Говорят, бизнес — это творчество ума. Эта сфера активно изучается самыми разными специалистами, включая психологов. Кто такие бизнес-психологи? Что это за профессия и как она связана с достижением целей?
фото: предоставлены пресс-службой
Отвечает профессиональный бизнес-психолог и коуч Ирма Пушкина.
Бизнес-психологи — это специалисты, которые изучают бизнес как целостную систему отношений и взаимосвязей как с внешним миром (контрагентами, заказчиками, клиентами, государством), так и внутренним (сотрудниками, финансами и многим другим). Эта профессия активно набирает обороты и будет становиться все более популярной в силу своей востребованности.
Исследование точек роста
Бизнес-психологи не могут знать, какое решение будет правильным для человека или для системы, но помогают провести исследование. Исходя из понимания системы, я могу помочь клиенту как индивидуально клиенту, который хочет расти как в бизнесе или фрилансе, так и на своем рабочем месте внутри компании. Помимо этого, я могу со стороны оценить систему и посмотреть, что работает хорошо, а что нуждается в развитии. Бывает так, что клиенту больше нужна не моя помощь, а другого специалиста, тогда я направляю к подходящему эксперту. Некоторые после наших сессий, например, первичной трилогии, сами понимают, что необходима еще и работа совсем в другом направлении, а вопросы по бизнесу не в приоритете.
Бизнес — психолог который помогает в решении вопросов личных и бизнеса.
Кому полезен бизнес-психолог
Необходимость в участии бизнес-психолога зависит от того, в какой позиции находится человек. Иногда люди обращаются для собственного развития, неважно, работают они в найме, собственники бизнеса или фрилансеры. Тогда мы смотрим, как этот человек может масштабироваться внутри действующей системы либо создать свою систему.
Второй уровень — это обращение как собственника бизнеса, и мы смотрим, как компания развивается, какие происходят процессы, диагностируем и приходим к решению самого заказчика — будет ли он работать с собой или всей компанией. Бизнес-психология рассматривает целые сценарии. С внешним миром могут действовать одни схемы, а с внутренним — кардинально другие сценарии. Зачастую при осознании этого факта у заказчика наступает прозрение.
Третий уровень — это развитие компании как системы. Один из ярких примеров проектов, с которыми я работаю, это «Самокат». Сначала это был небольшой и очень перспективный стартап, а сейчас это уже масштабная компания, которая растет и развивается.
фото: предоставлены пресс-службой
Я прекрасно понимаю, что человек, прежде чем прийти с запросом ко мне, как-то неплохо справлялся с своей жизнью. И дальше справится без меня. То есть нет идеи спасать человека, ведь он не справится без меня, а есть желание, готовность и большой опыт — помочь клиенту с решением его запроса быстрее, эффективнее, получая от процесса достижения цели максимум возможного удовольствия.
Идеальный мэтч с клиентом
Как и в любой другой профессии, в бизнес-психологии нет идеальных. Важно найти специалиста, который подходит именно вам на текущий момент и по финансовым возможностям, и по ресурсам времени, и по глубине знаний и опыта. И создавать с ним рабочие отношения. Не ожидая, что будет сразу идеал (каким бы вы его ни представляли), а формируя и трансформируя эти отношения по пути к вашей цели, вместо того чтобы «перебирать» десятки специалистов в поисках идеального.
НУЖЕН ЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ БИЗНЕС-ПСИХОЛОГ? | Разборы от бизнес-психолога Марии Майоровой
Только взаимовыгодное сотрудничество
Как бизнес-психолог и предприниматель, я рассматриваю бизнес как систему взаимовыгодных отношений. Выгода выражается в том, что и компания должна расти, развиваться и достигать целей и хороших результатов, и люди, которые в ней работают, также должны иметь возможность развиваться и получать достойную оплату труда. И тогда возможен синергетический эффект в развитии.
Например, через регулярно проявляемую инициативу сотрудников для улучшения результатов компании. Ведь без атмосферы взаимовыгодных отношений инициатива быстро иссякает (если она была изначально) или не раскрывается вовсе. Причем это касается обеих сторон: и работодателя, и сотрудников.
Не нужно выбирать между деньгами и моралью
В моей картине мира мораль может хорошо соседствовать с деньгами, более того, они часто взаимосвязаны и дополняют друг друга. Ведь деньги — это ресурс, инструмент для реализации желаний, удовлетворения потребностей. Соответственно, этот ресурс, как и любой другой, может быть направлен как во благо (с точки зрения морали в том числе), так и во вред. Это уже выбор каждого человека.
В поисках баланса. А нужен ли он?
Жизнь очень динамична и адаптивна, и в какие-то моменты мы можем не иметь баланс, который сейчас многие пытаются соблюдать: когда все сферы жизни одинаково развиты. Например, если есть интересные и захватывающие проекты, а также активное желание ими заниматься, то отвлекать себя от них и копить напряжение не стоит.
Можно больше поработать и меньше отдохнуть в какой-то небольшой промежуток времени. Но — внимание! — это работает, если человек знает границы своей усталости и имеет адекватный контакт с собой. А проще всего выстроить именно такие отношения с собой можно с помощью личной терапии. Это позволит вовремя замечать сигналы усталости и выгорания и выстраивать адекватные границы.
Важно уметь прислушиваться к себе и замечать, когда все нормально, а когда чего-то слишком много или мало. Баланс — это всегда индивидуальная история, и у каждого он свой. Стремление к «одинаковому и равнобедренному балансу» — это опасная история, уходящая корнями в нарциссизм.
Непопулярная точка зрения о целях
Бытует странное и необоснованное мнение, что «нужно просто поставить цель и идти к ней». Прежде чем будет сформирована цель, сначала возникает неудовлетворенность текущим положением. Затем необходимо заметить, чем именно мы не удовлетворены, то есть какая конкретно наша потребность не удовлетворяется в настоящее время. После этого необходимо еще перейти на следующую ступень (к слову, на которую большая часть людей даже не заходит, оставаясь в своей неудовлетворенности и жалуясь на нее годами) — обнаружить свою готовность и ресурсы для удовлетворения этой потребности. Позже мы можем заметить разные способы (как минимум десятки) удовлетворения этой потребности и только потом — выбрать подходящий, реалистичный и возможный для нас способ ее реализовать.
То есть что такое цель на самом деле? Это способ удовлетворения определенной потребности, выбранный из множества вариантов. Следовательно, такая жесткая и болезненная привязка к достижению цели, исходя из данного определения, как минимум нелогична. Ведь это всего лишь один способ из множества. Можно выбрать другой, более подходящий вам именно сейчас в вашей текущей реальности.
Адекватное формирование цели происходит именно через осознание потребности и выбор формы ее удовлетворения. Люди могут корить себя за то, что не достигли цели, а ведь причиной может быть неактуальная форма удовлетворения потребности или несоизмеримая с их возможностями. Важно это заметить и пересмотреть свою стратегию с учетом системного подхода.
Источник: dzen.ru
Психолог и Бизнес или Бизнес-Психолог
Может ли классический психолог работать с предприятиями?
Абсолютно да. Более того, сегодняшние реалии уже диктуют эту необходимость для компаний.
Есть ли тут ограничения?
Безусловно. Психологу, помимо внутреннего мира человека и терапевтических техник хорошо бы понимать как устроен бизнес, на кого в компании мы работаем, как формируется техническое задание и ценообразование, какие существуют подводные камни и т.д.
Поможет ли человеку опыт работы в бизнесе до психологической практики?Да.
Достаточно ли одного этого? Нет. Для профессионала важна глубина и системность, а также понимание того, как устроен бизнес. Неважно, планируете ли вы открыть собственное дело или стать набрать портфель корпоративных клиентов и обслуживать их (что, в принципе, одно и то же).
Помочь выйти из процессного мышления, понять логику и потребности предпринимателей, повысить стоимость услуг и обеспечить себя работой на многие годы вперед вам поможет программа «Корпоративный Психолог».
Преподаватели — действующие предприниматели и преподаватели программ МВА (Master of Business Administration, квалификация, позволяющая эффективно управлять бизнесом). МВА — принятый международный стандарт качества в управлении бизнесом. Программа «Корпоративный психолог» в настоящее время аккредитована как формат mini-MBA. Получив практические знания на программе «Корпоративный психолог» вы сможете как организовать свой собственный бизнес, так и найти работу по специальности психолога в организации.
Первый модуль и запускающий тренинг: «О компании. Стратегическая цель и цели компании на рынке»
1-2 апреля. Екатеринбург, очно.
«Запускающий тренинг. Что такое бизнес? Цели и задачи предприятия. Стратегическая цель компании на рынке. Что такое компания.
Сущность и структура компании. Цели компании на рынке. Проблемы, стоящие перед современным бизнесом. Международные и межкультуральные сложности ведения бизнеса. Комплекс спланированных действий, направленных на решение задач в разных сферах деятельности компании. Маркетинговые ориентиры развития компании в долгосрочном периоде. «.
Преподаватель модуля: Колинько Артем Александрович, генеральный директор «Ателье бизнес-технологий»
эксперт-практик с 18-летним опытом управленческой деятельности и консультирования по вопросам стратегии, операционного менеджмента, внедрения и оптимизации бизнес-процессов, международный аудитор BVQI по стандартам ISO 9001, ISO 1
Модульная система обучения — 2 выходных в месяц сб и вс.
Документы установленного образца на выходе
Прохождение практики на реальном предприятии
Руководство куратора на протяжении всего периода обучения
Обеспечение контрактами на работу лучших учеников на потоке
Старт 1 апреля 2023 года. Стоимость прохождения 1 модуля 14000 рублей. При единоразовой оплате всего курса предоставляется скидка. Возможна рассрочка.
Запись на собеседование: +7967-639-65-27 (учебный отдел)
Подробнее программа и полные резюме преподавателей www.jfpsy.ru
Опубликовано 7 марта 2023 , 22 просмотра
Психолог — г. Екатеринбург
Источник: www.b17.ru
Бизнес-тренер, бизнес-коуч, бизнес-психолог и бизнес-психоаналитик
Как психологу выбрать направление для работы с организациями? На что опираться собственникам бизнеса и руководителям при подборе специалиста с психологическим уклоном? Какие psy-специалисты будут особенно полезны бизнесу — узнайте в статье.
Среди этих специалистов есть как экспертные, так и процессные консультанты.
В чем разница? Первые дают результат за счет своей экспертизы в каком-то узком вопросе, вторые — за счет организации процесса, в котором люди сами находят решение задачи.
Процессные консультанты работают на разных уровнях, взаимодействуя с разными отделами головного мозга человека: неокортексом и лимбической системой.
Неокортекс как отдел головного мозга начал формироваться относительно недавно (примерно пару миллионов лет назад). Он отвечает за мышление, воображение, моделирование и проектирование будущего. На этом уровне эффективно работает коучинг.
Лимбическая система более древняя — она связана с чувствами и эмоциями человека. И это то, с чем работают психоаналитики.
Разберем подробнее каждую специализацию:
- Бизнес-тренер — это консультант, которые имеет экспертные знания и опыт в бизнес-вопросах. Например, тренер по продажам умеет продавать сам и обучает навыкам продаж других.
- Бизнес-коуч (как и бизнес-психолог, и бизнес-психоаналитик) — это процессный консультант. Он не учит продавать, создавать маркетинговые стратегии или разрабатывать организационную структуру — у него нет таких компетенций.
Бизнес-коуч эффективно помогает прорабатывать вопросы, связанные с планами на будущее: как достичь поставленных целей, что нужно для этого, где отыскать ресурс для реализации планов и пр.
Слабое место коучинга в том, что он не работает с чувствами и эмоциями. Клиент может очень ярко и живо моделировать будущее ровно до того момента, пока не столкнется с какой-либо сложной эмоцией. И здесь возможны два варианта:
- либо клиент закроется и на все вопросы будет отвечать: «Я не знаю. Я не понимаю. Я ничего не могу придумать»;
- либо он начнет проектировать будущее, опираясь на свой прошлый опыт. А это приведет к тем же результатам, что уже были реализованы — круг замыкается, движения вперед нет.
- Бизнес-психолог — специалист, который умеет работать с эмоциями. Его преимущество в том, что он обладает и компетенциями коуча в том числе. То есть он может работать и на уровне моделирования будущего, и на более глубинном уровне, помогая клиенту справляться со сложными внутренними состояниями и ограничивающими установками.
Как и бизнес-коуч, бизнес-психолог работает с индивидуальной психикой. Это могут быть разные варианты взаимодействия — тет-а-тет с клиентом или в групповом формате, но результат один: происходят изменения в мышлении индивидуальной психики.
- Бизнес-психоаналитик — специалист, который содержит в себе компетенции бизнес-коуча и бизнес-психолога, а также — умеет работать с групповой психикой, корпоративным мышлением, с групповым бессознательным. И этот навык позволяет ему давать более быстрые и сильные результаты бизнесу, влиять на его развитие.
Бизнес-психоаналитик меняет мышление группы, работая и на индивидуальном уровне, и на групповом.
Приведу пример из практики Курта Левина, известного психолога, пионера в сфере группового анализа.
Он работал в Америке в 30-40 годах. Во времена Второй мировой войны Америка испытывала трудности с продовольствием, в том числе с белым хлебом.
Однажды к Левину обратилось американское правительство с задачей: нужно сделать так, чтобы американцы начали покупать черный хлеб, который они покупать не хотели.
Психологу нужно было каким-то образом перенастроить поведение людей так, чтобы они сами захотели изменить свою привычку и черный хлеб на столе стал бы их культурной традицией.
В ходе экспериментов Левин пришел к выводу, что индивидуальная психика меняется гораздо легче, когда человек становится частью группы и попадает в процесс изменения группового сознания.
Каким было решение задачи? Оказалось, что самым лучшим способом убедить людей покупать черный хлеб были призывы на митингах, общественных и рабочих собраниях.
То же самое происходит и в работе с бизнесом.
Взаимодействуя с групповым сознанием и изменяя его, бизнес-психоаналитик меняет и индивидуальную психику. И благодаря этим быстрым и качественным трансформациям компания совершает резкий скачок в развитии.
Методическое пособие «Глубинная психология для бизнеса, или Как сделать компанию живой?»
Системы бывают мертвые (механизмы) и живые (организмы).
Когда бизнес — мертвый механизм, люди внутри психически «мертвы»: они безразличные, безучастные. Работа ими переживается как нечто-то бессмысленное. В таком коллективе руководитель «все тащит на себе».
Как оживить бизнес-систему, чтобы люди делали максимальный вклад в компанию и чувствовали себя реализованными и удовлетворенными?
Узнайте в пособии.
Источник: epsgroup-edu.ru