Под реинжинирингом подразумевается коренная перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Реинжиниринг обычно представляют как фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку бизнеса в целях улучшения таких важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса, скорость функционирования, финансы, маркетинг, построение информационных систем.
Обязательным условием успешного реинжиниринга и его применения в инновационной деятельности следует считать разработку проекта совершенно нового бизнес-процесса с использованием обширного арсенала методов, подходов и инструментария. Для практической реализации реинжиниринга назначают лидера проекта из высшего руководства компании, выделяют лиц, отвечающих за обновление процессов, формируют команду из группы специалистов и экспертов, создают комитет наблюдателей за реализацией стратегии развития и для контроля за выполнением работ по проекту [7, с.15].
Патрусова А.М. Тема 3. Принципы реинжиниринга бизнес-процессов. Лекция 7.
Существуют несколько принципов реинжиниринга:
а) отказ от устаревших правил и начало делового процесса как бы с «чистого листа». Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;
б) пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;
в) приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих). Реинжиниринг необходим в случаях потребности в очень существенных улучшениях.
Основные этапы реинжиниринга:
1. Формируется желаемый образ фирмы. Формирование будущего образа происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.
2. Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Здесь воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели. Производится детальное описание и документация основных операций компании, оценивается их эффективность.
3. Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса — прямой реинжиниринг. Для создания модели обновленного бизнеса осуществляются следующие действия:
а) перепроектируются выбранные хозяйственные процессы. Создаются более эффективные рабочие процедуры (задания, из которых состоят бизнес-процессы). Определяются технологии (в том числе информационные) и способы их применения.
б) формируются новые функции персонала. Перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов.
в) создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация должна быть доступна каждому участнику проекта ре инжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется.
Переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов / Вебинар
г) производится тестирование новой модели — ее предварительное применение в ограниченном масштабе.
д) внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом определяется степенью тщательности подготовительных работ.
Главной целью бизнес-реинжиниринга является резкое ускорение реакции предприятия на изменения в требованиях потребителей (или на прогноз таких изменений) при многократном снижении затрат всех видов.
Инновационный характер реинжиниринга заключается в том, что разрабатывается совершенно новый деловой процесс, а его реализация дает дерево последующих инноваций в состоянии других элементов производственно хозяйственной системы организации. С другой стороны, Реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии. Объектом реинжиниринга является один из организационных элементов: технология деловых процессов [7, c.134-135] .
Финансовая реструктуризация не несет в себе инновационный характер, хотя тоже имеет в себе долю нововведений, но для данной работы будет достаточным определить ее сущность. Финансовая реструктуризация – это реформирование финансовой сферы предприятия, совершенствование и оптимизация ее функций [13] :
а) усиление централизации в управлении финансами;
б) проведение финансового мониторинга;
в) планирование денежных потоков;
г) внедрение управленческого учета;
д) оптимизация политики ценообразования и др.
Основной целью финансовой реструктуризации является увеличение рыночной стоимости (или капитализации) фирмы. Помимо этого, целями финансовой реструктуризации также являются:
а) перераспределение активов для изменения товарной номенклатуры;
б) возможность использования финансовых инструментов (выпуск долговых ценных бумаг, лизинг и т.п.);
в) повышение эффективности производства.
Такие цели могут быть достигнуты путем:
а) поглощения других компаний и бизнесов;
б) разделения активов и видов бизнеса;
в) выкупа предприятий у собственников с использованием заемных средств;
г) рекапитализации (обратного выкупа акций, обмена долговых обязательств на долю собственности предприятия и т.п.).
Несмотря на то, что финансовая реструктуризация является важной и неотъемлемой частью сложного процесса преобразования, приоритетной и наиболее сложной задачей является производственная реструктуризация, имеющая в своей основе множественные сложные изменения во всем производственном цикле компании.Так большинство компаний при освоении новых технологий вынуждены реструктурировать производственный процесс.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 393 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Реинжиниринг бизнес-процессов
Отцы реинжиниринга Майкл Хаммер и Джеймс Чампи определили реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как стоимость, качество, сервис и темпы.
Особенно актуальным реинжиниринг бизнес-процессов является для кризисных предприятий, когда радикальное перепроектирование наиболее обосновано и экономически эффективно.
Что означают ключевые слова в этом определении? «Фундаментальный». Должны быть получены ответы на наиболее существенные вопросы о деятельности предприятия: «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?» «Какой хочет стать компания?».
Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила ведения бизнеса, которые часто оказываются устаревшими, ошибочными или неуместными. Реинжиниринг сначала определяет, ЧТО предприятие должно делать, и только затем — КАК делать. Он игнорирует то, что есть, и концентрируется на том, что должно быть.
«Радикальный». Радикальность означает изменение вещей в самом их корне. Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. на входе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
«Кардинальный». Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (в разы) путем замены старых методов управлении новыми. Если предприятие имеет падение прибыли всего на 10%, если его затраты всего на несколько процентов превышают запланированные, если показатель качества нужно улучшить лишь на немного, если обслуживание заказчиков требует лишь определенного ускорения, то предприятию реинжиниринг не требуется.
Различия между совершенствованием и реинжинирингом бизнеса представлены в табл. 12.1.
Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
Совершенствование
Источник: bstudy.net
Спасти рядовой Ритейл: реинжиниринг как таблетка для масштабирования бизнеса
Эпидемиологические потрясения последних лет заставили компании модернизировать все внутренние бизнес-процессы. Запущенные на скорую руку апгрейды и донастройки справились со своей временной задачей, однако оказались непригодными для постоянных процессов в компаниях.
Особенно это стало заметно на российском ритейл-рынке, где произошли масштабные структурные и потребительские изменения. Как ритейлу с помощью реинжиниринга внутренних бизнес-процессов преодолеть «боли» переходного периода, рассказывает Катерина Грог, руководитель e-commerce направления ADV на примере масштабирования бизнеса «СберЛогистики» до 8 000 постаматов.
Пандемия подстегнула развитие отечественного e-Commerce. Аналитики Data Insight подсчитали , что только в 2020 году рынок вырос на 58% до 2,7 трлн руб., количество заказов увеличилось на 78% до 830 млн отправлений. В онлайн вышли компании, которые до этого не имели такого опыта, с нуля сформировались новые сегменты, к примеру торговля продуктами питания и медицинскими препаратами. Увеличилась нагрузка на собственные логистические службы интернет-магазинов и маркетплейсов.
Дальше составляющая e-Com-часть в ритейле будет только расти — к 2025 году объем российского рынка электронной коммерции увеличится более чем в четыре раза, а количество отправлений почти в шесть раз. Высокая динамика изменений открывает широкие возможности для появления новых игроков, использующих современные модели. При этом, «старожилам» рынка, чтобы не стать историей, стоит задуматься о реинжиниринге бизнес-процессов.
К реинжинирингу бизнес-процессов прибегают тогда, когда требуется радикальная трансформация бизнеса, ожидается бурный рост продаж или необходима оптимизация штата сотрудников.
Пора меняться
Пандемия стала для российского ритейла настоящим экзаменом на зрелость. За резким ростом онлайн-заказов последовали сбои в работе доставки. Многие представители рынка оказались не готовы к повышенному спросу. Внутренние процессы как больших ритейловых компаний, так и менее именитых на первых порах не справлялись с изменением модели продаж и ростом количества интернет-покупок, «посыпались» сроки доставки.
В карантинные годы у представителей интернет-торговли стал чаще появляться пересорт, увеличилось количество ошибок при оформлении. Все это свидетельствует о том, что бизнес-процессы компаний не справляются с нагрузкой, оптимизация на скорую руку не помогает. Необходимо их радикальное переосмысление и перепроектирование. Реинжиниринг поможет, если бизнесу грозит крах, например, из-за стремительного роста конкурентов, оттока клиентов, изменений на рынке. Процессы необходимо перекраивать также, если предполагается бурный рост.
В 2020 году многие представители отрасли и сами поняли, что нуждаются в реинжиниринге. Из-за срывов сроков доставки и ошибок пошла волна «негатива» от потребителей, что на конкурентном рынке чревато потерей позиций и убытками. Кроме того, бурный рост онлайн-торговли создал окно возможностей для новых игроков. К примеру, «СберЛогистика», которая появилась в 2019 году в результате покупки доли в логистической компании Shiptor, оценила перспективы рынка постаматов. Теперь эта сеть стала одним из лидеров данного сегмента.
С чего начать
Прежде чем запустить реинжиниринг процессов, необходимо «снять» их текущее состояние, построить схему As-Is (моделирование процессов «как есть»). Схематически зафиксировать, как выглядят процессы, начиная с момента создания заказа пользователем и его поступления во внутренние системы компании и заканчивая выдачей или доставкой товара. Для этого используется система условных обозначений – BPMN (Business Process Model and Notation), в которой бизнес-процессы отображаются в виде блоков. На BPMN-диаграмме видно, в какой последовательности совершаются те или иные действия, как пересекаются процессы. Эта схематичность упрощает поиск узких мест, которые не позволяют масштабировать бизнес.
Рис. 1 Пример BPMN-диаграммы
Например, маркетинг интернет-магазина проработал рекламную акцию, рассчитанную на увеличение объема продаж, и запустил ее. Однако вместо увеличения продаж и повышения клиентской лояльности компания получает негатив в соцсетях, отток клиентов и впустую потраченный бюджет. Нередко в таких случаях руководство начинает винить маркетологов, менеджеров, логистическую службу.
Однако, чаще всего дело в устаревших процессах. Построив BPMN-диаграмму, можно сразу обнаружить болевые точки. Так, может оказаться, что сборка и сортировка заказов не способна обработать больше определенного объема.
После того, как выявлены узкие места, строится схема To-Be (моделирование «как должно быть»), которая показывает, как процессы должны выглядеть, чтобы соответствовать стратегии развития бизнеса. Радикальное их перепроектирование на этом этапе начинается с тех болевых точек, которые больше всего тормозят бизнес. При этом процессы могут не только изменяться и объединяться, но и, если это необходимо, создаваться заново. Параллельно ИТ-команда работает над перенастройкой/модернизацией ИТ-систем.
Вернемся к примеру со «СберЛогистикой», а это 8 000 постаматов по всей стране, доступных в режиме 24/7. Проект такого масштаба потребовал реинжиниринга всех основных процессов логистического направления Сбера, многие из которых были запущены с нуля. Для начала специалисты разработали сам продукт, проработали модель сервиса, например, сколько товар может храниться в постамате. Под проект были оптимизированы логистические цепочки, сортировка заказов, создана система обслуживания автоматических пунктов выдачи, организован мониторинг загрузки постаматов. Процессы разрабатывались так, чтобы они могли легко масштабироваться, так как сеть развивается, новые пункты выдачи заказов продолжают открываться.
В отличие от оптимизации бизнес-процессов реинжиниринг в средних и крупных компаниях занимает от года до двух лет. Его цель — не залатать дыры, не решить актуальную сейчас задачу, а продумать все действия компании наперед. В результате она получает процессы, которые соответствуют планам развития и могут масштабироваться под маркетинговые акции, сезонные всплески и изменения конъюнктуры рынка.
Конечно, у любой модели есть свой предел. Однако процессы, выстроенные с учетом стратегии развития компании, в которых заложена возможность быстро наращивать внутренние мощности или привлекать внешних подрядчиков, снимают многие «боли» ритейла и делают бизнес конкурентнее. Реинжиниринг если и не панацея от всех «болячек», то, как минимум, эффективный в современных реалиях инструмент модернизации бизнеса.
Источник: retail-loyalty.org