Регуляторная среда для бизнеса что это

Страшное название означаешь лишь отмену устаревших регулирующих актов для бизнеса, в том числе советских (включая 8-часовой рабочий день). Как это будет – рассказываем доступным языком.

Для чего нужна гильотина?

К настоящему времени в России сложилась непростая ситуация: власти одной рукой всячески пытаются поддержать развитие малого бизнеса, а с другой – активно ему препятствуют. На самом деле вести свое дело в России может быть выгодно, раз зарегистрировалось уже более 4 миллионов ИП. Но и нельзя сказать, что им очень уж просто живется.

И дело даже не в том, что Госдума ставит рекорды по количеству принимаемых за год законопроектов, и не в количестве регулирующих органов. Проблема (по мнению Дмитрия Медведева) в том, что сейчас все еще действует около 26 тысяч нормативно-правовых актов времен СССР. Эти акты часто противоречат более поздним, но формально продолжают действовать. И если предприниматель посчитает какой-то из таких документов не очень важным и не будет исполнять, теоретически ему может прилететь штраф, или даже что-то страшнее. Чтобы избавиться от таких проблем, Медведев в начале 2019 года и анонсировал так называемую «регуляторную гильотину» – все устаревшие и неактуальные нормативные акты будут отменены и больше не смогут влиять на бизнес-среду.

Нормативное регулирование цифровой среды

Дмитрий Медведев, презентуя «гильотину», привел красочный пример: правило приготовления омлета в организациях общественного питания, от которого предприниматели формально не имеют права отступать. Власти хотят пересмотреть сам порядок установления регулирующих норм, ведь сейчас каждое ведомство вправе требовать от бизнеса что-то свое, что иногда противоречит требованиям другого ведомства.

Как это будет проводиться?

Основная часть действий по «регуляторной гильотине» запланирована на конец этого года и начало следующего. До 1 февраля должно быть исполнено поручение Дмитрия Медведева и подготовлено постановление об отмене почти 20 тысяч советских нормативных актов. Одно лишь их перечисление в этом поручении потянуло на 1992 страницы.

Среди этих актов есть совсем старые – датированные 1917-м годом, их 17. Кроме прочего, это декреты и постановления о создании временны армейских революционных комитетов, или требование объявлять траур в день смерти Ленина. Хоть поручение вышло недавно, да и сами разговоры о «гильотине» ведутся лишь с этого года, в реальности Министерство юстиции начало пересмотр советских норм еще с 2012 года.

Путем отмены советских нормативных документов будут пересмотрены многие нормативы, например, санитарные, противопожарные, ветеринарные, экологические и другие. Среди самых значимых в списке есть Декрет Совета народных комиссаров от 1917 года, которым вводился 8-часовой рабочий день. Могут также отменить постановления, устанавливающие некоторые государственные праздники (вроде Дня железнодорожника) или ГОСТы на продукты питания.

Все действительно так плохо и 8-часовой рабочий день отменят?

Конечно, власти не собираются отменять требования противопожарного надзора или менять продолжительность рабочего дня. Дело в том, что все эти нормы уже прописаны в других, более свежих документах. Тот же 8-часовой рабочий день четко устанавливается Трудовым Кодексом РФ, а многие правила или ГОСТы уже переписаны и действуют в новых редакциях. Целью «регуляторной гильотины», как заявлено, будет ликвидация действительно устаревших, балластных норм, которые лишь создают лишнюю нагрузку на бизнес.

Читайте также:  Как заказать корпоративную карту через Сбербанк бизнес онлайн

ИБ для бизнеса, а не регулятора

Более того, подобная практика не нова, и применялась в других странах. Авторы идеи ссылаются на термин «регуляторная гильотина», его придумали в международной консалтинговой компании Jacobs, Cordova https://bankstoday.net/last-news/chto-takoe-regulyatornaya-gilotina-i-pochemu-o-nej-vse-govoryat-rasskazyvaem-prostymi-slovami» target=»_blank»]bankstoday.net[/mask_link]

Бизнес и власть в России: регуляторная среда и правоприменительная практика

Подход к этой теме стал уже традиционным — анализ ведется с двух сторон — академической и деловой. В декабре 2015 г. РСПП, Министерство экономического развития Российской Федерации и газета «Ведомости» проводили конференцию по регуляторной политике, на которой были отмечены значительные шаги в правовом регулировании бизнеса. С одной стороны, совершенствуются нормы материального права, регулирующие различные стороны предпринимательской деятельности, с другой — появляются новые нормы и повышается эффективность действующих механизмов участия бизнеса в нормотворчестве.

В частности, взаимодействие бизнеса и власти предусмотрено рядом нормативных актов и поручениями руководства страны. Например, одно из решений Президента Российской Федерации связано с созданием рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. По существу, это рабочая группа по взаимодействию бизнеса с правоохранительными органами, деятельность которой уже привела к внесению ряда поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, направленных на защиту прав предпринимателей. Существенно выросло и число площадок, на которых происходит согласование интересов бизнеса и власти: Открытое правительство, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, Экспертный совет при Правительстве, Общественная палата, проводящая «нулевые» чтения законопроектов, различного рода публичные консультации по проектам нормативных актов, и рабочие группы Агентства стратегических инициатив, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и несколько десятков общественных омбудсменов по различным направлениям.

Предлагаемая читателям коллективная монография стала четвертой по счету книгой из серии «Бизнес и власть в России». В ней освещаются вопросы взаимосвязи закрепленных в законодательстве механизмов отношения бизнес-сообщества и властных институтов и правоприменительной практики реализации этих механизмов.Монография состоит из трех основных разделов, общая логика которых выстраивается от освещения правовых аспектов взаимоотношения бизнеса и власти в российском и международном законодательстве до опыта этого взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В основу монографии положены наработки профессорско-преподавательского состава кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти и научных сотрудников научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, материалы мастер-классов ведущих представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, стенограмм семинаров и круглых столов, проведенных кафедрой и лабораторией в 2016 году.

Читайте также:  Что делать если бизнес не окупается

Источник: roscongress.org

Принципы работы регуляторной песочницы в мире и в России

Принципы работы регуляторной песочницы в мире и в России

В современном обществе законодательство не всегда успевает соответствовать темпам технического прогресса и порой сдерживает его. Несмотря на стремление использовать новые технологии, любое правовое государство на первое место ставит следование правовым нормам. Вместе с тем стала ясной необходимость в таком инструменте, который, с одной стороны, позволит оградить разработчиков технологий от излишнего регулирования, а с другой стороны, предоставит гарантии от возможных рисков тем лицам, которые планируют приобретение и использование этих технологий.

Такой инструмент получил своё оформление в 2015 году в Великобритании в виде «регуляторной песочницы»: благодаря успешному применению эта практика стала быстро распространяться в других странах. Что делает «регуляторную песочницу» перспективным решением в сфере инноваций?

Регуляторные песочницы стали воплощением инициативы финансового регулятора Соединенного Королевства о выборочном тестировании инноваций в сфере банковских услуг. Среди них были сервис равноправного кредитования, блокчейн, сервис по проведению платежей с помощью мобильных телефонов. Эти услуги изначально планировали протестировать среди небольшого количества участников. При этом между ними было условлено регулярно обмениваться информацией и направлять предложения по совершенствованию правовых норм и контроля за ходом эксперимента.

Проведённый в декабре 2015 года эксперимент показал отличные результаты и перспективы для дальнейшего испытания технологий и услуг в рамках нового механизма. Первые 18 компаний, у которых заявки на участие в эксперименте были одобрены, смогли получить финансирование своих проектов общей суммой на 135 миллионов фунтов стерлингов. При этом к концу 2018 года из всех участников эксперимента только 9 из 87 (около 10%) являлись крупными финансовыми учреждениями, в то время как другие компании специализировались на технологических разработках. Можно сказать, что, отчасти благодаря проведённому эксперименту, к 2020 году общий объём инвестиций в IT-компании, располагающиеся в Лондоне, достиг отметки в 3,3 млрд долларов.

В результате получилась так называемая «регуляторная песочница» — структура, созданная регулятором финансового сектора для подконтрольного маломасштабного тестирования инноваций частными фирмами, действующая в рамках специального исключения или разрешения. Вскоре она стала применяться не только в Великобритании и не только в секторе банковских услуг. Уже в 2016 году подобные механизмы начали работать в странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Сингапур), а с 2017 года — в некоторых странах Евросоюза. Несмотря на некоторые региональные различия между регуляторными песочницами в этих странах, порядок прохождения процедуры в них примерно одинаковый:

  • экономическая целесообразность новой технологии;
  • возможные правовые риски (отсутствие правовых норм или необоснованные правовые запреты);
  • объём средств и трудовых ресурсов для обеспечения разработок.

Важным результатом применения этого механизма является более предсказуемое функционирование рынка технологий, повышение безопасности при их использовании. Для разработчиков применение специального правового режима — это прежде всего создание государством менее рискованной среды для принятия решений и тестирования продукции. Уполномоченный государственный орган становится по сути площадкой взаимодействия между IT-бизнесом и предприятиями других отраслей.

Успехи в применении регуляторной песочницы за рубежом убедили российское правительство в необходимости организации такой структуры и в нашей стране. Власти и раньше пытались поддерживать технологическую отрасль. Например, по закону «Об инновационном центре „Сколково“» участник проекта освобождается от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество в течение 10 лет.

Такая льгота утрачивается, если совокупный размер прибыли лица превысит 300 миллионов рублей с начала года, в котором размер выручки превысил 1 миллиард рублей. Кроме того, для участников проекта предусмотрена выплата грантов.Но несмотря на такие примеры, правительство понимает, что помимо налоговых льгот, IT-компаниям нужны условия для тестирования собственной продукции. Для этого требуются новые правовые меры.

31 июля 2020 года президент подписал закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон). В отличие от аналогичных регуляторных песочниц в других странах, у нас экспериментальные правовые режимы будут применяться в отношении тех, кто ведет разработки в следующих сферах:

  • строительство;
  • государственные и муниципальные услуги;
  • электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • транспорт;
  • промышленность;
  • финансовый рынок;
  • дистанционная торговля.
Читайте также:  Бизнес укладка волос что это

Мониторить тестирование этих технологий будет Центробанк РФ (в сфере финансового рынка), в остальных сферах — уполномоченная Правительством структура. Также она будет рассматривать заявки от разработчиков и формировать инициативные предложения для их дальнейшего принятия Правительством РФ.

Кроме того, помимо регулятора, разработчиков технологий и их пользователей, в процессе будет участвовать и организация предпринимательского сообщества. Она будет не только вести мониторинг взаимодействия участников регуляторной песочницы, но также принимать участие в оценке заявки (п. 5 ст. 9 Закона) и работе координационного органа по рассмотрению инициативного предложения, созданного на основе заявки (п.1 ст. 10 Закона)

А незадолго до окончания действия «регуляторной песочницы» эта организация будет собирать информацию о результатах ее применения (п. 2 ст. 18 Закона). Это предоставит возможность предпринимательскому сообществу готовить предложения по изъятиям из отдельных требований законодательства для будущих участников правового режима, а также формировать повестку дня для законодателя в сфере технологий.

Таким образом, со стороны государства предусмотрено наличие общественного контроля, который позволит гарантировать соблюдение прав как разработчиков технологий, так и их пользователей. А участие организации предпринимательского сообщества обеспечит прозрачность принимаемых государством решений.

В целом, у Закона положительные перспективы. Его анализ позволяет сделать вывод, что у государства есть прямой интерес в разработке, приобретении и собственном использовании технологий. При разработке «песочницы» в России учитывался мировой опыт, и расширение сферы применения этой концепции обогатит этот опыт и послужит ориентиром для совершенствования модели в других странах.

  • регуляторная песочница
  • блокчейн
  • инновационные технологии

Источник: www.klerk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин