Роль малого бизнеса в инновационной деятельности

Воякина, Д. А. Малое инновационное предпринимательство как часть инновационного процесса / Д. А. Воякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37057/ (дата обращения: 25.05.2023).

Как показывает мировая практика, инновации в большей степени создаются в секторе предпринимательства, преимущественно, в крупных корпорациях именно при активном участии государства. Малые предприятия в то же время могут иметь ряд внушительных преимуществ за счет присущих им характерных признаков именно в инновационной сфере.

Ключевые слова: инновации, преимущества, стадии, малое предприятие

As world practice shows, innovation is increasingly created in the business sector, mainly in large corporations it is the active participation of the state. Small businesses at the same time can have a number of impressive advantages due to their inherent characteristic features in the innovation sphere.

Key words: innovations, advantages, stages, small enterprise

[РоСМУ] Инновационная деятельность в малом бизнесе

На данном этапе для РФ актуальна новая стадия развития института предпринимательства, для которой характерна активная динамика, инновационная экономическая система страны, которая в свою очередь требует продолжения развития инновационных предприятий, государственно-частных партнерств, создаваемых в различных регионах нашей страны.

Таким образом, в процессе проведения исследования было установлено, что процесс становления малого бизнес-сектора в сфере инновационных технологий прошел в своем становлении восемь этапов, зародившись в 80-х годах прошлого века, до настоящего времени еще не достиг своей конечной стадии.

В моем исследовании основной акцент сделан на необходимости поддержки малого инновационного бизнеса, что связано с таким ведущим направлением деятельности государства в сфере экономической стратегии страны, как развитие малого, среднего предпринимательства, так как на мировом рынке доля РФ совсем невелика. По данным статистики, она колеблется в пределах 0,35–1 %, из чего следует закономерный вывод о том, что налицо значительное отставание нашей страны по объему торговли различными современными технологиями, по сравнению с другими мощными державами. Так, наблюдается превалирование инжиниринговых услуг, на которые приходится 85 % экспорта и 53 % импорта). Примечательно, что очень незначительна доля — всего лишь 7 % суммарного объема импорта и 3 % экспорта, приходящаяся на лицензии, ноу-хау, патенты.

Малое инновационное предприятие (далее МИП) — это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность посредством создания, внедрения и производства наукоемких материалов и технологий.

К существенным преимуществам МИП следует отнести:

– своевременность принятия организационных и хозяйственных решений, позволяющих реагировать на возникновение проблемы;

– ориентированность на спрос потребителя;

– высокая мотивированность труда;

Роли собственника малого бизнеса

Однако малое инновационное предприятие не лишено и ряда недостатков таких как:

– низкая привлекательность для инвесторов;

Как указывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на срок до 2020 г., самыми важными задачами политики государства являются следующие:

  1. Построить и наладить эффективность национальной инновационной системы (далее — НИС),
  2. Осуществить переход на инновационный путь развития экономики нашей страны.

Стоит заметить, что в настоящее время наблюдается тот факт, что нередко исследовательскими институтами, являющимися прикладными, не выполняется их приоритетная задача, заключающаяся в подготовке к реализации инноваций. В РФ при решении вопросов, касающихся модернизации экономики, МИП (малые инновационные предприятии) на данный момент не играют существенной роли, хотя во многих развитых странах они вносят значительный вклад в работу по созданию различных инноваций. [1]

Выступая как связующий элемент между производством и наукой, являясь одной из частей наноиндустриализационных цепочек, в данный момент указанные МИП — это очень важная часть НИС. В разработке новых технологий, а также в процессе превращения в товар знаний риск на себя берут обычно малые фирмы, с чем связано то обстоятельство, что состав этих фирм часто претерпевает изменения.

Как замечает И. Дежина, в национальных инновационных системах в наше время часто наблюдается баланс, который обеспечивает «критическую массу» малого инновационного предприятия

По данным оценки экспертов, в РФ на малые инновационные предприятия приходится количество МИП в пределах: 34 тыс. (по данным 2014 г.) — 100 тыс. (по данным эксперта И. М. Бортника 2015 г.). В свете событий последнего десятка лет, как верно отмечает А. В. Журов, на «невидимую руку рынка» нельзя рассчитывать. [3]

Нельзя не упомянуть, что такого рода предприятия могут работать довольно активно, причем в разных промышленных сферах, так, по данным экспертов, данный сектор аккумулирует в себе более 120 тыс. малых предприятий. Если мы допустим, то предположение что 25 % их этих предприятий — инновационные, то следует увеличить в два раза количество МИП. Наблюдаемые в данной сфере тенденции вполне могут быть проанализированы, несмотря на отсутствие точных сведений о числе этих фирм.

В настоящий момент действующие в РФ в области инноваций малые инновационные предприятия имеют ряд характерных признаков, на основании которых их следует распределить в следующие группы:

а) предприятия, которые были созданы при материнских научно-исследовательских институтах, либо в высших учебных заведениях,

б) самостоятельные структуры.

Естественно, что большими потенциалом и ресурсами, а также способностью к «выживанию» в современных условиях экономического хозяйствования обладают малые инновационные предприятия первого типа, чем и обусловлено их превалирующее количество. Они создаются, в том числе, для облегчения научно-исследовательским институтам и высшим учебным заведениям, занимающимся инновационными разработками, процессов их коммерциализации. Так, как справедливо отмечают российские правоведы, действующая сегодня бюджетная классификация, не предусматривает статей расходов бюджетных учреждений, которые можно бы было направить на патентование объектов интеллектуальной собственности. Более того, бюджетное учреждение по сути не заинтересовано в коммерциализации своих разработок, поскольку его действующее правовое положение не дает ему возможности свободно распоряжаться доходами от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. [2]

В этой связи оптимальной формой коммерциализации разработок и технологий для научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, среди существующих, является создание малых инновационных предприятий.

Проанализировав долю участия государства, а также крупных компаний, иностранных инвесторов в малое инновационное предприятие, можно сказать о том, что число персонала в таком предприятии минимум от 5 до 100 чел.

По результатам исследований, более 62 % среди руководителей отмечают, что для них на их предприятиях самой приемлемой является ориентация на возрастную структуру, при этом около 60–80 % коллектива — работники до 45 лет. Для 20 % руководителей является главной ориентация на омоложение кадров, и лишь 14 % руководителей стремятся к привлечению именно зрелых работников более зрелой возрастной группы. Примечательно, что в целом настоящей ситуацией на предприятии удовлетворены лишь 7 % из общего числа респондентов, 79 % опрошенных отметили значительный рост объемов производства, а 64 % лишь частично удовлетворены текущим положением дел, для них важна ориентация на то, чтобы найти возможные капитальные вложения (21 %), увеличить активы оборота (21 %), ориентироваться на изменение внутренней политики страны (20 %).

В целом, рост экономики является отражением возрастания производства продукции на малых инновационных предприятиях. Сегодня для порядка 2/5 всех предприятий актуально планирование действий по расширению их деятельности за счет:

а) привлечения заемных средств как обоснование всех мер поддержки государством МИП, которые являются необходимыми,

б) налаживанием партнерских связей с инвестиционными фондами, банками, крупными компаниями, выступающими в качестве потенциальных кредиторов и инвесторов.

Так как на многих малых инновационных предприятиях работники до 45 лет представляют основной штат, мы можем сказать о том, что благодаря развитию человеческого капитала их сотрудников, потенциал развития малого инновационного предприятия является огромным. Кроме того, это можно подтвердить тем обстоятельством, что многие малые инновационные предприятия, которые работали на российском рынке, — очень молодые организации, образование которых пришлось на время после массового явления приватизации НИИ, а также конструкторских бюро.

  1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: офиц. сайт
  2. Иншакова А. О., Рыженков А. Я. Высокотехнологичные материалы как объекты интеллектуальной собственности в сфере межстранового инновационного сотрудничества РФ и США: правовой статус авторов и инвесторов // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. — 2014. — № 3 (24). — С. 11.
  3. Журов А. В. Методы государственной поддержки малых инновационных предприятий России посевной стадии развития: дис. … канд. экон. наук. — М., 2012. — С. 135.

Основные термины (генерируются автоматически): малое инновационное предприятие, предприятие, РФ, малый, время, данные, интеллектуальная собственность.

Источник: moluch.ru

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА.

Давыдов Д.С. 1
1 Южный Федеральный Университет, Институт социологии и регионоведения
Работа в формате PDF

Читайте также:  Что нужно знать при покупке бизнеса салона красоты

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация – это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.

Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:

  1. гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;
  2. повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;
  3. творческая специализация в деятельности;
  4. немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;
  5. ориентация на достижение максимально возможного результата;
  6. возможность рисковать;
  7. высокая производительность труда и низкие издержки производства;
  8. высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.

Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.

Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.

Современная экономическая ситуация требует от участников активных инновационных действий, направленных на изменение принципов работы, направлений бизнеса. При этом в «Стратегии 2020» задаются достаточно быстрые темпы преобразований, требующих изменить принципы поведения основных участников инновационного процесса.

