Введение 3 1. Понятие малого и среднего бизнеса и его роль 5 2. Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики региона 8 3. Поддержка малого и среднего бизнеса на региональном уровне 11 Заключение 14 Список литературы 15 Приложение 1 17 Приложение 2 18
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, малый и средний бизнес – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» . Государство анализирует малый и средний бизнес как ведущую часть экономики. Больше всего это относится к среднему бизнесу, который вероятно способен на прорывы в развитии рынков.
Но большая часть аналитиков склонны полагать, что в сформировавшихся экономических условиях от этого сектора ожидать выдающихся успехов пока не стоит. Если малое предпринимательство (ИП, микропредприятия и мелкие предприятия) направлено преимущественно в сфере торговли и услуг, то функциональность компаний среднего уровня находят своё отражение в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость: строительстве, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Можно сказать, что средний бизнес с нуля образовал или основательно модернизировал такие отрасли, как потребительское кредитование, сетевой ритейл, сотовая телефония, информационные технологии, мясопереработка, частная медицина, птицеводство. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, отчего им и отводится особенная роль в экономике.
Последние дни малого бизнеса
Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по инвестициям. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!
. Однако на сегодняшний день малый и средний бизнес в России не настолько развит, чтобы вытянуть экономику из состояния рецессии. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет приблизительно 20%, в то время, как в странах Западной Европы, таких как Германия, Франция, Великобритания доля малого и среднего бизнеса составляет 50-60%, а если говорить об Италии, то там и вовсе этот показатель превышает значение 80%.
Активное развитие малого бизнеса в РФ можно назвать стратегическим направлением развития всей экономики. Именно благодаря развитию современного малого предпринимательства происходит формирование наиболее благоприятной экономической среды, растет конкуренция среди всех товаропроизводителей, формируются новые рабочие места, происходит, в целом, активное развитие современных рыночных отношений.
Но развитие малого бизнеса всегда сопровождается проблемами, среди которых можно отметить коррупцию и недостаток финансирования, а также нестабильность налогообложения и прочие. Их изучение в РФ представляет на сегодняшний день большой интерес. Малый и средний бизнес носит преимущественно региональный характер.
Он играет большую роль в формировании новой региональной, а также муниципальной экономики. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. Объектом исследования является малый и средний бизнес. Предметом исследования является роль малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Целью реферата является изучение роли малого и среднего бизнеса в экономике региона.
Пандемия и экономика: регионы и малый бизнес. Специальная дискуссия ОГФ-2020
Задачами реферата являются: ? рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса и его роль; ? определить роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики региона; ? изучить направления поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне. Структурно реферат представлен введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение
Предпринимательство выполняет в обществе определенный комплекс социально-экономических функций, проявляющихся в процессе взаимодействия предпринимательства с внешней средой под воздействием разнообразных как внешних, так и внутренних факторов. Малый и средний бизнес играет огромную роль в экономике региона.
Развитие малого и среднего бизнеса, в частности, влияет на обеспечение занятости населения, рост регионального валового внутреннего продукта, увеличение налоговой базы. Картина распределения количества малых предприятий по федеральным округам в 2014 году демонстрирует неравномерное распределение предприятий.
По количеству малых предприятий, включая микро-, лидируют Центральный федеральный округ и Приволжский федеральный округ. Для активизации определенных усилий по поддержке малого и среднего предпринимательства именно на региональном уровне в России инициированы разработка, а также внедрение различных действенных конструктивных региональных программ, где определены ключевые цели и приоритетные направления, основные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства именно на региональном уровне. Основными инструментами поддержки малого и среднего бизнеса в регионах являются: имущественная поддержка; обеспечение участия в государственных заказах; субсидии, также для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою продукцию. Таким образом, активное развитие малого и среднего предпринимательства по большей части определяет достаточно устойчивое развитие региональной экономики.
