Малый бизнес — это предпринимательская деятельность не входящих в какие-либо объединения небольших фирм и малых предприятий, осуществляемая с целью регулярного получения прибыли.
Сущность малого бизнеса
В современных развитых экономических системах малое предпринимательство выступает базовым институтом, преобладающим по количеству и объему производства.
Малое предпринимательство – это субъекты хозяйствования, выделяемые по законодательно утвержденным критериям максимально допустимой численности сотрудников и максимально допустимой величины прибыли.
На уровне муниципальных образований небольшие предприятия характеризуются системой следующих положительных характеристик:
- небольшие предприятия более ориентированы на запросы местных потребителей;
- небольшие предприятия более гибкие и устойчивые к изменениям внешней и внутренней среды;
- небольшие предприятия выполняют важные социальные задачи – предоставляют местному населению рабочие места и выступают важным источником финансирования бюджетных расходов, при этом непосредственно обеспечивают благосостояние местного населения – своих работников и членов их семей.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Кроме того, небольшие предприятия в экономической системе муниципальных образований обеспечивают конкурентную среду, что в свою очередь ведет к повышению качества продукта при снижении его стоимости. Традиционно небольшие предприятия стремятся к внедрению инновационных технологий для оптимизации собственной деятельности.
Малый бизнес как часть муниципальной экономической системы
Малый бизнес в муниципальной экономической системе характеризуется следующими чертами:
- малое предпринимательство представляет собой сегмент муниципальной экономической системы, который способен обеспечивать собственное развитие и воспроизводство. При этом небольшие предприятия свободны как в организации своей внутренней деятельности, так и при организации взаимодействия с внешней средой;
- малые предприятия функционируют эффективно в случае, если отношения собственности достаточно развиты и гарантированы относительные самостоятельность и независимость, равенство субъектов хозяйствования;
- небольшие предприятия позволяют на уровне муниципальных образований и экономики государства в целом гарантировать относительно стабильную занятость и самозанятость населения;
- взаимодействие небольших предприятий ведет к формированию и утверждению конкурентной среды;
- отсутствие конкуренции с крупным бизнесом ввиду разницы масштабов и стратегических целей функционирования;
- относительная ограниченность влияния макроэкономических факторов на итоги деятельности небольших предприятий;
- ограниченность доступа к отдельным видам финансовых, материально-технических и иных ресурсов и др.
«Роль малого бизнеса в муниципальном экономическом развитии»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Практика функционирования небольших предприятий в зарубежных странах демонстрирует существенное воздействие малого бизнеса на социально-экономическое, политическое, инновационное развитие государства и стабилизацию экономических процессов.
Малое предпринимательство выступает инструментом социально-экономического развития муниципальной территории за счет формирования эффективных рыночных взаимодействий, удовлетворения потребностей местного населения, формирования конкурентной среды, непосредственного обеспечения занятости и благосостояния местного населения.
Кроме того, уровень развития малого предпринимательства отражает уровень развития экономической системы муниципальной территории и государства в целом, то есть уровень развития конкуренции, уровень обеспечения экономической свободы и пр. В свою очередь, развитие конкуренции напрямую влияет на качество продукта, его стоимость, на использование инноваций в производстве и в непроизводственной сфере.
Поддержка малого бизнеса на уровне муниципальных образований
Как и всякая предпринимательская деятельность, функционирование небольших предприятий связано с риском. При этом для небольших предприятий такой риск крайне высок, они не имеют запасов финансовых и иных ресурсов для преодоления сбоев в нормальном функционировании экономической системы.
Кроме того, в отечественном правопорядке небольшие предприятия испытывают существенные административное и налоговое давление. Еще одним проблемным аспектом обеспечения функционирования и развития малого бизнеса выступает ограниченность доступа к финансовым ресурсам: небольшим предприятиям крайне трудно получить займы от кредитных учреждений на приемлемых условиях.
Значение малого бизнеса для развития муниципальной территории и те трудности, с которыми небольшие предприятия сталкиваются при функционировании, актуализируют их поддержку государством и муниципалитетами.
Сегодня такая поддержка осуществляется в рамках целевых программ, предусматривает разнообразные финансовые, организационные и иные мероприятия. Однако система мероприятий поддержки малого бизнеса требует дальнейшего совершенствования и развития, прежде всего, необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства для гарантирования небольшим предприятиям возможности стратегического планирования собственной деятельности. Требуется разработка и внедрение системы мероприятий льготного налогообложение на старте бизнеса.
Актуально и совершенствование инструментов предоставления малым предприятиям муниципального имущества на льготных условиях в приоритетных для социально-экономического развития муниципальной территории отраслях.
Важно подчеркнуть, что поддержка малого бизнеса должна учитывать специфику экономической системы муниципальной территории.
Источник: spravochnick.ru
Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории
Стенькина, Е. Н. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории / Е. Н. Стенькина, Е. Э. Котляр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50269/ (дата обращения: 21.05.2023).
Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Одной из главных задач государственного регулирования данной сферы должно быть создание эффективных мер финансовой поддержки субъектов малых и средних форм предпринимательской деятельности.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как более или менее самостоятельная отрасль нынешней рыночной экономики. МСП имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества.
Цель исследования — проанализировать роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.
В качестве методов исследования были использованы общетеоретические и эмпирические методы, такие как: аналитический метод, исследование и детальный анализ.
Благодаря малому бизнесу появляются новые рабочие места, которые повышают экономическую активность населения, а это необходимо для развития экономики России. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РФ выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость.
Общемировой тенденцией становится создание специализированных структур, ведающих делами малого бизнеса; реализация государственных программ финансового, технологического, инфраструктурного, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям. При этом меры поддержки не направлены на сдерживание естественных изменений рыночных условий в среднесрочной и долгосрочной перспективе и защиту неконкурентных малых предприятий, а на создание среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране, регионе, либо совокупности стран (например, в Европейском Союзе) [5].
Малый и средний бизнес сегодня сталкивается с рядом барьеров, которые прежде всего выражены невнятностью и несовершенством политики государства по отношению к субъектам МСП. Из года в год определенные трудности у предпринимателей не изменяются:
‒ большая налоговая нагрузка и неоднократные внесения поправок в налоговое законодательство и налоговую отчетность;
‒ изменчивое и непрозрачное законодательство, которое регламентирует деятельность малых форм хозяйствования в различных сферах: непрерывное осуществляется корректирование правил работы компаний (особенно, касаемо налогообложения и внешнеэкономической деятельности);
‒ наличие слабых мест в законодательстве: неполноценность обеспечения равноправия различных форм собственности и защиты частной собственности;
‒ частые проверки контролирующих органов;
‒ невысокий покупательский спрос.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
‒ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
‒ вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
‒ ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
‒ насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
‒ навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. [2, c. 208].
Повышение значимости малого и среднего бизнеса в российской экономике осуществляется за счет роста количества выпуска продукции (работ, услуг).
Для субъектов МСП успешным фактором их деятельности служит увеличение такого показателя, как среднесписочная численность работников. Такая ситуация говорит о том, что малый и средний бизнес эффективен в общих экономических процессах.
Увеличение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны характеризуется еще и повышением инвестиционной активности компаний, а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.
Малый и средний бизнес наиболее рационально применяет находящиеся в их распоряжении следующие факторы производства: основные средства, сырье, материалы, топливо, энергия, а также рабочая сила. Благодаря этому, зачастую, на малых предприятиях рентабельность значительно выше в соответствии со среднедостигнутой в той или иной отрасли экономики.
При развитии малых форм хозяйствования успешно решаются следующие вопросы:
‒ формируются конкурентных условия, позволяющие обеспечить оптимальную цену товаров (работ, услуг);
‒ обеспечивается лучшее удовлетворение покупательского спроса в товарах (работах, услугах);
‒ увеличивается ассортимент, а также повышается качества предлагаемых на рынке товаров, работ, услуг [4].
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.
Во-первых, МСП первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.
Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.
В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.
Общегосударственная поддержка субъектов МСП также крайне необходима. Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при создании комплекса мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса поспособствует развитию, совершенствованию, а также расширению малого и среднего предпринимательства, как одного из наиболее значимых элементов рыночной экономики, необходимых для ее развития [3].
Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных и часто встречающихся в различных странах мира форм экономической активности. МСП в России должно быть опорой государства в пределах осуществляемых социально-экономических реформ, а не являться не более, чем дополнением крупного предпринимательства, обеспечивающим только десятую часть ВВП государства. Малый бизнес — неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.: [ред. от 27.11.2017 г.]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013. — 254 c.
- Драчева, Н. Малое предпринимательство как объект наблюдения в новейшей истории России // Предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 32–41.
- Каленская, Н. В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н. В. Каленская, Р. М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — С. 3–8.
- Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017. — С. 184–188.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый бизнес, бизнес, малая форма хозяйствования, малое предпринимательство, малый, рыночная экономика, крупное предпринимательство, предпринимательство, экономика страны.
Ключевые слова
малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства
малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства
Похожие статьи
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития.
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны. Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики.
Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России.
Малое предпринимательство, недооцененное в нашей стране, является движущей силой экономики многих стран.
Малый бизнес как панацея для кризисной экономики
Ключевые слова:предпринимательство, инновация, инфраструктура. В экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль.
Предпринимательство как один из факторов развития.
предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность
Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа.
Роль малого предпринимательства в развитии экономики.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор.
Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны
Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса. Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.
Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро.
Роль малого предпринимательства в экономике России
малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.
Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале.
Малое предпринимательство или малый бизнес — это деятельность малых фирм предприятий.
малый бизнес, бизнес, среднее, предпринимательская деятельность, россия, предприятие, малый, развитие малого, маленький шаг, малое предпринимательство.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Роль малого бизнеса в развитии экономики рф региона муниципального образования
В статье раскрывается значение субъектов малого предпринимательства и его роль в развитии экономики РФ и ее регионов. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом экономической системы государства, хотя доля субъектов малого бизнеса в целом невелика.
Как мощный источник развития экономики малый бизнес отвечает экономическим интересам РФ, позволяя приумножать ее национальное богатство и создавать новые ценности. Однако вклад малого предпринимательства в экономику России незначителен, так как на данном этапе экономического развития государственное регулирование этого сектора экономики в нашей стране не может приносить тех результатов, которых от него ждут. В России малый бизнес в своей деятельности встречается с серьезными проблемами, которые связаны с формой собственности, размером предприятия, а также другими проблемами микро- и макроэкономики государства. В статье уделено внимание практике государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации.
малое предпринимательство
реальный сектор экономики
государственное регулирование
стимулирование инвестиций
особый режим налогообложения
налоговые льготы
факторы производства
1. Алиев Б.X., Алимирзоева M.Г. О необходимости регионализации экономических реформ в России // Финансы и кредит. – 2010. – № 38 (422). – С. 15–20.
2. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 25. – С. 41–45.
3. Кадиева Р.А. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 6. – С. 13–24.
4. Казимагомедова З.А., Алиев Б.Х. Султанов Г.С. Результативность механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 285.
5. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики российской федерации // Финансы и кредит. – 2011. – № 37 (469). – С. 20–27.
6. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. – 2014. – № 6. – С. 133–157.
7. Васильев В.А. Развитие и особенности правового регулирования малого бизнеса в России // Аудитор. – 2012. – № 3. – С. 54–62.
8. Васильева Е.Н. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в условиях инновационного развития регионов РФ // Экономика и управление. – 2011. – № 1. – С. 105–109.
9. Сайфиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект // Финансы. – 2014. – № 10. – С. 47–51.
10. Сомоев Р.Г., Алиев Б.Х., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. – 2015. – № 9. – С. 655–664.
Одной из составных частей экономики развитых стран, как показывает мировая практика, является малый и средний бизнес. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, влияя на стабильность и динамичность развития экономики государства в рыночной среде. В этих условиях предприниматели используют не только преимущества специализации своего предприятия и заинтересованность его работников, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: более эффективное использование таких элементов производства, как основные средства, сырьё, материалы, топливо и энергия, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Причиной распространенности малого бизнеса является доступность для широкого круга людей, функционирование в различных сферах деятельности, не требующих крупных финансовых вложений, больших материальных и трудовых ресурсов [6]. Именно малый бизнес является базой формирования среднего класса, обеспечивающего стабильность развития российского общества. Деятельность субъектов малого бизнеса более всего распространена в торговле, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности, на транспорте.
К показателям, характеризующим роль малого предпринимательства в экономике любой страны, относятся:
– число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов экономики;
– объем ВВП, произведенного малыми предприятиями, и его доля в объеме ВВП в отдельном регионе, субъекте Федерации или в стране в целом;
– обеспечение бесперебойной работы крупных промышленных предприятий;
– сумма налогов и сборов, уплаченных субъектами малого предпринимательства, и их доля в формировании региональных и федеральных бюджетов;
– численность работников, занятых на малых предприятиях полную норму рабочего времени, внешних совместителей и временно занятых на основании договоров гражданско-правового характера;
– эффективность деятельности малых предприятий, которую можно оценить через показатели финансовых результатов деятельности предприятий этой группы;
– вклад малых предприятий в насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами) и удовлетворение потребностей населения. Этот индикатор может использоваться только в тех странах, где малый бизнес еще недостаточно развит.
К критериям отнесения предприятий к категории малых и средних, в соответствии с положениями законодательства, относят среднюю численность работников, независимо от вида деятельности, и предельный объем выручки от реализации продукции (работ и услуг) и балансовую стоимость активов [2]. Субъектами малого предпринимательства являются также внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, для которых суммарная доля участия субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25 % и средняя численность работников не превышает 100 человек, со средней выручкой для микропредприятий – 60 млн руб., для малых предприятий – 400 млн руб. [8]
К особенностям отечественных малых предприятий в России следует отнести:
– поиск отечественными предприятиями дополнительных источников дохода, зачастую не связанных с основным видом деятельности, в условиях нестабильности;
– низкий уровень технической оснащенности и безграмотность предпринимателей в управленческой сфере;
– решение проблем занятости населения;
– налоговая и кредитная политика, направленные на стимулирование развития предпринимательства [8].
По данным Федеральной налоговой службы на апрель 2015 г. в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. Подобная негативная тенденция имеет административную и экономическую основу.
В настоящее время вновь наблюдается небольшое оживление в сфере малого бизнеса. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось на 25,6 ед. и составило 1 464,4 ед.
Согласно статистическим данным количество малых предприятий в 2013–2015 гг. в России растет, несмотря на неблагоприятные экономические условия. Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе по стране не сократилась, но темпы роста численности в 2014 г. были ниже, чем в 2015 г. На индивидуальных предпринимателях сложности 2014 г. отразились сокращением численности в 2014 г. на 3,4 % [7]. Но предприниматели быстро адаптировались к существующим экономическим условиям, и в 2015 г. их численность выросла на 19 %.
Несмотря на развитие, малый бизнес имеет ряд проблем, затрудняющих его функционирование:
– недостаточная заинтересованность органов власти субъектов Федерации в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса;
– отсутствие механизма предоставления льгот финансовым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов;
– дефицит маркетинговой и консультационной поддержки субъектов малого бизнеса;
– отсутствие широкого информационного обеспечения функционирования предприятий малого бизнеса.
Основными экономическими причинами неразвитости малого бизнеса являются постоянно повышающиеся в результате скачков курса рубля цены на сырье и основные средства, высокие ставки по кредитам, рост отчислений в социальные внебюджетные фонды, организация сбыта произведенной продукции [5].
В условиях кризиса перед экономикой страны стоит задача стимулировать инвестиционную активность реального сектора экономики. Причем главным инвестиционным ресурсом выступают собственные средства. Стимулирование инвестиций осуществляется в этих условиях с помощью таких инструментов государственного регулирования, как налоговые льготы. Для субъектов малого бизнеса инвестиционно-ориентированная налоговая политика включает следующие условия:
– налоговое стимулирование производственных и научно-производственных организаций;
– освобождение организаций от уплаты налогов в течение первых двух лет с момента создания;
– введение специальных налоговых режимов.
Все эти условия работают в рамках действующего налогового законодательства России [3]. Вместе с тем существуют недостатки налоговой системы в части налоговых льгот для малых предприятий в рамках общей системы налогообложения в целях увеличения и стимулирования инвестиционной активности.
Масштабы развития малого предпринимательства в России и вклад данной сферы в оздоровление экономики в настоящее время явно недостаточны. Они все еще не соответствуют мощному природно-ресурсному, научно-техническому и человеческому потенциалу нашей страны [1]. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса.
Если говорить о влиянии на формирование доходов бюджета, то по данным Федеральной налоговой службы РФ общий объем поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный бюджет РФ в 2014 г. увеличился на 18 %. Более 64 % общего объема поступлений налога на совокупный доход приходится на единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения.
Значение, роль и место малого предпринимательства в экономике Дагестана отмечены в стратегии социально-экономического развития РД на период до 2025 г., согласно которой объем выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВВП республики должен увеличиться в 2025 г. примерно до 45 % [4]. За последнее время руководством республики Дагестан приняты и реализованы ряд мер по развитию и защите прав предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и создание правовой базы.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане создана специальная инфраструктура, которая включает систему грантов и бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РД, Дагестанская лизинговая компания и мобильный консультационный центр. Дагестанские предприниматели активно участвуют в конкурсах грантов, проводимых дагестанским правительством: в 2009 г. гранты получили 177 предпринимателей, в 2014 г. – 455 предпринимателей, а в 2016 – 484 предпринимателя. На мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане в 2016 г. из федерального бюджета было выделено 248,1 млн руб.
Степень эффективности применения мер по поддержке малого бизнеса в Республике Дагестан демонстрирует динамика изменений количества и среднесписочной численности предприятий малого бизнеса.
Анализ численности лиц, занятых в малом бизнесе РД, показывает, что в 2014 г. произошло снижение количества налогоплательщиков на 5,2 % на фоне ввода западных санкций и роста инфляции, а в 2015 г. произошел рост численности предпринимателей на 11,2 % [9]. Причем снижение произошло в результате выхода из бизнеса плательщиков ЕНВД, т.е. лиц, занятых в сфере услуг. В 2015 г. население адаптировалось к существующим условиям и вернулось в бизнес, что подтверждает и рост налоговых платежей [10]. Причем рост налоговых платежей опережает прирост количества налогоплательщиков, что свидетельствует об увеличении прибыльности малого бизнеса и эффективности администрирования налогоплательщиков, занятых в сфере малого предпринимательства (табл. 3).
Изменение количества и численности занятых на малых предприятиях РФ в 2013–2015 гг.
Источник: fundamental-research.ru