В статье рассмотрены современные проблемы и перспективы использования одного из актуальных и эффективных способов вовлечения частного капитала в развитие экономической сферы муниципального образования – муниципально-частного партнерства.
The article deals with modern problems and prospects of one of the most promising and effective ways of involving private capital in the development of the economic sphere of the municipality — municipal-private partnership.
Ключевые слова:
муниципально-частное партнерство; город; социально-экономическое развитие
municipal-private partnership; city; socio-economic development
УДК 334.78, 352.075
Введение. В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство (далее – МЧП). Эта форма взаимодействия государства и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Необходимость взаимовыгодного сотрудничества местных органов власти и частных предпринимателей в орг
Цель данной статьи – исследовать различные аспекты практической реализации МЧП на примере города Кемерово.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— рассмотрены современные подходы к трактовке термина «муниципально-частное партнерство»;
— проанализированные преимущества использования данного инструмента в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов;
— представлены особенности реализации проектов в рамках МЧП на примере г. Кемерово;
— предложены направления совершенствования взаимодействия в рамках МЧП при реализации проектов в сфере жилищного строительства г. Кемерово.
Материалы и методы. Статистчиеской базой исследования послужили данные официальных источников – Росстата и Кемеровостата, а также научные публикации, учебные пособия и др. Основными методами исследования выступили – методы сравнения, анализа экономчисекой информации, графический метод, статистические методы.
Результаты исследования. Законодательно установленного определения термина «муниципально-частное партнерство» в Российской Федерации в настоящее время не существует, однако учеными данный вопрос исследуются достаточного активно. Так, Р.В.
Бабун определяет МЧП как «совместное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования» [1, c. 257]. Е.В. Бунавцова и Н.Т. Аврамчикова понимают под МЧП «совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.)» [2].
Экономика 11 класс (Урок№10 — Государственный бюджет.)
Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. трактуют МЧП как «объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг» [3].
Таким образом, несмотря на достаточно большое количество определений МЧП исследователи сходятся в одном: на сегодняшний день МЧП – это один из перспективных и эффективных способов вовлечения частного капитала в развитие экономической сферы муниципального образования. Рассмотрим подробнее преимущества осуществления МЧП для его сторон, а также основные формы его реализации.
Преимущества использования инструментов МЧП можно рассмотреть в контексте реализации государственных, общественных и частных интересов. Для органов местного самоуправления они заключаются в следующем:
1) повышение качества жизни населения муниципального образования;
2) снижение затрат бюджета на эксплуатацию муниципальных объектов;
3) ускоренная реализация значимых инвестиционных проектов;
4) благоустройство и развитие территории;
5) фактические возможности реализации конкретных публичных интересов, которые вне реализации проекта МЧП остались бы не реализованными вообще, в нужном объеме или в необходимые сроки и др.
Преимущества МЧП для частного бизнеса заключаются, прежде всего, в возможности осуществлять вложения в низкорисковые проекты. Несомненным преимуществом является и получение государственных гарантий по банковским кредитам, налоговых льгот и др. Общество в целом также получает преимущества от реализации проектов МЧП, которые выражаются в росте мотивации населения к улучшению качества жизни, которая базируется на повышении доходов населения, создания дополнительных рабочих мест, на развитие культуры в целом благодаря появляющимся дополнительным финансовым ресурсам.
Анализ опыта использования инструментов государственно-частного и МЧП показывает, что наиболее приоритетными сферами для развития таких механизмов являются жилищное строительство, транспортная и жилищно-коммунальная сфера, а также здравоохранение и образование [5; 10, c. 8].
Основными формами МЧП являются: аренда, концессионное соглашение, приватизация, договор доверительного управления имуществом, муниципальный контракт. Еще одной формой МЧП является заключение соглашений о социальном партнерстве между администрацией и предприятиями города. Согласно таким соглашениям предприятия выделяют денежные суммы на поддержку социальных программ города, социальное развитие города, благоустройство внутридворовых территорий и т.д.
Так, в г. Кемерово в 2012 г. в рамках сотрудничества между органами государственной власти и частными предприятиями было заключено 34 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с крупными компаниями, которые обеспечивают более 50% инвестиций в основной капитал [4]. Подавляющее большинство проектов было реализовано в сфере строительства.
Вместе с тем, реализация МЧП не лишена и ряда проблем, связанных как с нормативно-правовыми аспектами, так и с практической реализацией таких проектов. Так, в настоящее время в г. Кемерово отсутствует инфраструктурное обеспечение проектов МЧП, а это значит, что заключение таких соглашений реализуется по следующей схеме:
1) Составляется проект договора о МЧП, инициаторами которого могут выступать как заинтересованный отдел администрации г. Кемерово, так и само предприятие.
2) Правовое управление Администрации визирует и принимает к рассмотрению проект. В случае успешного согласования он подписывается главой города.
3) В процессе реализации проекта Администрацией отслеживается движение денежных средств, поступающих от предприятий.
Однако данная схема заключения проектов МЧП имеет неупорядоченный характер, что затрудняет эффективное сотрудничество. Во-первых, отсутствует единый координатор заключения подобных соглашений, в качестве которого может выступать, например, орган муниципальной власти, ответственный за сопровождение проектов МЧП, или расширенная рабочая группа с привлечением внешних экспертов. Во-вторых, отсутствует обратная связь по реализации соглашений, вследствие чего теряется контроль со стороны муниципалитета над реализацией проекта. В-третьих, отсутствует механизм контроля эффективности реализации проекта, что может привести к снижению эффективности выделяемых средств, конфликту интересов между бизнесом и органом местного самоуправления.
Как отмечалось выше, проекты в рамках МЧП реализуются, прежде всего, в сфере жилищного строительства. Основные проблемы, препятствующие реализации проектов жилищного строительства в г. Кемерово, связаны с отсутствием у местной власти необходимых средств на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в т.ч. на разработку проектной документации, а также с ограниченностью мощностей существующих инженерных сетей и слишком обременительными для застройщиков условиями присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Как показывают современные исследования Института экономики города, одной из актуальных проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства в г. Кемерово, является большое количество административных процедур на всех этапах строительства многоквартирного жилого дома (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Количество административных процедур на отдельных этапах реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома в г. Кемерово, единиц
Как видно из данных рисунка 1, на этапе землеустроительной и градостроительной подготовки число административных процедур в г. Кемерово существенно превосходит среднее значения по обследованным городам. Это связано с избыточными сложностями получения прав на земельный участок на аукционе или получения градостроительного плана земельного участка.
Для сравнения приведем результаты, полученные исследователями по другим городам России (Таблица 1).
Таблица 1. Количество административных процедур на отдельных этапах реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома в некоторых городах России, единиц
Этап реализации проекта
Кемерово
Землеустроительная и градостроительная подготовка
Ввод в эксплуатацию
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости
Как видно из представленных в таблице данных, г. Кемерово «лидирует» по числу административных процедур на таком этапе как землеустроительная и градостроительная подготовка – число процедур составляет 14. Этот этап включает в себя получение прав собственности на земельный участок или, в случае, если участок находится в собственности, то получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).
Проведенный в первом квартале 2014 г. опрос руководителей строительных организаций Кемеровской области показал, что основными факторами, ограничивающими строительную деятельность, также являются [7]:
— высокий уровень налогов (58%);
— недостаток финансирования (22%);
— высокая стоимость материалов (20%);
— недостаток квалифицированных рабочих (18%) и др.
Как видно из результатов опроса, недостаток финансирования признается одной из весомых проблем сферы жилищного строительства. Увеличение доли заемного капитала в финансировании строительных работ приводит к увеличению средневзвешенной цены капитала. Цена заемного капитала оказывает влияние не только на цену предлагаемого жилья, но также на возможность разработки оптимальных сетевых графиков в строительной отрасли (параллельного возведения нескольких объектов) и на качество приобретаемых ресурсов и осуществляемых работ.
Обращаясь к практике г. Кемерово, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база для МЧП, однако в области есть примеры ее использования. Так, в ноябре 2013 г. утверждено «Положение об основах муниципально-частного партнерства в Новокузнецком городском округе». Поэтому первым шагом должна стать разработка законодательства о МЧП на муниципальном уровне.
Таким образом, в качестве развития муниципального законодательства г. Кемерово предлагается сформировать правовую основу муниципально-частного партнерства и, в частности, в отношении жилищного строительства, установить следующие обязательства партнеров по соглашению о МЧП.
Со стороны Администрации г. Кемерово возможно оказание различных форм поддержки, в частности:
-предоставление субсидий (компенсаций) частному партнеру на полное или частичное возмещение затрат на погашение кредитов (процентов), привлеченных для комплексного освоения территории;
— предоставление частному партнеру муниципальных гарантий по таким кредитам;
— предоставление частному партнеру прав на использование типовой проектной документации;
— оказание частному партнеру консультационной и информационной поддержки, в том числе при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями.
Как показали результаты исследования, в настоящее время заключение проектов МЧП в г. Кемерово носит несистемный характер. Одной из главных причин этого, по мнению автора, является отсутствие единого координатора заключения подобных соглашений, в результате чего теряется обратная связь при реализации проектов. Для решения этой проблемы предлагается создать функциональный орган – Отдел содействия развитию муниципально-частного партнерства – в структуре Управления экономическим развитием Администрации г. Кемерово. В настоящее время в структуре городской администрации отсутствуют подобные органы и, соответственно, наблюдается разрозненность заключения договоров между различными структурными подразделениями. Предлагаемая к использованию структура представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Предлагаемая организационная структура управления сферой жилищного строительства
г. Кемерово
Поскольку жилищное строительство является, прежде всего, инвестиционной деятельностью, то Отдел содействия муниципально-частному партнерству предполагается создать в структуре Управления экономическим развитием, отвечающим, в частности, за формирование и реализацию инвестиционной политики г. Кемерово. Специфика реализации проектов МЧП требует отдельной регламентации и сопровождения, самостоятельных дискуссионной и экспертной площадок, поэтому основной целью Отдела должна стать консолидация усилий частного бизнеса и муниципальных органов власти в целях создания благоприятных условий реализации МЧП в приоритетных для экономики города сферах.
Заключение. Одним из механизмов решения социально значимых задач в развитии города является МЧП – особый организационный альянс местной власти и частного бизнеса. Как показывает опыт многих городов страны, использующих данный механизм, он несет в себе множество преимуществ как для городского развития, так и для местных предприятий-инвесторов. Вместе с тем, существует и ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие МЧП: отсутствие нормативно-правовой базы в сфере МЧП, финансовые проблемы, низкая степень взаимодействия власти и бизнеса. Решение данных проблем должно стать важнейшим шагом к масштабному применению удачных практик МЧП в городах России.
Библиографический список:
7.11.2015, 21:57 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: считаю возможным рекомендовать статью к публикации.
9.11.2015, 15:41 Беззубко Лариса Владимировна
Рецензия: Статья представляет интерес, рекомендуется к публикации
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
2. Местное самоуправление и предпринимательство.
2.1 Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства.
Цели и задачи органов местного самоуправления в сфере развития предпринимательства.
Очень важно, чтобы политика региона (который, как правило, охватывает один субъект Федерации) согласовывалась с политикой муниципалитетов, поскольку реализовываться она будет так или иначе в муниципалитетах, находящихся на его территории, а с другой стороны, политика, разрабатываемая муниципальными образованиями, должна учитывать региональные аспекты. Роль местного самоуправления и вытекающие из этой роли функции определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
С учетом роли и полномочий местного самоуправления, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
охрана общественного порядка;
защита интересов и прав местного самоуправления. Применительно к сфере развития предпринимательства
возникновение новых и развитие существующих производств;
развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций;
уровень благосостояния и так далее.
При этом социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни муниципального образования и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Таким образом, можно выделить задачи в сфере развития предпринимательства, стоящие перед муниципалитетами, связанные с выполнением функции экономического развития.
Задачи, связанные с выполнением функции экономического развития.
На любой территории, в любом муниципальном образовании предприниматель выступает в качестве:
работодателя, сохраняющего или создающего новые рабочие места, что в свою очередь снимает социальную напряженность в регионе;
источника налоговых поступлений в местный бюджет, от объема которых зависит финансовое состояние муниципалитета и его возможности для проведения местной социальной политики;
проектировщиком и создателем пространства, в котором местные жители могут реализовать свои способности.
Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата и всемерного содействия развитию предпринимательства.
Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны. К основным из них можно отнести следующие:
создание общих условий и благожелательного к предпринимателям климата;
содействие и поддержка предпринимателей;
Следует иметь в виду, что всякое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм сил, действующих на рынке. Оказание содействия ведет к искажению конкуренции и с общественно-политической точки зрения допустимо только в той степени, в какой при помощи мер содействия компенсируются недостатки региона как места размещения предприятий. При этом основным условием является создание или сохранение необходимых для конкуренции равных исходных позиций. Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития, начинается руководство и управление экономикой.
Предпринимательство при активном использовании антимонопольной, налоговой, кредитно-финансовой и приватизационной политики на практике наиболее быстро создает предпосылки для «включения» рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек, обеспечивает в перспективе устойчивую стабилизацию цен. Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:
оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для «вхождения» в коммерческую деятельность;
создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;
привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;
содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;
организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;
разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;
развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;
развитие новых видов деятельности, присущих рыночной экономике;
возрождение подсобных производств и ремесел.
При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса; необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. Местные органы власти, производящие регистрацию новых предприятий по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс с тем, чтобы новые формы хозяйствования, предприниматели наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач. Из-за организационных недоработок, нехватки сырья, материалов, отсутствия помещений, неподготовленности кадров, каждое второе предприятие из числа зарегистрированных не может функционировать, многие из действующих предприятий испытывают трудности в наращивании производства, работ и услуг. Медленное становление предприятий во многом объясняется и слабой поддержкой их со стороны федеральных и региональных государственных органов и органов местного самоуправления.
В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства (с изложением механизма практических действий), ориентированной на приоритетные направления развития экономики территории. Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого круга специалистов. Такой подход предполагает обращение к мировому опыту, предварительное социологическое исследование и экспертную оценку возможностей развития предприятий на данной территории. Это позволяет учесть ситуационные особенности территорий, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей цели — развития инфраструктуры предпринимательства, создания устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения потребностей общества. Федеральная политика развития предпринимательства при всей ее многогранности создает только определенные условия для формирования региональной политики и не может решить задачу по достижению конечной цели, если не будут осуществлены целенаправленные действия местными органами власти в конкретных региональных условиях.
С учетом теоретических основ, зарубежного опыта, федерального законодательства, региональной и местной нормативной базы, состояния экономики региона, наработанной практики и полученных результатов реализация региональной политики органами местного самоуправления должна осуществляться в последовательности, предусматривающей:
социологическое исследование, позволяющее обеспечить оптимальный подход к формированию территориальной программы развития предпринимательства;
исследование важнейших качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки предприятий;
экспертную оценку возможностей развития предприятий в регионе;
формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения;
создание территориальных структур, обеспечивающих организационный процесс содействия развитию предпринимательства.
Развивающееся предпринимательство — это достаточно новое явление в экономике России, которое требует всестороннего изучения при формировании государственной территориальной политики его поддержки.
Источник: studfile.net
В В Е Д Е Н И Е
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Как убедительно показала мировая практика, именно малое и среднее предпринимательство позволяет осуществить в кратчайшие сроки структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей – собственников.
Малое предпринимательство (далее МП), представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках, непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость МП и массовый охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.
МП — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками развития. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом, отсутствие управленческих иерархий – все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.
С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливает простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести – и часто приводят – к самоэксплуатации и сверхурочным работам.
По состоянию на 1 октября 1998 года на территории Новосибирской области насчитывалось 20400 малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. рост составил 18,38%). Число малых предприятий области составляет 2,35% от их общего количества по России. Вместе с крестьянскими — фермерскими хозяйствами их количество составляет 25064 предприятия — 40,34% от общего количества предприятий области.
Значительный рост количества малых предприятий наблюдался в отраслях:
промышленность — на 10,9%;
транспорт — на 13,73%;
торговля и общественное питание — на 28.12%;
операции с недвижимым имуществом — на 131,88%;
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — на 27,25%;
культура — на 46.95%;
Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях:
жилищно-коммунальное хозяйство — на 60,75%;
наука и научное обслуживание — на 10,84%.
Этому увеличению числа предприятий в какой-то мере способствовали:
— значительное сокращение работников, частичная или полная остановка предприятий;
— предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.
распределение числа малых предприятий по отраслям экономики представлено ниже:
Сельское хозяйство 226
Транспорт и связь 372
Торговля и общественное питание 10869
Общая коммерческая деятельность 607
Другие отрасли 1865
В малом бизнесе Новосибирской области в течение последних лет произошло быстрое увеличение числа малых предприятий в отраслях торговли и общественного питания. Несмотря на то, что строительство и промышленность занимают ощутимое место, необходимо подчеркнуть, что предприятия торговли развиваются гораздо быстрее, т.к. обеспечивают быстрый оборот капитала. Это развитие обусловлено спецификой рыночной конъюнктуры, высокими темпами инфляции, склонностью коммерческих банков выдавать только краткосрочные кредиты.
Из общего количества малых предприятий наибольшую долю (88,79%) составили предприятия частной формы собственности.
Продолжается сокращение количества крестьянских — фермерских хозяйств (с 4939 в1996 г. до 4664 в 1998 г.)
В январе-сентябре 1998 г. на малых предприятиях работало 106308 человек, на постоянной основе 91883 человек. Постоянно трудились в промышленности и строительстве 38,3%, в торговле и общественном питании — 42,5%.
По сравнению с концом 1997 года численность работников среднесписочного состава малых предприятий возросла на 29,17%, увеличилось число работников, привлеченных на условиях совместительства на 6,19%, а по договорам подряда и других договоров гражданско-правового характера уменьшилось на 29,66%.
В данный период предпринимательской деятельностью без образования юридического лица занималось 52449 человека, а в соответствующий период 1996 года их было 49169. Развитие оптовой торговли привело к росту числа физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в торговле без образования юридического лица.
Августовский экономический кризис сказался на субъектах малого предпринимательства — идет постепенное сокращение занятости на малых предприятиях (июнь — 123685 чел. трудились, сентябрь — 106308 чел.), но одновременно растет количество предпринимателей без образования юридического лица (июнь — 51173 чел., сентябрь — 53449 чел.).
В промышленности и строительстве на постоянной основе трудились: июнь — 39,2%, сентябрь — 38, 3 %, а в торговле и общественном питании произошло увеличение занятости: июнь — 40,4%, сентябрь — 42,5%.
Происходит перераспределение занятости в малом бизнесе из сферы производства в сферу торговли, т.к. торговля дает быстрый оборот капитала и наибольшую прибыль, что так необходимо в настоящее время для выживания.
Если в январе — сентябре 1997 года с учетом временно занятых и членов их семей было занято около 14% трудоспособного населения, то в этом периоде 1998 года занятость населения в малом бизнесе в области увеличилась до 17% (но тем не менее занятость в малом бизнесе уменьшается: июнь — 18%, сентябрь — 17%).
Состояние малого предпринимательства и его влияние на экономику в различных районах и городах Новосибирской области заметно отличаются друг от друга. Наибольшее количество предприятий и занятых в них было сосредоточено в г. Новосибирске (85% и 80% соответственно). А в наиболее экономически развитых районах, таких как Искитимский и Новосибирский, и городах, таких как Бердск и Искитим, было сосредоточено и действовало 40,5% малых предприятий от всех зарегистрированных малых предприятий области.
За 9 месяцев 1998 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на сумму 4,916 млрд. рублей, в том числе по основному виду деятельности — 4,52 млрд. рублей (91,94%).18.1% областного объема продукции и услуг. Треть этого объема составляет валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 20,9% — объем промышленной продукции, 19,77% — объем произведенных строительных работ.
Так, за отчетный период малыми предприятиями в промышленности произведено 9,4% промышленной продукции.
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в январе-июне составил 194,5 млн. рублей, из них 70,17% составили инвестиции малых предприятий частной формы собственности. Более половины общего объема инвестиций в основной капитал осуществили предприятия торговли и общественного питания.
Основная доля инвестиций направлена на развитие предприятий торговли и общественного питания – 68,9%. В промышленные предприятия вложено 9,4% общего объема финансовых средств.
Развитие малого предпринимательства в Новосибирской области способствует решению проблемы занятости, увеличению количества товаров и услуг.
Анализ развития малого предпринимательства Новосибирской области показывает, что потенциал НСО в сфере развития малого предпринимательства далеко не исчерпан.
Помочь предпринимателям устранить недостатки или минимизировать их последствия и поддержать уже функционирующие малые предприятия — очень важная и актуальная задача для местных властей. Ведь малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку производства с минимумом потерь, вовлечь местные ресурсы для выпуска товаров, создать новые рабочие места, получить государству большие средства в форме налоговых поступлений. И сейчас, в условиях России, находящейся в стадии развития рыночных отношений, именно энергичное развитие сектора МП должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Настоящая работа посвящена описанию роли местных властей в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка предложений по повышению эффективности механизмов регулирования деятельности малых предприятий.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: предприятия малого бизнеса.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность малых предприятий.
Г Л А В А 1. Проблемы МП на разных стадиях развития.
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как::
-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускорить научно-технический прогресс;
-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
Но, как выяснилось на депутатских слушаниях Новосибирского Областного Совета по теме «Роль малых предприятий. Меры по их развитию», проведенных в мае 1998 года, представители администрации и сами предприниматели имеют по некоторым вопросам противоположные точки зрения. Оказалось, что местные властные структуры имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких именно функций специализироваться.
Для того чтобы комплексы мер по поддержке МП были реальной помощью предпринимателям, необходима точная информация о наиболее важных проблемах в малом бизнесе вообще и на разных этапах его развития. Причем эта информация должна максимально отражать мнения и пожелания самих предпринимателей. Это и должно помочь местным властям концентрировать внимание на самых серьезных моментах, более всего волнующих предпринимателей и вследствие этого мобилизовать все ресурсы для постоянной и полноценной помощи малому бизнесу.
Автором было проведено анкетирование руководителей малых предприятий г. Новосибирска, которые присутствовали на семинаре «Проблемы малого предпринимательства в НСО», проведенном в Новосибирском Областном Совете 18.03.99. Предпринимателям предлагалось заполнить анкету, построенную автором на базе анкеты, результаты которой были опубликованы в журнале «Предпринимательство в России» №2, 1997г. Анкетирование позволило собрать такие данные, как::
— оценка предпринимателями деятельности местных властей;
— оценка реальной поддержки МП со стороны властей;
— выделить наиболее важные проблемы предпринимателей, в том числе на каждой стадии развития;
— получить информацию о том, что именно предприниматели ждут от местных властных структур;
Источник: alversch.ru