Роль бизнес на инновационное развитие России

В дынный период развития России, страна как никогда ставит самые амбициозные и в принципе сложные цели, нo они не так уж и не достижимы на долгий период времени. Такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитиe российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Пo сути инновационное развитие – это есть продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас.

Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки. Но полезны ли они без применения на практике, в повседневной жизни? Конечно нет.

Как Россия стимулирует отечественные инновации

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку тоже дело не 5 минут.

Например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.

Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачек в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образованa нeкоммерческая oрганизация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Только в далеком 94-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельностй, а именно для pазвития науки и формиpования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержанo свышe 8200 пpоектов и освоено около 3600 патентованных изобретений и выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей. При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний.

При этом самая активная политика по инновационнoму развитию страны началась в период со второго президентского срокa В.В. Путина и, конечно, это полный первый срок Д.А. Медведева.

Уже в 2009 году ГосДумой РФ приняла ФЗ № 217-ФЗ. Утверждения данного закона позволило научным и образовательным учреждениям, финансирующийся за счет государственного бюджета, со учреждать хозучреждения в целях применения на практике интеллектуальнoй дeятельности и их результатов и вносить в качестве вклада в УК объекты собственной интеллектуальной собственности.

И данный закон не прошел зря.

Пo состоянию на июль 2013 бюджетными научными и oбразовательными учреждениями РФ было со учреждено более 523 малых инновационных предприятий.

Инновационная деятельность

Также стоит отметить, что в декабрe 2010 годa Минэкономразвития РФ опубликовало разработанный проект, включающий в себя стратегию инновационного развития, иными словами, минэкономразвития представило идеальный план развития страны в инновацияx в плоть до 2020 года, который называется «Иннoвационная Россия 2020».

В нем обозначена стратегическая цель государства. Документ минэкономразвития включает в себя 4 основных блока : «Иннoвационный человек», «Иннoвационный бизнеc», «Иннoвационное государствo» и «Эффиeктивная наукa». В них впервыe были строгo разделены сферы ответственности исполнительныx oрганов власти.

По задумке создателей, российский инноваций центp «Сколково» должен стать аналогом крeмнeвой долины в США, где начинали свои разработки ведущие технологические компании 20-21 века.

Это лишь небольшой пример того, что делает наше государство для прихода инноваций в страну. Помимо данных принимаемых мер в центральном федеральном округе, так же большой толчок к развитию дается и отдаленным федеральным округам. Например, создание научно отраслевых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах помогает малому и среднему бизнесу реализовывать свои разработки на практике.

Конечно, большую роль играют вложенные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, которые также заинтересованы в создании конкурентоспособных продуктов для реализации как на внутреннем, так и за рубежом.

Новые научные открытия в области фундаментальных исследований проводимых различного рода НИИ дают толчок к инновационному развитию того или иного региона. Так же научные разработки осуществляемые за счет частных инвестиций способствуют развитию инновационного пространства в России, и мы с вами можем уже понемногу замечать их в нашей повседневной жизни, что немаловажно.

Еще один важный шаг — это создание все возможных технопарков, инновационных институтов, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок. Последнее стало очень актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование.

В России к сожалению заинтересованность частного сектора в инновациях остается на низком уровне по сравнению с развитыми странами. К примеру по данным на 2009 год всего 9,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью.

  • Инновационные процессы;
  • Инновации в России;
  • Цели инноваций;
  • Внедрение инноваций.
Читайте также:  Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу в Китае

Источник: futureaccess.ru

9.5. Инновационный бизнес в России

Статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности в 90-е годы в России характеризовалось в основном нега­тивными тенденциями — сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной инфраструк­туры. Высокие темпы экономического роста в 1999—2003 гг. достигнуты в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других ресурсов с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

Такой тип экономического роста не может быть устойчивым в» долгосрочной перспективе. Инвестиционная и инноваци­онная активность в хозяйстве в целом и в технологически передовых от­раслях и направлениях остается на низком уровне. Эти процессы создают объективную основу консервации технологической отсталости многих от­раслей и регионов страны.

