Роль государства в инновационном бизнесе

Данная статья направлена на рассмотрение сущности отношений государства и бизнеса в инновационной сфере, а также некоторых проблем в механизме государственно частного партнерства в сфере инноваций. В суровых реалиях, государство в первую очередь необходимо для реализации тех проектов, в которых частное предпринимательство просто не заинтересовано, либо не может самостоятельно тянуть без помощи.

Ключевые слова

ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ФИНАНСИРОВАНИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Взаимоотношения государства и предпринимательства в сфере инноваций состоит в регулировании действий участников. В целях доведения научных результатов до новшеств. Воплощение этого вида партнерства согласно своего рода научно — технической программе будет более практичной.

Органами власти уже ведется активная деятельность по созданию такого рода программных документов в научной сфере и инновационной. Стратегия России в области развития науки и инноваций на период до 2020 года является одной из последних таких документов, которая должна объединить усилия государства, бизнеса и институтов гражданского общества для того, чтобы реализовать эффективную инновационную систему.

Государство, как партнер в инновационном бизнесе ч.1

Кроме того, рассматривая форму взаимодействия государства и бизнеса в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, можно выделить, что среди отечественных специалистов существует спор по поводу данного вопроса.

Наиболее часто используемой формой государственно-частного партнерства в этой сфере являются контракты, но существует мнение, что более действенной формой был бы договор простого товарищества или договор о совместной деятельности. Предполагаемый договор предусматривает объединение двух и более лиц, которые соединяют свои средства и действуют без образования юридического лица для получения прибыли или достижения цели, не противоречащей закону.

Так как государственно-частное партнерство характеризуется созданием специального юридического лица и подразумевает наличие соответствующего договора между участниками. Наиболее перспективной формой государственно-частного партнерства в инновационной сфере, является финансово-промышленные группы, поскольку состав их участников довольно широк и создает все необходимые предпосылки для участия в ней как представителей государственного, так и частного сектора экономики. Необходимым условием здесь является присутствие организаций, функционирующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных институтов. При этом учредителями могу выступать как отечественные, так и зарубежные организации.

Но в свою очередь на современном этапе бизнес не очень охотно берется за финансирование инновационных проектов, так как здесь существует ряд нерешенных проблем:

  • несовершенство законодательной базы для осуществления инновационной деятельности, а также отсутствие мер ее государственной поддержки;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, а именно отсутствие информации о новых разработках и объектах вложения капитала, приносящих большую прибыть;
  • низкий уровень защиты прав интеллектуальной собственности;
  • существование коррупции, которая ложится тяжелым финансовым бременем на многие инновационные фирмы;
  • высокий уровень инфляции, в результате чего новые инновационные проекты подвергаются высокому риску и другие.

Что происходит в отечественной практике: государство в пределах ГЧП дает часть важных гарантий и льгот и кроме того материальные и финансовые ресурсы. Со своей же стороны бизнес обеспечивает необходимые материальные вложения, эффективный менеджмент, наработанный профессиональный опыт, способность адаптироваться (гибкость) и реакцию в принятии решений, предрасположенность к инновациям.

Тема 6.1 Как государство помогает поддерживать инновации

Хотя степень инновации конечных результатов проектов ГЧП, насколько нам известно, детально не рассматривается, при исполнении соглашений о партнерстве обычно совершенствуются оборудование и применяемые технологии, появляются новые формы организации производства, закрепляются новые добавочные производственные мощности и инфраструктурные объекты. В то же время становится все более ясным, что для реализации президентской стратегии социально-экономического развития России, перехода экономики нашей страны на инновационный тип роста необходимо полностью задействовать механизмы государственно-частного партнерства в сфере инноваций.

В самом деле, присутствие государства охарактеризовано необходимостью подъема тех экономических сфер деятельности, развитие которых предпринимательство либо не заинтересовано тянуть самостоятельно без поддержки государства (например, из-за долгосрочных периодов окупаемости вложений), или не может обойтись без него вследствие значительных требований проектов в ресурсах. В сфере инноваций появляются все эти обстоятельства. Кроме того, интервенция государства в инновационные процессы необходимо для того, чтобы в самом частном секторе создать стимулы к инновациям, которые не генерируются в связи с несовершенной институциональной средой.

В этой связи, на уровне концепта, сущность государственно-частного партнерства в сфере инноваций состоит не только в проработке интересов государства и предпринимательства, но и регулировании их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций. Оно возникает как своего рода сотрудничество государственных и частных структур, специально создается для достижения определенных целей. К главным ориентирам государства здесь можно отметить: привлечение финансовых средств из различных внебюджетных источников в ключевые направления развития науки, техники и технологий, осуществление которых позволит обеспечить апгрейд производства и повысить инновационную составляющую экономики; развитие и улучшение взаимосвязи между субъектами инновационного процесса; стимулирование малого и среднего предпринимательства к деятельности в сфере инноваций.

Основные направления развития рынка ценных бумаг в России

  1. Филин С.А.
  2. Ломакин Н.И.

Риски предпринимательской деятельности

  1. Зилеев Э.Р.

Государственная политика в области дошкольного образования

  1. Ардаширова А.Ф.

Источник: novainfo.ru

Роль государства в управлении инновационной деятельностью

К наиболее важным функциям государства в управлении инновационной деятельностью относятся[6,c.186]:

Читайте также:  Описание бизнес процесса юридического

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. В ряде случаев государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. С целью их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость нововведений. Актуальными задачами являются также координация во временном аспекте, синхронизирующая нововведения по технологическим цепям и стадиям научно инновационного цикла, смягчение цикличности инвестиционно- инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать “инновационное давление” на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерционализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному самообразованию в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и т. д. Государство может так же выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т. п.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т. д.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности Государство о пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.

10. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер нововведений.

Основными формами финансовой поддержки, которые могут быть использованы органами управления, выступают:

· субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия участникам инновационной деятельности в критические моменты ее становления и развития.

· дотации — ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников нововведений, а также соответствующей инфраструктуры.

· реальные инвестиции — долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела; выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности, социально-экономической либо экологической результативности; развитие конкурентоспособных производств и технологий.

· финансовые инвестиции — вложение государственных средств в операции с ценными бумагами инновационно — активных предприятий,

· финансовый лизинг сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия при приобретении новых машин и оборудования, а также замене действующих. Данная форма государственной финансовой поддержки связана с последней стадией инновационного процесса и затратами на обновление производственного аппарата.

Однако возможности безвозвратного финансирования ограничены рамками имеющихся в бюджете и внебюджетных фондах средств. Поэтому во многих случаях в целях поддержки инновационной деятельности вполне приемлемо выделение финансовых средств на возвратной основе. В данном случае речь идет о кредитовании инновационной деятельности.

Основными формами государственного кредитования могут выступать:

· прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредитования предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит или увеличение сроков кредитования.

· гарантированные займы, предполагающие получение кредита участниками инновационной деятельности в системе коммерческого кредитования под гарантию государственных управленческих структур. Гарантия может быть выдана на случай провала инновационного проекта и невозможности погашения кредита новатором;

· компенсационные соглашения могут заключаться между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.

На создание равных условий хозяйствования товаропроизводителям и новаторам нацелено и налоговое регулирование.

Основные формы налогового стимулирования общеизвестны — освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования к существующей системе налогообложения или видоизмененной с целью укрепления финансовой базы бюджетов и упрощения порядка взимания налогов.

Читайте также:  Как открыть бизнес грузоперевозок с нуля самостоятельно

Амортизационное регулирование связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, потреблением произведенных средств производства и особенно машин и оборудования. Изменение условий амортизации основных фондов влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, оснащение активными фондами новых производственных мощностей. Изменение единовременной нормы амортизационных отчислений способствует ускоренному возмещению затрат приобретения активных основных фондов с целью их замены новыми, более прогрессивными.

Рис. 1. Модель экономического механизма регулирования
инновационных процессов

Основные формы амортизационного регулирования достаточно отработаны и включают единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов.

Ценовое регулирование инновационной деятельности предполагает государственное влияние на уровень цен (льготное ценообразование), по которым новаторы пользуются услугами инфраструктуры, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, услугами связи и информационного обеспечения, арендными услугами и услугами по подготовке кадров, повышению их квалификации и т.п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки в инновационной деятельности, привлечения к ней субъектов хозяйствования может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности и государственных либо совместных частно-государственных структур.

Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных проектов. Учет при ценообразовании особенностей инновационной деятельности и фактора необходимости дополнительного стимулирования позволяет устанавливать цену контракта на уровне, удовлетворяющем все заинтересованные стороны: органы управления — в своевременном и качественном получении предполагаемых результатов; исполнителей — в более выгодных условиях работы по сравнению с другими видами деятельности.

Обобщенная модель экономического механизма регулирования инновационных процессов позволит учитывать особенности хозяйственной среды и приоритеты в ее развитии, мотивационные факторы товаропроизводства и специфику современного этапа общественного развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

1. Роль государства в инновационной деятельности

В современном мире произошел переход от научно-техни­ческой политики к политике инновационной, научно-техноло­гической. Во всех развитых странах государство поддерживает инновационную деятельность предприятий и функционирование рынка инноваций. Основу реальной государственной политики составляет нормативная и правовая база, государственные ре­гуляторы.

Цель данной лекции — дать представление о принципах и механизме государственной научно-технической политики, сис­теме законодательного регулирования в инновационной сфере, охране интеллектуальной собственности в нашей стране.

Роль государства в инновационной

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные госу­дарственные функции в сфере инноваций следующие:

1) Распределительная функция. Это достигается за счет рас­пределения финансовых ресурсов на научные исследования и ин­новации:

во-первых, через бюджет;

во-вторых, за счет формирования специальных фондов.

Государство не только непосредственно финансирует иннова­ционные процессы из своих средств, но и содействует сосредоточе­нию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных с другими странами структурах.

2) Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие го­сударства на инновационную деятельность проявляется через:

льготы участникам инноваций.

Государство может осуществлять частичное и полное страхование инновационных рисков.

1.1. Методы государственного воздействия

на инновационную деятельность

Координация инновационной деятельности. Для определе­ния общих стратегических ориентиров инновационной деятельности и их реализации государство содействует взаимодействию различ­ных структур, осуществляющих инновации. Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совмес­тимость нововведений.

Правовое обеспечение инновационной деятельности. Правовую защиту инновации обеспечивает:

формирование законодательной базы, обеспечивающей ста­бильность и возможную своевременную корректировку инноваци­онных проектов в соответствии с реальными общественными и технологическими изменениями.

создание функционирующего правового механизма, системы соблюдения правовых норм.

Кадровое обеспечение инноваций. Оно начинается во время профессионального обучения. Содер­жание обучающих профессиональных программ любого уровня должно быть построено на сочетании и сбалансированности фун­даментальных, универсальных и специальных знаний.

Информационное обеспечение. Государство должно способствовать распространению ново­введений путем создания научно-инновационной инфраструктуры. Государственные структуры должны предоставлять инноваторам: юридические; деловые; консультационные услуги и т. д.

Институциональное обеспечение инновационной деятельности обеспечивается созданием государственных организаций и подраз­делений, выполняющих НИОКР и проводящих нововведения в от­раслях государственного сектора: обороне; здравоохранении; образовании и т. д.

Обеспечение социальной и экономической направленности инноваций:

Государство обеспечивает поддержку нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность и достижение экологического равновесия;

Государство предотвращает и нейтрализует негативные воздействия, связанные с научно-техническим прогрессом.

Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.

Для наиболее полной реализации инновационных ресурсов ре­гионов государство осуществляет региональные преференции, спо­собствует рациональному размещению научно-технического и ин­новационного потенциала, обеспечивая выравнивание условий рас­пространения инноваций по территории страны.

2. Государственная поддержка

научной и инновационной деятельности

Необходимость государственного регулирования инноваци­онных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества.

2.1. Основные направления

государственной инновационной политики

К основным на­правлениям государственной инновационной политики можно относятся:

разработка и совершенствование нормативно-право­вого обеспечения инновационной деятельности;

разработка и совершенствование механизмов ее стимулирования;

разработка и совершенствование системы институциональных преобразований;

защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

Читайте также:  Как преодолеть неудачи в бизнесе

создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства;

повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.

Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Выделяют следующие аспекты общегосударственного значения инноваций:

решающее влияние на макроэкономические показатели;

воздействие на структуру общественного производства;

все большая тождественность способности нации к прогрес­су и ее потенциал в продуцировании и внедрении инноваций;

влияние инновационных процессов на социальную ста­бильность;

влияние инноваций на окружающую среду;

активизация международного научно-технического со­трудничества;

взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности как непосредственно, инициируя инновации и вы­ступая участником связанных с этим отношений, так и опосредо­ванно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.

Формы государственной поддержки

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инно­вационной деятельностью;

финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

размещение государственного заказа на закупку продук­ции, созданной в результате инновационной деятельности;

предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов ин­новационной деятельности и субъектов инфраструктуры инно­вационной деятельности;

тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспо­собности высокотехнологичной продукции российских произво­дителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соот­ветствующими государствами;

предоставление льгот субъектам инновационной деятель­ности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельно­сти по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

3. цели и Задачи государственной инновационной

Основными целями государственной инновационной политики явля­ются:

повышение технологического уровня и конкурентоспособности производ­ства;

обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки;

замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического ро­ста.

Реализация основных целей и задач государственной инно­вационной политики осуществляется путем прямого и косвен­ного стимулирования деятельности субъектов инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку, в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу досту­па к информации о приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на конкурсной основе к выполнению ин­новационных программ и проектов общественных организаций, развитие малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах.

Задачи государственной политики сформулированы сле­дующим образом:

Обеспечение скоординированной деятельности госу­дарственных органов, хозяйственных и научных ор­ганизаций для реализации структурной перестройки экономики.

Обеспечение эффективного использования научно-техни­ческого потенциала для стабилизации развития экономи­ки на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности.

Сохранение научного потенциала и обеспечение «прорыв­ных» исследований.

Углубление специализации и повышение надежности связей кооперации общественного производства с нау­коемкими технологиями.

Перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повыше­ние инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

4. Принципы государственной

Государственная научно-технологическая политика в Российской Федерации осуществляется исходя из следующих принципов:

гласности и привлечения научной общественности при выборе приоритетов науки и техники и экспертизе проектов, состязательности и конкурсности при их реализации;

гарантии приоритетного развития фундаментальных исследований;

поддержки конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, в том числе на основе рыночных отношений;

концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития;

стимулирования деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через сис­тему налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот;

развития научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности путем формирования сети государственных научных центров, технопарков и других структур;

стимулирования научной, научно-технической и инно­вационной деятельности в регионах и интеграция их научно-технического потенциала;

развития международного научно-технического сотруд­ничества.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность предприятия различают прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование включает в себя бюджетное финан­сирование научно-исследовательской деятельности, а также ох­ватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрак­тов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

Косвенное регулирование осуществляется через нало­говую политику, кредитную политику и другие рыночные регуляторы. Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных за­трат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная про­грамма стимулирования нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мире. Это, в частности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии.

лекция 4 (часть 2)

Государственное воздействие на инновационную деятельность

Система налоговых льгот, предоставляемых

инновационным предприятиям

Правовое обеспечение инновационной

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин