– Сразу хотелось бы разделить все IТ-решения для HR на два отдельных класса – системы управления кадровым документооборотом, выполняющие учетные и регламентированные законом функции, и системы управления человеческим капиталом компании.
Если говорить о первых, то в настоящее время без кадровых учетных систем (например, 1С: Кадры) не обходится ни одна компания. Они, как и бухгалтерские программы, позволяют компания выполнять требования законодательства в области учета кадров.
Однако сегодня, в эпоху экономики знаний, вместо понятия кадры на первый план выходит понятие человеческого капитала как основной движущей силы экономики. И говоря об управлении персоналам, мы уже имеем в виду именно управление человеческим капиталом и талантами, а не кадровый учет.
Что такое человеческий капитал?
Люди, работающие в компании, их навыки знания и умения, их мотивация и лояльность, их потенциал и возможности его реализации для достижения целей компании – это и есть человеческий капитал компании. Управление человеческим капиталом – это набор технологий и методологий, позволяющих направлять и концентрировать работу людей на достижение целей компании, делать ее наиболее эффективной с сохранением максимального уровня мотивации и лояльности.
Бизнес-школа: Роли в жизни и в бизнесе на русском языке, Елена Варламова, 25.08
По данным консалтинговой компании Bersinhttps://softline.ru/about/blog/biznes-eto-lyudi» target=»_blank»]softline.ru[/mask_link]
Размышления #1 о. людях и ролях в вашем бизнесе
«10 героев вашего бизнеса, которые приведут компанию к успеху»: как придумать и использовать профессиональные роли сотрудников
Партнер знаменитой дизайнерской и консалтинговой компании IDEO (среди ее клиентов Apple, Ford и Coca Cola) Том Келли — автор нескольких деловых бестселлеров. В свой книге «10 героев вашего бизнеса, которые приведут компанию к успеху» (выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») он рассказывает о нескольких типах ролей, которые в IDEO придумали для своих сотрудников. Inc. публикует фрагмент главы под названием «Опылитель».
В опылении есть особая магия — так же как и в людях, которые его осуществляют.
Опылители могут создать нечто новое и превосходящее существующие аналоги, неожиданно сочетая несвязанные идеи и концепции. Часто они запускают новшества, обнаруживая остроумное решение в контексте одной сферы, а потом перенося его в другую.
Например, именно Опылитель использовал идею устройства клавиатуры фортепиано (мир музыки) для создания первых моделей печатных машинок (мир бизнеса), со временем эволюционировавших в электронные компьютерные клавиатуры. Железобетон изначально был придуман французским садовником, который пытался придать крепости цветочным горшкам, но инженеры с удовольствием взяли эту технологию на вооружение и использовали ее при строительстве громадных плотин и сетей автомобильных дорог.
Роль HR в стратегии развития бизнеса
Примерно в то же время архитекторы приспособили эту прикладную идею для возведения Дома над водопадом и здания Сиднейской оперы. Пионеры компьютерных технологий подсмотрели концепцию перфокарт IBM, а возможно, и самих компьютеров на ткацкой фабрике, где станок создавал узоры на шелковой ткани методом перфорирования. Конструкция эскалатора берет начало в простом аттракционе в парке развлечений Кони-Айленда — сейчас эта идея стала бизнесом, стоящим миллиарды долларов. Ну а большинство любителей фрисби не знают, что форма и даже название этой популярнейшей летающей игрушки произошли от жестяных емкостей для пирогов хлебопекарни Frisbie, сто лет тому назад использовавшихся в качестве спортивных снарядов студентами Лиги плюща.
В поиске новых возможностей любопытство и открытость взглядов во все времена были залогом успеха Опылителей. Например, бизнесмен и новатор пищевой промышленности Кларенс Бёрдсай в 1915 году, во время деловой поездки в Канаду, где он покупал мех, обратил внимание, как его проводники-эскимосы оставляли рыбу на улице, чтобы она замерзла и сохранила свежесть на много месяцев. Взяв этот простой метод у коренной народности, много времени проводящей под открытым небом, и перенеся его в цивилизацию, привыкшую к теплу и крыше над головой, Бёрдсай построил на идее заморозки продуктов целую бизнес-империю, носящую его имя и по сей день.
Орвилл и Уилбур Райты применили метод опыления при создании первого в истории моторного самолета, использовав материалы и механизмы, популярные в стремительно развивающейся велосипедной индустрии. Спустя 100 с лишним лет перекрестное опыление между самолетной и велосипедной отраслями продолжается, но теперь оно идет в противоположном направлении: такие высокотехнологичные материалы из авиационно-космической промышленности, как титан и углеводородное волокно, применяются при производстве особо легких и прочных рам для продвинутых моделей велосипедов. Одним из величайших Опылителей и образцом человека Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, архитектор, инженер, математик и философ, обладавший разнообразными талантами и оставивший после себя богатое и неповторимое творческое наследие.
В корпоративном мире, как правило, нетрудно заметить людей, играющих роль Опылителей. Конечно, если знаете, на что обращать внимание. Именно эти люди превращают мудреный технический жаргон исследовательской лаборатории в яркие образы, понятные каждому.
Эти люди путешествуют в дальние страны как по делам, так и для отдыха, а по возвращении делятся не только тем, что видели, но и тем, что узнали. Именно они ненасытно поглощают книги одну за другой, а заодно — журналы и онлайн-материалы, чтобы оставаться в курсе актуальных тенденций и тем.
Глубокая эрудиция и широкий круг интересов дают им опыт, необходимый, чтобы взять идею, примененную в определенной сфере бизнеса, и представить ее в совершенно другом контексте. Опылители часто записывают свои идеи и наблюдения, чтобы сохранить и передать другим как можно больше информации. Они привыкли постоянно делать записи в бумажной записной книжке или в электронном документе. Наконец, Опылителей отличают широкий набор разнообразных квалификаций и способность применить знания в нескольких областях, интерес к нескольким предметам для формирования единой четкой позиции.
Опыление в компании и за ее пределами
Во многих компаниях активно обсуждается перекрестное опыление между организационными подразделениями, необходимость «убрать барьеры» между ними. Но применить это на практике мало кому удается. Крупнейший производитель товаров широкого потребления Procter G получилось совместить знания в сегменте стиральных средств (в частности, безопасных для здоровья и окружающей среды отбеливателей) и богатый опыт в области товаров для гигиены полости рта и создать отбеливающие полоски для зубов Crest Whitestrips с объемом продаж сейчас свыше 200 миллионов долларов.
В компании прибегали к опыту подразделения PUR в индустрии очистки воды в сочетании с наработками в области чистящих средств, создав на основе фирменной формулы средств для посудомоечных машин Cascade комплексное решение для «безупречного» мытья автомобилей Mr. Clean AutoDry. Есть еще десятки уже представленных на рынке или только разрабатываемых в лабораториях продуктов, где удачно комбинируются технологии и идеи, изначально происходящие из разных департаментов корпорации. Работа Опылителей в P далеко не всегда на сессиях обсуждаются текущие проекты фирмы. Но каждый раз речь идет о чем-то либо совершенно новом, либо давно забытом и обретающем новую жизнь. Такие упражнения стали для нас неиссякаемым источником обновления идей и неизменной частью рабочего процесса.
2. Нанимаем специалистов с разным опытом. Мы никогда не рассматривали наем сотрудников лишь как добавление еще одной крупицы в однородную массу. Если наша задача при отборе кандидата — «найти такого же инженера, как Крис», то интервью о приеме на работу превратилось бы в процедуру распознавания знакомых образов. Мы куда охотнее просеиваем множество кандидатов, чтобы найти человека, который даст фирме новые возможности и расширит набор квалификаций наших сотрудников.
3. Используем пространство, чтобы смешивать ингредиенты. В главе «Сценограф» обсудим, что рабочее пространство может стать для компании эффективным средством реализации ее стратегических планов. Собрать всех сотрудников одного направления или специализации на одном этаже или в одном здании — неплохая идея, если вы хотите сделать акцент на определенной дисциплине.
В IDEO же считают, что перекрестное опыление обладает особой магией, и эта убежденность отражена в организации офисного пространства. У нас много комнат, где в рамках одного проекта работают специалисты разных направлений. При этом мы оставляем достаточно свободного места для «случайных» или импровизированных рабочих встреч между представителями разных проектных групп. Мы даже специально расширили лестницы между этажами, чтобы люди могли встречаться в буквальном смысле «на полпути».
4. Составляем многокультурный и многонациональный коллектив. IDEO любит устраивать плавильный котел, где перемешиваются различные культуры и специями служат национальные особенности и обычаи. Независимо от того, в какой стране вы родились и насколько патриотично настроены, надеюсь, вы готовы признать, что за пределами вашей страны интересных идей больше, чем внутри нее.
Я уже не могу назвать точное количество национальностей наших сотрудников, но несколько лет назад бостонский офис ради шутки поднял в честь каждого его национальный флаг. В последний раз, когда я там был, рядом с офисом висели 18 флагов. Согласитесь, неплохой показатель, учитывая, что в этом филиале работают всего 40 человек. В многонациональном коллективе культурное опыление происходит само по себе.
5. Раз в неделю проводим лекцию о ноу-хау. Почти каждый четверг вечером в IDEO с лекцией выступает тот или иной мыслитель мирового масштаба. Они не только делятся завораживающими идеями (например, Малкольм Гладуэлл рассказывал о поспешных суждениях, Говард Рейнгольд — о флешмобах, Джефф Хокинс — о механизмах работы человеческого мозга), но и оставляют у слушателей яркие впечатления, поднимают волну обсуждений, которая затрагивает всех. Выступления о ноу-хау — еженедельный взрыв опылительной активности, благодаря которому у нас никогда нет недостатка в свежих темах для обсуждения и обдумывания.
6. Учимся у посетителей. В мои должностные обязанности в IDEO входит выполнение увлекательной миссии: встречаться с потоком интереснейших людей, которые ежегодно приезжают в наш офис из разных точек земного шара. Большинство из них — потенциальные заказчики.
Наши встречи, как правило, начинаются с того, что клиенты пару часов рассказывают об особенностях своей сферы деятельности, компании, делятся взглядами. За годы работы в IDEO я участвовал, должно быть, в тысяче с лишним таких встреч и сейчас рассматриваю их как своего рода повышение квалификации. Каждая встреча в некоторой степени помогает привести свои знания в соответствие с актуальной повесткой и тенденциями той или иной индустрии и, рискну утверждать, делает меня чуточку мудрее.
7. Ищем разнообразные проекты. Как говорится в старой пословице, сорокалетняя карьера иногда превращается в сорокакратное повторение одного и того же года. Но это не относится ни к IDEO, ни к любой другой компании с культурой непрерывного образования. У нас множество клиентов из десятков областей деятельности. Это способствует перекрестному опылению между разнообразными мирами.
Построить теплицу, где будет наблюдаться активное опыление, — не бином Ньютона. Каждый из этапов задачи вполне выполним. Но если взять их в совокупности и прибавить мелочи, от которых зависит социальная среда компании, то результатом станет приверженность организации принципу культурного опыления, а значит, польза на всех уровнях — от командного духа до объективных преимуществ перед конкурентами.
Источник: incrussia.ru