Авторами концепции национальных инновационных систем является большая группа западных экономистов К.Фримен , Б.-А. Лундвалл и Р.Нельсон , которые в 80-90 гг. ХХ в. практически одновременно положили начало современной теории инновационной деятельности и разработали общие методологические принципы:

Исходя из данной концепции, можно определить инновационную подсистему региона, как это совокупность взаимодействующих институтов и субъектов в регионе, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание, воспроизводство, хранение и передачу знаний, профессиональных навыков и технических разработок, с целью обеспечения устойчивого экономического развития региона и повышения качества жизни населения путем: производства инновационной продукции, технологий и услуг; создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства товаров и услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения; повышения образовательного уровня населения; вывода экологически вредных производств; решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

Основными элементами инновационной подсистемы региона являются следующие подсистемы: генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производства продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

По уровню инновационного развития разрыв между субъектами ЮФО один из самых высоких по сравнению с другими социально-экономическими показателями: Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край, по праву относящиеся к «инновационным лидерам» в округе, находятся, соответственно, на 11-ом, 20-ом и 27-ом местах среди субъектов РФ, в то время, как Астраханская область, Республика Калмыкия и Республика Адыгея только на 59-ом, 76-ом и 79-ом месте.

Ведущими структурами инновационного комплекса экономики округа являются Южный федеральный университет, Южный научный центр Российской академии наук, ключевые академические институты, исследовательские центры и проблемно-ориентированные лаборатории, наукоемкие и высокотехнологичные организации.

Реализация научно-инновационного потенциала Южного федерального университета осуществляется по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники.

Основные научные исследования и инновационные разработки в ЮФО ведутся в ВУЗах. В настоящее время в округе 83 высших учебных заведений, из которых 45 являются государственными, а 38 – негосударственными.

Наряду с ЮФУ, узловыми элементами формирующейся окружной инновационной системы выступают Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Волгоградский государственный технический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Астраханский государственный технический университет и др.

В число основных задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, входят:

— создание центров глобальной компетенции в таких отраслях как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика, рекреация;

— создание современных технологических платформ на базе ведущих вузов Южного федерального округа и инновационно-активных предприятий: композиционных технологий и материалов, биотехнологий, светодиодов и энергосбережения, авионики и бортового оборудования, информационных, космических, медицинских технологий, экологии, природопользования, ресурсосбережения, безопасности, ядерных технологий, нанотехнологий, технологий в строительстве, химических технологий и др.;

— создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих вузов ЮФО;

— развитие на территории Южного федерального округа инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере; разработка механизма поддержки межрегионального трансфера инновационных технологий;

— развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров промышленного дизайна и прототипирования и др.;

— подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;

— развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;

— разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;

— увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сферах налогообложения и использования объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;

— формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.

В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года развитие научно-инновационной сферы предполагает достижение следующих основных целевых показателей:

— доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2020 году возрастет до 40%;

— удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — до 25%;

— внутренние затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5%, число малых инновационных предприятий — до 500;

— число технопарков на базе ведущих вузов возрастет до 25;

— число бизнес-инкубаторов в Южном федеральном округе — до 30 единиц.

Институциональная среда Ростовской области.

На сегодняшний день многообразие институциональных условий определяется особенностью модели институциональной структуры, которая отражает уровень развития экономики, науки, социальные, культурные и исторические особенности. Процессы взаимодействия структурных элементов национальной инновационной системы основаны

на правилах и нормах, которые осуществляются с помощью организационных механизмов. Все это в совокупности образует институциональную структуру, которую следует рассматривать как базовую составляющую инновационного типа развития промышленного комплекса. Формирование институциональной среды инновационного развития подвержено влиянию экономических, социальных, демографических и географических факторов, что определяет специфику институциональной среды; инновационной экономики. На рисунке 4 продемонстрированы структурные элементы институциональной среды в их воздействии на инновационное развитие экономики.

Инновации возникают в определенном институциональном контексте, а факт влияния институтов — правил и обеспечивающих их соблюдение механизмов — на экономический рост, развитие и в конечном счете уровень благосостояния не вызывает споров среди экономистов.

Роль государства в качестве координатора функционирования инновационной экономики можно обосновать наличием следующих закономерностей: 1. государство систематизирует функционирование инновационной экономики, обеспечивая относительно оптимальное развитие всех звеньев инновационной системы; 2. государство обладает финансовыми ресурсами для оказания под держки в развитии всех звеньев инновационного процесса; 3. только государство может обеспечить экономическое стимулирование инновационного процесса, предоставляя налоговые и таможенные ( льготы; 4. государство содействует созданию инфраструктуры (технико- экономические и экономические зоны, технопарки, инкубаторы); 5. государство способно наилучшим образом объединить усилия науки, образования и бизнеса; 6. только государство может обеспечить формирование такой законодательной базы инновационной деятельности; которая бы обеспечила благоприятные условия для развития; всех звеньев инновационной системы.

Читайте также:  Роль бизнес заказчика в проекте

В настоящее время; государство должно выполнять такие функции как финансирование фундаментальной науки; участие в финансовом обеспечении НИОКР. При этом, «главное в деятельности государства — это формирование единой инновационной цепочки: изобретение, создание нового продукта и его освоение в массовом производстве; Без наличия единой инновационной системы деятельность субъектов и отдельных звеньев инновационного процесса не может быть достаточно эффективной» .

Инновационные предприятия Ростовской области

В рамках выставки «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА» состоялись презентации инновационной продукции, перспективных разработок, новых технологий и сервисов, обмен опытом и анализ основных тенденций в области инноваций, встречи авторов проектов, заказчиков и потенциальных инвесторов, что позволило организациям Ростовской области позиционировать свой бренд и повысить статус компании, установить прямые контакты с потенциальными клиентами и партнерами, продвинуть высокотехнологичные идеи и решения.

ОАО «Роствертол» представил многоцелевой широкофюзеляжный транспортный вертолет, представитель нового поколения тяжелых вертолетов, самый грузоподъемный вертолет в мире Ми-26Т2

ООО ПК «НЭВЗ». Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП 20, способный водить пассажирские поезда на скорости до 200 км/ч на железнодорожных линиях, электрифицированных как переменным, так и постоянным током.

ООО «КЗ «Ростсельмаш». Комбайн TORUM 740 – высокопроизводительный роторный комбайн 7 класса, способный убрать за сезон 1500 — 2000 га разнообразных культур.

Инженерно-технологическая академия ЮФУ – многоцелевой беспилотный авиационный комплекс «Рассвет» — единственный в мире БПЛА, осуществляющий мультиспектральную съемку. Летно-технические характеристики превосходят отечественные и зарубежные аналоги.

ОАО НПП КП «Квант». Производство оптико-электронных приборов ориентации космических аппаратов.

ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Самолет-амфибия Бе-200ЧС – универсальный самолет-амфибия, легко конвертируемый в различные варианты для выполнения пожаротушения, морского патрулирования, поиска и спасения на море.

Малый и средний бизнес Ростовской области.

Динамика уровня инновационной продукции в промышленных видах деятельности как у малых так и у средних предприятиях характеризуется незначительными изменениями и имеет отрицательный тренд, вместе с тем, в различных видах деятельности наблюдаются разнонаправленные тенденции.

Инновационное развитие предприятий во многом зависит от ресурсного обеспечения, представляющего собой фактические расходы на различные типы и виды инновационной деятельности.

В течение последних трех лет завершенные инновации имели 68 малых и 12 средних предприятий, в том числе технологические — все малые и средние предприятия, маркетинговые — 2 малых и 3 средних предприятия, организационные — 4 малых и 2 средних. Анализ степени кооперации предприятий при разработке завершенных инновации показал, что в основном технологические, маркетинговые и организационные инновации разрабатывались организациями самостоятельно.

Одним из направлений исследования инновационной активности субъектов малого предпринимательства было изучение внешнеэкономической деятельности, в части экспорта инновационных товаров и услуг. Результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт.

Перечислим инновационные проекты, осуществленные малыми и средними предприятиями Ростовской области в 2014 году:

— Разработаны электронные приборы для метрополитена;

— Разработано программное обеспечение модуля ловли рыбы;

— Первичные преобразователи для вихревых расходометров;

— Разработка и изготовление промышленной СВЧ печи;

— Разработка комплекта оборудования для диагностики оборудования АЭС;

— Создание соединений трубопроводов, разработка технологии изготовления их уплотнителей;

— Экспериментальные исследования механических и гидродинамических параметров элементов искусственного рифа и особенности формирования биоценозов;

— Разработка плазматрона для резки металла;

— Разработана система мониторинга состояния стальных канатов подъемно-транспортных машин.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что взаимодействие малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских отношений между малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособность отечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы страны.Роль малого и среднего бизнеса в реализации инновационного потенциала Ростовской области и региона в целом трудно переоценить. Большинство стартапов, успешно развивающихся сейчас на рынке, выросли из малого бизнеса и достигших огромных результатов. В свою очередь, регион должен быть заинтересован в инновационных продуктах, а следовательно, грамотно выстраивать свою политику по отношению к малым и средним инновационным предприятиям.

Список использованных источников и литературы

  1. Г.Я. Гольдштейн Инновационный менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998
  2. Аналитический обзор «Инвестиционная активность малых (включая микропредприятия) и средних предприятий Ростовской области в январе-декабре 2010 года» (ООО НПФ «Инком-центр», в соответствии с Госконтрактом № 44 от 10 июня 2011 года в рамках реализации «Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы») // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=107673.
  3. Росстат
  4. Ростовское инвестиционное агенство

Источник: scienceforum.ru

Роль малого бизнеса в инновационном менеджменте

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

Прикрепленные файлы: 1 файл

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, что в свою очередь означает ослабление позиций на рынке и потерю потребителей, снижение размеров прибыли.

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер McDonald’s, компьютер Apple, машину Ford и много других полезных товаров. Любой крупный бизнес начинается с малого.

Сущность инновационного менеджмента

1.1. Понятие и классификация инноваций

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 1.

В научной литературе существует большое количество подходов определения дефиниции инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес по подбору персонала

Рисунок 1.Схема инновационной деятельности

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально- технические инновации включают:

Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции.

В современных условиях интенсивного производства новых знаний процессы создания новых технических систем характеризуются возрастающей сложностью задач конструирования: растет число альтернатив выполнения отдельных подсистем, узлов, блоков, увеличивается список физических процессов, которые закладываются в основу их производства. С ростом числа альтернатив увеличивается и число осуществляемых и работоспособных комбинаций этих альтернатив. Все это ведет к необходимости адекватного информационного обеспечения проектных и конструкторских работ, невозможного, в наше время все возрастающего потока информации, без помощи ЭВМ.

1.2. Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ

Главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке, т.к. именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед. Учитывая выше приведенные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.

Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков — промышленных предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.

Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность.

Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно-технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса.

Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных обществ и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов), а также открытие срочных депозитных счетов в коммерческом банке под проценты, оговариваемые в кредитном договоре.

Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.

Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий.

В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании.

Инновации в малом бизнесе

2.1. Роль малого бизнеса в инновационном менеджменте

Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес – инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура. Малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий.

Но все предприятия возникают как малые, и все в чем-то новы. Все инновационное – ново, но не все новое – инновация. Организаторы проекта TACIS предложили свое определение малого инновационного предприятия (МИП). МИП – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%.

Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих, в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью (МПИД), в широких масштабах начали возникать уже во второй половине 80-х годов.

Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса — ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. На быстрый рост числа МПИД в это время повлияла и невостребованность научных работников в предшествовавшем периоде, ограниченные возможности для проявления способности в государственных академических и отраслевых научных учреждениях.

Значительная часть МПИД вне зависимости от названия функционировала в сфере посреднических услуг. В области НИОКР МПИД занимались в основном разработкой программных продуктов, проектными работами, экономическими исследованиями.

В начале 90-х годов МПИД попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время МПИД не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время — его нестабильность.

Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями. МПИД могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям.

Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники. МПИД могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом. Еще один путь образования МПИД — объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период существования таких МПИД часто ограничивается сроками реализации определенной идеи.

МПИД могут формироваться и как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Глубокий системно- экономический кризис российской экономики подтвердил, что в основе финансовой системы и мощи государства лежит мощь промышленного производства, и заставил обратить внимание всех заинтересованных сторон на реальный сектор экономики. В посткризисных интеграционных процессах (после августа 1998 г.) начинает превалировать промышленный капитал, обеспечивающий более тесное взаимодействие с финансовым; усиливаются процессы диверсификации, имеющие научно-технологическую, региональную и экономическую направленность. Именно его развитие посредством максимального привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и прежде всего его инновационной сферы должно стать краеугольным камнем государственной инвестиционной и инновационной политики в России в современных условиях.

Чем острее кризис крупного производства, тем больше надежд на малый бизнес как на «рыночный генератор» инновационных идей, ускоряющий «снизу» (на микроуровне) процессы структурных преобразований, планируемые «сверху» (на макроуровне) тем активней «выращивание» новых организационных структур управления инновационной деятельностью, их тиражирование в экономически все более значимых масштабах как «точек (полюсов) роста», тем быстрее формирование новой корпоративной стратегии и тактики за счет использования преимуществ малых форм организации проектного дела при технологическом трансферте.

Развитие инновационной деятельности и развитие (поддержка) малого предпринимательства на сегодняшнем этапе в значительной степени взаимосвязаны, они дополняют и стимулируют друг друга.

Источник: www.referat911.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин