Роль частного бизнеса государства

Правовые основы функционирования частных предприятий

Замечание 1

Деятельность любого субъекта хозяйствования контролирует множество нормативных актов, которые основаны на Конституции РФ, Налоговом, Гражданском и Трудовом кодексах, а также на иных нормативно-правовых актах.

В гражданском кодексе дается определение порядка создания, регистрации, ликвидации и реорганизации частного предприятия. Согласно нему, субъект хозяйствования может быть создан собственником или по решению трудового коллектива.

Управление субъектом хозяйствования осуществляется в соответствии с его устав, на основе сочетания прав собственника и самоуправления коллектива. Владелец может делегировать свои полномочия собранию акционеров, либо нанять руководителя.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

Имущество частного предприятия составляют основные и оборотные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отражена в бухгалтерском балансе.

Благотворительная акция Аукцион детского творчества

Стоит отметить, что частные предприятия наделены возможностью самостоятельного осуществления планирования, установления форм, систем и размер оплаты труда сотрудников, а также самостоятельно определяет цены на выпускаемые товары (работы, услуги).

Стоит отметить, что оно также несет ответственность за нарушение договорных обязательств перед кредиторами, государством и сотрудниками.

Роль частных предприятий в рыночных условиях

Замечание 2

Роль частных предприятий в развитии экономики государства сейчас становится решающей, поскольку их стратегия развития заключается в обустройстве страны, заботе о ее населении, росте ее мирового рейтинга.

Субъекты хозяйствования играют очень важную роль в росте экономики и в процессе инноваций. Именно поэтому, сейчас все большее внимание уделяется росту частного предпринимательства в РФ.

«Роль частных предприятий»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Поскольку именно частные предприятия являются основанием рыночного механизма экономики. Экономику всех стран можно рассматривать как совокупность всевозможных частных организаций, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой и государством. От эффективности деятельности частных предприятий зависит положение государства на мировой экономической арене и его мощь.

Частные предприятия разделяются на малые и крупные:

  1. Малые предприятия составляют важный сектор рыночной экономики. Без малых предприятий невозможно становление современного рыночного механизма. Малые частные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, в которых численность персонала не превышает 100 человек. Цели создания малых частных предприятий следующие:
    • активизация структурной перестройки экономики;
    • насыщение рынка продукцией;
    • преодоление монополизма;
    • рост конкуренции;
    • создание рабочих мест.
    • Крупные частные предприятия представляют собой одно или несколько объединенных предприятий, занятых одним видом деятельности. Главная особенность крупных частных предприятий – способность изменять экономику государства, а в некоторых случаях, — мирового хозяйства. Влияние крупных частных предприятий на экономику проявляется в следующем:
      • Только крупные предприятия могут направлять свои средства в инвестирование в обновление своих основных фондов и создания новых.
      • Крупные частные предприятия являются основным источником налоговых платежей и иных поступлений в государственную казну.
      • Отечественная экономика все больше зависит от мировой и вынуждена отвечать на конкуренцию.
      • Крупные частные предприятия – реальная сила, противостоящая беспределу чиновничества и организованной преступности.
      • Крупные частные предприятия все больше становятся центрами современного управления.

      О лидерстве и личном бренде. Часть 1 // Андрей Россохин

      Стоит отметить, что влияние крупных частных предприятий на экономику государства также зависит и от их количества и размеров. Чем они больше, тем сильнее их роль.

      Источник: spravochnick.ru

      Государственно-частное партнерство — это формы взаимовыгодного взаимодействия государства и частного бизнеса. Примеры

      В экономике многих стран появилась особая форма отношений коммерческих предприятий и власти. Для обозначения этого взаимодействия используется понятие государственно-частного партнерства. Рассмотрим его далее подробно.

      государственно частное партнерство это

      Общие сведения

      Государство и частный бизнес формируют альянс для реализации проектов, имеющих общественное значение, в самых разных областях деятельности. Взаимодействие власти и коммерческих структур вышло в настоящее время на новый уровень. В настоящее время оно закрепляется на законодательном уровне в 224-ФЗ. Эти отношения можно вполне рассматривать как неотъемлемый признак смешанной экономики.

