Десять лет назад владельцы и руководители российских компаний считали «знакомство с нужными людьми» главным среди качеств, которые помогли им добиться успеха в бизнесе, именно такие результаты давал опрос ВЦИОМ.
Сегодня представители российской бизнес-элиты ставят полезные связи лишь на восьмое место. А лидирует в списке самых важных качеств профессионализм. В конце прошлого года специалисты хедхантинговой компании « Росэксперт» и Ассоциации менеджеров России опросили более 170 топ-менеджеров и собственников крупных компаний из различных отраслей.
Респондентов попросили проранжировать ряд критериев по степени их важности в бизнесе. Оказалось, что сегодня бизнесмены считают главной причиной своего успеха профессиональные качества. Далее по степени убывания идут лидерские качества, профессиональные достижения, образование, коммуникативные навыки. Деловые контакты оказались лишь на восьмом месте, ненамного опережая такие факторы, как пол и возраст.
Авторы исследования считают, что девальвация деловых и личных связей в бизнесе объясняется ростом конкуренции. По мнению управляющего партнера « Росэксперта» Сергея Мартьянова, процесс этот шел в разных отраслях с разной скоростью. Раньше других, лет семь назад, это почувствовали компании, работающие в системной интеграции, затем, после дефолта 1998 г., этот процесс начался в банковском бизнесе, года два назад — в страховании. Сейчас он активно идет на рынке розничной торговли, где отечественные компании вынуждены активизироваться из-за конкуренции с международными розничными гигантами.
Тема: Деловые связи как способ достижения целей в жизни и бизнесе».
«В ситуации, когда в компаниях-конкурентах сидят иностранные или более квалифицированные российские менеджеры, акционеры вынуждены принимать решение о смене управленцев», — говорит Сергей Мартьянов. В такой ситуации способностей и связей отцов-основателей часто уже недостаточно для конкурентоспособности.
Впрочем, сами отцы-основатели не согласны с такой оценкой. «Как можно говорить, что деловые контакты менее важны, чем образование и профессионализм?» — спрашивает председатель совета директоров группы « Ангстрем» Игорь Стрельников. По его мнению, перечисленные критерии — вещи во многом взаимосвязанные: образование и профессионализм, коммуникативные навыки и деловые контакты. «Поэтому рассматривать их по отдельности даже некорректно. В успешном руководителе они присутствуют нераздельно», — убежден Стрельников.
Подобной точки зрения придерживается и Леонид Забежинский, заместитель гендиректора по оргразвитию компании IBS, один из тех, кто начинал этот бизнес в начале 90-х:
— Мне кажется, что просто вкладывается разное значение в то, что называлось деловыми связями тогда и сейчас. Десять лет назад рынка не было, все тогда строилось на связях, взаимодоверии. Но чем больше рынка, тем более естественно взаимодействовать с незнакомыми людьми, чтобы расширять бизнес.
А по мнению известного предпринимателя, президента группы « Спасские ворота» Бориса Хаита, значение деловых связей в данном исследовании недооценено. Он говорит, что вообще поставил бы этот критерий на первое место.
🎖Как побеждать в любых переговорах | Мощный бизнес тренинг по ведению деловых переговоров | 18+
«Возможно, когда люди давали оценку критериям, под деловыми контактами они подразумевали то, что раньше называлось „блат“, — рассуждает Борис Хаит. — Это не так. Деловые контакты — это умение общаться». По мнению Хаита, успех топ-менеджмента сегодня — это прежде всего успех в переговорных процессах. Руководитель убеждает своих контрагентов, партнеров и даже коллег в том, как нужно вести дело.
Борис Хаит:
— Допустим, ведете вы переговоры о покупке бизнеса. И успешен будет тот, кто склонит к своей цене, найдет нужные аргументы. Так вот, умение заставить оппонента думать твоими категориями и встать на твою сторону — это и есть успех.
Профессионализм очень важен. Но первое лицо компании не обязано им обладать в той мере, в какой он нужен исполнителю, тому же финансовому директору Первое лицо в некотором смысле — это политическая фигура, и для него в первую очередь важна способность к убеждению и налаживанию контактов, в том числе с коллегами и подчиненными. Делать это авторитарно — а это исключительно лидерская функция — сегодня уже нельзя. И когда кто-то говорит, что профессионализм — это хорошо, лидерские качества — хорошо, а деловые контакты — это плохо и не важно, то это неправильно.
Впрочем, авторы исследования тоже признают, что умение договариваться с нужными людьми из других компаний своего сегмента, правительства и Думы востребовано и сегодня. Но, по их мнению, эти навыки постепенно облекаются в другие формы и бывшего президента компании можно увидеть в роли руководителя отраслевой лоббистской организации.
Сергей Мартьянов:
— Они много знают о бизнесе, они встроены в какие-то человеческие отношения, для них создают должности или даже псевдоуправляющие компании и выводят их в качестве вице-президентов. Это наблюдается практически в любом крупном бизнесе. Они вроде при деле, но они не отвечают за оперативное управление, прибыль, результат.
Зато в небольшом бизнесе деловые связи остаются самым важным фактором успеха. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Независимым институтом социальных и национальных проблем среди российских малых предпринимателей и экспертов.
Личные связи в местных органах власти, правоохранительных и контролирующих органах ( Санэпиднадзор, пожарная инспекция ) заняли соответственно третье, четвертое и пятое места по степени важности для успешного начала бизнеса после особого предпринимательского склада характера и стартового капитала. «Масштаб проблем крупного и малого бизнеса разный, — говорит директор института Александр Чепуренко. — Малому бизнесу нужно, чтобы его проверяли пореже, а значит, нужны хорошие отношения с чиновником, который контролирует данную отрасль». Вдобавок к этому небольшие фирмы действуют на ограниченном рынке и вынуждены ориентироваться на сложившийся круг партнеров и, как следствие, дорожить своими связями. А вот когда эти фирмы разрастутся, тогда их руководители, если верить исследованию « Росэксперта» и Ассоциации менеджеров, забудут о том, как дорожили связями, и спишут успех на свой профессионализм.
Источник: tatcenter.ru
Восемь причин, по которым для предпринимателя деловые связи важней дружеских отношений
В деловом мире первостепенное значение имеют профессиональные связи. В одиночку практически невозможно раскрутить свое дело. Нужны деловые партнеры, инвесторы и клиенты. Конечно, всем нам необходимы простые дружеские отношения в нашей частной жизни, и некоторые из них могут перерасти в деловые связи (или, наоборот).
Внизу я привожу короткие мысли о том, как деловые отношения влияют на дружбу. 1. Каждому из нас нужны друзья. Большинство психологов схожи во мнении, что начиная с самого раннего возраста, дружеские отношения играют важную роль в развитии социальных навыков и способствуют развитию моральных качеств, целостности, вырабатывая собственное представление о добре и зле.
Эти отношения никогда не стоит путать с друзьями в социальных сетях, с которыми вы никогда не встречались и едва знакомы. 2. Деловые партнеры – это не друзья.
Самые крепкие деловые отношения могут также идти параллельно с дружбой, однако предпринимателям необходимо научиться управлять отношениями с конкурентами, партнерами и клиентами, которых не интересует дружба с вами. Друзья в любой момент готовы протянуть вам руку помощи, деловые же люди думают только о том, как помочь своему бизнесу. 3.
В дружбе качество важнее количества. С возрастом большинство из нас сужает круг своих друзей, оставляя в их числе только самых надежных людей, на которых можно полностью положиться. Существует закономерность, что с годами круг избранных друзей сужается, поскольку по мере нашего взросления уровень доверия к другим людям падает с 77 до 37 процентов. 4.
В бизнесе не бывает слишком много отношений. Устойчивые деловые отношения характеризуются надежностью и доверием, глубоким пониманием рынка и работой с клиентами. Это является основой аксиомы бизнеса – «не важно, сколько вы знаете, важно, кого вы знаете». Многие предприниматели признаются, что добились успеха только благодаря связям. 5.
Настоящая дружба требует личного эмоционального отношения. Дружба это отношение между двумя людьми, подразумевающее обоюдную привязанность, способность оставаться самим собою, выражать чувства и совершать ошибки, не опасаясь осуждений со стороны товарища. Многие предприниматели идут по жизни одни только из-за опасений того, что деловые отношения и дружба несовместимы.
6. Деловые отношения зависят от расстановки акцентов на позитиве. Первым правилом бизнеса считается, что разговоры о собственных проблемах не помогут ни делу, ни выстраиванию отношений. Некоторые предприниматели полагают, что они могут завести дружбу с любым человеком, выпячивая недостатки – только чтобы вскрыть, что именно они часто используются против них самих.
7. Друзья по социальным сетям оказываются полезными в бизнесе. Современные мобильные и онлайн технологии позволяют найти друзей без существенных затрат на эмоциональную составляющую, и, таким образом, эти люди не представляют из себя особой личностной ценности.
Как ни странно, такие друзья очень ценны в развитии бизнеса, поскольку они могут превратиться в ваших адептов и привлечь огромное количество людей из числа своих настоящих друзей в когорту ваших клиентов. 8. Социальные сети сами по себе не построят деловые отношения.
Социальные сети предлагают массу возможностей, но для выстраивания настоящих отношений всегда необходим личный контакт. Конечно, намного проще создать онлайн свою аватарку, чем вступать в отношения с живым человеком со своими убеждениями, целями и неповторимой индивидуальностью. Дружба со всеми сопровождающими ее эмоциями это ключ к выстраиванию личных отношений, однако, те же самые эмоции часто становятся препятствием в случаях необходимости принятия оперативного решения в быстро изменяющейся деловой среде. Деловые отношения, в свою очередь, как нельзя лучше направлены на мгновенное реагирование и действие в соответствии со сложившейся ситуацией. Если вы чувствуете, что что-то в вашем бизнесе пошло не так, может быть, пришло время пересмотреть свои отношения с друзьями.
Следите за нами в ВКонтакте, Facebook’e и Twitter’e
Одноклассники
Рубрика: Бизнес технологии / Управление
Просмотров: 4847 Метки: социальные сети
Источник: rosinvest.com