда и напитки.
Если вы считаете, что основную долю доходов кинозалов приносит продажа билетов, то ошибаетесь. Согласно данным новостного портала «РИА-новости» и статистического отдела кинокомпании Невафильм «Невафильм Research», кинотеатры отдают 45-50% кассовых сборов дистрибьюторам, которые представляют фильмы на российском рынке и у которых они их арендуют для проката.
Рис. 1. Сведения о кинопрокате на портале «РИА новости»
Кроме того, согласно законодательству РФ, все кинотеатры России обязаны перечислять 3% от общей суммы кассовых сборов (до выплаты 50% дистрибьюторам) Российскому авторскому обществу.
Справка! Российское авторское общество – некоммерческая организация, занимающаяся управлением коллективными авторскими правами.
Поэтому доходы непосредственно от показа кино невелики. Гораздо больше приносит реклама и продажа попкорна, прочей еды и напитков. Как сказал экс-президент национальной ассоциации собственников кинотеатров США Джон Фитиан, 46% прибыли приносит именно продажа еды.
Реклама также приносит ощутимые прибыли. Особенно если учитывать, что ее время каждый год увеличивается минимум на 10%. Еще не так давно она занимала не более 10 минут времени перед сеансом, сегодня же это уже все 20 минут.
При грамотном управлении собственники кинотеатров зарабатывают хорошие деньги, устанавливая в центрах вендинговые автоматы, боулинг, игровые центры, открывая детские кафе и бары для взрослых.
Немного статистики
Согласно данным статистической компании «Невафильм Research», кассовые сборы в кинотеатрах России снизились в 2018 году.
Рис. 2. Динамика кассовых сборов по кинотеатрам России на портале «Невафильм Research»
Рис. 3. Динамика посещаемости кинотеатров России на портале «Невафильм Research»
В 2018 году было собрано 50 299,1 млн руб. с 200,5 млн посетителей. Таким образом, каждый посетитель принес в среднем по стране 251 руб. – такова средняя цена билета в кино.
Еще один статистический факт: количество залов в России – 5 233 в 1 893 кинотеатрах. Из них 10 крупнейших сетей занимают 43,95 рынка.
Источник: moneymakerfactory.ru
Советы начинающим продюсерам: как заработать миллионы на прокате
Питчинги (презентации кинопроекта для потенциальных инвесторов) стали очень модными в последнее время, однако есть ли от них польза — большой вопрос. Естественно, по закону больших чисел, если вы поучаствовали в 10 питчингах, вероятность того, что вас заметят, повышается. Но эффективнее, конечно, лично представить свой проект человеку, который принимает решение.
Нужно идти и лично общаться с людьми, которых вы хотите заинтересовать. Поэтому я не стал бы переоценивать значение питчингов. Из всех существующих мог бы выделить, пожалуй, что питчинг фестиваля «Кинотавр». Он отличается серьезностью и деловым попаданием.
О формате
Когда вы думаете, на каких прокатчиков вам нужно выходить с вашей картиной, нужно четко понимать, что за проект вы хотите делать. Будет ли это жанровый фильм (комедия, катастрофа), артхаус, мейнстрим (сериалы) или мелодрамы. Если вы снимаете артхаус, лучше всего иметь дело с компаниями, которые прокатывают артхаус. В России это «Вольга», «Парадис», «Наше кино». Идти к мейджорам в этой ситуации просто нет смысла.
С артхаусным кино все непросто, поскольку, как мы знаем, артхаусное кино у нас есть, а вот артхауса (в смысле места, где крутили бы это кино и собирали бы определенного зрителя) нет.
О прокатчиках
Как только вы начали снимать ваш фильм, вам нужно идти к дистрибьюторам. Мы должны убедить кинотеатры, что нашим фильмом нужно заниматься, иначе он просто не дойдет до зрителя. От того, как выглядит фильм в первые 2–3 недели проката в кино, во многом зависит его судьба. Готовясь к выпуску фильма «Метро», мы выпустили тизер за два года. Эти два года мы работали не столько со зрителем, сколько с кинотеатрами.
О показе фильмов на ТВ
Раньше телевидение боролось за успешное коммерческое кино, сейчас этого намного меньше. В сетке вещания ни у одного из телеканалов нет слота для российского кино. Каналы научились заменять игровое кино телефильмами или шоу. На телевидении нужны только фильмы-события к праздникам.
В остальное же время наши каналы довольствуются золотой коллекцией советских фильмов наших выдающихся режиссеров Гайдая, Рязанова, Данелии. Конечно, каналы покупают российские фильмы, но немного. После продажи на большие каналы вы можете предложить купить ваш фильм и каналам поменьше — ТНТ, СТС, ТВЦ, «Домашний».
Об оценке возможностей
Нужно проводить адекватную экспертизу успешности вашего фильма и вкладывать деньги в рекламу в соответствии с ожиданиями. На самом деле, существует немного компаний, которые занимаются подобной перспективой. Из существующего мог бы назвать Movie Research.
В истории много примеров, когда о фильме просто не узнали, потому что на рекламу было потрачено мало денег, или на рекламу бездарной картины была потрачена большая сумма из бюджета этой самой картины. При 80 фильмах, производящихся в России в год, только 10 являются более или менее успешными (в лучшем случае). Серьезного успеха на международных кинофестивалях российские фильмы добиваются раз в лет. Все остальное — хроника пикирующего бомбардировщика. Советую реально оценивать возможности и перспективы вашего фильма.
Об ограничении показа иностранного кино
Я против любых ограничений в показе иностранных фильмов, квоты — это неправильный шаг. Они не будут действовать, поскольку кинопоказ в России не развит. Совсем недавно крупные сети кинотеатров стали приходить в маленькие города. 40% населения у нас живет в маленьких городах и поселках городского типа, где не знают, что такое новые современные кинотеатры. Подобные квоты значительно сократят доходы кинотеатров и маленькие одно- и двухзальники будут закрываться.
О том, как зарабатывать миллионы
Чтобы ваш фильм в прокате собирал 15-20 миллионов, как это делают американские фильмы, нужно, чтобы его посмотрели разные части аудитории, не только традиционная киноаудитория 18-25. Наш фильм «Метро» заработал в прокате 13 миллионов долларов плюс миллион долларов от продажи прав на показ «Первому каналу». Общий бюджет фильма составил 10 миллионов долларов, 6 из них — государственная поддержка.
О том, кто важнее — режиссер или продюсер
Если мы снимаем арткино, то должны доверять режиссеру на 99%, если же мы занимаемся коммерческим, жанровым кино, то продюсер как представитель зрителя должен иметь последнее слово. Именно продюсер берет ответственность на себя, отвечает перед партнерами, дистрибьюторами и т.д. и может представлять режиссеру определенные требования.
Источник: theoryandpractice.ru