Источник: www.work5.ru
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ
Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России – это, прежде всего, микробизнес (95,5% общего числа субъектов МСП). На малые и средние предприятия приходится только 5-6% общего объема ОС и 6-7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. В последние годы диаграмма развития МСП является отрицательной.
Низка доля экспорта МСП в общем объеме экспорта (по данным Федеральной таможенной службы не превышает 6%). В то же время вклад МСП в экспорт развитых стран – от 25 до 35% (Южная Корея – 40%, Китай – 50%). Остается низкой инновационная и инвестиционная активность МСП. МСП развивается на территории РФ крайне неравномерно.
На 10 субъектов РФ с наибольшим количеством МСП – юрлиц приходится около 46% общего количества МСП – ЮЛ. В РФ только 4,7% граждан трудоспособного возраста являются начинающими ИП (в Бразилии 17,2%, Китай – 15,5%, США 13,8%). В статье на основе использования официальных данных Росстат, ФНС России, статданных Республики Татарстан, Самарской области показана роль МСП в экономике регионов страны, в этих целях использован комплекс показателей Рейтингового агентства/Россия сегодня, применяемый агентством при ранжировании регионов по уровню их социально-экономического развития.
Список литературы
Алхазов А.А. Влияние малого и среднего бизнеса на экономический потенциал региона // Вестник финансового университета. 2016. № 5(95). С.37-44.
Калганова О.О., Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18813 (дата обращения: 31.07.2021).
Стенькина Е.Н., Котляр Е.Э. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории // Молодой ученый. 2018. №19 (205). С. 73-75.
Мироседи С.А. Малое предпринимательство стратегический ресурс российской экономики // Вестник СГТУ. 2009. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-strategicheskiy-resurs-rossiyskoy-ekonomiki (дата обращения: 06.08.2021).
Батракова Л.Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 48-65. DOI 10.20323/2658-428X-2020-2-7-48-65.
Вершинина А.П. Развитие и совершенствование региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Вестник евразийской науки. 2015. № 1 (26). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-regionalnoy-politiki-po-podderzhke-malogo-predprinimatelstva (дата обращения: 06.08.2021).
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Население регионов России 2021: численность, крупные регионы России и федеральные округа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/ruregdatav1/largest_regions_russia (дата обращения: 06.08.2021).
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2018 года и в среднем за 2017 год. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=fz83%2BxPGEVSiwjFsTFNdZFACKbF7InVybCI6Imh (дата обращения: 06.08.2021).
Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ Р32 2020 / Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 766 с.
Регионы России. Социтально – экономические показатели. 2020: Р32 / Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242с.
РИАРЕЙТИНГ. Россия сегодня. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/regions/20180523/630091911.html. (дата обращения: 06.08.2021).
РИАРЕЙТИНГ. Россия сегодня. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=%2FNYoDNx%2Fpq4JT0TDDMNx2ndADKJ7InVybCI6Imh0dHA6L. (дата обращения: 06.08.2021).
РИАРЕЙТИНГ. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/regions/20210531/630201367.html. (дата обращения: 06.08.2021).
Инвестиции в основной капитал по субъектам ПФО. [Электронный ресурс]. URL: https://uln.gks.ru/storage/mediabank/MbXrPnhZ/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81. (дата обращения: 06.08.2021).
Инвестиции в основной капитал на душу населения по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=WFTW84ghTiucMtH0p22h30fdbPt7InVybCI6Imh0dHBzOi8vc. (дата обращения: 06.08.2021).
Рейтинг регионов России по качеству жизни – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://top-rf.ru/places/110-rejting-regionov.html. (дата обращения: 06.08.2021).
Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 20916 г. №1083-р «О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации».
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Постановление КМ РТ от 21.10.2017 №802 (в ред. от 08.09.2020 №807) Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан на 2018-2024.
Постановление Правительства Самарской области от 25 апреля 2019 г. №259 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2030 годы» (с изм. на 1 июня 2021 г.).
Источник: uprav-uchet.ru
XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Смирнова О.Н. 1
1 Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сегодня предпринимательские структуры играют очень важную роль в развитии как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Успешное предпринимательство определено в качестве одной из национальных целей в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем также законодателем отмечаются: цифровая трансформация, обеспечение сохранения населения, благополучия и здоровья людей; самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; а также эффективный и достойный труд.
Для исполнения указанного нормативно-правового акта, Минэкономразвития России разработало и утвердило новый паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Представим указанное на рисунке 1.
Объем финансового обеспечения по указанному проекту за период с 2019-по 2024гг. весьма серьезный и составляет- 408 268 168,61 тыс.руб. [1].
Среди источников финансирования проекта выделяется как федеральный бюджет (384209485,40 тыс.руб.), консолидированные бюджеты субъектов РФ (161410056,31 тыс.руб.), так и внебюджетные источники (11800000 тыс.руб.) [2]. Отразим схематично указанное на рисунке 2.
Проанализируем каждый из представленных федеральных проектов. В рамках первого проекта предоставляется инфраструктурная помощь в виде сниженной ставки арендной платы на офисные и производственные помещения, а также микрозаймы по льготной ставке, а также обеспечивается доступ к финансовой поддержке, предоставляемой АО «МСП Банк», АО «Корпорация «МСП», и информационно-консультационной, оказываемой центрами региона «Мой бизнес». Согласно установленным показателям планируется увеличение самозанятых граждан, применивших налог на профессиональный доход и воспользовавшиеся мерами поддержки от государства (70 тыс. человек в 2021 году, с увеличением до 240 тыс. человек к 2024 году).
В рамках второго проекта предоставляется патентная система налогообложения, а также предусматривается уменьшение количества представляемой субъектами финансовой, налоговой, статистической отчетности в связи с переходом государственных органов в дистанционный формат. Указанный проект включает мероприятия как для начинающих предпринимателей, так и для физических лиц, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.
Третий федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить программу льготного кредитования по ставке 7%; возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Среди запланированных показателей стоит выделить размер поддержки субъектов, который определяется в 2021г. в количестве 881,9 млрд. рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
В рамках третьего проекта «осуществляются мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. Выделяется возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, а также программа льготного кредитования по ставке 7%; предусматривается поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Размер поддержки от государства предусмотрен в 2021г. в количестве 881,9 млрд рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
В рамках четвертого проекта предусматривается создание единой цифровой экосистемы, которая содержит информацию о существующих институтах поддержки субъектов, функционирующих на территории страны, а также существующих на сегодняшний день мерах. Дистанционный формат обеспечивает получение бизнес-структурами необходимых мер поддержки.
Кроме того, предоставляется возможность дистанционного доступа к инфраструктурной поддержке, осуществляемой на территории региона отдельными организациями. В цифровом формате осуществляется подбор кадров, а также осуществляется создание мобильного приложения для доступа к сервисам платформы для участников проекта.
При исполнении проекта планируется достигнуть следующих результатов: увеличить количество полученных услуг и сервисов (в 2021г.-300,0 тыс. единиц, в 2024 году- 600 тыс. единиц), а также получить удовлетворенность пользователей, которые получили услуги с 50 % в 2021г. до 80% соответственно к 2024г.
Малый и средний бизнес, который осуществляет свою непосредственную деятельность на территории определенного региона, является важным игроком социально-экономического развития субъекта, поскольку создают новые рабочие места, способствуют росту налоговых поступлений на территории региона.
Таким образом, в проанализированном документе отражены основные моменты инфраструктурной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства.
В Ивановской области, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2021, было зарегистрировано 18,6 тысяч малых и средних предприятий, из которых малые предприятия составили 1,5 тыс. единиц, микропредприятия – 17 тыс. единиц, средние предприятия – 80 единиц. На предприятиях малого и среднего бизнеса было занято более 95 тысячи человек.
На территории Ивановской области также насчитывалось на 01.01.2021 года порядка 22 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах выглядела следующим образом (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области):
Таблица 1 — Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах [3].
Отраслевая структура
Источник: scienceforum.ru