      Особенности

      Развитие частно-государственного партнерства способствует формированию базовых моделей финансирования, методов управления, отношений, связанных с собственностью. В данном процессе принципиальную важность приобретает комплекс вопросов, касающихся перераспределения правомочий.

      Они возникают как неизбежное следствие расширения взаимодействий коммерческих структур и власти. Ряд экспертов считает, что во многих случаях государственно-частное партнерство – это в определенной степени приватизация либо ее абсолютная альтернатива. Такое мнение, например, высказывается относительно концессий. Между тем стоит отметить, что государственно-частное партнерство – это действительно институциональный способ преобразования сфер деятельности, относящихся традиционно к ведению власти. Однако при этом используемые при сотрудничестве инструменты не выводят их полностью за рамки госрегулирования.

      Перераспределение правомочий

      Государственно-частное партнерство – это сотрудничество, предполагающее предоставление не всех юридических возможностей, на которые распадается суверенное право собственника в хозяйственном обороте, а только определенной их части. Речь идет о праве управления, изменения капитальной стоимости материальных ценностей, переуступки некоторых правомочий иным лицам.

      Достаточно обширный опыт перераспределения юридических возможностей между властью и коммерческими структурами имеется в сферах общественных услуг, а именно – инфраструктурных отраслях. В них исторически сформировались традиции передачи государством некоторых основных правомочий частному бизнесу. Власть отвечает перед обществом за непрерывное поступление публичных благ.

      Этим обуславливается стремление сохранить некоторые отрасли в госсобственности. Вместе с этим частные предприятия отличаются высокой мобильностью, эффективностью эксплуатации ресурсов. Кроме этого, коммерческие структуры склонны к внедрению инноваций. Государственно-частное партнерство – это способ задействования преимуществ обоих видов собственности без глубоких перемен в обществе.

      Участие власти

      Государство при любых условиях остается участником публично-правовых отношений. Данное обстоятельство выступает ключевым и для гражданских правоотношений, в которых власть как суверен не является рядовым субъектом права. В связи с этим нельзя говорить об изначальном равноправии частного и государственного партнеров.

      Оно наступит только в том случае, если на базе суверенных прав власти в соглашении о взаимодействии будут определены условия и специфика реализации гражданских правоотношений. Другими словами, государство станет особым субъектом. Это выражается в первую очередь в том, что власть сама устанавливает юридические рамки, в которых должны действовать все остальные участники.

      Кроме этого, она сохраняет свои управленческие, распорядительные функции, даже если вступит на принципе равенства в отношения. Это обуславливается наличием полномочий выносить административные акты. Они, в свою очередь, игнорируют указанное равенство. Изначально предполагается, что государство вступает в гражданский оборот не для удовлетворения собственных специфических интересов, а для наиболее результативной реализации публичной власти.

       государственно частное партнерство в социальной сфере

      Роль власти

      Утверждаемые в рамках ГЧП проекты представляют собой не просто соединение ресурсов. Они являются совершенно особой конфигурацией соответствующих правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. В первую очередь государство, выступая в качестве одной из сторон партнерства, является носителем общественно-значимых целей и потребностей.

      При этом оно исполняет и контрольную функцию. Во-вторых, являясь участником хозяйственного оборота, государство заинтересовано не только в высоких результатах партнерства, но и в обеспечении своего коммерческого эффекта. Кроме этого, как любой нормальный предприниматель, участник таких отношений стремится к максимизации прибыли. В связи с этим в секторе коммерческих интересов между сторонами вполне уместен, а в ряде случаев необходим торг о разделе вероятных рисков, характере передаваемых правомочий, условиях их предоставления и использования.

      Читайте также:  Как начать мобильный бизнес

      Отношения собственности

      Как показывает международный опыт, степень участия власти и коммерческих структур, условия их сочетания могут отличаться, и в ряде случаев весьма значительно. Так, организации могут выступать в качестве участника соглашения. Как правило, это государственные контракты на поставку продукции или оказание услуг для госнужд, на управление, предоставление техпомощи и проч.

      В этом случае права собственности четко разделены. Существуют и иные формы, в которых проявляется такое государственно-частное партнерство. Примеры тому – договоры о разделе продукции и лизинговые соглашения. В рамках взаимодействий возможна частичная передача ряда правомочий собственности.

      Как правило, они включают в себя возможности пользоваться, управлять и владеть имуществом. Такое партнерство имеет место при заключении концессионных соглашений. Кроме этого, предусмотрено долевое или акционерное участие предпринимателя в госструктурах. Государственно-частные предприятия являются выражением более высокого уровня интеграции капитала в рамках сотрудничества коммерческих организаций и власти.

      Ключевые характеристики

      Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный институт в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить следующие черты партнерства:

      1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10-20 лет, а в случаях концессий – до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной датой.
      2. Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
      3. Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками.
      4. Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая структура принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах – разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
      5. Риски между сторонами разделяются на основании договоренностей.

      государственно частные предприятия

      Вклад участников

      Коммерческие структуры обеспечивают профессиональный опыт, финансовую поддержку, эффективное управление, оперативность и гибкость в процессе принятия решений, проявляют способность к новаторству. В рамках партнерства внедряются инновационные методы работы, модернизируется техника, совершенствуются технологии. В процессе сотрудничества появляются новые формы производственной организации, образуются компании, в том числе с зарубежным капиталом, формируется эффективная кооперация с подрядчиками и поставщиками. При этом на рынке рабочих ресурсов растет спрос на хорошо оплачиваемых и высококвалифицированных сотрудников.

      Государство, в свою очередь, обеспечивает определенные правомочия собственника, предоставляет налоговые послабления, гарантии, финансовые и материальные средства. Власть в рамках сотрудничества с коммерческими структурами получает возможность реализовывать свои прямые функции – контроль, регулирование, соблюдение общественного интереса. По ходу развития партнерства государство может плавно смещать акценты с конкретных проблем возведения и эксплуатации объектов на административно-контрольные задачи. Возникающие предпринимательские риски перераспределяются в сторону коммерческих структур. Общественное значение партнерства состоит в том, что в результате выигрывает общество как пользователь услуг более высокого качества.

      Сотрудничество на местном уровне

      Особое значение программы частно-государственного партнерства имеют в муниципалитетах. Города и поселки несут основную нагрузку по реализации общественно-значимых задач в разных сферах хозяйствования. К этим областям, в частности, относят транспорт, ЖКХ, охрану природы, жилищное строительство, газо- и энергообеспечение. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются местные власти, выступает недостаток финансирования. В связи с этим привлечение капитала коммерческих структур, в соответствии с 224-ФЗ, становится обычной практикой.

      государство и частный бизнес

      Административные договоры

      В мировой практике приняты различные формы сотрудничества власти и коммерческих компаний. В качестве одной из них выступают государственные контракты. Они представляют собой административные договоры, которые заключаются между коммерческой организацией и органом управления (федеральным, региональным, местным).

      Наиболее распространено государственно-частное партнерство в социальной сфере, в области поставки продукции для муниципальных или госнужд, управления, оказания техпомощи. В административных договорах право собственности не предоставляется коммерческой организации. При этом риски и расходы полностью ложатся на государство. Заинтересованность коммерческой структуры в том, что в соответствии с договором она получает право на оговоренную часть дохода или собираемых платежей. Как показывает практика, такие соглашения позволяют не только повысить престиж компании, но и гарантированно получить возможные преференции и льготы, устойчивую прибыль и занять позицию на рынке.

      Лизинговые соглашения

      В рамках сотрудничества распространены сделки по передаче имущества, находящегося в муниципальной или госсобственности, коммерческой структуре в пользование за определенную плату. Это может быть сооружение, здание, помещение, земельный участок. Аренда в традиционной форме предполагает возвратность предмета соглашения.

      При этом правомочие по распоряжению имуществом остается у собственника, и при заключении договора коммерческой структуре не предоставляется. В некоторых случаях организация может выкупить сооружение, помещение или земельный участок. Аренда в форме лизинга всегда предполагает такое условие.

       понятие государственно частного партнерства

      Концессия

      Эта форма частно-государственного партнерства приобретает в настоящее время все большее распространение. Особенность концессии заключается в том, что муниципальные или госорганы в рамках сотрудничества остаются полноправными собственниками имущества, уполномочивают коммерческое объединение исполнять функции, оговариваемые в договоре, в течение определенного периода. Для этого фирме передаются юридические возможности, необходимые для обеспечения функционирования концессионного объекта. За эксплуатацию имущества коммерческая структура вносит плату в порядке и на условиях, установленных соглашением. При этом право собственности на продукт передается пользователю.

      Особенности соглашения

      Концессия обладает следующими признаками:

      1. В качестве предмета всегда выступает муниципальная или госсобственность. Им также может являться монопольная деятельность государства или МО.
      2. В качестве одного из участников соглашения выступает уполномоченный муниципальный либо госорган.
      3. Целью концессии является удовлетворение общественных потребностей.
      4. В качестве основы отношений выступает соглашение.
      5. Концессия предполагает возвратность предмета договора.

      При заключении контрактов, лизинговых соглашений государство либо муниципалитет выступает в качестве субъекта гражданского права. Соответственно, для их эффективной работы достаточно положений ГК. При концессионных отношениях государство в первую очередь является институтом публичного права.

      В этой роли оно не просто передает часть правомочий коммерческим компаниям, но и делегирует определенную долю властных функций. Такое предоставление допускается исключительно в соответствии с нормативным актом. Среди публично-правовых признаков концессии следует выделить закрепление в них общественных интересов, представителем которых выступает государство. По соглашению коммерческая структура обязана подчиняться им, то есть обеспечивать непрерывность предоставления услуг, равенство тарифов, общедоступность, исключать дискриминацию потребителей.

      Читайте также:  Ошибки бизнеса в маркетинге

       развитие частно государственного партнерства

      Области распространения концессий

      Наибольшую популярность в мировой практике такие соглашения получили в инфраструктурных отраслях. В этих секторах необходимо интенсивное инвестирование и приток высококвалифицированных кадров. В настоящее время обозначилось три основных вида концессий:

      1. На уже действующие объекты.
      2. На сооружение или модернизацию инфраструктуры.
      3. Передача объектов муниципальной или госсобственности в управление.

      В рамках указанных видов возможны формы концессионных соглашений, базирующиеся на разном сочетании правомочий, а также допустимых пределов конкретной инвестиционной и предпринимательской деятельности.

      Ситуация в России

      В РФ нормативный акт о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 г. Однако в настоящее время такое сотрудничество не получило своего развития. Основной причиной такой ситуации эксперты называют недостаточную защищенность прав пользователя. Риск, который несет коммерческая организация, касающийся непосредственно его деятельности в рамках соглашения, отягощается существующей обязанностью вносить высокую концессионную плату. Вместе с тем неустойка за нарушение условий соглашения пользователем в нормативном акте не установлена. В настоящее время продолжается обсуждение поправок к закону, которые могли бы простимулировать возникновение концессионных отношений в России.

      государственно частное партнерство в образовании

      Соглашение о разделе продуктов

      Данная форма отношений между коммерческими структурами и госорганами имеет некоторые черты концессии. Однако это соглашение имеет ряд особенностей. Отличия состоят в первую очередь в конфигурации отношений собственности. По концессионному соглашению права на созданную частным партнером продукцию остаются у него.

      По договору о разделе результатов деятельности ему остается только их часть. Порядок и условия передачи прав оговариваются специальным соглашением.

      Дополнительно

      Наибольшую популярность приобрело государственно-частное партнерство в образовании. Так, в настоящее время ведется работа по внедрению системы дуального обучения. Распространяется такая форма ГЧП в Санкт-Петербурге и Москве. Она предполагает задействование производственных компаний в процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников. Обучение при этом осуществляется без отрыва от производственной деятельности.

      Еще одной распространенной формой взаимодействия выступает государственно-частное партнерство в здравоохранении. Речь преимущественно об объектах рекреации, санаторно-курортном секторе. В течение последних нескольких лет формы частно-государственного партнерства стремительно развиваются.

      Изначально концессионные соглашения применялись при сооружении автостоянок, автострад, обеспечении теплоснабжения. Сегодня все большее распространение сотрудничество приобретает в оборонной области, секторе транспортных услуг, культурно-просветительской сфере. При реализации программ используются различные механизмы взаимодействия власти и коммерческих организаций. Они дифференцируются в соответствии с объемом правомочий собственности, финансовых обязательств участников, принципами распределения рисков, а также ответственности за выполнение тех или иных видов работ.

      Источник: fb.ru

      Миллиардеры в роли государства: справится ли частный бизнес с проблемами моногородов

      Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС

      Моногорода вовсе не советское изобретение. В царской России с началом бурного развития капитализма возникали крупные поселения при заводах и фабриках. И, думается, опыт тогдашних миллиардеров может если не оказаться полезным, то навести на некоторые размышления.

      Сравнение статей советских энциклопедий о городах со статьями в дореволюционных изданиях – вещь любопытная. Справочники после 1917 года всегда начинают с перечисления промышленности – какие заводы и фабрики в городе имеются. Старые энциклопедии – с культуры, то есть училищ, музеев, библиотек. В этом различии – принципиально иное отношение к устройству городской жизни, определение того, что первично и что вторично. Город ли при заводе или наоборот?

      В советское время было понятно: город – это жилые кварталы при заводах и фабриках. Исходя из этого принципа и развивались инфраструктура – транспорт, медицина, образование, социальные учреждения. Сегодня, после почти трех десятилетий рыночных реформ, наследие советского подхода дает о себе знать, в том числе в виде проблемы моногородов как крайнего проявления выше отмеченного принципа.

      Моногорода на самом деле вовсе не советское изобретение. В царской России, несмотря на принципиально иной подход к градостроительству, с началом бурного развития капитализма возникали крупные поселения при заводах и фабриках. И, думается, тот опыт может если не оказаться полезным, то навести на некоторые размышления.

      Семейство текстильных фабрикантов Морозовых типично в этом отношении. Никольская пустошь, купленная основателем династии Саввой Морозовым в 1837 году, стала местом интенсивного промышленного строительства, основной производственной площадкой семьи. Быстрым темпами Никольское (ныне Орехово-Зуево) превращалось в крупный город, не уступающий размером губернскому, но при этом без прав городского самоуправления.

      Молодой Ленин, побывавший там, писал: «Чрезвычайно оригинальны эти места, часто встречаемые в центральном промышленном районе: чисто фабричный городок, с десятками тысяч жителей, только и живущий фабрикой. Фабричная администрация — единственное начальство. «Управляет» городом фабричная контора».

      Морозовы не скупились и сильно вкладывались не только в развитие своей производственной базы. Помимо множества цехов, складов и тому подобных зданий, они построили казармы для рабочих, больницы, бани, школы и даже театр, разбили парк. Впоследствии был сооружен один из первых футбольных стадионов в России, на котором заводская команда, проспонсированная Иваном Морозовым, принимала соперников из Англии.

      На предприятии Морозовых работало 27 000 человек. Скопление такого количества народа было опасно и в инфекционном, и в криминальном, и в политическом отношении. Но очевидец писал: «Казармы устроены согласно новейшим требованиям гигиены и санитарии, совершенно безопасны в пожарном отношении и содержатся в совершенной чистоте. Мы удивлялись порядку и чистоте в казармах.

      Бесплатными квартирами пользуется до 7500 рабочих и до 3000 членов их семей. При казармах состоят фельдшера-санитары. Проживающим на наемных квартирах и в своих домах платят каждому рабочему по 1 рублю 50 коп. квартирных в месяц. Розничные магазины за наличные деньги и в кредит обеспечивают пайщиков-рабочих бакалейными, галантерейными, мануфактурными и суконными товарами, готовой одеждой, обувью, съестными припасами, посудой и т. п.» Поэтому Никольскому не угрожали ни эпидемии, ни преступность, ни бунты (после 1885 года, когда произошла так называемая Морозовская стачка).

      Важно отметить, что, как писали «Владимирские губернские ведомости», «Никольское состоит исключительно из построек, принадлежащих фабрикантам Морозовым. здесь вы не найдете ни одного гвоздя, ни одной щепки, которые бы не принадлежали Морозовым».

      Таких городов в России в конце XIX — начале XX века возникали десятки и десятки. Например, в той же ткацкой промышленности много подобных поселений имелось на территории нынешней Ивановской области, на востоке Московской. В машиностроении была известна Бежица. Аналогично выросла Юзовка-Донецк в металлургической промышленности. Многие де-факто города так и назывались «заводами» («поселок завода») – Ижевский завод, Воткинский завод, Нижнетагильский завод.

      Однако в исторической перспективе моногорода дореволюционной России оказались тупиковым путем развития. Они не смогли «вытянуть» на себе весь груз неподъемных проблем страны периода стремительной модернизации. Фабриканты брали на себя часть ответственности за социальное положение в своих городах, но это, с одной стороны, развращало государство, поскольку правительство думало, что таким образом удастся спихнуть воз нерешенных проблем на предпринимателей, а оно по-прежнему может не спешить с реформами.

      Читайте также:  Мягкая кровля как бизнес

      С другой стороны, таких социально ответственных капиталистов было немного. Даже в семье Морозовых: если у Саввы был девятичасовой рабочий день, то у его брата Викулы на соседней фабрике – двенадцатичасовой и заработки на 15% меньше. Это порождало взаимную неприязнь и недопонимание между предпринимателями, которые жаловались друг на друга (например, что коллеги завышают оплату рабочим, переманивают к себе и вводят их в убыток).

      В равной степени это способствовало недовольству и пролетариата. Часто работники могли отовариваться только в магазинах компаний, где выбор продуктов и товаров был ограничен, цены выше, а качество хуже. Филантропами, как Морозовы, субсидирующими работников, были лишь немногие капиталисты. Кроме того, из соображений благочиния вводился строгий надзор за поведением сотрудников — например, ограничивался доступ к спиртному, наказывались невенчанные браки, что также вызывало агрессию.

      Напомним, что печально знаменитый Ленский расстрел 1912 года произошел именно в «моногороде» — приисковом поселке золотодобытчиков, полностью контролировавшемся компанией «Лензолото». Рабочие протестовали в том числе против условий проживания и питания, которые насаждал монополист. «Молох» Куприна, созданный после посещения завода в Юзовке, описывает не только плюсы, но и минусы подобной индустриализации.

      Заводские поселки препятствовали развитию местного самоуправления. Когда в 1907 году владимирский губернатор предложил Морозовым преобразовать их поселения в единый город с соответствующим самоуправлением, они отказались, так как надо было бы платить налоги в городскую казну и при этом потерять рычаги непосредственного управления.

      Современные моногорода России – практически полностью наследие советского времени. Старые, дореволюционные за семьдесят лет перестроились. Орехово-Зуево (Никольское), Бежица (Брянск), Донецк (Юзовка, хотя это теперь и не РФ) ушли от моноэкономики, но им на смену пришли другие.

      Вся жизнь в них крутилась вокруг градообразующего предприятия, чей директор своим реальным значением превосходил власти формальные – горсовет и горком, подобно тому как на селе председатель колхоза или директор совхоза всегда был важнее главы поссовета. После 1991 года при всех драматических переменах в этой схеме изменилось мало – при условии, если предприятие сохранилось. Многие моногорода попросту перестали считаться таковыми в силу закрытия производств. Но это отдельная тема.

      Там же, где жизнь продолжилась, уклад остается прежний. Градообразующее предприятие и в рыночную эпоху продолжило быть тем центром, вокруг которого все вращается в населенном пункте. В условиях слабого государства, неработающих законов, коррумпированных правоохранительных органов это, видимо, было неизбежно.

      Монопольный бизнес волей-неволей должен был заниматься несвойственными ему функциями, дабы удерживать вокруг себе приемлемую социальную обстановку. В 2000-х, после стабилизации и выстраивания вертикали, его уже принуждали сверху не бросать начатого направления. В итоге пиар-службы корпораций регулярно извещают о достижениях по части социальной политики, но скандалы вокруг моногородов вспыхивают с удручающей регулярностью.

      В чем же дело? Если суммировать вкратце, то корпорация не может подменить собой государство. Частный бизнес не в состоянии изменить правила регистрации, жилищное законодательство, чтобы облегчить переезд из моногорода туда, где есть работа. Также он не может профинансировать расселение людей, покупать им жилье на новом месте. Это все задача правительственных органов.

      Кроме того, когда вся экономика страны в кризисе, то и переезжать, в общем-то, некуда. Общее состояние экономики важнее любых частных усилий.

      В случае банкротства предприятия опять-таки реальной помощи от бывших владельцев ожидать не приходится, поскольку они сами оказываются без денег. В большинстве случаев невозможно создать приемлемую альтернативу по занятости на месте в силу географии и климата – моногорода, как правило, находятся в удалении от других населенных пунктов, в местности с суровыми природными условиями.

      Как и дореволюционные времена, сейчас в моногородах тормозится развитие муниципального самоуправления. Город воспринимается как придаток или как продолжение компании, соответственно, происходит привитие и консервация навыков корпоративного управления там, где, напротив, надо мыслить исходя из интересов местной общины.

      Влияние на политику моногородов сугубо негативное. Во-первых, бизнес опять-таки втягивается в нее, что не является позитивным фактором ни для компаний, ни для общества. Компании стараются провести на пост мэра, в местные советы своих ставленников, чья сверхзадача все-таки отстаивание интересов крупного бизнеса. Бывают случаи, что ставки так высоки, что своего кандидата проводят даже на пост главы региона – история с Александром Хлопониным, которого последовательно избрали главой Таймыра, а затем и всего Красноярского края.

      В том же Норильске, впрочем, вышла осечка с мэром – «Норникель» в 2003 году не смог провести свою кандидатуру, и победил профсоюзник Валерий Мельников. Но и это не помогло становлению гражданского общества – мэра удалось переманить на свою сторону, а затем и убрать, включив в списки «Единой России» по выборам в Думу. Норильчане лишний раз убедились, что от них ничего не зависит.

      Нечто подобное произошло с «Евразом», чья империя включает немало моногородов. На пост человека, который «разруливает» их проблемы, например в Качканаре (Свердловская область), Абазе и Вершине Теи (Хакасия), компания пригласила Андрея Денякина, бывшего профсоюзного лидера Кузнецкого меткомбината.

      Прежде, в 1999 году, он отстаивал интересы группы МИКОМ в борьбе с «Евразом», но затем перешел на другую сторону и вполне успешно решал задачи, которые ставят его новые хозяева. Пример Денякина показывает, что и профсоюзы не имеют перспектив на предприятиях моногородов и объективно теряют свою независимость. Рабочие по-прежнему бегают к директору и менеджменту, поскольку только у них реальные рычаги власти. Независимые СМИ вытесняют, их стараются заменить корпоративными. То же самое касается НКО, которые заменяют благотворительными фондами, учреждаемыми при компаниях.

      Моногорода одного региона могут «принадлежать» разным компаниям. Например, в Мурманской области Ковдор относится к «Еврохиму», Ревда — к СМЗ, Заполярный- к «Норникелю», Оленегорск — к «Северстали», Апатиты — к «Фосагро». У каждой из них – свое видение социальных, экологических и иных проблем. В знаменитом Пикалево был обратный случай – в одном моногороде сошлись интересы трех корпораций. Проводить согласованную политику в интересах субъекта РФ чрезвычайно трудно, особенно когда лоббистский потенциал ФПГ превосходит административный ресурс губернатора.

      Резюме просто – никакими социальными программами отдельно взятых холдингов проблемы моногородов не решить. Частный бизнес может только содействовать государству, но не подменять его собой, равно как подменять НКО и профсоюзы. Не стоит возлагать на него несбыточных упований. Решение их проблем – задача власти.

      Источник: www.forbes.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин