Рейтинг лучших российских бизнес школ

Журнал «Секрет фирмы» представляет свой рейтинг топ-20 бизнес-школ России. Впервые в отечественной практике оценку школам давали сами выпускники.

Бизнес-образование — по сути потребительский рынок. А рейтинги бизнес-школ — важнейший инструмент, дающий слушателям возможность сравнивать учебные заведения между собой. Популярных и авторитетных рейтингов в мире несколько, например, рейтинг The Financial Times (основной показатель — прирост зарплаты выпускников через три года по окончании школы). У The Wall Street Journal другая методика — она выясняет мнение работодателей о выпускниках. Журнал Forbes оценивает возврат на инвестиции — где выгоднее учиться с финансовой точки зрения.

«Секрет фирмы» провел свое исследование и выяснил, какие из российских бизнес-школ — лучшие. В прошлом году Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) наложила временный мораторий на участие своих членов в рейтингах, мотивируя это тем, что объективной методики оценки в России пока не существует. Но нам этот запрет не помешал. Более того, участие бизнес-школ в исследовании мы свели к минимуму и составили рейтинг, базируясь на оценках выпускников. В поиске респондентов нам помогали десятки компаний, рекрутинговые фирмы, студенческие ассоциации и т. п. Некоторые школы сами предоставили контакты своих выпускников.

В рейтинге мы учитывали два основных фактора: мнение слушателей и стоимость обучения. Последний показатель, на наш взгляд, в достаточной степени коррелирует с качеством обучения. Кроме того, мы планировали использовать такой показатель как наличие / отсутствие российской аккредитации программы MBA.

Однако ситуация в этой сфере оказалась довольно запутанной, и от идеи пришлось отказаться. Но все остальное реализовать удалось. Результаты исследования мы вам и представляем.

Редакция благодарит за помощь в подготовке рейтинга: AntalInt., Cornerstone, JTI, Manpower, Transearch/ TopHuntInternational, Verysell, «Илим Палп», «Ситроникс», «Уралсиб», «Открытые технологии», коммуникационное агентство «Полезные связи», «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями», некоммерческий фонд «Наши таланты», российскую лигу МВА.

Вы довольны полученным бизнес-образованием?

Сергей Козловский, президент компании «Инком-недвижимость», выпускник ВШКУ АНХ:
— Благодаря бизнес-школе я получил не только новые знания, но и приобщился к бизнес-среде. Это, пожалуй, наилучшее приобретение, ведь в бизнесе нужны и знания, и связи. Надеюсь, что дети пойдут по моим стопам и тоже будут учиться в школе бизнеса.

Галина Ильяшенко, генеральный директор компании «Седьмой континент», выпускница ВШМБ АНХ:
— Очень довольна. В школе было достаточно и фундаментальных дисциплин, и практических знаний, что выгодно отличало ее от других бизнес-школ, где, как я слышала, есть перекос в сторону теории. Весь преподавательский состав был очень профессиональным, а предметы адаптированы к российской реальности, учитывали наше законодательство и уровень корпоративного развития в стране. Большое внимание уделялось новым направлениям развития бизнеса. Наша компания и сейчас работает с этой школой, многие сотрудники получают там второе образование по специальности «торговля».

Максим Ноготков, президент группы компаний «Связной», выпускник МИРБИС:
— В целом доволен. Правда, после выпуска в 1999 году я занялся самообразованием: читал профильные книги, посещал семинары. Поэтому можно сказать, что полученного в бизнес-школе образования мне не хватило, причем не практических знаний (их я набирал в ходе работы), а именно теоретических.

Николай Красилов, президент корпорации «Галактика», выпускник ВШКУ АНХ:
— В целом да, хотя некоторые преподаватели сами не дотягивали до тем, которым пытались учить нас. Создавалось впечатление, что они всю жизнь читают лекции и абсолютно не знают реалий жизни и бизнеса. Еще мне не понравилось, как была организована обязательная поездка в Германию.

Я рассчитывал, что мы пообщаемся с немецкими бизнесменами, а нам устроили встречу с представителями баварского правительства. Впрочем, обучение все же полезная вещь, тем более если оно происходит без отрыва от производства. Именно из-за этого я не стал учиться в иностранной школе: в Москве я всегда мог выкроить несколько часов на свое образование.

Сергей Бешев, директор макрорегиона Москва компании «Мобильные телесистемы», выпускник МИРБИС:
— Мои ожидания полностью оправдались. Я закончил бизнес-школу в 1996 году. До этого у меня был собственный бизнес, но я хотел управлять большими, мощными компаниями, для чего нужно иметь хороший кругозор и понимать законы экономики и бизнеса. Своих детей я обязательно направлю в подобную бизнес-школу. Сначала в российскую — для лучшего понимания российской специфики, а потом в европейскую.

Читайте также:  Какую правовую форму выбрать для бизнеса

Участниками рейтинга стали бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующие следующим требованиям:
— количество выпусков — не менее трех;
— наличие программы МВА, по окончанию которой выдается российский диплом;
— осуществляется набор на 2007 год.
Основной целью исследования стала оценка качества бизнес-образования по следующим критериям:
1. Сложность испытаний при поступлении.
2. Преподавание теоретических знаний.
3. Приобретенные практические навыки.
4. Уровень преподавательского состава.
5. Отсутствие повторов в программах разных курсов.
6. Управленческий опыт одногруппников.
7. Польза установленных связей с одногруппниками.
8. Динамика карьерного роста после получения МВА.
9. Рост зарплаты в течение трех лет после окончания обучения.
При этом вес критериев (степень влияния на итоговую оценку школы) определяли сами респонденты.
Хотя оценки выпускников — один из важнейших показателей, они могут быть субъективными. В конце концов, выпускник заканчивает только одну бизнес-школу и не имеет возможности сравнить уровень образования в разных учебных заведениях. Поэтому к оценкам выпускников мы решили добавить еще один — объективный — критерий: стоимость образования, как показатель баланса спроса и предложения.
Итоговый бал для каждой школы рассчитывался по формуле:

Итоговый балл = (А_i / A_max)*0,75 + (B_i / B_max)*0,25

где
А — коэффициент оценки выпускников, вес = 0,75;
В — коэффициент стоимости образования, вес = 0,25.
Оба коэффициента рассчитывались как отношение текущего значения переменной (балл или стоимость обучения) к максимальному значению этой переменной среди всех школ.
Коэффициент А вычислялся на основе анализа анкет выпускников по формуле:

где
х — итоговый балл по анкете;
n — количество анкет.

где
g — оценка, поставленная респондентом по критерию;
k — вес критерия, вычислялся как среднее арифметическое весов, назначенных этому критерию всеми опрошенными респондентами вне зависимости от их школы.
За четыре месяца (май-август) с помощью бизнес-школ, ассоциаций выпускников МВА, а также резюме, размещенных в интернете, мы отыскали 2056 выпускников с дипломом МВА. 684 из них согласились заполнить нашу анкету, 88 анкет по различным причинам было отбраковано. В итоге в оценке бизнес-школ приняли участие 596 респондентов, получивших диплом МВА не ранее 2000 года.

В ходе подведения итогов мы были вынуждены сократить количество критериев. Из нашего рейтинга выпали №8 и №9 — большинство респондентов отказались отвечать на эти вопросы. Ряд школ (например, МИМБ, ФАПО АНХ) пришлось исключить из рэнкинга, так как мы не смогли найти более 10 их выпускников. Таким образом, в рейтинге приняло участие 20 школ. Минимальное количество заполненных анкет — у ВАВТ и ИМЭБ РУДН (по 12 анкет), максимальное — у ВШМБ (63).

Высшая школа бизнеса МГУ
Декан: Виханский Олег Самуилович
Форма обучения по программе MBA: вечерняя
Выпускников MBA: более 500
Иностранные партнеры: Graduate School of International Management, Aoyama Gakuin University (Япония); Guanghua School of Management, Peking University (Китай); The Kaizen Institute (Япония); The London School of Economics (Великобритания) и др.

Санкт-Петербургский Международный институт менеджмента (ИМИСП)
Ректор: Мордовин Сергей Кириллович
Форма обучения по программе MBA: модульная
Выпускников MBA: около 1 тыс.
Иностранные партнеры: Euromed Marseille (Франция), SDA Bocconi (Италия), IEDC-Bled (Словения), Henley (Великобритания), EM Lion (Франция)
Западная аккредитация: AMBA

Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ
Декан: Филонович Сергей Ростиславович
Форма обучения по программе MBA: вечерняя, модульная
Выпускников МВА: 563
Иностранные партнеры: Cranfield School of Management (Великобритания)

Высшая школа финансового менеджмента (ВШФМ) АНХ при правительстве РФ
Декан: Лобанова Елена Николаевна
Форма обучения по программе MBA: вечерняя, модульная
Выпускников МБА: около 300
Иностранные партнеры: Harvard Business School (США), Cambridge Judge Institute of Management (Великобритания), German Management Academy of Lower Saxony (Германия), IESE Business School (Испания) и др.

Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ
Ректор: Мясоедов Сергей Павлович
Форма обучения по программе MBA: вечерняя, модульная
Выпускников МBА: около 800
Иностранные партнеры: Luton BS (Великобритания), Higher School of Economics in Rotterdam (Нидерланды), Ecole Superieure de Commerce de Paris (Франция), UAMS (Бельгия) и др.
Западная аккредитация: AMBA

Читайте также:  Лучшие фургоны для бизнеса с пробегом

Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН) АНХ при правительстве РФ
Ректор: Каспржак Анатолий Георгиевич
Форма обучения по программе MBA: модульная
Выпускников МВА: 190
Иностранные партнеры: Kingston University (Великобритания, диплом)
Западная аккредитация: AMBA

Институт бизнеса и экономики (ИБиЭ) АНХ при правительстве РФ
Ректор: Гойзман Эдуард Исакович
Форма обучения по программе MBA: вечерняя
Выпускников МВА: нет данных
Иностранные партнеры: CSU East Вау (США)
Западная аккредитация: AACSB

Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) АНХ при Правительстве РФ
Ректор: Евенко Леонид Иванович
Форма обучения по программе MBA: дневная, вечерняя, модульная
Выпускников МВА: около 4 тыс.
Иностранные партнеры: Shanghai University of Finance University of Toronto, Rotman School of Management (Канада); Schulich School of Business, York University (Канада); SBS Swiss Business School (Швейцария) и др.

Международный институт менеджмента ЛИНК
Ректор: Щенников Сергей Александрович
Форма обучения по программе MBA: очно-заочная
Выпускников МВА — более 400
Иностранные партнеры: Open University Business School (Великобритания, диплом)
Западная аккредитация: AMBA

Пробуждение MBA
«Роза MBA снова в цвету»,— говорит Дэйв Уилсон, президент Graduate Management Admission Council (GMAC) — организации, которая занимается статистическими исследованиями бизнес-школ. По данным GMAC, в прошлом году 65% американских бизнес-школ отметили увеличение потока соискателей по сравнению с 2005 годом. Рост интереса к MBA в первую очередь связан с потоком новых абитуриентов со всего мира. Соискателей не пугают ни сложные вступительные испытания, ни высокая стоимость диплома MBA — так, двухлетнее обучение в Harvard Business School вместе с проживанием обойдется в $150 тыс.
Растет и число бизнес-школ по всему миру. Если в США с 1999 по 2006 годы число бизнес-школ выросло всего на 10% (с 846 до 927), то, например, в Индии за тот же период — в полтора раза (с 639 до 953). В Европе в 1999 году было 181 MBA-программ, а прошлом году их стало уже 658. Рейтинги бизнес-школ тоже отражают тенденцию к их интернационализации. Если в 1999 году в первой двадцатке рейтинга The Financial Times было всего три неамериканских школы, то в этом году их уже девять, причем впервые в топ-20 попала шанхайская Ceibs.
Бизнес-школы не только пользуются плодами растущего спроса на MBA, но и сами пытаются привлечь новую аудиторию. Cейчас в линейках бизнес-школ все чаще появляются укороченные программы. В этом году пять из 15 ведущих мировых бизнес-школ предлагали MBA-программы короче, чем традиционный формат длительностью 20 и 24 месяца.
По информации The Financial Times

Российские бизнес-школы далеко не лучшие в мире. Но нынешние выпускники выражают недовольство не только качеством преподавания — они разочарованы и теми, с кем пришлось сидеть за одной партой. Как ни странно, от решения именно этой проблемы зависит будущее российских бизнес-школ.

«Преподаватели — тройка, практика — двойка, одногруппники — кол». Такие оценки поставил выпускник одной из российских бизнес-школ своей альма-матер. Другой выпускник не поскупился на двойки, сдобрив их едким комментарием: «Для корочки школа годится, для знаний — нет». «Почти отсутствуют преподаватели-практики. Стоимость обучения завышена»,— заявил третий.

«Секрет фирмы» оценил качество обучения в российских бизнес-школах. Впервые в российской практике мы составили рейтинг программ MBA не по косвенным данным, а на основе мнений самих выпускников. Собрав и обработав 684 анкеты, мы взглянули на бизнес-школы глазами их учеников.

Потребитель у российских программ MBA один — слушатели. У западных бизнес-школ есть еще одна целевая аудитория — работодатели. Самые престижные западные MBA — дневные, где студенты учатся с отрывом от производства, а потом ищут новую работу. И школы кровно заинтересованы «продать» своих выпускников лучшим компаниям.

Но подавляющее большинство российских слушателей MBA учатся без отрыва от производства: они не хотят терять нынешнюю работу и далеко не всегда жаждут найти новую. Поэтому работодателей как потребителей услуг бизнес-образования можно пока в расчет не принимать.

Да и большинство компаний пока не доверяют российским программам MBA. Цифры, полученные СФ , говорят сами за себя: 7,46% опрошенных выпускников не нашли у своих боссов поддержки в стремлении получить MBA, а 28,65% руководителей отнеслись к их желанию безразлично. Безоговорочно поддержали подчиненных только 36,11% работодателей. Правда, некоторые сделали это лишь на словах: лишь 26,3% участников нашего исследования полностью или частично обучались за счет своих компаний.

Читайте также:  Как подключить услугу самоинкассация в Сбербанк бизнес онлайн

Все это означает, что на сегодняшний день самые главные и требовательные оценщики программ MBA — сами слушатели. И вот их вердикт.

Мечты о будущем

«Обучение на программе MBA полностью себя оправдало,— уверен выпускник ВШМБ, генеральный директор компании „АМ-инвест” Сергей Нуриджанов .— Может быть, потому, что изначально у меня были трезвые ожидания». Нуриджанов на момент поступления уже имел опыт руководства компаниями, и его интересовали только знания, а не карьера или рост зарплаты. Подобные же мотивы преобладают у многих выпускников: большинство студентов приходят получить новые знания или систематизировать уже имеющиеся.

Однако, как и на Западе, многие решили пройти курс MBA в расчете на рост карьеры. Дамир Сибгатулов пошел учиться в МИРБИС, когда понял, что повышение по службе ему не светит. «Максимум, на что я мог рассчитывать,— должность ведущего специалиста, потому что у меня не было специального образования,— признается Сибгатулов.— Получение MBA было отчасти вынужденной мерой». Но уже в процессе обучения Дамир сменил работу — компания МТС пригласила его возглавить отдел маркетинговых исследований.

А вот на радикальное повышение зарплаты в связи с получением российского диплома MBA слушатели уже не рассчитывают: за последние годы градус финансовых ожиданий заметно понизился. По данным последнего исследования Begin Group, лишь 9% респондентов—слушателей MBA мечтают увеличить свои доходы вдвое. Большинство же (32%) надеется на рост 25–50%, еще 20% — не более чем на 25%.

При этом ожидания по поводу увеличения дохода реализуются у 43% выпускников. Многие готовы терпеливо трудиться и ждать, пока их инвестиции в обучение окупятся. «Я поставил себе задачу достичь уровня годового дохода $60–70 тыс.»,— делится ожиданиями выпускник «Классической бизнес-школы» Олег, просивший не называть его фамилию. На момент поступления в школу он работал ведущим аналитиком в крупной пищевой компании. Бизнес-школу закончил шесть лет назад, но желанной планки пока не достиг.

КАК ВЫПУСКНИКИ ОЦЕНИЛИ СВОИ ШКОЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ

Источник: ubo.ru

Три российские бизнес-школы попали в европейский рейтинг Financial Times

Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Речь идёт о рейтинге европейских бизнес-школ, который издание составляет ежегодно уже в течение 18 лет.

Как формируется этот список

В рамках него рассматривают несколько направлений: MBA, Executive MBA и магистерские программы по менеджменту. Для его составления издание отбирает европейские школы из своих же мировых списков. В частности, при оценке достижений учитывают, как меняются места конкретных программ в том или ином топе.

Помимо этого, оценивается, как выросла средняя зарплата выпускников через три года после окончания программы.

Какие российские организации отмечены Financial Times

49-ю строчку рейтинга заняла Школа управления «Сколково». Она создана в 2006 году российскими предпринимателями — основателями крупных компаний, представляющих основные отрасли российской экономики. В 2019-м школа получила одну из самых престижных международных аккредитаций — EQUIS EFMD . А в 2020-м впервые вошла в топ-50 рейтинга Financial Times по корпоративным программам, став единственной школой из Восточной Европы в этом рейтинге.

57-е место досталось Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета, которая начала свою работу ещё в 1993 году. Кстати, эта школа — единственная в России, которая может похвастаться признанием трёх самых авторитетных ассоциаций. В 2008-м она получила аккредитацию AMBA , в 2012-м — EQUIS, а в ноябре 2021-го — AACSB .

58-ю строчку получил Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Его открыли в 1988 году. В 2007-м он получил аккредитацию АМВА, а в 2019-м — AACSB.

  • ЕМВА-программы двух российских вузов попали в престижный рейтинг QS
  • Программы ВШЭ и СПбГУ — среди лучших в рейтингах по бизнес-обучению

Источник: skillbox.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин