Итак, корпоративная репутация — это то, как нашу фирму оценивают все остальные участники рынка: поставщики сырья, потребители продукции, прямые и косвенные конкуренты, бизнес-сообщество (в том числе потенциальные инвесторы и кредиторы), власти.
Сюда входят следующие составляющие.
1. Репутация компании как бизнес-партнера: что думают о компании поставщики, заказчики продукции, другие фирмы, расположенные выше и ниже в производственной цепочке, члены ассоциации, в которую может входить компания и другие партнеры.
2. Репутация компании как места работы: что думают о компании ее работники и работники других компаний этой отрасли.
3. Репутация компании как участника финансовых отношений: что думают
о компании инвесторы и кредиторы.
4. Репутация компании в бизнес-сообществе: что думают о компании:
— ее конкуренты и компании, работающие в той же отрасли;
— руководители компаний других отраслей.
5. Репутация компании среди потребителей и “в народе”: что думают люди о:
- продуктах (услугах) компании;
- профессионализме ее работников;
- ее роли в жизни общества.
6. Репутация компании в СМИ: что пишут о компании в газетах, журналах, сетевых изданиях, в том числе отраслевых и “общего” направления.
7. Репутация компании во властных структурах: что думает о компании руководство города, области, государства.
Все эти стороны деловой репутации связаны, но независимы. Ведь:мнение СМИ может влиять на мнение потребителей, а может отражать его;если власти активно не любят компанию, инвесторы, скорее всего, сочтут
это фактором риска;государственные предприятия в любом случае на хорошем счету у влас-
тей, а вот мнение потребителей о них может быть не таким уж однозначно
хорошим; и т.д.
В исследовании, проведенном в 2005 году консалтинговым агентством The PBN Company, был вопрос: “Каковы главные риски для корпоративной репутации российской компании?”.
Ответы респондентов были следующими.
- Негативные результаты деятельности компании, снижение прибыли (63% опрошенных).
- Конфликт с органами власти (48%).
- Тенденциозное освящение прессой деятельности компании (47%).
В то же время конфликт с сотрудниками как бы “неважен” — всего 8% российских компаний отметили эту угрозу (самое последнее место). Это значит, что компании меньше всего боялись социальной напряженности или, например, ситуаций, связанных с авариями на производстве, экологическими проблемами. Основные риски для них находились в то время именно в сфере взаимоотношений с государством.
Тем не менее, обращать внимание полезно не только на “самое главное”. Вполне возможно, именно в нашей компании самое больное место — это взаимоотношения с сотрудниками. Эта проблема может косвенно влиять и на результаты деятельности компании, в том числе и на ее прибыль. Кроме того, отношения с сотрудниками и формирование единой корпоративной культуры может стать тем рычагом, с помощью которого наша компания поднимется на новый уровень развития.
Управляя корпоративной репутацией, мы не можем обращать внимание лишь на какую-то одну аудиторию (например, на власти). Нам придется вести диалог со всеми аудиториями внутри и вне компании.
Источник: reputazzi.com
Деловая репутация компании: её значимость, контроль, поддержание и улучшение
Деловая репутация компании – это совокупность мнений об организации заинтересованных лиц (партнеры, инвесторы, потребители, сотрудники и т. д.) с точки зрения деловых качеств. Такие мнения основаны на реальном опыте и рациональных доводах. В отличие от просто репутации деловая имеет огромный вес при оценке стоимости бизнеса.
Разница между деловой репутацией и имиджем
Не стоит путать понятие имиджа и деловой репутации. Имидж – это некий поверхностный образ компании, сформированный в сознании целевой аудитории. Это более субъективная оценка, так как все люди владеют разной информацией об организации, имеют разный опыт взаимодействия с ней.
Имидж оценивается в плоскости «нравится – не нравится» и не затрагивает более глубоких финансовых и корпоративных характеристик. Деловая репутация же является более объективным параметром. Она позволяет понять, насколько устойчива компания на рынке, какие у нее перспективы развития, какими деловыми характеристиками обладает и т. д. Ее даже можно рассчитать, что и делают при оценке стоимости бизнеса.
Имидж – это то, что позволяет привлечь новых клиентов и партнеров, а деловая репутация – это то, что позволяет их сохранить и удержать.
Влияние деловой репутации на деятельность компании
Влияние деловой репутации может быть как положительным, так и отрицательным.
При негативной репутации:
— снижается итоговая стоимость бизнеса;
— меньше партнеров заинтересовано в сотрудничестве;
— инвесторы не вкладывают свои деньги;
— люди не покупают франшизу;
— клиенты уходят к конкурентам;
— снижается влияние организации на тренды и настроения аудитории;
— преобладает низкая мотивация сотрудников.
Если же мнения о компании хорошие, все эти аспекты, наоборот, улучшаются:
— повышается ценность товара или услуги;
— появляется больше потенциальных клиентов, растет спрос;
— большая заинтересованность со стороны квалифицированных работников;
— повышается интерес со стороны инвесторов;
— растет конкурентоспособность и т. д.
Всем фирмам важно поддерживать деловую репутацию, так как она влияет на спрос и конверсии (напрямую или косвенно). Поддержание репутации – это важная сфера деятельности компании. Это целый комплекс мероприятий, нацеленных на повышение лояльности и доверия не только целевой аудитории продукта, но и деловых партнеров.
Успехов Вам в бизнесе!
#Levercost
#ОбщаяТема
Источник: vc.ru
Деловая репутация юридического лица
Деловая репутация юридического лица напрямую влияет на его конкурентоспособность, на отношение клиентов к нему и к производимой им продукции. Разберем, что такое деловая репутация юрлица, как ее оценить и можно ли защитить.
- Что такое деловая репутация
- Что представляет собой деловая репутация
- Какая бывает деловая репутация
- Положительная деловая репутация
- Отрицательная деловая репутация
- Качественные методы
- Количественные методы и измерение в гудвиллах
- Способы защиты деловой репутации в гражданском праве
- Внесудебный порядок защиты
- Судебная защита деловой репутации
Что такое деловая репутация
Деловая репутация – это так называемое «нематериальное благо, т.е. ценность, которая не имеет физического воплощения, но защищается гражданским законодательством (ст. 150, ст. 152 ГК РФ). В российском праве, как такового, определения деловой репутации нет. В Гражданском кодексе и некоторых иных правовых актах деловая репутация упоминается только в контексте ее защиты.
Ученые обычно под деловой репутацией юридического лица подразумевают совокупность мнений заинтересованных сторон (сотрудников, инвесторов, кредиторов, аналитиков, властей, СМИ и т.д.) о профессиональной деятельности компании, о ее достоинствах и недостатках, о деловых качествах сотрудников, деловом поведении на рынке. Это неосязаемый, но достаточно важный актив бизнеса, который во многом определяет отношения организации с ее клиентами и контрагентами.
Хотя репутация юрлиц и относится к нематериальным благам, в то же время, она обладает определенными экономическими характеристиками. Так, деловая репутация может быть внесена в качестве вклада в простое товарищество (ст. 1042 ГК РФ), а в случае продажи бизнеса подлежит оценке как нематериальный актив компании (п. 4 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н).
Отличительной чертой деловой репутации как объекта гражданского права является то, что она не существует вне конкретного юридического лица. Ее нельзя отчуждать, распоряжаться или учитывать отдельно от компании, но она влияет на стоимость бизнеса при его продаже.
Что представляет собой деловая репутация
Деловая репутация компании состоит из описательной части, представляющей собой набор информационных сведений о компании, и оценочной, связанной с экономической деятельностью организации.
Существуют различные подходы к определению основных составляющих деловой репутации, участвующих в ее формировании. В обобщенном виде можно выделить следующие элементы:
- характер отношений с внешними партнерами;
- внутрикорпоративные отношения (корпоративное управление, корпоративная этика);
- эффективность менеджмента/репутация топ-менеджеров;
- качество продукции, товаров, услуг;
- финансовое состояние компании, динамика финансовых показателей;
- использование новых технологий, социальная ориентированность бизнеса и т.д.
Важная характеристика деловой репутации компании является отношения с внешними партнерами с точки зрения соответствия этическим, правовым нормам, общепринятым правилам делового общения. Для положительной деловой репутации нужно выполнять договорные обязательства, иметь хорошую кредитную историю, предоставлять контрагентам сведения о себе в разумном объеме (для проверки добросовестности) и т.п.
На создание хорошей репутации компании влияние оказывает грамотно выстроенная модель корпоративных взаимоотношений. Прежде всего, это отношения, связанные с правами акционеров и финансово заинтересованных лиц, с эффективностью работы управляющих органов компании. Также значение имеет внутрикорпоративная культура, нормы и правила поведения, принятые в компании, социальная ориентированность бизнеса.
Не менее важна для формирования положительной деловой репутации эффективность и узнаваемость менеджмента компании, которая находит свое отражение в показателях рентабельности компании, наращивании оборотов, рыночной экспансии, инноваций и т.д.
Практика показывает, что особую роль в создании положительного имиджа организации имеет ее открытость и прозрачность, в том числе и для СМИ.
Какая бывает деловая репутация
По своей природе деловая репутация неустойчива и способна изменяться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Любая внешняя оценка деловых качеств и профессиональной деятельности компании влияет на ее репутацию.
На практике, как правило, выделяют два основных вида деловой репутации: положительную и отрицательную деловую репутацию.
Положительная деловая репутация
Положительная деловая репутация – это то, к чему стремится любая компания. Компания с такой репутацией имеет значительные конкурентные преимущества, по сравнению с компанией, имеющей плохую (или неизвестную) репутацию:
- потребители субъективно выше оценивают качество товаров и услуг такой компании. Это позволяет продавать товары и услуги по более высоким ценам;
- облегчает продвижение новых товаров;
- способствует налаживанию сотрудничества с контрагентами;
- облегчает и удешевляет доступ к финансово-кредитным ресурсам;
- увеличивает инвестиционную привлекательность компании;
- помогает привлекать в компанию более квалифицированные кадры.
В случае продажи компании положительная деловая репутация способна значительно повысить ее стоимость, поэтому рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Отрицательная деловая репутация
Отрицательную деловую репутацию можно рассматривать как серьезный минус для компании. При продаже такого юрлица, покупатель может получить значительную скидку, учитывая отсутствие у компании стабильных клиентов, устойчивого качества услуг (продукции), навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.
Оценка деловой репутации компании
Очевидная связь деловой репутации и рыночной стоимости компании диктует необходимость ее оценки.
Оценка деловой репутации – процесс сложный и многоплановый, при котором учитываются различные параметры: качество продукта/услуги; качество менеджмента; способность компании привлекать и удерживать квалифицированных специалистов; финансовая устойчивость бизнеса; рентабельность активов; инвестиционная привлекательность бизнеса и пр.
В основе оценки деловой репутации компаний лежат две методики:
- Метод качественных исследований. Качественные методики не предполагают точной оценки репутации, поскольку качественные параметры сложно перевести количественные, а том числе в финансовые.
- Метод количественных измерений. Количественная оценка деловой репутации – это стоимостная оценка. Такая оценка необходима, если владелец бизнеса планирует его продать или если один из партнеров вносит свою деловую репутацию в качестве вклада при создании товарищества (ст. 1042 ГК РФ).
Качественные методы
Качественный подход включает в себя:
- социологические опросы;
- метод экспертных оценок.
В ходе социологических опросов выявляется мнение людей о конкретной компании. На базе полученных данных формируется подробный отчет, который включает сведения об отношении целевых групп к рассматриваемой организации.
Экспертный метод можно подразделить на рекомендательный и рейтинговый.
Первый состоит в оценке репутации организации PR-компаниями и составлении отчета с определенными рекомендациями.
Второй базируется на информации, полученной от независимых компаний, которые занимаются составлением рейтингов деловых репутаций компаний (например, Национальное рейтинговое агентство (НРА), рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
Количественные методы и измерение в гудвиллах
Часто для обозначения деловой репутации используют еще один термин – гудвилл (от англ. «goodwill» – положительная деловая репутация). Именно о гудвилл обычно идет речь, когда необходимо определить стоимость деловой репутации. Термин «гудвилл» используется в бухучете и торговых операциях по продаже бизнеса, для оценки инвестиционной привлекательности компании.
Обратите внимание! С 2022 года все юрлица, кроме субъектов малого предпринимательства, должны предоставлять в Росстат отчет по форме № 11-НА, в который включены в том числе и данные о деловой репутации организации (гудвилл) (Приказ Росстата от 22.06.2022 № 453).
Количественные методы делятся на метод избыточных прибылей (источник дополнительных поступлений) и методы учета результатов конкретных сделок.
Первый — метод избыточных прибылей основывается на определении деловой репутации как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар.
Второй метод, который можно назвать официальным, основан на законодательстве РФ по ведению бухгалтерского учета (ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н). Этот подход заключается в расчете стоимости деловой репутации как разницы между рыночной стоимостью компании (как имущественного комплекса) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Активы и обязательства должны быть отражены в ведомостях на дату покупки по остаточной стоимости либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости, определенной в соответствии с договором.
Оценить деловую репутацию можно также с помощью метода, основанного на правилах международной финансовой отчетности (МСФО 3 «Объединения бизнесов»). Он существенно отличается от российского официального метода.
По международным стандартам финансовой отчетности гудвиллом называется превышение покупной стоимости активов над их справедливой стоимостью в день проведения сделки.
Оценка опыта и деловой репутации в РФ
В последнее время, в нашей стране, востребованной стала услуга оценки деловой репутации компании и получение Сертификата соответствия. Сертификат оценки опыта и деловой репутации – это документ с расчетным индексом деловой репутации, подтверждающий соответствие компании стандартам оценки репутации в различных сферах экономической и предпринимательской деятельности.