Глубоко ошибочной представляется позиция тех ученых, которые считают, что предпринимательство для России – это практически новый вид социально-экономической деятельности населения. За годы советской власти в стране был потерян накопленный опыт предпринимательской деятельности. В СССР она была практически запрещена с конца 30-х годов прошлого века.
Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 г. закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, а также основы формирования предпринимательства. Человеку хоть сколько-нибудь знакомому с историей советского периода хорошо известны, какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни. «Время вперёд» – знаменитый лозунг первых советских пятилеток, когда страна строила, училась и растила такие предпринимательские кадры.
Роль малого и среднего предпринимательства в достижении финансовой свободы.
Создатели новых отраслей промышленности, которых не было в царской России: авиационной, танкостроения и тракторостроения и т.д. Все они были предпринимателями самого высокого класса. Однако подчеркнем, что в 30-е годы в СССР было запрещено не предпринимательство, а извлечение прибыли за счёт эксплуатации наёмной рабочей силы.
В этой связи следует различать предпринимательство в капиталистическом обществе и предпринимательство при социализме. По содержанию они мало, чем различаются, но по целевым параметрам различаются существенно.
Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики и воплощённый в вечной погоне за наживой, личной выгодой, который К. Маркс назвал основным движущим мотивом предпринимательской деятельности, есть в тоже время, квинтэссенция капитализма как социально-экономической системы. Дух социализма имел в своей основе совсем другой движущей мотив – это не личная прибыль, а служение своему народу, хотя и в этом и в другом случае присутствует мотивация предпринимательской активности как таковой.
Радость и удовлетворение от процесса и результатов самостоятельной деятельности, которой присущи инновации и поиски точки наиболее благоприятных условий приложения сил, у предпринимателей-капиталистов ‑ во имя личной выгоды, у предпринимателей социалистической направленности – во имя интересов общества. Именно эта разница в целевых устремлениях предпринимателей в рамках различных экономических систем обуславливает до сих пор особенности развития предпринимательской деятельности в России в новых социально-экономических условиях.
В последнее время в прессе и по телевидению люди встречаются со словами бизнес и предпринимательство, раскроем сущность этих понятий. Предпринимательство создаёт предпосылки для появления и функционирования бизнеса и, внедряя инновации в функционирующий рынок, взрывает его структуру, тем самым провоцирует появления разветвлённой сети сильного бизнеса.
Бизнес принимает пальму первенства и начинает использовать внедрённые инновации, тем самым способствуя появлению сильного разветвлённого бизнеса, который в дальнейшем успокаивает рынок до следующих новых внедрений инноваций со стороны предпринимательства. При этом малый бизнес – это любая экономическая деятельность на малых предприятиях, приносящая прибыль.
В малом бизнесе главным субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инновационной, инициативной, рисковой основе под свою полную экономическую ответственность с целью получения прибавочной стоимости (предпринимательского дохода). Малое предпринимательство представляет собой многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально- экономический и в определённой мере политический уровень развития цивилизованных стран.
Таким образом, бизнес и предпринимательство – это две неразрывно связанные структуры способные влиять на развитие экономики стран и отдельных регионов. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики, однако по их же утверждению признание значения предпринимательства по-прежнему недооценивается в нашей стране.
Именно поэтому перед правительством остро стоит задача о необходимости изменения приоритетов в социально-экономической политике, суть которой состоит в переходе от экспорта сырья и энергоресурсов к производству и экспорту промышленной продукции. Очевидно, что решение данной проблемы потребует существенного повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции и как следствие развития предпринимательства как малого, так и крупного.
Однако в условиях высокой инфляции, высокой учётной и банковской ставки, стремительного сокращения промышленного производства и общей нестабильности, а также распада инфраструктуры и кадрового потенциала тех научных направлений, которые связаны с разработкой новой продукции ‑ сделать это будет не очень просто. Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер.
Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%.
Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают одну треть прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
По состоянию на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед. В большинстве федеральных округов наблюдается рост количества малых предприятий, как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения.
Лидерами роста являются Уральский федеральный округ (прирост 25,3% или 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 11,7% или 18,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Сибирском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил 7,3% или 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.
Сокращение количества малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе – на 6,6% или около 18,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения. В Северокавказском федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 6,3 ед.
На 1 апреля 2012 года по сравнению с 1 апреля 2011 года количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 52 регионах. Наибольший рост (более чем на 50,0 ед.) показателя отмечен в Белгородской (на 69,5 ед.) и Свердловской (на 67,3 ед.) областях и в Приморском крае (на 62,7 ед.).
Среднее увеличение показателя (от 30 до 50 ед.) зафиксировано в Алтайском крае (на 44,1 ед.), Мурманской (на 43,1 ед.) и Самарской (на 36,9 ед.) областях, Камчатском крае (на 33,9 ед.), Кемеровской (на 33,7 ед.) Волгоградской (на 33,6 ед.) областях. В 31 регионе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось.
Максимальное сокращение показателя отмечено в г. Санкт-Петербурге (на 55,1 ед.), Московской области (на 50,3 ед.) и Республике Карелия (на 38,1 ед.), Пензенской (на 35,2 ед.) и Тульской (на 34,2 ед.) областях. Среднее сокращение показателя (от 10 до 30 ед.) зафиксировано в Магаданской области (на 26,2 ед.), Хабаровском крае (на 24,4 ед.), Ивановской области (на 18,9 ед.), Удмуртской Республике (на 17,9 ед.), Ленинградской области (на16,6 ед.), Ставропольском крае (на 14,4 ед.), Чукотском АО (на 13,9 ед.), Республике Татарстан (на 10,8 ед.) и Тамбовской области (на 10,2 ед.).
По итогам января-марта 2012 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 15,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 6 566,3 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,9 п.п. до уровня 14,2%.
Во всех федеральных округах зафиксировано повышение численности занятых на малых предприятиях. Наибольший рост наблюдается в Уральском федеральном округе (на 39,7%) В Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе и Сибирском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 17,7%, 14,5% и 11,4% соответственно.
В Приволжском федеральном округе, Южном федеральном округе и Северокавказском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 11,1%, 9,9% и 6,4% соответственно. Наименьший рост показателя (на 5,4%) в Дальневосточном федеральном округе.
По итогам 1 квартала 2012 года по сравнению с 1 кварталом 2011 года в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства. На 1 апреля 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,1%.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях за год выросла на 15,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 14,2%. Объем оборота малых предприятий вырос на 19,6% (с учетом ИПЦ рост составил 15,3%). Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 29,3% (с учетом ИПЦ рост составил 24,7%). Итоги деятельности малых предприятий в 1 квартале 2012 года в региональном разрезе характеризуются положительной динамикой. Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек выросло в 52 регионах, рост доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых отмечен в 74 регионах, объем оборота малых предприятий (с учетом ИПЦ) вырос в 64 регионах, в 54 регионах на малых предприятиях отмечен рост инвестиций в основной капитал (с учетом ИПЦ).
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и международной торговле
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики. Происходящее на современных мировых рынках усиление соперничества и конкуренции, позволяет малому и среднему бизнесу (МСБ) в силу своей маневренности и относительно небольшой капиталоемкости быстрее и легче приспосабливаться к меняющимся условиям конъюнктуры рынка. МСБ играет важную роль в экономике любой страны, так как способствует решению проблем занятости населения, порождает конкуренцию, обеспечивая рост экспортного потенциала и наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Поэтому правительства многих стран с различным уровнем социально-экономического развития придают большое значение малым и средним предприятиям (МСП), оказывая всяческую поддержку в их деятельности, в том числе предоставляя различные льготы и субсидии.
В конце октября 2012 г. Всемирный банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса – 2013», в котором представлен рейтинг стран мира, благоприятствующих ведению бизнеса. В исследовании отмечено, что в 2011–2012 гг. 108 стран осуществили 201 реформу системы регулирования МСП в целях создания более благоприятных условий для ведения ими деятельности [1] .
По данным исследования «Ведение бизнеса», начиная с 2002– 2003 гг. 180 стран осуществили около 2000 реформ системы регулирования предпринимательской деятельности.
