Роль малого и среднего бизнеса в экономике Беларуси

В данной статье проведен анализ малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Также рассмотрена прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектами малого среднего предпринимательства за 5 лет, а также структура этого сегмента по категориям предпринимательства. Проведен анализ количества микроорганизаций, малых и средних организаций в 2016 году в Республике Беларусь. На основании проведенного анализа сделаны выводы.

In this article the analysis of small and medium business in the Republic of Belarus. Also consider profits from sales of products, goods, works and services by subjects of small medium business for 5 years, as well as the structure of this segment by category of entrepreneurship. The analysis of the number of microorganizations, small and medium organizations in 2016 in the Republic of Belarus. On the basis of the analysis of the findings.

Ключевые слова:

малые и средние предприятия; микроорганизации; индивидуальные предприниматели; доходы бюджета; выручка от реализации; экспортный потенциал; оптовая и розничная торговля.

Роль малого бизнеса в белорусской экономике. Интервью с предпринимателем

small and medium enterprises; microorganization; individual entrepreneurs; revenues; revenues; exports; wholesale and retail trade.

УДК 338

Неотъемлемым условием эффективного развития практически любой страны является существование частного бизнеса, основу которого составляют малые (до 100 человек) и средние предприятия (от 100 и выше человек).

В настоящее время малые и средние предприятия (далее — МСП) играют ведущую роль в развитии экономики стран и совершенствовании научной техники, активизации рынка; могут наиболее эффективно и полно использовать местные ресурсы и предоставлять индивидуальные услуги. В определенной степени они влияют на общественную стабильность и процветание народного хозяйства.

Западные эксперты отмечают, что частное производство является более эффективным по сравнению с государственным на 30–40%.

Так, в развитых странах удельный вес МСП в общем числе всех организаций и предприятий составляет порядка 95-97%, а доля в ВВП достигает 50%.

Финансовый кризис 2008 года негативно сказался на экономических показателях многих стран мира, в том числе и Республики Беларусь. Поэтому экономическая ситуация в нашей стране нуждается в принятии мер для решения возникших проблем.

МСП может сыграть ключевую роль в данном вопросе путем создания новых рабочих мест, стабилизации бюджетных поступлений, снижения социального напряжения, обеспечения доступа к максимально широкому ассортименту товаров, улучшения взаимосвязей между различными секторами экономики.

Так, на рисунке 1 видно, что прибыль от реализации товаров, работ и услуг малыми и средними предприятиями на протяжении последних 5-ти лет имеет тенденцию к росту. Снижение прибыли в 2013-2014 гг. было вызвано экономическими колебаниями и нестабильностью на мировом финансовом рынке. Тем не менее, на данный момент тенденция положительная.

Тема 8 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики

Рисунок 1 — Прибыль, убыток (-) от реализации продукции, товаров, работ, услуг в Республике Беларусь субъектами МСП

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

Сектор МСП является также активным налогоплательщиком, что способствует увеличению доходов бюджета и позволяет эффективно перераспределять средства в экономике.

По состоянию на 1 октября 2017 г. на учете в налоговых органах состояло более 347 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Всего от этой категории плательщиков в январе-сентябре текущего года в бюджет поступило 5,1 млрд. рублей налогов и сборов, что составило 31,7 процента доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления возросли в текущих ценах на 0,7 млрд. рублей, а удельный вес в доходах бюджета увеличился на 1,8 процентного пункта.

Платежи от средних организаций приросли на 151,1 млн. рублей и составили 1,2 млрд. рублей (удельный вес в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета – 7,6 процента), малых организаций – на 386,7 млн. рублей до 2,3 млрд. рублей (удельный вес – 14 процентов), микроорганизаций – на 100,8 млн. рублей, их вклад в бюджет составил 1,3 млрд. рублей (удельный вес – 8,1 процента).

От индивидуальных предпринимателей платежи увеличились на 18,5 млн. рублей и составили 0,3 млрд. рублей, или 2,1 процента доходов бюджета [2].

Как можно заметить наибольший прирост дохода бюджета дают малые организации. На втором месте выступают средние организации, и практически наравне идут микроорганизации.

Так же стоит отметить, что наиболее распространенными среди субъектов МСП являются микроорганизации (таблица 1). Это вызвано, в первую очередь меньшим размером необходимого стартового капитала, что дает возможность легче получить кредит или вложить достаточное количество собственных сбережений. Также, исходя из количества данных организаций, можно предположить, что именно микроорганизции создают наибольший поток денег в экономике.

Таблица 1 – Структура сегмента МСБ по категориям предпринимательства в Республике Беларусь на 01.01.2017

Организация

Количество

Удельный вес, %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

На малых и микроорганизациях заняты около 20% населения Республики Беларусь, что приблизительно в 2 раза превышает процент занятого населения на средних предприятиях и организациях. И это несмотря на то, что в 2016 году численность занятых как на средних организациях достигла своего минимума за последние 10 лет. Что еще раз подтверждает необходимость поддержки субъектов МСП (рисунок 2):

Рисунок 2 — Средняя численность работников средних, микроорганизаций и малых организаций в РБ в 2012-2016 гг., тысяч человек

Примечание – Источник: собственная разработка на основе[1, 3]

Таким образом, вышеназванные показатели подтверждают важность МСП в повышении благосостояния населения, обеспечивая рабочие места и получая прибыль, часть которой идет на налоговые выплаты. Особенно успешно в данном сегменте действуют малые и микроорганизации.

В 2016 г. доля МСП в ВВП республике составила 20,7%, что является относительно невысоким показателем. Как отмечалось ранее, доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет более 50%. Доля в выручке от реализации и в инвестициях в основной капитал превышает долю МСП в ВВП и может свидетельствовать о большей доходности и инвестиционной активности по сравнению с крупными предприятиями. Наблюдается положительная динамика удельного веса в выручке от реализации за исследуемый период.

Доля экспорта в объеме произведенной продукции характеризует экспортный потенциал субъектов хозяйствования. Доля малого и среднего бизнеса в экспорте Беларуси (45,4 % в 2016 г.) превышает долю в импорте (38,6 %), что способствует снижению отрицательного сальдо по текущему счету платежного баланса страны (таблица 2):

Таблица 2 — Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь в 2012-2016 гг., %

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Средняя численность работников организаций

Читайте также:  Решаемые задачи бизнес инкубаторов

Выручка организаций от реализации продукции, товаров, работ, услуг

Объем внешней торговли товарами

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

Рассматривая основные виды деятельности малого и среднего предпринимательства можно заметить преобладание субъектов МСП в одной сфере деятельности – это оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов (37,2%). Также около 14% составляет обрабатывающая промышленность. По остальным видам деятельности наблюдается относительно невысокие показатели. Это говорит о недостаточной развитости остальных отраслей хозяйства и указывает на необходимость решения данного вопроса (таблица 3).

Таблица 3 — Структура организаций МСП по видам экономической деятельности в Республике Беларусь на конец 2016 г.

Вид деятельности

Количество организаций

Удельный вес, %

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

Услуги по временному проживанию и питанию

Информация и связь

Финансовая и страховая деятельность

Операции с недвижимым имуществом

Профессиональная, научная и техническая деятельность

Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг

Здравоохранение и социальные услуги

Творчество, спорт, развлечения и отдых

Предоставление прочих видов услуг

Итого

107 382

100

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

Говоря о тенденциях в развитии МСП, стоит отметить, что в последнее время все чаще делается упор на развитие МСП в регионах. Это вызвано неравномерным распределением микро-, малых и средних организаций в стране. Так, наибольшую долю занимает город Минск – 37,9%, и Минская область – 19,1%.

Рисунок 3 – Количество микроорганизаций, малых и средних организаций в 2016 году в Республике Беларусь, %.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]

Справиться с проблемами и способствовать развитию сектора МСП сегодня активно помогает Банк Развития Республики Беларусь на основе специально разработанной Программы.

Таким образом, вклад малого и среднего предпринимательства в экономику нашей страны очевиден. Однако наряду с положительными моментами деятельности данных субъектов хозяйствования существует множество нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному их развитию.

На основании проведенного анализа можно сказать, что численность субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь постоянно увеличивается, также улучшаются и показатели их производственно-финансовой деятельности, растет их доля в ВВП страны. Данное обстоятельство явилось результатом того, что для данных субъектов хозяйствования были созданы благоприятные условия и предпосылки для дальнейшего их развития. Однако наряду с положительными моментами деятельности малых и средних субъектов хозяйствования существует множество нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному их развитию, требующие незамедлительного решения особенно в сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь в настоящее время.

Библиографический список:

1. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь / Статистический сборник: Минск, 2016.
2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / О формировании доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами, субъектами малого и среднего бизнеса в январе-сентябре 2017 года. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/uploads/folderForLinks/Аналит. – Режим доступа: 15.10.2017.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Численность занятого населения по видам экономической деятельности 2010-2016 гг. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-zanyatogo-naseleniya-po-vidam-ekonomicheskoy-deyatelnosti-2010-2016-gg/. – Дата доступа: 15.10.2017.

23.11.2017, 21:18 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: тема статьи актуальна. хорошо иллюстрирована. может быть опубликована

23.11.2017, 22:02 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: В данной статье предоставлена подробная информация о проблемах развитии малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.Сделаны выводы о состоянии МСП.Использованы графики и диаграммы,которые наглядно отображают деятельность МСП.Представлены таблицы,данные которых подробно проанализированы.Суть вопроса раскрыта подробно.Статья хорошая,рекомендую к публикации.

08.12.2017 10:10 Ответ на рецензию автора Пивень Александр Иванович:
Спасибо!

24.11.2017, 8:07 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Новик Т. В. и Левчук В.Ю. рассмотрено состояние предприятий малого и среднего бизнеса в Республики Беларусь, показана их прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 5 лет и структура этого сегмента по категориям предпринимательства. Поставленные задачи исследования в целом выполнены. Поэтому статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.

27.11.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Пивень Александр Иванович:
Спасибо за рецензию!

Комментарии пользователей:

Источник: sci-article.ru

Роль малого бизнеса в белорусской экономике

Национальный банк Беларуси принял постановление, повышающее доступность кредитов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса может осуществляться на основании соглашений с международными и иностранными финансовыми и кредитными организациями, может быть реализовано с последующей продажей этих средств на белорусской валютно-фондовой бирже. Это постановление повысит устойчивость малого и среднего бизнеса.

Открыть свое дело в Беларуси значительно проще, чем в Литве или Германии. Например, в Минске катастрофически не хватает кафе и ресторанов. Но что мешает предприятиям, что заставляет их думать, что начать свое дело практически невозможно? Перечисляют и налоговые нагрузки, и несформированные рыночные отношения, вмешательство власти в бизнес, невнятную кредитную политику.

Однако для сравнения: старт собственного бизнеса в США или Евросоюзе связан с большими финансовыми рисками. Венчурные фонды, которые инвестируют в стартапы, получают прибыль только от 1 проекта из 10. Подобной статистики по Беларуси нет, но процент успешных предприятий — около 70-80%.

Одна из ключевых причин, которая не позволяет малым и средним предприятиям развиваться, — отсутствие собственности. Подавляющее большинство частных предприятий в Беларуси являются арендаторами, а привлечь инвестиции, не имея собственности, — задача весьма сложная. Поэтому все последние годы белорусские бизнес-союзы добиваются того, чтобы арендаторы получили возможность выкупа у государства арендуемых помещений. Правда, пока особого прогресса в этом направлении не видно. Не решен вопрос и о стоимости выкупа арендуемых помещений

Поэтому из всех принятых мер в области либерализации экономической деятельности, реакция бизнеса оказалась наиболее восприимчивой – к мерам в области приватизации собственности. В частности здесь имеются в виду меры, которые были приняты по передаче неиспользуемого государственного имущества на безвозмездной основе либо за одну базовую заработную величину

Вторая мера, на которую очень позитивно откликнулся бизнес – это сокращение административного регулирования и прежде всего даже не в процедурах регистрации, а в процедурах упрощения налогового администрирования, которое стало возможным благодаря использованию системы упрощенной системы налогообложения.

Еще одна проблема малого и среднего бизнеса, – это слабое развитие кооперационного сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. Весь мир сегодня демонстрирует, что ключевым фактором развития экономики становится совершенствование организационной структуры производства.

Это когда крупные предприятия, концентрируя свои усилия только на ключевых технологиях, сбрасывают все, что для них кажется ненужным и не характерным на аутсорсинг, вовлекая тем самым сеть крупных предприятий в систему субконтрактации, в систему промышленных кластеров. Тем самым обеспечивается гигантское повышение производительности труда и создается возможность для развития сектора малого предпринимательства.

Читайте также:  Производство мантов как бизнес

В Беларуси эти вещи, к сожалению практически не работают. Здесь эти два сектора работают параллельно. Зачастую даже конкурируют. Но о какой конкуренции можно говорить: это то же самое, если конкурируют большой и малый бизнес, и большой всегда обязательно выиграет, даже если он покажет худшие результаты.

Белорусское государство уделяет большое внимание развитию бизнеса, поскольку малые и средние предприниматели перечисляют в казну большую часть налогов. Меры по либерализации экономической деятельности наметили некоторые положительные тенденции в развитии малого предпринимательства, однако без структурных изменений эффект от либерализации будет настолько незначительным, что может оказаться и вовсе незамеченным.

Источник: xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai

Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь

В процессе предпринимательской деятельности реализуются две основные целевые установки: экономическая – получение дохода (прибыли) и социальная – работа на благо общества (удовлетворение потребностей других людей, выполнение социального заказа). Данный вид деятельности требует от индивида (субъекта) проявления инициативы, активности, инновационного комбинирования факторов производства, готовности к риску и ответственности за принимаемые решения [24, с. 38].

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020 года, «важным фактором социально-экономического развития страны является предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку» [3, с. 11].

Социально-экономическая значимость предпринимательства в экономике возрастает по мере увеличения в этом секторе доли активно занятого населения страны. При этом особая роль в подъеме экономики и структурной перестройке хозяйства в Республике Беларусь отводится среднему и малому предпринимательству. Его преимущества заключаются в более высокой гибкости, большей восприимчивости к техническому и технологическому прогрессу, быстром реагировании на рыночный спрос, создании конкурентной среды, гибких структур реализации товаров и услуг и др. Развитие малого и среднего предпринимательства одновременно создает политические предпосылки стабильности в обществе.

Малый и средний бизнес – важный фактор поддержания социальной стабильности в обществе. Этот сектор быстрее, чем крупный бизнес, адаптируется к изменениям деловой конъюнктуры, переориентируясь на новые инновационные виды деятельности. В условиях, когда крупные предприятия почти исчерпали свой ресурс и требуют значительных финансовых вливаний, малый и средний бизнес может сыграть важную роль в увеличении валового внутреннего продукта страны, стать основой для формирования среднего класса и способствовать созданию новых рабочих мест.

Постоянный рост численности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП необходимо рассматривать как результат стремления значительной части населения реализовать свои способности (иногда с помощью государства) для улучшения жизни [26, с. 50 – 51].

В Республике Беларусь около 900 тыс. чел. занято в малом и среднем бизнесе, в том числе около 178 000 индивидуальных предпринимателей, 386 000 работников малых предприятий и 300 000 работников средних предприятий (по состоянию на 01.01.2006 г.). Таким образом, численность работающих в сфере малого и среднего бизнеса составляет около 25% занятых в экономике Республики Беларусь.

О роли малого бизнеса убедительно свидетельствует его вклад в экономику Японии, США, стран ЕС. Достижению этих показателей предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству.

Изучение опыта развитых стран приводит к выводу, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем [10, с. 33 – 34]:

— формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, работах, услугах;

— расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества готовой продукции и культуры обслуживания;

— приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

— содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

— создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

— более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

— вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

— формирование социального слоя собственников, владельцев организаций;

— активизация научно-технического прогресса;

— освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

— содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

— освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных факторов роста экономики, делают неотъемлемой частью реформирования экономики Республики Беларусь.

2 Состояние и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность

Составной частью экономики Республики Беларусь является предпринимательский сектор. Он стал интенсивно развиваться в начале 90-х гг., и это способствовало насыщению внутреннего рынка изделиями и услугами, увеличению экспортного потенциала республики, повышению занятости населения. Предпринимательский сектор стал источником дополнительных доходов для государственного бюджета. Благодаря этому сектору складывались рыночные отношения, развивалась конкуренция.

Основным источником правового регулирования в Беларуси является нормативный правовой акт, под которым понимается «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение».

Таким образом, источниками правового регулирования предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь являются изданные в соответствии с законодательством нормативные правовые акты. Приведенное определение нормативного правового акта, т.е. источника правового регулирования предпринимательской деятельности, позволяет выделить его признаки. Нормативный правовой акт является официальным документом, который принят государственным органом или путем референдума и содержит общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.

Виды нормативных правовых актов, которые являются источниками правового регулирования предпринимательской деятельности, и их иерархическое соотношение закреплены в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К указанным нормативным правовым актам относятся нижеследующие.

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

2. Кодексы Республики Беларусь. Так, предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, Уголовным кодексом Республики Беларусь и др.

Читайте также:  Чего следует бояться в своем бизнесе

В Гражданском кодексе Республики Беларусь дается понятие предпринимательства, рассмотрены положения о юридических и физических лицах, право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальное право, международное право и др.

С 1 января 2001 г. В Беларуси введен в действие новый Уголовный кодекс (УК), которым была установлена уголовная ответственность более чем за 40 видов преступлений в сфере экономики, в том числе и за незаконную предпринимательскую деятельность. В соответствии со ст. 233 УК незаконная предпринимательская деятельность – это преступление, которое выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения (лицензии) обязательно.

3. Законы Республики Беларусь. В области правового регулирования предпринимательской деятельности действуют:

а) Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», в котором дается понятие предпринимательской деятельности;

б) Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Данным документом были определены критерии отнесения предприятий к категории малого предпринимательства и приоритетные направления, формы и методы государственной поддержки, регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Основным критерием, с которым связано предоставление определенных налоговых льгот, выступает среднесписочная численность работников, дифференцированная по отраслям народного хозяйства (по промышленности и на транспорте – до 100 чел., в сельском хозяйстве – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел. и т.д.);

в) Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства», в котором предприняты попытки по адаптации налогового законодательства к субъектам малого предпринимательства;

г) Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», в котором указывается на возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь;

д) Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», который предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью;

е) Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. «О торговле», который определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целя удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг;

ж) Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

4. Декреты Президента Республики Беларусь – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона. К декретам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

а) Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». В настоящее время в него внесены некоторые поправки, расширяющие круг видов деятельности, по которым предусматривается уплата единого налога;

б) Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций и др.

5. Указы Президента Республики Беларусь. Предпринимательскую деятельность регулируют следующие указы:

а) Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 1998 г. № 30 «О некоторых вопросах заключения договора аренды государственной собственности»;

б) Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» и др.

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь – нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь в области правового регулирования предпринимательской деятельности действует более семидесяти указанных нормативных правовых актов. К ним относятся:

а) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1310 «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке ее заполнения»;

б) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1361 «Об утверждении Положений о лицензировании видов деятельности Министерством сельского хозяйства и продовольствия»;

в) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1375 «Об утверждении Положения о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами» и др.

6. Постановления республиканских органов государственного управления – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. К таким постановлениям относится Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» и др.

8. Правила – кодифицированные нормативные правовые акты, которые конкретизируют нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений, складывающихся в области осуществления предпринимательской деятельности. Например, в области правового регулирования предпринимательской деятельности действуют Правила составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16) и др.

9. Приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в сфере осуществления государственного управления коммерческой деятельностью. Так, предпринимательскую деятельность регулирует Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июня 1999 г. № 62 «Основные Правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь» и др.

10. Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Например, к ним относится решение Минского городского исполнительного комитета от 14 сентября 2006 г. № 1860 «О розничных ценах на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения» и др.

Перечисленные нормативно-правовые акты позволяют создать целостную картину механизма правового регулирования предпринимательской деятельности.

Информация о работе «Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и пути улучшения среды функционирования»

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин