Кто больше всех выиграл от импортозамещения, а кого обошли на повороте конкуренты, какие новички стали зарабатывать на подписках больше 100 млн рублей в год? Ответы на эти вопросы вы найдете внутри.
«Самый объективный рейтинг российских SaaS»
Аскар Рахимбердиев, сооснователь компании «МойСклад», в очередной раз представил собственную версию рейтинга SaaS на российском рынке. Так как сделано это было в ВК и многие из вас его точно не увидели, ниже я процитирую пост почти дословно и приведу данные в виде таблицы для удобства.
Рейтинг основан на данных по годовой выручке из финансовой отчетности за 2022 год и некоторых инсайдерских данных. В него входят компании с годовой выручкой на российском рынке не менее 100 млн.
За 2022 год участники рейтинга в среднем выросли на 44%, что очень неплохо для кризисного года. Средняя рентабельность 19%, что кажется вполне здоровым показателем.
На что обратить внимание в этой версии рейтинга:
— Ушли несколько компаний, которые перегоняли выручку от продаж вне РФ на российские юрлица. Это печально, но рейтинг стал объективнее.
Классификация бизнеса: как отличить малый бизнес от среднего и крупного бизнеса
— Я не стал поднимать порог выручки, поскольку даже 100 млн оставляет вполне обозримое количество участников. Тоже печально.
— 2022 — год роста сервисов для HoReCa.
— Сервисы для торговли на маркетплейсах пока не смогли оккупировать топ (в рейтинге их всего 4). Но на подходе еще несколько.
Из интересного имеет смысл обратить внимание на показатель годовой выручки на одного сотрудника. Медиана по нему 4.3 млн, что, как ни странно, всего раза в два меньше среднего по больнице у западных SaaS сопоставимого размера.
Также можно увидеть, что медианно в комании-участнике рейтинга работает 80 сотрудников, а всего их 5.5 тысяч (очень скромное число).
Приз жюри за быстрый рост: сервис аналитики продаж на маркетплейсах mpstats, который показал рост почти в 4 раза с очень приличной базы и поднялся на 13 место.
Дебютант года: сервис кадрового ЭДО HR-Link, который сразу ворвался на 23 место.
Дисклеймер: это не профессиональное исследование рынка, а мой любительский проект. Несмотря на это, я думаю что этот рейтинг — наиболее объективная оценка рынка из всего, что есть в открытом доступе.
Примечание 1: в определении того, что можно считать SaaS, я по-прежнему ориентируюсь на стандарт NIST. Это не идеально, но лучше, чем ничего: On-demand self-service, Broad network access, Resource pooling, Rapid elasticity, Measured service.
Примечание 2: я не считаю услуги связи и торговые площадки SaaS-ом.
Примечание 3: в рейтинг традиционно должны входить 1С, Контур и некоторые другие, но долю их облачной выручки сложно оценить из открытых источников.
Есть версия в Гугл-доках, если хотите покопаться и выбрать другие критерии оценки, например отфильтровать по рентабельности.
Масштабирование бизнеса. Как малый бизнес превратить в средний и крупный
Рейтинг за прошлый год найдете здесь.
Уточнения, дополнения и возмущения приветствуются в комментариях.
Больше полезной информации из мира российского ИТ-бизнеса, интервью с предпринимателями, а также обзоры перспективных проектов, вы найдете в моем блоге VC hunt→
Источник: habr.com
Рейтинг малый средний бизнес
УФА, 27 сентября, ФедералПресс. Одним из важных итогов первого дня работы Форума малого и среднего бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС стало создание рейтинга МСП.
Субъекты РФ с этого момента будут оцениваться по уровню и качеству развития деловой активности территории. Отмечено, что в этой шкале регионы будут соревноваться и по ряду неформальных критериев.
Такое решение было принято в рамках работы секции «Международный и региональный опыт в популяризации предпринимательства», модератором которой выступил заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин.
«От негативной искаженной картинки нам нужно прийти к новому образу предпринимателя — человека, который может стать образцом для подражания. Отрадно, что в последний год в нашей стране вопросы продвижения и популяризации предпринимательства стали выходить на первый план», – подчеркнул замглавы ведомства.
Напомним, V Международный форум малого и среднего бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС открыл свою работу в Уфе накануне, 26 сентября. За первый день в работе форума приняли участие порядка 2800 делогатов из 52 регионов России и 31 страны мира.
Источник: corpmsp.ru
«Рейтинг лояльности крупнейших заказчиков к субъектам МСП» впервые представлен на ПМЭФ-2018
Рейтинг лояльности госкомпаний к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) впервые представило Агентство стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) в рамках панельной сессии «Крупные российские и иностранные компании vs. малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика».
Рейтинг составлен на основе опроса 2 тысяч представителей МСП, которые являются крупнейшими поставщиками товаров и услуг. При оценке компаний использовались 6 целевых показателей: общая удовлетворенность субъектов МСП взаимодействием с крупными компаниями, проведение закупочных процедур, реализация программ партнерства, информационное сопровождение закупочной деятельности, договорные отношения, вклад в технологическое развитие.
Топ-10 рейтинга лояльности к субъектам МСП
«Сфера закупок является одной из наиболее востребованных форм поддержки у предпринимательского сообщества. Закупки крупнейших заказчиков – это огромный ресурс, который должен быть использован для развития МСП. Когда мы только начинали работать в этом направлении, объем таких закупок составлял чуть более 62 млрд рублей. За 5 лет объемы выросли более чем в 30 раз и составили свыше 2 трлн рублей», -сказал директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян.
По его словам, на положительную динамику повлияло несколько факторов — создан единый реестр субъектов МСП (список надежных поставщиков для госкомпаний), изменились сроки оплаты выполненных работ. «Раньше бизнесу приходилось месяцами «выбивать» свои деньги у госкомпаний, а теперь такие расчеты должны производиться в течение 30 дней», – пояснил Артем Аветисян.
Среди очевидных плюсов для госкомпаний в работе с малым и средним бизнесом генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман выделил повышение качества услуг, которое обеспечивается за счет растущей конкуренции и гарантированных контрактов на определенное время.
«Этот «плюс» особенно важен для малого и среднего бизнеса. Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса) в 2015 году составляло 8,4 тысяч, в 2016 – около 100 тысяч, в 2017 – 160 тысяч, а в этом году уже перешло за 200 тысяч позиций. Это дает нам возможность говорить о более масштабной задаче — достижении объема закупок у субъектов МСП в 2018 году не менее 3 трлн рублей», — сказал он.
Эксперты отметили ряд проблем в области закупок, которые требуют решения. Среди них — взимание средств с предпринимателей без возможности их возврата после отмены аукционов; отсутствие понятного механизма для доступа к закупкам госкомпаний новых малых предприятий, в том числе — высокотехнологичных; допуск к тендерам компаний с госучастием бизнеса только с большим опытом поставок (от 3 до 5 лет). Также начинающий бизнес, обладая необходимой компетенцией, не может претендовать на поставки в компании с госучастием из-за несоответствия активов и размеров лотов.
По словам Артема Аветисяна, не изменилась стоимость участия в торгах — на некоторых площадках она доходит до 120 тысяч рублей в год; по-прежнему для участия в тендерах предприниматели вынуждены собирать большой объем документов (по 300-400 страниц). Некоторые компании требуют предоставлять оригинал пакета документов, электронную копию на флэшке, а еще — и копию бумажной версии. Директор направления АСИ «Новый бизнес» также подчеркнул, что жизнь предпринимателям усложняет большое количество электронных площадок для торгов, которых сегодня не стало меньше.
Проблему «ухода» закупок в сферу единственного поставщика обозначил президент «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин. «Это тенденция тревожная. Если два года назад еще 45% закупок было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%», — сказал он.
«Все эти проблемы необходимо решать на постоянной, непрерывной основе. В этой связи, предлагаю включить пункт о доступе к закупкам госкомпаний в единый план улучшения инвестиционного климата, разработанный Минэкономразвития совместно с другими органами исполнительной власти и АСИ», — отметил Артем Аветисян.
Рейтинг лояльности госкомпаний подготовлен Агентством стратегических инициатив по итогам мониторинга реализации дорожной карты «Расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Масштабное исследование проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) при методологической и информационной поддержке Корпорации МСП.
Источник: asi.ru