Региональный бизнес омбудсмен это

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

+7 495 988-92-52

  • Официальная страница НИСИПП
  • Проблематика МСП и его господдержка
  • Банки и МСП (малый и средний бизнес)
  • Антикоррупционный капитал
  • О нас
  • Интерактивное резюме
  • Наши организации
  • АНО «НИСИПП»
  • ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
  • ООО «O2Consulting»
  • ООО «Л-СТАР»
  • Школа
  • Направления деятельности
  • Наши технологии
  • Мероприятия
  • Новости
  • Мнения наших экспертов
  • Интервью
  • Мониторинги
  • Исследования
  • Законодательство
  • Наши публикации
  • Программы поддержки
  • Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Региональный бизнес-омбудсмен представил ежегодный доклад Законодательному Собранию

Главная / Интервью / Региональные бизнес-омбудсмены: начало пути

Региональные бизнес-омбудсмены: начало пути

Дата: 29.12.2014

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) провел мониторинг зарождающегося института региональных бизнес-омбудсменов. Один из авторов исследования, замдиректора НИСИПП Николай Валериевич СМИРНОВ, рассуждает о его преимуществах и недостатках.

— Насколько широки на практике и насколько достаточны полномочия федерального бизнес-омбудсмена и его региональных коллег?

— Необходимость и достаточность полномочий лучше рассматривать в привязке к тому, какие задачи стоят перед бизнес-омбудсменом. Их не так много. Главная из этих задач — обеспечить защиту прав предпринимателей при их взаимодействии с органами власти.

В Федеральном законе от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» сказано, что омбудсмен должен осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Однако реальные контрольные полномочия у него отсутствуют. Контроль подразумевает непосредственное воздействие на объект.

Например, в качестве контролера уполномоченный мог бы давать обязательные для исполнения предписания органам власти, либо налагать штрафы, либо воздействовать на них иным образом. Но этого нет, все сводится к надзорным полномочиям.

На наш взгляд, самой важной позицией является возможность обращения в суд в случае, если уполномоченный, рассмотрев заявление предпринимателя, сочтет, что его права действительно нарушены. Кроме всего, он может обжаловать уже вступившие в силу акты арбитражных судов. Все остальные полномочия в большей степени рекомендательные, информационные. Так, если предприниматель жалуется на неправомерную проверку со стороны тех или иных инстанций, уполномоченный может этим инстанциям направить предложение по отмене их решения или, к примеру, пожаловаться в прокуратуру. Но действенность таких механизмов остается под вопросом.

Бизнес-омбудсмен: нарушения в отношении бизнеса растут

— Предприниматель может и сам обратиться в суд. Зачем ему дополнительное передаточное звено в виде бизнес-омбудсмена?

— У института уполномоченного есть как сугубо формальная, так и профессиональная и публичная стороны. Предполагается, что будет играть определенную роль личный авторитет, не без учета авторитета лица, его назначившего, а также опыт и профессионализм во взаимодействии с органами власти по вопросам защиты прав предпринимателей.

Этот фактор может оказаться важным на практике, в том числе и для суда. В целом же уполномоченный, поскольку он имеет какие-то взаимоотношения и с предпринимателем, и с органом власти, может выступать в роли авторитетного медиатора в спорных ситуациях. Но, повторюсь, возможность судебного обжалования — в реальности один из немногих рычагов в его распоряжении.

Добавлю, что бизнес-омбудсмен имеет право принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении предпринимателя по его заявлению. Вопрос, насколько это позволит избежать нарушений, ведь очевидно, что омбудсмен не обладает организационными и кадровыми ресурсами, которые есть у проверяющего органа. И если последнему что-то действительно нужно найти, он сможет это сделать, хотя с участием омбудсмена проводить предвзятые проверки станет, конечно, сложнее.

— В какой мере уполномоченные независимы в своей деятельности? В идеале они должны выступать в роли некогораздражителя для властей. Это возможно?

— Если говорить о федеральном уполномоченном, то он назначается Президентом РФ и в этом смысле независим от большинства проверяющих органов. Но на практике он все равно действует в политическом пространстве, пронизанном разнообразными властными отношениями, а потому может быть подвержен определенным влияниям. Кстати, в законе об уполномоченных нет слова «независимость»: они обязаны защищать права предпринимателей, а как — это уже на их усмотрение. Есть и механизмы, ограничивающие зависимость омбудсмена от органов власти. Но пока практики их применения нет, мы можем говорить только о наличии тех или иных сдержек и противовесов.

— Какими они могут быть?

— Во-первых, это процедура назначения омбудсмена. Во-вторых, процедура его освобождения от должности. Кто его назначает и снимает, тот и оказывает решающее влияние. В-третьих, финансирование деятельности уполномоченного.
Наконец, это механизмы, связанные с его формальной подотчетностью. На федеральном уровне почти все ниточки сходятся к Президенту РФ. А вот в регионах картина сложнее.Региональных уполномоченных назначают на должность администрации субъектов РФ, но в законе есть обязательное требование о согласовании этой кандидатуры с федеральным бизнес-омбудсменом. Кроме того, для назначения и федерального, и региональных уполномоченных требуется учет мнения предпринимательского сообщества. На федеральном уровне это крупнейшие бизнес-ассоциации.
В регионах они имеют разную силу и представлены в разной степени.
Наш мониторинг показал, что в нескольких регионах детально прописана процедура согласования кандидатуры уполномоченного с предпринимательским сообществом. Кое-где они даже могут вносить свои кандидатуры на рассмотрение губернаторов.
Далее, региональные уполномоченные подотчетны федеральному. Кроме того, в законе сказано: досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте РФ осуществляется по представлению федерального уполномоченного либо с его согласия. Это можно трактовать так, что виза федерального омбудсмена нужна в любом случае.

Читайте также:  Гбу малый бизнес Москвы это

Получается, он полностью контролирует как назначение, так и увольнение своих коллег в субъектах РФ. Итак, в регионах степень реальной независимости бизнес-омбудсмена будет определять соотношение влияний губернатора, федерального уполномоченного и предпринимательского сообщества. Вместе с тем у бизнес-омбудсмена есть определенное пространство для маневра.
Особенно если он достаточно авторитетен, то есть может опираться на предпринимателей и широкую общественность, чтобы оппонировать региональной администрации и более смело вступать в диалог с федеральным уполномоченным. Таких уполномоченных можно увидеть только глазами самих предпринимателей, аналитика их не видит.

— Методы работы у федерального уполномоченного и его коллег в субъектах будут различаться?

— Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, и федеральный уполномоченный в этом отношении также независим от всех ветвей власти. А вот в регионах получается, что губернатор, руководящий исполнительной ветвью и входящий в ее структуру, ставит себе в подчинение еще и омбудсмена, который должен противостоять исполнительным органам власти. Так что, думаю, на местах вопросы будут решаться по-другому. Скорее в компромиссном порядке и без прямой конфронтации, с менее активным использованием судебных механизмов и иных формальных методов.

— Дал ли мониторинг какую-то пищу для размышлений — что и как можно улучшить в системе бизнес-омбудсменов?

— Пока следовало бы подождать и оценить, как фактически сложится этот институт. Однако есть лакуны, которые заметны уже сегодня. Сейчас у уполномоченных имеются рычаги воздействия на правоприменение, но нет инструмента для исправления ошибок в правоустановлении.

Действующие полномочия могут помочь приостановить ненормативные правовые решения — например, связанные с неправомерными проверками. А вот нормативные правовые акты уже вне прямой компетенции омбудсменов.

Хотя у федерального уполномоченного есть возможность направить в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия ведомственных нормативных правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности. Для региональных омбудсменов предусмотрено аналогичное полномочие. Однако фактически это не реализовано. Что здесь можно предложить?

На федеральном уровне существует процедура экспертизы нормативно-правовых актов: предприниматели могут пожаловаться, если действие того или иного акта связано с высокими издержками, запретами, ограничениями для их деятельности. Такой же инструмент можно дать и в руки уполномоченных. Есть федеральный закон, который обязывает все субъекты РФ ввести у себя процедуру экспертизы.

По принадлежности это инструмент бизнес-омбудсменов — они должны проводить экспертизу нормативных правовых актов по обращениям предпринимателей и отстаивать эти позиции в органах власти. Отмечу, что уполномоченные и сейчас могут вносить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, но в основном это касается регулирования их собственной деятельности. Для малого бизнеса вопросы контроля, надзора играют значительную роль — неправильно, что влиять на них с нормативно-правовой точки зрения омбудсмен практически не может.

— Можно ли как-то расширить независимость бизнес-омбудсменов?

— Корректнее, на мой взгляд, говорить не о независимости — потому что нельзя быть полностью независимым, — а о балансе интересов, в данном случае — о наделении предпринимателей практическими публичными рычагами контроля над бизнес-омбудсменами. Они должны быть более тесно связаны с бизнес-сообществом, нежели с региональной администрацией или федеральным уполномоченным. Для этого они должны быть подотчетны предпринимателям. Нужно овсеместно установить норму публичной отчетности уполномоченных — в некоторых регионах она уже действует, хотя федеральным законом не предусмотрена. Это позволит если не контролировать, то хотя бы давать деятельности омбудсменов публичную оценку, которая бы сказывалась на их авторитете, благосостоянии и в конечном итоге на карьере.
Механизмы финансирования этой деятельности — с точки зрения и доходов, и расходов — также нужно сделать публичными. В первую очередь чтобы сами предприниматели понимали, как происходит бюджетирование, не ущемляются ли в этом отношении права их защитника — омбудсмена. Если бюджет станет открытым, властям будет трудно давить на омбудсмена финансово.

В рамках мониторинга мы заметили несколько случаев установления для региональных бизнес-омбудсменов принципов деятельности, причем не абстрактных, а действительно способствующих независимости и профессионализму. В одном из регионов был установлен принцип профессиональной ответственности: по результатам публичной отчетности, если она неудовлетворительна, бизнес-омбудсмена можно освободить от должности. Это интересная идея, но она может использоваться в том числе для манипуляций, так что к ней нужно подходить разумно и устанавливать определенные критерии профессионализма. И предоставлять полномочие по освобождению от должности за непрофессионализм в большей степени не органам власти,а самим предпринимателям на коллективной основе.

Читайте также:  Светофор для бизнеса что это

— Есть ли какой-то актуальный для России международный опыт, связанный с бизнес-омбудсменами?

— Самое важное полномочие омбудсмена — возможность обращаться в суд и обжаловать судебные решения. В некоторых странах омбудсмены могут представлять интересы предпринимателей непосредственно в суде, чего у нас пока нет. Между тем такое полномочие могло бы серьезно повысить статус формулировки «контроль», о которой мы говорили вначале. Для реализации этого механизма нужны весьма квалифицированные кадровые ресурсы с непредвзятым и взвешенным взглядом на проблемы предпринимательства. Институт омбудсмена мог бы стать, с этой точки зрения, новой кузницей бизнес-адвокатов, свободных от сложившихся корпоративных интересов.

— Складывается ощущение, что создание института бизнес-омбудсменов — это вынужденная мера, связанная с недостатками нашей судебной системы и правоприменения в целом.

— Зарубежный опыт показывает, что дело не в недостатках судебной системы. Судов объективно не хватает на все случаи жизни, судебный механизм дорогой и иногда грешит ошибками. Мелкий и средний бизнес и у нас, и за рубежом (хотя в меньшей степени) оказывается уязвимым для проверяющих инстанций и не всегда может позволить себе дорогих адвокатов.

Ему требуются дополнительные институты поддержки, особенно во взаимоотношениях с органами власти, ведь для чиновника суд — это одна из служебных обязанностей, а для предпринимателя — это издержки, даже если он прав. Хорошей альтернативой уполномоченным по правам предпринимателей могли бы быть бизнес-ассоциации, которые обязаны защищать своих членов и которые способны на равных вести диалог с органами власти.

Но у нас таких бизнес-ассоциаций немного. Если рассматривать крупнейшие, то они действуют в основном на федеральном уровне, а в регионах их присутствия недостаточно. Не только в части правоприменения, защиты от неправомерных проверок, обвинений, но и с точки зрения правоустановления — защиты интересов предпринимателей в нормотворческом процессе. И здесь институт бизнес-омбудсменов может себя проявить. Тем более что он новый, яркий, к нему приковано внимание.

— Когда можно будет оценивать результаты работы омбудсменов?

— Они пока сами не успели в полной мере прочувствовать набор своих полномочий, свою силу. Конец 2014 — начало 2015 года станут в этом смысле показательными. Пока возможности сплошной оценки деятельности региональных уполномоченных ограниченны: далеко не все они размещают отчеты о своей деятельности в интернете. Думаю, что многие омбудсмены, оценив свой потенциал, сопоставив его с существующими проблемами, постараются расширить свой инструментарий, свои возможности. Посмотрим, что будет в начале нового года.

Источник: nisse.ru

Региональный бизнес омбудсмен это

Введите ваш e-mail:

Полномочия бизнес-омбудсменов закреплены в федеральном законе

Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Вступил в силу Закон N 78-ФЗ (за исключением одного положения), которым определен правовой статус и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (далее вместе — Уполномоченный, бизнес-омбудсмен).

Напомним, что в июне прошлого года Указом Президента РФ от 22.06.2012 N 879 на должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей был назначен Б.Ю. Титов. Кроме того, бизнес-омбудсмены были назначены в большинстве субъектов РФ. В некоторых субъектах РФ были приняты соответствующие законы, определяющие компетенцию региональных бизнес-омбудсменов.

Однако полномочия, равно как и правовые основы деятельности Уполномоченных, до недавнего времени не были закреплены на уровне федерального законодательства. В то же время, как следует из информации, размещенной на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ (www.ombudsmanbiz.ru), как федеральный, так и региональные Уполномоченные фактически уже осуществляли некоторые из закрепленных за ними Законом N 78-ФЗ полномочий и до принятия данного Закона.

Согласно Закону N 78-ФЗ за защитой своих прав и интересов к Уполномоченному могут обращаться следующие субъекты предпринимательской деятельности (далее — предприниматели):

— российские предприниматели, осуществляющие свою деятельность как в России, так и за рубежом;

— иностранные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

В компетенцию Уполномоченного входит, в частности, рассмотрение жалоб предпринимателей, касающихся нарушения прав и законных интересов последних, и принятие мер по результатам рассмотрения таких жалоб. Региональный Уполномоченный вправе рассматривать жалобы предпринимателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ. Законами субъектов РФ правовое положение и компетенция регионального бизнес-омбудсмена могут быть регламентированы более детально.

Уполномоченный вправе рассматривать жалобы предпринимателей и по результатам рассмотрения принимать меры.

В соответствии с Законом N 78-ФЗ предприниматели могут обращаться к Уполномоченному с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. Причем Закон N 78-ФЗ не закрепляет перечень объектов таких жалоб. Вероятно, предприниматели смогут обратиться к бизнес-омбудсмену при нарушении их прав и законных интересов не только действиями (бездействием), решениями органов публичной власти, нормативными или ненормативными актами, но и действиями частных субъектов или сложившейся ситуацией на определенном рынке. Отметим, что подача жалобы Уполномоченному является отдельным механизмом защиты предпринимателем своих прав и не влияет на возможность пользоваться иными способами защиты (например, обращаться в суд).

Читайте также:  Как замотивировать себя на бизнес

Уполномоченный рассматривает жалобы предпринимателей в порядке, установленном законодательством (в частности, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), но с некоторыми особенностями, указанными в Законе N 78-ФЗ. Кроме того, особенности подачи и рассмотрения жалоб, а также принятия решений по ним будут установлены самим Уполномоченным в соответствующем порядке, который должен быть утвержден не позднее 6 июня 2013 г.

В соответствии с Законом N 78-ФЗ Уполномоченный обязан вынести решение о принятии жалобы либо об отказе в ее принятии в течение десяти дней со дня ее поступления. В Законе N 78-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для мотивированного отказа в принятии жалобы к рассмотрению. В частности, жалобу могут не рассмотреть, если ее текст нечитабелен или если ранее предпринимателю уже неоднократно давались ответы по существу жалобы.

Закон N 78-ФЗ предусматривает обязанность Уполномоченного принимать определенные меры в случае выявления нарушения прав и законных интересов предпринимателей. Так, Уполномоченный должен выполнить одно или несколько из следующих действий:

— передать жалобу компетентному государственному (муниципальному) органу для ее разрешения по существу. При этом жалоба не может быть направлена в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются;

— направить государственному (муниципальному) органу, нарушившему права предпринимателя, заключение с указанием конкретных мер, которые необходимо принять для восстановления прав предпринимателя;

— обратиться в суд с целью защиты прав предпринимателей (в том числе в исковом порядке), а также обжаловать вступившие в законную силу акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя;

— обратиться в государственные органы с требованием о привлечении виновных лиц к уголовной, административной либо дисциплинарной ответственности;

— разъяснить предпринимателю вопросы, касающиеся его прав.

Кроме того, Законом N 78-ФЗ предусмотрен ряд прав Уполномоченного, которые он может реализовать в ходе рассмотрения жалобы. В частности, он может с письменного согласия заявителя принимать участие в выездной проверке, проводимой в рамках государственного (муниципального) контроля и надзора. Одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных муниципальных актов бизнес-омбудсмен вправе приостанавливать их действие. Кроме того, согласно Закону N 78-ФЗ Уполномоченный может направлять Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, а также в Правительство РФ и иные органы государственной и муниципальной власти предложения о принятии нормативных правовых актов в предпринимательской сфере. Возможность реализовать данное право не зависит от рассмотрения конкретной жалобы.

Отметим также, что в январе 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 185349-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Данным законопроектом, кроме прочего, предлагается наделить Уполномоченного процессуальными правами в гражданском, арбитражном и уголовном процессе, а также установить административную ответственность должностных лиц за невыполнение законных требований Уполномоченного либо препятствование осуществлению его деятельности. Информация о дате рассмотрения данного законопроекта во втором чтении пока отсутствует.

Источник: lawfirm.ru

У бизнес-омбудсмена появились новые полномочия

У бизнес-омбудсмена появились новые полномочия

Региональному бизнес-омбудсмену расширили полномочия. Соответствующие изменения в закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области» утверждены Волгоградской областной Думой.

Поправки были разработаны в связи с внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Региональный бизнес-омбудсмен теперь вправе участвовать в качестве защитника по делу об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности. Обязательным условием при этом является ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по данному делу. Ранее к участию в процессе в качестве защитника региональный бизнес-омбудсмен мог быть допущен только по доверенности от Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей.

«Считаю, что это очень важный закон. Региональный бизнес-омбудсмен сможет беспрепятственно участвовать во всех делах об административных правонарушениях по просьбе предпринимателей. Это позволит представителям малого и среднего бизнеса чувствовать себя более защищенными», — подчеркнул председатель парламентского комитета по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Станислав Коротков.

«Ранее, чтобы принять участие в процессе, приходилось брать доверенность от Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В результате на это требовалось дополнительное время. Поэтому принятие такого закона актуально и необходимо», — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова.

Источник: volgoduma.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин