Не так давно мы уже рассказывали про способы заработка для музыкантов. Теперь пришло время рассказать, как открыть свою собственную репетиционную точку – немного о подборе оборудования, помещении и юридических нюансах.
С чего начать?
Первое, от чего следует отталкиваться любому предпринимателю – стартовый капитал. Соответственно, чем больше у вас денег, тем более конкурентоспособной будет ваша репетиционная точка. Бюджет влияет на расположение точки, оборудование и на рекламный охват.
Второе, что стоит учесть перед открытием своей точки – ваши цели. Например, если вы желаете открыть небольшую репетиционную точку, на которой может репетировать лишь одна группа – бюджет будет одним. Но если у вас в планах сделать несколько комнат (репетиционные залы, драм-румы, помещения для индивидуальных занятий и т.д.) – бюджет увеличится в разы.
Оборудование
Мы не будем рассказывать про выбор кабелей для инструментов, гитарных и микрофонных стоек и про различные аксессуары – все это обязательно должно иметься на точке. Сюда же стоит отнести блоки питания, стойки для клавиш и пилоты.
Никакое оборудование не сделает звук лучше, если страдает акустика помещения, а потому в первую очередь необходимо заняться звукоизоляцией помещения .
Следующее, что обязательно должно быть на репетиционной точке – колонки и микшерный пульт , которые предназначены для следующего:
- Делает возможным использование микрофонов
- Подключение клавиш, электронных барабанов
- Подзвучка комбоусилителей, барабанной установки
- Запуск подложки или фонограммы
При использовании колонок и микшеров, можно обойтись без комбоусилителей, но подавляющее количество музыкантов предпочитает играть именно через комбоусилитель.
Колонки покупаются на основе расчётов мощности акустической системы, которая рассчитывается по схеме «10 Вт на 1 кв. метр». Если в помещении имеется ударная установка, то полученное значение необходимо умножить на 2. Как правило, достаточно использовать две акустической системы с 15-дюймовыми динамиками.
Колонки так и останутся пустышками, если не использовать микшерный пульт, который делает возможным подключение различного оборудования – микрофоны, синтезаторы, ноутбуки и т.д. Единственное, что необходимо знать при выборе микшерного пульта – количество каналов и наличие встроенных эффектов (если они вам, конечно, нужны). Оптимально приобрести пульт на 8 каналов.
Советы при установке акустической системы:
- Запрещается ставить колонки на пол
- Колонки должны быть направлены в центр помещения или к каждому музыканту индивидуально, если количество колонок позволяет это сделать
- Если желаете сделать звучание качественнее – установите сабвуфер, который следует установить на пол
- Микшерный пульт ставится в произвольное место, но желательно ставить в сторону, противоположную от установи колонок.
Ударная установка
Акустические барабаны или электронные – решать вам, но акустические барабаны, как ни странно, пользуются большей популярностью. Тем не менее, акустические барабаны занимают гораздо больше места и их невозможно отстроить по громкости, а также на них в целом нельзя навешать эффекты и сэмплы.
Акустические барабаны зачастую дешевле и удобнее/привычнее для барабанщиков, но если громкость будет явно мешать остальным музыкантам, то стоит рассмотреть возможность установки экрана для ударной установки.
Усилители, головы, комбоусилители
Стоит помнить, что инструменталисты могут подключиться через микшерный пульт, однако комбоусилитель прекрасно заменяет персональный монитор музыканта, который можно подзвучить при помощи микрофона или включить через микшерный пульт.
При выборе усилителя для бас-гитар, лучше приобрести более мощное оборудование «с запасом» — 100 Вт и более. Комбоусилители для гитар должны обладать мощностью от 60 Вт.
Как и колонки, комбоусилители запрещается устанавливать на пол. Лучше приобрести специальные стойки, которые позволяют регулировать угол наклона и высоту.
Помещение, свет и вентиляция
Выбор помещения – одна из самых главных проблем, с которой вам предстоит столкнуться. Не нужно выбирать помещение где-нибудь в глубинах бывшего завода на отшибе, но и помещение в центре города не подойдет по соображениям экономии бюджета. При выборе помещения стоит учитывать наличие соседей: вы априори не должны никому мешать вне зависимости от того, в каком стиле играют группы на вашей точки.
Лучше всего рассматривать такие помещения, которые находятся в коммерческой зоне – около торговых центров, в творческих домах или даже ДК. Некоторые предприниматели для репетиционной точки снимают дома где-нибудь в частном секторе – несколько слоёв звукоизоляционного материала и никто никогда не услышит пробивной звук электрогитар!
Стоит помнить, что в помещении не должно быть жарко летом, а зимой в нем не должно быть холодно. Наличие кондиционера иногда делает вашу репетиционную точку в разы привлекательнее, чем точку без кондиционера. Не стоит забыть и о вентиляции, так как свежий воздух наверняка улучшит настроение музыкантов.
Всё вышеперечисленное оборудование может быть как с вторичного рынка, так и новое. Если покупаете с рук, то стоит предварительно заменить все расходные материалы (например, пласты и тарелки для барабанной установки). Новое оборудование стоит в несколько раз дороже, но при этом звук отличается на высокой громкости обычно не так сильно.
Регистрация бизнеса
Первый путь
Проще всего открыть ИП, так как в данном случае имеем самые низкие налоги (из всего доступного) и в любой момент его можно закрыть.
Первым делом заходит на сайт ГосУслуги и определяемся со сферой деятельности. В нашем случае выбираем Раздел R. Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, пункт 90.01.
Далее следует выбрать систему налогообложения – рекомендуется либо патент, либо упрощённая система налогообложения. После проведенных манипуляций следует подать заявление на регистрацию.
Второй путь
Оформите самозанятость, если не планируете набирать работников в штат. Налоги ниже, оформление в разы проще, но при покупке недвижимости под репетиционную точку, вы не сможете сдавать её в аренду по договору.
Источник: dzen.ru
«У Медведра».
Как открыть репетиционную базу в гараже три раза подряд
Катерина Кайгородова
29 января 2016 / Томский Обзор / Фото: Владимир Дударев
Егор Хворенков
Михаил Матвеев, он же Медведр, занимается репетиционными больше шести лет, и за это время успел «похозяйничать» уже на трех.
Как помочь людям реализовать творческий потенциал, предоставив им помещение, оборудование и необходимую атмосферу, Михаил рассказал «Томском Обзору».
Как все начиналось
Идея создания первой репетиционной базы созрела, когда Михаил начинал играть музыку вместе с одногруппником Артёмом (ныне владелец «Клуба 27», более известного, как «Причал» — прим. авт.). Средства на тот момент имелись у обоих, поэтому и решили сделать точку «на двоих». Однако судьба распорядилась иначе, деньги в итоге пришлось направить на другое, но Михаил решил не отказываться от намеченной цели и делать базу за свой счет. Друг помогал советами и делом.
На начальном этапе на закупку необходимого оборудования и материалов ушло около 150–200 тысяч рублей. докупалось, обновлялось еще в течение года. За неимением опыта оборудование выбиралось по принципу «о, вот это есть , давай купим». В итоге аппаратная начинка базы представляла из себя «сборную солянку» — покупали на других точках, в интернете, уже имелось у самих создателей. При этом из нового среди оборудования был только микшер, остальное — . К слову, весь первый пул аппаратуры к сегодняшнему дню уже продан.
Со временем для точки стали выбирать более надежное оборудование. Какую-то аппаратуру время от времени дарят репетирующие на базе музыканты — например, скидываются на день рождения Михаила. В целом обновление оборудования происходит спонтанно, однако в этом вопросе учитывается мнение и просьбы клиентов. Или же если на рынок «выбрасывают» качественный аппарат за смешные деньги, его покупают, чтобы в случае чего придержать до лучших времен, а, может быть, и продать.
— Когда мы только начинали, я вообще абсолютно ничего не понимал в том, что делаю, — рассказывает Михаил. — У меня была идея, в которую я просто уперся рогом: надо сделать. Сняли гараж, посмотрели, решили что будем делать. Позвали Сашу, брата Артема, он как строитель рассказал нам, что утепляют вот этим и вот этим, а звукоизолируют вот этим. Так постепенно процесс и пошел.
Гараж, кстати, сняли первый попавшийся. В основном вся работа по его обустройству заключалась в тепло- и шумоизоляции, при этом использовали не самые профессиональные, но довольно действенные методы.
— С проводкой, например, было весело. Мы уже все сделали, осталась только она. У меня папа электрик, и я знал, что он будет против всего этого устройства. Поэтому решил ему ничего не рассказывать до последнего, а поставить перед фактом, когда все уже будет готово.
Но вопрос с проводкой нужно было как-то решать, так что в итоге я пришел к нему и все рассказал: так и так, сняли гараж, купили аппарат, будем там играть, нужно развести электричество. Я-то думал, что он сам все сделает, а он нарисовал на бумажке схему, и говорит: «Электротехнику понимаешь — делай». Пришлось самим делать.
С внутренним обустройством точки немного прогадали: ребята решили сделать в помещении закуток, где можно было бы хранить вещи, но в итоге этот закуток «съел» около метра полезной площади, которой в гараже и так не хватало. Да и с ремонтом тоже не срослось — на следующий год его пришлось делать заново. С другой стороны, ребятам сильно повезло с размещением базы, так как гараж располагался неподалеку от студенческих общежитий, в квартале . Благодарные студенты повалили на точку буквально с самого начала ее существования.
Изначально предполагалось, что играть на точке будут только ее создатели, но уже на начальном этапе ребята поняли, что для двоих это слишком дорогое удовольствие. В итоге было решено, что ее будут сдавать. Открылась база 2 февраля 2010 года, а на полную загрузку вышла уже к маю. Функции администратора выполнял сам Михаил, который на тот момент учился в университете. Информацию о новом месте для музыкантов распространяли с помощью «сарафанного радио», а также специализированных порталов — Darkside, и некоторых гитарных сайтов.
Позже Михаил приобрел еще две точки — одна из них находилась в гараже на улице Кулева (бывшая Stardust, куда переехали более трех лет назад), вторая в центре города, неподалеку от пересечения переулка 1905 года и проспекта Ленина (бывшая Steel Wave). Обе базы покупались с «потрохами», то есть бывший хозяин продавал всю аппаратуру, переписывался договор аренды.
Михаил решил, что одна точка будет бюджетной и стоимость репетиционных часов там останется на прежнем невысоком уровне, а, та, что в центре, дороже. Позже было решено закрыть точку, так как приближалось лето — мертвый сезон, когда большинство потенциальных клиентов репточек уезжают на практику или домой на каникулы. Точка в центре прекратила свое существование, а оборудование с нее решили частично продать или перевезти в гараж на Кулева. К тому моменту самая первая точка в квартале тоже уже как полтора года была закрыта, оказавшись невостребованной в силу возросших требований даже у самых начинающих музыкантов.
— Переломный момент в этом деле случился год, в декабре 2014 года. Точку вскрыли и унесли почти все подчистую. Были мысли ее закрыть, продать гараж и успокоиться на этом. Но я подумал, что грустно мне будет без родного гаража, куда можно прийти отдохнуть от суеты, да и для администратора Сереги точка на тот момент была главным источником дохода.
Вдобавок ко всему немало групп потеряют место для репетиций. Было решено залезть в долги и восстановить все. Музыкальное братство отреагировало оперативно и масштабно, не ожидал такого, было очень приятно. Одни организовали концерт в поддержку, собрав определенную сумму, другие просто присылали деньги на карту.
Даже элементарная помощь в распространении информации о краже дала свои результаты — через пару дней об этом знал весь Томск. Звонили хозяева других баз, предлагали помощь. Например, Влад Лавров с точки на Лебедева, крупнейшей в Томске. Артем из «Клуба 27» помог с частью аппаратуры, что-то купили снова. И в результаты буквально за два дня мы восстали из пепла.
Практически все известные мне точки города (кроме одной) оказали определенную помощь, напомнив, что мы не конкуренты, а коллеги.
Как все устроено
Репетиционная точка может зарабатывать . Основную часть доходов приносит непосредственно ее аренда для репетиций и сдача оборудования для концертов или других подобных мероприятий. Оборудование Михаил начал сдавать не сразу, поскольку то, что имелось на точке в начале ее существования, никто бы попросту не стал брать.
— Началось все просто — группа хочет выступать, в каком-нибудь кафе, а там нет оборудования. Ребята во время репетиции меня спрашивают: где можно его взять? Ну, конечно, здесь. Сдавал по дешевке. На время сдачи оборудования репетиции отменяются, но этот момент, конечно, обговаривается заранее, так что никаких проблем.
У нас не настолько «богатая» организация, чтобы иметь два комплекта оборудования, его элементарно и хранить-то негде.
С арендой непосредственно точки для репетиций все обстоит иначе. Начинается все с того, что потенциальные клиенты связываются с администратором и узнают о наличии свободного времени. В случае если подходящее для клиента время свободно — группа (или человек) заносится в расписание. Затем, в назначенный час у точки их встречает администратор.
Он рассказывает и показывает, как настроить звук, помогает разобраться с оборудованием. Затем группа (или человек) репетирует два часа, оставляют деньги и уходят.
— Я знаю, каким должен быть дневной «выхлоп» — в будни обычно бывают три группы, по 300 рублей с каждой за два репетиционных часа. Если кто-то оставил меньше, я начинаю всех обзванивать. Под подозрение обычно не попадают те, кто репетируют на постоянной основе. Но бывают и те, кто регулярно не доплачивают, но возмещают это, например, в начале месяца, — рассказывает администратор точки «У Медведра» Сергей Прокопюк.
Естественно, в таком экспрессивном деле, как групповое музицирование, не обходится без поломок. О неполадках, как правило, сообщают сами репетирующие, принимая оборудование от предыдущих исполнителей. Администратор оценивает проблему (иногда дело может быть просто в отключенном штекере) и решает ее. Если сломался «расходник», например, барабанное «железо» или пластик, их заменяют — на эти цели в бюджете каждой точки заложены дополнительные средства). Если речь идет о более серьезной поломке (или даже умышленной поломке «расходника»), то администратор связывается с предполагаемыми виновниками и договаривается о компенсации ущерба.
Некоторые точки могут зарабатывать, организовывая на своих площадках музыкальные курсы. «У Медведра» тоже пытались сделать нечто подобное, договаривались с педагогами. Однако такие инициативы оказывались нежизнеспособными, либо глохли на начальном этапе. По сути, все проблемы сводились к нерадивости педагогов, которые оставляли своих учеников на улице попросту забывая про занятия.
Зато на точках Медведра проводили мастер-классы известные томские басисты. Еще здесь периодически проходили «сходки» барабанщиков — народ собирался и тестировал новое барабанное «железо». Со временем такие мероприятия потеряли актуальность, но есть большое желание их возродить.
Репетиционная точка может зарабатывать и на записи. «У Медведра» можно записаться, воспользовавшись услугами мобильной студии. Звукорежиссер приезжает на точку со своим оборудованием и записывает коллектив: всех разом или отдельно по одному инструменту, кому как удобно. Затем материал «сводится» и заказчик получает уже готовый трек.
Клиенты
Основные клиенты репточек — начинающие группы. Но время от времени приходят репетировать и «зубры», которых знают и за пределами города, региона страны. Правда, порой в очень узких кругах. Со временем таких групп становилось все больше.
— К нам, например, ходит группа GreenBus. Их мало кто знает, ребята играют для себя, как они сами говорят experimental jazzfunk. Чем они мне нравятся — они берут репетицию часа на четыре, и им этого еще мало. Обычно в конце стандартной двухчасовой репетиции музыканты начинают заниматься ерундой. Люблю на их репетициях сидеть, интересно.
Классные ребята, — говорит Михаил.
И смех, и грех
Несмотря на организационные сложности и проблемы с оборудованием места, самым важным и сложным вопросом в деле создания репточек является вопрос с помещением. Так как подобного рода бизнес не приносит больших доходов, то рассчитывать на покупку недвижимости не приходится. Именно поэтому репетиционные базы зачастую располагаются именно в гаражах или других хозпостройках, которые, как правило, находятся на отшибе (это гораздо дешевле). Аренда гаража обходится в 3–6 тысяч в месяц — на таких условиях база может существовать и приносить прибыль, большая часть которой впоследствии уходит на покупку оборудования и зарплату администратора: «Бывали месяцы, когда мы считали — вот это на аренду, вот это администратору на зарплату, а вот эти оставшиеся 200 рублей — Мише…».
С другой стороны, ребятам везло с соседями. Они с пониманием относились к музыкантам и не жаловались на звуки, которые, несмотря на звукоизоляцию, периодически пробивались наружу.
— В точке на Учебной-Вершинина вообще очень повезло с главой гаражного кооператива. Сергей Иванович, преподаватель в политехе, раньше занимался музыкой. Он периодически заходил проверять показания счетчиков. Однажды воскресным утром на репетицию приходит новая группа. Заходит глава кооператива — барабанщик понуро опускает голову: «Здравствуйте, Сергей Иванович…».
Тот отвечает: «О, здравствуй, Коля! Как твоя физика? Когда на пересдачу? «Обещаю, скоро, сейчас все долги раскидаю…»
Чуть меньше понимания проявили соседи точки на пер.1905 года. Бабушки из соседнего дома написали на прошлого хозяина базы не одно заявление, но не смогли их как следует аргументировать. Да и с арендодателем оказалось непросто найти общий язык.
Случались и конфликты на почве сломанной аппаратуры. Такие ситуации — самые неприятные. Бывает, что «расходники» ломаются того, что пришли в негодность, однако иногда причиной поломок является злой умысел. В таком случае группу просят возместить ущерб, с чем многие не соглашаются. В этом случае их просто больше не пускают на репетиционную точку.
— Были еще интересные случаи. Ребята на одной точке порепетировали и не заплатили. Сказали, что заплатят в следующий раз. Снова пришли, и снова не оставили денег. В третий раз назначенную репетицию пропустили.
Потом вообще пропали, не отвечали на звонки и сообщения. Я по своим каналам узнал, где они репетируют, и как раз хотел эту точку покупать. И вот, в назначенный день они приходят, и видят на этой базе моего администратора. Спрашивают: «Что ты здесь делаешь?» Он отвечает: «Работаю. Либо платите долг, либо уходите домой». И ребята ушли домой.
Я пожалел тогда, что не мог поприсутствовать на этой встрече. Этот долг я им простил.
Бывало, что репточки в гаражах не обходили стороной и случайные слушатели. Иногда среди них попадались «реальные ребята», заходившие попить пива, или нетрезвые горожане, которым хватило смелости заглянуть. Некоторые гости в виду своего состояния начинали рассказывать истории из жизни — по большей части на тюремную тематику.
Чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей, новую точку на Кулева было решено оборудовать системой видеонаблюдения. Заодно и сами музыканты, зная, что за ними следят, ведут себя спокойнее. Правда, увы, даже эти меры не спасали от пропажи мелкого имущества.
Планы
На сегодняшний день у Михаила только одна репетиционная точка — на Кулева. Подобный бизнес не приносит особого дохода, поэтому для Медведра это больше хобби. На жизнь же он зарабатывает работой на северных промыслах крупной газовой компании.
В ближайших планах у Михаила — постоянная модернизация своей репточки. Капитальный гараж, в котором она располагается, перешел в его собственность, так что переезжать база в обозримом будущем точно не будет. Закупленная аппаратура окупилась только год назад (2,5 уже). Всего, за более чем три года, Михаил потратил на эту точку (и оборудование, и помещение) порядка полутора миллионов рублей. Первая база за два года своего существования с учетом продажи оборудования принесла около 250 тыс. рублей.
— Думаю, что пока оставлю все как есть, потому что народу нравится именно то, как здесь всё получилось — своя аура, атмосфера. Музыканты даже рассказывали, что когда репетировали здесь вдвоем (бас и барабаны) создавалось ощущение, как будто кто-то подыгрывает на клавишных. Такой эффект не раз замечали разные люди. Вроде бы выглядит непрезентабельно, но звучит. Если люди видят, что к ним хорошо относятся, они возвращаются сюда снова и снова.
Фото: Владимир Дударев
Источник: obzor.city
Как открыть репетиционную точку
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Всё больше молодых людей сегодня пытаются реализовать себя, заявить о себе миру, найти своё призвание. Талантливая молодёжь всегда имела место быть, и среди этого контингента немало увлечённых музыкой. Музыка может объединять людей, иногда вплоть до создания своей собственной музыкальной группы, претендующей на славу и известность.
Но на этом тернистом пути гибнут многие начинающие коллективы, и порою всего лишь из-за того, что им негде собираться для совместных музыкальных сессий, негде репетировать свои будущие хиты. Ваше становление как предпринимателя имеет шанс совпасть со становлением каких-нибудь будущих звёзд.
Ведь предоставление места для игры на инструментах может стать спасением для музыкантов и прибыльным делом для вас. В больших городах количество начинающих музыкальных коллективов попросту огромно, новые группы создаются чуть ли не каждый день (и каждый день распадаются чуть более старые, не дошедшие до славы).
По большей части, вам придётся сотрудничать именно с рок-коллективами, увлечение такими направлениями как рок и метал достаточно распространено, и именно эти ребята исполняют свою музыку на инструментах, что отличает их от, например, приверженцев хип-хопа. Почему же они не имеют возможность играть вместе у себя дома или просто на улице?
Музыкальная сессия обычно проходит шумно; игра на акустической гитаре у перехода сильно отличается, в том числе и по уровню децибел в меньшую сторону, от извлечения звуков из полноценной электронной гитары, подключённой к усилителю. К счастью, кроме гитаристов в группе существуют и другие участники, и некоторые из них исполняют свои партии на трудно транспортируемых (клавишные) и не транспортируемых инструментах (ударная установка). Да и вокалисту нужно куда-то подключать микрофон, желательно к колонкам. Ко всему прочему, собираться многим вместе удобно именно в вечернее или даже ночное время, когда не нужно на работу или учёбу. И при всём при этом после репетиции они все должны иметь возможность разъехаться по домам.
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. 12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы. Подробнее
- Регистрация формы субъекта предпринимательской деятельности – 20 тысяч рублей (код (ОКПД 2) 68.2 Услуги по сдаче в аренду (внаём) собственного или арендованного недвижимого имущества).
- Аренда помещения 30 тысяч рублей.
- Отделка помещения – 150 тысяч рублей.
- Покупка оборудования – 70 тысяч рублей.
- Реклама – 5 тысяч рублей (вряд ли превысит эту сумму и потребуется, возможно, только для оплаты размещения объявлений на специализированных сайтах).
275 тысяч рублей – это минимальная сумма, которая потребуется для открытия своей репетиционной точки. Час игры оплачивается от 200 рублей до 1000, но для привлечения клиентов цена должна быть минимальна.
При круглосуточном режиме работы вы в среднем будете получать 60 тысяч рублей дохода в месяц, и это при загруженности только 10 часов в сутки при стоимости 200 рублей за час репетиции, но эту сумму удастся заработать не сразу, попытайтесь настроиться на то, что первые недели будет в помещении тихо, а все силы будут брошены на поиск клиентов. Начать зарабатывать именно столько вы сможете лишь через 2-3 месяца.
Рано или поздно стоимость часа придётся повышать. За вычетом аренды остаётся 30 тысяч рублей операционной прибыли, из которой чистая составляет 26 400 рублей. Вычеты производятся по упрощённой системе налогообложения с отчислениями по доходу. Рентабельность такого предпринимательства имеет средний показатель, а первоначальные затраты на проект могут окупиться в течение года.
Бизнес по организации своей репетиционной точки достаточно востребован, но! только в больших городах. В провинциальных городках найдётся, в лучшем случае, две с половиной группы, представляющие из себя вокально-инструментальный ансамбль под руководством местного художественного руководителя из областного дома культуры.
Да, бесспорно, таланты могут появиться и совсем в глухих посёлках, но одна или даже несколько групп не помогут поддерживать бизнес – не будет возможности окупать аренду помещения, не говоря уже о прибыли. Но и в крупных мегаполисах прогноз на развитие такого дела не может быть положительным наверняка. Ещё несколько лет назад репетиционные базы были немногочисленны, и порою спрос превышал предложение, что вызывало очереди на запись в точку. Всё растущая мода заниматься своей музыкальной группой привела к всплеску потребности в репетиционных точках, и многие предприниматели занялись таким видом бизнеса.
Нельзя сказать, что рынок предложения перенасыщен, но и отсутствия конкурентов не стоит ждать. Если вы решили идти до конца, и всё же хотите заниматься таким предпринимательством, то попробуйте предложить своим клиентам какое-нибудь преимущество – это может быть и адекватная цена (а ведь многие потенциальные звёзды откладывают на час репетиции мелочь со своих завтраков), и близость к дому, и оборудование, которого в других точках нет. А лучше всего это всё объединить, чтобы искусство могло развиваться, ведь вы за это будете вознаграждены.
Источник: www.openbusiness.ru