Роль малого бизнеса в муниципальном развитии

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) играет важную роль в комплексной модернизации экономики моногородов, выступая фактором ее роста и диверсификации. Проведен анализ динамики развития МСП монопрофильных муниципальных образований и направлений его государственной поддержки, даны предложения по организации мониторинга статистических показателей МСП в моногородах и разработке комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в части развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова

Для цитирования:

Резникова Е.В. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОНОГОРОДОВ. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2012;(3):88-93. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-3-88-93

For citation:

Reznikova E.V. THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF COMPANY TOWNS. Strategic decisions and risk management. 2012;(3):88-93. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2012-3-88-93

Тема 8 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики

Правительством РФ разработан комплекс мер, направленных на содействие раз­витию экономики монопрофильных му­ниципальных образований. В нем особое вни­мание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) как фактору дивер­сификации экономики моногородов. МСП спо­собствует поддержанию конкурентной среды, обеспечивает население моногородов товарами и услугами; выполняет социальные функции, соз­давая новые рабочие места для работников, кото­рые высвобождаются в результате реорганизации градообразующих предприятий; обеспечивает рост налоговых доходов муниципальных образований.

Для анализа уровня развития МСП в моного­родах выберем в качестве объектов исследования пять муниципальных образований, расположен­ных в разных федеральных округах (регионах) и отличающихся размером и отраслевой специ­ализацией: городской округ Тольятти (Самарская область, Поволжский федеральный округ), город Нижний Тагил (Свердловская область, Уральский федеральный округ), городское поселение Новоорловск (Забайкальский край, Сибирский феде­ральный округ), Староминское сельское поселение (Краснодарский край, Южный федеральный округ), город Сокол (Вологодская область, Севе­ро-Западный федеральный округ). Информацион­ной базой исследования послужили комплексные инвестиционные планы (КИП) монопрофильных муниципальных образований [1-5].

В табл. I приведены показатели развития малого предпринимательства (МП) в выбранных моногородах за 2008-2009 годы. Их анализ позво­ляет сделать следующие выводы:

  • один из основных количественных пока­зателей развития малого бизнеса — количество предприятий на 1000 чел. населения — по моно­городам в целом соответствует среднему значе­нию по России (30,4 ед.), а в ряде случаев даже превышает его
  • количество субъектов МП и численность за­нятых показывают положительные темпы роста почти во всех моногородах
  • роль малого бизнеса в формировании ос­новных социально-экономических показателей моногородов (общей занятости, совокупном обо­роте, объеме налоговых поступлений в местный бюджет) в целом незначительна, что свидетельствует о наличии существенного потенциала для дальнейшего развития данного сектора.

Главное отличие отраслевой структуры мало­го бизнеса моногородов от сложившейся в целом по стране заключается в более высокой доле обра­батывающей промышленности за счет снижения удельного веса торговли и общественного пита­ния, что можно рассматривать как положительный момент. Уровень безработицы в моногородах в 1,5-2 раза превышает показатель в среднем по стране (2%) и, по данным за 2009 год, состав­ляет в Нижнем Тагиле — 3,1%, Тольятти — 3,6%, Соколе — 6,7%, Новоорловске — 4,4%, Старомин­ском сельском поселении — 1,7%.

Роль малого бизнеса в экономике страны. Глеб Цейтлин, эксперт центра Структурных исследований

Таблица 1

Показатели динамики развития малого предпринимательства в 5моногородах по данным за 2009 год

Плотность субъектов МП на 1000 чел. населения

Темп роста числа субъектов МП, %

Темп роста численности занятых в сфере МП, %

Темп роста объема отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства, %

Доля субъектов МП, %:

в общей численности занятых

в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства в общем объеме

в объеме поступлений в местный бюджет

*Данные приведены только по МП (без учета индивидуальных предпринимателей). Показатели деятельности средних предприятий на уровне моногородов в настоящее время отсутствуют.

На наш взгляд, организация мониторинга по­казателей развития МСП в моногородах имеет следующие недостатки:

  • отсутствие данных по микро- и средним предприятиям, в то время как изменения в систе­ме статистического учета произошли с 2008 года
  • неполнота системы показателей развития МСП (далее приведены предложения по постро­ению системы показателей)
  • отсутствие в большинстве случаев данных об отраслевой специализации МСП (в частности, они есть лишь по двум из пяти рассматриваемых городов).

Глава 2. Малое и среднее предпринимательство в системе управления муниципальным развитием.

2.1. Малое и среднее предпринимательство в системе местного социально-экономического развития

Во многих странах существенным резервом повышения эффективности малого и среднего предпринимательства стал организационный фактор, связанный с территориальным объединением производителей. В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а территориальный промышленный комплекс или кластер.

Читайте также:  Узкое горлышко в бизнесе что это

Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов территориальной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Возможна организация кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.

В последнее время наблюдается повсеместное выравнивание качественных характеристик продукции и услуг. Исследования показывают, что потребителю все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару, обосновывая свой выбор исключительно потребительскими свойствами продукта.

В данной ситуации преимущество получает тот, кто обладает отличительными признаками в глазах потребителей по своей продукции (схемы взаимоотношений с потребителями, сервис и доставка, рейтинг торговой марки, лучшее знание мотивации потребителей и их запросов, развитая система коммуникаций с потребителями и возможным воздействием на их предпочтения). Успех конкуренции при равном технологическом уровне (в принципе все ныне действующие малые предприятия находятся на близком технологическом уровне) лежит в сфере наличия у предприятия нематериальных активов.

Конкурентное преимущество получают на рынке те предприятия, которые используют современные инженерные и управленческие технологии. Вряд ли есть необходимость убеждать кого-либо в том, что малый и средний бизнес является одним из главных факторов экономического роста не только в муниципальных образованиях, но и в стране в целом, потому что он быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места и т.д.

В системе муниципального хозяйства малый и средний бизнес играет особую роль – все, что связано с обеспечением жизни и деятельности людей в конкретном поселении замкнуто, как правило, именно на предприятия малого и среднего предпринимательства. Не секрет, что для большинства муниципальных образований России и зарубежья основной налоговой базой и инструментом занятости населения является именно малый и средний бизнес.

Но социально-экономическое развитие муниципалитетов возможно лишь при выходе на внешние рынки – межмуниципальный, областной, региональный, российский, мировой, так как рост производственных мощностей и доходов, а следовательно, и налогооблагаемой базы, ограничены покупательской способностью жителей данной территории, данного муниципального образования. Но для выхода на новые рынки необходимо иметь более высокие конкурентные преимущества по сравнению с теми предприятиями, которые уже функционируют на этих рынках.

Предприятия малого и среднего предпринимательства рассматриваются как основа формирования кластеров на местном и межмуниципальном уровне. Сегодня можно услышать много определений понятия «кластер», но обобщенным и вполне применимым для муниципальной экономики является следующее: кластер – это группа расположенных на территории поселения или вблизи его взаимосвязанных предприятий и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга.

Это достаточно упрощенное определение понятно каждому работнику муниципалитета и способствует привлечению их к развитию кластерного подхода в управлении экономическим развитием территории. Примером конкурентной стратегии может быть лидерство по издержкам, когда есть предложение равных по потребительским характеристикам товаров с более низкой ценой.

Но для этого предприятия должны иметь явно выраженные преимущества, которые для малого бизнеса в российских условиях просто нереальны. А снижение цены в целях завоевания новых рынков, как правило, негативно отражается на их финансовом состоянии и на возможностях развития.

Мы не говорим о том, что не надо работать в направлении снижения издержек, но эта экономия на издержках не должна стать препятствием для нормального функционирования и развития предприятия. Во многих странах существенным резервом повышения эффективности малого и среднего предпринимательства стал организационный фактор, связанный с территориальным объединением производителей.

В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а территориальный промышленный комплекс или кластер. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов территориальной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах, диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.

Возможна организация кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети. В последнее время наблюдается повсеместное выравнивание качественных характеристик продукции и услуг.

Исследования показывают, что потребителю все сложнее отдавать предпочтение тому или иному товару, обосновывая свой выбор исключительно потребительскими свойствами продукта. В данной ситуации преимущество получает тот, кто обладает отличительными признаками в глазах потребителей по своей продукции (схемы взаимоотношений с потребителями, сервис и доставка, рейтинг торговой марки, лучшее знание мотивации потребителей и их запросов, развитая система коммуникаций с потребителями и возможным воздействием на их предпочтения).

Читайте также:  Миндалевый сад как бизнес

Успех конкуренции при равном технологическом уровне (в принципе все ныне действующие малые предприятия находятся на близком технологическом уровне) лежит в сфере наличия у предприятия нематериальных активов. Конкурентное преимущество получают на рынке те предприятия, которые используют современные инженерные и управленческие технологии.

Таким образом, на современном этапе все чаще конкурируют не товары, а предприятия и основное конкурентное преимущество находится не в свойствах товара, а в сфере компетенций фирмы. Перенося этот тезис на предпринимательство, можно сказать, что здесь на муниципальных, региональных и межрегиональных рынках в ближайшем будущем будут конкурировать не сами малые предприятия, а их кластеры.

Исходя из технологического равенства малого бизнеса, область конкуренции постепенно перейдет в сферу нематериальных активов и компетенций кластеров. Другими словами, для повышения конкурентоспособности малого бизнеса в рамках муниципального образования, назрела настоятельная необходимость формирования территориальных предпринимательских кластеров.

Рассмотрим некоторые преимущества, которые дает муниципальная экономическая система, организованная по схеме кластера. Несомненно, что повышение эффективности деятельности малых предприятий кластера увеличит налогооблагаемую базу муниципального образования (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций).

Собственно, это самый важный побудительный мотив для муниципалитетов заниматься этим вопросом. Тиражирование, перенос знаний, успешных методик и алгоритмов на другие предприятия, входящие в кластер позволит значительно повысить их общую экономическую устойчивость, а значит и конкурентоспособность муниципального образования.

Для бизнеса: улучшается кадровая инфраструктура, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки, формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем продвижения товара; управленческих решений на основе изучения изменений внешней среды. На территории муниципального образования кластеры могут образовываться как с использованием крупного предприятия в качестве стрежня, так и путем самостоятельной интеграции малых фирм. Больший интерес представляет второй случай, так как для многих муниципальных образований это реально. В данном случае исполнительная власть должна сыграть стержневую роль в формировании кластера. С определенными допущениями можно рассматривать предпринимательский кластер как своего рода «муниципальную корпорацию» с мягкой организационной структурой.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

дипломная работа регионы. Развитие малого предпринимательства в муниципальном

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 0.56 Mb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)

На тему Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании

Исполнитель Лизунов Василий Сергеевич
Руководитель кандидат экономических наук, доцент
Выдрина Евгения Олеговна
«К защите допускаю» Заведующий кафедрой

доктор экономических наук, профессор Фирова Ирина Павловна

0

Санкт – Петербург 2018

  1. Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики территории
    1. Сущность и значение малого бизнеса в функционировании территориальных хозяйственных систем 5
    2. Формы и методы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне 13
    1. Сравнительный анализ вклада малого бизнеса в развитие муниципальных образований в России и за рубежом 22
    2. ООО «СЗКА» как перспективный элемент развития предпринимательства в муниципальном образовании 30
    1. Совершенствование механизма государственной поддержки малого предпринимательства на уровне муниципального образования 36
    2. Обоснование эффективности предложенных мер по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании 44

    Список использованной литературы 55

    Введение
    В настоящее время при неустойчивой экономической ситуации в Российской Федерации усиливается интерес к отношениям муниципалитетов и частного бизнеса в целях решения совместных проблем. Вместе с тем изменяются функции и задачи муниципалитетов, это связанно с увеличением влияния частного сектора на экономику.

    Для полноценного развития необходимо чёткое взаимодействие муниципальных институтов и бизнеса. Хотелось бы отметить, что муниципалитет всегда занят выполнением своих функций, связанных с интересами граждан, в то время как бизнес постоянно занят наращиванием прибыли. Развивающийся союз бизнеса и муниципалитетов создаёт свои модели финансирования, методов управления и отношений собственности. Благодаря разным формам партнёрства возможно использование преимуществ двух сфер без значительных социальных перемен.

    Развитие предпринимательства должно быть одной из основных, если не самой главной, заботой местных властей, поскольку от уровня развития предпринимательства зависит наполняемость местного бюджета, а значит, выполнение социальных задач; от этого зависит занятость населения, соответственно:

    Читайте также:  Установить Ватсап бизнес на телефон Андроид

    -улучшение социальной обстановки, снижение напряженности; развитие конкуренции влечет развитие технологий, а вместе с ним общее развитие общества;

    -Предприниматели, один из наиболее стабильных и устойчивых классов в обществе, его опора; наконец, предпринимательство — основа благотворительности и меценатства.

    Актуальность темы обусловлена тем, что темпы развития предпринимательства в первую очередь отражаются на состоянии социально- экономического развития на местах (регионов, муниципальных образований).

    Кроме того, это один из ведущих секторов, во многом определяющих темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального (регионального) продукта, дохода местных бюджетов.

    Самый термин «предприниматель» был введен в научный оборот в 18 веке английским экономистом Ричардом Кантильоном, анализ понятия «предпринимательство» встречается уже в работах А. Смита, Ж. — Б. Сэя и других ученых. Качественно новую страницу в исследовании сущности предпринимательства внесли И. Шумпетер, М. Вебер, Д. Кларк и другие экономисты.

    В современной отечественной науке вопросы предпринимательства анализируются в работах А.И. Агеева, А.А. Аузана, А.В. Бусыгина, А.В. Виленского, Г.В. Горланова, Г.А. Егиазаряна, Ю.Н. Хачатурова, В.П.

    Черногородского, А.Г. Цыганова и других ученых.

    Цель данного исследования состоит в анализе деятельности органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию поддержки предпринимательской деятельности в г. Санкт-Петербург. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    -Определить в теоретическом аспекте экономическую сущность малого предпринимательства и направления его воздействия на развитие экономики региона и отдельных муниципалитетов;

    -Исследовать нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании;

    -Проанализировать состояние малого бизнеса в муниципальном образовании городе Санкт-Петербург;

    Объектом исследования являются органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность, по реализации различных форм поддержки малого предпринимательства.

    Предметом исследования являются способы развития малого бизнеса в муниципальном образовании.

        1. Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики территории
              1. Сущность и значение малого бизнеса в функционировании территориальных хозяйственных систем

              Региональные различия в развитии малого бизнеса являются следствием разницы в региональных условиях формирования малого бизнеса и системы его государственной поддержки. Следует отметить, что в структуре управления федеральными округами нет ответственных за развитие данного сектора экономики, в то время как особенности малого предпринимательства (высокая смертность, недостаток финансовых ресурсов и др.) требуют специфических мер государственного воздействия. Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства исходя из представлений региональных чиновников, а значит данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки малому бизнесу [15].

              Кроме того, малый и средний бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, бизнес создает базу для формирования среднего класса — социального слоя,

              способного обеспечить достаточное прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.

              Наряду с выше сказанным, отметим, и то, что малый и средний бизнес существенно повышает эффективность всей экономики, улучшает ее территориальную структуру так как и малый и средний бизнес может наиболее гибко реагировать на изменение потребительского спроса, может быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры.

              Развитие малого и среднего бизнеса — критерий того, насколько конкурентным является формирующиеся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства или олигархов возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, т.е. тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда — была бы только хорошая предпринимательская идея, и тем труднее, с другой стороны, удержаться на гребне успеха, тем быстрее вынуждены поворачиваться все, в том числе и тяжелые на подъем крупные предприятия.

              Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого и среднего бизнеса для России, где он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс.

              Основные признаки, характеризующие деятельность сегодняшних бизнесменов, можно отразить в виде схемы (см. рис.1.1).

              Источник: topuch.com

              Рейтинг
              ( Пока оценок нет )
              Загрузка ...
              Бизнес для женщин