Прототипирование — это четвёртый этап процесса дизайна мышления, который сопровождается созданием и тестированием этих самых прототипов.
466 просмотров
Часто сталкиваюсь с возражением от владельцев бизнеса, которые говорят:
— Илья, давайте сделаем этапы исследования и генерации идей, и всё. Зачем дальше нужно какое-то прототипирование и тестирование прототипов? Это лишнее время и увеличение инвестиций.
Я всегда стараюсь просто объяснить, почему необходимо прибегать к прототипированию в любом проекте, даже если это небольшой продукт/сервис/услуга для клиентов или изменения имеющегося.
Прототипирование является широко используемым методом для тестирования и оценки идей на самой ранней стадии разработки.
Когда мы сгенерировали идею, мы можем пойти несколькими путями развития:
1. Руководитель придумал гениальную идею, и вся команда «побежала» ее воплощать. Или еще пример, подсмотрели идею у «соседей» и начали реализовывать с убеждением, что если у них работает, то и у вас это «выстрелит». Но по факту, при негативных последствиях, этот путь несет большие финансовые потери.
Что такое прототип и зачем он нужен
2. После придумывания идеи, осознанные владельцы (где более открытая система корпоративного управления) выносят решение на обсуждение в команду. В процессе мозгового штурма обсуждается идея, набрасываются варианты её доработки и запуска. Это уже более приемлемый способ.
3. После генерации идеи, в проектах дизайн-мышления, мы создаем прототипы (черновики идеи) и идём показывать их не только к сотрудникам, но и клиентам. Это ключевая особенность и важность.
Прототипирование — это лучший способ визуализировать будущий продукт/услугу/сервис, продемонстрировать его клиенту на самой ранней стадии, и получить обратную связь от них до того, как мы отдадим эту идею в разработку бизнеса.
Именно этап прототипирования несёт ключевую ценность для бизнеса, потому что здесь, до этапа разработки, можно минимизировать или избежать финансовые и другие риски в запуске нового продукта или изменений.
Для наглядности, я приведу вам несколько примеров.
Первый кейс: мобильное приложение для 60+
Задача банка состояла в том, чтобы сделать отдельное мобильное приложение для людей 60+, т. к. была гипотеза, что обычным приложением пользоваться этой категории людей неудобно. Делаем прототип приложения, показываем пользователям, сравниваем со стандартным приложение и видим, что люди пожилого возраста одинаково пользуются новым и стандартным приложением, и в подтверждение еще получаем обратную связь от них, что другое приложение им не нужно.
В итоге, компания инвестирует минимум на исследования и экономит большое количество денег на разработку, запуск и продвижение приложения для пожилых людей.
Второй кейс: новый физический продукт в рознице.
Команда оптики придумывает новый продукт и предполагает, как он должен выглядеть. Затем создают нарисованный прототип придуманного продукта и показывают клиенту. В следствии чего, понимают, что продукт должен быть видоизменен, выполнен из другого материала и содержать другие символы, а также продаваться в других каналах продаж (помимо собственной розницы) . Тогда продукт будет востребован.
Урок 16. Как показать кейсы | Курс «Прототипы»
Третий кейс: программа лояльности розница.
Команда розницы (no-food) запускает программу лояльности для клиентов, взяв за основу бенчмарк (сравнение) стандартных программ лояльности, которые есть на рынке. Это не приносит положительный результат — клиентам не нравится, бизнес-показатели не улучшаются. Сотрудники проводят анализ текущей клиентской базы и проводят исследования, придумывают другую программу лояльности. Показывают клиентам прототип и приходят к выводу, что программа на каждом своем этапе должна содержать другие условия, тогда клиенты ей будут пользоваться.
Итого, на своём опыте могу сказать, что практически не было проектов, когда мы придумали что-то, пришли к клиентам и они такие — это идеально. Всегда есть изменения, а от каких-то идей мы отказываемся полностью, как на примере с мобильным приложением.
Этап прототипирования — это про минимизацию инвестиционных рисков. Вы можете вложить свои деньги, сделать что-то, на этапе коммерческого решения получить негативный фидбек от клиентов или низкую покупательскую активность.
А можете все это предвосхитить, сделать прототип, практически не вложив денег, показать клиенту и уже на этом этапе собрать обратную связь от своих пользователей, тем самым минимизировать риски.
Когда вы запускаете что-то новое или улучшаете продукт/сервис, всегда делайте прототипы и приходите к своим клиентам, показывайте и общайтесь с ними.
Вопрос номер два, с чего начать делать прототипы?
Ответ, как бы просится: с прототипов! А вот и нет!
Прототипы начинаются с сервисных сценариев. Прежде чем сделать прототип, нужно прописать историю взаимодействия пользователя с вашей идеей.
Например, у вас возникла идея сделать программу лояльности (по сути это услуга) . В рамках этой идеи есть большое количество шагов взаимодействия пользователя с программой лояльности. Как клиент узнает про программу лояльности, через какие онлайн и офлайн каналы происходит коммуникация, где и как регистрируется и т. д. Ровно также с новым продуктом или услугой, ведь помимо самого продукта есть ещё сценарии взаимодействия.
В действительности, одна идея, даже если это просто страница сайта или небольшие изменения в готовом продукте, всегда имеет достаточно большое количество шагов в сервисном сценарии, т. е. конкретные действия пользователя, которые он совершает, взаимодействуя с этой идеей.
Если ещё проще, то сервисный сценарий — это раскадровка взаимодействия пользователя с вашей новой идеей.
Сервисные сценарии лучше делать вместе с командой, в идеале подключить и клиентов. Если есть такая возможность, то пригласить клиентов/пользователей на воркшоп, чтобы сотрудники вместе с клиентами могли найти общий консенсус.
Это очень хорошо работает, потому что сотрудники слышат клиентов и понимают, что есть шаги, которые важно учитывать. А ещё вы изначально проектируете сценарий взаимодействия с вашей новой идеей на основе пожелания клиентов.
Сделали сценарий, и? Когда он есть мы точно понимаем, какие прототипы нужны. Какие экраны приложения нужно отрисовать и показать клиенту, какие pos-материалы клиент должен увидеть, в каких взаимодействиях клиент должен побывать.
Вообщем, все как в кино, после того как мы написали сценарий, мы идём делать декорации.
Добавлю про сервисные сценарии в картинках.
Сервисный сценарий личного кабинета в ритейле. Делали с командой, потом проверяли и меняли с клиентами. Кстати мы в агенстве используем такой фреймворк (достался от DesignThinkers Amsterdam) . Он включает в себя окна в виде диалогов для сценария, а также параметры для верхнеуровнего понимания: что нам это стоит и какой доход от нововведения.
Сценарий нового пути клиента в ресторанах в Амстердаме, кейс наших коллег. Это уже простая для понимания визуализация, на основе рис 1.
Смесь сценария с blueprint, кроме шагов клиента здесь есть описание и визуал изменений, которые должны быть сделаны в компании.
рис 1 — фреймворк для работы в нем команды, когда создаем сценарии
рис 2 — простая визуализация придуманного, которую можно показать клиенту (вместе с прототипами) или бизнесу
рис 3 — визуализация, как должно быть в компании, например чтобы показать боссу и попросить бюджет
Прототип – это макет вашей идеи, а прототипирование – создание этого макета.
Прототипы можно разделить по двум критериям с противоположными сторонами:
Первый критерий: более чёткая и менее чёткая детализация.
Представим, к примеру три варианта визуализации экрана авторизации в мобильном приложении.
Первый вариант, в виде простого скетча от руки на листе бумаги. Второй, отрисованный в графическом редакторе. А третий, сделан и автоматизирован в figma (приложение для создания кликабельных интерфейсов) .
Все эти три варианта будут прототипами, которые можно показать клиенту. Но они отличаются именно чёткостью и детализацией. Скетч показывает общую концепцию. Второй вариант будет более детализированный, но мы не можем исследовать юзабилити или анимацию. А вот создание кликабельного прототипа в figma может дать понимание использования приложения или веб сайта, как будто бы клиенты этим уже пользуются.
Второй критерий: физические или digital прототипы.
Прототипировать можно все что угодно. Например, в Германии есть агентство, которое производит премиальную мебель, и они перед тем, как отдать в работу 3D дизайнеру эскиз мебели, сначала делают макет из бумаги в виде папье-маше. Затем показывают это клиенту, собирают обратную связь, и только после этого отдают уже более полное техническое задание дизайнеру.
Это экономит ресурсы компании на оплату дизайнеру потому, что требуется меньше доработок, корректировок и соответсвенно меньше часов работы дизайнера. Примеров физических прототипов масса — это может быть легопрототипирование, скетчи, ролевые игры, все то, что можно показать клиенту в физическом пространстве. А электронными прототипами могут быть все digital-решения в виде презентаций, видео или макетов, сделанных в figma.
Прототип — это не готовое решение, это даже не MVP продукта. Прототип — это «сырой» (но понятный) черновик того, что мы можем показать пользователям, для сбора обратной связи.
1. Рассматривать идею или продукт, в отрыве от процесса продаж и использования. Времена “только продукт” прошли, сейчас экономика впечатлений, а впечатления мы получаем от всей «истории» узнавания, покупки, использования продукта или услуги. Создавая прототип нужно сразу учитывать «историю».
2. Делать сервисные сценарий или прототипы без подключения команды и клиентов. Владельцы, угомоните своё эго и выключите «я лучше знаю». Вы знаете много, но лучше знает ваш пользователь. Вы можете даже не догадываться о тех проблемах с которыми сталкивается пользователь и какие персоны пользователей потребляют ваш продукт или услугу.
Да, возможно, в какой-то момент не будут нужны интервью с клиентами (если инфы вы уже собрали много) , но об этом вам тоже скажут эксперты, после анализа ваших данных.
3. Показывать клиенту только продукт, без контекста использования. Ну например вы придумали бритвенный станок для мужчин. Не стоит показывать станок, нужно показать пользователю, как выглядит весь его будущий путь: где он видит продукт, как он выглядит в упаковке, как выглядит упаковка и тд.
4. Создавать прототипы, как готовый продукт. Не стоит гнаться за красотой, прототип на то и прототип, чтобы быть сырым черновиком. Даже лучше если на первых этапах красивая картинка не будет пускать «пыль в глаза» пользователям.
5. Думать, что можно объять необъятное. Можно конечно, но как показывает практика — неэффективно и дорого и смазываются результаты исследования. Чем шире рамки изучаемого, тем расплывчатей результат. Поэтому надо идти от общего к частному.
От концепта к детализации, от пути к шрифтам. А не наоборот.
6. Начинать с full product, а не MVP. После сбора инфо о прототипах придумать полную развёрнутую версию продукта и начать над ним корпеть. Сразу «астановитесь», помните, что ключевое это найти core (ядро) продукта/услуги и далее уже наращивать его.
Ошибок конечно ещё больше, чем влезло сюда. Но больше не будем о них, начните создавать прототипы и тестить их с пользователями и у вас все получится.
Источник: vc.ru
Зачем нужно прототипирование интерфейсов
Не бывает идеального дизайна для всех пользователей и не бывает идеальных решений с первого раза. Поэтому всей команде разработки приходится создавать гипотезы, проверять их и придумывать новые, если прежние не привели к нужному результату. Это не всегда оправданный путь, так как разработка цифрового продукта стоит дорого. В такие моменты на помощь приходит прототипирование, о нём сегодня и поговорим.
Что такое прототипирование
Прототипирование — это процесс в работе дизайнера, когда он создаёт «иллюзию» рабочего интерфейса на базе нарисованных макетов или вайрфреймов в короткие временные сроки. Это и будет являться прототипом интерфейса.
С помощью прототипа можно взаимодействовать с продуктом и проводить пользовательские тестирования. И всё это без написания кода. Магия? Нет, обычный опыт работы с инструментами прототипирования и чёткое понимание, какой конечный результат необходимо получить.
Прототипирование экономит денежные затраты на разработку того, что может не сработать. И даёт возможность посмотреть на «рабочее приложение» до того, как программисты начнут писать код.
Как использовать прототипы
- Исходя из того, что прототип — это возможность предоставить функционирующий продукт на обозрение, я могу подобрать такие кейсы использования:
- демонстрация клиенту;
- демонстрация пользователям для сбора качественных и количественных данных;
- демонстрация коллегам для получения обратной связи;
- демонстрация разработчикам для объяснения логики любого пользовательского пути в интерфейсе.
Я могу перечислять примеры ещё очень долго, думаю, суть понятна.
Всегда важно держать в голове цель — что именно необходимо проверить. Не всегда стоит прорабатывать прототип до мелочей, ведь не все функции будут использоваться в рамках тестирования гипотезы. Как и не каждое решение просуществует до финальной версии продукта.
Как выглядит прототип
Создание прототипов — это достаточно доступный процесс. Прототипом может являться как чертёж ручкой на салфетке, так и полностью анимированный и настроенный макет пользовательского интерфейса в специальном инструменте. Качество и способ создания прототипа полностью зависит от ресурсов и целей, которые вы преследуете.
- Перечислю некоторые инструменты для создания прототипов:
- Figma
- Adobe XD
- Framer
Пример прототипа
Наша компания работает с большими и сложными цифровыми решениями, где прототипы помогают протестировать интерфейс на пользователях и учесть всю логику проекта. Покажу один кейс — Тренажёр английского, для которого мы собирали прототип. Этап прототипирования помог нам понять, правильно ли мы ведём пользователя по сайту, начиная с момента попадания на главную страницу и заканчивая взаимодействием с самим Тренажёром английского языка.
Заказчик принимал активное участие в разработке, и у него было своё представление, как выглядит путь пользователя. Мы собрали прототип, и стало понятно, что первоначальная схема сложная, поэтому мы доработали её и продумали новую логику. Таким образом удалось сэкономить бюджет проекта, не потратив его на лишнюю работу.
Покажу прототип одной из первых версий проекта
Почему важно помнить о прототипировании
Прототип помогает не тратить время на разработку непроверенного функционала. Вы показываете прототип пользователям, они дают вам обратную связь за короткое время. А разработчики не отвлекаются на лишнюю работу.
Поделюсь кейсом. Во время работы над проектом ЮФУ мы изучали, как действует целевая аудитория. И на этапе проектирования часто задавались вопросом, какая из наших идей лучше сработает. Мы не стали играть в «угадайку» и создали несколько прототипов для одного сценария, провели исследование на пользователях и выявили, какой интерфейс понятнее и удобнее. Этим мы сэкономили бюджет на часах программистов и передали им уже рабочий вариант.
Если нужно дёшево и сердито проверить работоспособность интерфейса, прототип — ваш помощник в ситуациях, когда неизвестно, какое дизайн-решение приведёт к желаемым результатам.
Источник: inostudio.com
Как мы делали первый прототип для E-commerce проекта. Кейс
Проект Zero2Hero существует уже год, но за это время мы не рассказывали о том, как мы делали прототипы, а также о будущем стартапов, обратившихся в нам. Мы решили закрыть пробелы в историях и поделиться нашим первым опытом — созданием прототипа для одного E-commerce проекта.
В сентябре прошлого года (через три месяца после запуска проекта) к нам обратился стартап, который запускал E-commerce продукт. Прежде чем выходить на рынок и вливать внушительные суммы, основатель решил перестраховаться и проверить гипотезу заранее, убедиться в том, что идея работает и стоит внимания инвесторов. Узнав о нашем проекте в СМИ, фаундер решил: наш проект — то, что нужно, чтобы запустить продукт с умом и наиболее грамотно распорядиться бюджетом. Поэтому фаундер быстро связался с нами, и уже в тот же день мы начали обсуждение проекта.
Сложности задачи
- мы не сможем понять, какая именно из гипотез не работает (если так случится);
- прототип окажется нагруженным настолько, что инвестор рискует не разглядеть ту самую киллер-фичу продукта и в итоге откажется вкладывать свои средства.
Хотите проверить несколько гипотез? Делайте несколько прототипов. Поверьте, это будет для вас более выгодно, чем попытка сэкономить, а по факту — пустить деньги на ветер.
Итак, в работе с заказчиком нам удалось достичь определенного компромисса: заказчик согласился тестировать одну основную гипотезу, но мы, со своей стороны, согласились в одном прототипе проверить несколько второстепенных идей, которые не перегружали прототип и не вредили проверке основной гипотезы.
Разобравшись с количеством гипотез в одном прототипе, мы приступили к обсуждению ТЗ. Из-за нечетких формулировок и оборотов, которые можно трактовать совершенно по-разному, начинающие специалисты рисковали неверно истолковать мысли фаундера. Чтобы полностью попасть в ожидания клиента и уложиться в срок, мы решили, что хорошим и логичным решением станет создание предпрода.
Предпродакшн поможет заказчику понять, что он хочет видеть в результате, а нашей команде — определить нужный вектор в создании прототипа и добиться точного и прозрачного ТЗ, которым по сути и служил наш предпрод.
Заказчик поддержал нашу идею. Таким образом, мы начали тернистый (поскольку первый) путь к реализации прототипа.
Реализация
Всего за пять дней мы собрали команду из трех UI/UX дизайнеров, которые за полторы недели смогли сделать продпродакшн. Тимлид проекта выполнил задачу на ура: организовал эффективную работу молодой команды, давал быструю обратную связь по каждому этапу, тщательно проверял каждый пункт задачи.
Как только мы сделали предпрод, мы показали его заказчику. Фаундер быстро принял проект, и мы приступили к реализации самого прототипа. На реализацию прототипа у нас ушло 12 дней.
Прототип подтвердил жизнеспособность идеи фаундера, поэтому наш клиент сразу отправился на поиск инвесторов. Как мы узнали спустя три недели, заказчик быстро нашел инвесторов и на данный момент уже полностью готов к запуску своего продукта.
Итоги
Первый опыт подтвердил, что проект действительно работает: наш заказчик получил инвестиции, а специалисты — опыт работы в реальном проекте, а некоторые из ребят продолжили сотрудничество с заказчиком на постоянной основе.
Все же, мы поняли, что концепцию проекта нужно немного поменять: именно после это проекта мы решили, что фиксированные сроки (4 недели) и фиксированная цена (300 тысяч рублей) не совсем релевантны, ведь каждый проект индивидуален. С тех пор мы работаем понедельно и за каждую неделю разработки берем 100 000 рублей. Максимальный срок, за который мы делаем прототипы — 4 недели.
Почему у нас получилось?
Пожалуй, главная причина успеха заключается в том, что мы тщательно подходим к работе и преследуем цель — сделать максимально качественный прототип. По факту мы могли сразу приступить к реализации, не тратя время на предпрод или проверить несколько гипотез в одном прототипе. Мы бы также получили свою оплату, а заказчик — прототип.
Однако мы понимали: шансы заказчика на инвестиции значительно снижаются, а наша задача — увеличить шансы на успешный запуск продукта настолько, насколько это возможно. Мы работаем в партнерстве и поэтому стараемся делать все, чтобы наш клиент (читай партнер) достиг заветной цели.
Кроме того, нам удалось собрать команду амбициозных, трудолюбивых ребят, которые, несмотря на небольшой опыт работы, смогли сделать практически невозможное: реализовать прототип продукта в настоящих боевых условиях всего за 12 дней. Мы не зря верим в то, что грамотный подбор команды — это 80% успеха.
Источник: spark.ru