СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития малого и среднего бизнеса в экономике Евросоюза 6
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса в мировой экономике 6
1.2. Роль малых и средних предприятий в развитии стран, состоящих в Евросоюзе 11
1.3. Нормативно-правовая база государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Евросоюзе 18
ГЛАВА 2. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в экономике Евросоюза 26
2.1. Основные показатели и динамика развития малого и среднего предпринимательства в экономике Евросоюза 26
2.2. Исследование системы государственной поддержки малых и средних предприятий в ЕС. 36
2.3. Основные проблемы, сдерживающие развитие малых и средних предприятий 43
ГЛАВА 3. Перспективы и комплекс мер для обеспечения устойчивого развития МСП в Евросоюзе 51
3.1. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Евросоюзе 51
3.2. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Евросоюзе 57
Топ-5 Новых бизнес идей стрельнувших в Европе! Бизнес идеи! Бизнес 2020!
3.3. Оценка эффективности разработанных рекомендаций 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Европейский союз уделяет большое внимание различным программам развития и регулирования малого и среднего бизнеса.
Значимость малого и среднего предпринимательства (МСП) и его роль в становлении и развитии экономики какой бы то ни было страны недооценить достаточно трудно. С уверенностью можно сказать, что сектор малого и среднего предпринимательства является важнейшим стратегическим ресурсом каждого государства. Внушительная часть доходов практически каждой страны складывается именно за счёт института МСП, поэтому правительство каждого государства должно быть заинтересовано в поддержке и развитии данного сектора экономики.
В подавляющем большинстве стран, в особенности развитых, предприятия малого и среднего размера являются незаменимой частью рыночной экономики. Данные предприя тия осуществляют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как поддержание безмонопольной конкурентной среды, создание атмосферы, благоприятствующей развитию инноваций, и, конечно же, обеспечение значительной части экономически активного населения страны рабочими местами (порой до 50 — 70 %), что лишний раз доказывает, что институт МСП является одним из основных столпов демократического, устойчивого, активно развивающегося общества. В сложившихся на сегодня условиях государство
Фрагмент работы для ознакомления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития малого и среднего бизнеса в экономике Евросоюза 6
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса в мировой экономике 6
1.2. Роль малых и средних предприятий в развитии стран, состоящих в Евросоюзе 11
1.3. Нормативно-правовая база государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Евросоюзе 18
ГЛАВА 2. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в экономике Евросоюза 26
Реестр малых и средних предприятий
2.1. Основные показатели и динамика развития малого и среднего предпринимательства в экономике Евросоюза 26
2.2. Исследование системы государственной поддержки малых и средних предприятий в ЕС. 36
2.3. Основные проблемы, сдерживающие развитие малых и средних предприятий 43
ГЛАВА 3. Перспективы и комплекс мер для обеспечения устойчивого развития МСП в Евросоюзе 51
3.1. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Евросоюзе 51
3.2. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Евросоюзе 57
3.3. Оценка эффективности разработанных рекомендаций 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
Список литературы
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: referatbank.ru
Роль малого бизнеса в европейский странах!
В европейских странах малый бизнес является основой экономического и социального развития. Более 20-ти миллионов различных предприятий малого и среднего бизнеса функционируют в Евросоюзе и дают при этом больше половины общего оборота денежных средств. Ну а самые распространённые сферы бизнеса, где сосредоточена большая часть всех их предприятий это строительство, вся пищевая промышленность и конечно же — это торговля, любая торговля.
В Европе малый бизнес способствует здоровому развитию конкуренции, а это в свою очередь приводит к необходимости улучшать эффективность производства и подтягивать в бизнес новые технологии, особенно в среде крупных компаний и корпораций. Таким образом, экономика Евросоюза испытывает прямую зависимость от деятельности предприятий в малом и среднем бизнесе. И совершенно не удивительно, что Евросоюз крайне заинтересован в проведении политики поддержки малого бизнеса, главной целью которой является создание баланса между интересами бизнеса и самого государства. Поэтому крайне важно обеспечивать оптимальные условия для деятельности предпринимателей и увеличивать конкурентоспособность малого бизнеса.
Ещё в 70-х в Европе зародилась система поддержки и регулирования малого бизнеса, которая в итоге стала уникальной. Принимались меры по устранению административных препятствий, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Изменялась социальная политика европейских государств, корректировались условия финансирования, и был пересмотрен налог на добавленную стоимость.
Также важным событием была разработка особого документа — европейской хартии для малого бизнеса. Многие из её положений стали учтены в многолетней программе, уже в первый год запустили 11-ть проектов по внедрению таких положений.
Вот почему Европа — это заслуженный эксперт в плане становления и развития малого и среднего предпринимательства, а это один из важнейших элементов развития экономики стран Евросоюза.
Источник: www.poldela.ru
Роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран
Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации.
Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне.
Доля малого бизнеса в ВВП США, произведенного частным сектором (за исключением отрасли сельского хозяйства), также остается относительно стабильной уже на протяжении нескольких десятилетий и колеблется около уровня, равного 50%. Американские исследователи обнаружили, что доля малого бизнеса в экономике зависит в первую очередь от того, насколько динамично развиваются те сектора экономики, в которых доминируют малые предприятия, в первую очередь, сфера услуг. При этом в условиях растущей экономики малые предприятия расширяют свою деятельность, и некоторые из них переходят в категорию крупных, что может повлечь за собой снижение доли малого бизнеса в ВВП. Однако рост в тех отраслях промышленности, которые предоставляют наибольшие возможности для создания и развития малого бизнеса, способствуют постоянному притоку новых фирм в эту сферу и динамичному функционированию уже созданных предприятий. Таким образом, устойчивая доля малого бизнеса в ВВП США главным образом объясняется тем, что, с одной стороны, увеличилась доля сферы услуг в экономике, а с другой стороны, в этой сфере снизилась доля малых предприятий, в то время как малые предприятия стали преобладать в промышленности.
Глава 1 Подходы к определению малого предпринимательства
В отечественной литературе вопрос о классификации подходов к определению малых предприятий развит очень слабо
Выделяют работу А. Колесникова-Л. Колесниковой, в которой они выделяют и анализируют три подхода к определению малого предприятия:
Количественный подход. В рамках этого подхода используют такие легко доступные количественные критерии, как
а) численность персонала (занятых работников)
б) размер уставного капитала
в) балансовая стоимость активов
г) объем оборота (прибыли, доходов)2
Это лишь наиболее распространенные, а по данным Мирового банка, количество используемых на сегодняшний день критериев малого предпринимательства превышает 50.3
Существуют определения, базирующиеся на применении одного из этих критериев. Например, Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающая высокоразвитые страны, классифицирует предприятия с числом работников до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – «малые», 100-499 – «средние», более 500 – «крупные».
Принцип отнесения предприятия к малому на основе численности работников сохранился и в российском законодательстве. В настоящее время действует Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ1. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Итак, в России численность работников является основным и фактически единственным критерием отнесения предприятия к категории малых.
Основное достоинство количественных подходов – удобство их использования, т.к. такие критерии, как численность занятых или годовой оборот, обычно доступны исследователям. Недостатками являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, которая бы определяла выбор того или иного показателя и границ его изменения, и следовательно трудности их использования для сравнительного анализа.2 Сами по себе количественные критерии не могут выразить сущности малого бизнеса поэтому, видимо, те исследователи1, которые предлагают перенести фокус внимания на критерии качественного порядка.
Качественный подход. Основан на использовании качественных критериев, которые могут при необходимости дополняться некоторыми количественными показателями.2 Этот подход подразумевает, что размер фирмы обусловливает особенности ее функционирования. Одним из первых качественных определений стало определение Ван Хорна. Он выделяет пять характерных черт присущих малым фирмам:
главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками.
единство функций собственности и управления, отсутствие формализованной управленческой структуры
менее развитые системы управления, административных процедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании;
На основе этих критериев Ван Хорн предложил считать малыми предприятия с численностью занятых менее 50 человек и оборотом менее 1 млн. ф. ст.
Ю. Ровенский выделяет такие качественные критерии малых предприятий, как их экономическая неустойчивость соединение в одних руках собственности и управления.3
Ряд авторов в качестве основного качественного критерия выдвигают принадлежность предприятия к немонополистическому сектору экономики, поскольку малому бизнесу, по мнению этих авторов, всегда присуща конкурентная природа2. Этому критерию удовлетворяют те предприятия, которые в рыночной экономике не могут не выступать в качестве независимых субъектов конкурентной среды.
Преимущества качественного подхода: наличие некоторой теоретической базы и учет широкого спектра «интуитивно» присущих предприятиям разного размера свойств («система менеджмента», «система контроля производительности», «система мотивации производительности» и т.д.). Основной недостаток подхода – трудности в практическом применении, связанные с тем, что для определения ряда характеристик требуется внутрифирменная информация, а доступ к ней затруднен или ограничен.
Комбинированный подход. Как видно из названия, данный подход является комбинацией двух предыдущих.
Впервые был предложен в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), который явился первой попыткой осмысления проблемы малого бизнеса в международном контексте.
Болтонский комитет предложил два определения малой фирмы: «экономическое» и «статистическое»:
По экономическому определению малой является фирма, удовлетворяющая следующим условиям:
небольшая доля рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности
независимость фирмы (не является частью крупного предприятия).
несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам;
относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);
сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т.д.);
Статистическое определение учитывает вклад малого бизнеса в ВНП, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т.д., а, кроме того, для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.
Итак, как уже было сказано выше, единое определение малого предприятия отсутствует. Критерии отнесения предприятия к сектору малого бизнеса существенно разнятся в разных странах и в рамках разных подходов в зависимости многих факторов, в том числе от экономических условий в данной стране, особенностей государственной политики в области поддержки предпринимательства, субъективных воззрений отдельных ученых и политиков и т.д.
Источник: www.myunivercity.ru