Роль малого среднего бизнеса России

Важность наличия сектора малых и средних предприятий в экономике страны признана всем миром, и, как правило, в странах-лидерах его доля велика. Мсп позволяет стране развиваться более быстрыми темпами, тк способствует эффективной занятости, увеличению числа рабочих мест, быстрой адаптации населения к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, повышению его экономической активности. Сколько плюсов!

Но. К сожалению, все мы знаем, что в данный момент наша страна находится в состоянии экономического кризиса (санкции, политическая ситуацияв стране, отношения с другими странами), из-за чего мсб вынужден функционировать в непростых условиях, что сдерживает его дальнейшее развитие. связи с этим власти делает одним из из приоритетных направлений своей государственной деятельности финансовую поддержку мсб, ведь,как уже было сказано выше, малый бизнес способствует успешному развитию экономики страны, что сейчас особенно важно. вот почему мы считаем актуальным изучение вопроса о финансовой поддержке мсб в россии.

Тема 8 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики

целью написания работы является изучение принципов и методов и программм государственной поддержки малого и среднего бизнеса в россии, проанализировать текущее состояние данной проблемы.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;

Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в России

Рассмотреть государственную поддержку малого и среднего бизнеса в промышленно развитых странах

Объектом исследования является сектор малых и средних предприятий в российской экономике.

Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Роль мсп в экономике страны

Как уже было сказано, важность сектора МСП признана во всем мире. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности.

Кроме того, рост количества малых и средних предприятий приводит к росту конкуренции в экономике. Каждый производитель стремится произвести товар или оказать услугу качественней, чтобы получить больше покупателей и обойти соперников.

Так на рынке происходит отсеивание низкопроизводительных предприятий, а в экономике наблюдается рост общей производительности труда, товары и услуги становятся качественней. Предприятия с низкой производительностью уходят с рынка, а высокопроизводительные компании растут, что приводит к росту общей производительности труда в экономике, росту доходов населения.

Конкуренция также приводит к росту качества товаров и услуг. Отсюда же вытекает следующий плюс мсп –инновации. В стремлении обойти конкурентов, предприятия стремятся ввести некоторые новшества, улучшить свой товар или услугу. А это в итоге может привести к появлению инновационных технологий. Так автор статьи ссылается на американское исследование, доказывающее что в секторе МСП создается в 13 раз больше патентов, чем в крупном бизнесе. https://www.rusus.ru/?act=readhttps://poisk-ru.ru/s25307t11.html» target=»_blank»]poisk-ru.ru[/mask_link]

Роль малого и среднего предпринимательства в достижении финансовой свободы.

Роль МСБ в развитии экономики России

Так же как и в других развитых странах роль малого и среднего бизнеса в экономике России достаточна велика. На фоне общего спада производства и бедственного положения многих крупных отечественных предприятий в начале 90-х годов ХХ века развитие малого и среднего бизнеса спасло страну от массовой безработицы и показало возможности, каким образом за счет малых форм хозяйствования обеспечить экономическую самостоятельность значительной части населения.

Малый и средний бизнес выполняет свою, четко определенную экономическую и социальную роль, основные аспекты которой представлены в таблице.

Экономическая роль малого и среднего бизнесаСоциальная роль малого и среднего бизнеса
1) создание рабочих мест 2) внедрение новых товаров и услуг 3) удовлетворение нужд крупных корпораций 4) демонополизация экономики, развитие конкуренции 5) приватизация и создание гибких производственных структур разнообразных форм собственности, развитие хозяйственной инициативы 6) обеспечение специализированными товарами и услугами1) амортизатор негативных процессов на рынке труда, поскольку приводит к массовому созданию рабочих мест, ослаблению безработицы 2) учитывает экономические, географические, национальные особенности различных регионов РФ 3) способствует образованию дополнительных доходов семьи и повышению уровня жизни собственников 4) поставляет услуги и товары на местный рынок.

Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с тем, что в последние годы экономика развитых стран переходит от так называемой «индустриальной» экономики к «сервисной» экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросам потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что последний находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов.

Дальнейшее развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социально-экономических проблем, связанных с:

Читайте также:  Детские праздники как бизнес

— созданием условий для обеспечения политической стабильности в обществе;

— формированием рациональной структуры экономики;

— образованием среднего класса;

— ростом доходной части бюджетов всех уровней и другие.

По данным Госкомстата России, на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действовали 890,6 тыс. малых и средних предприятий. Численность работающих на малых и средних предприятиях составила более 7,5 млн. человек, в том числе порядка 6,5 млн. человек из них работали на постоянной основе. На условиях вторичной занятости малыми и средними предприятиями было привлечено более 1 млн. человек.

С учетом работающих по договорам, по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. Доля работников этого сектора экономики в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики составляет около 13%. За счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых и средних предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ, например, в Москве – около 50%.

Сложившаяся отраслевая структура малых и средних предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, практически не меняется, хотя продолжается дальнейшая сегментация рынков (становится больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг).

Из общего количества субъектов малого предпринимательства наибольшую долю (44,9%) составляют предприятия торговли и общественного питания. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. В промышленности насчитывается 15,3% малых и средних предприятий, в строительстве столько же (15,3 %), в науке и научном обслуживании – 4,2 %, в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 4,1 %, в транспорте – 2,4 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 0,6 %, в связи – 0,5 %, в других отраслях экономики – 12,7 %.

В 2000 г. всеми малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму порядка 430 млрд. руб., что составило около 6,5 % от общего объема произведенной в Российской Федерации продукции (работ, услуг). Самый большой вклад в объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, внесли предприятия промышленности (30,7 %). На предприятия торговли и общественного питания приходится 25,4 %; строительства – 22,9 %; транспорта – 3,3 %; общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 3,2 %; науки и научного обслуживания – 2,6 %; других отраслей – 11,9 %.

При этом развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Более половины работающих в стране малых и средних предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, более 70 % их расположено в европейской части России, каждое пятое малое и среднее предприятие находится в Москве, каждое восьмое – в Санкт-Петербурге.

Возрос профессионализм многих предпринимателей и менеджеров малых и средних предприятий. Существенно выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и о сфере услуг в крупных городах.
Однако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на «грани» либо переходящих в сферу теневой экономики.

С позиций региональных и местных органов власти субъекты малого и среднего бизнеса рассматриваются в следующих аспектах:

— как производители продукции, удовлетворяющей платежеспособный спрос со стороны различных слоев населения и в определенной степени влияющей на качество жизни населения;

— как исполнители государственного (регионального) и муниципального заказов;

— как источник финансирования муниципальных программ (в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и штрафов);

— как инвесторы, участвующие в реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, создании организаций смешанных форм собственности, проведении благотворительных акций и т.п.);

— как работодатели, создающие рабочие места, в т.ч. для инвалидов, матерей-одиночек и других представителей социально незащищенных слоев населения;

— как участники решения острых социально-бытовых проблем населения, в том числе в вопросах выплаты зарплаты, создания и содержания собственной социальной инфраструктуры и др.;

— как потребители ресурсов (природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);

— как потенциальные источники экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.

Таким образом, социально-экономическая роль малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в возможностях занятости трудоспособного населения, более низкой стоимости создания нового рабочего места по сравнению с крупным бизнесом, особой роли в инновационном развитии экономики.

Кроме того, преобладание крупного бизнеса в России привело к снижению конкуренции и неравному распределению доходов. На этом фоне малый и средний бизнес является важной силой, которая обеспечивает занятость, активизирует состязательность, использует незанятые крупным бизнесом ниши на различных рынках (внешних и внутренних), приводит к техническому совершенствованию. Все это вместе взятое стимулирует экономическое развитие. Как отмечают исследователи малого бизнеса, «. малые предприятия обладают большей восприимчивостью к техническим новинкам, чем крупные производственные структуры. структурные изменения, технологический прогресс в малом предпринимательстве как минимум в полтора раза эффективнее … стоимость создания рабочих мест в 1,5-2 раза дешевле, чем в любой другой сфере экономики».

Читайте также:  Салат бизнес описание сорта

Однако, обладая определенными преимуществами, малый и средний бизнес является очень зависимым от общеэкономической ситуации и крупного бизнеса. Именно поэтому и необходимо принимать меры по его государственной поддержке.

При принятии решения о государственной поддержке малого и среднего бизнеса определяющее влияние на принятие решения, в первую очередь, оказывают социально-политические мотивы, а не просто экономическая эффективность. Но, что следует отметить, государственная поддержка не спасает от неустойчивости состояния малого предпринимательства. Даже в условиях развитой рыночной экономики малый и средний бизнес, как правило, с большими потерями проходит периоды экономических и финансовых кризисов, многие предприятия оказываются банкротами. При этом в некоторых ведущих странах уровень банкротства малых и средних предприятий используется для оценки степени стабильности экономики.

Следует отметить, что при всей значимости малого и среднего бизнеса в решении проблем, с которыми сталкивается современная Россия, его роль в экономики страны не следует преувеличивать.

Несмотря на мнение, усиленно пропагандируемое представителями экономического блока в Правительстве РФ, что возрождение России будет происходить в первую очередь за счет развития малого бизнеса (малого частного предпринимательства), который трактуется ни много, ни мало как «. единственная альтернатива массовой стихии корысти, зависти и разрушения, нарастающей в стране», крупные промышленные предприятия незаменимы в обеспечении экономического роста.

Отметим, что центром экономического роста, начиная с последней четверти XIX века, и по сегодняшний день во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие, как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электротехника, электроника. В этих отраслях экономическое развитие определяют сравнительно небольшое число мощных компаний.

Это характерно и для нашей страны. В России также небольшое число крупных предприятий сохраняют ведущие позиции. По данным статистики в России в конце 90-х годов XXI века насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых было занято порядка 15 млн. человек. До 30 млн. человек занималось индивидуальным предпринимательством.

Однако, в целом доля малых предприятий в ВВП остается незначительной (например, в США она составляет более 50 %, в России – около 10 %). При этом заметен явный перекос российского малого и среднего бизнеса в сторону торговли (например, доля предприятий, работающих в этой отрасли, увеличилась с 14,2 % в 1996 г. (из источника /30/) до 44,9 % в 2000 г.).

На сегодняшнее время в малом и среднем бизнесе сконцентрировано не более 3 % стоимости основных фондов, объем их работ достиг предела за счет экстенсивного развития, предприятия заняли все привлекательные для них экономические ниши.

Таким образом, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в России возможно только вслед за крупным бизнесом, как локомотивом промышленного развития. Сам по себе или взамен крупного бизнеса малый и средний бизнес двинуть экономику вперед не может.

Это основная причина, по которой поддержка малого и среднего бизнеса в России в отрыве от промышленного развития страны оказалась неэффективной. И именно по этой причине развитие малого и среднего бизнеса в начале перестройки происходила лавинообразно. В числе других причин — опора на крупный бизнес. Как только крупный бизнес потерял свои объемы, малые предприятия не смогли заменить крупные фирмы.

Следует отметить, что в настоящее время сильное давление рынка ощущают не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и крупные. Это заставляет последних формировать принципиально новые партнерские отношения с малым и средним бизнесом, что необходимо учитывать при организации и реализации государственной поддержки малого предпринимательства.

Источник: cyberpedia.su

Как прокормить всех этих бизнесменов

Белый дом обсуждает новую стратегию развития малых и средних компаний

Несмотря на рост числа занятых в секторе малого предпринимательства (МСП), Белый дом недоволен его структурой — он создает меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем зарубежный. Правительство рассчитывает на качественные изменения малых компаний за счет новой стратегии развития МСП до 2030 года, но главной темой ее обсуждения стал вовсе не бизнес как деятельность, нацеленная на производство продукта и извлечение прибыли, а, напротив, меры поддержки малых компаний государством. Однако возможности бюджета ограниченны, поэтому в основу системы поддержки МСП закладываются идеи более точной раздачи субсидий и льгот за счет цифровизации и их концентрации на новых экономических приоритетах РФ. Так власти надеются относительно дешево добиться импортозамещения и развития технологий.

Читайте также:  Как создать шапку профиля в инстаграм для бизнеса

Выйти из полноэкранного режима

Судьбой денег правительства для малого бизнеса сегодня были озабочены и премьер-министр Михаил Мишустин, и глава Минэкономики Максим Решетников, и мэр Москвы Сергей Собянин

Развернуть на весь экран

Судьбой денег правительства для малого бизнеса сегодня были озабочены и премьер-министр Михаил Мишустин, и глава Минэкономики Максим Решетников, и мэр Москвы Сергей Собянин

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

29 мая на заседании правительственной комиссии по развитию МСП в московском технопарке «Калибр» чиновники и предприниматели совместными усилиями искали новые источники развития сектора — действие профильного нацпроекта завершается в 2024 году, а принятая в 2018 году стратегия МСП устарела. Изменились и роль, и потребности МСП. Впрочем, причины этого в понедельник не обсуждались, как и вопрос о том, почему «развитие бизнеса» как деятельности по производству продукта и извлечению прибыли рассматривается властями лишь в контексте тех или иных правил раздачи сектору бюджетных средств.

Глава правительства Михаил Мишустин напомнил, что в РФ уже действует система мер поддержки малого бизнеса, которая и стимулировала рост сектора. Так, численность занятых по итогам четвертого квартала прошлого года превысила 28 млн человек — бурный рост во многом обеспечили индивидуальные предприниматели (их почти 4 млн) и самозанятые (уже свыше 7,5 млн, они не относятся к МСП, но учитываются в нацпроекте). Однако по качественным характеристикам сектор пока не отвечает ожиданиям правительства.

«Если сравнивать с другими странами, то по показателю числа субъектов МСП на тысячу человек населения мы находимся в числе лидеров. Но при этом роль самого малого бизнеса, если судить по доле ВВП, ниже. Субъект МСП в России в среднем создает пока меньше рабочих мест и меньше добавленной стоимости, чем субъект МСП за рубежом»,— сетовал на заседании глава Минэкономики Максим Решетников.

Сейчас 96% сектора составляют микропредприятия, преимущественно занятые торговлей и услугами. При этом из микро- в малые предприятия переходят лишь 3% МСП, сообщал ранее глава ФНС Даниил Егоров.

Инфраструктура входа в предпринимательство уже отстроена (приток обеспечивают самозанятые, а также программы поддержки молодежного предпринимательства и соцконтракты, направленные на открытие бизнеса), и цели новой стратегии будут связаны с акселерацией действующих предприятий. Минэкономики предлагает четыре приоритета поддержки: помощь начинающим предпринимателям в первые два года работы (за этот срок закрываются 51% МСП), сглаживание перехода из категории в категорию для растущих микро-, малых и средних предприятий (проблемы возникают из-за роста налогов, усложнения отчетности и ужесточения контроля). Также в планах фокусировка ресурсоемкой поддержки на растущих МСП из «приоритетных» отраслей, которые оказывают наибольший эффект на экономику (обработка, ИТ, инжиниринговые центры, малые технологические компании, туризм), и финансовая поддержка категории МСП+ (выросших из МСП компаний с экспортным потенциалом, рискующих «измельчать» из-за резко выросшей нагрузки).

Закупки госкомпаний у МСП резко выросли

Однако все эти меры еще предстоит обсуждать с Минфином. Пока же власти рассчитывают нарастить эффективность поддержки: при сокращающихся доходах бюджета, вызовах адаптации экономики к санкциям и потребности в крупных инвестиционных стимулах ресурсов на фронтальную поддержку малых компаний нет. Правительство склоняется к их концентрации на более эффективных МСП. Об этом, в частности, говорил губернатор Калининградской области, глава комиссии Госсовета по МСП Антон Алиханов: «Точкой роста… должны стать предприниматели в отраслях, которые обладают наибольшим потенциалом к акселерации и удовлетворению внутреннего спроса.

Меры поддержки, соответственно, также должны быть ориентированы на обеспечение ресурсами и условиями прежде всего таких предпринимателей». Также повысить эффективность господдержки должны изменения системы ее распределения за счет цифровизации.

Так, анализ программ льготного кредитования МСП помог Минэкономики отстранить от поддержки мимикрирующие под МСП SPV крупных компаний. «За меньшие деньги был получен больший охват и результат»,— рассказал Максим Решетников.

Отметим, что интерес правительства к сектору МСП с 2022 года объясняется надеждами на его инновационную активность и импортозамещение за счет замены иностранных поставщиков и параллельного импорта (уже поддержавшего как сами МСП, так и долю контрафакта на рынках). Неэкономический же интерес к сектору обеспечивает его электоральный потенциал (40% от занятых в экономике) — на минувшей неделе Владимир Путин уже объявил в РФ «пятилетие созидательного предпринимательского труда».

Диана Галиева, Олег Сапожков

  • Газета «Коммерсантъ» №94 от 30.05.2023, стр. 2
  • Диана Галиева подписаться отписаться
  • Олег Сапожков подписаться отписаться
  • Правительство Михаила Мишустина подписаться отписаться
  • Малый бизнес подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин