Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодова Марина Дмитриевна, Улицкий Михаил Петрович
В статье изложены материалы по вопросу текущей ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, в частности, на автомобильном транспорте . Рассмотрены особенности данного сектора экономики, его инвестиционная активность, а также перспективы развития малых автотранспортных организаций, осуществляющих грузовые перевозки .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молодова Марина Дмитриевна, Улицкий Михаил Петрович
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ МАЛЫХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНЕ
Основные направления государственного стимулирования инвестиционной активности на автомобильном транспорте
Проблематика деятельности предприятий автомобильного транспорта Иркутской области в условиях перехода к рыночной экономике
Роли собственника малого бизнеса
Взаимодействие государства и предпринимательства в транспортном комплексе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ»
Аннотация. В статье изложены материалы по вопросу текущей ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, в частности, на автомобильном транспорте. Рассмотрены особенности данного сектора экономики, его инвестиционная активность, а также перспективы развития малых автотранспортных организаций, осуществляющих грузовые перевозки.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство (МСП), автомобильный транспорт, грузовые перевозки, инвестиции, проблемы финансирования.
В условиях значительного уровня конкуренции современного рынка деятельность осуществляет большое число крупных, средних и малых компаний. Причем последние играют все большую роль в экономиках большинства развитых стран. Мировая статистика свидетельствует о том, что по примерным подсчетам в экономически развитых странах малый и средний бизнес приносит около 50% национального продукта. Например, доля среднего и малого предпринимательства в ВНП таких стран как США, Великобритания и Германия составляет от 50 до 54%, в Японии около 55%, во Франции около 60%. Более 65% частных компаний по всему миру приходится на малый бизнес, примерно 10% из них осуществляет свою деятельность в транспортной отрасли [9, 10].
Год от года число малых и средних предприятий увеличивается и в России. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Данный факт связан, прежде всего, с тем, что на данном этапе развития малое предпринимательство признано ключевой потенциальной «точкой роста»
Статус субъекта МСП | Малый бизнес — льготы и послабления | Малое и среднее предпринимательство
российской экономики. Все дело в том, что данный рыночный институт призван решить ряд серьезных экономических и социальных задач. Малое и среднее предпринимательство (МСП) должно способствовать формированию конкурентной среды, повысить эффективность транспортного комплекса, обеспечить достаточный объем предложения услуг, насытить рынок товарами и услугами, предложить населению дополнительные рабочие места и увеличить объем налоговых поступлений в местные, региональные и федеральный бюджеты [6].
Стоит заметить, что малые предприятия вовсе не являются промежуточным звеном в процессе развития крупных компаний. Напротив, они представляют собой особую форму организации экономической жизни общества, в рамках которой деятельность осуществляется с учетом специфических отличительных особенностей и законов развития.
По мнению специалистов, принципиальные отличия малых предприятий от крупных состоят в уровне рисков и их структуре; в доступе кразного рода ресурсам, в том числе финансовым; в уровне выживаемости, а также в целях управления финансами [2].
Наиболее характерными чертами сектора малого и среднего бизнеса являются:
— высокая степень централизации и персонализации управления (руководитель-собственник самостоятельно принимает решения «по всем направлениям», что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств);
— небольшая численность персонала (для малых до 100 человек, для средних до 250 человек);
— небольшой объем уставного капитала, величина активов, а также объем оборота (доход для малых и средних до 800 млн. руб. и 2 млрд. руб. соответственно);
— высокий уровень зависимости от внешней среды, в лице финансовых учреждений, крупных организаций, городской администрации, компаний, оказывающих консультативные услуги и пр. [1].
Особо хотелось бы отметить преимущества сектора МСП:
— простота организации и ведения бизнеса (сведения бюрократизма к минимуму);
— минимальный объем первоначальных капитальных вложений и незначительное количество прочих видов ресурсов, необходимых для функционирования бизнеса;
— достаточно быстрая окупаемость капитальных вложений;
— возможность быстро реагировать на изменения спроса и адаптироваться;
— способность эффективно внедрять и применять инновационные
технологии, в том числе и в сфере транспортного обслуживания и логистики; — высокая мотивация к труду у сотрудников небольшого коллектива [6, 13]. Наличие значительного числа преимуществ, а также меры поддержки МСП со стороны государства создали почву для развития данного сектора экономики и роста числа малых компаний. Число малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории России, составляет на сегодняшний день 2103,8 тыс. и 13,7 тыс. соответственно. Выше сказанное подтверждается данными Росстата (рис.1).
Рис. 1 Динамика изменения численности малых и средних предприятий в России (на конец года), 2011-2014 гг., тыс. ед.
Сектор МСП последние пять лет демонстрировал положительную динамику в отношении категорий малых и микропредприятий. Так, их число в период с 2010 по 2014 гг. выросло на 28%. Однако стоит отметить, что в последнее время рост значительно замедлился: годовой прирост относительно 2013 г. составил 2,2%. При этом, основное число субъектов МСП зарегистрировано на территории Центрального, Приволжского и СевероЗападного Федеральных округов.
На фоне роста малых предприятий наблюдается сокращение числа средних компаний. Тем не менее, стоит отметить, что почти двукратное уменьшение их количества в большей мере объясняется изменениями критериев (по обороту и доле в капитале) отнесения субъектов хозяйствования к числу средних предприятий [5].
Отраслевая структура МСП-юридических лиц в период с 2010 по текущий момент фактически не претерпевала изменений. Данные об отраслевой структуре малых предприятий представим на рис.2.
Рис. 2 Отраслевая структура малых предприятий (включая микропредприятия) на конец 2014 года, %
В сегменте малых предприятий преобладают сектора, связанные с торговлей и ремонтом — на их долю приходится порядка 38% от общего числа предприятий, существенными долями обладают предприятия, осуществляющие деятельность в сфере операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Доля предприятий, предоставляющих услуги перевозки не столь существенна, но все же весома. По данным на начало 2015 года она составляет 6,2%. Аналогичная доля приходится на предприятия транспортной отрасли и в отраслевой структуре средних предприятий.
Несмотря на то, что на первый взгляд транспортные компании не занимают весомого места в общей структуре МСП число их довольно велико. Так, согласно статистическим данным на начало 2015 года в России насчитывалось порядка 130 750 малых и 565 средних предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой грузов и пассажиров. При этом заметим, что наибольшее их число приходится на предприятия сектора автомобильных перевозок. Согласно данным Росстата удельный вес малого бизнеса в услугах пассажирского автотранспорта составляет около 50%, грузового автотранспорта около 67% [4].
Малые автотранспортные организации, выполняющие грузовые перевозки, в основном задействованы в сфере перевозок мелких партий груза и разовых
перевозок (около 58% предпринимателей выполняют такие перевозки). Основная клиентура подобных компаний представлена в основном малым бизнесом, действующем в сфере торговли. Зачастую малые АТО имеют постоянных клиентов. Последних, как правило, удерживают гибкий подход к установлению тарифов, своевременная доставка и стремление поддержать график работы удобный для клиента [12, 13].
По данным Росстата в секторе грузовых автоперевозок наблюдается сокращение числа малых и средних предприятий. По состоянию на начало 2015 года число малых организаций составило 20175, что немногим отличается от показателя 2010 года, но в то же время почти на 9% меньше, чем в 2012 году. Количество же средних организаций сокращалось постепенно. По сравнению с 2010 годом их стало меньше на 30,8%. Однако, как уже оговаривалось ранее, частично такое существенное сокращение объясняется изменением критериев отнесения субъектов предпринимательства к числу средних.
Заметим, что тенденции по показателю «число субъектов МСП в сфере автотранспортных грузоперевозок» идут в разрез с общей ориентацией на рост числа малых и средних организаций в экономике России. В то время как курс по показателям грузооборота и объема перевезенных грузов аналогичен общим тенденциям современного развития транспортной отрасли. Рассмотрим указанные показатели более подробно, ориентируясь непосредственно на данные об услугах, предоставленных на коммерческой основе (рис.3).
Рис. 3 Динамика изменения показателей объема грузов перевезенных на коммерческой основе и коммерческого грузооборота на автомобильном транспорте (для малых предприятий), 2010-2014 гг.
Итак, в отношении малых предприятий имеют место следующие тенденции: рост грузооборота примерно на 33%, а также снижение объема перевезенных грузов на 25%по сравнению с 2010 г.
Так или иначе, несмотря на сокращение числа малых и средних АТП и довольно внушительное уменьшение объема перевезенных грузов за 5 лет малый бизнес не перестал выполнять свои социальные функции. Напротив, за последнее время число рабочих мест созданных на базе малых компаний увеличилось на 63,6 тыс. единиц или 11,4% всего за четыре года. Тем не менее, стоит отметить, что величина среднемесячной начисленной заработной платы работников на малых АТП, несмотря на ежегодный примерно 7-ми процентный рост, все же не так велика. По состоянию на начало 2015 года она составляет 19137 руб.
Оборот малых предприятий в течение рассмотренных пяти лет стабильно рос и составил в 2014 году 981,5 млрд. руб., что на 36,8% выше, чем в 2010 году.
Что касается средних предприятий, в связи с уточнением их перечня в период 2010-2014гг. сравнивать данные по представленным показателям за этот период некорректно.
Необходимо отметить тот факт, что на протяжении последних пяти лет стабильным остается показатель соотношения прибыльных и убыточных предприятий. Так вот, статистика не утешительна, на сегодняшний день это соотношение составляет примерно 80:20. Иными словами, каждое пятое предприятие, осуществляющее перевозки автомобильным транспортом, является убыточным [4].
Так или иначе, но стоит признать — потенциал малого и среднего предпринимательства в сфере грузовых автоперевозок на сегодняшний день реализован не полностью. И в данном случае дело не только в ухудшении экономической и финансовой ситуации в стране, введении санкций и высокой конкуренции на рынке. Малый бизнес, в силу своей специфики испытывает на себе действие и иных сдерживающих факторов:
— несовершенство нормативно-правовой базы;
— наличие препятствий, ограничивающих использование финансово -кредитных механизмов;
— увеличение налогового бремени, в связи с введением системы «Платон»;
— недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры;
— низкий уровень подготовки персонала;
— неудовлетворительное состояние парка транспортных средств [6].
Обеспечить экономический рост на предприятиях малого и среднего
бизнеса, а также решить назревшую проблему высокого износа автопарка и низкого уровня безопасности на транспорте, призван стабильный приток инвестиций в сектор грузового автомобильного транспорта [7, 11].
В условиях высокой конкуренции на рынке автотранспортных перевозок инвестиции становятся основной формой обеспечения роста прибыли компаний за счет возможности увеличения объемов перевозимых грузов и снижения переменных затрат на основе замены устаревшего и физически изношенного подвижного состава, а также внедрения инновационных разработок, направленных на совершенствование организации и управления перевозками
Рис. 4. Объем инвестиций в основной капиталв секторе МСП по транспортной отрасли, млрд. руб., 2010-2014 гг.
Согласно статистическим данным, представленным на рис.4, постепенный рост объема инвестиций наблюдается только в части малых предприятий: в 2014 году объем инвестиций оказался больше аналогичного показателя 2011 года на 6,7 млрд. руб.
Что касается средних предприятий, осуществляющих деятельность в транспортной сфере, то здесь после существенного падения объемов инвестиций в основные средства в 2012-2013 гг. намечается оживление. Однако на данный момент не достигнуты и значения четырехлетней давности.
В целом, необходимость инвестиционных вложений в рамках автотранспортной организации обуславливается потребностью в обновлении материально-технической базы, увеличении объемов производства услуг, освоением новых маршрутов и видов деятельности, а также совершенствованием бизнес-процессов и улучшением условий труда [3].
Основу инвестиционной деятельности малых автотранспортных организаций составляют именно реальные инвестиции: обновление и модернизация парка ТС, а также оснащение транспортных средств устройствами
телематики и навигации. В отношении направлений инвестирования малые предприятия транспортного комплекса мало отличаются от более крупных компаний-перевозчиков [11].
Наиболее распространенными методами финансирования инвестиций для малых и средних автотранспортных предприятий являются самофинансирование, финансовое кредитование и лизинг.
Эффективность инвестиционной деятельности малых АТО зависит от множества внешних и внутренних факторов. Снижение уровня эффективности инвестиций, как правило, провоцируют следующие недостатки, присущие предприятиям сектора МСП:
— недостаточный уровень квалификации руководства;
— более существенный уровень риска, ввиду неустойчивости положения на рынке;
— отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов;
— ограничения в заимствовании финансовых средств;
— трудности с получением кредитов вследствие отсутствия залогового обеспечения и наличия высоких процентных ставок;
— зачастую, отсутствие четких финансовых планов и несбалансированность производственной программы с рыночным спросом [2].
В заключение отметим, что без специальных мер поддержки со стороны органов государственной власти развитие малого бизнеса попросту невозможно. От эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти напрямую зависят перспективы развития данного сектора экономики. В этой связи была разработана программа, предполагающая совершенствование налоговой системы, устранение нестабильности бюджетного финансирования программ поддержки малого предпринимательства, борьбу с неразвитостью механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, создание кредитных союзов и обществ взаимного страхования, с целью обеспечения возможности самофинансирования и др. [1, 8].
1. Балашова Е.А. Основные черты, преимущества и недостатки деятельности субъектов малого бизнеса // Вестник ОмГУ Серия: Экономика. 2010. № 2.
2. Баркин Д.Е., Выборнова В.В. Особенности инвестиционной деятельности промышленных малых предприятий // Ученые записки РГСУ 2011. № 6.
3. Молодова М.Д., Безновская В.В., Прусова В.И. Инвестиционная деятельность на предприятиях транспорта // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. № 4 (10).
I SCIENCE TIME I
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Статистический сборник / Росстат. [Текст] / М., 2015. — 98 с.
5. Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://rcsme.ru/ru
6. Соловьева О.И., Соловьева Е.А. Малое и среднее предпринимательство на транспорте. Теория и методология оценки качества деятельности (монография) // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 9.
7. Хегай Ю.А. Проблемы автомобильного транспорта в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8.
8. Холодова А.О. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / М.П. Улицкий, А.О. Холодова // Вестник Университета (ГУУ). — М.: 2015. — № 10.
9. Холодова А.О. Особенности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом / А.О. Холодова // Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сб. науч. тр. МАДИ. — 2013. — № 19.
10. Холодова А.О. Особенности функционирования рынка автомобильных услуг в новых экономических условиях современной России / М.П. Улицкий, А.О. Холодова // Международный академический вестник. — Уфа: 2015. — № 2(8).
11. Холодова А.О. Перспективы повышения эффективности развития малого и среднего предпринимательства на рынке автотранспортных услуг Российской Федерации / А.О. Холодова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — М.: 2014. — № 1 (36).
12. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебное пособие / В.П. Бычков, И.Ю. Проскурина, В.М. Заложных, М.А. Шибаев, О.И. Чинарева; под общ. ред.
В.П. Бычкова; М-во образования и науки РФ, «ФГБОУ ВО ВГЛТУ». -Воронеж, 2015. — 256 с.
13. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А. Хегай, В.В. Девинова, К.А. Мухина. — Красноярск, 2012. — 229 с.
Источник: cyberleninka.ru
Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте
В зависимости от размеров предприятий автомобильного транспорта их подразделяют на малые, средние и крупные. К категории малых относятся отраслевые предприятия с численностью работников до 100 человек.
Мальте предприятия на автомобильном транспорте получили развитие с начала рыночных реформ и в настоящее время выполняют значительный объем работ как на перевозках грузов и пассажиров, так и в сфере автосервисных услуг.
Отличительными особенностями малых предприятий являются [7, с. 84]:
– минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий;
– короткие сроки создания и освоения проектных мощностей;
– быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала;
– высокая способность быстро реагировать на спрос;
– упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников;
– мощная мотивация к труду у членов небольших коллектиWow, возникающая на основе появления у них чувства хозяина, либо (если это наемные работники) сознание непосредственной зависимости между качеством труда, результатами хозяйственной деятельности и их материальным благополучием;
– простота управления, отсутствие, как правило, элементов бюрократизма, свойственных крупным хозяйственным системам.
Благодаря перечисленным достоинствам малые предприятия получили довольно широкое распространение на автомобильном транспорте. Большая их часть была образована в начале 1990-х гг., когда в России началась широкомасштабная приватизация государственной собственности. Их создание основывалось на отделении транспортных цехов и участков от крупных промышленных, строительных и других предприятий, а также на разукрупнении функционирующих автотранспортных предприятий.
За счет реорганизации крупных и средних транспортных предприятий, выделения филиалов и других структурных подразделений, появления частных (индивидуальных) предприятий средняя мощность одного грузового автохозяйства по отрасли в Российской Федерации значительно снизилась и составляет в настоящее время около 10 автомобилей. Аналогичная ситуация сложилась на пассажирском автотранспорте. Число малых предприятий на автомобильном транспорте в настоящее время является преобладающим, они выполняют значительный объем услуг для экономики и населения страны.
Малые АТП обслуживают определенный сектор рынка транспортных услуг.
Например, грузовые автотранспортные предприятия малых размеров выполняют главным образом перевозки мелкопартийных грузов и разовые перевозки (57, 34% предпринимателей осуществляют перевозки такого рода).
Клиентурой малых перевозчиков в подавляющем большинстве случаев являются малые предприятия и предприниматели, осуществляющие торгово-закупочную деятельность. Большая часть малых АТП имеют постоянную клиентуру, для привлечения которой используют такие методы, как гибкая тарифная политика, готовность поддерживать любой удобный для клиента график работы, обеспечение доставки груза в точно установленные клиентом сроки [10, с.67].
В то же время малые предприятия испытывают целый ряд трудностей и проблем, связанных с наличием небольших материальных и финансовых ресурсов. В частности, они имеют повышенную «чувствительность» к экономическим изменениям во внешней среде (росту цен, спаду производства и т.д.), поэтому малые предприятия рискуют в большей степени, чем крупные. Они испытывают большие трудности с привлечением работников из-за слабой защищенности и отсутствия возможностей для карьеры.
Значительные трудности, которые испытывают малые предприятия, обусловлены также невысоким уровнем специализации менеджеров. Здесь широко применяется совместительство, при котором один менеджер выполняет самые разнообразные функции. В результате качество менеджмента невысокое, что отрицательно сказывается на результатах работы малого предприятия.
В последние годы на рынке транспортных услуг появилось большое число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих трудовую деятельность без образования юридического лица [18, с. 32].
Высокая техническая готовность автотранспортных средств индивидуальных предпринимателей обеспечивается своевременным (в соответствии с графиком) проведением профилактических работ (ТО-1, ТО-2 и др.) на специализированных предприятиях (АТП или СТО), с которыми индивидуальный предприниматель обязан заключить договор. Наличие такого договора входит в состав документов, необходимых для государственной регистрации предпринимателя и постановки на учет в налоговой инспекции. Затраты на выполнение работ по техническому обслуживанию автомобилей включаются в общую сумму затрат автовладельца и учитываются в книге доходов и расходов.
Конкурентная среда, в которой работают индивидуальные транспортные предприниматели, заставляет их чутко реагировать на спрос со стороны заказчиков, постоянно повышать качество перевозок, строго выполнять установленные сроки доставки грузов и пассажиров. Поэтому предприятиям и организациям, не имеющим собственных автотранспортных средств, зачастую экономически более выгодно обращаться к индивидуальным предпринимателям-автовладельцам, чем к специализированным автотранспортным предприятиям.
Индивидуальный предприниматель имеет право [19, с. 64]:
– приобретать какое-либо имущество или имущественные права;
– использовать имущество других лиц и даже предприятий, если это оговорено соглашением;
– нанимать или увольнять работников;
– получать кредит и открывать счет в банке;
– самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты налога;
– осуществлять операции с валютой и т.д.
В сфере потребительского рынка и услуг индивидуальные предприниматели имеют равные права с юридическими лицами, поскольку их деятельность регулируется теми же правилами ГК РФ, что и деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Если к индивидуальному предпринимателю применены меры, затрагивающие его интересы, он имеет право обжаловать действия органов, допустивших ущемление его прав. При найме работников индивидуальный предприниматель обязан заключить с каждым из них контракт и в соответствии с условиями договора осуществлять оплату их труда.
Индивидуальная предпринимательская деятельность прекращается по решению самого предпринимателя или суда. Суд вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя банкротом или в случае нарушения действующего законодательства.
Каждое физическое лицо может использовать имеющееся у него в собственности имущество по своему усмотрению. Индивидуальный предприниматель имеет право как создавать предприятия, так и вкладывать капитал в другие сферы деятельности, извлекая из этого прибыль [19, с. 65].
Индивидуальное предпринимательство в общем случае имеет ряд преимуществ:
– простота в организации;
– полная самостоятельность, свобода и оперативность;
– максимум побудительных мотивов;
– конфиденциальность деятельности, т.е. возможность сохранить коммерческие секреты в тайне;
– низкие организационные издержки и др.
Индивидуальное предпринимательство несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета – его можно вести, не имея специального бухгалтерского образования. Ставки налогообложения доходов, полученных от индивидуального предпринимательства, значительно ниже, чем у юридических лиц.
Индивидуальное предпринимательство часто является начальной стадией более крупной предпринимательской деятельности. При желании и необходимости можно создать предприятие, выбрав подходящую организационно-правовую форму этого предприятия.
Учредителем и собственником такого предприятия является одно физическое лицо. Учредитель самостоятельно осуществляет руководство предприятием, в то же время он может заключить контракт с другим физическим лицом на должность директора предприятия. Таким образом, учредитель может, не принимая никакого участия в деятельности предприятия, участвовать в распределении прибыли.
Уставный фонд предприятия образуется из средств, внесенных учредителем на расчетный счет в банке в сроки, установленные действующим законодательством. Имущество предприятия формируется за счет вклада учредителя. Трудовая деятельность осуществляется как самим учредителем, так и гражданами на основе трудовых договоров.
При этом наемным работникам обеспечиваются оплата и условия труда, а также другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Предприятие является юридическим лицом, учреждается и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства, имеет свой расчетный счет, самостоятельный баланс, открывает валютный счет [19, с.72]. Имущество предприятия учитывается на балансе в размере, определяемом по действующим и договорным ценам. Предприятие несет ответственность всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.
С изменением статуса на предприятии создается управленческая группа. В нее могут входить управляющий-собственник, агент по снабжению, который одновременно выполняет функции технолога, мастер, в подчинении которого находятся рабочие. Обязательно в группе управленцев должен быть бухгалтер, который может приглашаться на временную работу или быть постоянным работником. Совмещение профессий, управленческих функций на таких предприятиях способствует экономному использованию управленческих и рабочих кадров.
В условиях рыночных отношений малый бизнес имеет большое значение для экономики страны и каждого региона.
Основные достоинства малого бизнеса с точки зрения экономики [19, с.75]:
– создает широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса;
– обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность,
глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность;
– создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции,
многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры;
– осуществляет разработку и внедрение технологических,
технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
– мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными, в частности использует местные сырьевые ресурсы и отходы производства;
– улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики;
– способствует более равномерному развитию регионов страны.
Наряду с названными экономическими функциями в условиях рыночной экономики сектор малого предпринимательства осуществляет целый ряд важнейших социальных функций [19, с. 84]:
– увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
– обеспечивает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
– осуществляет отбор наиболее энергичных, дееспособных
личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
– создает новые рабочие места с относительно низкими капиталозатратами, особенно в сфере обслуживания;
– обеспечивает трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин и др.);
– проводит подготовку кадров, в том числе за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают квалификацию в процессе работы.
Сложности, связанные с функционированием субъектов малого бизнеса, с одной стороны, и значимость функций, которые этот сектор хозяйственной деятельности выполняет в рыночной экономике, с другой стороны, определяют необходимость создания благоприятных условий для становления, развития и выживания субъектов малого предпринимательства. С этой целью во всех странах с развитой рыночной экономикой созданы и действуют системы поддержки малого бизнеса [19, с.86].
В нашей стране в соответствии с Законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (1995) также предусмотрен целый ряд мер в налоговой и финансово-кредитной сферах, способствующих успешному функционированию и развитию малого предпринимательства во всех видах деятельности, в том числе на автомобильном транспорте (подробно они будут рассмотрены в дальнейшем).
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели в настоящее время выполняют значительный объем транспортных услуг, составляя тем самым серьезную конкуренцию средним и крупным автотранспортным предприятиям. Поэтому экономику автотранспортной деятельности в настоящий период нельзя рассматривать без их участия.
В то же время для успешного выполнения задач, стоящих перед автомобильным транспортом, нужны крупные и средние автотранспортные предприятия. У каждого предприятия в зависимости от его специализации (назначения) и размеров формируется своя рыночная ниша автотранспортных услуг, в границах которой обеспечивается более высокая эффективность перевозок и конкурентоспособность [19, с. 88].
Источник: lektsia.com
Роль малого бизнеса на транспорте
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирского автотранспорта
В городе Владимире 27 января 2023 года состоялось расширенное выездное заседание, организованное Комиссией Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению совместно с Союзом российских городов, на тему: «Роль транспорта в развитии современного города». В заседании принял участие Президент Ассоциации Регионального объединения работодателей Саморегулируемой организации «Союз транспортников Кубани» Петров Иван Борисович, который представил свой доклад на тему: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирского автотранспорта».
Петров Иван Борисович:
В России с каждым годом подвижной состав становится старше. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние 10 лет средний возраст автобусов в России увеличился с 13,8 лет до 16,6 лет. В 70% субъектов Российской Федерации уровень обновления подвижного состава находится ниже среднего. В 20% субъектов Российской Федерации городские автобусы совсем не обновляют.
Основной фактор влияния на обновление общественного транспорта — финансовое положение субъекта. Почему у перевозчика недостаточно средств? В первую очередь, это снижение пассажиропотока. По России снижение пассажиропотока за 10 лет составило 39,4%, по Краснодарскому краю 26,7%. Снижение пассажиропотока привело к снижению выручки предприятий и потере прибыли.
В то же время за последние 10 лет количество легкового автомобильного транспорта в России выросло на 36%, средний возраст такого транспорта составляет 13 лет. Что касается автобусов, то рост есть, но он не сопоставим с легковым транспортом – 8,5%, средний возраст 16,6 лет. То есть привлекательность автобуса ниже, чем у легкового транспорта, поэтому люди в России предпочитают ездить на своем автомобиле.
До перестройки в советское время во многих муниципальных образованиях действовали автобусы большого класса ЛИАЗ-677, прекрасный транспорт, потом мы перешли на Газели и вот теперь постепенно возвращаемся к автобусам большого класса. Что касается сельских поселений, то там до сих пор население ездит на желтых Газелях, средний возраст которых более 15 лет. Наша задача – хотя бы частично поменять эту технику.
Далее немного расскажу о проекте «БКД». Прекрасный проект, но не все муниципальные образования могут себе позволить в нем участвовать. Требования для участия в проекте «БКД», которые, на мой взгляд, нужно менять: регулируемый тариф и магистральные маршруты. Например, в Краснодарском крае 85% маршрутов – это маршруты по нерегулируемому тарифу.
Осуществление перевозок по магистральным маршрутам (обслуживаются МУП), а в малых городах вообще не существуют, не говоря о сельской местности. Также по проекту «БКД» сейчас могут участвовать только машины большого класса. Это не совсем правильно, потому что есть разные маршруты, где-то большой класс автобусов является чрезмерным. Тем более, если мы говорим о сельских поселениях, однозначно должны быть машины среднего и малого класса.
Следующая программа, которую хотелось бы затронуть — Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Автомобильная промышленность»). В моем понимании это программа по компримированному природному газу. Ряд регионов, ряд муниципальных образований (я говорю за Краснодарский край) просто не имеют газовых заправок.
Город Краснодар (город-миллионник), который очень динамично развивается, один из трех быстро растущих городов России (за последние 10-15 лет численность населения в Краснодаре удвоилась), в котором находится всего 2 газовых заправки. Поэтому говорить о заправке автобусов газом не приходится. Автобусы стоят в очереди на заправку газом по 40 минут. Поэтому перевозчики и не хотят покупать такую технику из-за недостаточной инфраструктуры.
В рамках Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Автомобильная промышленность») предлагаются изменения в Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Стоимость автобусов ПАЗ 320415 за год выросла на 21%.
Для сравнения автобус этой же модели с газовым двигателем будет стоить почти на 2 млн дороже дизельного. Программа подразумевает под собой субсидию в размере 700 тыс. руб. В любом случае даже с учетом субсидии автобус для перевозчика будет почти на 1300 тыс. руб. дороже. Срок окупаемости (затраты на масла, фильтра и т.д.) значительно выше дизельной машины, поэтому тут спорная экономика. Раньше, когда субсидия была значительно выше, перевозчики в Краснодарском крае охотнее покупали машины на газомоторном топливе.
Таким образом, наиболее актуальной мерой поддержки, как автопроизводителей, так и перевозчиков, будет являться программа субсидирования производителей автотранспортной техники, предназначенной для перевозки пассажиров на маршрутах регулярного сообщения независимо от вида перевозок. Необходимо предусмотреть субсидии не только для производителей газомоторной техники, но и производителей автобусов, работающих на дизельном топливе. Это необходимо в связи с недостаточным количеством АГНКС, либо вообще их отсутствием в ряде субъектов Российской Федерации.
Источник: rosacademtrans.ru