Роль института государства в формировании и поддержке жизнедеятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) бесспорна [1]. Однако зачастую государственную поддержку малого предпринимательства отождествляют с государственным регулированием МСП, что, на наш взгляд, является не совсем верным. Следует отметить, что существуют различные взгляды на сущность, необходимость и направления государственного регулирования МСП, которые условно можно разделить на три группы.
Первая группа — это представители либерального подхода (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл и др.), которые были сторонниками идеи невмешательства государства в экономику. Только «невидимая рука рынка» может направлять производителей и выступать регулятором экономического развития. Что касается функций государства, то, по мнение Адама Смита, они направлены на содействие увеличения предпринимательского класса и проведение политики доверия к предпринимательству, что укрепляет позиции государства и позволяет ему осуществлять внутренние займы [2].
Государственная поддержка малого бизнеса
Ко второй группе можно отнести исследования, в которых государственное регулирование рассматривается преимущественно с функциональной точки зрения. Так, Дж.
М. Кейнс в своей работе «Теория занятости, процента и денег» однозначно определяет роль предпринимателя в экономике не только как движущую производительную силу, что присутствует и у классиков, но и как ключевой объект, который обеспечивает оптимальный уровень инвестиций, производства и занятости в национальной экономике. Государство, с позиции Дж. М. Кейнса, должно воздействовать на инвестиционную и потребительскую активность, используя различные методы и инструменты регулирования. Согласно его точке зрения: «…расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать — … единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и …условие для успешного функционирования личной инициативы» [3]. Несмотря на то, что вопрос о государственном регулировании решался Дж.Кейнсом однозначно положительно, вопросы государственного регулирования предпринимательства на различных уровнях управления, а также конкретные инструменты стимулирования малого бизнеса данным течением не рассматривались.
И сегодня есть сторонники функционального подхода, среди них российский ученый И.Н.Герчикова. По ее мнению, «суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности (функций) для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствование с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм» [4]. Государственное регулирование предпринимательства выступает как система экономического, социального, правового и политического обеспечения благоприятной среды государством для устойчивого развития современного предпринимательства.
Урок 10. Государственная поддержка малого бизнеса
Третью группу формируют концепции, которые рассматривают государственное регулирование с институционально-социальной точки зрения. К ним относятся представители институционализма и ордолиберализма.
Ордолиберализм (В. Ойкен, Л. Эрхард) считает целесообразным существование сильного государства при формировании институтов и реализации конкретной политики. Идеальной моделью является социальное рыночное хозяйство, ориентированное на индивидуальную свободу, предполагающее сильную государственную политику хозяйственного порядка, исходящую из принципа стабильности и социальной справедливости [5].
Институциональный же подход к государственному регулированию является более «адаптированным» к современным экономическим условиям, поскольку предполагает не только обширный круг инструментов и сфер государственного регулирования, но и предлагает унифицированных подход к системе государственного управления в целом. Именно поэтому вывод о том, что «в целом регуляторная политика была направлена на создание «единого игрового поля» для предприятий всех типов» [8], является ключевым в формировании государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, несмотря на существование различных подходов к проблеме государственного регулирования, несомненным является то, что в качестве значимого элемента воздействия со стороны органов публичной власти выступает сфера предпринимательства, выступающая источником формирования инвестиционного и платежеспособного спроса. Именно предпринимательство, с одной стороны, составляет базис производства, а, с другой стороны, служит источником пополнения доходов бюджета.
Роль государства в регулировании предпринимательской сфере можно определить тремя аспектами [6]:
— именно государство определяет направление экономического, политического, культурного и социального развития общества;
— только государство может обеспечить условия для развития и взаимодействия рынка с государством с помощью различных систем: нормативно-правовых, организационных, институциональных;
— государственная политика влияет на формирование структуры национального хозяйства, в рамках которой и рассматривается развитие предпринимательства.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование предпринимательства – понятие более широкое, чем государственная поддержка малого предпринимательства, при этом очевидно, что первое включает второе.
Если схематично представить всю систему государственной поддержки малого предпринимательства, то становится очевидным, что каждое направление поддержки несет в себе определенные институции – правила взаимодействия государства и МСП. В связи с этим, мы считаем, что институциональный подход более точно отражает процессы, происходящие в сфере государственного регулирования предпринимательства. Действительно, институты, устанавливая рамки поведения, определенным образом влияют на сделки между ее участниками, формируют саму процедуру обмена. Появление или выделение новых агентов приводит к новой конструкции правил, то есть формируется новый институт. Таким образом, возникает необходимость анализа их взаимососуществования и взаимовлияния.
В институциональном пространстве можно выделить институты, которые выступают в качестве базовых. Именно они служат институциональным «скелетом», и их можно отнести к первому уровню институтов. Дальнейшее исследование институтов приведет к выделению второго, третьего и последующих уровней. Конечным же элементом в данной системе выступают специальные организации, которые реализуют и контролируют установленные правила. Государственная поддержка МСП является институтом не первого уровня, а более низкого, являясь одновременно одной из подсистем государственного регулирования вообще (Рисунок 1).
1. Морозова Н.И. Сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием – стратегическое русло развития цивилизованной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 23. С. 44-53.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — Петроград: Прибой, 1924. — 218 с.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Эксмо, 2008. — 960 с.
4. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности. Государственное и межфирменное: учеб. пособие. — М.: Косалтбанкир, 2002. — 704 с.
5. Шмелева, Д.В. Правовые основы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. — 2014. — N 2 (23). — С. 110-113.
6. Комарова, О.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: теоретический аспект // Журнал экономической теории. — 2010. — N 4. — С. 48-55.
7. Миленбуш Х. Государство и предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №1. — С. 63- 65.
8. Зверев, А. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Германии / А. Зверев// Инвестиции в России. — 2010. — N 4. — С. 31-36.
9. Ломакин С.И., Морозова Н.И. Формирование цивилизованного малого бизнеса как стратегическое направление обеспечения устойчивого развития государства и его субъектов //Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 1 (61). С. 141-148.
10. Морозова Н.И. Роль малого бизнеса в повышении качества жизни населения России // В сборнике: Инновационные технологии развития регионального бизнеса и предпринимательских структур сборник материалов международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: О.В. Ангел, С.П. Сазонов; НОУ ВПО «Институт управления», филиал в г. Волгограде. Волгоград, 2014.
С. 185-188.
11. Морозова Н.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и основные направления поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России //в книге: Sustainable economic development of regions Monograph. Vienna, 2015. С. 77-89.
Источник: izron.ru
Глава 8 Система поддержки малого предпринимательства
8.1. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования
Государственное регулирование малого предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство — достаточно многогранное и сложное экономическое явление.
Рассмотрим сначала тенденции развития малого предпринимательства, а затем систему государственного регулирования в этой области. Понятие малого предпринимательства.
Предпринимательство — это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Это особый вид бизнеса. Его! цель — получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.
Создание в России новой экономической системы вызвало необходимость решения вопроса об оптимальном соотношении различных по масштабам производственно-коммерческой деятельности субъектов предпринимательства — малых, средних, крупных (корпоративных) предприятий. Выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы к определению малого и среднего предприятия.
При количественном подходе для выделения малых предприятий используются такие критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Между тем ни численность работников, ни величина оборотного капитала, ни доля в рынке сбыта не могут служить достаточными критериями для определения малого предпринимательства, позволяющими выделить его и анализировать как феномен, имеющий экономическую и социальную специфику.
Качественный подход предусматривает использование следующих критериев: относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированном и гибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компаний высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле), постоянным развитием, адаптируемостью к изменениям и др.
Комбинированный (экономический) подход основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; правовая независимость — собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений. Для различных целей и задач правомерно использование разных подходов.
В экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей. В экономической статистике России размер предприятия принято определять тремя основными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов.
Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, установлено, что предельная численность персонала по отраслям составляет: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; в науке и научном обслуживании — 60; в сельском хозяйстве — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел. Эти границы малых предприятий адекватны реальной экономической ситуации в стране.
Согласно этому Закону, количественный показатель дополняется качественными характеристиками, например ограничением в отношении вида собственности предприятия. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства. В экономически развитых странах малое предпринимательство представляет собой большой слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический и политический уровень развития страны.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата в стране. Малое предпринимательство — наиболее гибкая форма деловой жизни.
Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
МП вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки ‘по сравнению с крупным бизнесом.
Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности. В условиях перехода к рыночной экономике малое предпринимательство заслуживает особой поддержки, исходя из его роли в преобразовании общества.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства могут стать основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получает возможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долю бремени социальной защиты.
Кроме того, деятельность в сфере малого бизнеса — достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны. Существенно и то, что неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, что все большее число граждан вынуждено заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В этих условиях поддержка со стороны государства неизбежна и разумна, так как сектор малого предпринимательства будет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству и снимает с него ряд серьезных забот.
Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития МП, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МП нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет, незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования.
Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в России. Кризисные явления осени 1998 г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4—5-летней давности.
Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. Прежде всего кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса: по некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка от 30 до 50% всех российских МП, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность.
Только треть МП специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг. Российский малый бизнес имеет следующую структуру. В промышленности действуют 15—16% общего числа российских МП.
Здесь работает 22—23% среднесписочного числа занятых, производится 21—23% общего объема продукции. Более развит малый бизнес в строительстве, где функционирует 16—17% общего числа малых предприятий, сосредоточено 24% среднесписочного числа занятых. В общем объеме произведенной в стране строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Роль государственной и муниципальной службы в развитии малого предпринимательства
Роль государственной и муниципальной службы в развитии малого предпринимательства – это совокупность действий, реализуемых органами государственной и муниципальной власти с целью поддержки субъектов малого бизнеса при осуществлении их деятельности и ее развитии.
Значение малого бизнеса для государства и муниципальных образований
Все развитые экономики мира уже давно сделали вывод о значимости малого бизнеса для экономического развития территорий и государства в целом. Малый бизнес обладает рядом существенных преимуществ, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, возможность осуществления бизнеса с минимальным размером стартового капитала;
- во-вторых, формирование новых рабочих мест;
- в-третьих, раскрытие предпринимательского таланта и самозанятости владельцев малого бизнеса;
- в-четвертых, гибкость и высокий уровень адаптивности к внешним условиям хозяйствования;
- в-пятых, более низкая налоговая нагрузка, обеспечивающая приток новых участников;
- в-шестых, высокий уровень привлекательности для населения за счет возможности получения государственной поддержки на развитие малого бизнеса и так далее.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Значимость малого бизнеса для экономики отдельных территорий или государства в целом обеспечивает формирование существенной системы государственной и муниципальной поддержки субъектов малого бизнеса. В Российской Федерации активно развиваются и применяются формы государственной поддержки малого бизнеса, отличающиеся существенным разнообразием.
Например, субъекты малого бизнеса могут получать помощь в виде консультаций, льготного кредитования, безвозмездных субсидий, снижения налоговых ставок и так далее.
Роль государственной службы в развитии малого бизнеса
Государственная служба принимает активное участие в формировании условий, обеспечивающих развитие малого бизнеса на территории государства. Первоочередная задача государственной службы в развитие малого бизнеса состоит в формировании правовых условий этого развития.
Именно на федеральном уровне принимается законодательство, определяющее порядок осуществления государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Это законодательство определяет формы осуществления государственной поддержки развития малого предпринимательства, устанавливает границы для действий муниципальных властей в этом направлении.
«Роль государственной и муниципальной службы в развитии малого предпринимательства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Также государственная служба осуществляет разработку различных программ государственной поддержки малого бизнеса, выделяет средства на финансирование этих программ, осуществляет контроль за их реализацией, оценивает их эффективность, при необходимости выполняет корректировку.
Реализация государственных программ поддержки субъектов малого бизнеса, как правило, делегируется на муниципальный уровень публичной власти.
Государственная служба обеспечивает благоприятные условия для использования представителями малого бизнеса государственных финансовых материально-технических, информационных и иных ресурсов, включая научно-технические разработки технологии.
Государственная служба стремится к упрощению порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, сертификации продукции, получения лицензий. Государственной службой также предложена упрощенная форма бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности для субъектов малого бизнеса.
Государство обеспечивает поддержку при выходе субъектов малого бизнеса на внешний рынок.
Характеристика роли муниципальных органов власти в развитии субъектов малого предпринимательства
Деятельность малых предприятий, как правило, ограничивается территорией конкретного муниципального образования. Малое предприятие редко выходит на межмуниципальный, межрегиональный или государственный уровень. Как результат, максимальное взаимодействие с органами власти малый бизнес реализует на муниципальном уровне. Муниципальные власти максимально приближены к населению и местному бизнесу, что обеспечивает возможность всесторонней поддержки последнего.
На органы муниципального управления возложена практическая реализация мероприятий государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства. Муниципальная власть обеспечивает реализацию государственной поддержки малых предприятий на подведомственных территориях, одновременно формируя собственную программу поддержки малых предприятий.
Муниципальная политика поддержки малых предприятий формируется в соответствии с приоритетами развития муниципального образования в социально-экономическом плане и финансовыми возможностями местных бюджетов.
Органы муниципального управления осуществляют разработку и участие в реализации муниципальных целевых программ, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса за счет муниципальных средств и ресурсов.
Последние годы делается акцент на делегирование ряда полномочий в нормотворческой сфере, социально-экономическом направлении в ведение органов муниципального управления, которые получили право в рамках своей компетенции на решении многочисленных вопросов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательства на территории муниципального образования.
Органы муниципального управления получили возможность предоставлять субъектом малого бизнеса ряд преференций и льгот, если эти льготы и преференции не противоречит федеральному законодательству.
Исследование взаимодействия муниципальных служащих и субъектов малого бизнеса позволило установить ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие предпринимательства:
- во-первых, наличие противоречий нормативно-правовых актов различного уровня, позволяющих муниципальным служащим отказывать субъектам малого бизнеса в государственной поддержке и разрешении противоречий;
- во-вторых, установление условий получения помощи и поддержки от муниципальных органов власти субъектам малого бизнеса взамен на благотворительную и иную помощь;
- в-третьих, низкий уровень заинтересованности муниципальных служащих в развитии малого бизнеса.
Источник: spravochnick.ru