Обсуждению этой темы был посвящен круглый стол, организованный ЦСР совместно с российским отделением Sustainable Development Solutions Network (SDSN) и фондом «Городские проекты».
ЦСР активно работает над темой национальной адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами – членами ООН в 2015 году. Эти цели направлены на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для последующих поколений. В работе над локализацией ЦСР помогают порядка 20 партнеров, в их числе исследовательские институты, вузы и НКО.
«Цель данного мероприятия — состыковать власть, бизнес, НКО и гражданское общество в целях устойчивого развития», — отметила во вступительной речи руководитель проекта со стороны ЦСР Алена Долгова. Вместе с ней модерировали мероприятие Вера Баринова, заместитель директора центра экономического моделирования энергетики и экологии ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ и менеджер российского отделения сети организаций по поиску решений в области устойчивого развития (SDSN Russia), а также Сергей Царев, куратор образовательной программы Управление территориальным развитием (УТРО) на базе Архитектурной школы МАРШ и ИГСУ РАНХиГС.
Женщины в бизнесе и образовании. Роль в устойчивом развитии экономики
Открывший дискуссию заслуженный профессор МГУ, президент Центра «Экология и Здоровье» Валерий Петросян отметил, что английский термин sustainable development, данный комиссией ООН, более корректно было бы переводить на русский как самоподдерживаемое развитие. По его словам, для реального устойчивого развития во благо следующих поколений нужно «постоянно и равномерно подкачивать колеса». Четыре колеса — это самоподдерживаемая экономика; рациональное природопользование; обеспечение экологической безопасности; решение социальных проблем, связанных в том числе со школьным и высшим образованием и наукой как в вузах, так и на фирмах.
Тема устойчивого развития становится все более актуальна для России, на прошедшем недавно
ПМЭФ данной теме были посвящены несколько дискуссий, отметила Елена Долгих, генеральный
директор агентства «Эс Джи Эм». Однако сегодня только крупные предприятия следуют
принципам устойчивого развития и социальной ответственности, для них важна публикация
нефинансовой отчетности с точки зрения инвестиционной привлекательности. И если для
глобальных компаний и их российских подразделений ЦУР становятся центральным элементом их
бизнес-стратегий, то российские игроки еще не имеют достаточной экспертизы. «У наших
компаний нет опыта представления своего вклада в развитие территорий присутствия, у них
низкая аналитика отчетов. Западные корпорации всегда представляют не только прямые, но и
косвенные эффекты от внедрения принципа устойчивости», — отметила Долгих.
Еще одна проблема состоит в том, что многие города за исключением миллионников мало осведомлены о теме устойчивого развития. Мешает и нехватка статистических данных, в частности по человеческому капиталу, инновационной сфере, экологии, цифровизации. Между тем для реализации программ устойчивого развития территорий необходима устойчивость развития города, понимаемая как сбалансированность его экономического, социального и экологического развития.
Роль бизнеса в устойчивом развитии — 16.12.2015 — Role of business in sustainable development
Менеджер по корпоративной ответственности Делойт СНГ Инга Трофимова подробно остановилась на программе «Умный город», этот подход активно внедряется в мировых мегаполисах. В Москве также можно наблюдать ростки этого процесса. «Основная цель умного города — внедрение технологий и инноваций для сохранения окружающей среды, цифровизации образования, повышения уровня безопасности, снижения транспортной нагрузки, улучшения качества жизни и улучшения инфраструктуры бизнес-среды», — поделилась Трофимова.
Для успешной реализации программ «умных» городов необходимо четкое информирование заинтересованных сторон и постоянное взаимодействие с ними. В эту экосистему входят правительство, профессиональные и научные круги, жители. Как отметили собравшиеся, для достижения основных целей необходимо ориентироваться на интересы граждан. Но пока муниципалитеты и районные муниципальные органы власти не имеют возможности эффективно отстаивать потребности жителей. «Пока мы можем говорить только об устойчивости, а не устойчивом развитии», — подчеркнул один из муниципальных депутатов.
В финале встречи участники сошлись на мнении, что не обязательно нужно делать ставку на власть — стейкхолдерами изменений могут также стать бизнес, вузы, научные организации, НКО. Для улучшения ситуации следует наладить диалог между активным сообществом и властью. Активно двигаться в направлении реализации ЦУР на уровне государства помогла бы общая рамка, которой могла бы стать национальная концепция устойчивого развития. На экспертном уровне одной из задач различных стейкхолдеров остаётся формирование общего языка для обсуждения проблем устойчивого развития.
Источник: www.csr.ru
Роль бизнеса в устойчивом развитии локальных сообществ
Тема формирования знаний по комфортной городской среде как никогда актуальна на сегодняшний день. Эксперты Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) совместно с профессиональной средой и научным сообществом активно занимаются поисками социальных и архитектурных решений в области устойчивого развития, а также локализации ЦУР ООН в приложении к отдельным городам и муниципалитетам Большой Евразии.
Перечень вопросов и ключевых проблем по достижению устойчивости на локальном, национальном и глобальном уровнях в общественном пространстве обсуждался 28 мая в Центре стратегических разработок в ходе круглого стола «Роль бизнеса в устойчивом развитии локальных сообществ».
80% населения Большой Евразии живёт в городах. Безопасная, комфортная среда проживания стала ключевой темой мероприятия, на котором участники попытались состыковать интересы и возможности местных сообществ, некоммерческих организаций, бизнеса и органов власти в выработке решений проблем, способствующих устойчивому развитию.
Смотря на цели устойчивого развития в международном контексте, следует учесть, что многоплановое толкование термина «устойчивое развитие» предполагает также «самоподдерживаемое развитие», включающее четыре основных направления: самоподдерживаемая экономика, рациональное природопользование, обеспечение экологической безопасности и решение социальных проблем.
По мнению Председателя Генерального совета ЕОЭС Игоря Рыбакова, уникально то, что глобально, и если мы говорим о населении городов и стремимся к тому, чтобы местное сообщество самоподдерживаемо динамично развивалось и реализовывало проверенные наиболее действенные методы и программы, жаждущие достижений многих для блага многих, то будет постоянный прогресс.
Затрагивая тему корпоративной ответственности и развития территорий, основные тренды которых заключаются в использовании IT-технологий в области экологических проблем и функциональном развитии корпоративных инноваций, на мероприятии была представлена международная концепция «Умный город – умная нация». Целями программы стали: улучшение качества жизни горожан, экономическая конкурентоспособность и устойчивое развития, а ключевыми компонентами – экологичность, безопасность и социальные инновации. Разработчики проекта сделали акцент в первую очередь на использование IT-технологий в вопросах окружающей среды, высококачественных комплексных образовательных программ для широкой аудитории, безопасность городской инфраструктуры, а также использование экономических международных стандартов для улучшения качества жизни горожан.
По мнению спикеров круглого стола, следует учесть, что у многих компаний нет релевантного опыта представления результатов своего вклада в развитие территорий присутствия с учётом общепринятых международных методик. И здесь региональные межстрановые нефинансовые отчёты, повышающие аналитическую составляющую и оценивающие прямые, а также косвенные эффекты, показывают результат компаний как в экономике стран пребывания, так и в отдельно взятых отраслях.
Руководитель Департамента устойчивого развития Наталья Пономарёва напомнила присутствующим, что на сегодняшний день существует определённый международный алгоритм стратегии устойчивого развития городов Большой Евразии, в которой для городских властей и для бизнеса разработаны ряд программ по финансированию устойчивого развития взаимодействия крупных городов.
Стратегическое развитие мира на 30–50 лет вперёд подразумевает разработанный, при поддержке ООН, мировыми экспертами, индекс устойчивого развития стран, подразумевающий развитие нынешних поколений без ущерба развития следующих. С оценкой по этому индексу растёт инвестиционная привлекательность любого региона, где на первое место поставлены производительность труда, продолжительность активной жизни и занятость трудоспособного населения, формируется качественная городская среда, развивается внутренняя кооперация, малое и среднее предпринимательство, что несомненно играет главенствующую роль в решении многих проблем, в том числе и на локальном уровне.
Источник: eurasianeconomic.org
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ЦЕЛЬЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кисняшкина О.И. 1
1 НИИ МГУ им. Н. П. Огарёва
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Особая роль в устойчивом развитии регионов Российской Федерации отводится предпринимательской деятельности, в лице малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрен правовой и организационный механизмы управления предпринимательской деятельностью с целью устойчивого развития регионов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, малое и среднее предпринимательство, правовой механизм, организационный механизм
A special role in the sustainable development of the regions of the Russian Federation is assigned to entrepreneurship, represented by small and medium-sized businesses. The article considers the legal and organizational mechanisms of business management for the purpose of sustainable development of regions.
Keywords: sustainable development, small and medium-sized businesses, legal mechanism, organizational mechanism
В последние десятилетия в отечественной науке все большее внимание уделяется исследованиям, посвященным вопросам устойчивого развития. Особый интерес для исследования представляет региональный уровень развития. Наличие высокого уровня социально-экономического развития у каждого отдельно взятого региона (субъекта) Российской Федерации, в совокупности, будет являться залогом для формирования сильного независимого государства.
Устойчивое развитие является сложным, многогранным, самостоятельной категорией, которая находится во внимании общетеоретических, методологических и прикладных изысканий множества ученых. Под устойчивым развитием следует понимать процесс позитивных изменений, направленных на долгосрочное сбалансированное развитие всех сфер жизни общества в целях обеспечения воспроизводимости ресурсов, необходимых для качественной жизни настоящего и будущих поколений.
Устойчивое развитие территории отражает способность экономики территории противостоять внешним и внутренним воздействиям и развиваться преимущественно за счет внутренних источников.
Базой для развития региона в данном случае будет являться именно предпринимательская деятельность. Особенно важная роль отводится малому и среднему предпринимательству, который способствует развитию всех сфер жизни общества.
С экономической точки зрения, происходит укрепление экономического потенциала территории, насыщение региональных рынков товарами и услугами, эффективное использование местных ресурсов. Исходя из этого, создаются новые рабочие места, что способствует повышению качества жизни населения в целом. Кроме того, современный бизнес ориентирован на экологичность.
Оценить имеющуюся базу развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также степень ее влиняиея на устойчивое развитие государства можно исходя из данных таблицы 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий [1]
в том числе
микропредприятия
Средняя численность работников, тыс. человек
Оборот предприятий, млрд руб.
Согласно данным таблицы 1 число предприятий в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, сократилось на 94261 шт. Аналогично ситуация складывается с показателем средней численности работников число работников малых предприятий сократилось на 166,4 тыс. человек. Оборот предприятий, как малых так и средних, в 2018 году увеличился на 5228 млрд. рублей.
Число малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2018 году распределено следующим образом: торговля оптовая и розничная (34,8 %), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (17,8%), деятельность профессиональная, научная и техническая (9 %), обрабатывающее производство (8,5%) и др. При этом среди малых предприятий наибольшее число предприятий осуществляет свою деятельность в сфере торговли, а среди средних предприятий одну из наибольших долей занимает обрабатывающее производство (25,6 %).
Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет правового и организационного механизмов.
Правовой механизм представлен следующим перечнем нормативно-правовых документов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Нормативно-правовая база развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации
Кроме того, в настоящее время реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период 2018–2024 гг., который нацелен на то, чтобы содействовать предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее – регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.
Важное значение в развитии малого предпринимательства имеет именно стратегический аспект его развития. С целью развития сферы малого и среднего предпринимательства в 2016 г. принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (у тверждена распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. №1083–р) .
Организационный механизм представлен следующей системой институтов. В структуре Министерства экономического развития Российской Федерации функционирует Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, который отвечает за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития малого и среднего бизнеса и конкуренции, организованных товарных рынков, а также обязательных в силу законодательства торгов.
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной законодательством [2].
Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства является постоянно действующим органом, образованным для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
Подводя итоги, стоит отметить, что развитие малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью государственного регулирования посредством нормативно-правовых, стратегических и организационных механизмов. В целом, можно сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство является «точкой роста» и связующим звеном для структурных элементов концепции устойчивого развития территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ М 19 Росстат. – M., 2019. – 87 с.
О Корпорации [Электронный ресурс] : официальный сайт Корпорации МСП. – Режим доступа : https://corpmsp.ru/about/ . – Загл. с экрана.
О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 01 .04.1996 № 440. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации : [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 02.06.2016 № 1083-р. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Источник: scienceforum.ru