Роль государства в российском бизнесе

Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко поставленная и осознанная в России, уже давно стала проблемой номер один в макроэкономической политике развитых стран. Пожалуй, впервые она была зримо поставлена в послевоенной экономике Японии. Когда Япония стала экономически “беспокоить” Америку, содействовавшую появлению японского “чуда”, проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить себе такую конкурентоспособность, которая была бы сравнима с конкурентоспособностью США.

экспорт, экономика России, ресурсы, мировая экономика, государство, конкурентоспособность предприятий, международные корпорации

Цитировать публикацию:

Емельянов С.В. Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 6-12.
Emelyanov, S.V. (2001) Rol gosudarstva v podderzhanii konkurentosposobnosti proizvoditeley. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 2(7), 6-12. (in Russian)

Роль государства в экономике. Видеоурок 22. Обществознание 8 класс

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Источник: creativeconomy.ru

Эксперт предрек усиление роли государства в российском бизнесе

Путин отреагировал на удары беспилотников по Москве

В ближайшие годы России, как и многим другим странам, стоит ждать усиления роли государства в бизнесе. Об этом в беседе с «Компанией» предупредил директор финансового центра «Сколково — РЭШ» Олег Шибанов.

«Мне кажется, что в 2020 году она усилится почти во всех странах. Вопрос в том, как государства будут выходить из этой роли и решать свои задачи по большей диверсификации бизнеса. Пока не ясно, удастся ли это сделать», — заявил он.

По словам Шибанова, кризис отразился на всех странах по-разному: где-то бизнесу будет не так сложно восстановиться, в то время как где-то он был затронут радикально. Что касается России, то в ней из-за коронавируса действовали жесткие ограничения, а потому на горизонте до пяти лет власти могут играть в бизнесе большую роль, чем раньше.

Несмотря на то, что из-за пандемии бизнес был практически парализован, власти сделали многое, чтобы его доля в ВВП не снижалась, продолжил эксперт. Речь идет о разнообразных мерах поддержки, которые государство предлагало предпринимателям. В том числе, о списании ряда платежей за второй квартал.

«От списания налогов государство потеряет сотни миллиардов рублей. Безусловно, это потери, но для этого собирается ФНБ и имеется возможность занимать на рынках. Эти потери надо полностью игнорировать, потому что их объем совершенно не сопоставим с тем, чтобы дать бизнесу обанкротиться и потом весело смотреть, как он когда-нибудь восстановится», — заключил Шибанов.

Формы предпринимательства в России (ИП, ООО, АО)

Кризисная ситуация продемонстрировала готовность стран молниеносно реагировать на вызовы времени.

В Москве в середине марта уже работал оперативный штаб по спасению экономики. Его возглавил вице-мэр Владимир Ефимов. Власть в режиме одного окна собирала сведения о состоянии бизнеса, которого коснулись ограничительные мероприятия и который, наоборот, продолжал работу.

Читайте также:  Что является субъектом управления в системе муниципального управления бизнес сообщество

В фокусе внимания столичного правительства оказались компании из наиболее пострадавших отраслей — в столице число таких отраслей было увеличено до 16, малый и средний бизнес и системообразующие предприятия. Для предпринимателей были предложены разнообразные меры поддержки, общий объем предусмотренных в бюджете средств оценивался в 85 млрд рублей. В компаниях, которые уже воспользовались или претендуют на такую помощь заняты около 4,5 млн человек.

Кризисная ситуация продемонстрировала готовность стран молниеносно реагировать на вызовы времени и показала, что в некоторых случаях первоочередная поддержка граждан не так уж выгодна. О том, почему это так, читайте в материале «Компании» «Уроки кризиса и новая реальность».

Источник: ko.ru

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Главная задача сегодня — остановить процесс несправедливого присвоения национального богатства страны, расширить государственную собственность на основе и в интересах всего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в конце 2008 г. Респонденты справедливо говорят, что роль государства в нашей стране нельзя преуменьшать: государство должно не просто присутствовать в экономике, но активно инвестировать реальный сектор народного хозяйства.

Добыча и переработка полезных ископаемых, нефтегазовая промышленность, главные отрасли машиностроения, ВПК — должны стать исключительно государственными. Кроме того, социальные отрасли: здравоохранение, образование, наука, культура, сфера ЖКХ — должны быть областями деятельности государства и региональных органов власти, с устранением любых форм нетрудового предпринимательства. Эти сферы принципиально не являются и не могут являться областями бизнеса. Рынку, рыночным отношениям здесь не может быть места. Деятельность частных компаний, как показал опыт, отрицательна: не улучшает положения дел в той или иной социальной сфере, а привносит множество новых проблем.

На сегодняшний день правомерно утверждать, что имеющийся уровень государственной собственности в структуре форм собственности различных отраслей достаточно низкий и не отвечает современным требованиям развития экономики. Так, в 2007 г. на долю предприятий государственной собственности приходится лишь 3%, муниципальной — 6, частной собственности — 81%.

Важно подчеркнуть, что основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства и реального влияния на экономические процессы является владение государством материальными факторами производства: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, энергетические ресурсы. Все эти факторы производства должны быть в государственной собственности. Они не должны быть объектом приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Кроме того, такие сферы, как недра и природные ресурсы, являясь базовыми составляющими национального богатства, должны эксплуатироваться исключительно во благо всего общества, на общенациональные цели, а не на обогащение ограниченной группы населения.

Читайте также:  Бизнес идеи для женщин в декрете

Государство является важнейшим субъектом экономических отношений и стабильное функционирование экономики немыслимо без его участия.

С целью регулирования (с учетом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создает собственную хозяйственную систему — государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность.[1]

Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности крайне неудовлетворительные. Проблема состоит в том, что переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский государственный сектор необходимой степени прозрачности и эффективности.[2]

Доктор экон. наук, профессор Р. Кучуков совершенно справедливо утверждает,[3] что экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы лишь отдельной части представителей крупного частного бизнеса.

Для восстановления инвестиционной способности экономики и создания новых рабочих мест государственная форма собственности в структуре различных форм собственности страны должна занимать не менее 55-60%. Для этого потребуется национализация ведущих отраслей промышленности, изъятие их из сферы частного сектора. Ориентиры для этого есть: доля государства в ВВП во Франции, Германии и других западноевропейских странах составляет свыше 50%.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Государственное предпринимательство — относительно новое и одновременно сложное государственно-правовое и социально-экономическое явление. Государственное предпринимательство — это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами.[4] В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя.

Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага).

Главной целью государственного предпринимательства является общественно-экономическая польза, а прибыль — лишь средство для достижения поставленной цели.

В экономике ряда развитых стран, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP).[5] В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.

Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами, чем и объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности. В то же время частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям.

Читайте также:  Кто открывал свой бизнес в Санкт Петербурге

В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП. Главное — разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны.

Без уверенности в стабильности «правил игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в России есть элементы, не содействующие развитию ГЧП. В частности. Это проблема соотношения ролей каждой из сторон в партнерстве.

Повышение экономической роли государства в России сопровождается стремлением «построить» отечественный бизнес в режиме ГЧП. Пока более плодотворным оказывается взаимодействие государства с зарубежным бизнесом. Анализ результатов работы примерно 600 совместных предприятий с иностранным капиталом свидетельствует о том, что по показателям эффективности они представляют собой лучшую часть нашей экономики. Тем не менее их доля на региональном уровне остается очень низкой, хотя еще примерно 5 лет назад была заметна тенденция сокращения гигантского разрыва между объемами периферийных и столичных инвестиций и вовлечения в сферу крупного совместного предпринимательства новых территорий.

Привлечение частнопредпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов, может сделать государство компактным, эффективным и более гибким, тем самым снижая уровень бюрократизации и коррумпированности экономики. Необходим поиск консенсуса между государством, собственником и менеджментом.

Следовательно, государственное предпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Главной его целью является общественно-экономическая польза. На сегодняшний день наиболее важным в развитии государственного предпринимательства является ГЧП. ГЧП направлено на «реформирование государственной собственности в целях ее более органичного включения в систему рыночных отношений», являя собой «альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности». Тем самым возникает нечто среднее между государственным предпринимательством и полной передачей хозяйственной деятельности частному сектору.

На наш взгляд, государственные органы должны разработать необходимую законодательно-правовую базу для оптимального взаимодействия работы государства и бизнеса. Тогда государственное предпринимательство в России будет выполнять главные потребности общества: поиск выхода экономики из кризиса, модернизацию и перспективы развития страны.

[1] См.: Смирнов А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие // Экономист. 2008. № 1.

[2] См.: Артемов А., Брыкин А., Шумаев А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. № 2.

[3] См.: Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. № 9.

[4] См.: Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М., 2000.

[5] См.: Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин