В любой финансовой системе центральное место занимает бюджет и бюджетная система. Под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.
Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решение важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивать проведение государственной экономической и финансовой политики.
Как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
КАК СДЕЛАТЬ БИЗНЕС ПРИБЫЛЬНЫМ? Зачем нужна система планирования? Прогнозный бюджет
Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.д. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий — возможны поступления из бюджета. Бюджет — это специфический универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.
Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемой нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в Германии, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Экономика 11 класс (Урок№10 — Государственный бюджет.)
Бюджетная система Российской Федерации также состоит из трех уровней:
— Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Всего в РФ 89 субъектов, из них: 21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.
Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год совпадает с календарным. Недавно Россия перешла на трехлетнее планирование бюджета и собиралась переходить на долгосрочное планирование (10-15 лет), но в связи с финансовым мировым кризисом Правительство РФ аннулировало бюджетные планы на 2010-2011 года и перешло назад на годичное планирование бюджета, которое вступает в силу с 19 марта 2009 года.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставлении субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
При рассмотрении взаимоотношений бюджета и предприятия можно выделить два основных направления, это: формирование бюджета за счет налоговых отчислений предприятий и расходование бюджета на предприятия в виде инвестиций , субсидий и т.д. [1, C.184-196]
Источник: studbooks.net
РОЛЬ БИЗНЕСА В ПОПОЛНЕНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набиуллина Р.Г., Макарова Н.О.
СРАВНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАТАРСТАН
Формирование нефтегазовых доходов России: налоговый аспект
Оценка и анализ изменений в налоговой политике РФ в 2016-2022 гг
Проблемы формирования доходов федерального бюджета в условиях экономического спада
Исследование подходов к определению налогового бремени на экономику Российской Федерации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ БИЗНЕСА В ПОПОЛНЕНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Существует теория, согласно которой экономические процессы развиваются циклично, и в начале каждого нового витка развития, цикла, стоимость сырья находится на самом низком уровне. По мере развития цикла стоимость продолжает увеличиваться и достигает апогея на пике, после чего ценам свойственно снижаться, пока не будет достигнут уровень старта, с поправкой на инфляционные процессы и изменения баланса производства/добычи и потребления.
Период каждого цикла составляет 50 лет, следовательно, активная фаза роста цен продолжается 25-30 лет. Аналитики и инвесторы, разделяющие данную теорию, единодушно пришли к выводу, что окончание ближайшего такого цикла было примерно в 2000 году, то есть, где-то в этот промежуток времени закончилась нисходящее направление цены. Согласно теории, сейчас примерно половина фазы роста цены уже пройдено, то есть, волна роста, начавшись плавно, теперь должна только усиливаться, причем активный рост цены будет продолжаться еще как минимум, шесть — восемь лет. В подтверждение данной теории, ее сторонники приводят в пример резкий всплеск экономики Китая, а также укрепление позиций ряда азиатских стран.
В прошлом такой всплеск демонстрировала экономики Японии, во время восстановления страны после войны, а также США в семидесятых, когда активно развивались технологии, и происходила бурная индустриализация. В эти периоды отмечался повышенный спрос стали, меди и прочих сырьевых ресурсов, необходимых для производства, строительства. Современные тенденции позволяют говорить о том, что ресурсами, необходимыми для очередного витка развития производства, являются энергоносители — нефть, газ, а также металлы — золото, медь, цинк, палладий.
Оппоненты теории циклов, признавая право этой теории на существование, полагают, что первые прибыли, которые могла дать волна подъема, уже получены, поэтому при планировании сделок теперь нужно избирательно подходить к выбору сырьевого финансового инструмента, производить качественный анализ каждой сделки.
Набиуллина Р.Г. студент 3го курса Макарова Н.О. студент 3го курса
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Россия, г. Казань
РОЛЬ БИЗНЕСА В ПОПОЛНЕНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Необходимость выполнения государством своих функций порождает постоянную необходимость в поддержании доходной части бюджета страны.
Анализ роли физических и юридических лиц в данном процессе, а также принятие мер, способствующих наиболее рациональному распределению налоговой нагрузки по субъектам экономики, является важнейшей задачей, стоящей перед государством на любой стадии его развития.
Ключевые слова: бюджетная система, бизнес, налоги.
Анализ роли отдельных отраслей экономики, в частности малого и среднего бизнеса, с точки зрения их вклада в формирование бюджета региона и государства в целом является важной задачей, стоящей перед органами государственной власти. Выводы на основе данного анализа позволяют сформировать грамотную налоговую и экономическую стратегии развития Российской Федерации и ее субъектов.
Перед началом анализа важно представить, как именно изменялись доходы бюджета Российской Федерации в течение последних лет. На графике 1 [2] можно увидеть, что с 2011 года по настоящее время доходная часть федерального бюджета возрастала, и предполагается сохранение данной тенденции в 2015 году. Однако учитывая текущее состояние мирового рынка, невозможно точно предсказать, будут достигнуты запланированные показатели или нет. 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
¡Фактическое исполнение по состоянию на 01.04.2013
I Утверждено законом
График 1. Динамика доходов федерального бюджета, млрд руб.
Ведущей отраслью экономики для России была и остается нефтегазовая промышленность. Поэтому достаточно часто в литературе встречается анализ доходов федерального бюджета с точки зрения классификации на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы. Из таблицы 1 [3] можно проследить, что около половины доходов бюджета ежегодно
Показатель, млрд руб. 2013 2014 2015
Доходы, всего 12 865,9 14 063,4 15 615,5
Нефтегазовые доходы 5 925,5 (46%) 6 279,3 (44,6%) 6 933,9 (44,4%)
Ненефтегазовые доходы 6 940,4 (54%) 7 784,1 (55,4%) 8 681,6 (55,6%)
Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к общему объему доходов обусловлено снижением цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и объемов добычи нефти, а также предполагаемыми более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета, в свою очередь, связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Увеличение налога на добавленную стоимость прогнозируется за счет ежегодного прироста доли начисленного налога и уровня собираемости. Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен индексацией специфических ставок акцизов.
На сайте Министерства финансов Российской Федерации представлена иная классификация, которую можно наблюдать в таблице 2 [2]. Около 20% доходов бюджета формируется за счет налогов на реализацию товаров и добычу полезных ископаемых. Другими словами, доминируют в части пополнения бюджета добывающая промышленность и оптово-розничная торговля. Лишь малая часть доходов приходится на прочие отрасли, не связанные с торговлей и добычей нефти и газа. Данные показатели не могут
Виды доходов млрд. руб- в % к итогу
Всего доходов 14 063 100
Доходы от внешнеэкономической деятельности 5 020 35,7
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2 848 20,2
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 697 19,2
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 672 11,9
Платежи при пользовании природными ресурсами 535 3,8
Прочее 1 291 9,2
Таблица 2. Структура доходов федерального бюджета Однако не стоит забывать, что каждый регион РФ имеет свои экономические особенности. И добывающая промышленность далеко не всегда является доминирующей в части пополнения бюджета. В частности, если рассмотреть бюджетные поступления столицы России, то здесь преобладают оптово-розничная торговля и операции с недвижимым имуществом [2].
Если говорить о роли бизнеса в пополнении доходов бюджетов РФ, то встает важный вопрос — как эту роль можно оценить? Для этого можно сравнить налоговую нагрузку, приходящуюся на физические и юридические лица. Юридические лица в данном случае и будут являться показателем вклада бизнеса в формирование доходов федерального бюджета. Согласно данным за 2014 год [2], налоговая нагрузка распределилась следующим
• налоговая нагрузка на юридические лица — 73,43% (в т.ч. НДПИ, налог на прибыль организаций, НДС);
• налоговая нагрузка на физические лица — 26,57% (в т.ч. НДФЛ, транспортный налог и др.)
Отнесение НДС к нагрузке на юридические лица объясняется тем, что данного налога в принципе не могло бы быть без функционирования бизнеса. Данный анализ наглядно показывает, как велика роль бизнеса в пополнении доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Для того чтобы проанализировать сферы бизнеса, которые играют важнейшую роль в формировании доходов бюджетов, необходимо рассмотреть поступления от налога на прибыль в разрезе отраслей экономики [1, с. 10-11]. Наиболее доходными для бюджета РФ являются такие сферы, как торговля, строительство, транспорт и связь и распределение электроэнергии [4]. Всего 7% от суммы всех поступлений приходится на добычу полезных ископаемых, однако дело здесь в том, что большая часть налогов от нефтегазовой отрасли — это НДПИ, который представляет собой около трети всего бюджета. Поэтому в сумме именно эта отрасль является доминирующей по сумме поступлений.
Анализ роли бизнеса и структуры бюджетов РФ позволил нам сделать следующие выводы:
• На протяжении многих лет наибольшую долю всех поступлений обеспечивала нефтедобывающая промышленность. Однако не стоит забывать, что нефть является исчерпаемым ресурсом, поэтому больший упор нужно делать на обрабатывающие и производящие отрасли. И вполне возможно, что этого можно добиться грамотной налоговой политикой — к примеру, увеличением налогового бремени на добывающую промышленность и уменьшением на обрабатывающую.
• Еще одна отрасль, которая приносит большие доходы в бюджеты РФ — это оптово-розничная торговля, что опять же свидетельствует о недостатке в стране производственных предприятий и возможном переизбытке торговых.
• В целом роль бизнеса в формировании доходов бюджета невозможно переоценить — практически три четверти всех поступлений приходятся на юридические лица, поэтому очень важна поддержка развития бизнеса в стране. Причем ключевое значение имеет развитие именно производственных предприятий, величина поступлений в бюджет от которых, как мы уже видели, очень мала.
Использованные источники: 1. Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования / Анисимова Л., Малинина Т., Шкребела Е.; (под ред. Синельникова-Мурылева С. Г., Трунина И. В.); В 3-х томах. Том 1. Ин-т экономики переход. периода. — М.: ИЭПП, 2008. — 708 с.: ил.
2. Министерство Финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2009-2015. URL: http://www.minfin.ru.
3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: [Электронный ресурс]. СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/ (11.07.2014)
4. ФНС России: [Электронный ресурс]. М., 2005-2015. URL: http: //www.nalog.ru/
Набиуллина Р.Г. студент 3го курса Макарова Н.О. студент 3го курса
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Россия, г. Казань
СРАВНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
Анализ отраслевой структуры налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и принятие своевременных мер по его изменению в целях стимуляции экономического роста государства в целом и отдельных его субъектов — важная задача, решение которой является необходимым условием эффективного функционирования экономики страны.
Ключевые слова: налоги, бюджета, отраслевая структура.
Перед органами государственной власти стоит важная задача анализа роли отдельных отраслей экономики с точки зрения их вклада в формирование бюджета региона и федерального бюджета. Данный анализ позволяет сформулировать выводы и рекомендации, которые обязательно должны быть учтены при формировании налоговой политики Российской Федерации и отдельных ее субъектов.
Согласно данным графика 1 [2], в последние несколько лет доходы федерального бюджета имели тенденцию ежегодного роста, и предполагается, что такая картина будет наблюдаться и в 2015 году. Однако при составлении данного прогноза еще не учитывались изменения в мировой экономике, произошедшие за последний год, поэтому неизвестно, будут ли достигнуты запланированные показатели.
Источник: cyberleninka.ru
Виды бюджетов
Совокупность взаимосвязей различных видов бюджетов, представленная в графическом виде, может служить довольно точным отражением специфики работы той или иной компании. Конкретный набор бюджетов и их размер — уникальны для каждого бизнеса, как отпечаток пальца для человека.
Впрочем, на самом верхнем уровне классификация бюджетов для любых бизнесов будет общая. Таким образом можно выделить следующие типы бюджетов:
- Финансовый бюджет. Принципиально общими для всех компаний окажутся бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.
- Операционные бюджеты. Количество таких документов, которые формируются опираясь на текущую деятельность фирмы, может измеряться несколькими десятками. Чем больше компания, тем больше у нее подразделений и, соответственно, операционных бюджетов.
- Инвестиционный бюджет. Включает в себя планируемые вложения в развитие бизнеса.
Систему взаимосвязанных между собой бюджетов различных типов и видов также называют финансовой моделью компании или холдинга. Если фирма небольшая или только начинает свой путь в бизнесе, то как правило она управляется собственником, как говорится “в ручном режиме”. На этом этапе роль системы бюджетирования не столь уж велика. А вот когда компания начинает развиваться, — количество персонала растет, как и все усложняющиеся бизнес-процессы и появляются люди которым нужно делегировать решение финансовых вопросов, — вот в этот момент эффективное бюджетирование становится критически важной задачей.
Стоит добавить, что бюджетирование не ограничивается планированием расходов и доходов. Не менее важную роль играет контроль их исполнение и последующая корректировка в зависимости от достигнутых в реальности показателей. Также большое значение имеет система автоматизации. Сервис “Финоко: Управленческий учет” позволяет составлять бюджеты различных типов, видов и уровней.
Операционные бюджеты
Главный смысл операционных бюджетов — это предоставить исходную информацию для финансовых бюджетов. В первую очередь — для бюджета доходов и расходов, а также бюджета движения денежных средств. Во-вторых, система операционных бюджетов служит для трансформации плановых единиц измерения, например из человеко-часов или тонн в денежные показатели. И в-третьих — позволяет рассчитать расходы на единицу выпущенной продукции. Операционные бюджеты могут как относится как отдельным департаментам предприятия, так и быть консолидированными.
Бюджет продаж
Пожалуй, самый сложный, но при этом и самый важный бюджет для любой компании касается объемов продаж. Представить их нужно, как в натуральном, так и денежном выражении. Для его составления необходимо ясное понимание возможностей фирмы, рыночной ситуации и даже доля интуиции. Далеко не у всех получается сделать хотя бы более-менее точный бюджет продаж.
Именно поэтому этой части бюджетирования нужно уделять большое внимание, особенно когда компания только выходит на рынок. Управленцу необходимо держать в голове, в частности, такие факторы как: сезонность, рыночная динамика, конкурентное окружение, уровень покупательской способности потребителей и многие другие. Можно развести этот бюджет по каналам сбыта или по регионам присутствия компании, что позволит видеть факторы влияющие на уровень продаж. Посмотреть пример составления бюджета продаж в сервисе Финоко.
Бюджет поступления денежных средств от реализации продукции
После формирования бюджет продаж имеет смысл составить бюджет поступления денежных средств от реализованной продукции. Управляет таким бюджетом отдел, отвечающий за продажи. То есть, у менеджеров этого подразделения должны быть свои бюджеты ДДС, которые затем сливаются в соответствующий консолидированный бюджет. Посмотреть пример расчета.
Бюджет производства
Следующий шаг — наметить производственный бюджет в натуральном выражении. Разумеется, это актуально для компаний, выпускающей продукцию. Такой документ иногда еще называют производственной программой. Он содержит в себе как наименования товаров, так и периоды за которые нужно будет выпустить те или иные объемы.
Поэтому очень важно, чтобы бюджет производства согласовывался с детальными производственными отчетами. Информация из этого бюджета поступает в другие документы, которые отражают прямые материальные затраты, затраты труда и общепроизводственные расходы. Расчет бюджета в сервисе Финоко.
Бюджет прямых затрат на материалы
Бюджет прямых затрат на материалы нужен производителям, чтобы точно понимать размер затрат. Как правило под “материалами” в этом случае понимается: исходное сырье, расходники, тара и т.д. В совокупности все это довольно большая статья расходов. Такие бюджеты нужно анализировать с особой тщательностью в том случае, если вы решите минимизировать затраты предприятия.
Планируются затраты на материалы отталкиваясь от номенклатурного разнообразия производства. Посмотреть пример.
Бюджет закупок материалов
Бюджет закупок составляется исходя из данных предыдущего документа, определяющего объем прямых затрат на материалы. В первых строках этого бюджета отражаются данные об их необходимых объемах. Важным фактором в данном случае являются остатки, например исходного сырья или тары, на начало и конец периодов. Нужно отметить, что данные представлены не в денежном, а в натуральном выражении. Пример расчета бюджета закупок материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Как понятно из названия этот бюджет фиксирует затраты на сотрудников компании. Кроме основного фонда оплаты труда, этот бюджет может включать в себя расходы на систему мотивации персонала по каждому из отделов или департаментов. Как правило, фирмы делять затраты на персонал на две части: постоянную и переменную. В соответствующем бюджете они находят свое отражение по разному.
В каждой компании затраты на труд считают по своему, но есть несколько обязательных элементов: общий объем ФОТ с разбивкой на постоянные и переменные затраты; текучка кадров за определенный период; выплаты по больничным листам и другие показатели. Расчет бюджет прямых затрат на оплату труда в сервисе Финоко.
Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных расходов включает в себя те из них, что не входят в прямые производственные затраты. Их еще называют “накладными” или “косвенными”, то есть такого рода расходы могут иметь совершенно разную природу под влиянием большого количества факторов. В частности, под общепроизводственными затратами понимаются: ремонт станков или зданий, уборка, амортизация, “коммуналка”, страховые выплаты и другое. Пример бюджета.
Бюджет коммерческих расходов
Расходы на мероприятия, по реализации продукции, неразрывно связаны с продажами. Это расходы на рекламу, складирование продукции и др. В большинстве случаев, бюджет коммерческих затрат формируются исходя из плана продаж.
Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом объемов продаж продукции на плановый период. Он включает расходы на маркетинговые исследования, рекламу, оплату труда менеджеров по продаже, транспортные расходы, если их оплачивает производитель, и прочие аналогичные расходы.
Бюджет управленческих расходов
Затраты на управление определяются функционирование административного персонала. Причем распределяются относительно как произведенной продукции, так и уже на реализованной. В каждой компании расходы на менеджмент высшего звена распределяются исходя из особенностей бизнеса.
Формирование финансового бюджета
В смысл формирования финансового бюджета заложено планирование всех предстоящих издержек предприятия в денежном эквиваленте. В основе лежат следующие документы: прогнозирование доходов и расходов, прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский баланс и движение капитала имеющихся средств на счету.
Финансовый бюджет – это основа всего бюджета. Его целью является прогнозирование и планирование финансового оборота всей компании. Направлен на обеспечение платежеспособности предприятия и рассмотрение всех моментов, связанных с дефицитом бюджета.
Движение денежных средств на основании бюджета
Любая деятельность организации возможна лишь в том случае, если она приносит прибыль. Независимо от размера компании, все вопросы всегда связаны с получением дохода. Условия рынка и конкуренция непосредственно влияют на движение денежных средств. Если денег в фирме будет не хватать, это значит, что без вовремя принятого решения, это приведет к банкротству.
Одной из важных составляющих финансового бюджета является бюджет движения денежных средств. Его главная задача – не допускать дефицита денежных средств в компании и недопущение кассовых разрывов.
При составлении бюджета денежных средств, используются показатели. Их количество и вид устанавливается в зависимости от направления деятельности компании и от поставленных задач.
Как только компания приступает к составлению данного бюджета, следует учитывать:
- Определить временной предел, то есть насколько часто бюджет стоит обновлять. Все это необходимо, для того, чтобы он соответствовал бюджету организации в целом. Почти у каждой компании, оплаты имеют семидневный характер, и начинаться они могут абсолютно в любой день. Бывает так, что разбивка идет не по неделям, а по календарным дням. Так можно избежать лишней путаницы в отслеживании потоков денег.
- Баланс между прибылью и издержками. Можно рассмотреть два варианта. В первом случае, компания должна всегда иметь на остатках положительный баланс. Во втором случае, это когда фирма производит продажу в кредит.
- Все потоки денег формируются из разных видов статей. Если брать в расчет небольшую фирму, то даже у нее таких статей может быть более тысячи. Чтобы избежать ошибок в отслеживании, рекомендуется все статьи классифицировать. Это внутренний документ, поэтому вся классификация должна быть удобна именно Вам.
Классифицировав все статьи, исходя из деятельности предприятия, гораздо удобнее производить анализ. При формировании бюджета доходов и расходов, все поступления и издержки учитываются раздельно. Если у компании есть статья расходов, которая является очень высокой, ее также стоит учитывать отдельно.
Статьи расходов
- выплаты поставщикам;
- заработная плата;
- арендная плата;
- выплаты по кредитам и займам и пр.
На усмотрение организации, все статьи затрат могут выражены, как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении.
Внутри бюджета, также можно произвести детализацию. Например, по поступлениям, или выплатам, налогам, или расходам на развитие компании.
Чтобы бюджет движения денежных средств был полностью корректным, стоит учитывать дополнительную информацию: издержки, которые не влияют на финансовый поток, авансовые платежи, дебиторская задолженность.
Есть еще один важный момент в составлении данного варианта бюджета. Это средний остаток финансовых средств. В него входят:
- операционный остаток;
- страховой остаток.
Операционный остаток
Это минимальная сумма, которая нужна, для покрытия издержек по основному виду деятельности.
Чтобы рассчитать операционный остаток, необходимо: объем денежного оборота (план) / план расхода денежных средств по организации в целом. Все это считается за необходимый период времени.
Расчёт показателя суммы остатка по плану обеспечит своевременное совершение всех обязательных платежей по операционной деятельности.
Страховой остаток
Страховой остаток необходим для организации. Определяется суммой операционного остатка и коэффициента поступлений финансовых средств в организацию.
На основании данного бюджета, можно составить график поступлений денежных средств в организацию. Он может изменяться, исходя из дебиторской задолженности.
Информацию для формирования бюджета движения денежных средств, можно получить из данных. Например, бюджета продаж, бюджета материалов, производственных расходов и др.
Важно при создании такого бюджета, найти грань между получением денежных средств и правом получения. Прибыль признается тогда, когда сделка считается совершенной. Но в нашем случае необходимо учитывать только фактические поступления и издержки.
Отчет о прибылях и убытках на основании данных бюджета
Основная цель БДР– это выявление отличий между поступлениями и денежным потоком в целом. Поток денег – это только реальные выплаты и выручка, которые отражаются на счетах фирмы и кассе.
Бывают такие ситуации, когда компания в итоге получает отрицательный финансовый результат. Хотя в течение запланированного периода, на счетах всегда были денежные средства и кассовые разрывы отсутствовали. Стоит напомнить, что выручка и деньги – это не одно и то же.
Используя калькуляцию по затратам, нужно уделить внимание производственным расходам, ими могут быть запасы предыдущих периодов времени. Это значит, что такие затраты уменьшают доход в целом по предприятию. Формируя отчет по бюджету, лучше применять калькуляцию переменных затрат по производству. Именно она четко отображает связь продаж и прибыли.
Баланс бюджета
Управленческий баланс — это один из завершающих этапов. Здесь потребуется информация о бюджете денежных средств, функциональных бюджетах и отчете о прибылях и убытках. Только после получения данных, реально сформировать такой бюджет.
Каждый бюджет имеет очень подвижный характер. Именно баланс бюджета позволяет быстро отразить картину финансовой деятельности компании. Это можно сделать, как на определенную дату, так и на период.
В принятии управленческих решений, этот бюджет мало помогает. Он не дает информацию о том, как и что, было достигнуто, он дает только общую картину.
Консолидация бюджетов
Не стоит забывать, что виды бюджетов включают операционный и финансовый бюджеты – это единый бюджет всего предприятия. Но он включает в себя все сметы доходов и расходов структурных подразделений.
Операционный бюджет включает в себя бюджет:
- доходов и расходов (БДР)
- движения денежных средств (БДДС)
- продаж;
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- производственных накладных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов;
- прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет включает в себя:
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
При рассмотрении связи между всеми видами бюджетов и планов центра финансовой ответственности, можно включать более детальные виды смет. Они создаются при масштабных целях и если они действительно важны для фирмы.
К ним могут относиться сметы доходов и расходов:
- маркетинговый отдел;
- отдел оптовых продаж;
- подразделение розничных продаж;
- служба снабжения;
- транспортный цех;
- склад;
- филиалы;
- другие структурные подразделения.
Группы статей расходов и прибыли организации
Все доходы и расходы компании, можно разделить на виды:
- краткосрочные и долгосрочные;
- по статьям;
- по определенному периоду времени;
- в случае возникновения дефицита, профицита, или баланса доходов и расходов.
Нет специального стандарта по группам доходов и расходов. Каждое предприятие выделяет свои, подходящие по виду и направлению работы организации. Фирма может выбрать для себя несколько видов для составления бюджета. Или сделать основное планирование без деления по видам доходов и расходов. Все это можно составить самостоятельно, или при помощи автоматизированных программ.
Все виды бюджетирования применяются в организации, с целью планирования и увеличения финансового результата компании.
Источник: www.finoko.ru