Настоящая статья посвящена роли субъектов малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, являются основой повышения уровня продовольственного обеспечения и качества жизни населения.
В Нижегородской области с начала двухтысячных годов отмечается тенденция снижения численности крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП при одновременном росте площадей предоставленных им земельных угодий. Данные субъекты, производя сельскохозяйственную продукцию, в целях необходимости имеют возможность привлекать дополнительную рабочую силу, что повышает уровень занятости и доходов местного населения. В подтверждение этого был проведен корреляционно-регрессионный метод исследования, указывающий на тесную взаимосвязь среднемесячной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, численности безработных, проживающих в сельской местности, площади предоставленных земельных участков К(Ф)Х и индивидуальным предпринимателям и объемов произведенной ими продукции сельского хозяйства. Расчеты показали, что дальнейшее развитие субъектов малого и среднего предпринимательства позволит способствовать повышению занятости сельского населения, росту объемов производства, повышению качества жизни.
Малый бизнес в сельском хозяйстве
малое и среднее предпринимательство
многоукладная экономика
занятость населения
земельные участки
продукция сельского хозяйства
Нижегородская область
1. Закон Нижегородской области «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» от 14 июля 2003 года № 58-З.
2. Нижегородская область в цифрах. 2014: Краткий статистический сборник // Нижегородстат – Нижний Новгород, 2014. – 396 с.
3. О состоянии и использовании земель Нижегородской области в 2014 году // Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. – Нижний Новгород, 2015. – 151 с.
4. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 13 июля 2015 г. № 702.
5. Фанненштиль А.А., Акишина М.Л. Занятость населения в условиях территориальной модели сельского развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета – 2012. – № 12 (98) – С. 112–117.
6. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ.
7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
8. Юсов В.С., Коваленко Е.В. Состояние и тенденции развития крестьянских фермерских хозяйств Омской области // Вестник АПК Верхневолжья – 2014. – № 2 (26) – С. 17–20.
Реализация аграрных реформ за прошедшие годы поставила перед хозяйственными структурами, образованными на различных формах собственности и хозяйствования новые проблемы, связанные с повышением эффективности функционирования, устойчивого развития и оптимальным сочетанием этих форм хозяйствования. Теория и практика приоритетных направлений регулирования различных укладов, государственная поддержка в отношении данных форм хозяйствования на федеральном и региональном уровне остается актуальной по сей день [8, с. 17].
ТОП-5 Бизнес идеи в сельском хозяйстве
Материалы и методы исследования
Материалами исследования явились законодательная база Российской Федерации и Нижегородской области, статистические данные, периодическая и научная литература.
При проведении исследования применялись следующие методы исследования: экономико-статистический, корреляционно-регрессионный, абстрактно-логический.
Результаты исследования и их обсуждение
Наряду с коллективными и кооперативными формами собственности и хозяйствования в АПК, в организационно-правовом отношении существуют группы, включаемые по формам собственности и хозяйствования в многоукладную экономику страны – это индивидуальные предприниматели (ИП), крестьянские (фермерские) (К(Ф)Х) хозяйства и личные подсобные хозяйства.
Физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.
Статьей 4 данного закона определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если:
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Постановлением Правительств РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым для микропредприятий предельное значение – 120 млн рублей; для малых предприятий – 800 млн рублей; для средних – 2 млрд рублей [4, 7].
В Нижегородской области развитие фермерства – важная составная часть многоукладной экономики аграрного сектора региона. Основу региональной экономики составляют ведущие промышленные отрасли: машиностроение, в основном транспортное, радиоэлектроника. Сильны позиции химической, нефтехимической и лесоперерабатывающей отраслей. Агропромышленный комплекс сориентирован, прежде всего, на обеспечение продовольствием крупных промышленных центров, специализируется на животноводстве и дает небольшую долю валового продукта области – около 15 % [2 с. 193].
По данным государственного земельного кадастра по состоянию на 01.01.2015 года в области зарегистрировано 2917 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, использующих 119,7 тыс. га. земель. На различном праве у них находилось 97,8 тыс. га и, кроме того, они использовали землю собственников земельных долей на правах аренды площадью 21,9 тыс. га [3. с. 42].
Крестьянские (фермерские) хозяйства в период проведения земельной реформы создавались с правами юридического лица. Затем Гражданским кодексом и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6] было определено, что К(Ф)Х осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Но в Нижегородской области процесс регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с действующим законодательством не завершен, и поэтому хозяйства существуют в двух организационно-правовых формах: граждане и юридические лица. В собственности граждан находится 68,4 % земель от общей собственности, переданной в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, юридических лиц – 31,6 % [3 с. 65].
Для ведения сельскохозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области с каждым годом отводятся большие земельные массивы. В 2014 году предприниматели и фермеры занимали 119,7 тыс. га. земли, в том числе 102,5 тыс. га. пашни. В этом же году в среднем на одно хозяйство приходилось 41 га общей площади (таблица).
В регионе наблюдается тенденция снижения численности крестьянских (фермерских) хозяйств при одновременном увеличении площади предоставленных им земельных угодий (рис. 1 и 2).
В первом десятилетии двухтысячных годов численность К(Ф)Х носила достаточно неустойчивый характер и варьировала по Нижегородской области с 3113 ед. в 2005 году до 2907 ед. в 2009 г., после чего стабилизировалась и отклонялась от достигнутого значения в незначительных пределах. Сокращение численности крестьянских (фермерских) хозяйств во многом обусловлено несовершенством организационно-правовой базы, отсутствием необходимых для развития финансовых средств; диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию различных отраслей; недостаточным объемом государственной поддержки фермерским хозяйствам; невысоким уровнем профессиональной подготовленности большинства фермеров.
Динамика численности крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и земельных участков 1 ) (на конец года)
Число крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, ед.
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га
Средний размер земельного участка, га
Примечание. 1) По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области.
Рис. 1. Динамика численности К(Ф)Х и ИП в Нижегородской области, ед.
Аналитическое выравнивание временного ряда по линейному уравнению дало результат у = –15,434х + 3096,6, означающий, что средняя численность субъектов малого и среднего предпринимательства в области за исследуемый период ежегодно снижалась на 15 ед., причем данная тенденция носит устойчивый характер, т.к. величина аппроксимации составляет R 2 = 0,5047.
Рис. 2. Динамика среднего размера земельных участков К(Ф)Х и ИП, га
В Нижегородской области занятость сельского населения является объектом пристального внимания со стороны властей всех уровней. На 1 января 2014 г. в области зарегистрировано 3281,5 тыс. чел., из них 682,7 тыс. чел. (20,8 %) – сельское население. Сельские жители, не находящие применения своим способностям к производительному востребованному труду, не участвуют в создании материальных и духовных ценностей, социально дезориентированы и, самое главное, не имеют возможности обеспечить достойный уровень жизни себе и своим детям, создавая ложную иллюзию невостребованности трудового потенциала села. Прямые экономические потери от незанятости трудоспособного населения представляются даже меньшей проблемой, чем политические и социальные последствия разочарования в сельском образе жизни, ведущего к систематическому уменьшению абсолютной численности в сельских территориях и отсутствию экономических источников и импульсов к освоению земельного ресурса России [5, с. 112].
В случаях производственной необходимости фермерскому хозяйству и предпринимателю разрешается использовать наемный труд. Согласно статье 6 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ относятся: обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, а также увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта [7].
Проведенные исследования показывают, что малое и среднее предпринимательство реализует не только чисто производственные функции, но и играет существенную роль в решении социально-экономических проблем сельских территорий. Главными из них являются повышение доходов жителей села, занятость населения и др. В Нижегородской области со снижением численности К(Ф)Х и ИП наблюдается одновременное сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение безработных в сельской местности. В результате наблюдается устойчивая тенденция роста валовой продукции сельского хозяйства и повышение доходов сельских жителей в регионе.
При определении влияния среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве (х1) и числа безработных, проживающих в сельской местности (X2), на площадь предоставленных земельных участков (Y1) было получено уравнение множественной регрессии:
Y1 = 88,537 + 0,002X1 – 0,001X2,
которое говорит о том, что при увеличении среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве на 1 руб. и неизменной численности безработных, проживающих в сельской местности, площадь предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства земельных участков увеличится в среднем на 0,002 тыс. га. В свою очередь рост численности безработных, проживающих в сельской местности, на 1 тыс. чел. при неизменном уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве будет способствовать снижению площади предоставленных земельных участков в среднем на 0,001 тыс. га.
Уравнение множественной регрессии можно считать статистически значимым, что подтверждается полученным фактическим значением F-критерия Фишера (Fфакт > Fкрит → 100,425 > 5,32). Полученные значения t-критерия Стьюдента подтверждают статистическую значимость параметров уравнения a и b1, так как их значения превышают критический уровень (taфакт > tкрит → 34,799 > 2,306; tb1факт > tкрит → 13,436 > 2,306). T-критерий параметра b2 ниже критического уровня, что говорит о его статистической незначимости на 95 %-м уровне.
Множественный коэффициент корреляции в размере 0,983 говорит о том, что связь между площадью предоставленных земельных участков, среднемесячной номинальной начисленной заработной платой в сельском хозяйстве и числом безработных, проживающих в сельской местности, тесная. Вариация площади предоставленных земельных участков на 96,6 % определяется вариациями среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве и числа безработных, проживающих в сельской местности, а оставшиеся 3,4 % приходятся на факторы, не вошедшие в данную модель.
Для второй регрессионной модели в качестве результативного признака были приняты показатели: продукция сельского хозяйства К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей (Y2), фактор-аргументами были выбраны: площадь земельных участков, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства (Х1), число безработных, проживающих в сельской местности (X2).
Для определения влияния площади предоставленных земельных участков (X1) и числа безработных, проживающих в сельской местности (X2), на продукцию сельского хозяйства К(Ф)Х (Y2) составим уравнение множественной регрессии:
Y = –10178 + 117,853 X1 – 0,063X2.
Полученный отрицательный нулевой коэффициент регрессии в нашем случае не поддается анализу, так как экономический смысл данной задачи диктует его положительность. При увеличении площади предоставленных земельных участков на 1 тыс. га и неизменной численности безработных, проживающих в сельской местности, продукция сельского хозяйства К(Ф)Х увеличится в среднем на 117,853 тыс. га. В свою очередь рост численности безработных, проживающих в сельской местности, на 1 тыс. чел. и неизменной площади предоставленных земельных участков будет способствовать снижению выхода продукции сельского хозяйства КФХ и индивидуальных предпринимателей на 0,063 тыс. руб.
Полученное уравнение множественной регрессии можно считать статистически значимым, что подтверждается полученным фактическим значением F-критерия Фишера (Fфакт > Fкрит → 23,115 > 5,32).
Полученные значения t-критерия Стьюдента подтверждают статистическую значимость параметров уравнения a и b1, так как их значения превышают критический уровень (taфакт > tкрит → |–4,857| > 2,306; tb1факт > tкрит → 6,328 > 2,306). T-критерий параметра b2 ниже критического уровня, что говорит о его статистической незначимости на 95 %-м уровне надежности.
Множественный коэффициент корреляции в размере 0,931 говорит о том, что связь между выходом продукции сельского хозяйства К(Ф)Х, площадью предоставленных земельных участков и числом безработных, проживающих в сельской местности, тесная. Вариация выхода продукции сельского хозяйства К(Ф)Х на 86,8 % определяется вариациями площади предоставленных земельных участков и числом безработных, проживающих в сельской местности, а оставшиеся 13,2 % приходятся на факторы, не вошедшие в данную модель.
Заключение
Проведенное исследование показало, что малое и среднее предпринимательство в аграрном секторе является неотъемлемой частью многоукладной экономики и его развитие лежит в основе повышения уровня продовольственного обеспечения и качества жизни сельского населения. Дальнейшие структурные преобразования в сельском хозяйстве, касающиеся форм собственности и хозяйствования, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, позволят повысить занятость сельского населения, прежде всего за счет сельской молодежи, будут способствовать увеличению объемов производства, производимой продукции, росту заработной платы и дальнейшему повышению качества жизни.
Рецензенты:
Шамин А.Е., д.э.н., профессор, ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», г. Княгинино;
Фролова О.А., д.э.н., декан экономического факультета, ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», г. Княгинино.
Источник: fundamental-research.ru
научная статья по теме РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРУКТУРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ Экономика и экономические науки
Текст научной статьи на тему «РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРУКТУРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ»
Роль малого бизнеса в структуре сельскохозяйственного производства России
Аннотация. В статье рассматриваются представители малого бизнеса аграрной сферы. Оценивается значимость малого бизнеса в развитии экономики и устойчивости сельских территорий. Анализируются некоторые тенденции развития малого бизнеса и их роль в сельском хозяйстве России.
Abstract. The article discusses the small business representatives of the agrarian sector. Assesses the significance of small business in economic development and sustainability of rural areas. Examines some trends in the development of small businesses and their role in Russia’s agriculture.
Ключевые слова: экономика, сельское хозяйство, малый бизнес, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства, функции бизнеса.
Keywords: economy, agriculture, small businesses, farms, peasant (farmer) economy, functions of business.
Мировой опыт показывает, что малый бизнес является важным элементом развития рыночной экономики. Многие отечественные авторы согласны с мировой практикой, признавая присутствие малого бизнеса во всех сферах экономики. По их мнению, если крупные предприятия способствуют повышению деловой активности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
В современных условиях крупные фирмы обладают большими преимуществами, поскольку лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями, имеют возможность осуществлять массовое производство, использовать новые производственные мощности. Для того чтобы стать более конкурентоспособными, крупные фирмы проводят реструктуризацию, стремясь использовать достоинства малых фирм, а малые предприятия вступают в альянсы, чтобы получить эффект от масштаба производства. Зарубежный опыт предпринимательской деятельности наглядно подтверждает преимущества малого и среднего предпринимательства в инновационном развитии [9, с.14].
Малый бизнес является важной частью экономики страны, определяет темпы его экономического роста, а также структуру и качество валового национального продукта, способствует развитию средних и крупных предприятий. Среди преимуществ малого бизнеса можно отметить: узкую специализацию, которая позволяет быстро адаптироваться к условиям рынка; возможность начать производство без очень крупных начальных инвестиций; возможность использования местных источников сырья; гибкая реакция на изменение спроса потребителей; быстрое принятие управленческих решений [4, с.51].
В сельском хозяйстве представителями малого бизнеса являются крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения и индивидуальные предприниматели. При этом представители малого бизнеса на селе не только обеспечивают себя продукцией собственного
производства и реализуют излишки, но и способствуют созданию рабочих мест и повышению занятости населения, сохранению традиционных промыслов и деревенского уклада жизни, способствуют развитию крупного агробизнеса и устойчивому развитию сельских территорий в целом.
Охарактеризуем степень участия малого бизнеса в производстве продукции сельского хозяйства в Российской Федерации на основании официальных статистических данных. По рисункам 1,2 и 3 видно, что в производстве продукции сельского хозяйства ведущая роль отводится малому бизнесу, в среднем за три года более 50 % всей сельскохозяйственной продукции было произведено представителями малого бизнеса. Соответственно участие крупного агробизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции занимает менее 50 %, хотя необходимо отметить, что доля крупных сельскохозяйственных организаций возросла с 45% до 48 % к 2012 году.
При этом представители малого бизнеса: хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства зачастую обладают меньшим финансовым потенциалом, трудовыми ресурсами и средствами производства. Оценивая размеры посевных площадей аграриев можно отметить, что в 2012 г. их объем составил 76325 тыс. га. из них сельскохозяйственными организациями было засеяно 55655 тыс. га., хозяйствами населения-3505 тыс. га., крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 17155 тыс. га. По рисунку 4 видно, что сельскохозяйственные организации больше выращивают зерновые и зернобобовые, кормовые культуры и технические культуры. Хозяйства населения преимущественно выращивают картофель, а крестьянские (фермерские) хозяйства зерновые и зернобобовые и технические культуры.
Оценивая объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств России (рисунки 5 и 6), можно выделить ведущую роль малого бизнеса в производстве меда, картофеля, овощей, молока, плодов и ягод, шерсти. Представители крупного
Экономика и предпринимательство, № 9, 2014 г.
агробизнеса лидируют в производстве зерновых культур, сахарной свеклы, семян подсолнечника и яиц. Исследуя динамику показателей производства сельскохозяйственной продукции, следует отметить сокращение объемов производства некоторых ее видов по категориям хозяйств, так наблюдается снижение производства зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника, картофеля. При этом наблюдается значительный рост производства меда, овощей, скота и птицы на убой, молока и яиц. Это позволило увеличить объемы производства сельскохозяйственной
продукции страны в стоимостном выражении в 2012 г., в сравнении с предыдущим годом на 78,8 млрд. руб., в том числе продукции крупного агробизнеса (сельскохозяйственных организаций) на 60,3 млрд. руб., малого бизнеса (хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств) — 18,5 млрд. руб. В сравнении с 2010 г. рост продукции сельского хозяйства составил 752,7 млрд. руб., в том числе продукции крупного агробизнеса на 450,9 млрд. руб., малого бизнеса — 301,8 млрд.руб. (данные таблицы).
I Сельскохозяйственные организации
Рис. 1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2010 г.
I Сельскохозяйственные организации
Источник: naukarus.com
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА
Зинковский А.И. 1 , Алилуева Г.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
За годы институциональных преобразований в сельском хозяйстве Российской Федерации изменилась в сторону роста значимости роль свободного предпринимательства – хозяйств населения и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), владельцы которых самостоятельно производят и реализуют сельхозпродукцию на основе их собственности или арендуемого имущества и земли, что и предопределило актуальность темы исследования. В годы аграрной реформы недооценивалось значение этих хозяйств в экономике отрасли. И только с разработкой приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стимулирование развития малого предпринимательства выделено в одно из важных направлений государственной аграрной политики. Тем самым впервые создаются равные условия хозяйствования для всех экономических субъектов, не зависимые от формы собственности и масштабов производственнойдеятельности [9].
Хотелось бы отметить, что, прежде всего, малое предпринимательство является весьма важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка.
Благодаря поддержке малого предпринимательства увеличивается занятость населения и, как следствие, улучшается социальная атмосфера в обществе, а также уменьшаются расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным является развитие малого предпринимательства в условиях роста безработицы за счет сокращения производства. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса является немаловажной по причинам формирования значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии демократических институтов. В этом случае происходит улучшение атмосферы в обществе, что способствует рыночной направленности развития [5].
В настоящее время большое внимание уделяется налогообложению малого агробизнеса. Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживает конкурентный характер экономических отношений. К сожалению, в России малый агробизнес пока еще не занял должного места в системе экономических отношений, что говорит о том, что он нуждается в дальнейшем изучении. В последнее время усиливается государственное регулирование и содействие развитию малого агробизнеса [9].
Налоги стали всеобщим рычагом государственного регулирования экономики. Хотя, следует отметить, что налоги всегда были одним из главных инструментов осуществления экономической политики РФ. В этой связи вопрос о налогообложении малого агробизнеса приобрел особую актуальность, особенно, особенно в переходной экономике России.
Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и политические проблемы делают необходимым создание условий для функционирования в независимых от государства, а также, крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной части населения страны, не имеющей стартового капитала. Эта задача является не менее значимой, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание упрощенного налогового режима, сопровождающегося снижением затрат по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы решить ряд проблем, имеющихся в настоящее время в российском обществе. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого предпринимательства следует рассматривать как льготу, которой не должны пользоваться крупные предприятия.
Проблема формирования эффективной системы налогообложения в сельском хозяйстве до сих пор остается нерешенной, несмотря на усилия, предпринимаемые государством в этом направлении.
Субъекты малого бизнеса при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения (ОСН), либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход). При выборе системы налогообложения, в первую очередь, руководителей интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения [5].
Правительство РФ предпринимает активные усилия по созданию благоприятных условий для развития АПК. Так, ранее права на уплату ЕСХН были лишены организации, открывшие филиалы и обособленные подразделения. В настоящее время данное ограничение отменено, следовательно, наличие филиалов не препятствует переходу на единый сельскохозяйственный налог.
С целью совершенствования системы налогообложения малогоагробизнеса представляется необходимым:
- расширить возможность применения ЕСХН, признав сельхозтоваропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70%, а 50% в общей выручке;
- включить сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень субъектов, имеющих право на получение инвестиционного кредита;
- установить пониженную ставку НДС на средства производства для сельского хозяйства, приобретаемые по лизингу;
- уменьшить размеры платежей налога на имущество предприятий, занимающихся лизингом в сельском хозяйстве;
- оптимизировать налог на доходы физических лиц в сельском хозяйстве путем установления необлагаемого минимума дохода [1].
Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Данная подпрограмма была нацелена на решение многих задач, в частности, на поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной подпрограммы и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 83,7 млн. рублей. На основании подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Правительство планирует затратить в 2013 году 8,6 млн. рублей, как и в 2014 году [2].
В сфере развития сельского хозяйства Российской Федерации был принят весьма «тяжелый» федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [7].
Основным условием функционирования аграрного предпринимательства является наличие производственных ресурсов, в первую очередь земельных угодий. Эколого-экономический потенциал земельных ресурсов варьирует в зависимости от климатических условий территории и временного периода. Это находит отражение в создании зональных систем ведения сельского хозяйственного производства. Учет и адекватное следование природным условиям аграрного производства следует отнести к необходимым условиям повышения его эффективности [9].
Одно из направлений совершенствования земельных отношений в сфере сельского хозяйства связано с оборотом земельных участков сельхозназначения, находящихся в долевой собственности граждан. Проблема состоит в том, что ранее купить земельную долю имеет право ограниченный круг лиц. Доказать, что участок действительно используется, довольно трудно, в связи с чем возникает проблема — отсутствие у сельскохозяйственных организаций надлежащим образом оформленных прав на земельные доли. На основании этого был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначении», в котором говорится, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Кроме того, участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности [6].
В 2003-2013 годах на реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» из федерального бюджета было выделено 67,5 млрд. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение субъектами Российской Федерации средств консолидированных бюджетов в объеме 133,7 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 137,3 млрд. рублей. В результате 1 рубль средств федерального бюджета обеспечил привлечение 4 рублей средств региональных бюджетов и внебюджетных источников [4].
Таким образом, можно отметить, что для развития малого агробизнеса в современной России необходимо сформировать целостную концепцию развития сельских территорий, в том числе и посредством построения и комплексного использования организационно-экономического и правового инструментария поддержки малого бизнеса в агарной сфере.
Список использованной литературы:
- Анищенко А.В. ЕСХН. Какие доходы увеличат общий объем выручки от реализации [Электронный ресурс] // Учет в сельском хозяйстве. – 2013. — № 1. — URL: http://sambukh.ru/media/esxn-kakie-doxody-uvelichat-obshhij-obem-vyruchki-ot-realizacii (дата обращения: 01.12.2013г.).
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г.
- Налоговый кодекс РФ (часть 2) № 117-ФЗ от 05.08.2000г.
- Постановление Правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 г. «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»».
- Условия и порядок применения различных систем налогообложения [Электронный ресурс] // Налоговое планирование. –2012. — № 12. -URL: http://www.pnalog.ru/material/poryadok-primeneniya-sistem-nalogooblozheniya (дата обращения: 01.12.2013г.).
- Федеральный закон РФ № 238-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О техническом регулировании»».
- Федеральный закон РФ № 264-ФЗ от 22 декабря 2006г. «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 02.07.2013).
- Федеральный закон № 435-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».
- Фролко М.С. Роль малого агробизнеса и проблемы его эколого-экономического обеспечения в современной России [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 2. — URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/438 (дата обращения: 01.12.2013г.).
Источник: scienceforum.ru