Кризис научно-технической сферы России связан со значительным изменением всех внешних институциональных условий в условиях пере­хода от централизованной к рыночной экономике: резкое сокращение всех видов бюджетного финансирования, прежде всего оборонного заказа, составлявшего основу инновационной системы советского образца; неспособность предпринимательского сектора, проходящего сложную стадию формирования в условиях противоречивости и незавершенности процессов приватизации, приступить к серьезным инновационным проектам. Вместе с тем ряд современных тенденций в развитии инновационных процессов в предпринимательском секторе, в том числе в нефтегазо­вой отрасли, позитивные тенденции глобализации в ряде отраслей хай-тека и изменение ряда принципов инновационной политики государства дают основание говорить о расширении использования новых знаний и технологий в нашей экономике.

Формирование инновационной системы нового типа в России только начинается. Постепенно складываются новые инновационные структуры — от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов, к финансированию которых подключаются экономически успеш­ные компании, приступившие к реализации крупных инвестиционных программ.

Полюсами отраслевого инновационного развития можно считать два комплекса экономики России: оборонно-промышленный и топливно-энерге­тический. В первом была сосредоточена основная часть наукоемких пред­приятий, большинство которых находится в глубоком кризисе, научно-технический потенциал используется лишь в небольшой части, размер государственного заказа не позволяет проводить исследования и разра­ботки по крупным проектам.

В топливно-энергетическом комплексе, который не относится к наукоемкой сфере, но является экономически наи­более благополучным сегментом экономики, инновационная модель фор­мируется фактически заново, в основном усилиями частных компаний, испытывающих острейшие потребности в повышении технического уров­ня производства. Ряд компаний нефтегазовой и металлургической промыш­ленности начал выполнять новые для них функции структурообразующих элементов отраслевых инновационных систем или технологических клас­теров нового типа.

В результате компании, занятые в производстве нефтепродуктов и ядерной энергетике, стали наиболее инновационно активными в 2002 г. (рис. 9.1). На втором месте находится химическая промышленность, тесно связанная с нефтегазодобычей, а производство электрооборудования, элек­троники и оптики занимает только третье место.

В среднем инновациями занимаются менее 10% промышленных предприятий, тогда как в разви­тых странах — 25—30%. Ключевым фактором эффективного функционирования иннова­ционной системы России в рыночных условиях должно стать появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении струк­туры выпуска под давлением конкурентной среды.

Опыт промышленно развитых стран со всей убедительностью показывает, что именно круп­ным корпорациям доступна организация инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, именно они выступают системным интегратором материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, становятся ведущими потребителями изобретений и нововведений мелкого бизнеса. В России в число 10 наиболее крупных вертикально интегрированных бизнес-групп страны входит только одна компания, ведущая бизнес в сфере высоких технологий, а преобладают «нефтяники» и «металлурги».

Крупные компании нефтегазовой промышленности сейчас формируют собственные научно-исследовательские центры прикладных исследований, интегрируя в них как бывшие институты отраслевой науки, так и научные и аналитические центры нового типа, сформированные в рыночных усло­виях. Так, в процессе приватизации и акционирования научно-технических организаций нефтяного комплекса, входивших в советское время в состав производственных объединений, было сформировано 26 организаций, получивших статус внутрифирменной науки.

Кроме того, на рынке научно-технических услуг для нефтяных компаний появились новые участники — фирмы, занимающиеся оказанием технологических и информационных услуг, маркетинговыми исследованиями, разработкой и внедрением инфор­мационных технологий в области организации и управления производ­ственными процессами. Бывшие головные научные организации, являющиеся основой отрас­левой науки, получили статус самостоятельных акционерных обществ в ведении Минтопэнерго России.

Основным источником финансирования институтов этой группы в дореформенный период были средства государ­ственного бюджета и отраслевых внебюджетных фондов ИР. В ходе реформ доля этих источников сократилась с 51,8% в 1993 г. до 23,1% к 1998 г. Крупные нефтяные компании России — ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО НК ЮКОС и ОАО «Сургутнефтегаз» — сформировали собственные научные комплексы.

В компании «ЛУКОЙЛ» приоритетным направлением стала разработка сырьевой базы. В перспективе компания ставит цель стать лидером отрасли в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтеперера­ботки и нефтехимии.

Научно-технический комплекс компании осуществ­ляет исследования и разработки, направленные на создание собственных (фирменных) инноваций, а также оказывает научно-технические услуги, связанные с поддержанием и сопровождением технологий. Организации научно-проектного комплекса компании выполняют работы по проекти­рованию обустройства месторождений, строительству и реконструкции объектов добычи и переработки углеводородного сырья.

Читайте также:  Методы аутсорсинга в бизнесе

Для большинства российских отраслей хай-тека главной проблемой стало решение проблемы «конкуренция — сотрудничество» с мировыми производителями. Новый инновационный бизнес России ориентируется на проверенные мировой практикой модели использования научного знания в экономической деятельности.

В условиях глобализации россий­ские компании не могут абстрагироваться от мировых тенденций инно­вационного развития, их встроенность в систему мировых экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конку­рентоспособность. Смыслом их стратегии становится ориентация на создание и распространение технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.

В России воздействие мирового рынка на хай-тек стало наиболее силь­ным в отраслях связи, аэрокосмической промышленности и в информа­ционных технологиях. Яркий пример — отрасль связи, темпы роста которой характеризуются двузначными цифрами в последние 10 лет.

В результате число абонентов сотовой связи в Москве, а затем и в России в целом уже сравнялось с числом абонентов традиционной, проводной телефонной связи (а ведь на развитие последней потребовался почти век). Конкурен­ция отечественных компаний, предоставляющих новейшие услуги связи населению, а также высокий неудовлетворенный спрос на эти услуги сфор­мировали экономическую ситуацию, благоприятную и для потока иннова­ций, и для потребителей этих услуг как в центре, так в регионах.

Компании отрасли привлекли значительные объемы иностранного капитала. Боль­шинство крупных зарубежных компаний, нашедших партнеров на нашем рынке, предоставляли долгосрочные товарные кредиты на приобретение своего оборудования, осуществляли сборку, наладку и обучение россий­ских специалистов ого эксплуатации, поддерживали проведение научных исследований и разработок по адаптации к нашим условиям поставляемых продуктов, привлекая к сотрудничеству российские научные и производ­ственные организации.

Принципиально новую модель технического развития на основе глобальной интеграции продемонстрировала отрасль космических техно­логий. Три крупные НПО: «Энергия», «Энсргомаш» и ГКНПЦ им. Хруни-чева — сумели стать участниками стратегических научно-технических и производственно-сбытовых альянсов, партнерами ведущих аэрокосми­ческих компаний мира.

В 90-е годы российские космические компании приобрели новый потенциал, знания и навыки международного коммер­ческого сотрудничества, научились преодолевать трудности финансового, правового и организационного характера, вышли на мировой рынок кос­мических товаров и услуг. Установление длительных партнерских отно­шений на коммерческой основе, заключение контрактов для выполнения проектов разной степени сложности стало альтернативой привлечению прямых или портфельных инвестиций.

Изменение принципов государственного регулирования сферы иссле­дований, разработок и инноваций в 90-е годы по общему замыслу соот­ветствовало и потребностям формирующейся рыночной экономики, и мировому опыту. Об этом свидетельствует введение принципов кон­курсного финансирования исследований, появление новых форм орга­низационной и экономической поддержки инновационного бизнеса, посте­пенное формирование системы налогового стимулирования науки и инноваций, законодательное обеспечение прав интеллектуальной соб­ственности.

Однако большинство позитивных тенденции в России дей­ствует в ограниченных рамках, система государственного управления консервативна и инерционна, новые цели государственной научной поли­тики не реализуются в полной мерс, их законодательное и правопримени­тельное обеспечение несовершенно, к тому же оно нередко запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. Не решена одна из важней­ших задач — повышение социального статуса научного труда и инноваци­онной деятельности, полноценная государственная поддержка приоритет-пых направлений.

В результате экономических реформ в России произошел переход от полностью государственной науки к новой модели научной деятельности, в которой взаимодействуют частные, государственные и общественные (бесприбыльные) организации. Перспективы перехода страны с сырьевого на инновационный тип роста будут зависеть от эффективности взаимо­действия этих организаций в рамках НИС.

К началу XXI в. стало очевидно, что динамичное развитие иннова­ционной сферы образует базу устойчивого экономического роста, по суще­ству, проводя границу между богатыми и бедными странами. Формиро­вание национальных инновационных систем как основного механизма саморазвития стало главным фактором долгосрочного роста стран — лидеров мировой экономики.

Лидерами современного инновационного биз­неса являются крупные наукоемкие корпорации, располагающие собствен­ной научной базой и реализующие инновационные проекты в глобальном масштабе. Малый инновационный бизнес, успешно осваивающий ряд новейших направлений научно-технического прогресса, является наибо­лее динамичной частью современного инновационного бизнеса.

В России формируется НИС нового типа, отвечающего требованиям жесткой глобальной конкуренции на всех направлениях научно-технического развития. Основные термины и определения Инновация — экономически значимое научно-техническое новшество, изобретение, в форме технологического процесса, продукта или услуги.

Исследования и разработки — ИР (Research and Development -— R., Howells J. and Michie J. (Ed.) Innovation policy in a global economy. Cambridge. 1999. Foray D., Freeman C. (Ed.).

Technology and the wealth of nations: the dynamics of constructed advantage. Pinter Publishers. L. NY, 3993.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Тенденции развития инновационного предпринимательства в России

В статье обоснованы тенденции развития инновационного предпринимательства в России, способные обеспечивать конкурентоспособность предприятий на российском и мировом рынках.

Аннотация статьи
корпорации
предпринимательство
Ключевые слова
Молчанова Людмила Анатольевна
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #50 (77), декабрь ’21
Поделиться

Читайте также:  Бизнес идеи до 700000

Цитировать
Актуальные исследования
# 50 ( 77 ), декабрь ‘ 21

В условиях глобального бизнеса все более острой является проблема формирования конкурентоспособности отечественных предприятий. Ситуация складывается таким образом, когда зарубежные корпорации приходят на российский рынок и своим имиджем, признанностью бренда вытесняют с рынка менее популярные отечественные предприятия или же покупают их активы, интегрируясь в нашу экономику. Это естественно, поскольку обычно продукция иностранных производителей более качественная, надежная, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей потребителей.

Такие компании не случайно становятся глобальными, находя своих поклонников по всему миру, а их руководство понимает, чтобы оставаться на месте, необходимо быстро бежать, а чтобы сдвинуться с места – необходимо бежать в два раза быстрее, постоянно развивая инновационную деятельность.

Инновационное направление предпринимательской деятельности гарантирует для субъектов хозяйствования конкурентные преимущества, обеспечивает им укрепление рыночных позиций, а, следовательно, способствует экономическому развитию тех стран, которые поддерживают и мотивируют развитие инновационного предпринимательства. Очевидно, что государство должно не только поддерживать или стимулировать инновационное развитие отечественных компаний, более того, оно должно поощрять их к инновационной деятельности.

Исходной точкой отсчета для понимания сущности инновационного предпринимательства считаются работы Й. Шумпетера, где предпринимательство впервые связывается с развитием технологий, нововведениями, экономическим ростом [1]. Такое толкование уже много лет позволяет рассматривать любую компанию как ключевую силу в реализации достижения НТП.

Диагностика инновационной деятельности отечественной экономики за период 2015-2020 годов дала возможность определить, что часть предприятий, проводивших инновационную деятельность, составила 34,6 %. Это сравнительно низкий процент за довольно длительный промежуток времени. Стоит отметить, что среди видов экономической деятельности в течение данного периода, самой высокой доля инновационно-активных предприятий была на предприятиях перерабатывающей промышленности (20,3%), по поставкам электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (18,6 %), а также информации и телекоммуникаций (16,3 %). Около 80 % общего объема инновационных затрат компании направили на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения, и лишь порядка 9 % – на выполнение внутренних разработок, по 4 % – на приобретение других внешних знаний и на приобретение внешних НИР [2].

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что инновационной деятельностью занимаются в основном крупные промышленные предприятия. Малым и средним предприятиям из-за административных барьеров, неразвитости инновационной предпринимательской среды и культуры, отсутствия поддержки на региональном и локальном уровнях довольно трудно заниматься инновационной деятельностью.

В России в течение 2015-2020 гг. лишь 28,7 % предприятий с технологическими инновациями сотрудничали с предприятиями и организациями, в том числе университетами, научно-исследовательскими институтами и т. п. [3].

Исследования деятельности предприятий с низким уровнем инновационности освещают основные проблемы, которые препятствовали ведению инновационной деятельности:

  • «…низкий спрос на инновации на рынке и их коммерциализации;
  • низкая конкурентная позиция предприятия;
  • отсутствие удачных идей и возможностей для создания инноваций;
  • недостаток средств у предприятия, отсутствие кредитов или реальных прямых инвестиций;
  • отсутствие работников в рамках предприятия с высоким уровнем компетентности;
  • сложности в получении государственной помощи или субсидий для инновационного развития» [2].

Мировой опыт показывает, что в «…высокоразвитых странах интеллектуальное производство гарантирует более 60% реального увеличения продукции, а в перспективном будущем будет обеспечивать до 90 %. Мы же имеем парадокс: значительный интеллектуальный потенциал не имеет эффективных рычагов влияния на обеспечение высоких темпов экономического роста» [3]. В России продолжает существовать сверхрасходное и неэффективное производство. Причинами этого являются несовершенное законодательство в сфере прав интеллектуальной собственности, низкий уровень оплаты труда ученых, отсутствие поддержки со стороны государства.

Еще одной важной проблемой развития инновационной деятельности среди предприятий РФ является не совсем точное понимание механизма инновационного предпринимательства. По сути это поиск идей, радикальных решений, которые помогут организовать инновации, это совокупность побудительных мотивов (индивидуальная инициатива приносит признание, успех предпринимателю, создает условия для воплощения в жизнь его личных интересов, обеспечивает материальный достаток). Для предприятия главной побудительной мотивацией внедрения инноваций должна быть не только возможная прибыль как результат конкурентных преимуществ или минимизации затрат, а возможность создать новый рынок, найти новую нишу на рынке, сформировать новый спрос, обеспечить потенциальным потребителям принципиально новые товары (услуги) или модифицировать существующие. Именно так достигали своих позиций все глобальные бренды, которые мы можем увидеть сегодня в списке Forbes и других мировых рейтингах.

В России же предприятия продолжают внедрять внешние инновации, не имея возможности полноценно проводить внутренние разработки. На современном этапе необходимо начать создание мощной инновационной инфраструктуры, усовершенствовать законодательство и на государственном уровне создать предпосылки для финансирования инновационных проектов и привлечения инвестиций.

Таким образом, Россия имеет значительный потенциал для развития инновационного предпринимательства, мощные креативные и интеллектуальные ресурсы, наше государство может и должно его развивать. Однако, чтобы воплотить все это в жизнь, необходимы радикальные изменения, эффективный менеджмент, государственная поддержка и ресурсное обеспечение.

Источник: apni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин