Роль малого бизнеса в инновационном процессе

Ускорение научно-технического процесса, его глобализация выводят фактор развития инновационной деятельности в государстве в число основных факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития.

Именно сектор малого предпринимательства, обладающий рядом преимуществ по сравнению с крупным (экономичность, маневренность, единоличность управления, возможности совмещения управленческих и инженерно-технических функций и др.), играет важнейшую роль в инновационном развитии российской экономики. Следовательно, перед государством встает задача понимания ролей инновационных проектов малого предпринимательства в социально-экономическом развитии государства. Поэтому необходимо выяснить эти роли, чтобы определить возможные пути развития взаимоотношений государства и малого инновационного предпринимательства (МИП), отношения между которыми выстраиваются как между субъектом и объектами управления.

Под «ролью инновационных проектов малого предпринимательства» будем понимать эффект влияния этих проектов на социально-экономическое развитие государства.

Роли собственника малого бизнеса

Вторая роль инновационных проектов МП – основное средство обеспечения конкурентоспособности российской промышленности. Идея достижения Россией лидерства на мировых рынках и интеграции стратегии развития страны и фирм соотносятся между собой как цель и средство ее достижения. Курс на достижение глобальной конкурентоспособности будет содействовать решению двух проблем: выходу из трансформационного кризиса и перспективному развитию страны. Долгосрочные цели окажутся связанными с решением конкретных задач и достижением краткосрочных целей.

Исторический опыт многих стран доказывает, что такое сочетание вполне возможно. «Новый курс» Рузвельта; программа национального развития в послевоенной Японии, реформа Эрхарда в ФРГ, стратегическое планирование в Южной Корее после американо-корейской войны, пятилетние планы восстановления конкурентоспособности в послевоенной Франции, да и собственный исторический опыт России восстановления и развития хозяйства после двух мировых войн тому подтверждение.

Анализируя проблему конкурентоспособности национальных экономик различных стран, М.Портер пришел к выводу о существовании нескольких стадий развития конкурентоспособности: на основе факторов производства, инвестиций, нововведений и на основе богатства. Такие страны как Швейцария, Германия, США находятся на стадии нововведений и движутся к стадии богатства.

Япония, Италия, Дания, Швеция также достигли стадии нововведений. Корея находится на стадии инвестиций, а Италия ее уже миновала. Россия, в основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности. Несмотря на преобладание третьего и четвертого технологических укладов, для построения конкурентоспособной российской экономики ориентироваться необходимо на цели и уровни высших стадий, исходя из системы ценностей, направлений и областей науки, техники, технологий высшего, пятого технологического уклада и стадии конкурентоспособности на основе нововведений. Сектор МИП должен сыграть здесь главную роль.

Что такое малый бизнес в России?

Третья роль инновационных проектов малого предпринимательства – это источник и форма реализации интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал обладает основным свойством капитала, а именно всегда возникает и всегда потребляется в процессе инновационной деятельности.

Четвертая роль инновационных проектов МП – это способ уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис показал всю опасность ориентации на экспортно-сырьевую модель развития.

В своем докладе министр экономического развития Э.С. Набиуллина констатировала следующее: «Перспективы оживления и роста российской экономики в последующие годы зависят в основном от действия двух групп факторов. Первая группа факторов охватывает возможности переориентации экономики на внутренний спрос и собственные источники развития… Вторая группа факторов зависит от скорости стабилизации мировой экономики, расширения внешнего спроса и восстановления тенденции роста мировых цен на энергоресурсы».

На наш взгляд, необходимо активно развивать первую группу факторов, важнейшим из которых мы считаем повышение инновационной активности российских предприятий. Необходимо переломить тенденцию роста ВВП в России, главным образом, за счет экспорта растущих в цене энергоносителей и сырьевых ресурсов. Сосредоточение государственных усилий и средств, поступающих от этих ресурсов на развитие инновационного предпринимательства, позволило бы создать новую позитивную тенденцию, заключающуюся в росте ВВП России за счет развития инновационной экономики и экспансии российской инновационной экономики на международные рынки.

Для формирования и становления этой тенденции необходимо переориентировать все аспекты государственной деятельности, направленные на поддержку инновационно-активного предпринимательства, включая финансово-кредитную политику, законодательно-правовую базу, использование природных ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, деятельность различных элементов гражданского общества.

Важно также и то, что в результате этого улучшится имидж России, которую пока еще нередко отождествляют с сырьевым придатком капиталистического мира.

Пятая роль – это осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение в конкурентных условиях почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев. Заказ фундаментальных исследований и научно-исследовательских работ под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования влияют на общественное воспроизводство через инновации – реализацию новых продуктов и технологий, опирающихся на научные исследования и разработки. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа.

Взаимосвязь науки и инновационной сферы очевидна: результаты исследований способствуют возникновению инновационных идей, реализация которых через процесс коммерциализации, в свою очередь, должна пополнять финансовые ресурсы науки. Однако организация эффективного сотрудничества этих двух интеллектуальных сфер оказывается непростой проблемой. Возникают вопросы в правовой, в институциональной и в финансово-экономической составляющих переходных процессов от научных исследований к инновационным результатам.

Полагаем, ключевыми участниками инновационного процесса должны стать, с одной стороны, инновационное предприятие, а с другой — наука, государство и бизнес как ее ключевые контрагенты-собственники отдельных ресурсов.

Таким образом, осознав роли МИП в социально-экономическом развитии государства, и разработав программно-целевой механизм регулирования инновационной сферы, исходя из этих ролей, государство, на наш взгляд, сделает важнейший шаг на пути к инновационной экономике в России.

1. Доклад Минэкономразвития: Уточнённый прогноз социально-экономического развития страны на 2009 г. — http://www.rb.ru/inform/106797.html

2. Национальный доклад «Инновационное развитие – основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». – М.: Ассоциация менеджеров, 2006

3. Сапожникова Н.Т. Процесс глобализации и международные монополии / Современная теория глобализации: экономические очерки. – М.: ГУУ, 2002, С. 63-75.

Источник: be5.biz

Роль малого предпринимательства в инновационных процессах

Статья посвящена роли малого предпринимательства в модернизацион-ных процессах. Установлено, что в современных условиях прогрессивным направлением организации инновационного бизнеса становятся сетевые структуры. В этой связи повышается роль малого бизнеса в прогрессивных изменениях производительных сил.

Признавая высокую значимость в жизни общества мелких предпринимательских структур, многие исследователи, констатируя их экономическую слабость и неспособность без помощи со стороны государства в полной степени реализовать свои возможности, невольно отводят им пассивную роль. На самом деле не все так однозначно. Малый бизнес не однороден, и говорить о нем в целом, не учитывая специфики отдельных групп, некорректно. Значительная часть этого сектора действительно нуждается в интенсивной внешней помощи. Но есть немалое число мелких предприятий, которые в состоянии существовать без внешней поддержки и при этом играют значительную роль в развитии производительных сил и экономических отношений.

Читайте также:  Вязание Ковров как бизнес

Роль малого предпринимательства изменилась в связи с интенсификацией процессов реализации потенциальных возможностей современной научно-технической революции. Возрастающая сложность решаемых научно-технических проблем делает необходимым все более глубокое разделение труда и как следствие приводит к процессам децентрализации собственности и управления. На сегодняшний день самым эффективным средством повышения эффективности деятельности крупных предпринимательских структур является широкое применение сетевых

организационных структур, в которых используются такие качества малого бизнеса, как высокая оперативность и не менее высокая мотивация работников. Это дает наибольший эффект именно в сфере инновационного бизнеса.

Система контрактных отношений в цивилизованных экономических системах становится не менее устойчивой связью между хозяйствующими субъектами в одной технологической цепочке, чем связь через отношения собственности. Одновременно сетевая схема снижает потери от чрезмерной централизации управления, ведущей к бюрократизации и неэффективности производственных процессов.

То, что в самостоятельно существующих малых предприятиях часто оборачивается их слабостью, в интегрированных структурах становится конкурентным преимуществом. На первый взгляд отношения малого и крупного бизнеса в сетевых структурах выглядят как отношения господства и подчинения. На самом деле крупному бизнесу неравноправные отношения становятся невыгодными, поскольку могут привести к нежелательному подрыву мотивации мелких предпринимательских структур. Только взаимный интерес в достижении конечных результатов гарантирует возможность извлечь максимальную выгоду обеим сторонам в использовании достоинств каждого из партнеров.

Созидательная роль малого предпринимательства

Крупный бизнес крайне заинтересован в технических новшествах, которые дают главные конкурентные преимущества. Но далеко не всегда, даже имея для этого финансовые возможности, он способен к принятию на себя того уровня риска, который сопутствует принципиально новым научно-техническим разработкам. В то же время малый бизнес, готовый идти на повышенный риск, не обладает необходимыми ресурсами. Появляется возможность совместить интересы каждого субъекта, вступающего в альянс для достижения высокого конечного научно-технического результата. Кроме того, далеко не последнюю роль для крупного бизнеса играет то обстоятельство, что исследовательская структура, созданная в рамках собственного предприятия, не будет иметь льгот, которые получают в развитых странах мелкие инновационные фирмы.

Нельзя не согласиться с И.И Разум-новой: «Крупным фирмам принадлежит решающая доля нововведений в сферах, требующих больших капиталовложений, крупных организационных форм. Корпорации традиционно направляют свои исследовательские ресурсы на крупномасштабные прото, что в самостоятельно существующих малых предприятиях часто оборачивается их

слабостью, в интегрированных структурах становится конкурентным преимуществом

если государство заинтересовано в ускорении

научно-технической революции, формировании

прогрессивных экономических отношений, то оно должно осуществлять инвестиции в сектор малого предпринимательства

екты. Но во многих, особенно новых наукоемких отраслях, крупные компании продвигаются в направлении, проложенном мелкими фирмами, поглощая их, диверсифицируя свою деятельность, используя научные и технические разработки небольших предприятий. Кроме того, многие крупные компании, вкладывая большие средства в заводы и оборудование, крайне неохотно идут на технологические изменения, оставляя разработку и освоение передовой технологии мелким фирмам, не требующим значительных первоначальных инвестиций» [1].

Созидательная роль малого предпринимательства в современном обществе значительно возрастает в связи с новыми тенденциями в развитии экономических отношений. Постоянно происходящее прогрессивное углубление разделения труда с неизбежностью приводит к конфликту между возрастанием роли инновационных элементов технологической цепочки и уровнем мотивации работников этих подразделений.

Возрастающее значение инновационных элементов технологической цепочки само по себе не обеспечивает адекватного увеличения заинтересованности работников в результатах своего труда. Тормозящим фактором выступает всегда существующее у наемного работника отчуждение от самого производства и его результатов. Конечно, уровень отчуждения может быть разный, но полностью он отсутствует только у собственников факторов производства.

Децентрализация собственности путем создания мелких предпринимательских структур

Во всем мире с этим явлением борются. Эффективными средствами борьбы с отчуждением являются различные формы участия работников непосредственно в собственности и в распределении результатов ее функционирования, а также привлечения их к процессу выработки и принятия управленческих решений.

Но возможности этих мероприятий в повышении уровня мотивации хотя и высоки, но не беспредельны, что в ряде ситуаций может обернуться серьезными последствиями, снижающими эффективность производства. Тенденция к торможению становится очевидной в связи с возрастающей ролью творческого начала на новых производственных участках, возникающих под воздействием научно-технической революции. Творчество становится обязательной составляющей трудовой деятельности на таких рабочих местах. И не эпизодическое, а постоянное. Но мотивация творческого труда предельно сложная проблема. Такой труд, во-первых, практически не поддается формализации, а потому всегда существует проблема

соответствия уровня вознаграждения наемного работника его реальному вкладу в конечный результат деятельности всей производственной системы. Во-вторых, в мотивации творческого труда материальная сторона вопроса зачастую не является решающей.

Само по себе подчиненное положение работника в производственном процессе, отсутствие свободы в принятии решений может выступать серьезным тормозящим моментом, который негативно сказывается на результатах труда. Новые тенденции в развитии производительных сил требуют появления новых форм организации производства.

Прогрессивная на определенном этапе развития человеческого общества тенденция к концентрации и централизации собственности в современном производстве сменяется своей противоположностью. Для достижения высокой эффективности технологической цепочки сегодня требуется не столько объединение собственности всех ее участников, сколько объединение усилий в получении максимальных конечных результатов, которое в ряде случаев не только не требует объединении собственности, а наоборот нуждается в ее децентрализации. Децентрализация собственности происходит путем создания мелких предпринимательских структур, вместо технологических подразделений крупных корпораций, путем их выделения с созданием нового юридического лица либо привлечения в технологическую цепочку уже существующих малых предпринимателей. Таким образом, создается новая форма взаимодействия малого и крупного бизнеса, которая одинаково выгодна всем ее участникам.

Возрастающая роль малого бизнеса

Возникает вопрос: насколько необходима государственная помощь таким структурам малого предпринимательства, которые фактически являются звеньями крупных корпоративных структур и потому уже обеспечены поддержкой своих партнеров по технологической цепочке? Здесь нужно исходить из прагматических соображений, как и в случае с поддержкой социально значимого сектора малого предпринимательства. Фактически государство, как представитель общества, вступает в партнерские отношения с малым предпринимательством на взаимовыгодной основе. Следовательно, мелкий предприниматель должен получать не подачки, а соразмерный взнос со стороны партнера по решению острых общественных проблем, которые без его участия не подъемны.

Читайте также:  Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

Возникает полная аналогия взаимоотношений малого бизнеса с крупными предпринимательскими структурами, то есть объективно необходимы отношения равноправного партнерства. Если государство заинтересовано в ускорении научно-технической революции, формировании прогрессив. не стоит впадать и в другую крайность, приписывая сектору малого предпринимательства чуть ли не решающую роль в социально-экономическом развитии общества

ных экономических отношений, то оно должно осуществлять инвестиции в сектор малого предпринимательства. Речь идет именно об инвестициях, а не о благотворительности. При такой постановке вопроса малое предпринимательство превращается из пассивного объекта экономической политики государства в инструмент этой политики при решении важнейших народнохозяйственных задач. Более того, появляется идея о придании отношениям государства и малых предприятий статуса государственно-частного партнерства. Выдвинутая гипотеза естественно нуждается в серьезной проработке, но есть смысл продолжить работу по осмыслению новых отношений между государством и малым бизнесом в инновационной сфере.

В то же время при этом не стоит впадать и в другую крайность, приписывая сектору малого предпринимательства чуть ли не решающую роль в социально-экономическом развитии общества. Но и преуменьшать его значение было бы ошибкой. Очевидно, что его значение в социально-экономическом прогрессе не только не уменьшается, а, напротив, со временем возрастает. И что особенно важно, рост его значения происходит не столько в количественном отношении, сколько в качественном. Речь идет о возрастающей роли малого предпринимательства в становлении инновационной экономики.

Литература

1. Разумнова И.И. Новые тенденции предпринимательской деятельности // США-Канада: Экономика, политика, культура. — 2005. — №9. — С.98.

Elena A. Kuznetsova

Applicant, Faculty of Economics and Finance, Northwest Institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Service

The Role of Small Business in Innovative Processes

The article is devoted to the role of small businesses in modernization. It states that under the present conditions the most progressive area of innovative business organization is network structures. In this respect, small businesses are of growing importance for the development and change in productive forces. Keywords: small business, networks, state, Innovation, property

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО small business СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ networks ГОСУДАРСТВО state ИННОВАЦИИ innovation СОБСТВЕННОСТЬ property

Источник: uchimsya.com

Роль малого бизнеса в инновационном процессе

Главная » Экономика » РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕШЕНИИ МАСШТАБНЫХ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

admin Экономика Комментариев нет

В данной статье приводятся данные по развитию малого предпринимательства в России в сравнении с зарубежными странами. Особое внимание уделяется факторам способствующим развитию малых фирм и факторам, сдерживающим их рост. В статье выявлены основные проблемы в развитии малого предпринимательства и предлагаются некоторые меры способствующие решению масштабных задач модернизации экономики страны.

Ключевые слова: малое предпринимательство, модернизация экономики, инновационная активность.

Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит компаниям малого бизнеса. Именно они обычно отличаются инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям и в условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства могли бы обеспечивать более результативное освоение и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В России в отсутствие плодотворной среды для малого бизнеса и при недостаточно развитой инфраструктуре его поддержки малые фирмы пока не могут оказать существенного влияния на повышение инновационной активности.

Развитие малого бизнеса в настоящее время объясняется следующими факторами:

— внедрением во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, которая не требует больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяет резко упростить и удешевить коммуникационные связи и процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект);

— разработкой государством законодательных актов по налоговым и другим льготам, предоставляемым малым фирмам (правовой аспект);

— государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);

— гибкостью и адаптивностью малых фирм, что объясняется небольшой численностью их персонала (чем меньше система, тем легче управление) к требованиям рынка и достижениям НТП (управленческий аспект);

— повышением интеллектуального потенциала научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект);

— более высокой эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых предприятий, а также более быстрой отдачей инвестиций по сравнению с крупными фирмами (экономический аспект).

Помимо факторов направленных на развитие малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним можно отнести:

— большой риск инвестирования, связанный с небольшой номенклатурой (иногда единичной) выпускаемых товаров или выполняемых услуг. В данном случае невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого, что приводит к банкротству предприятия;

— значительные трудности в налаживании производства, что связано с отсутствием необходимого производственного потенциала;

— слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.

Все эти факторы способствуют процессу укрупнения фирм, созданию сверхкрупных объединений.

Для сравнения в России в 1 квартале 2012г. насчитывалось 238 тыс. предприятий малого бизнеса, а в США уже в 2011г. их было более 26 миллионов. Известные всем гиганты мировой экономики — Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus и Intel

— начинали свою деятельность как малые инновационные предприятия. Кроме того, из

58 наиболее существенных изобретений, которые были реализованы в США и Западной Европе во второй половине ХХ века, 46 принадлежит малым фирмам. А создание в 1970-х гг. микропроцессора на одном из малых предприятий США привело к стремительному развитию электронной промышленности.

Развитие малого предпринимательства в России в сравнении с зарубежными странами (лидерами мирового рынка наукоемкой продукции) выглядит следующим образом: доля малых предприятий в общей численности предприятий варьирует в зарубежных странах от

97,6% (США) до 99,3% (Германия), в России же — около 40%, при этом большую их часть составляют малые предприятия, занятые в оптовой и розничной торговле, а также в сфере операций с недвижимостью (риэлтерские услуги и арендный бизнес); на малых предприятиях занято 50,1% (США), 69,3% (Япония), 18,9% (Россия) работающего населения; создается от 52% (США) до 57% (Германия) ВВП, а в России доля в ВВП около 12%. [1]. Что касается малых инновационных предприятий, то здесь показатели еще более удручающие: лишь около 0,6% малых предприятий в России занимаются этим видом экономической деятельности [2]. Для сравнения, доля малых и средних инновационных компаний в странах

Читайте также:  Этапы развития российского бизнеса

ЕС составляет около 40% от общего числа малых и средних предприятий.

Вначале 2000-х гг. удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, не превышал 1.5–1.6%, затем наметилось улучшение ситуации — до 4.3% в 2007 г. В 2011г. этот показатель составил 5,1%. (табл. 1).

Число малых предприятий,

Уровень инновационной активности

Характеризуя инновационную деятельность малых фирм следует отметить, что в ней преобладают продуктовые инновации по сравнению с инновациями процессными, а также распространенны микро — и псевдоинновации, направленные на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции и используемых технологий а также на совершенствование устаревших в своей основе поколений техники и технологий.

Малые фирмы сегодня неспособны осуществить реализацию даже небольших инновационных проектов (не говоря уже о радикальных нововведениях), поскольку в условиях нехватки финансовых ресурсов, научного потенциала и квалифицированных кадров, большинство из них занято решением проблем своего существования, что

подтверждают и следующие статистические данные: для 31,6 % малых предприятий главной целью деятельности является выживание, для 53,9 % – сохранение достигнутых позиций, конкурентоспособности, и лишь 14,4 % – экспансия предприятия (развитие, захват рыночных ниш). Даже на самые скромные инновации пока еще способны лишь те малые фирмы, которые получают всестороннюю — финансовую, интеллектуальную, информационную — поддержку или государства, или крупных организаций, на базе которых они создавались, или внешних инвесторов.

Как показывает мировой опыт, все страны, которые совершали технологический и экономический скачок, обычно выстраивали внутри эффективную систему развития и коммерциализации научных разработок, во многом основанную на развитии и поддержке сектора малого и среднего предпринимательства, который является наиболее динамичным фактором экономического роста.

Во многих странах значительное внимание уделяется поддержке малого предпринимательства. Так разработкой и реализацией государственной политики стимулирования малого предпринимательства в США занимается подотчетная Президенту и Конгрессу Администрация малого бизнеса (SBA), созданная в 1953 г., в Японии — Агентство малого и среднего предпринимательства, которое входит в состав Министерства экономики, торговли и промышленности, в Германии это обособленное структурное подразделение Федерального министерства экономики и труда — Генеральный директорат малого и среднего предпринимательства (МСП).

В России реализацией государственной политики стимулирования малого предпринимательства занимается Министерство экономического развития и еще некоторые министерства и ведомства. Для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в России создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП, к компетенции которой относится решение как стратегических, так и оперативных задач развития малого бизнеса: создание комплексной системы поддержки малого предпринимательства на различных уровнях управления (федеральном и региональном), совершенствование порядка применения контрольно-кассовой техники, рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам развития МСП и т. д. Всего более 20 направлений, охватывающих практически все сферы деятельности малого предпринимательства[3].

Предоставление государством средств малым инновационным предприятиям осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности. Причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также обязательными условиями государственного финансирования малого инновационного бизнеса является, во-первых, тот факт, что сам инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств; во-вторых, срок окупаемости проекта не должен превышать 2-х лет [3]. Однако следует отметить, что двухлетний срок окупаемости является практически невыполнимым в инновационном бизнесе: по опыту работы венчурных фондов срок жизни отдельного инвестиционного проекта, включающий промежуток времени от момента зарождения проекта до осуществления выхода из него, обычно колеблется от 3 до 8 лет. Верхняя граница обусловлена ограничениями со стороны инвесторов, а нижняя связана с необходимостью тщательного выполнения всех этапов инвестиционного проекта.

Главной проблемой венчурного инновационного предприятия является отсутствие и трудности в получении достаточного объема финансирования именно на первоначальных этапах, когда имеется только идея и концепция будущего бизнеса, проводятся только первоначальные маркетинговые исследования, проводятся конструкторские работы и создание опытных образцов. На этом этапе осуществляются только затраты и нет выручки.

Мало распространенным является и такой способ финансовой поддержки малого инвестиционного бизнеса как использование кредитных ресурсов. Это связано также с тем, что первые 1-1,5 года инвестиционная фирма, как правило, не имеет средств на возврат кредита и уплату процентов. По этой же причине в ближайшей перспективе также маловероятно широкое использование финансирования достаточного количества малых инвестиционных предприятий посредством системы финансового лизинга. Кроме того следует отметить, что лизинговая компания готова предоставить в лизинг только такое оборудование, которое в случае неплатежеспособности лизингополучателя (инновационного предприятия) можно в короткие сроки продать без большой потери стоимости (ликвидное оборудование). Инновационному бизнесу зачастую требуется узкоспециализированное, уникальное оборудование, обладающее особой комплектацией; такое оборудование чаще всего не обладает свойством высокой ликвидности.

Для стимулирования деятельности малого бизнеса необходимы меры в области имущественной поддержки, учитывая их потребность в офисной и производственной недвижимости. Так, в настоящее время, доля аренды бизнес-недвижимости в общих затратах малых инновационных и производственных предприятий достигает 20%, а приобретение нежилой недвижимости в собственность из-за отсутствия эффективного ипотечного механизма практически невозможно. В данной ситуации большие надежды возлагаются на строительство бизнес-инкубаторов и технопарков, а также на закон о преимущественном праве выкупа малыми предприятиями арендуемых помещений. Успешному развитию малого предпринимательства в России должно способствовать и усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы.

Таким образом, обязательной предпосылкой модернизации является наличие людей, организаций, сообществ, которые, обладая ресурсами и возможностями, возьмут на себя ответственность за осуществление преобразований. Это в том числе и малые фирмы, которые инициируют инновации, подхватываемые затем более крупным бизнесом. Учитывая роль малого предпринимательства в решении масштабных задач модернизации российской экономики на основе инновационного пути развития, необходимо: coздание новых и трансформация имеющихся институтов государственной поддержки малого предпринимательства, повышение качества институциональной среды; создание имущественной инфраструктуры поддержки соответствующей масштабам модернизации экономики страны.

Материал взят из: Казанская наука. №11 2012г

Источник: moyuniver.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин