Роль малого бизнеса в экономике США

В статье анализируется кластерный механизм укрепления экономического и инновационного положения США. Показана роль малых фирм в кластере и их взаимодействие с другими участниками. Отмечается, что кластерная инициатива является новой парадигмой администрации по делам малого бизнеса США. Делается вывод, что концепция кластерного подхода способствует развитию экономики страны в целом.

В течение всего послевоенного периода США проводит политику массированных инвестиций в науку, образование, высокотехнологичные отрасли и инновационный потенциал своей страны, при этом особое внимание уделяется человеческому капиталу и интеллектуальной собственности. За эти годы были созданы различные механизмы регулирования и поддержки экономического и инновационного развития США. Одним из таких механизмов служит кластерная система производства. В данной статье рассмотрены такие вопросы, как роль малых фирм в кластере, их взаимодействие с другими участниками и влияние такой формы кооперации на рост и развитие экономики США.

США. Индивидуальные предприниматели, малый бизнес, налоги.

В последние годы был опубликован ряд исследований, призывающих федеральное правительство рассматривать региональные программы в качестве ключевого фактора экономического развития США: начали проводить политику более эффективного и рационального использования уже имеющихся ресурсов, структурирование существующих программ. Так образовался новый подход, в котором используются финансовые возможности государственных и местных органов власти, знания и научные наработки университетов и исследовательских центров с целью поддержки конкретных региональных кластеров, что, в свою очередь, направлено на удовлетворение национальных потребностей.

Под кластерами понимается территориально сконцентрированное объединение компаний, специализированных поставщиков, академических учреждений и государственных органов, которые производят и реализуют взаимосвязанные и взаимодополняющие товары и услуги. Региональные кластеры растут и развиваются благодаря увеличению сотрудничества между участниками, эффективности взаимодействия и инновациям [1–4].

От подобной формы сотрудничества выигрывают все стороны [5–7]:

  • Крупные компании участвуют в кластерах с целью стимулирования региональной экономики, поиска партнеров в области передачи технологий, а также получения доступа к новым технологиям с возможностью их дальнейшей коммерциализации.

Малые предприятия сообщили, что их участие главным образом зависит от возможности взаимодействовать с другими членами кластера и их желания использовать уникальные услуги, которые предоставляет сообщество.

  • Университеты заинтересованы в скорейшей передаче новых технологий частному сектору и в их коммерциализации. Также они оказывают консультационные услуги другим участникам кластера и предлагают инновационные решения для бизнеса.
  • Правительство, в том числе различные агентства и ведомства, заинтересованы в более быстром и эффективном экономическом развитии региона, создании новых рабочих мест, новых высокотехнологичных предприятий. Их роль заключается в том, чтобы создать привлекательные законодательные условия для ведения бизнеса, организовать программы поддержки развития как НИОКР, так и отдельных предприятий. Кроме этого, государственные органы могут выступать в качестве покупателей товаров и услуг.

Роль государства в развитии кластерного механизма стимулирования экономики

Роль малого бизнеса в белорусской экономике. Интервью с предпринимателем

Финансирование кластерных проектов обычно осуществляется венчурными фондами. Например, в 2011 г. объемы венчурного финансирования составили почти 30 млрд долл. [8], а бюджет Б. Обамы включал лишь 300 млн долл. на нужды кластерных инициатив [9]. Однако хочется отметить растущую роль правительства США на данном направлении.

Федеральное правительство США традиционно играет важную роль в развитии инновационных кластеров по всей стране. Финансируемые из федерального бюджета исследования и государственные, в первую очередь военные, закупки сыграли значительную роль в становлении кластеров, которые сформировались вокруг крупных исследовательских университетов.

Таким образом, была создана правовая и институциональная база для кластерных программ. Особо важными правовыми этапами для создания кластеров и других государственно-частных партнерств было принятие следующих законов: Закон Байя-Доуэла 1980 г., Закон о развитии инноваций в сфере малого бизнеса 1982 г. (программа SBIR), Закон о трансфере федеральных технологий 1986 г., Закон о развитии НИОКРа в сфере малого бизнеса 1992 г. (программа STTR).

Однако Соединенные Штаты традиционно не имели четко выраженной национальной политики по содействию развитию отдельных инновационных отраслей в конкретных регионах страны. Перед началом глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. политика по управлению научно-техническими приоритетами США стала меняться [1, гл. 1.2]. Так, в 2007 г. при поддержке обеих партий конгресс США провел закон «Америка конкурирует» (America COMPETES Act), посвященный проблемам научно-технологической и образовательной политики страны. Однако этот закон лишь призывал министерства и ведомства создать инновационные институты для совместных разработок с университетами и промышленными предприятиями, но еще не выделял в федеральном бюджете какие-либо средства для прямого финансирования региональноотраслевых партнерств.

Мировой кризис 2008–2009 гг. и существенный спад в основных отраслях экономики США стали сигналом для более активных действий в области развития инноваций и их коммерциализации. Так, например, в 2009 г. в федеральном бюджете США было выделено 50 млн долл. для содействия развитию региональных кластеров. Кроме этого, Закон 2009 г. о восстановлении и реинвестировании американской экономики выделял 2,4 млрд долл. на разработку и производство батарей и аккумуляторов нового поколения (в том числе и для использования их в электромашинах). Большинство компаний, получивших гранты из этих ресурсов, находятся в штате Мичиган (т.е., по своей сути, федеральное правительство выделило колоссальные средства на развитие кластера). В январе 2011 г. Президент США Б. Обама подписал закон «Америка конкурирует 2010» (The America COMPETES Act 2010), который, в частности, выделял 100 млн долл. ежегодно для реализации региональной инновационной программы, в том числе в рамках кластерной региональной инициативы, осуществляемой Администрацией по делам малого бизнеса и некоторыми другими ведомствами.

Читайте также:  Для бизнес модели доступ к товару услуге показателем социального результата может являться

С институциональной точки зрения важно отметить, что в кластерных программах теперь задействованы почти все министерства и ведомства, однако важнейшую роль играют Управление экономического развития, Администрация по вопросам занятости и профессиональной подготовки и Администрация по делам малого бизнеса.

Кластерная инициатива — новая программа Администрации по делам малого бизнеса США

Способность малого бизнеса внедрять инновации имеет решающее значение для конкурентоспособности США. В июне 2010 г. Администрация по делам малого бизнеса (SBA) совместно с некоторыми министерствами и ведомствами объявила о введении новой программы поддержки малого и среднего бизнеса [10] — Региональная кластерная инициатива (РКИ). Данная программа направлена на увеличение количества малых фирм и создание новых рабочих мест посредством финансирования региональных кластеров, которые поддерживают экономические, деловые и кадровые активы регионов.

SBA выделяет два основных направления в рамках Региональной кластерной инициативы — региональные инновационные кластеры и кластеры в области передовых оборонных технологий. Кластеры, выбранные для участия в программе, получают годовые контракты (с возможностью продления), чтобы обеспечить бизнес-обучение участников, консультирование, наставничество, коммерциализацию и трансферт технологий и другие услуги, которые направлены на поддержание роста и развития малых фирм-участников.

Региональная кластерная инициатива — это первая межведомственная программа, направленная на развитие местных региональных экономик США. В мае 2011 г. Б. Обама выделил дополнительно 37 млн долл. в рамках инициативы «Содействие занятости и катализатор инноваций». Было выбрано и поддержано дополнительно 20 быстро развивающихся региональных кластеров.

В программе задействованы 13 ведомств: четыре из них осуществляют как финансовую, так и информационноконсультативную помощь, а остальные агентства будут предоставлять узкоспециализированную техническую помощь и доступ к прочим ресурсам и лишь к тем проектам, которые соответствуют критериям конкретных отраслевых учреждений. Каждый проект получил от 1,5 до 2,2 млн долл. на развитие, а также консультационные, информационные, образовательные услуги ведомств-участников и кредитные гарантии от Администрации малого бизнеса [2]. В октябре 2012 г. начался третий этап программы. Б. Обама выделил еще 20 млн долл., и были выбраны 10 новых кластеров [5]. Теперь 14 ведомств оказывают техническую и другие формы поддержки в рамках этих программ.

Кроме того, в марте 2012 г. Администрация Президента США объявила о запуске программы «Стимулирование инноваций и создание рабочих мест в удаленных и труднодоступных районах Америки» (Rural Jobs and Innovation Accelerator Challenge) [6]. Это еще одна межведомственная программа, на которую выделено 15 млн долл. Данные средства были распределены между двадцатью проектами в разных районах страны.

Кластеры получают финансирование из различных ведомств: от Администрации по делам малого бизнеса, Министерства торговли, Министерства труда, Министерства обороны и др. По некоторым оценкам, с 2010 по 2013 гг. Федеральное правительство потратило 250 млн долл. на поддержку кластерных программ [3].

В то же время прямые расходы SBA, связанные с Региональной кластерной инициативой, не так велики — около 10 млн долл. в год, или 2,5% от расходов агентства на программы развития предпринимательства [11]. Такой механизм поддержки бизнеса и инноваций считается малозатратным, однако отмечается существенный кумулятивный эффект на экономику. Например, в рамках одной из программ вложение всего 13 млн долл. позволит создать почти 3000 рабочих мест и привлечь 35,5 млн долл. частных инвестиций в краткосрочной перспективе. Долгосрочные ожидания более значительные: 6500 рабочих мест и 70 млн долл. частных инвестиций [6].

В рамках кластерной инициативы малые предприятия имеют возможность воспользоваться различными программами поддержки SBA. Это подтверждает опрос малых предприятий, участвующих в кластерной инициативе. Так, около 59% малых фирм — членов одного из кластеров в 2013 г. — использовали внешнее финансирование, в т.ч. кредиты, гранты, венчурные фонды, а 39% респондентов отметили, что участие в кластерной инициативе привело к расширению возможностей финансирования. Кластерная инициатива способствует привлечению дополнительного финансирования следующими мерами:

1) распространение информации о возможностях финансирования;

2) предоставление технической помощи, в том числе в виде обучения и помощи в написании заявлений на предоставление того или иного вида финансирования;

3) поддержка взаимодействия между участниками кластера, например, поиск партнеров для повышения прочности заявок, а также поиск инвесторов, таких как венчурные фонды.

Анализ первых результатов кластерных программ SBA

За первые два года существования программы малые фирмы-участники кластеров имели следующие преимущества в доступе к капиталу [7]: получили государственные контракты на сумму более 800 млн долл.; участвовали в SBIR/STTR-программах в размере 14 млн долл.; привлекли более 66 млн долл. кредитования в форме частных источников финансирования, таких как кредиты, венчурные фонды и др.

Участники кластерной инициативы отмечают, что кластеры способствуют созданию новых видов товаров и услуг. В 2013 г. была подана 181 заявка на патентные права, получены лицензии на 47 технологий (от 3-х лиц) и выдана 31 лицензия на новые технологии (3-м лицам), что существенно выше, чем годом ранее — 111, 22 и 20 соответственно. Такое увеличение отражает резкий рост сотрудничества между членами кластера.

84% малых фирм выделяют возможность взаимодействовать с другими участниками в качестве основной причины участия в кластере. Так, в 2013 г. из 178 опрошенных малых предприятий 57% смогли создать, как минимум, одно объединение с другой малой фирмой или корпорацией, или же исследовательским институтом. Среди новых союзов 50% были образованы с другими предприятиями малого бизнеса, 20% — с корпорациями, а остальные — с университетами, научноисследовательскими лабораториями и другими организациями. Похожие результаты наблюдались и в предыдущий год инициативы.

Читайте также:  Как заняться ягодным бизнесом

Кластерная система производства оказывает положительный эффект на такие экономические индикаторы, как общая занятость, выручка и уровень заработной платы. Рост этих показателей в течение двух лет действия программы оказался значительным и существенно превысил аналогичные региональные индексы. Поэтому регионы особенно заинтересованы в кластерном механизме стимулирования экономики, укреплении инновационных центров. Подобные центры повышают уровень конкурентоспособности отдельных штатов.

Так, за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался уверенный рост общей занятости в рамках анализируемых кластеров (6,9%), что значительно выше данных статистики по тем же регионам в фирмах, которые не участвуют в кластерах (0,3% по данным Бюро Цензов и 1,6 % по данным независимого статистического агентства DanB.

Увеличение оплаты труда — еще один важный экономический показатель. В рамках кластерной инициативы расходы на заработную плату выросли более чем на 14%, в то время как по статистике Бюро экономического анализа этот показатель составил лишь 3,2% в период с 2011 по 2013 гг.

В качестве яркого примера можно привести кластер Magnolia Business Alliance (МВА), штат Миссисипи, который состоит из 48 участников. В него входят предприятия оборонной и энергетической отраслей, а также подкластер Geospatial Solutions, развивающий рынок геопространственных технологий. По данным экономического отчета U.S. Metro Economies [12], представленного на конференции мэров в 2014 г., регион Паскагула, Миссисипи, в котором оперирует МВА, вошел в десятку наиболее быстро развивающихся экономических регионов в США [4]. A Geospatial Solutions уже четвертый год подряд смог получить контракт с SBA в рамках программы Региональных кластеров и за 2013 г. показал успешные результаты: количество участников выросло с 11 до 27 организаций, 405 рабочих мест сохранено или создано, более 60 млн долл. инвестиций привлечено в виде капитала.

В северо-восточном Огайо также выделен кластер, состоящий из трех подкластеров в трех отраслях: энергетика, гибкая электроника и водные технологии. При этом технологии каждого из подкластеров взаимосвязаны, поэтому компании способны формировать межотраслевые стратегические партнерства. В качестве примера можно назвать NorTech, специализирующийся в сфере гибкой электроники и получающий средства в рамках программы SBA региональных кластеров. В целях ускорения роста занятости и воздействия на региональную экономику, этот кластер к 2019 г. планирует создать 3020 новых рабочих мест и увеличить долю на мировом рынке до 42 млрд долл. Кроме этого, задачей кластера является создание целостной региональной цепочки для изготовления гибких устройств и достижения глобального лидерства в данном производстве.

Идея комплексного подхода в отношении регионального экономического развития на основе кластеров показывает свою эффективность. Принятые в США законы и созданные комиссии по поддержке и организации кластеров позволили укрепить позиции малого и среднего бизнеса, вывести его на конкурентоспособный международный уровень. Поскольку основная масса предприятий кластера расположена в одном регионе, его природный и кадровый потенциал используется максимально. Малые предприятия создают новые рабочие места и, благодаря кооперации с крупными предприятиями, имеют возможность представлять свою продукцию на внешних рынках. Концепция кластерного подхода позволяет увеличить темпы роста товарооборота высокотехнологичной продукции и способствует развитию экономики страны в целом.

Не менее значимое преимущество подобных региональных инициатив — это относительно недорогой способ стимулирования сотрудничества между участниками, внедрение инноваций и новой экономической деятельности в экономических регионах, которые так важны для общего национального благосостояния страны. Государственное внимание и поддержка данного механизма дают сигнал и другим игрокам рынка, что позволяет увеличить объемы частного финансирования кластеров.

Список литературы

Источник: articlekz.com

Журнал «Современная Наука»

Актуальность статьи обусловлена тем, что развитие малого бизнеса связано с коммерциализацией инноваций, кооперацией малых и крупных предприятий, развитием бизнес-инфраструктуры и самоуправления, а это влияет на развитие экономики и науки страны. Целью статьи является анализ особенностей развития малого бизнеса США, на основе статистических данных обоснование важнейшей роли данного сектора экономики, определение основных направлений государственной поддержки малого бизнеса в США с целью адаптации их для России.

В качестве методов исследования использовались систематизация и обобщение научной литературы. Показано, что всесторонне сбалансированное развитие малых и средних предприятий должно осуществляться в хорошо продуманном стратегическом направлении, создавая динамичные предприятия и новые рабочие места, развивая физическую и институциональную инфраструктуру, реструктурируя экономику регионов, внедряя новые производства. Решающая роль малого бизнеса в экономике США с повышением эффективности субъектов экономики, ростом деловой культуры, формированием положительного имиджа предпринимателя. Определены основные направления государственной поддержки малого бизнеса в США с целью адаптации их для России: категоризация типов предпринимателей, акцентирование на типе предпринимательства при оказании государственной поддержки, бизнес – инкубаторы, широкая система гарантии кредитов, популяризация данного вида деятельности.

Ключевые слова:стратегия малого бизнеса, экономическое развитие, регуляторная политика, рабочие места, конкурентное преимущество.

Источник: www.nauteh-journal.ru

Как малый бизнес движет экономику США

Что на самом деле движет экономикой США? Нет, это не война. Фактически, именно малый бизнес – фирмы со штатом менее 500 сотрудников – движет экономикой США, обеспечивая работой более половины частной рабочей силы страны.

По данным Бюро переписи населения США, в 2010 году в США насчитывалось 27,9 миллиона малых предприятий по сравнению с 18 500 более крупными фирмами с 500 и более сотрудниками.

Читайте также:  Производство сим карт как бизнес

Эти и другие статистические данные, отражающие вклад малого бизнеса в экономику, содержатся в Профиле малого бизнеса для штатов и территорий, издание 2005 г. Управления по защите интересов малого бизнеса США (SBA).

Управление по защите интересов SBA, «сторожевой пёс для малого бизнеса» правительства, изучает роль и статус малого бизнеса в экономике и независимо представляет взгляды малого бизнеса перед федеральным правительством. агентствами, Конгрессом и Президентом США. Это источник статистики малого бизнеса, представленный в удобном для пользователя формате, и он финансирует исследования проблем малого бизнеса.

“Малый бизнес движет американской экономикой”, сказал д-р Чад Мутрей, главный экономист Управления по защите интересов в пресс-релизе. «Мэйн-стрит обеспечивает рабочие места и стимулирует наш экономический рост. Американские предприниматели творческие и продуктивные, и эти цифры подтверждают это».

Малые предприятия создают рабочие места

Данные и исследования, финансируемые Управлением адвокации SBA, показывают, что малые предприятия создают более половины нового частного несельскохозяйственного валового внутреннего продукта и создают от 60 до 80 процентов новых рабочих мест.

Данные Бюро переписи населения показывают, что в 2010 году на долю малых предприятий США приходилось:

  • 99,7% фирм работодателей США;
  • 64% чистых новых рабочих мест в частном секторе;
  • 49,2% занятости в частном секторе; и
  • 42,9% фонда заработной платы в частном секторе

Выход из рецессии

На малые предприятия приходилось 64% новых рабочих мест, созданных в период с 1993 по 2011 гг. (или 11,8 млн из 18,5 млн новых рабочих мест).

Во время восстановления после великой рецессии, с середины 2009 по 2011 год, на небольшие фирмы – во главе с более крупными с 20-499 сотрудниками – приходилось 67% чистых новых рабочих мест, созданных по всей стране.

Становятся ли безработные самозанятыми?

В периоды высокой безработицы, например, в США во время великой рецессии, открытие малого бизнеса может быть таким же трудным, если не более сложным, чем найти работу. Однако в марте 2011 года около 5,5% – или почти 1 миллион самозанятых – были безработными в предыдущем году. По данным SBA, этот показатель вырос с марта 2006 г. и марта 2001 г., когда он составлял 3,6% и 3,1% соответственно..

Малый бизнес – настоящие новаторы

Инновации – новые идеи и улучшения продукта – обычно измеряются количеством выданных патентов фирме.

Среди фирм, считающихся фирмами с высоким уровнем патентования – те, которые получили 15 или более патентов за четырехлетний период – малые предприятия производят 16 по данным SBA, в разы больше патентов на одного сотрудника, чем у крупных патентных фирм. Кроме того, исследование SBA также показывает, что увеличение количества сотрудников коррелирует с ростом инноваций, а рост продаж – нет.

У женщин, меньшинств и ветеранов есть небольшие права собственности. Бизнесы?

В 2007 году 7,8 миллиона малых предприятий страны, принадлежащих женщинам, в среднем имели выручку по 130 000 долларов каждый.

Проанализированы предприятия, принадлежащие азиатам. 1,6 миллиона в 2007 году, а средняя выручка составила 290 000 долларов. В 2007 году количество предприятий, принадлежащих афроамериканцам, составляло 1,9 миллиона, а средняя выручка составила 50 000 долларов. В 2007 году число предприятий, принадлежащих латиноамериканским американцам, составляло 2,3 миллиона, а средняя выручка составила 120 000 долларов. По данным SBA, в 2007 году количество предприятий, принадлежащих коренным американцам/островитянам, составило 0,3 миллиона, а средняя выручка составила 120 000 долларов.

Кроме того, малые предприятия, принадлежащие ветеранам. в 2007 году составила 3,7 миллиона долларов, а средняя выручка составила 450 000 долларов.

Влияние пандемии COVID-19 на малый бизнес

Ни одно событие в истории США не оказало столь разрушительного воздействия на американские малых предприятий в связи с пандемией коронавируса COVID-19, которая началась в конце января 2020 года. Особенно сильно сказались последствия многих государственных и местных ограничений доступа клиентов, приказов о социальном дистанцировании и временных запретов, введенных в надежде остановить распространение COVID-19. губительно для владельцев малого бизнеса.

Согласно текущему обследованию населения, проведенному в апреле 2020 года Бюро статистики труда США, количество активных владельцев малого бизнеса в США сократилось на 3,3 миллиона или 22% всего за первые три месяца пандемии, с февраля по апрель 2020 года. Падение числа активных предприятий было самым большим в истории, причем больше всего пострадали предприятия, принадлежащие меньшинствам.

Особенно сильно пострадали предприятия, принадлежащие чернокожим: их деловая активность снизилась на 41%. Деловая активность, принадлежащая латиноамериканцам, упала на 32%, а активность владельцев бизнеса в Азии упала на 26%. Владельцы бизнеса, принадлежащие иммигрантам, понесли существенные убытки – 36%. Предприятия, принадлежащие женщинам, также непропорционально сильно пострадали от падения деловой активности на 25%.

Экономические аналитики опасаются, что многие временные закрытия малых предприятий станут постоянными, потому что о неспособности владельцев оплачивать текущие расходы и пережить остановку, несмотря на усилия федерального правительства, такие как Закон о помощи, чрезвычайной помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом (CARES). Принятый в марте 2020 года закон CARES предоставил более 2 триллионов долларов в виде займов, грантов и расширенных пособий по безработице, направленных на то, чтобы помочь владельцам бизнеса и сотрудникам пережить последствия COVID-19 для здоровья населения и экономики.

Источник: recture.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин