Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, малые предприятия, бизнес-структуры
Раздел: Экономика
Похожие статьи
- К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе
- Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе
Аннотация.В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.Ключевые слова:малые предприятия, инновации, бизнесструктуры, инновационная инфраструктура.
Вебинар «Сплошное наблюдение малого бизнеса: кто должен отчитаться и как это сделать?»
Раздел: (04) экономика.
На современном этапе экономического развития обществамалые предприятия активно втягиваются в процессы создания, усовершенствования и внедрения на рынки различных инноваций, выступая драйвером позитивных преобразований и наращивания экономического потенциала. Во многих развитых странах инновационно ориентированныемалые предприятия являются технологическими лидерами в своей сфере, формируют новые сегменты рынка и увеличивают конкурентоспособность производства [1].В связис этим представляется, что развитие инновационно ориентированных малых предприятийформирует резерв модернизации отечественной экономики, поскольку малые бизнесструктуры представляют собой связующее звено между наукой и производством, то есть среду проведения инновационных процессов, а также позволяют апробировать на небольших рыночных сегментах инновационные продукты и технологии, внедряемые потом вмассовые рынки.
Сама инновация является усовершенствованием деятельности всех экономических субъектов регионального хозяйствования, она нацелена на обеспечение положительного социальноэкономического результата на основании научных и прорывных достижений в рыночных целях [2].Ряд авторов подчеркивают, что инновация –это непрерывно обновляющийся процесс, обусловленный внутренней потребностью предприятия [3].Сущность инновационного развития малыхпредприятий заключается в создании и поддержанииспецифических организационноэкономических условий для данного процесса [4]. Характеризуя качества инновационного процесса применительно к малым предприятиям, целесообразно отметить такие как относительная независимость, то есть хозяйственная обособленность, высокая мотивация, креативность, неустойчивость и рискованность, вызванные ограниченностью вовлекаемых ресурсов, высокая адаптивность к изменениям в рыночной среде.
Важно понимать, что применительно к малому бизнесу, в том числев экономическом смысле,инновации представляют собой конечный результат качественного технологического процесса производства и способны иметь самые разнообразные формы, которые могут относитьсякак ктехнологическимрешениям, так и к формам организации процессов. УДК001Ключевоеотличиеинновационной экономики от ееиндустриального аналога заключается в том, что процесс создания и внедрения инноваций вырос, равно каквыросла и рентабельность процессов их коммерциализации [5].
День Российского предпринимательства
Инновационное развитие малых предприятий в регионах России имеет свои особенности и принципы, обусловленные той средой, в которой они формируются. Любое инновационное предприятие функционирует в определенной среде, с учетом отдельных факторов ее воздействия [6]. В связи с этим под факторами формирования и инновационного развития малых предприятий в регионе понимается совокупность действий внешних и внутренних сил, определяющих динамику и направления их дальнейшего развития. Внешние факторы включают в себя те, которые непосредственно влияют на инновационную деятельность малых предприятий (это спрос и предложение на развиваемом рынке), а также деловые связи малых предприятий с бизнессредой и контактными группами.Факторы косвенного воздействия включают в себя общее состояние экономики,политикоправовые аспекты, демографическую ситуацию в регионеи так далее.
Внутренние факторы в основном опираются на человеческие ресурсы, так как в условиях постиндустриального развития меняется характер современной экономики: стоимость продукта на три четверти связана с креативностью, и наиболее передовой инновационный бизнес направлен туда, где существуют все необходимые ресурсы, и главныйиз них –квалифицированный персонал. Присутствует осознание того факта, что регионы, втягиваемые в «экономику знаний», создают добавленную стоимость за счет роста компетенций человеческого капитала [7].
Вопросы необходимости развития человеческого капитала и вложений в этот процесс активно рассматриваются в научной литературе [8].На уровне региональной экономики имеетсязначительное количество внутренних проблем в работе малых предприятий, препятствующих их эффективному развитию по инновационному сценарию:дефицит компетентных менеджерови специалистов;проблемы с эффективной организацией инновационной деятельности;недостаток финансовых средств;сложности в коммерциализации нововведений;отсутствие стабильного спроса на продукцию и услуги.Сдерживающим фактором инновационного развития малых предприятий в регионах является их слабая вовлеченность в процесс восприятия инноваций. Частные предприниматели не имеют стойкого интереса к ведению инновационной деятельностии озвучивают тезис, что «без спроса инновации никогда и не сложатся» [9],аследовательно, не смогут оправдывать экономический интерес к ним.
Современные тенденции развития инновационной деятельности малых бизнесструктур в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа.Основными причинами слабой активности в данной сфере являются: несовершенство государственного управления развитием процессов модернизации и инновационной деятельности, проблемы государственной научнотехнической и кадровой политики и, как уже выше отмечалось, недостаточная заинтересованность малых бизнесструктур в обновлении производства и внедрении результатов научнотехнической деятельности [10]. В подтверждение данного тезиса можно привести представленные ниже данные. УДК001По результатам анкетирования малых и средних бизнесструктур в различных регионах и федеральных округахфонд «Ресурсный центр малого предпринимательства»опубликовал материалы исследования за 2010 г., из которых видно, что большинство опрошенных предпринимателей –практически 90% –нуждаются в поддержке со стороны государства. Наиболее востребованной поддержкой для малых и средних бизнесструктур является финансовая, информационная, поддержка в области обучения и повышения квалификации,консультационная,в том числе юридическая помощь (см. таблицу).
Итоги опроса представителей малых предприятий, нуждающихся в поддержке со стороны государства [11]
Группировка по возрасту малых бизнесструктур, %функционирующих менее 5летфункционирующих от 5 до 10 летфункционирующих более 10 летФинансовая875972Информационная675960Консультационная, в том числе юридическаяпомощь534743В области обучения и повышения квалификации737138
Всилу сложившихся обстоятельствразвитие малых бизнесструктур в настоящее время является одним из целевых ориентиров Концепции долгосрочного социальноэкономического развития российской экономикипо увеличению доли малых и средних бизнесструктур в структуре занятости экономики до 50% и созданию в России конкурентоспособной экономики,основаннойна знаниях и высоких технологиях. С учетом имеющегося опыта известных исследований инноваций ряд ученых инновационного центра «Сколково» сформулировали концепцию успешности инновационного бизнеса, в соответствии с которой необходимо выполнить ряд условий[12]:1)финансовые результаты нового инновационного проекта не должны создавать угрозу существованию малых бизнесструктур;2)следует организованно выделять успешный инновационный проект для его активного развития и мультипликации;3)объем инвестиций в проект и срок их окупаемости должны быть минимальными;4)целесообразность выпуска инновационной продукции определяется ее востребованностью у потребителя;5)необходимо оперативно оценивать результаты на всех стадиях инновационного процесса, принимая своевременные решения о продолжении, приостановлении или прекращении проекта с целью сократить потенциальные убытки.Сложившаяся отечественная практика свидетельствует, что малые предприятия в регионах России не являются самодостаточными и не имеют необходимой лабораторноисследовательской базы и квалифицированных научных кадров, что тормозит процесс разработки и применения новых технологий.
В этом случае особенно важным условием стабильного инновационного развития малых бизнесструктур считается предоставление им возможностей использования эффективной инновационной инфраструктуры. Можно выделить УДК001несколько типов инфраструктурных объектов, непосредственно участвующих в осуществлении региональных программ поддержки малых бизнесструктур, к которым относят агентства поддержки малых бизнесструктур, региональные фонды и центры поддержки, технопарки, бизнесцентры,технологические центры, учебноделовые центры, бизнесинкубаторы и т.д.
Самыми эффективными в инновационном процессе считаются инновационные и технологические бизнесинкубаторы, потому что наиболее благоприятные условия для развития инновационной деятельности предоставляются непосредственно через систему бизнесинкубирования. Основополагающей функцией бизнесинкубатора является разнонаправленное оказание услуг малым бизнесструктурам для того, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своей хозяйственной деятельности.
Предоставление обширного комплекса услуг –одно из самых главных условий, т.к.именно комплексность играет неоспоримую роль для стартового развития малых бизнесструктур. Функции бизнесинкубатора заключаются в следующем:содействие в установлении контактов, партнерских отношений между резидентами;образовательные услуги(организация профильных тренингов, учебных курсов, семинаров, лекций);консультации по бизнесвопросам, предоставляемые сотрудниками бизнесинкубатора;организация деловых мероприятий и поддержка участия резидентов во внешних деловых мероприятиях;консультации по бизнесвопросам силами привлеченных экспертов;доступ к сети партнеров–потенциальных заказчиков услуг или продуктов;предоставление доступа к субсидиям, грантам;содействие в привлечении финансирования со стороны частных инвесторов;содействие в привлечении финансирования со стороны государственных корпораций и в рамках федеральных программ;поддержка операционной деятельности (регистрация юридическоголица, ведение бухгалтерского и налогового учета и т.д.);предоставление интересов бизнесструктур в органах власти и контрольнонадзорных органах;наставничество (консультирование предпринимателей по ходу реализации проекта);содействие в привлечении заемного финансирования;помощь в защите интеллектуальной собственности;проведение различного рода экспертиз;услуги по технической реализации проекта;предоставление в коллективное пользование резидентов специализированного научного оборудования.Кроме всего вышеизложенного, большинство бизнесинкубаторов предоставляют офисные комнаты, оснащенныебазовым набором мебели и оргтехники, пользование которыми входит в арендную плату.
Создание бизнесинкубаторов в регионах является востребованным направлением развития предпринимательской среды, потому что у многих начинающих предпринимателей отсутствуют теоретические знания и практический опыт. Бизнесинкубаторам в современной практике УДК001отводится роль первоначальногоэтапаразвития малых бизнесструктур.Среди вышерассмотренных типов региональной инфраструктуры необходимо отметить и ключевую роль технопарков, так как именно они обеспечивают трансфер технологий, например: превращение знаний и изобретений в технологии; передача технологий в промышленностьчерез сектормалых наукоемких бизнесструктур; превращение технологий в коммерческий продукт.Технопаркисчитаются вполне эффективной формой организации современного инновационного производства.
Способность генерировать новые идеи и воплощать их в успешные коммерческие проекты на сегодняшний деньявляется главной движущей силой устойчивого экономического роста. Наукоемкое производство эффективно развивается только в той среде, в которой существуют благоприятные условия для инновационной деятельности.Именно технопарки формируют благоприятную среду для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований с их последующим превращением в различные товары и услуги, востребованные рынком.
Представляется, что в регионах России необходимо активнее развивать инновационную инфраструктуру, доступную малому бизнесу, что будет создавать основу для его вовлечения в производство и внедренияинноваций на рынки товаров и услуг. Резюмируя, следует отметить, что системообразующей основой экономического роста вXXIв.являются знания, инновации и высокие технологии.
Экономическое преимущество ряда развитых страндостигается во многом именно за счет инноваций, и поэтомувопросы инновационного развития регионов России представляются актуальными. Малый бизнес создает экономическую среду, восприимчивую к ведениюинноваций. Тем не менеев России малые структуры испытывают определенныетрудности в деловой активности,и их возможная инновационная направленность сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Соответственно, инновационное развитие малых предприятий в настоящее время представляет собой определенный ресурс перспективных социальноэкономических преобразований.
Ссылки на источники
1.Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предпринимателей. –М.: ИМЭМО РАН, 1994.2.Белоусов В.И. Изобретательство ирационализация на предприятии. –М.:Экономика, 2009.3.Кочурова Л. Инновационное развитие предприятия: модель издержек // Проблемы теории и практики управления.–2012.–№3.
4.Свиридова С.В. Формы и методы разработки стратегии инновационного развития //ИнВестРегион. –2011. –№4.5.Грасмик К.И. Малые высокотехнологичные предприятия России:факторы развития, пути государственной поддержки// Проблемы развития инновационнокреативной экономики: междунар.науч.конф., 19–20 мая 2009г. –СПб., 2009.6.Гражданкин Е.В.
Экономика малого предприятия.–М.:ГроссМедиа:РОСБУХ, 2008. –144 с.(Малый бизнес).7.ТюнинД. В. Творческие индустрии как новый фактор стратегического развития территорий // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства: сб.докл.по итогам Всерос.науч.практ.конф., Москва,10–19 марта 2010г./под общ.ред.проф.
О.Н.Мельникова.–М.:Издво «Креативная экономика», 2010. –124 с., ил.8.Кочурина Р. А., Магомедкеримова Д. М. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами // Концепт. –2014. –Спецвыпуск№ 05. –ART 14550. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14550.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 9.Интервью газете «Ведомости» Первого замруководителя администрации Президента РФ В. Сурковаот 15.02.
2010г.–URL: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15.УДК00110.Инновационные регионы: справ.бюллетень. Вып. 2. –М.:Центр Стратегического партнерства, 2011. –240 с.11.Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства.–М., 2010. –URL:www.rcsme.ru12.Андреев В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики// Вопросы экономики. –2010. –№11. –С. 41–61.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Источник: e-koncept.ru
Роль малого предпринимательства в инновационном пути развития экономики региона
Автор обосновывает значение малого бизнеса как одного из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. Отсутствие научно-технической политики в регионах является главным недостатком, не позволяющим концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях. Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, не носящем постоянный характер. В качестве основного пути решения проблемы повышения уровня инновационности экономики должно стать создание консорциума ведущих научных центров, университетов, лабораторий, частных малых инновационных фирм и администрации области. Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства должны носить системный комплексный характер.
Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в настоящий период становится одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ в статье 22 говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Значимость малого инновационного бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в сжатые сроки обеспечить привлечение людских, финансовых и организационных ресурсов.
Быстрая реализация научных достижений может осуществить переход на выпуск новой конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках продукции, развитие материально-технической базы производства на основе передовых технологий, обеспечивающих снижение издержек производства. Вместе с тем научные потенциалы регионов различны.
Это предполагает использование дифференцированного подхода к разработке региональной научно-технологической политики. Как и в экономическом развитии, одни выступают донорами, другие — потребителями. Например, Москва, на территории которой расположено 30 % научного потенциала России, может выступать, с одной стороны, поставщиком наукоёмкой продукции в другие регионы России, с другой — источником новых технологий для их производства. Межрегиональный рынок научно-технической продукции должен получить адекватное развитие, но пока функционирует недостаточно.
В нашей стране следует восстановить отношение к науке как к национальному богатству и важнейшему ресурсу социально-экономического развития. В этой связи большое значение имеет обмен научно-технической информацией и технологиями, обеспечивающими повышение конкурентоспособности товаров и услуг российских товаропроизводителей. Необходимо эффективно использовать научный потенциал России под контролем государства. Государство и региональные власти должны организовать движение новых технологий и ускорение их реализации в соответствии с государственными и региональными приоритетами.
Потребность в инвестициях для технического перевооружения производства на базе современных технологий достаточно велика и не обеспечивается реальными источниками финансирования. Кроме того, реальный эффект от инноваций порой недостаточен и связан с высокой степенью риска. Поэтому огромное значение имеет концентрация государственных и региональных ресурсов на разработке наиболее эффективных приоритетных проблем и их целевое использование с контролем и обеспечением получения реального результата.
Решение этих проблем имеет большое значение для регионов как с высоким, так и с низким инновационным потенциалом. К последним относится и Брянская область. Для них научно-техническая политика должна заключаться главным образом в привлечении достижений науки и технологий в региональное производство коммерческими структурами, а также по инициативе и при поддержке региональных властей.
К основным причинам низкой эффективности технологического развития производства следует отнести: крайне недостаточное финансирование науки, отсутствие заинтересованности коммерческих структур в технологическом развитии производства и воспроизводственных процессов, а также несовершенство методов бюджетного финансирования НИОКР (по-прежнему недостаточное внимание отводится реализации полученных результатов). Однако главный недостаток — это отсутствие научно-технической политики в регионах, не позволяющее концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях.
Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, но финансирование не носит постоянного характера. Систематической информации о финансировании науки региональными властями нет. Самофинансирование остаётся основным источником покрытия затрат на технологические и иные инновации. В Брянской области наблюдается такая же тенденция.
Особого внимания региональных властей заслуживают региональные научно-технической программы. Их характерной чертой является направленность на решение межотраслевых программ, участие в разработке нескольких научных организаций и предприятий. Подобных программ, касающихся отдельно именно инновационного предпринимательства в Брянской области нет, кроме того, до сих пор слабо развита
инфраструктура поддержки инновационной деятельности.
В целом инновационная политика Брянской области не имеет чёткой направленности в решении конкретных экономических проблем региона. На Западе общепризнано, что локальные факторы играют определяющую роль в формировании направлений технологической политики и соответственно в определении стратегических ориентиров частных компаний. Именно «локализация» технологической политики на начальной стадии инновационной деятельности позволяет определить перспективную специализацию, сформировать принципы селекции технологий, которые могут быть адаптированы к условиям местного производства.
Развитие высокоэффективной промышленности невозможно без реформирования и перехода на инновационное производство, шгорое повлечёт за собой комплексный переход на развитие инновационного общества.
Стратегической целью развития научно-технической и инновационной сферы является сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса и сектора научных разработок, обеспечивающего увеличение производства инновационной и наукоёмкой продукции, повышение её конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Научно-технический потенциал региона недостаточен для полномасштабного развития научнотехнического и инновационного сектора. Однако наличие нескольких крупнейших точек роста создаёт условия, которые необходимо реализовывать, образуя высокотехнологичные, наукоёмкие промышленные производства, повышая уровень развития сектора прикладных разработок, поддерживая организации, обеспечивающие наиболее высокий эффект роста производства и занятости. Развитие научно-технического и инновационного комплекса осуществляется на основе:
• признания научно-технической и инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона, а также формирование экономики инновационного типа;
• стимулирования создания эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в регионе;
• стимулирования межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
• единства образовательного, научного и производственного процессов и их направленности на экономическое, социальное и духовное развитие;
• исследования и разработки, внедрения нововведений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность Брянской области, обеспечить переход к новому технологическому укладу;
• оптимального сочетания государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;
• полномасштабного информационного обеспечения развития научной и инновационной деятельности
В ходе разработки мероприятий по развитию инновационно-производственного комплекса необходимо обратить внимание на увеличение вливания инвестиций в науку, а также иных инновационных инвестиций, в частности, на создание и обеспечение роста числа новых организаций с качественными ресурсами. Здесь также важна инвестиционная политика органов государственного управления Брянской области, эффективное использование инструментария для привлечения дополнительных ресурсов. Необходимо обеспечить соискателям инвестиций возможность получения информационных, консалтинговых, ипотечных, лизинговых и других услуг.
Кроме того, необходимо реализовать ряд мер по увеличению общего уровня инновационности всей экономической деятельности области. Основой инновационного развития области является создание и поддержка малых научно-производственных инновационных фирм, которые будут проводниками нововведений и инноваций в регионе.
Основные мероприятия по реализации сценария активного развития инновационного производственного комплекса подразумевают:
• создание научно-технической и инновационной инфраструктур, обеспечивающих как разработку и исследование, так и доведение новых наукоёмких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики и обратную связь — информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам;
• расширение частно-государственного партнёрства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики;
• содействие всем предприятиям, организациям, учреждениям, вузам области в проведении инвентаризации и оценки принадлежащей им интеллектуальной собственности;
• создание разветвлённой инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе систем информационного обеспечения, государственной экспертизы научно-технических и инновационных проектов, сертификации инновационной продукции, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
• использование новых источников долевого финансирования региональных научно-технических программ и инновационных проектов, механизмов финансово-промышленных групп и венчурного финансирования;
• создание механизма эффективного взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами с целью поддержки научных исследований в регионе;
• укрепление прямых связей между предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами, создание интегрированных производственных структур, творческих групп с целью увеличения числа и объёмов
контрактов по внедрению технологий;
• создание совместной с соседними регионами и областями Украины и Белоруссии специальной научновнедренческой и инновационной зоны с единой инфраструктурой инновационного предпринимательства. Это позволит обеспечить приток инвестиций со стороны республиканских центров на реализацию научно-исследовательских и инновационных проектов, представляющих общий интерес, соединить научные мысли России и соседних государств, повысить уровень межгосударственного и межрегионального взаимодействия в этой области.
В качестве основного пути решения проблемы повышения уровня инновационности экономики должно стать создание консорциума ведущих научных центров, университетов, ведущих вузов, лабораторий, центров крупнейших предприятий области, учебно-консультационных центров, частных малых инновационных фирм и администрации области. Этот орган должен осуществлять координационные функции всего инновационного процесса от разработки до коммерционализации. На этот орган необходимо возложить полномочия по отбору перспективных проектов, которые могут софинансироваться за счёт созданного фонда. Такая система позволит сформировать единую инновационную цепочку.
Существующую систему можно осуществлять на базе функционирующего в области центра трансферта технологий.
Создание инновационной экономики позволит региону и стране успешно конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Основным ресурсным рычагом должно стать финансирование инновационных проектов, создание фондов. Именно на первых этапах реализации стратегии наполнение фонда и финансирование должны быть осуществлены преимущественно из бюджетных средств или на основе частно-государственного партнёрства. В дальнейшем доля финансирования фондов, конкретных проектов должна снижаться в пользу средств частного сектора, при этом основу управления составит нормативно-правовое регулирование этого направления.
Малое инновационное предпринимательство играет всё большую роль в экономике нашей страны. Малый бизнес стал одним из существенных источников насыщения потребительского рынка товарами и услугами, наполнения бюджетов всех уровней. Свободные трудовые ресурсы вовлекаются в различные виды предпринимательской деятельности и создают возможность для выхода экономики из кризиса.
Инновационная деятельность малых предприятий — не только фактор повышения эффективности нашей экономики, но и механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке, а поэтому необходимо улучшить финансирование данных предприятий для их экономического развития.
Любое предприятие добивается поставленных целей и выполняет свои стратегические планы преимущественно благодаря нововведениям. Однако успех разработки и внедрения инноваций во многом зависит от рациональности организации процессов и приносимой ими отдаче. Само переустройство организации уже является инновацией, а переустройство организации ради перехода на выпуск новой продукции — инновация вдвойне. Для такой перестройки используют либо реструктуризацию (изменение структуры предприятия в целях улучшения управления, повышения производительности труда, эффективности производства,
конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также снижения издержек), либо реинжиниринг (перестройку, перепроектирование деловых процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности компании).
Таким образом, предложенный комплекс мероприятий будет содействовать выстраиванию эффективной региональной инновационной стратегии и содействовать повышению роли регионов как субъектов государственной инновационной политики. Перспективы развития сектора малого и среднего инновационного бизнеса во многом зависят от четкой и последовательной государственной и муниципальной политики, следовательно, государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства должны носить системный комплексный характер.
The author proves the importance of small businesses as a priority of reforming and modernizing of the economy. Lack of the scientific and technical policy in the regions is the main drawback which does allow to concentrate financial resources on the priority areas. The new Russian business participates primarily in the short-term target funding of the innovative projects, not having a permanent nature. The main ways to solve the problem of increasing the level of the innovativeness of the economy should be the creation of a consortium of the leading research centers, universities, laboratories, private companies and small innovative regional administration. State and municipal regulations and support of the innovative entrepreneurship should have a system complex character.
The key words: enterprise activity, innovative potential, an is innovative-industrial complex, introduction of innovations, innovative activity, the investment policy.
Список л итературы
1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // www.consultant.ru
2. Закон Брянской области «О программе социально-экономического развития Брянской области на 20092013 годы» от 26 ноября 2008 г. № 103-3 // www.bryanskobl.ru
3. Постановление администрации Брянской области «Об утверждении стратегии социальноэкономического развития Брянской области до 2025 года» от 20 июня 2008 г. № 604 // www.bryanskobl.ru
4. Иванченко В., и др. Инновационно-структурированное воспроизводство и государство // Экономист. 2010. № 1.
5. Скоробогатов А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности // Вопросы
экономики. 2009. № 2.
6. Факторы и условия развития национальной экономики. Уч. пос./ Под ред. Л.А. Гришуниной. Саратов: ИЦ «Наука».
2010.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА enterprise activity innovative potential an is innovative-industrial complex introduction of innovations
Источник: uchimsya.com
Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ
Основным конкурентным преимуществом небольших предприятий во многих развитых странах в настоящее время являются инновации. Инновационная активность микропредприятий в России остается за рамками отчетности и специальных исследований.
Поэтому цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи результатов деятельности микропредприятий с инновационной активностью предприятий в регионах. В качестве источников информации использованы статистические сборники Росстата, а также материалы независимых исследований. В качестве объектов выступали 80 субъектов федерации, метод исследования — корреляционный и регрессионный анализ. В статье основное внимание уделено возможности косвенной оценки инновационной активности микропредприятий в регионах, поиску факторов и форм их взаимодействия, которые способствуют развитию потенциала этой многочисленной группы хозяйствующих субъектов. В результате выявлено, что наибольшую взаимосвязь с инновационной активностью имеет показатель интенсивности распределения микропредприятий, усиленный влиянием посредника (медиатора), в качестве которого выступает индекс электронного развития региона
Ключевые слова: малый бизнес, микропредприятия, инновации, инновационная активность, региональное развитие, индекс электронного развития регионов, регрессионный анализ
Список использованных источников
2. M. S. Abdullahi, A. Abubakar, R. L. Aliyu, M. B. Umar. Empirical review on the determinants influencing firm performance in developing countries//International Journal of Scientific and Research Publications. Volume 5. Issue 6. June 2015.
3. A. F. Hayes. Beyond Baron and Kenny: Statistical Mediation Analysis in the New Millennium//Communication Monographs. Volume 76. Issue 4. December 2009. P. 408-420.
4. Moeljadi, Ratnawati, Pramono, Yuniarsa. The effect of government role as a mediation variable in the relationship between orientation entrepreneurship, innovation and market orientation on business performance//International Journal of Business, Economics and Law. Vol. 8. Issue 2 (Dec.). 2015.
P. 9-14.
5. Sengaloun Inmyxai, Yoshi Takahashi. Determining the applicability of feminist theories by examining the mediation and moderation effects on noneconomic performance in Lao micro, small, and medium-sized enterprises//Gender in Management: An International Journal, Vol. 26. Issue 7. 2011. P. 457-482.
7. Е. В. Быковская. Инновационная деятельность малых предприятий как фактор роста эффективности их функционирования//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. № 10-12 (31). 2010.
С. 268-273.
8. О. Р. Верховская, М. В. Дорохина. Глобальный мониторинг предпринимательства. Отчет Россия 2010 г. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2011.
9. О. В. Григорьева. Инновационный характер развития — фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства//Гуманитарный вестник, вып. 6, 2013. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/hidden/79.html.
10. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011; 2013-2014. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации/Под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапошника. М.: 2012, 2015.
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга. Вып. 4. М.: НИУ ВШЭ, 2016.
Авторы
Серова Людмила Серафимовна
к. э. н., доцент кафедры операционного менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Чуракова Ийя Юрьевна
к. э. н., доцент кафедры операционного менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Еще в этом выпуске
- Диверсификация, компетенции, проблемы и задачи. Новые возможности
- Об итогах VI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»
- Общественные закупки как стратегический инструмент научно-технологического развития российской экономики
- Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики
- О подходе к планированию направлений научных исследований и технологических разработок, востребованных в целях реализации планов по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности
- Инновации и производительность российских промышленных компаний
- Инновационный интеллект: трехкомпонентная векторная модель
- Проектирование инновационного межрегионального экономического пространства
- Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки
- Корпоративные инновационные системы в железнодорожной отрасли: страновая специфика и место в основных отраслевых моделях
- Интернационализация, инновации, институты как драйверы конкурентоспособности китайских компаний
- Развитие инновационного и образовательного потенциала вуза в области инжиниринга изделий
- Инновационная деятельность промышленных предприятий (на примере Пермского края)
Источник: maginnov.ru