Автор(ы): Самсонова Светлана Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018» (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 3365
Показать PDF версию Элементы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
Аннотация.
Задачами государственного и муниципального управления, формирующими и организующими условия повышения ведения местного предпринимательства, сводятся к исследованию режима поддержки малого бизнеса, включающего следующие элементы: формирование нормативно-правовой базы, кредитно-финансовая поддержка, муниципальный заказ, создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки, содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства. Местные органы создают благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, организуют систему социальных, экономических и правовых норм. Устанавливая методы управления, необходимо обозначить средний показатель между потребительским рынком и местным сектором экономики.
Экономика малого бизнеса. Презентация дисциплины
Ключевые слова:
малое предпринимательство, муниципальная поддержка, поддержка малого предпринимательства, органы местного самоуправления, элементы малого предпринимательства.
Планируя политику муниципальной поддержки малого предпринимательства, администрация местных образований осознаёт потребность и важность создания опоры для реализации успешной деятельности, ставя перед собой цель определения направлений в сфере его протекции, расширения области действий и экономического усиления малых предприятий. Однако участие органов местного самоуправления зависит от условий, которые обозначают политику функционирования бизнеса и целей. Их деятельность в сфере поддержки малого бизнеса может быть либеральной, консервативной или протекционистской. Поэтому предприимчивое ведение малого бизнеса на местном уровне является ключевой составляющей успешных действий, принимаемых муниципальными властями.
Задачами государственного и муниципального управления, формирующими и организующими условия повышения ведения местного предпринимательства, сводятся к исследованию режима поддержки малого бизнеса, включающего следующие элементы [1]:
1. Формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства и определяющей разработку и принятие соответствующего нормативно-правового обеспечения: законодательных и нормативных актов; программ совершенствования малого предпринимательства, правил, инструкций, положений; процедуры создания и регистрации МП; порядок деятельности и контроля; систему налоговых льгот и прочее.
2. Кредитно-финансовая поддержка, которая делится на два вида: прямая и косвенная. Прямая поддержка включает в себя выдачу льготных инвестиционных кредитов за счёт бюджетных средств; выделение поручительств, гарантий по кредитам коммерческих банков (в том числе через муниципальные фонды поддержки МП); снабжение частичной оплатой процентов по кредитам, а также беспроцентными займами, ссудами, дотациями.
Роль малого бизнеса в белорусской экономике. Интервью с предпринимателем
Косвенная поддержка устанавливает нормы ускоренной амортизации, лизинга; способствует процессу микрокредитования, упрощению схем взимания налогов, льготному налогообложению и созданию кредитных кооперативов и союзов.
3. Муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд), который в данном случае выступает косвенной мерой поддержки малого бизнеса, обеспечивающий предпринимательскую конкуренцию и улучшающий качество предоставляемых товаров и услуг. Однако для обеспечения таких функций необходимо строго соответствовать законодательным процедурам, состоять на конкурсной основе, иметь доступ к индивидуальным данным всех участников, которые, в свою очередь, способны принять репутацию партнёра.
4. Имущественная поддержка (в том числе предоставление субъектам малого бизнеса помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений).
Заданный вид поддержки реализуется прямыми (оказание льготной долгосрочной аренды помещений и земельных участков) и косвенными (проведение конкурсов на аренду и недвижимость; формирование Фондов нежилых помещений; сотрудничество в обеспечении неиспользуемых основных фондов и крупных производств) формами поддержки.
5. Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки.
В оный элемент поддержки входит комплексная система помощи, а именно: регистрация учреждений; информационное обеспечение; юридические и аудиторские услуги; выдача результатов маркетинговых исследований; подготовка сотрудников; льготные условия аренды.
6. Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства, устанавливающее пропаганду в СМИ идей бизнеса, рекламную деятельность МП и, наконец, сотрудничество в производстве и работе коопераций предпринимателей.
Вышеперечисленные элементы поддержки малого предпринимательства являются основными на уровне муниципалитетов. Местные органы создают благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, организуют систему социальных, экономических и правовых норм. Степень влияния местного самоуправления на хозяйствующие субъекты распределяется согласно критериям целесообразности, хотя к издержкам муниципального управления относят неравномерность распространения на дифференциальные группы населения. Устанавливая методы управления, необходимо обозначить средний показатель между потребительским рынком и местным сектором экономики.
Таким образом, теория эффективного развития предпринимательства на муниципальном уровне формируется в структуре по определению достижения поставленных целей, задач, сформированными местными органами самоуправления.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 06.10.2003 N (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017).
- Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
- Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. — 2014. — Том 15. — № 21. — С.
- Захарченко А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Электронная библиотека диссертаций, 2011 г. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-raz vitie-sistemy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-na-munitsipalnom-urovne#ixzz4×0qK5Sdm (дата обращения: 15.12.2017).
Источник: journalpro.ru
Тема 7 муниципальное хозяйство и проблемы стимулирования предпринимательской деятельности
7.1. Роль предпринимательской деятельности в муниципальном хозяйстве
- производство промышленной продукции;
- производство потребительских товаров;
- инновационная деятельность;
- строительство и строительная индустрия;
- жилищно-коммунальные услуги;
- общественное питание;
- бытовое обслуживание социально-значимого характера;
- туристические и оздоровительные услуги;
- художественные промыслы и ремесла.
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
- объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
- создание рабочих мест путем поощрения или ускорения открытия новых видов бизнеса и роста малого бизнеса;
- выявление новых источников дохода для целевых категорий населения;
- диверсификация местной базы экономики;
- обеспечение экономической стабильности, чтобы местные фирмы стремились остаться в сообществе;
- мднимизация количества провалов в бизнесе и предотвращение сокращения числа рабочих мест.
- между ростом потребности в получении информационной, консультационной и юридической помощи для эффективного ведения бизнеса и недостаточным развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городе;
- между необходимостью получения финансовой поддержки для организации и развития собственного дела и ограниченным доступом субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам;
- между возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов для успешного ведения бизнеса и низким уровнем профессиональной подготовки кадров, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- между потребностью в аренде офисных помещений, производственных площадей, оборудования и ограниченным доступом к информации об их наличии;
- между стремлением молодежи заниматься предпринимательской деятельностью и недостатком возможностей (финансовых, организационных, информационных) для осуществления этих потребностей;
- между объективной потребностью в объединении предпринимателей в общественные организации для выражения своих интересов и субъективным недостаточным осознанием этих потребностей;
- между высокоразвитой промышленной индустрией и недостаточно развитой производственной кооперацией крупных и малых предприятий;
- между необходимостью решения своих материальных проблем и неготовностью части трудоспособных незанятых граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности;
- между возрастающей тенденцией к положительному восприятию в обществе предпринимательства и тенденцией к негативному отношению части населения к малому бизнесу. Наличие этих противоречий ставит перед органами местного самоуправления следующие основные задачи поддержки и развития малого предпринимательства, связанные с необходимостью:
- совершенствования нормативно-правовой базы регулирования и поддержки;
- развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- созданием сети организаций, способных предоставлять доступные и качественные информационные, консультационные, маркетинговые, юридические и другие услуги для субъектов малого предпринимательства;
- преодоления недоверия предпринимателей к власти всех уровней и ее способности обеспечить стабильные условия ведения бизнеса;
- координации и согласования деятельности контролирующих органов по проверкам субъектов малого предпринимательства;
- создания современных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
- преодоления ограниченности доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям и аренде муниципального имущества;
- создания системы взаимодействия крупного и малого бизнеса;
- получения доступной деловой информации о состоянии рынка, муниципальных заказах;
- повышения общественной активности большинства предпринимателей, их разобщенность;
- создания общественных объединений предпринимателей;
- получения предпринимателями навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- формирования положительного имиджа малого предпринимательства.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Малый бизнес в муниципальной экономике
Сегодня почти треть населения России, так или иначе, связана с малым предпринимательством. Около одного миллиона малых предприятий — юридических лиц и трех миллионов частных предпринимателей — это десятки миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным реально растущим сектором экономики. Тем не менее, малое предпринимательство до сих пор рассматривается властями, как незначительный фактор реформ в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора 5
1.1.Понятие и роль малого бизнеса в рыночной экономике 5
1.2. Правовые основы малого бизнеса всовременной рыночной экономики России 7
2. Современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г.Липецка) 14
2.1. Динамика развития малого бизнеса в муниципальном образовании 14
2.2.Поддержка малого бизнеса в 2012 году в г.Липецке 17
3.2. Развитие бизнес-инкубаторов в г. Липецке 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Прикрепленные файлы: 1 файл
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня почти треть населения России, так или иначе, связана с малым предпринимательством. Около одного миллиона малых предприятий — юридических лиц и трех миллионов частных предпринимателей — это десятки миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода.
Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным реально растущим сектором экономики. Тем не менее, малое предпринимательство до сих пор рассматривается властями, как незначительный фактор реформ в России.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, является «лицом» любого развитого государства. Хотя наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно — технического и производственного потенциала, сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой рыночной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Это подлинная основа жизни стран с рыночной системой хозяйствования, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, основа стабильного функционирования экономики, обеспечения занятости населения, наполняемости бюджета и политического равновесия. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой дли среднего и крупного бизнеса.
Актуальность работы заключается, во-первых, в том, что институт предпринимательской деятельности как разрешенное и поощряемое государством занятие — достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий. Во-вторых, актуальность этой темы заключается в том, что с каждым днем в нашей стране становится все больше предпринимателей. Как показывает статистика 2006 года, доля занятого в малом бизнесе населения стран Европейского Союза составляет 70%, Японии — 78%, США — 60%; удельный вес продукции малого бизнеса в ВНП США — 50%, Германии — 48%, Японии — 70%. В ведущих западных странах доля малых предприятий в формировании бюджетов всех уровней составляет 50-60%. Выводы ясны, предпринимательством не только занимается большая часть населения страны, но в первую очередь предпринимательская деятельность наполняет бюджет государства.
В третьих, в связи с тем, что предпринимательство, как уже отмечалось очень молодой институт в нашей стране, вызывает интерес самый передовой опыт зарубежных стран.
Цель работы – исследование развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— раскрыты сущность, виды и функции малого бизнеса;
— показаны правовое основы малого бизнеса;
— рассмотрены современное состояние малого бизнеса муниципального образования (на примере г.Липецка).
Объект исследования: малый бизнес.
Предмет исследования: особенности малого бизнеса в экономике муниципального сектора.
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в экономике муниципального сектора
1.1.Понятие и роль малого бизнеса в рыночной экономике
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. 1
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.2
Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).3
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.4
Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. 5
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика. 6
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, очень в ней нуждается.
1.2. Правовые основы малого бизнеса всовременной рыночной экономики России
Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания и соблюдения его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.
Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу малого предпринимательства России. Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малого предпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др..
Малым бизнесом в России считается предпринимательская деятельность физических лиц — индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций — малых предприятий.
Согласно статье 3 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия: доля участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации составляет не более 25%, доля в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек — в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек — в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек — в оптовой торговле и при осуществлении иных видов деятельности.
При этом средняя численность определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов). 7
Первым шагом в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». А для индивидуальных предпринимателей — Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».
Индивидуальные предприниматели для государственной регистрации должны представить в регистрирующий орган по месту постоянного жительства заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размер регистрационного сбора устанавливается городским (районным) органом законодательной власти.
При этом он не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более 15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявление о постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет бесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.
Для регистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).
Согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п. 5.6 ст.
5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации. 8
Кроме того, реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.
Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные — непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов.9
Источник: www.referat911.ru