Государственное регулирование малого бизнеса — это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений.
Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый бизнес. Содержание государственного регулирования малого бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:
- * устойчивый экономический рост;
- * высокий уровень занятости;
- * низкий уровень инфляции;
- * устойчивое финансовое положение;
- * справедливое распределение доходов;
- * стабильность внешнеэкономической деятельности.
Реализация целей государственного регулирования малого бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:
Урок 11. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса
- * создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
- * обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
- * обеспечение соблюдения правил конкуренции;
- * оказание содействия предпринимательской деятельности.
Исходя из целей и задач государственного регулирования малого бизнеса, можно предложить следующую классификацию его направлений:
- 1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;
- 2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- 3) защита прав потребителей;
- 4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;
- 5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;
- 6) перераспределение ресурсов;
- 7) регулирование цен и тарифов;
- 8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
- 9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
- 10) регулирование валютного курса.
Формирование правовой основы малого бизнеса включает в себя гарантирование государством право на частную собственность, регулирующего правовые формы малого бизнеса, договорные отношения между субъектами рынка. Защита конкуренции и ограничении монополистической деятельности включает в себя мониторинг деятельности государственных органов естественных монополий путем регулирования цен, тарифов, качества обслуживания и введения, ограничительных мер в отношении любой монополии действия, ограничивающие конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением.
Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.
Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Формирование налоговой системы и перераспределение доходов через бюджет, осуществляется путем планирования и принятия ставки подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых льгот, а также создание системы социального обеспечения. Перераспределение осуществляется с целью финансирования природоохранной деятельности, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
Регулирование цен и тарифов, проводится за счет государства, главным образом в связи с продуктами и услугами естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для защиты интересов потребителей. Государственная поддержка отдельных видов деятельности осуществляется на основе принципов систематизации, протекционизма и дискриминации.
В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется, и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, направленной на гармоничное сочетание частных бизнес-интересов с национальными интересами реализуется через таможенно-тарифную систему, направленную на поощрение и развитие внешнеторговой деятельности, которое включают в себя разработку программ для развития внешней торговли, кредитов и страхование, предоставление гарантий, организацию ярмарок и выставок и т. д.
Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля.
Методы управления малых и средних предприятий делятся на косвенные (экономические) и прямые (административные). В некоторых случаях, способов разделения прямого и косвенного является условным, и иногда бывает трудно разделить, но это деление подходит для анализа и классификации.
Косвенные (экономические) методы влияют на малый бизнес не напрямую, а через влияние своих экономических интересов. Эти методы не нужно запрещать, и ограничивать деятельность фирм, но это позволит разработчику решить, стоит ли расширять, поддерживать или прекратить свою деятельность в государстве.
К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.
- 1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т. е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
- 2. Проведение фискальной политики предусматривает три основные функции — финансовую, нормативную и распределенную. Фискальная функция позволяет государству создать денежную базу функционирования государственного аппарата и функции регулирования.
- 3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
- * налоговых проверок;
- * получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- * проверки данных учета и отчетности;
- * осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения, ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.
4. Торговая политика как косвенный метод государственного регулирования малого бизнеса состоит из трех групп: общие, направленные на укрепление своих позиций в мировой экономике, специальные, уделяющие особое внимание развитию определенных видов деятельности, предназначенные для непосредственной поддержки государством экспорта. Суть прямых административных методов заключается в том, что комплекс обязательных требований бизнеса и государства должны принять необходимые приказы в своей политике в той или иной отрасли экономики.
Источник: vuzlit.com
Тема 5 Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства преследует важную цель — обеспечить осуществление законной предпринимательской деятельности, направленной на решение экономических и социальных задач государства, формирование среднего класса и защиту от чрезмерного числа административных барьеров. В соответствии с гражданским законодательством и нормативными документами Банка России расчеты между юридическими лицами, а также между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями друг с другом осуществляются в безналичной форме.
Расчеты между этими лицами могут проводиться также и наличными деньгами, но в ограниченном размере (не более 60 тыс. руб. по одному платежу). Безналичные расчеты осуществляются через коммерческие банки, иные кредитные организации, в которых предприниматели открывают соответствующие счета, заключив договор банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (организации, индивидуальному предпринимателю) — владельцу счета, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на открытие одного или нескольких счетов как в одном банке, так и в нескольких банках, в том числе для проведения безналичных расчетов. Организация может открывать в коммерческих банках следующие счета.
Расчетные счета, которые предназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению организации и зачисления поступлений денежных средств в ее адрес. Расчетные счета используются организациями для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке (налоговых, таможенных органов).
Бюджетный счет обычно имеют организации, получающие средства из бюджета, при условии, что эти средства имеют строго целевое назначение. Депозитный счет открывается организациям, вносящим в банк вклад за счет временно свободных денежных средств на определенный срок под определенный процент.
Формирование средств на депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных (текущих) счетов. Временный расчетный счет организации открывается для проведения операций по зачислению первоначальных взносов учредителей организаций в уставный (складочный) капитал и лиц, участвующих в подписке на акции.
Для открытия счетов организация должна представить в выбранный банк следующие документы: — заявление на открытие счета; — нотариально заверенные копии учредительных документов; — копию приказа об утверждении руководителя организации и главного бухгалтера; — свидетельство о государственной регистрации организации в соответствии с законодательством РФ; — документ, подтверждающий постановку организации на учет в налоговом органе с указанием ИНН; — копию документа о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда; — документ о присвоении кодов в органах государственной статистики; — карточки с образцами подписей и оттиском печати. Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.
Лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Для получения лицензии соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: — заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; — копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица; — копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя; — копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предоставлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; — сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо (индивидуальный предприниматель).
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: — вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; — являющихся общепринятыми символами и терминами; — характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; — представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Заявка на регистрацию товарного знака подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заявитель).
Заявка подается на один товарный знак. Заявка должна содержать: — заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства; — заявляемое обозначение; — перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международный классификации товаров и услуг для регистрации знаков; — описание заявленного обозначения.
Заявка подается на русском языке, подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного — заявителем или патентным поверенным. К заявке должны быть приложены: — документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере; — устав коллективного знака, если заявка подастся на регистрацию коллективного знака.
Под контрольно-кассовой техникой (ККТ) понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Фискальной памятью является комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежемесячную) регистрацию и энергозанисимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов.
В соответствии с законом ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. ККТ, применяемая субъектами малого предпринимательства, должна: — быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; — быть исправна, опломбирована в установленном порядке; — иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны: — осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах; — применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); — выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанных ККТ кассовые чеки; — обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применении ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку ККТ, беспрепятственный доступ к соответствующим ККТ, предоставлять им указанную документацию; — производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
По мнению Всемирного банка, основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция. Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: «помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти».
Многие исследователи считают, что административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. Однако, по мнению Ресурсного центра малого предпринимательства, понятие административных барьеров значительно шире.
Для наличия административных барьеров в РФ имеется несколько причин, причем каждая создает препятствие для хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Во-первых, «некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и которое сложно исполнять. Во-вторых, противоречия между федеральными и региональными законами, создающие конфликты интересов, которые можно разрешить либо с помощью дорогостоящего юриста, либо путем дачи взятки ответственному чиновнику. В-третьих, необоснованный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; длительная волокита в процессе государственной регистрации, получении лицензий, сертификатов, отказ в предоставлении консультаций, например, о порядке взимания отдельных видов налогов. В-четвертых, проведение большого числа проверок малых предпринимателей, к тому же различными контролирующими органами, количество которых пока на федеральном и региональных уровнях весьма велико, причем проверки они проводят несогласованно, нередко у предпринимателей и государственных служащих имеются разные права и обязанности, что приводит к неоправданным санкциям в случае выявления нарушений.
Источник: studfile.net
Регулирование деятельности малого бизнеса это
Развитие малого предпринимательства невозможно без поддержки государства. В этих целях во всех развитых странах, в том числе и в России, существуют программы поддержки малого предпринимательства, представляющие собой ряд нормативно-правовых актов и комплекс специализированных государственных мер, направленных на создание благоприятного климата для развития малого бизнеса.
Это связано с тем, что без помощи государства малые фирмы не в силах конкурировать с крупными предприятиями и монополиями, поскольку малый бизнес характеризуется наличием особенностей, существенно тормозящими его развитие, а именно:
· Издержки производства малых фирм как правило, выше чем у крупных предприятий;
· Сложность получения кредита и привлечения дополнительных средств в капитал фирмы;
· Высокая стоимость рекламных компаний;
· Необходимость затрачивать большие средства на изучение рынка, получения доступа к необходимой информации.[12]
Для устранения данных проблем необходимо обеспечить эффективное государственное регулирование малого бизнеса в стране.
Государственное регулирование малого предпринимательства — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях обеспечения стабильного роста и развития малого предпринимательства.[19] Для дальнейшей оценки перспектив развития малого предпринимательства в России, необходимо рассмотреть данные меры и оценить степень их эффективности.
Поддержка малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятие которого повлекло за собой осуществление следующих мер:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
Помимо упомянутого ранее Федерального закона №209-ФЗ, в конце 2008 года были приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе. В частности, с 2009 года малые предприятия допускаются к госзаказу, а сами государственные заказы распределяются не только на конкурсной основе, но и путем проведения аукционов, что дает дополнительный триллион рублей в год для малого бизнеса. [8]Также в 2008 году были приняты Федеральные Законы, предоставляющие преимущественное право выкупа помещений для малых предприятий, являющихся арендаторами, и устанавливающие льготные тарифов для малых предприятий за технологическое присоединение к электрическим сетям, что дает малым предприятиям существенную экономию денежных средств.
С 2009 года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек. Важным моментом является и то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право снизить с 15 до 5 процентов налоговую ставку, применяемую при упрощенной системе налогообложения. Кроме того, плановые проверки малых компаний с 2009 года осуществляются не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора.
Однако нельзя сказать, что все вышеперечисленные меры намного улучшили положение малого бизнеса в стране. Объем федерального финансирования малого и среднего бизнеса в 2012 году составил 19 млрд. руб., что, конечно, сопоставимо с объемом государственной поддержки в высокоразвитых странах, но для настоящего толчка к развитию малого бизнеса в России этой суммы, безусловно, недостаточно. Кроме того, значительная часть государственных вливаний в малый бизнес просто не доходит до предпринимателей, в связи с коррупцией государственных и муниципальных чиновников. Например, в 2010 г. коррупция только в сфере государственных заказов достигла 1 трлн. руб. при общей сумме госзаказа в 5 трлн. руб.[5]
Еще одним слабым моментом государственного финансирования малого бизнеса в России является его низкая эффективность. К примеру: объем финансирования малого и среднего бизнеса в перспективной в плане его дальнейшего развития и роста Челябинской области составляет всего 13, 8 млн. руб., в то время как в малоперспективных в этом плане регионах России, например в республиках Северного Кавказа и в северных районах страны этот показатель в 1,5-4 раза выше, а экономическая отдача от малых и средних предприятий этих регионов в 5-7 раз ниже. Такая политика государственного финансирования ведет не столько к росту и расширению малого бизнеса, сколько к бесполезному растранжириванию бюджетных средств, немалая часть из которых итак оказывается в карманах коррумпированных чиновников.
Также необходимо заметить, что существуют проблемы и в инфраструктуре поддержки малого бизнеса, включающей в себя различные центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, маркетинговые и учебно-деловые центры, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. Многие организации, относящиеся к данной инфраструктуре имеют своей целью только увеличение собственных доходов. Это приводит к снижению эффективности деятельности этих организаций и к дополнительным затратам финансовых ресурсов со стороны предпринимателей.[6]
Еще одна проблема государственного регулирования малого бизнеса — это высокие налоги. Неоправданно высокое налогообложение буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился.
Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, — с 26 до 34%, для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , — с 14 до 34% (в 2,5 раза). И хотя в 2012 году Правительство РФ обещало снизить размер страховых взносов, этого не произошло.
Кроме того, сейчас рассматривается законопроект, авторы которого предлагают изменить способ расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, если данный законопроект будет принят, то к 2014 г. платежи для индивидуальных предпринимателей вырастут в 3 раза, что приведет к завершению деятельности многих индивидуальных предпринимателей и нанесет существенный удар по малому бизнесу в целом.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государственное регулирование малого предпринимательства на сегодняшний день неэффективно и по большому счету только сдерживает его развитие.
Источник: studbooks.net