Презентация на тему: » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В МАЛОМ БИЗНЕСЕ.» — Транскрипт:
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2 Информационная Коммуникационная Технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации. ИКТ: сбор обработка хранение распространение отображение информации
3 Группы ИКТ 1. Технологии, обеспечивающие внутренние функции; 2. Технологии, используемые при работе с клиентами; 3. Технологии, используемые при работе с поставщиками.
4 Использование ИКТ в малом бизнесе — доступ в Интернет; — электронная почта; — вэб – сайт; — LAN (Local Area Network); — WAN (Wide Area Network); — Интранет; — Экстранет; — видеоконференции.
5 Цели использования ИКТ: — сокращение бумажной работы; — увеличение скорости доступа к информации; — улучшение связей с заказчиками; — снижение затрат, повышение эффективности, доходов.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ IT (ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
6 Принцип «Семи ступеней»
7 1. Предварительная ступень 25% Малых предприятий имеют ПК; 25% Малых предприятий ведут бухгалтерию в электронном виде; 10% Малых предприятий имеют доступ в Интернет и адрес электронной почты.
8 2. Начальная ступень 50% Малых предприятий имеют ПК; 50% Малых предприятий ведут бухгалтерию в электронном виде; 25% Малых предприятий имеют доступ в Интернет и адрес электронной почты.
9 3. Коммуникационная 50% Малых предприятий имеют доступ в Интернет; 30% Малых предприятий имеют веб-сайт; 30% Малых предприятий активно используют электронную почту; 10% используют Интернет для объединения информационных систем удаленных офисов.
10 4. Электронная торговля 50% Малых предприятий имеют доступ в Интернет; 30% Малых предприятий предлагают систему заказа товаров и услуг через Интернет; 30% Малых предприятий внедрили систему автоматизации работы с клиентами (CRM); 10% Малых предприятий участвуют в государственных электронных торгах; 20% Малых предприятий имеют ЭЦП.
11 5. Электронная коммерция 50% Малых предприятий имеют доступ в Интернет; 50% Малых предприятий принимают платежи за товары и услуги на сайте; 50% Малых предприятий оплачивают налоги и сборы в электронном виде ; 30% Малых предприятий внедрили систему электронного планирования и групповой работы с информацией (ERP);
12 6. Электронная коммерция 50% Малых предприятий ввели систему электронного планирования ресурсов компании (ERP); Электронные платежи являются основными; Взаимодействие государственных структур и бизнес перенесено в Интернет.
13 7. Электронная коммерция Большинство компаний имеет широкополосный доступ в Интернет; Электронное планирование собственных ресурсов является нормой; Взаимодействие с клиентами и поставщиками осуществляется в электронном виде; 30% компаний работают на международных рынках.
ТОП-10 ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-ИДЕЙ
14 ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ Основные понятия, законодательство и способы реализации
15 Электронная подпись — (в ред. 1 ФЗ электронная цифровая подпись) – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Технология, позволяющая обеспечить доверие к электронным документам.
16 Электронная подпись Федеральный закон 1-ФЗ от «Об электронной цифровой подписи» Закон вводит понятие основных сущностей юридически значимого электронного документооборота (электронный документ, электронная цифровая подпись(ЭЦП), средства ЭЦП, сертификат ключа подписи, закрытый и открытый ключи ЭЦП, владелец сертификата ключа подписи), определяет область и условия использования средств ЭЦП, задает требования к сертификату ключа подписи, определяет их срок и порядок хранения, регламентирует деятельность удостоверяющих центров Документ утрачивает силу с 1 июля 2012 года в связи с изданием Федерального закона от N 63-ФЗ. Федеральный закон 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 4 переносит срок отмены действия Федерального закона 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» с 1 июля 2012 года на 1 июля 2013 года. Федеральный закон 63-ФЗ от «Об электронной подписи» Новый закон об электронной подписи вступил в действие с апреля 2011 года. Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Закон существенно изменяет правовое регулирование отношений, связанных с подписанием электронных документов, расширяет сферу действия электронных подписей: «при совершении иных юридически значимых действий» (ст ФЗ), вводит различные виды электронных подписей (ст.5 63-ФЗ), изменяются регламенты работы удостоверяющих центров.
17 Сертификат и ключи электронной подписи Ключ электронной подписи (закрытый ключ) Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи Ключ проверки электронной подписи (открытый ключ) Владелец сертификата ключа проверки электронной подписи Удостоверяющий центр
18 Электронная подпись и печать п. 3, ст.6 63-ФЗ «… электронный документ, подписанный электронной подписью…, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью». В соответствии с законом «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ», ответственность за хранение закрытого ключа несет владелец.
19 СКЗИ КриптоПро – предоставляет сертифицированные программные средства, обеспечивающие шифрование, контроль целостности и применение ЭЦП при обмене электронными документами СКЗИ КриптоПро CSP: осуществляет шифрование документа и формирование электронной подписи с помощью криптографических ключей; СКБ Контур предоставляет встроенную лицензию КриптоПро, что позволяет работать с любого компьютера с выходом в Интернет; не является самостоятельными приложением, предоставляет криптографические функции другим приложениям, и может использоваться для работы с различными программами. Средства криптографической защиты информации
20 Ключевой носитель: Рутокен, дискета, флеш-накопитель, реестр Дискета, флэш-накопитель Использовать только для хранения ключей и сертификатов! Обеспечить дополнительные меры по защите информации. Рутокен (специальный носитель) Дополнительная защита паролем Максимальная защита информации, ограничение доступа, безопасное извлечение Несколько сертификатов на одном носителе Необходима установка драйверов для Rutoken Администрирование устройства (смена пароля, разблокировка, просмотр свойств) –с помощью специальных утилит Ключевой носитель Рутокен
21 Применение ЭП Сдача отчётности в контролирующие органы Юридически значимый документооборот внутри/между организациями Участие в торгах (ОАЭФ и запрос котировок) Госзакупки; Коммерческие закупки; Торги по ликвидации имущества банкротов; Федеральная служба по финансовым рынкам; Росимущество Наши партнеры есть во всех регионах России
22 Электронные торги и ЭЦП Доверенные Удостоверяющие центры Участники размещения заказа (Поставщики) Заказчики Оператор ЭТП Удостоверяющий центр ФК Официальный сайт УЦ
23 Субъекты малого предпринимательства (СМП) При размещении заказа у субъектов малого предпринимательства начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 15 миллионов рублей. Размер обеспечения заявки для СМП составляет от 0,5 % до 2% от НМЦ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от N 642 (ред. от ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от N 642 (ред. от )
24 Кликнув на картинку можно попасть на сайт социальной сети или профессионального сообщества FacebookВконтакте LinkedIN Примеры информационных технологий Социальные сети это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Социальные сервисы Примеры:
25 Профессиональные сообщества это интернет- сообщества людей со схожими интересами или похожей деятельностью. Людей могут объединять не только повседневные интересы, но и рабочие проблемы. Профессиональные сообщества это интернет- сообщества людей со схожими интересами или похожей деятельностью. Людей могут объединять не только повседневные интересы, но и рабочие проблемы. Примеры: Professionali.ru Ning.com Примеры информационных технологий Социальные сервисы
26 Онлайн-офис это набор онлайн- инструментов, который обычно включает все основные возможности традиционных офисных пакетов: текстовый редактор, электронные таблицы, приложение для создания презентаций, планировщики дел. Примеры: Microsoft Office 365 Совместная работа Примеры информационных технологий
27 Голосовой чат средство голосового общения через Интернет в режиме реального времени. Общение в голосовом чате равносильно общению по мобильному или обычному телефону. Зачастую, голосовые чаты работают совместно с видеочатами. Примеры: Skype Microsoft Lync Обмен информацией Примеры информационных технологий
28 Проблемы использования ИКТ в малом бизнесе: — платность услуг; — усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества, необходимость обучения; — безопасность; — усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации; — увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины.
29 Решения ИКТ для малого бизнеса от компании СКБ Контур « Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано» portal.kontur.ru
31 Анна тел. (816-2) доб.4157 Анастасия тел. (8162) доб.4153 Спасибо за внимание!
Источник: www.myshared.ru
Особенности применения информационных технологий в малом и среднем бизнесе в России
Актуальность и тема работы обусловили цель исследования — определение особенностей применения IT в малом и среднем бизнесе в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить факторы, препятствующие и способствующие развитию малого и среднего бизнеса в России;
провести анализ применения информационных технологий в бизнесе;
оценить возможности применения информационных технологий для предприятий малого и среднего бизнеса;
выявить особенности применения ИТ в малом и среднем бизнесе в России.
Введение 2
Глава 1. Особенности функционирования малого и среднего бизнеса 4
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса 4
1.2 Отличительные особенности и преимущества малого и среднего бизнеса 6
1.3. Факторы, препятствующие и способствующие развитию малому и среднему бизнесу. 8
Глава 2. Информационные технологии в бизнесе 12
2.1. Состав решаемых задач 14
2.2. Применяемые информационные технологии 15
2.3. Выводы: применения IT-технологий в малом и среднем бизнесе в России. 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Прикрепленные файлы: 1 файл
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики
Кафедра Информационных систем и технологий
На тему «Особенности применения информационных технологий в малом и среднем бизнесе в России»
Студентка группы № 10БИ2
доцент, Малыженков П. В.
Нижний Новгород, 2013 г.
Глава 1. Особенности функционирования малого и среднего бизнеса 4
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса 4
1.2 Отличительные особенности и преимущества малого и среднего бизнеса 6
1.3. Факторы, препятствующие и способствующие развитию малому и среднему бизнесу. 8
Глава 2. Информационные технологии в бизнесе 12
2.1. Состав решаемых задач 14
2.2. Применяемые информационные технологии 15
2.3. Выводы: применения IT-технологий в малом и среднем бизнесе в России. 21
Список использованной литературы 25
Введение
Малый и средний бизнес в нашей стране набирает обороты. Он укрупняется, структурируется и начинает использовать корпоративные методы ведения бизнеса, в том числе и информационные технологии. Большинство современных предприятий пытается внедрить информационные технологии в свой бизнес. Однако они не представляют, какие функции несут в себе информационные технологии и каким способом лучше внедрять информационные технологии, особенно если вы владелец малого или среднего бизнеса.
И именно эта неоднозначность: с одной стороны очевидные выгоды от использования информационных технологий, а с другой предубеждения со стороны предпринимателей, обусловила мой интерес к теме исследования и ее актуальность.
Актуальность и тема работы обусловили цель исследования — определение особенностей применения IT в малом и среднем бизнесе в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить факторы, препятствующие и способствующие развитию малого и среднего бизнеса в России;
- провести анализ применения информационных технологий в бизнесе;
- оценить возможности применения информационных технологий для предприятий малого и среднего бизнеса;
- выявить особенности применения ИТ в малом и среднем бизнесе в России.
Предметом исследования является применение информационных технологий в малом и среднем бизнесе.
Объектом исследования служат информационные технологии и малый и средний бизнес.
Основные методы исследования, обусловлены задачами курсовой работы. Среди них следует выделить следующие:
— анализ вторичных данных (данные об IT рынке, предприятиях среднего и малого бизнеса);
— метод сравнения и сопоставлений;
Глава 1. Особенности функционирования малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес играет значительную роль в развитии экономического сектора и формировании рыночной стабильности. Развитие малого и среднего бизнеса необходимо для улучшения важных социально-экономических условий. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, вследствие чего образуется средний класс населения и уменьшается уровень безработицы. Кроме этого с помощью малого и среднего бизнеса, увеличивается ассортимент продукции, вследствие чего удовлетворяются специфические потребности населения и заполняются все ниши рынка.
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
Определить, что такое малый и средний бизнес – не простая задача, но очень важная. Так как текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса, правила регулирования их деятельности и особые налоговые режимы. Определения «малый бизнес» и «средний бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. В данной работе мы будем определять эти понятия с юридической точки зрения.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица фермерские хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям 1 :
1. Ограничение по численности работников
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
- микропредприятия — до 15 работников;
- малые предприятия — до 150 работников;
- средние предприятия — до 250 работников.
2. Ограничение по выручке
С 1 января 2013 г. согласно Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия — 60 млн рублей;
- малые предприятия — 400 млн рублей;
- средние предприятия — 1 млрд рублей. 2
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются общественное питание, торговля, сельское хозяйство, строительство и промышленность. Следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией.
Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
1.2 Отличительные особенности и преимущества малого и среднего бизнеса
Малое предпринимательство – это наиболее динамичная, мобильная и быстро адаптирующаяся к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня предотвращает возникновение негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости населения, способствует развитию конкуренции и является неплохой альтернативой крупному бизнесу.
Известно что, основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008 — 2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. В то время как, малый и средний бизнес в этих условиях обладал рядом антикризисных свойств. Малые и средние компании являются более гибкими по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более быстро вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков и систему сбыта.
Прежде чем приступить к анализу возможностей и ограничений развития малого и среднего бизнеса, определим его социально-экономические характеристики и отличительные особенности.
Во-первых, малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе, при этом не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета. Малые и средние предприятия способны создавать большое количество новых рабочих мест, вследствие чего происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, который способен самостоятельно обеспечивать собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Известно, что средний класс является основой социально- экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Поэтому создание, укрепление и увеличение среднего класса ведет к улучшению социальной сферы в целом.
Во-вторых, малый и средний бизнес производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений и стремятся более оперативно и точно удовлетворить спрос потребителей на специфические товары и услуги.
В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий.
В-четвертых, малый и средний бизнес помогает снизить трансакционные издержки взаимодействия субъектов на рынке. Так как малый и средний бизнес способен быстро реагировать на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая при этом информационную открытость и близость к потребителю.
1.3. Факторы, препятствующие и способствующие развитию малому и среднему бизнесу.
Государство, с помощью развития малого и среднего бизнеса, стремиться повысить эффективность экономики. Однако, значимость малого и среднего бизнеса для страны все еще невелика. Президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством ориентиры по развитию малого бизнеса в России с тем, чтобы вклад малых и средних предприятий в ВВП составлял не менее 50%, а количество занятого населения в малом и среднем бизнесе было не менее 60%. В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ не превышает 23%, а количество занятых в этом секторе — не более 20% трудоспособного населения. 3
Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Кроме того, между правительством и предпринимательством долго не могли сложиться тесные отношения, из-за постоянно меняющихся социально-экономических и политических факторов.
В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стали неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. В конце 1990-х годов мировая экономическая ситуация способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Кроме этого, происходит укрепление позиций бюрократии, а также усиление административного давления на малое и среднее предпринимательство.
В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Поэтому, для преодоления тяжелых социально-экономических условий было использовано стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Для реализации потенциала развития малого и среднего бизнеса была предпринята попытка снизить административное давление на него: за счет внедрения ряда мер, направленных на снятие бюрократического барьеров и замене их на другие формы — как государственного регулирования, так и саморегулирования хозяйственной деятельности. Основные направления реформ касались уменьшения количества проверок, упрощения процедуры получения лицензии, облегчения выхода на рынок. Тем не менее, бюрократия смогла быстро адаптироваться к нововведениям, а проблемы, препятствующие развитию МСБ, остались неразрешенными.
В дальнейшем государство приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важным стало появление закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними. Другим важным документом стал Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Источник: www.referat911.ru
Некоторые подходы развития малого бизнеса и частного предпринимательства на основе современных методов информационно-коммуникационных технологий
Гулямова, Н. Х. Некоторые подходы развития малого бизнеса и частного предпринимательства на основе современных методов информационно-коммуникационных технологий / Н. Х. Гулямова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37520/ (дата обращения: 03.06.2023).
Некоторые подходы развития малого бизнеса ичастного предпринимательства на основе современных методов информационно-коммуникационных технологий
Гулямова Нигора Хабибуллаевна, старший преподаватель
Ташкентский государственный технический университет (Узбекистан)
Главной целью экономических реформ в Узбекистане является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социально-ориентированной рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Каждая страна, выбирая свой путь развития, свою модель перехода к рынку, постоянно совершенствует, наполняет его новыми идеями и положениями.
В условиях углубления рыночных реформ важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития становятся предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.
Основными задачами ускорения процесса развития малого бизнеса и частного предпринимательства и обеспечения четкой координации деятельности государственных, хозяйственных и общественных структур по созданию благоприятной предпринимательской среды являются:
— приобщение к рыночной деятельности широких слоев населения;
— создание новых рабочих мест в сельской местности для обеспечения занятости людей, высвобождаемых в связи с реконструкцией сельского хозяйства;
— обеспечение условий для интенсивного развития рыночных отношений и инфраструктуры в сельской местности, развития конкуренции;
— резкое увеличение объемов услуг, особенно наукоемких, связанных с банковской, аудиторской, консалтинговой, посреднической деятельностью;
— внедрение небольших гибких производств, малых и частных предприятий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйствования, товарное насыщение внутреннего рынка и экспортоориентированность производства.
— внедрение современных методов ИКТ с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности.
Предпринимательские структуры, как хозяйствующие субъекты, являются неотъемлемой частью экономики страны, а предприниматели, являясь членами общества, не могут игнорировать его интересы. Кроме того, социально-экономическая и политическая стабильность общества служит одним из важнейших предпосылок эффективного функционирования предпринимательских структур. Поэтому они заинтересованы в ее развитии. Учитывая национальные особенности и духовные ценности республики, предпринимательство имеет особое социальное значение.
Для совершенствования предпринимательской деятельности переход на инновационный путь развития требует адекватной институциональной формы инновационной деятельности, основанной на проекте как организационной единице координации и принципе партнерства как способе координации деятельности участников. Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предпринимателям требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию [1, c 241].
В условиях проектной экономики принятие основных инвестиционных решений осуществляется на микроэкономическом уровне отдельного проекта. При этом институциональная структура и соответствующие механизмы инвестиционной деятельности определяются рамками инвестиционного проекта (или комплекса взаимосвязанных проектов в рамках одной инвестиционной программы) как организационной единицы координации.
Это позволяет более эффективно использовать инвестиционные ресурсы за счет институциональных возможностей, возникающих на микроуровне, для достижения целей развития общества, прежде всего перехода к инновационному развитию. Проектная форма инновационной деятельности позволяет мобильно перераспределять необходимые ресурсы в приоритетных направлениях, использовать человеческий потенциал. Способ координации деятельности участников в рамках проекта базируется на принципах партнерства и преобладании горизонтальных связей между участниками инвестиционной деятельности, что позволяет на постоянной основе обеспечивать внедрение инноваций в производство. Соответствующий современный подход в проектном анализе основывается на новом типе взаимодействия участников инвестиционного процесса — государственно-частном партнерстве.
Процесс создания инновационной продукции на промышленном предприятии связан не только со значительными инвестициями, но и рисками на всех этапах жизненного цикла. В связи с этим на практике постоянно встает вопрос об эффективности вкладываемых инвестиций в инновационные проекты и разработки такого механизма управления инновационным риском, который позволял бы сократить потери эффекта от инвестиций и, в свою очередь, повысить эффективность инновационной деятельности. Основная проблема реализации проектов в современных условиях связана с представлением на рынке информации о различных видах эффективности: финансовой (коммерческой) эффективности, учитывающей выгоды и затраты при реализации проекта с точки зрения частных участников проектов, и экономической (общественной) эффективности, учитывающей последствия реализации проекта с точки зрения общества в целом. Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества [1, c 242].
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «электронно прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, вызывает резкий рост конкуренции между производителями. Жесткая, инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Обычные представления о хорошей фирме как о монолитном, устойчивом и централизованно управляемом предприятии уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, разворачивающейся на основе реинжиниринга деловых процессов.
Обычные методы повышения производительности — рационализация и автоматизация процессов — не привели к серьезным улучшениям, которые требуются предприятиям. Устройство рабочих мест, потоки работы, механизмы управления и организационные структуры были разработаны в эпоху, когда не существовало ни сегодняшних конкурентов, ни сегодняшних компьютеров. Они созданы в расчете на эффективность и контроль. Однако ключевые концепции нового десятилетия — это инновации и скорость, обслуживание и качество. В связи с этим следует подвергнуть предприятий реинжинирингу, то есть воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности.
В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
С приобретением свойства многофункциональности системы управления на основе различных экономических реформ становиться актуальным разработки новых и различных способов системы управления с использованием современных концепций информационно-коммуникационных технологий. Это все дает серьезную почву и основание для дальнейшего исследования и поиска научно-практических механизмов для создания новых принципов разработки системы управления с использованием новейших методов ИКТ, а также их научного обоснования.
Информационное обеспечение управления — это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например, прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оценить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.
Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяют сделать более прозрачным контроль исполнения процесса, когда в каждый момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Более того, развитые интеллектуальные информационные системы позволяют заблаговременно осуществлять диагностику и прогнозирование развития бизнес процессов. В этих условиях менеджерам нет необходимости осуществлять контроль исполнения процессов посредством сбора бумажных отчетов. Мониторинг бизнес-процессов становится более оперативным, не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена [4, c 23].
Кроме того, возможность оперативной связи участников процессов с менеджерами в случае возникающих проблем посредством проведения теле и видео конференций также повышает оперативность принятия решений без потери времени на проведение традиционных совещаний. Принимаемые управленческие решения моментально становятся известными через электронную почту и доски объявлений для всех участников бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.
Изменение межорганизационных взаимодействий: Межорганизационные взаимодействия между различными субъектами процессов (партнерами по бизнесу) строятся с помощью электронного обмена данными (EDI), который позволяет ускорить и повысить точность оформления и выполнения заказов. При этом возможны следующие формы межорганизационного взаимодействия.
— Клиент — Исполнитель, например, электронная торговля (торговля по электронным каталогам, электронное обслуживание (банковские, страховые, таможенные и т. д. операции). В этом случае с помощью EDI осуществляется прием заказов или заявок на обслуживание, оформление и пересылка сопроводительных документов, электронные платежи. Следствие резкое сокращение цикла документооборота, идеально за один-два сеанса взаимодействия между субъектами с доведением до минимального времени самого бизнес-процесса по сравнению с физическим взаимодействием клиента и исполнителя.
— Заказчик — Поставщик, создание на договорной основе вертикальных конгломератов, осуществление многозвенных логистических процессов (транспортных коридоров), в которых помимо электронного обмена данными для оформления договоров, документов о поставках, платежных документов большое значение отводится электронному обмену сообщениями по мониторингу общего бизнес-процесса на основе открытой спецификации CORBA (Common Object Request Broker Architecture) или DCOM.
— Заказчик — Подрядчик, создание виртуальных корпораций под реализацию конкретных проектов. В этом случае совместная деятельность предприятий расширяется до проектирования изделий и планирования производства. Помимо перечисленных выше технологий и стандартов широко используется международный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data), на основе которого партнеры по совместным проектам последовательно открывают друг другу базы данных о продукции, осуществляют проектирование и планирование совместной деятельности [4, c 54].
Особую актуальность приобретают преобразования информационных потоков с использованием подходов реинжиниринга для совершенствования систем управления предпринимательской деятельности. Для дальнейшего продвижения по пути реформ, повышения эффективности распределения и использования экономических ресурсов обязательным становится формирование единого информационного пространства, адекватного рыночным механизмам и раскрывающего перед субъектами рынка широкие возможности для выбора наиболее правильных стратегических и тактических решений по всем направлениям в управленческой деятельности.
Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:
— Несколько рабочих процедур объединяются в одну -«горизонтальное сжатие процесса». Следствие — многофункциональность рабочих мест.
— Исполнители принимают самостоятельные решения -«вертикальное сжатие процесса». Следствие — повышение ответственности, заинтересованности в результатах своего труда работника.
— Шаги процесса выполняются в естественном порядке -«распараллеленность процесса». Работа выполняется в том месте, где это целесообразно.
— Многовариантность исполнения процесса, повышение адаптивности процесса к изменению внешней среды.
— Уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований.
— Уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта с клиентом.
— Преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход. Следствие — делегирование полномочий по принципу сверху — вниз [3, 81].
Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг:
— Диверсификация товаров и услуг (ориентация на различные сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов.
— Работа по индивидуальным заказам, требующая высокую степень адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента.
— Внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия.
— Многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса.
— Нерациональность организационной структуры, запутанность документооборота, вызывающая дублирование операций бизнес-процесса [3, c 83].
Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.
Основными условиями успеха реинжиниринга бизнес-процессов являются:
— Точность понимания задачи руководством компании. Приверженность руководства компании целям реинжиниринга -контроль со стороны высших руководителей.
— Мотивация сотрудников компании, нацеленность на рост, расширение деятельности фирмы, усиление полномочий и творческого характера труда персонала.
— Хорошо поставленное управление деятельностью компаний, способность собственными силами при привлечении консультантов выполнить РБП.
— Твердая методологическая основа при проведении РБП, использование опыта реорганизации предприятий, накопленного консалтинговыми организациями и использование современных информационных технологий [2, c 102].
Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач:
— Определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служит повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы.
— Оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки производства и обращения и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности.
— Построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.
— Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами, и как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков [2, c 145].
Вышеуказанные подходы и методы кардинально улучшают систему управления малым бизнесом и являются гарантом в успешном ведении бизнеса.
В настоящее время в Республике Узбекистан широкомасштабно ведутся работы по разработке и совершенствованию современных информационно-коммуникационных технологий. Стимулом данных действий являются Законы Республики Узбекистан, Указы Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, Постановления КМ РУз и ряда ведомств и министерств.
В частности Постановления Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова от 27 июня 2013 года «Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013–2020 годы» по созданию и внедрению электронного правительства в Республике Узбекистан является основополагающим документом о внедрении современных ИКТ в повышении благосостояния народа и экономического роста страны. Основными целями принятия программы является дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению. В данной программе рассмотрены этапы развития электронного правительства в Республике Узбекистан, в частности организации реинжиниринга бизнес-процессов на основе современных ИКТ. Разработка и внедрения данной концепции является гарантом в развитии систем управления различных субъектов, имеющие различные формы собственности.
- Кудратов З. Г., Султанов З. Т. Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 241–245.
- Ник Оболенски. Практический реинжиниринг бизнеса Издательство: Лори, 2004 г.
- Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев
- Реинжиниринг бизнес-процессов, Полный курс MBA Издательство: Эксмо, 2007 г.
- В. Г. Елиферов, В. В. Репин. Бизнес-процессы. Регламентация и управление Учебник для программы MBA Издательство: Инфра-М, 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, инновационная деятельность, EDI, информационное обеспечение, малый бизнес, предпринимательская деятельность, электронный обмен, внешняя среда, инвестиционная деятельность, сельская местность.
Источник: moluch.ru