Малым и средним предпринимательством является предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими определенные законом критерии (показатели). Основным критерием в мировой и российской практике выступает средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К другим критериальным признакам относят размер уставного капитала, величину активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с численностью до 19 человек «как весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 человек – как «крупные».
В отечественной экономике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г., когда малыми и стали признавать государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007г., к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категории субъекта малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием.
Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.
С 1 января 2010 года будут проводиться сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет. Первое наблюдение реализуется в 2011 г. по результатам деятельности за 2010 г.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство имеет следующие преимущества: более быстрая приспосабливаемость к местным условиям хозяйствования, способность рационально использовать местные ресурсы, в том числе трудовые, в процессе производства, оперативно реагировать на потребности местного рынка, большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, относительно невысокие издержки при осуществлении хозяйственной деятельности (прежде всех на управление). Малое предпринимательство позволяет гражданину реализовать свои идеи, проявить свои способности, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Наконец, для малого предпринимательства свойственно такое конкурентное преимущество, как более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства, меньшая потребность в капиталовложениях в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями.
У собственников малых предприятий высок уровень личной мотивации в достижении успеха, поэтому они более склонны к сбережениям и инвестированию. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, они могут производить товары по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, они участвуют в подготовке профессиональных кадров и распространению практических навыков.
Вместе с тем малому предпринимательству присущи и недостатки. У малых предприятий более высок уровень риска, связанный с высокой степенью неустойчивости положения на рынке. Малые предприятия испытывают серьезную зависимость от крупных предприятий, они испытывают трудности в заимствовании дополнительных финансовых средствах и получении кредитов. Как свидетельствует мировой опыт, большинство неудач малых предприятий были порождены менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников.
Мешают эффективной деятельности малых предприятий нехватка опыта, неумение налаживать и поддерживать деловые связи, вредные привычки собственников и менеджеров, воровство и мошенничество и др.
Роль малого предпринимательства в национальной экономике связана с тем, что малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор рыночной экономики, способствуя обеспечению социальной и политической стабильности, инициируя структурные изменения вследствие быстрой адаптации этих хозяйствующих субъектов к меняющимся потребностям рынка. Особо значительный вклад вносят малые предприятия в региональное развитие.
Роль малого предпринимательства в экономике страны связана с вкладом малых предприятий в создание ВВП, в формирование Федерального и регионального бюджетов, с ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях. Малые предприятия насыщают рынок потребительскими товарами (работами, услугами), используют и распространяют технические новшества, повышают профессиональные навыки граждан.
Увеличение роли предпринимательства в национальной экономике зависит от роста числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики.
Процесс создания в России малых предприятий начался в 1988г., высокий рост их наблюдался в 1990-1994 гг, но в последствии число малых предприятий существенно не изменилось.
В России доля малых предприятий и организаций в общем числе предприятий колеблется около 30%, тогда как в странах Европейского союза только микропредприятия составляют 90%.
Сохраняется малая концентрация занятых в расчете на одно предприятие. В среднем на одном малом предприятии в РФ работает 10 человек, в то же время среднее число работающих в сельскохозяйственном предприятии составляет 13, а в промышленности, строительстве и транспорте – 12 человек.
Средний слой предприятий, наряду с малыми, относят в экономически развитых странах к ядру экономики. Средние предприятия гибче крупных, но в отличие от малого бизнеса имеют достаточные мощности, чтобы оказывать влияние на рынок.
В России средний бизнес как производитель товаров и услуг имеет примерный паритет с крупным бизнесом по объемам выручки, тогда по основным средствам доля среднего бизнеса составляет лишь 22% от физического объема капитала крупных компаний, которые в нашей стране принадлежат к самым капиталоемким отраслям. Имея более скудную финансовую базу, чем крупный бизнес, средний бизнес имеет с ним приоритет и в расходах на НИОКР, что свидетельствует о повышенной инновационной активности средних предприятий.
В то время, как крупный бизнес доминирует в сырьевом сегменте (производя от 80% до 90%) и в финансовом секторе (производя 70% выручки) компании среднего бизнеса являются главными производителями в пищевой, легкой, мебельной промышленности, строительстве, машиностроении, химии и производстве неметаллических материалов, науке и образовании, сельском хозяйстве, а так же торговле.
Интенсивные структурные сдвиги в экономике нашей страны привели к тому, что почти 25% средних предприятий уменьшили с 2005 г. Свой оборот, тогда как почти 40% росли темпами, превышающими 20% в год, а 7% предприятий – темпами более 70% в год.
Российский средний бизнес с 2000 г. ускоренно вкладывал средства в выстраивание полной бизнес-цепочки, о чем свидетельствует увеличение за семь лет в 5,7 раз внеоборотных активов. Следовательно, средние предприятия являются не только производителями, но и серьезно взаимодействуют с рынками и внешними контрагентами, вкладывая средства в брэнды, патенты, лицензии, товарные знаки, логистику, распространение продукции, приобретение необходимых сопутствующих активов, инвестируя в материальные ценности, строительство, долгосрочные финансовые вложения и др.
От динамичного развития средних предприятий зависит формирование крупных конкурентоспособных на мировом уровне российских компаний в таких сегментах рынка, как агропромышленные комплексы, машиностроение, металлургия, транспорт, связь, лесная и деревообрабатывающая промышленность. При должном уровне поддержки средние предприятия нашей страны способны развернуть экспансию на мировые рынки.
Для поступательного развития малого и среднего предпринимательства необходимо в масштабах национальной экономики обеспечить функционирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, что будет побуждать бизнес повышать качество товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания. Следует обеспечить действенную защиту имущества и привлеченных в малые и средние предприятия средств населения.
Немалую помощь в развитии малого и среднего предпринимательства могут оказать крупные предприятия, переходящие на субподрядные отношения с малыми и средними предприятиями по производству и поставке комплектующих изделий и оснастки. Так, АО «АвтоВАЗ» пользуется услугами консалтинговых, сертификационных фирм, инжиниринговых компаний, лизинговых и страховых фирм. Поставщиками комплектующих для «АвтоВАЗ» являются малые и средние предприятия Самарской, Московской и других областей РФ. «АвтоВАЗ» поддерживает малые предприятия не только в вопросах организации производства, но в областях информационного, ресурсного и кадрового обеспечения на основе программы взаимодействия АО «АвтоВАЗ» с Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Прежде всего, такая помощь оказывается наукоемким проектам малых предприятий в области автомобилестроения.
Источник: studopedia.org
Понятие малого и среднего предпринимательства и его место в экономике Российской Федерации
В статье подчеркивается важность малого и среднего предпринимательства в развитии экономики Российской Федерации. Основная часть носит аналитический характер. Автор ссылается на фактические данные Росстата и целевые показатели национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В заключительной части статьи приводится сравнительный анализ доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Российской Федерации и других стран.
Аннотация статьи
малое и среднее предпринимательство
субъекты МСП
Указ Президента Российской Федерации
целевые показатели
место МСП в экономике
Ключевые слова
Хорошаев Александр Андреевич
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #19 (22), октябрь ’20
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 19 ( 22 ), октябрь ‘ 20
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важнейшую роль в обеспечении экономической и политической стабильности. Являясь устойчивой основой рыночной экономики, малый и средний бизнес гарантирует социальную значимость, инновационную активность и повышенный уровень конкуренции, что составляет основу крепкой экономики.
Поддержка малого и среднего бизнеса должна быть основным направлением совершенствования экономики государства, так как его устойчивое развитие оказывает положительную динамику на уровень жизни граждан. Многие эксперты хозяйственного права считают, что этому направлению должна оказываться полноценная поддержка, в том числе, с помощью программ государственной поддержки.
В Указе Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» от 21 июля 2020 года прописан ряд целевых показателей, которые необходимо выполнить к 2030 году, один из которых подчеркивает необходимость развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек».
Исходя из этого, следует отметить, что задача развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации весьма актуальна.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [2] «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [2, ст. 3, абз. 2].
В Федеральном законе № 209-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 [1] «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» отмечаются следующие категории субъектов малого и среднего предпринимательства по численности работников и объему годовой выручки. Данная классификация представлена в таблице 1.
Классификация субъектов МСП в Российской Федерации
Виды субъектов МСП
Численность работников, чел.
Объем годовой выручки, млн. руб.
Источник: составлено автором на основе Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
По состоянию на 10 июля 2020 года в едином реестре малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации зарегистрировано 6 031 837 субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих 7 547 различных товаров и услуг. Преимущественно такие предприятия сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах [3].
Микропредприятия составляют 5 793 134, из них 3 431 780 – индивидуальные предприниматели. Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации насчитывают 221 640, а среднего – 17 063 субъектов [3].
Переходя к месту малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации стоит обратиться к данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) и целевым показателям национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» представленных в таблице 2.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП
Цель, целевой показатель
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, %
Источник: составлено автором на основе сборника малого и среднего предпринимательства Росстата и целевым показателям национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
В начале 2020 года Росстат сообщил о значительном сокращении доли малого и среднего бизнеса в 2018 году, до 20,2% от всей экономики. Если в 2017 году – дебютном годе расчета этого показателя – она составила 22% ВВП, то в 2018 году опустилась на 1,8 %, до 20,2%. Объем ВВП в 2018 году в текущих основных ценах оценивается в 93,6 трлн. руб., то есть на долю малого и среднего бизнеса приходится около 19 трлн. руб.
Информация о фактическом показателе за 2019 год на сайте Росстата по данным РБК будет опубликована в конце текущего года, а плановый показатель на 2019 год составляет 22,9%.
По итогам 2020 года Правительству Михаила Мишустина нужно увеличить показатель до 23,5%. Предварительно стоит отметить, что при сокращении данного показателя на 1,8 п.п. по итогам 2018 года, достичь поставленной цели будет нелегкой задачей. Введение ограничительных мер в течении 2020 года, направленных на снижение распространения коронавирусной инфекции, накладывают свой отпечаток на развитие малого и среднего предпринимательства.
Приведенные данные на рисунке Института экономики роста имени Столыпина (его наблюдательный совет возглавляет уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов), в среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48%, в России – 21,9%.
Рис. Доля малых и средних предприятий в ВВП (составлено автором на основе исследования «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» Института экономика роста им. Столыпина)
Результаты исследования демонстрируют, с одной стороны, существенную роль, отводимую МСП в экономиках других стран. И, с другой стороны, низкий уровень и большой потенциал развития МСП в Российской Федерации.
Особенности развития предпринимательства в Российской Федерации исторически сложились еще со времен существования СССР. Они заключаются в том, что долгое время на первое место ставились крупные предприятия, в то время как субъекты малого и среднего бизнеса отходили на второй план.
Таким образом, повышение доли сектора МСП в России на сегодня является одним из ведущих векторов развития в экономике. В конце 2020 года Росстат опубликует общие показатели экономики России за 2019 год, в том числе долю малого и среднего предпринимательства в ВВП. Это позволит оценить меры государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, которому по-настоящему начали уделять внимание с 2018 года.
В настоящее время в планы властей вмешалась пандемия новой коронавирусной инфекции. Остается следить за статистикой, чтобы понять, как Правительство Российской Федерации сумело перестроить данные меры в условиях кризиса.
Текст статьи
- О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Федер.закон от 04.04.2016 № 265-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер.закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ: измен. и доп. 08.06.2020 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7.05.2018 // Российская газета. – 2018. – 9 мая. – Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-sitedok.html
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/
Источник: apni.ru
Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики

Рис. 11. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)

Рис. 12. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)

Рис. 15. Распределение среднегодовой численности занятых в экономике
по формам собственности в 2005 г. по ЦФО
nbsp nbsp nbsp К ним можно отнести наличие хорошего потенциала научно-технических кадров, общий уровень развития научной мысли в России, успехи высшего класса в отдельных сферах, традиции школ российских ученых, присутствие потенциала у молодежи к образованию, научно-исследовательской работе. В то же время мы осознаем, что во всем мире бoльшую часть расходов по финансированию инновационных проектов берет на себя государство. Сегодня такие возможности у государства есть. Источником финансирования инноваций может стать профицит федерального бюджета, а также средства резервных фондов исполнительной власти и резервного фонда Президента Российской Федерации [2].
nbsp nbsp nbsp Малое и среднее предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядно оно просматривается, поднимая роль и значимость малого и среднего предпринимательства в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.
nbsp nbsp nbsp Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с тем, что в последние годы экономика развитых стран переходит от так называемой «индустриальной» экономики к «сервисной» экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросам потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что последний находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов. Дальнейшее развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социально-экономических проблем, связанных с:
nbsp
nbsp
nbsp
nbsp
nbsp nbsp nbsp Малое предпринимательство является социальной основой сущест-вующей политической и экономической системы, устойчивость рыночной системы хозяйствования предопределяется наличием громадной массы мелких собственников. Этот вывод объясняется тем, что, с одной стороны, малое предпринимательство осуществляет постоянную подпитку крупного и среднего бизнеса как бы обновляя его «кровь», не дает возможности остановиться на достигнутом, тем самым является революционизирующим началом.
nbsp nbsp nbsp Малое и среднее предпринимательство в современной России отяго-щено сегодня спектром негативных тенденций, имеющих немалый «стаж», и дополняются новыми, которые появились в самые последние годы, это:
nbsp nbsp nbsp 2. Исключительная недолговечность большинства мелких и средних предприятий, обусловленная не только конкуренцией, нестабильностью экономической ситуации, но отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в экономику России.
nbsp nbsp nbsp 4. Отсутствие стабильных структур, осуществляющих функции под-держки предпринимательства и др.
nbsp nbsp nbsp Проблемы малого и среднего бизнеса, факторы, определяющие тенденции развития данного сектора экономики, в своей основе обусловлены сложившейся системой экономических отношений в современной экономике России.
nbsp http://www.tambov-rosnou.ru/monograf/files/ind7.html» target=»_blank»]www.tambov-rosnou.ru[/mask_link]