Наилучших результатов добились страны Восточной Европы и Центральной Азии, а наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему существуют в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода.
В настоящее время происходит постепенное сближение процедур регулирования предпринимательской деятельности, действующих в разных странах, по мере того, как страны с изначально низкими показателями сокращают отставание от стран с более высокими показателями. Среди 50 стран, добившихся наибольших успехов в улучшении деловой среды за период с 2005 г., одна треть – страны Африки к югу от Сахары.
Из категорий процедур регулирования предпринимательской деятельности наибольшее сближение наблюдалось среди категорий, относящихся к уровню сложности и стоимости процедур регулирования (создание предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, налогообложение и осуществление внешнеторговой деятельности) по сравнению с категориями, относящимися к прочности правовых институтов (обеспечение исполнения договоров, процедуры решения проблем неплатежеспособности предприятий, кредитная информация, законные права заемщиков и кредиторов, защита прав миноритарных акционеров).
Источник: Всемирный банк. Ведение бизнеса – 2013.
Согласно исследованию Всемирного банка достигнутая многими странами стабильная макроэкономическая среда является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта. Ключевым фактором, влияющим на экспорт, является уровень производительности, а характерными сдерживающими факторами для появления новых потенциально пригодных для экспорта товаров – недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций.
В настоящее время в развитых странах компании МСБ составляют примерно 70–90% общего числа предприятий. Например, в США в секторе МСБ занято около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, в странах ЕС средние предприятия составляют 1% общего количества компаний, но при этом обеспечивают 20% общего оборота и 17% общей занятости населения [2] , на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения [3] .
В исследованиях Национального института системных исследований проблем предпринимательства [4] отмечается, что заметный рост показателей развития в странах с рыночной экономикой был обусловлен:
- – ростом научно-технического прогресса и образованием венчурных компаний;
- – созданием высокопроизводительных машин и оборудования, ориентированных на индивидуальное использование и выпуск продукции малыми партиями;
- – ориентацией малых и средних фирм на поставку частей, узлов и деталей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отношений.
Стоит отметить, что в общемировой практике не выработано единых подходов отнесения предприятий к разряду «малых и средних» и они существенно различаются по странам. В настоящее время основным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» является численность сотрудников, а при определении мер государственной поддержки субъектам малого предпринимательства могут учитываться и другие показатели и страны могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Например, все МСП в ЕС должны обладать экономической независимостью и соответствовать одному из финансовых критериев: величины годового оборота (для микропредприятий – до 2 млн евро, для малых фирм – до 10 млн, для средних – до 50 млн евро) или величины банковской стоимости активов (для микропредприятий – до 2 млн евро, для малых фирм – до 10 млн, для средних – до 43 млн евро) (табл. 13.1).
Таблица 13.1. Критерии отнесения предприятий к категории «малые и средние» в ЕС
Показатель
Максимальные значения критериев
микро-предприятия
малые предприятия
средние предприятия
крупные предприятия
Источник: studme.org
Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике
Замяткин, Д. А. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике / Д. А. Замяткин, Е. О. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60938/ (дата обращения: 23.05.2023).
На современном этапе развития национальной экономики приоритетное значение отдается развитию и стимулированию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в данной статье рассматривается зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике.
Ключевые слова: зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства, отечественная практика, инструмент развития, форма поддержки.
Малый и средний бизнес является основным сегментом рыночной системы ведения хозяйства. Он представляет собой значительную часть предпринимателей-собственников, которые играют одну из ключевых ролей в социально-экономической и политической жизни любой страны. Мировая практика показывает, что в странах с постиндустриальным развитием экономической системы малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности занятых, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной темой.
В табл. 1 рассмотрены основные организации, осуществляющие регулированием и поддержку малого и среднего предпринимательства в развитых странах мира.
Основные организации, осуществляющие регулированием иподдержку малого исреднего предпринимательства вразвитых странах мира [1, 2]
Страна
Органы регулирования иподдержки
Отдельные меры поддержки иразвития МСБ
- Бюро по сближению компаний;
- Центры предпринимательства и ноу-хау;
- Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики
- Предоставление субъектам МСП комплекса услуг (подготовка кадров, продвижение продукта, технологий);
- Выдача льготных кредитов, франчайзинга, субподрядов;
- Налоговые льготы;
- Поддержка микропредприятий;
- Министерство по малому бизнесу
- Службы мелких фирм;
- Местные агентства;
- Центры труда;
- Инициативные группы по содействию развития МСБ
- Оказание консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
- Помощь при старапах;
- регулирование и формирование позитивного отношения общества к сектору МСБ
- Комитеты в Палате представителей и Сенате;
- Структурные подразделения по поддержке МСБ в федеральных министерствах;
- Администрация по делам МСБ
- Координация действий государственных органов и общественных организаций по регулированию МСБ;
- Организация центров развития МСБ
- Правление по малому и среднему предпринимательству и региональные службы при Министерстве внешней торговли и промышленности;
- Инвестиционные корпорации малого бизнеса;
- Ассоциация по гарантированию займов;
- Комиссия по справедливым сделкам.
Помощь в развитии производств
- Государственные органы исполнительной власти;
- Индивидуальный банк Кореи;
- Гражданский национальный банк;
- Корейский кредитный гарантийный фонд;
- Корейский технологический кредитный фонд;
- Корейская внешнеторговая ассоциация малого бизнеса;
- Корейская международная торговая корпорация малого бизнеса.
- Предоставление кредитных гарантий малых предприятий;
- Предоставление помощи при внедрения новых технологий на малых предприятиях;
- стимулирование экспорта продукции малых предприятий: исследование рынка, обеспечение предпринимателей информацией, помощь при выходе на мировой рынок, помощь при оформлении таможенных документов, рекомендации по налогам и сбора.
Из выше указанного можно сделать вывод о том, что в большинстве развитых стран мира для развития малого и среднего предпринимательства используются отдельные организации в полномочия, которых входит непосредственно развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, также в их арсенале специальные инструменты поддержки.
В настоящее время в России для поддержки малого и среднего предпринимательства используется передовой опыт зарубежных стран. В субъектах при правительствах сформированы фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, которые используют такие меры поддержки как микрофинансирование и выдача поручительств для получения кредитов субъектами МСП. Также правительство РФ начинает активно привлекать к разработке политики, связанной с развитием малого и среднего предпринимательства, частный сектор. Активно развивается государственно-частное партнерство. В сфере законодательства появляется большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что передовой зарубежный опыт, применяемый в отечественной практике, привносит значительный вклад в развитие экономики в целом и в развитие малого и среднего предпринимательства в частности.
- Горфинкель, В. Я. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Я. Горфинкель [и др.]; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 523 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–10221–5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442427 (дата
- Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978–5–534–00093–1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434125 (дата обращения: 18.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, предпринимательство, развитие малого, малый бизнес, отечественная практика, поддержка малого, развитая страна мира.
Ключевые слова
зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства, отечественная практика, инструмент развития, форма поддержки
Похожие статьи
Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития
Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс.
Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых.
В развитых странах количество субъектов малого бизнеса с середины 70 годов XX века
Таким образом, по международной практике поддержки малого и среднего бизнеса в
Таблица 1. Доля малого и среднего предпринимательства в экономике отдельных стран.
Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего.
В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны. Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса.
Малый бизнес в России. Пути развития | Статья в журнале.
Малый бизнес, или как принято говорить, малое предпринимательство самый многочисленный слой предпринимательства в России.
Малое предпринимательство — неотъемлемая часть любой развитой хозяйственной системы, без которой развитие.
Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса
В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.
Кредитование и содействие развитию малого и среднего.
Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для.
Малый бизнес и предпринимательство — основа развития.
Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и
Если обратить внимание на степень развития малого бизнеса в развитых государствах, то.
Государственная поддержка малого бизнеса в России
Малый бизнес — это целый класс людей, которые установили позитивное отношение в обществе: которые воспринимают развитие собственного бизнеса в рамках общего социального, политического и экономического успеха страны. Это особенно заметно на.
Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития
Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Радикальные трансформации, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, значительно преобразили её экономический уклад.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru