Роль малого бизнеса в развитии деловых связей между государствами исследовательская работа

Доброго дня вам, мой дорогой читатель. В этой статье я хочу вам рассказать о том, как подготовить раздел актуальности темы или актуальности проекта во введении ВКР.

Написание выпускной квалификационной работы в виде работы или в виде проекта очень разное (разница между работой и проектом).

Я рекомендую вам ознакомиться с методичкой вашего вуза, прежде чем вы напишете хотя бы одно слово в работе (что посмотреть в методичке по ВКР)

В качестве примера возьмём тему

«Роль малого бизнеса в развитии региональной экономики».

Если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, или вы захотите уточнить актуальность вашей темы — вы можете оставить комментарий под статьёй.

Также вы можете воспользоваться моим сервисом для формулирования актуальности онлайн. Просто заполните несколько полей в форме — и получите формулировку.

Содержание скрыть

  • 1 Самое важное в актуальности
  • 2 Актуальность, проблема и цель работы
  • 3 Актуальность, объект и предмет исследования
  • 4 Элементы актуальности для темы «Роль малого бизнеса в развитии региональной экономики»
  • 5 Черновик актуальности готов, что дальше?
  • 6 А можно заказать?

Самое важное в актуальности

Актуальность – это первый элемент введения. Его размер — обычно 70% страницы. Начинается фразой типа «Актуальность выбранной темы работы состоит в ряде моментов». Абзацы не более 5-6 строк, обычно – до 4 абзацев.

Роль малого бизнеса в экономике страны. Глеб Цейтлин, эксперт центра Структурных исследований

В актуальности требуется отметить 2 момента:

  1. почему тема актуальна вообще (иными словами, какие проблемы будут, если не подготовить работу на эту тему);
  2. почему актуальность этой темы выросла в последние месяцы (здесь можно говорить о влиянии кризисов, эпидемий – в частности, коронавирусной пандемии, новых технологий и т.п. (подборка из более чем 100 факторов и причин для обоснования актуальности темы)).

Актуальность взаимосвязана с целью работы, с её объектом и предметом.

Актуальность, проблема и цель работы

Из актуальности вытекает проблема работы. То есть нужно сказать, что случится, если не писать работу.

Это буквально одно предложение о том, что возникло противоречие, дисбаланс, между текущим состоянием объекта (и исследуемого у него предмета) и оптимальным состоянием, которое отвечало бы актуальным условиям внешней и внутренней среды

У этого предложения — довольно стандартный вид, и с помощью моего онлайн-сервиса — вы можете автоматически сформулировать проблему исследования

Из проблемы следует цель работы. Цель противоположна проблеме и обычно очень похожа на формулировку темы с добавлением в её начало слова типа «совершенствование», «предложить мероприятия по», «разработать проект» и т.п.

Сформулировать цель часто непросто, поэтому советую вам ознакомиться со статьёй, в которой я подготовил 90 примеров целей по самым популярным экономическим темам исследований.

Актуальность, объект и предмет исследования

Актуальность работы связана с её объектом и предметом. Объект — это самый большой элемент темы, предмет — его часть, свойство или функция. С помощью онлайн-сервиса в статье «как определить объект и предмет» можно выделять разные комбинации объекта и предмета из темы.

Параллельная реальность | Новости 7-40, 29.5.2023

Если не сделать то, что указано в теме, произойдёт ухудшение состояния объекта и предмета исследования. Значит, надо сделать то, что указано в теме (то есть достичь цели работы), чтобы состояние объекта и предмета исследования улучшилось.

То есть мы должны отметить:

  1. что случится с объектом исследования, если не подготовить работу;
  2. как это отразится на рассматриваемом элементе объекта – то есть на предмете исследования.

Поскольку определить объект и предмет ещё сложней, чем актуальность, цель и проблему, я сделал статью, в которой приведено 90 примеров объектов и предметов экономических исследований.

Таким образом, взаимосвязь между объектом, предметом и актуальностью такая: по каким-то причинам (примеры факторов и причин) возникла актуальность темы и если не сделать исследование по ней, произойдёт ухудшение состояния объекта и предмета исследования. Значит, надо его выполнить и достичь цели работы, чтобы состояние объекта и предмета исследования улучшилось.

Элементы актуальности для темы «Роль малого бизнеса в развитии региональной экономики»

Чтобы написать, почему тема ВКР актуальна, необходимо открыть несколько работ по заданной теме, посмотреть и скопировать то, что там написано по поводу актуальности к себе, а потом ответить на 2 вопроса выше.

Прочитав подобные куски информации из разных статей, нужно просто понять, как именно может произойти негативное изменение, и как это негативное изменение будет изменено с помощью того, что указано в теме.

Так, можно взять следующие элементы актуальности из разных источников в интернете для темы

«Роль малого бизнеса в развитии региональной экономики».

Актуальность темы исследования Растущая роль малого предпринимательства в развитии экономических и хозяйственных связей в России является одной из важнейших современных тенденций. Данное обстоятельство, в первую очередь, обусловлено тем, что малый бизнес принимает на себя важные социально-экономические функции, обеспечивая условия воспроизводства рыночных отношений с учетом баланса интересов между спросом и предложением., источник

Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях, когда национальная экономика проходит стадию турбулентности, необходимо нахождение новых решений, которые смогут обеспечить устойчивость национального социально- экономического развития в соответствии с глобальными трендами. Темой статьи выбран аспект роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов России., источник

Актуальность темы исследования заключается в том, что малый бизнес играет огромную роль в социоэкономическом развитии регионов. Это обусловлено тем, что небольшие предприятия оптимизируют структуру региональной экономики, вносят преобладающую долю в общий объем производимой продукции и оказываемых услуг, в поступления в бюджет, а также, создавая рабочие места, позволяют не допустить социальной напряженности., источник

Актуальность темы исследования. Российские регионы, несмотря на наблюдающиеся положительные тенденции экономического развития, по-прежнему испытывают последствия системной трансформации экономики, ослож-няющиеся мировой экономической и политической нестабильностью. Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом взаимосвязанных обстоятельств: – во-первых, малый бизнес как сектор региональной экономики является од-ним из самых восприимчивых к изменениям средовых условий хозяйствования., источник

Актуальность исследования определяется тем, что устойчивый экономический рост, включаемый в целевую функцию макроэкономической политики, во многом связан с развитием малого предпринимательства. Развитие же этого сектора национальной экономики России противоречиво, сопряжено с трудностями и проблемами. Как свидетельствует зарубежный опыт, в индустриально развитых странах сформировалось не только уважительное отношение к предпринимательству в малых и средних формах, но сложилась и система государственного регулирования малого предпринимательства., источник

Из скопированных блоков нужно удалить повторяющиеся слова, технические фразы и т.п., и составить связный текст. Если у вас не получается выделить факторы актуальности, я недавно сделал подборку более 100 причин актуальности.

Для этого я взял почти 140 самых простых экономических тем — и выделил из них эти факторы. Вы можете взять за основу найденный мной материал, а если сомневаетесь — уточнить детали в комментариях.

Черновик актуальности готов, что дальше?

После того как подготовили эти элементы, дальше нужно их описать своими словами, чтобы поднять уникальность: лучший способ повысить оригинальность, а также можно посмотреть все способы обхода антиплагиата.

Конкретный перечень элементов, которые нужно раскрыть в исследовании, в частности, во введении, повторюсь, нужно смотреть в методичке: как пользоваться методичкой по исследованию)

После написания актуальности и подготовки введения в целом, можно переходить к первой главе ВКР.

А можно заказать?

Если вы решите где-то заказывать обоснование актуальности, то, во-первых, я советую вам заказывать введение целиком, а во-вторых, делать это либо у тех авторов, которые обоснованно вызывают у вас доверие, либо на одном из сайтов заказа исследований — лучше пользоваться биржами, чем агентствами и т.п.

Это значительно безопасней, чем обращаться в агентства или к случайным исполнителям.

Желаю вам удачи!

Александр Крылов

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ «Инжэкон» в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Источник: diplom35.ru

Роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н.И., Михалькова И.Г.

В статье рассмотрены вопросы участия малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности. В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних.

Но благодаря глобализации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производством, показывая и доказывая свои права в связи с чем материал статьи приводит доказательства важности участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности не только на внутренних рынках, но и на внешних. Статические доказательства утверждают, что зарубежные компании приносят дополнительный доход стране за счет участия во внешнеторговой деятельности. За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров. Однако недостаточно российских малых предприятий участвуют во внешнеторговой деятельности. Авторами обосновываются проблемы российских малых предприятий при выходе на внешний рынок и предлагается ряд рекомендательных мер по решению данных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьменко Н.И., Михалькова И.Г.

Основные аспекты государственной поддержки в развитии малого и среднего бизнеса России и экономически-развитых стран

Вклад малого бизнеса в российский экспорт
Развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных организаций мсп
Экономическое благополучие страны напрямую связано с развитием малого и среднего предпринимательства
Методический подход к обоснованию форм поддержки экспортно ориентированных предприятий
i Не можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN FOREIGN TRADE

In the article questions of participation of small business of Russia in the foreign trade activity are considered. In most countries of the world small medium-sized enterprises often work to meet the needs of the domestic market , and large enterprises to meet external needs. But thanks to globalization, small and medium-sized enterprises in recent years have mastered new forms of international cooperation and introduced innovative approaches to managing production in, showing and proving their rights. In this connection, the article’s material proves the importance of small business participation in foreign trade activities not only in domestic markets, but also on external ones.

Static evidence argues that foreign companies bring additional revenue to the country through participation in foreign trade activities. Recently, there has been a positive trend in the increase in the number of small enterprises of Russia exporters. However, not enough Russian small enterprises are involved in foreign trade activities. The authors substantiate the problems of Russian small enterprises when they enter foreign markets and suggests a number of recommendations to address these problems

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности»

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье рассмотрены вопросы участия малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности. В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних.

Но благодаря глобализации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производством, показывая и доказывая свои права в связи с чем материал статьи приводит доказательства важности участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности не только на внутренних рынках, но и на внешних. Статические доказательства утверждают, что зарубежные компании приносят дополнительный доход стране за счет участия во внешнеторговой деятельности. За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров. Однако недостаточно российских малых предприятий участвуют во внешнеторговой деятельности. Авторами обосновываются проблемы российских малых предприятий при выходе на внешний рынок и предлагается ряд рекомендательных мер по решению данных проблем

Ключевые слова: бизнес, малый бизнес, торговля, внешняя торговля, рынок, экспорт, импорт

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN FOREIGN TRADE

N.I. Kuzmenko, Candidate of Geographical Science, Assistant Professor

Voronezh State Pedagogical University

In the article questions ofparticipation of small business of Russia in the foreign trade activity are considered. In most countries of the world small medium-sized enterprises often work to meet the needs of the domestic market, and large enterprises to meet external needs. But thanks to globalization, small and medium-sized enterprises in recent years have mastered new forms of international cooperation and introduced innovative approaches to managing production in, showing and proving their rights. In this connection, the article’s material proves the importance of small business participation in foreign trade activities not only in domestic markets, but also on external ones.

Static evidence argues that foreign companies bring additional revenue to the country through participation in foreign trade activities. Recently, there has been a positive trend in the increase in the number of small enterprises of Russia exporters. However, not enough Russian small enterprises are involved in foreign trade activities. The authors substantiate the problems of Russian small enterprises when they enter foreign markets and suggests a number of recommendations to address these problems

Key words: business, small business, trade, foreign trade, market, export, import

В малом и среднем бизнесе всех стран мира без исключения всё больше проявляются черты глобализации, которое выражается в росте внешнеэкономической активности масштабном использование глобальных информационных технологий, унификация форм и деловых стандартов в предпринимательской деятельности. Вместе с крупными и в том числе транснациональными корпорациями, международном бизнесе активным субъектом являются малые средние предприятия, деятельность которых составляет международный бизнес на участие в мировой торговле.

В большинстве стран мира малые средние предприятия чаще всего работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные предприятия на удовлетворение внешних. Но благодаря глоба-

лизации малые и средние предприятия в последние годы освоили новые формы международного сотрудничества и внедряют инновационные подходы в управлении производстве в, показывая и доказывая свои права.

На этой почве, все больше малых и средних предприятий России задумываются о ведении внешнеэкономической деятельности как о более выгодной альтернативе развития бизнеса, которая поможет им повысить прибыль, стать более конкурентоспособной (в том числе на внутренних рынках) и устойчивой с долгосрочной точки зрения. Обратим внимание, на отраслевую структуру малого предпринимательства России за 2016 г. (рис. 1).

■ 2; Транспорт И связь; 4,9; 6%

■ 2; Операции с недвижимым имуществом; 15,8;

рыбоводство; 0,3; 0% 2; Образование и здравоохранение; 1;

2; Прочие услуги; 2,4; 3%

■ 2; Сельское хозяйство; 2,8; 3,%

2; Обрабатывающие производства; 0,2; 0%

■ 2; Строительство; 14%

2; Оптовая и розничная торговля; 45; 53%

2; Добыча полезных ископаемых; 0,4; 0%

2; Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 0,4; 1%

Рис. 1. Отраслевая структура малого предпринимательства России за 2016 г. [3]

Наиболее популярными показателями, которые занимают лидирующее положение у предпринимателей являются показатели в секторах строительства, оптовой торговли и операций с недвижимостью, в то время как доли таких отраслей как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, рыболовство, здравоохранение и т.д, крайне малы ,что говорит о чёткой ориентации малых предприятий на торговлю. В связи с чем, участники малого производства стараются расширить рынок внутри страны и осваивать зарубежные рынки.

За последнее время наблюдается положительная динамика увеличения количества малых предприятий России экспортеров (рис. 2). По данным Федеральной таможенной службы России, количество компаний-экспортеров среди малого и среднего бизнеса (МСБ) растет хорошими темпами — за 3,5 года их численность увеличилась в 1,5 раза. Если в 2013 году в стране насчитывалось порядка 10 620 экспортно ориентированных предприятий сектора МСБ, то к началу 2016 года число таких компаний существенно увели-

чилось и составило 16 198 предприятий. На 7 месяцев 2017 года из 260 тыс. компаний малого бизнеса — 28 тыс. являются компаниями экспортерами. Однако, для такой масштабной страны как Россия, этих показателей недостаточно. Данное обстоятельство подтверждается в сравнении с другими странами.

В развитых странах вклад МСП в экспорт в десятки раз превышает российские показатели и колеблется от 25 до 50%. В Италии и Франции в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля МСП практически равна экспортной доле больших предприятий. В азиатских странах, вклад малых и средних предприятий в экспорт еще больше: в Корее — примерно 40%, в Китае — более 50%, в развивающихся странах Восточной Азии — около 40%. В России показатели выхода малых предприятий на мировые рынки значительно ниже и равны менее 15%. Вышеупомянутое дает понять о различных трудностях, возникающих при становлении МСП на путь экспорта.

Далее обратимся к причинам отставания участия предприятий малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности.

Существует несколько проблем участия российских МСП во внешнеторговой деятельности, к ним относятся:

1. Низкие показатели по экспорту малого и среднего предпринимательства. По словам директора департамента развития МСБ Минэкономразвития Натальей Ларионовой, это связанно с тем, что большая часть субъектов занята в сфере торговли, а в мире преобладает обрабатывающая промышленность, в то время как в России только 10% всех малых и средних предприятий являются обрабатывающими производствами [1]. Наибольшую долю в общем количестве МСП составляют предприятия в сфере оптовой и розничной торговли и компании, занимающиеся операциями с недвижимостью.

2. Причина низкого уровня развития экспортной деятельности МСП в России — нехватка информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков. В данном случае, можно подробно остановиться на препятствиях реализации экспортного потенциала малых и средних предприятий:

а) не информированность предпринимателей об особенностях ведения бизнеса на зарубежных рынках;

б) проблемы с кадрами

в) высокая конкуренция за рубежом;

г) зарубежные потребители предъявляют высокие требования к качеству продукции,

д) сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами;

е) слабая информированность и недостаток знаний о требованиях зарубежных рынков, о потенциальных партнерах, а так же мало возможностей по продвижению продукции за границей

д) для развития масштаба деятельности субъектам МСП не хватает финансовых средств для ведения экспортной деятельности.

3. Россия — огромная страна, и на экспортный потенциал влияет уровень развития каждого из регионов . Лидирующим регионом по количеству предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и по получаемой от их деятельности прибыли является ЦФО. Он обеспечивает около 40% российского экспорта МСП.

Второе и третье места занимают Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. По числу работающих на внешних рынках предприятий, они охватывают около 20% и более 10. В наименьшем объеме внешнеэкономическая деятельность представлена в Северо-Кавказском округе: его доля составляет порядка 1%. Как показывают данные рисунка 3, количество предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью мало. Вышеописанные сложности дают основание для предложения направлений по решению проблем участия малого бизнеса во внешнеторговой деятельности.

Во-первых, считаем важным поддерживать появление государственных институтов и представительств поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, с 2015 года начал работать Российский экспортный центр (АО), созданный в структуре Внешэкономбанка (ГК).

Сформировано «единое окно», которое оказывает финансовую и нефинансовую поддержку экспорта, услугами которого могут пользоваться малые и средние компании. Одним из приоритетных проектов Минэкономразвития России совместно с АО «РЭЦ» является открытие торговых домов за рубежом. В конце мая 2016 года состоялось открытие первого торгового дома в Казахстане. Уже открыты торговые дома в Аргентине, Вьетнаме, Иране, Таджикистане ЮАР и Китае, которые помогают экспортерам организовать бизнес, найти зарубежных партнеров и т.д.

Рис. 3. Количество малых предприятий по округам РФ, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в 2016 г. [3]

Продажи; СевероЗападный федеральный округ; 2571;

■ Продажи; Южный федеральный округ;

Продажи; Северокавказский федеральный округ; 177; 1%

I Продажи; Приволжский федеральный округ;

Продажи; Дальневосточный федеральный округ; 631; 5%

Продажи; Сибирский федеральный округ; 1493; 13%

Продажи; Центральный федеральный округ; 3616; 30%

Продажи; Уральский федеральный округ; 782; 7%

Во- вторых, наращивание регионального присутствия, как за счет создания собственных представительств, так и используя возможности региональных торгово-промышленных палат и других компонентов региональной инфраструктуры. В настоящее время тестируется система, которая предполагает получение всех услуг по развитию экспорта, в том числе и государственных услуг, прямо на месте. Нефинансовую поддержку «РЭЦ» в регионах оказывает как напрямую, так и через региональные центры поддержки экспорта, которых на сегодняшний день по России насчитывается 37 [2].

В третьих, считаем важным стимулировать экспортный потенциал МСП возможно и за счет снижения издержек выхода на зарубежные рынки на основе упрощения процедур ведения экспортной деятельности, так же к началу работы на внешних рынках может побудить и тиражирование историй успеха предприятий-экспортеров.

Увеличение числа МСП экспортеров может стать для российской экономики тем самым, важным импульсом в развитии, который долго искали. Так как возрастание экспорта на 4%, будет давать прирост ВВП на 1%, т.е. с помощью экспорта реально увеличить прирост ВВП России на примерно 2% в год. Однако на данный момент это только перспективы

Таким образом, несмотря на сложную ситуацию и сравнительно небольшое количество субъектов МСП России, занимающихся внешнеторговой деятельностью, в стране наблюдается положительная динамика роста количества предприятий, за счет создания различных проектов и программ, помогающих предприятиям реализовать себя, следовательно, увеличивается роль малого бизнеса России во внешнеторговой деятельности.

Так как вышеописанный комплекс мер успешно реализуется, а параллельно с описанными мерами реализуются и другие программы, такие как обучение в «Школе экспорта» которая позволит как начинающим, так и давно реализующим свою деятельность экспортерам более подробно освоить тонкости зарубежной предпринимательской деятельности и совершать меньше ошибок, а плата за такие ошибки бывает велика, предприниматели не оценив ситуацию стремятся заключить договора за границей без предварительной юр. оценки и т.д., не учитывая, что плата за эти ошибки не каждому по карману. Изначально курсы в этой школе работали в тестовом режиме, но с 2018 года стали платными.

Так же решаются проблемы снижения налогов, которая не дает только начавшим свою деятельность предприятиям развиваться более быстро и масштабно и дефицит финансирования МСБ, который и является одной из острейших проблем развития МСБ. Но благодаря программам можно уверенно заявить о высоких перспективах и будущих положительных результатах малого предпринимательства на зарубежных рынках. Перспективы роста открываются в сх, пищевой промышленности, нефтехимии и лесопереработке, также большие возможности в секторе переработки сырья. В отношении новейших научно-технических направлений — нанотехнологий — Россия находится на стартовых условиях также как и многие другие страны и при достойной поддержке государства, малые и средние предприятия могут выйти на передовые рубежи.

Подводя итоги, можно сказать что, несмотря на то, что Россия находится только в начале пути оптимизации развития малого и среднего предпринимательства, и для достижения результатов нужно при-2018. Т.15. № 1

ложить колоссальные усилия и продолжить активную реализацию существующих программ, прогнозы развития МСБ являются достаточно оптимистичными и к 2020 году предполагается увеличение их доли до 1520%. Ну а пока государству нужно помогать и просвещать предпринимателей, чтобы помочь стране развиваться и занять достойное положение на мировой арене.

1. Кузьменко Н.И. Малый и средний бизнеса как условие обеспечения конкурентоспособности ре-

гионов Российской Федерации // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. 2017. С. 41-45.

2. Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http ://smb.gov. ru/program/program_rf/

Источник: cyberleninka.ru

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

При разработке мер государственной помощи малому предпринимательству необходимо учитывать, что интересы сторон как совпадают, так и противоречат друг другу. Содействие органов власти развитию малого бизнеса будет тем эффективнее, чем теснее будут пересекаться их интересы. Описанный в работе институциональный подход к системе государственной поддержки малого бизнеса позволяет учесть столкновение и согласование интересов государства и малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка.

Kuznetsova M.V.

ORCID: 0000-0003-0774-7441, PhD in Philosophy,

Nosov Magnitogorsk State Technical University

INSTITUTE OF STATE CERTAIN SUPPORT OF SMALL BUSINESS: NEED, ESSENCE AND FEATURES AT PRESENT STAGE

Abstract

When developing state assistance measures for small businesses it is necessary to take into account that the interests of the parties both overlap and contradict each other. The assistance of the authorities in the development of small business is the more effective the closer their interests intersect. The institutional approach to the system of state support for a small business described in the work allows us to take into account the contradiction and overlapping of the interests of a state and small business.

Keywords: small business, entrepreneurship, state support.

Для успешного развития экономики страны государственным структурам необходимо оказывать помощь малому бизнесу как одному из активных субъектов рынка. Это вызвано тем, что малый бизнес в отличие от крупных корпораций не имеет достаточных собственных возможностей для своего становления и развития.

Массовое появление малых предприятий (МП) в России было обусловлено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [1]. После его утверждения и публикации началась бурная организация субъектов малого бизнеса. Ваучерная приватизация, начавшаяся в 1992 г., явилась последующим катализатором в становлении малого предпринимательства в РФ. Благодаря ее проведению и несмотря на множество ее недочетов на базе государственных предприятий организовывались АО, товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Малые формы хозяйственной деятельности предстают в виде множества самостоятельных и независимых субъектов (ИП и юридических лиц), ограниченных критериальными признаками, деятельность которых имеет качественные характеристики, способствующие формированию конкуренции и социальной стабильности в обществе.

Динамика численности малых предприятий в РФ с 2010 по 2014 гг. отражена в таблице 1. Несмотря на кризисные явления в экономике, и количество возрастает.

Таблица 1 – Количество малых предприятий в РФ за 2010-2014 гг. [2, С. 10]; [3, С. 198]

В.И. Рубе выделяет ряд особенностей условий функционирования малого бизнеса, сложившихся за время его становления в постсоветский период и не утративших актуальность до настоящего времени [4].

К ним относят: осуществление на базе одной фирмы нескольких видов деятельности; ведение бизнеса с максимальной независимостью без использования предоставляемых возможностей крупным бизнесом таких как — субподряд, франчайзинг и т.п. [5, С. 107]. Накопленный инновационный потенциал не реализуется в силу низкого технического уровня производства – эта же проблема сдерживает развитие венчурного предпринимательства [6, С. 159]. Отличительной чертой также является несовершенство инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сочетании с принятием управленческих решений предпринимателей в условиях неполной и не всегда адекватной информации о внешних факторах. Сюда же необходимо добавить отсутствие социальной защищённости стабильности на должном уровне, а также личной безопасности владельцев бизнеса и персонала МП [7, С. 744].

К настоящему времени уже сформировалась некоторая инфраструктура поддержки учреждения и развития субъектов малого бизнеса, функционирующая на всех ступенях государственного управления. При анализе государственного координирования, стимулирования и контроля за деятельностью малого бизнеса используется функциональный подход.

При таком подходе государственная поддержка в узком значении отождествляется с предоставлением помощи субъектам малого бизнеса, либо, в широком значении, с системой государственных мер, нацеленных на формирование условий функционирования МП. Содействие государственных структур власти малому бизнесу требует использования разнообразных инструментов.

Это вызвано тем, что помощью должны быть охвачены все субъекты малого бизнеса в обществе. Можно сделать вывод, что понимание государственной поддержки малых форм хозяйственной деятельности в вышеописанной интерпретации не затрагивает все аспекты экономических отношений между малым бизнесом и органами власти. К действующему функциональному подходу в дополнение необходимо использовать институциональный подход, позволяющий рассматривать государственную поддержку в виде института. Выделенный институт как элемент экономической системы является объектом научного изучения, однако его сущность в полной мере пока еще не раскрыта. Институт государственной поддержки малого бизнеса – совокупность взаимоотношений между государством и субъектами малого бизнеса, формирующих условия роста сектора малого предпринимательства [8, С. 13].

Выражая отношения взаимодействия между государственными структурами и малым бизнесом, институт государственной поддержки малого предпринимательства характеризуется перечнем признаков (рис. 1). Субъектами взаимоотношений выступают государство и малое предпринимательство, объектом взаимоотношений выступают условия функционирования малых предпринимательских форм.

14-02-2018 17-29-14

Рис. 1 – Интересы государства и малого бизнеса в системе государственной поддержки

Интересы государства в отношении субъектов малого бизнеса проявляются в определенных аспектах. В качестве ключевых выделим: экономический (приращение ВНП, пополнение бюджета, обеспечение конкуренции), политический (создание среднего класса, который обеспечивает устойчивость политической системы, экономики и социума в целом) и социальный аспект (сокращение уровня безработицы, неравенства в обществе, рост доходов и благосостояния населения).

Интересы субъектов МП также весьма разнообразны и разнонаправленны. Социальные аспекты проявляются в организации воспроизводства такого фактора производства как труд, рабочая сила. Правовые аспекты проявляются в формировании постоянных и адекватных условий учреждения и развития малого бизнеса.

Экономические аспекты выражаются в образовании прибыли, ее максимизации с минимумом отрицательных внешних эффектов, снижении издержек. На первый план для предпринимателей выступают экономические интересы. Последние достаточно тесно могут быть связаны с действиями органами власти такими как предоставление различных преференций, а именно: понижение налоговых ставок, доступ к финансовым и материальным фондам, к информационному обслуживанию и кадровому обеспечению.

С точки зрения властных государственных структур бизнесмен обязан гарантировать достижение целей, интересов, потребностей социума: обеспечение экономического роста, путем выпуска необходимых обществу товаров и услуг, и полной занятости через создание открытие новых вакансий и создание новых рабочих мест. Там, где интересы власти и бизнеса совпадают, с учетом активного взаимодействия данных субъектов может осуществляться результативная государственная поддержка малого бизнеса.

Разработанные и утвержденные федеральные программы регулируют содействие малому предпринимательству. Мероприятия, которые проводятся в их рамках, а также требования для участия в них определяются приказами Минэкономразвития РФ.

Данные приказы базируются на актуальном законодательстве РФ, например, сюда можно отнести ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [9]. В границах федеральных программ осуществляются следующие способы поддержки малых предприятий: оказание бесплатных консалтинговых услуг, выделение субсидий, обучение ведению бизнеса, передача земли и помещений в аренду на привилегированных условиях, выдача льготных кредитов, разрешение на участие в выставках и ярмарках на неоплачиваемой основе и т.д. Перечисленные виды помощи оказываются, например, в рамках ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям) и реализуемым им программам – «Старт», «Умник», «Коммерциализация» и пр.[10]. Для МП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, финансовая поддержка оказывается в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья [11].

С учетом того, что малый бизнес характеризуется ярко выраженным региональным проявлением, выступает базой развития конкретных территорий, внедрение региональных и муниципальных программ при финансовом сопровождении федеральных органов будет в наибольшей степени способствовать достижению поставленных целей как малыми предприятиями, так и государством.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства на высшем уровне – федеральном – имеет немаловажное значение в становлении и перспективном развитии субъектов малого бизнеса. Этот фонд де-факто обеспечивает финансирование государственной политики на федеральном уровне. Помимо этого фонда нельзя ощутимую роль выполняет Российская торгово-промышленная плата, а также такие некоммерческие организации как ассоциации и союзы предпринимателей.

Выделим основные точки приложения долгосрочных целей государственной политики в направлении развития МП: уменьшение величины финансовой нагрузки, в т. ч. в плане налогообложения; экспансия мероприятий, нацеленных на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства; предоставление быстрого и недорогого доступа к объектам коммунальной инфраструктуры; минимизация затрат как ИП, так и организаций — субъектов малого бизнеса, которые напрямую обусловлены осуществлением предпринимательской деятельности; совершенствование трудового законодательства, отражающего специфику взаимодействий в сфере малого бизнеса. С позиции предпринимателей, одна из функций органов власти это формирование условий, позволяющих первым достигать своих целей наиболее эффективным способом [12, С. 15].

Круг интересов властных государственных структур и малого бизнеса, которые являются неотделимыми элементами института государственной поддержки субъектов малого предпринимательства амбивалентны. Двойственность интересов проявляется в следующем: одновременно интересы контактирующих сторон выступают и совпадающими (встречными), и противоположными.

Консолидирует их то, что и государство, и предприниматели рассматривают в качестве ориентира как повышение благосостояния отдельных индивидов, так и социума в целом. Противостояние интересов заключается в том, что главная цель малых предприятий как и любого коммерческого предприятия это максимизация чистой прибыли, а цель органов власти – наделение этих предприятий социальными функциями, которые как правило снижают потенциальный уровень чистой прибыли. Вследствие указанного противоречия и формируется поведение государства по отношению к малому бизнесу. К мероприятиям, создающим условия для достижения интересов государства при участии малого бизнеса можно отнести: снижение административных барьеров; обеспечение доступности источников финансирования; консультационное сопровождение; создание условий для обучения, переобучения, роста квалификации кадров на льготной основе.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Законы. Постановление Совмина РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [принято 18 июля1991 г. : утратил силу 27 нояб. 2000 г.] [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110/ (дата обращения: 10.11.2017).
  2. Малое и среднее предпринимательство в России — 2015: стат. сб. / пред. ред. коллег. А.Л. Кевеш. — M.: Росстат. — 2015. – 96 с.
  3. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб. / пред. ред. коллег. Э.Ф. Баранова. — M.: Россат, 2017 — 511 с.
  4. Рубе В. А.Малый бизнес. История. Теория. Практика / В. А. Рубе. — М.: ТЕИС. — 2000. — 231 с.
  5. Кузнецова, М. В. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса / М. В. Кузнецова, А. Е. Лукина // Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации». – Уфа. : Изд-во ООО «Аэтерна», 2017. — С. 107-109.
  6. Зиновьева Е. Г. Проблемы венчурного финансирования инновационных проектов в Российской Федерации / Е. Г. Зиновьева, М. В. Кузнецова // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — №1. — С. 157-166.
  7. Коваленко С. В Проблемы малого бизнеса в России / С. В. Коваленко, А. Р. Шарипова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 743-746.
  8. Комарова А. В. Теоретические основы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и оценка его эффективности : автореф. дис. . канд. экон. наук : 00.01 / Комарова Оксана Викторовна. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГУ., 2005. – 27 с.
  9. Российская Федерация. Законы. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» : [федер. закон : принят Гос. Думой 6 июля 2007г. : одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г. : по состоянию на 13 нояб. 2017г.] [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 10.11.2017).
  10. Программы инновационного развития [Электронный ресурс] / Фонд содействия инновациям. — URL: http://www.fasie.ru/programs/, свободный (дата обращения: 25.11.2017)
  11. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 10.11.2017) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» : [постанов. : утверж. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 ] [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 25.11.2017).
  12. Соловьева О. А. Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике : автореф. дис. … канд. экон. наук : 00.01 / Соловьева Олеся Анатольевна. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГУ., 2007. – 26 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Postanovleniye Sovmina RSFSR «O merakh po podderzhke i razvitiyu malykh predpriyatiy v RSFSR» [Russian Federation. Laws. Resolution of Council of Ministers of RSFSR «On Measures to Support and Develop Small Enterprises in the RSFSR] [adopted July 18, 1991: expired on November 27, 2000] [Electronic resource] // System Consultant Plus — URL: http: //www.consultant .ru / document / cons_doc_LAW_110 / (Reference date: 10.11.2017). [In Russian]
  2. Maloye i sredneye predprinimatel’stvo v Rossii [Small and Medium-sized Business in Russia] — 2015: Coll of Stat. / Ed. by A.L. Kevesh. — M.: Rosstat. — 2015. — 96 p. [In Russian]
  3. Rossiya v tsifrakh. [Russia in Numbers.] 2017: Brief stat. col. / Ed. by E.F. Baranova. — M.: Rossat, 2017 — 511 p. [In Russian]
  4. Rube V.A. Maliy Bizness. Istoriya. Teoriya. Praktika [Small Business. History. Theory. Practice] / V. A. Rube. — Moscow: TEIS. — 2000. — 231 p. [In Russian]
  5. Kuznetsova, M. V. Formy vzaimodeystviya malogo i krupnogo biznesa [Forms of Interaction Between Small and Large Businesses] / M.V. Kuznetsova, A.E. Lukina // Proceedings of International Scientific and Practical Conference «Scientific Research and Development in the Era of Globalization». — Ufa: Publishing house of Aethera ltd. 2017. — P. 107-109. [In Russian]
  6. Zinovieva E.G. Problemy venchurnogo finansirovaniya innovatsionnykh proyektov v Rossiyskoy Federatsii [Problems of Venture Financing of Innovative Projects in Russian Federation] / E.G. Zinovieva, M.V. Kuznetsova // Economics and control of management systems. — 2015. – No.2.1. — P. 157-166. [In Russian]
  7. Kovalenko S. V Problemy malogo biznesa v Ross [Problems of Small Business in Russia] / S.V. Kovalenko, A.R. Sharipova // Young Scientist. — 2016. – No.10. — P. 743-746. [In Russian]
  8. Komarova A.V. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya instituta gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel’stva i otsenka yego effektivnosti [Theoretical Bases of Formation of Institute of State Support of Small Business and Estimation of Its Efficiency]: Abstract of PhD in Econ. Sc.: 08.00.01 / Komarova Oksana Viktorovna. — Chelyabinsk: GOU VPO ChelGU., 2005. — 27 p. [In Russian]
  9. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossiyskoy Federatsii» [Russian Federation. Laws. «On the development of small and medium-sized business in the Russian Federation»]: [Feder. law: adopted by the Prliament on July 6, 2007.: approved. The Federation Council on July 11, 2007: as of November 13, 2017]. [Electronic resource] // System Consultant Plus. — URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Reference date: 10.11.2017). [In Russian]
  10. Programmy innovatsionnogo razvitiya [Innovative Development Programs] [Electronic resource] / Innovation Support Fund. — URL: http://www.fasie.ru/programs/, free (Reference date: 25.11.2017) [In Russian]
  11. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 14.07.2012 N 717 (red. ot 10.11.2017) «O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel’skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel’skokhozyaystvennoy produktsii, syr’ya i prodovol’stviya na 2013 — 2020 gody» [Russian Federation. Laws. Decree of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 No.717 (as amended on 10.11.2017) «On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020»]: [st. : appr. By Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717] [Electronic resource] / / System ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (Reference date: 25.11.2017). [In Russian]
  12. Solovieva O.A. Formirovaniye gosudarstvennoy sistemy podderzhki malogo predprinimatel’stva v tranzitivnoy ekonomike [Forming State Support System of Small Business in Transitive Economy]: Abstract of PhD thesis in Econ. Sc.: 08.00.01 / Soloveva Olesya Anatolievna. — Chelyabinsk: Higher Vocational School of ChelGU, 2007. — 26 p. [In Russian]

Источник: research-journal.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин