Роль государства в регулировании бизнеса

В любом случае необходим государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов и каналов сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.

Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и др.

Урок №49 Роль государства в экономике

Предпринимательская деятельность предполагает наличие экономически обособленных объектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью способствует развитию предпринимательства.

Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.

Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля за деятельностью предпринимателей.

Для выбора средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение установление предпринимательской среды и выделение внутренней и внешней предпринимательской среды.

Под предпринимательской средой экономисты понимают условия и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий:

— характер рыночных отношений;

— характер правовых связей субъектов предпринимательства;

Рынок — система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности прямого государственно — правового воздействия на рынок (на механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.

Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

— контроль за мерой весов и денежной единицы;

— контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

— необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

— необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

Читайте также:  Роль международного маркетинга в развитии бизнеса

— предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства.

Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.

В последние годы, не без связи с решением глобальных проблем, вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.

Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала.

Получила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределению рынков и т.д.

Существенным является вопрос о предоставлении определенного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участникам может предоставляться режим, свободный от дискриминации. При этом правовом режиме отечественные предприниматели пользуются приоритетом.

Во-вторых, иностранным участникам может предоставляться режим наибольшего благоприятствования. В-третьих, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного правового режима, который предоставляется иностранным участникам, зависит от многих факторов экономического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь защиты отечественных предпринимателей.

государство предпринимательский злоупотребление экономический

Источник: studbooks.net

Роль государства в регулировании предпринимательства

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Методы государственного макроэкономического регулирования включают в себя экономические и административные. Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Методология моделирования бизнес процессов это

Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной. Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства — сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования. Законодательство не содержит пока легального определения понятия лицензирования предпринимательства, что позволяет рассматривать его или как особый правовой режим, или как своеобразный способ публичного регулирования предпринимательства, или как вид государственной деятельности.

Лицензирование способно оказывать значительное, в том числе негативное, воздействие на темпы и направления развития предпринимательства в России. Детальная правовая регламентация указанного явления исключительно важна, так как весьма остро стоит проблема единого законодательного подхода к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями — налогоплательщиками — важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Читайте также:  Яндекс занимается с черным бизнесом

Источник: studwood.net

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Государство играет важную роль в рыночной экономике, поскольку последняя, несмотря на многие положительные характеристики, не в состоянии самостоятельно регулировать экономические и социальные процессы в интересах общества в целом. Рыночная экономика предполагает свободу выбора, равенство возможностей, но все это возможно, когда обеспечены элементарные условия существования и удовлетворены основные потребности личности. Рынок сам по себе не учитывает социальные интересы общества, обладает ограниченными возможностями для поддержания экономического равновесия, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды. Экономисты выделяют различные причины невозможности саморегулирования рыночной системы: неравное распределение дохода; внешние факторы; общественные блага; неустойчивость; несостоятельность конкуренции, общественные товары, внешние эффекты (экстерналии), неполные рынки, несовершенство информации, безработица и др.

Существуют обязательные блага, которые должны поощряться государством, и проблемы, которые государство должно смягчать или исключать. Поэтому государственное вмешательство необходимо рассматривать как объективную необходимость разрешения противоречий, порождаемых рынком. Ничем не ограниченный рынок может привести к социальной напряженности и различного рода конфликтам в обществе. Только корректировка действия рыночных сил способна обеспечить формирование желательных социальных отношений, реализацию динамических сравнительных преимуществ и решение задач, касающихся положения страны в мировой экономике и политике.

Выделяют три подхода к анализу экономической роли государства 1 . Первый — рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяйства, его нынешних структуры, тенденций и закономерностей, предполагающий исследование экономических функций в рамках общей экономической теории, включая ее составные части, направления, программы. Второй подход, в котором экономическая роль государства анализируется с точки зрения отдельных стран, рассматривает движение от всеобщего огосударствления к оптимальному государственному хозяйству и стабилизации рыночного развития. Третий рассматривает государство в качестве гаранта существования рыночной системы в целом и малого и среднего предпринимательства в частности в смешанной экономике [1] [2] и как органичный элемент данной системы.

Государство не может успешно функционировать, создавать условия для развития экономики без использования потенциала субъекта хозяйственной деятельности — предпринимательства. Правительство своими действиями может формировать отношение населения и общественных формирований к конкретным отраслям, видам производства и бизнеса.

В области регулирования предпринимательства государство выполняет следующие функции:

  • • законодательное обеспечение формирования субъектов предпринимательства;
  • • создание единых правил игры;
  • • поддержание конкурентной среды;
  • • создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе;
  • • стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;
  • • формирование и совершенствование организационной и рыночной инфраструктур предпринимательства;
  • • обеспечение социальной ориентации процесса развития системы малого предпринимательства.

Общие правила игры для функционирования малого предпринимательства задаются на федеральном уровне, а на региональном — существует возможность корректировки внешнего воздействия с учетом местной специфики.

  • [1] Пороховский А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства // Рос. эконом, журнал. — 2002. — № 5—6. — С. 85—89.
  • [2] Термин «смешанная экономика» имеет много значений, но в экономической литературе он обозначает преимущественно такую экономическуюсистему, основу которой составляют рыночные отношения и частное предпринимательство при одновременном включении многих других институтов, главный из которых — государство.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин