В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство дает возможность вовлекать в сферу полезной для общества и экономики страны деятельности значительную часть факторов производства, которое по разным причинам не могут использоваться средними и крупными предприятиями.
Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения.
— ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;
— содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния экономики и социально-политической стабильности в обществе;
— развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;
— создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;
— расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
— укрепление экономической базы местных органов власти;
— развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие задачи.
48) Формы безналичных расчётов.
а) Расчеты платежными поручениями
б) Расчеты платежными требованиями-поручениями
в) Чековая форма расчетов
г) Вексельная форма расчетов
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Вексельная форма расчётов. Эта форма расчета представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе векселя.
Основные участники вексельного правоотношения:
-векселедатель (лицо, составляющее и выдающее вексель),
-векселедержатель (владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем суммы)
Платежные поручения — это форма безналичных расчетов, представляющая собой распоряжение вкладчика счета (плательщика) своему банку о переводе определенной суммы на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.
В международных расчетах используется также чековая форма. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение (приказ) чекодателя банку-плательщику произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (предъявителю) или по их приказу другим лицам (ордерный чек) за счет средств чекодателя, имеющихся у банка.
На практике применяется следующий порядок оплаты чека:
— чек оплачивается за счет средств чекодателя;
— подлежит оплате при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом;
— плательщик обязан удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом (при оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов);
— лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа;
— платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля (авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль);
— представление чека в банк на инкассо для получения платежа считается предъявлением чека к платежу.
49) Ответственность предпринимателей за производство и продажу фальсифицированной продукции.
В 146 ст. УК РФ предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Для сравнения: во Франции за такие нарушения предусмотрен штраф в размере от 150 тыс. евро и до 2 лет тюремного заключения.
За изготовление и реализацию фальсифицированной алкогольной продукции российское законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20.06.1984 (действующая редакция) в ст. 146.7 предусматривает ответственность за продажу и (или) организацию продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара.
Те же действия, совершенные руководителями или должностными лицами предприятий (организаций), осуществляющих продажу подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров, без маркировки марками установленных образцов влекут наложение штрафа в размере до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара.
Статья 156.2 КоАП предусматривает ответственность за необеспечение руководителями или должностными лицами организации-производителя маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов, и влечет наложение штрафа в размере 100 МРОТ.
Также вопросы ответственности за производство и реализацию поддельной алкогольной продукции содержатся в следующих нормативных актах:
1) Федеральный закон от 08.07.1999 N 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который определил составы административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, а также подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Дела подобной категории отнесены к компетенции не только налоговых органов, но и органов внутренних дел, налоговой полиции, санитарноэпидемиологического надзора, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. В статье 13 Федерального закона указано, как разграничивается подведомственность дел между контролирующими и правоохранительными органами. Так, органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7, 8, 10, 12:
— статья 7 — розничная продажа этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт и виноматериал;
— статья 8 — оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов;
— статья 10 — выпуск юридическим лицом (организацией-производителем) алкогольной продукции без маркировки или купля-продажа алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение или перевозка такой продукции;
— статья 12 — нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 2, 5, 6, 10, 11:
— статья 2 — деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая без лицензии;
— статья 5 — промышленное производство этилового спирта с превышением установленных квот);
— статья 6 — поставки и закупка этилового спирта без соответствующих лицензий и квот;
— статья 11 — искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
50) Оценка эффективности предприн. деятельности.
Эффективность предпринимательства, как и эффективность любой экономической деятельности, зависит от соотношения результатов деятельности (эффекта) и затрат или примененных ресурсов.
Экономическая эффективность предпринимательства должна рассматриваться в органическом единстве со всей системой условий и факторов развития предпринимательства. Она является выражением одновременно результатов использования как более высокого качества труда и более продуктивных вещественных компонентов, так и более рационального их комбинирования. Полученный при этом дополнительный экономический эффект можно рассматривать как результат положительного влияния факторов управления (менеджмента). Народнохозяйственный (государственный) подход к определению эффективности учитывает не только уровень затрат в ходе осуществления предпринимательской деятельности, но и дополнительные затраты, связанные с удовлетворением социальных запросов работающих, которые, кстати, постоянно возрастают.
Оценка экономической эффективности предпринимательской деятельности осуществляется на основе единого народнохозяйственного критерия — максимизация роста прибыли, а также продукции (работ, услуг) по отношению с затратами или примененными ресурсами.
Для измерения экономической эффективности предпринимательской деятельности используется система обобщающих показателей и показателей использования труда, основных фондов, оборотных фондов, капитальных вложений, материальных ресурсов, показатели внедрения научно-технического прогресса.
В теории и практике различают эффективность: абсолютную и сравнительную, фактическую (текущую), расчетную (прогнозируемую). Различают еще экономическую, социальную и бюджетную эффективность — на основе соответствующих показателей измерения.
Абсолютная эффективность — это сравнение результатов, полученных в анализируемом периоде с затратами на их достижение. Ее называют еще коэффициентом экономической эффективности или рентабельностью. Обратная им величина — характеризует срок окупаемости затрат.
Сравнительная эффективность — это разность результатов, полученных в отчетном и базисном периодах. Обычно ее называют приростом (+), снижением (-) результатов эффективности. В качестве сравнительной эффективности может быть использован прирост (+), снижение (-) абсолютной эффективности.
Расчетная эффективность определяется на основе использования прогнозируемых (расчетных) результатов. Обычно ее называют перспективной (прогнозируемой) эффективностью.
Фактическая (текущая) эффективность определяется на основе результатов, реально полученных в отчетном (анализируемом) периоде.
Источник: allrefrs.ru
Роль малого бизнеса в реформировании экономики регионов
Сегодня не приходится доказывать, что малый бизнес стал одним из важнейших элементов национальной экономики. Роль малого бизнеса в экономике России и ее регионов, а также его социальное значение в настоящее время достаточно подробно изучено.
Малый бизнес, оперативно заполняет рыночные ниши, обслуживает узкие и специфические сегменты рынка, адаптирует товары и услуги под конкретные нужды. Он предоставляет возможности крупным предприятиям выводить непрофильные функции на аутсорсинг. Сегодня малый бизнес почти полностью удовлетворяет потребности населения в сфере бытовых услуг населения, в торговле. С социальной точки зрения малый бизнес позволяет оперативно создавать новые рабочие места даже в кризисных ситуациях, частично компенсировать последствия спада в базовых отраслях, на крупных предприятиях. Предоставляя рабочие места, в конце концов заработок — малый бизнес снижает социальное напряжение и нагрузку на рынок труда.
В современных условиях актуальной научной и практической проблемой становится исследование роли и места малого бизнеса в процессах модернизации и инновационного развития на региональном уровне. В последние годы эти вопросы рассмотрены в ряде исследований ученых, которые, анализируя инновационную трансформацию региональной экономики, особо выделяют малое предпринимательство, как фактор движущей силы инновационного обновления.
Ряд исследователей указывают на возможности малого бизнеса генерировать прорывные инновации, а также установления связей между научно-исследовательскими структурами и крупным бизнесом, а также потенциал ускорения модернизации за счет предоставления малыми фирмами информационных, консалтинговых услуг, необходимых крупным предприятиям
Вопрос в роли малых предприятий в реформировании экономики изучались и другими исследователями этой проблемы, но общий вывод, который они делают — значительные возможности малого бизнеса в этой сфере на практике используются слабо, в том числе из-за пассивной, слабой государственной поддержки и недостаточности инновационных стимулов для предпринимателей.
Таким образом, мы видим, что в экономической науке много говорится в значительном потенциале малого предпринимательства, как фактора способствующего модернизации экономики регионов и страны в целом. Подчеркивается, что он способен внести значительный вклад в инновационное развитие, имеет значительное влияние на диверсификацию экономики, а также принимает участие в технологическом развитии за счет генерации инноваций и предоставляя различные услуги.
В то же время, в этих исследованиях не в достаточной степени произведена оценка фактического места и роли малого бизнеса в экономике регионов различных типов, не до конца показано его финансово-экономическое состояние, технологические возможности, а также реальные его возможности и участия в модернизации. Кроме того, мало изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, например — распределения факторов производства между ними. Все это не позволяет адекватно оценивать реальные возможности малого бизнеса в качестве участника модернизации, а также нарабатывать наиболее результативные механизмы и методы его стимулирования.
В работах ученых изучены количественные оценки развития малого бизнеса и отмечается очень высокий уровень региональной дифференциации его развития в пользу самых благополучных и экономически успешных регионов страны. Из этого можно сделать вывод, что состояние малого бизнеса определяется общим уровнем экономического развития региона, который в свою очередь имеет предел в своих возможностях, как самостоятельный субъект модернизации. Причем под давлением кризисных явлений в экономике России межрегиональная дифференциация только усиливается.
Анализ основных показателей состояния малого бизнеса в России показывает, что в деятельности малого бизнеса имеют место разнонаправленные тенденции. Монотонное увеличение численности субъектов предпринимательства, должно было бы свидетельствовать об активном развитии малого бизнеса, но этот процесс не совпадает с другими показателями. Но показатели объемов реализованной продукции малых и микропредприятий в последние годы снизились не пропорционально численности субъектов малого предпринимательства. Из этого следует, что деятельность малого бизнеса затормозилась.
Такую тенденцию можно пояснить следующим. В условиях экономического роста малый бизнес (как менее привлекательный), задействовал в своей деятельности «дно» рынка труда, в основном людей с низкой квалификацией и мотивацией к труду, поскольку более конкурентоспособные на рынке труда рабочие, хотели устроиться в крупных предприятиях и организациях с лучшим уровнем оплаты труда и социальных гарантий. При спаде производства, в кризисный период малый бизнес аккумулировал часть персонала, который высвободился в крупном бизнесе.
Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности свидетельствует, что их посредническая и торговая ориентация выражена более четко. Почти четверть малых предприятий занимаются торговой деятельностью и услугами по ремонту.
Почти 70% малых предприятий работают в секторах экономики с минимальным реальным материальным наполнением или вообще без такового. Еще около 10% малых предприятий работают в секторе строительства, но и здесь значительная их часть предоставляют услуги по ремонту помещений.
В сфере обрабатывающего производства задействовано не более 10% малых предприятий. Здесь доминируют мини цеха и отдельные производственные линии с несколькими рабочими, которые производят относительно не сложную продукцию в основном на заказ (двери, окна, металлические и деревянные изделия, мебель, сувениры, оперативную полиграфию, продукты питания и т.п.). В большинстве это относительно примитивные производства с изношенным физически и морально оборудованием, низкой эффективностью труда. Вряд ли их следует рассматривать как фактор модернизации экономики, поскольку их инновационно-технологическая составляющая минимальна.
Показатели, характеризуя роль малого бизнеса в структуре региональной экономики, могут быть обманчивыми, поскольку далеко не всякий их рост отражает прогрессивные тенденции.
Как уже отмечалось, в малом бизнесе превалируют виды деятельности, которые не содержат реального товарно-материального обновления и не влияют на качественную перестройку хозяйственного комплекса региона, ухода от сырьевой зависимости и появления новых отраслей и производства.
Более того, желание любой ценой увеличить долю малого бизнеса в регионе может стимулировать неоправданный протекционизм по отношению к мелким предпринимателям. Следует учитывать и то, что эффективность использования факторов производства, так, например, производительность труда в малом бизнесе, сейчас ниже среднего по экономике. Поэтому применять показатели доли малого бизнеса в регионе, в прибыли и в инвестициях в качестве целей региональной политики, возможно только с определенной осторожностью и при обязательном дополнении другими показателями.
В современных условиях использование механизмов моделирования при разработке прогнозов развития малого предпринимательства, их дальнейшего выдвижения в региональные планы социально-экономического развития позволяет обеспечивать единый процесс принятия тактических и стратегических задач развития региона.
Источник: www.polnaja-jenciklopedija.ru
Роль малого бизнеса в экономике регионов
Итак, цель данной курсовой работы – рассмотрение и анализ поддержки малого бизнеса в России, в частности в Новгородской области, совершенствование и развитие государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать понятие и критерии отнесения предприятий к малым
2. Проанализировать роль малого бизнеса в экономике страны
3. Рассмотреть систему государственной поддержки малого бизнеса в России
4. Описать правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
Введение
1 Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2 Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
3 Поддержка малого бизнеса в Новгородской области
3.1 Предоставление кредитов Новгородским банком Сбербанка России
3.2 Предоставление кредитов Новгородским региональным филиалом АКБ «СБС-Агро»
3.3 Предоставление кредитов Новгородским государственным фондом поддержки малого предпринимательства
3.4 Предоставление оборудования в лизинг Новгородской лизинговой компанией
3.5 Предоставление финансовой поддержки Фондом долевого участия в малых предприятиях (SEEF)
3.6. Предоставление финансовой поддержки кредитным потребительским кооперативом «Перспектива»
3.7 Предоставление налоговых льгот для выполнения предпринимательских проектов
Заключение
Список литературы
Содержимое работы — 1 файл
Роль малого бизнеса в экономике регионов
Содержание
1 Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2 Государственная поддержка малого бизнеса России
2.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России
2.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
2.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
2.4 Имущественная поддержка малого бизнеса
2.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса
2.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса
3 Поддержка малого бизнеса в Новгородской области
3.1 Предоставление кредитов Новгородским банком Сбербанка России
3.2 Предоставление кредитов Новгородским региональным филиалом АКБ «СБС-Агро»
3.3 Предоставление кредитов Новгородским государственным фондом поддержки малого предпринимательства
3.4 Предоставление оборудования в лизинг Новгородской лизинговой компанией
3.5 Предоставление финансовой поддержки Фондом долевого участия в малых предприятиях (SEEF)
3.6. Предоставление финансовой поддержки кредитным потребительским кооперативом «Перспектива»
3.7 Предоставление налоговых льгот для выполнения предпринимательских проектов
Введение
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике.
Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Государство должно делать шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства в регионах особенно важно, поскольку именно власть на местах находится в непосредственном контакте с предпринимателями и должна оперативно реагировать на изменения, связанные с преобразованиями в социальной и экономической сферах и учитывать реальные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели в повседневной жизни. Региональный уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе и методологическую разработку механизмов поддержки.
Итак, цель данной курсовой работы – рассмотрение и анализ поддержки малого бизнеса в России, в частности в Новгородской области, совершенствование и развитие государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать понятие и критерии отнесения предприятий к малым
2. Проанализировать роль малого бизнеса в экономике страны
3. Рассмотреть систему государственной поддержки малого бизнеса в России
4. Описать правовое обеспечение деятельности малого бизнеса
5. Проанализировать поддержку малого бизнеса в Новгородской области
В структурном плане работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
1 Роль малого бизнеса в экономике России
1.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Но практика показывает, что малое предпринимательство может иметь разные формы собственности.
Малое предприятие — это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Вопросу, связанному с критериями малых и средних предприятий уделяется большое внимание в зарубежной и в отечественной литературе. Хотя ученые и не пришли к единому мнению. Что касается отечественной литературы, то долгое время у нас преобладал термин «немонополистический сектор» или «немонополистические предприятия», сегодня они приобрели термин «малое предпринимательство», как принято сейчас в официальных российских документах.
Можно выделить два вида критериев мелких и сред них предприятий: количественные и качественные.
Количественные показатели — это такие статистические показатели, как число занятых на предприятии, оборот, активы, капитал, прибыли и т.п. Но официальная зарубежная статистика постоянно использует лишь один показатель для мелких и средних предприятий — это число занятых. Как раз этот показатель и является сопоставимым для всех стран. Все остальные показатели в национальной статистике отсутствуют, их можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки или профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные, как правило, не сопоставимы не только по разным странам, но зачастую и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора.
Еще сложнее обстоит дело с качественными показателями, среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, хотя существует и официальное определение статуса мелких и средних предприятий.
20 июня 1995 года вступил в действие Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, которым определены субъекты малого предпринимательства (статья 3 Закона).
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации.
В отличие от ранее действовавшего порядка в качестве субъектов малого предпринимательства не могут выступать филиалы и другие обособленные подразделения юридического лица, в том числе те, что являются самостоятельными плательщиками налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Согласно этому закону, количественная численность работающих (с учетом состоящих в штате, работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам, а также работников представительств, филиалов, других обособленных подразделений юридического лица) на малом предприятии не должны превышать:
‒ в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.
‒ в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел;
‒ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел;
‒ в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
Кроме того, к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, доля участия в уставном капитале которых Российской федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%.
Таким образом, критериями отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являются не только среднесписочная численность работников предприятия, но и преимущественное участие в их уставном капитале частного капитала.[1]
К субъектам малого предпринимательства не могут относиться коммерческие организации (например, фонды и т.п.), созданные в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» даже если они занимаются предпринимательской деятельностью в рамках осуществления своих уставных задач и отвечают всем прочим критериям.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.2.1 Экономическая роль. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно — технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
‒ развивается конкурентная среда;
‒ создаются дополнительные рабочие места.
По итогам января-июня 2010 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел. В январе-июне 2010 г. по сравнению с январем-июнем 2009 г. малые предприятия обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малого предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2009 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском и Уральском федеральных округах – на 13,7% и 14,0% соответственно;
‒ активнее идет структурная перестройка;
‒ расширяется потребительский сектор.
Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
‒ близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
‒ производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
‒ исключение лишних звеньев управления и т. д.
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств.
Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Несомненна роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.
Источник: www.turboreferat.ru