Роль малого бизнеса в экономике развитых стран огромна. В прошлой статье мы сделали попытку дать определение малого бизнеса. Ну а сейчас мне хочется поднять вопрос о месте малого бизнеса в экономике развитых государств. Ведь многие ошибочно считают, что малый бизнес не является двигателем экономики, что только крупные предприятия играют в ней главенствующую роль.
Малый бизнес — неотделимый элемент экономики.
Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки малого предпринимательства, государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода).
Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить конкуренцию, экономическую инициативу и активность граждан отдельно взятого государства. Ну а конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
Роль малого бизнеса в решении государственных проблем.
Малый бизнес во многом решает в государстве проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого бизнеса в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малый бизнес является гарантией существования развитой рыночной экономики.
Малый бизнес — сложный и многообразный механизм, развитие его или упадок очень существенно воздействует на экономику любого современного государства. Исторически малое предпринимательство зародилось еще в древности. Именно малый бизнес лежит в основе появления и развития предпринимательства.
Исторически малый бизнес представлял собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, а руководитель и предприниматель обычно совмещались в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Именно из малого бизнеса, по мере его развития, разделения труда, накопления капитала и роста потребления товаров и услуг, выросли крупные фирмы.
Сферами деятельности малого предпринимательства являлись и являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство (фермерство), большая доля сферы услуг и многое другое. Историей доказано, что малый бизнес был и будет в будущем (по крайней мере, ближайшем) основным двигателем рыночной экономической системы.
Малый бизнес приобретает все большую роль в экономике.
Ошибки некоторых государств в огосударствлении малого бизнеса привели и приводят к невосполнимым потерям в экономике и даже к их краху. В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике, в социально-политической сфере. Ему уделяет достаточно много внимания законотворческие органы и правительства большинства государств. Улучшаются механизмы взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. С другой стороны и малый бизнес, становясь все более весомой частью экономики, приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования. В настоящее время эта специфика выражается в следующем:
1) Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества;
2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса;
3)Малый бизнес — не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе;
4)Развитый малый бизнес способствует увеличению среднего класса – самой креативной части общества, обеспечивающей его прогресс;
5)Большой бизнес увеличивает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес увеличивает прибыль за счет роста эффективности;
6)Малый бизнес во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе.
7)Налоговые поступления от малого бизнеса составляют значительную долю бюджета всех развитых государств.
8)Малый бизнес решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;
9)Малый бизнес решает проблему обслуживания крупных предприятий, изготовляя для них комплектующие изделия, осуществляя ремонт и обслуживание оборудования;
10)Малый бизнес позволяет решать проблему монополизма крупных предприятий, формирует рыночные отношения в экономике;
11)Малый бизнес, благодаря своей доступности для большинства граждан, способствует вовлечению в производство материальных и финансовых сбережений населения;
12)Малый бизнес, благодаря своей гибкости и способности перестраиваться, гораздо устойчивее крупных предприятий к кризисным явлениям в экономике. Именно малый бизнес обеспечивает занятость населения без государственной подпитки в кризисы.
Заключение.
Как видите, малый бизнес перерос период неуважительного отношения к нему. Ведь до сих пор многие обыватели считают малый бизнес несерьезным занятием, снисходительно называя, например, небольшие торговые предприятия лавчонками, магазинчиками. Но во многом благодаря этим лавочкам, мастерским и пр. малым предприятиям государство может платить всевозможные социальные пособия, соблюдать порядок внутри государства и обеспечивать свой авторитет в мире. В дальнейших публикациях рассмотрим роль малого бизнеса в экономике конкретных высокоразвитых государств.
И если Вам, уважаемый читатель, интересна эта тема, пишите свое мнение в комментариях.
Источник: malbusiness.com
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес играет исключительно важную роль в социально-экономической жизни любого государства. Мировая практика считает нормой государственное поощрение малого предпринимательства для достижения целей общества и государства.
Государственная задача при этом состоит не только в том, чтобы передать малому бизнесу финансовые, технические и другие ресурсы, но и в том, чтобы поддержать его любой ценой, создавая экономические, социальные и правовые условия выживания, способности к росту и саморазвитию.
Малый бизнес принято рассматривать в качестве социального явления, которое обеспечивает:
- занятость и самозанятость,
- реализация предпринимательской инициативы,
- внедрение инноваций,
- наполнение бюджета и др.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
При наличии устойчивого экономического и политического общественного развития мелкие предприниматели наиболее подвержены принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.
При этом часть мелких собственников способна проявлять максимальную активность (иногда агрессивность) в случае появления угрозы в отношении собственности, поскольку для владельцев малых предприятий принадлежащая им собственность часто — единственное средство существования и важнейший способ самовыражения.
Роль и значение малого предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса — важнейший показатель степени успешности рыночных реформ, а также степени эффективности конкурентной экономики. Анализируя экономическую литературу и имеющиеся статистические данные о деятельности малых предпринимателей, можно говорить о росте значения малых предприятий даже в государствах с развитой рыночной экономикой, но при этом их устойчивость все же остается относительно низкой.
Замечание 1
Рост численности малых фирм, развитая инфраструктура и государственная поддержка малого бизнеса способствуют эффективному решению социально-экономических задач, включая вопрос занятости населения.
«Роль малого бизнеса в экономике»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Роль малого бизнеса заключается в том, что развитие малого предпринимательства может решить некоторые проблемы, среди которых можно назвать:
- Образовать конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, которые способствуют наилучшему удовлетворению потребностей общества и населения;
- Расширить ассортимент и повысить качество продукции (услуг), культуры обслуживания;
- Приблизить производство товаров и услуг к конкретным потребителям;
- Способствовать структурной экономической перестройке;
- Придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;
- Привлечение личных общественных средств с целью развития производственной сферы;
- Создать дополнительные рабочие места, сократить уровень безработицы в обществе;
- Способствовать более эффективному применению творческих возможностей людей, раскрыть их таланты, развить различные видов ремесел, народного промысла;
- Вовлечь в трудовую деятельность отдельные группы общества, для которых крупный бизнес налагает определенные ограничения (домохозяйка, пенсионер, инвалид, учащийся);
- Сформировать социальный слой собственников, предпринимателей, владельцев бизнеса;
- Активизировать научно-технический прогресс путем разработки и внедрения инноваций;
- Освоить и использовать местные источники сырья, отходы крупного производства;
- Содействовать крупным компаниям посредством производства и доставки комплектующих изделий, создавать вспомогательные и обслуживающие производства;
- Освободить государство от низкорентабельных и убыточных компаний путем их аренды или выкупа.
Источник: spravochnick.ru
Роль и влияние малого бизнеса на экономику России
Трудно переоценить роль малого бизнеса в экономике России. Поэтому и создаются государственные программы всяческой поддержки, льготного кредитования, облегченных форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Ведь в наше непростое время очень сложно открыть свое дело и сделать его процветающим.
Что такое малый бизнес
Для начала определим, какое же предприятие можно считать малым. По законодательству России, в нем должно быть задействовано не более ста человек, а стоимость активов или общая сумма выручки от продажи товаров или услуг должна быть не более 400 млн рублей.
К малому бизнесу могут причислить себя все фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Одним из видов малого бизнеса являются микропредприятия – это небольшие организации со штатом не более 16 человек и годовым балансом до 60 млн. рублей.
В других странах показатели, определяющие малый бизнес, могут быть выше, например, в США к малым относят хозяйства с численностью коллектива до 500 человек. Но, несмотря на разницу в категориях, роль малого бизнеса в современной экономике признают во всем мире. Об этом свидетельствует тот факт, что в разное время за рубежом действовали различные государственные программы для поддержки небольших предприятий.
В чем особенности
Особенностью предприятий малого бизнеса является очень большое влияние на процессы человеческого фактора. На всех уровнях – от владельца/руководителя до наемных работников.
В условиях небольшого коллектива очень важно иметь сплоченную команду, которая будет работать на результат. Здесь невозможно «обезличить» какой-либо процесс, как это делается в больших организациях, когда отсутствие одного человека никак не влияет на работу всего отдела. И атмосфера в коллективе напрямую будет влиять на успешность всего предприятия.
Хорошим примером может служить семейный бизнес. Там, где каждый работник заинтересован в результате, и производительность труда выше, и заработки.
В чем важность
Малый бизнес – это основной создатель рабочих мест. Ведь большие корпорации стремятся автоматизировать все процессы, тем самым уменьшая использование рабочей силы. До половины всего трудоспособного населения в западных странах занято именно на предприятиях малого бизнеса. Совсем не так дела обстоят в России, а значит, есть перспективы роста в этом направлении.
Небольшие предприятия заполняют пустоты на рынке, подчас являясь единственными поставщиками товара или услуги населению. Кто, как не мелкий предприниматель, знает, на какую продукцию будет спрос, чего не хватает в том или ином населенном пункте? А чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, ему нет нужды переоборудовать огромные цеха с дорогостоящим оборудованием.
Отсутствие масштабных вложений в инфраструктуру делает малый бизнес быстро окупаемым.
Все малые предприятия с момента их создания сопровождает конкурентная борьба, без которой невозможно их развитие и улучшение качества продукции. В конечном итоге доволен потребитель, ведь он имеет возможность выбирать.
Также не нужно забывать о налогах, которые регулярно пополняют бюджет.
В чем проявляется государственная поддержка
Какие шаги предпринимает государство, чтобы нашим бизнесменам жилось комфортнее? Это выплата различных субсидий, создание гарантийных фондов, с помощью которых любой зарегистрированный предприниматель может получить кредит под выгодные ему проценты.
Чтобы получить субсидию, начинающим коммерсантам нужно представить свой бизнес-план, защитить его.
Госпрограмма предусматривает софинансирование, то есть часть суммы на открытие бизнеса должна быть найдена самим предпринимателем.
Также представители малого бизнеса имеют возможность вести упрощенный налоговый и бухгалтерский учет
Решается проблема и с арендной платой: предприниматели, которые доказали нужность своего товара или услуги на местном рынке, могут рассчитывать на льготные тарифы.
Есть пункт в государственной программе поддержки малого предпринимательства, который предусматривает оплату участия «новичков» в различных выставках и ярмарках, что будет отличным ходом в продвижении их продукции.
Приоритетные направления бизнеса
В сегодняшних условиях довольно трудно начинать новое дело, особенно с нуля, но есть такие отрасли, которые будут иметь успех и в условиях кризиса:
- производство сельскохозяйственной продукции;
- сфера бытовых услуг, общепит;
- обучение, консалтинг;
- интернет-бизнес.
Плюсы российского бизнеса
Наряду со сложностями, которые испытывают российские предприниматели, нельзя не упомянуть и преимущества, которыми при умелом подходе можно воспользоваться.
Можно найти такое дело, где у вас практически не будет конкурентов, – многие ниши до сих пор остаются свободными.
В основном это новинки, которые еще не получили широкого распространения, и чаще всего они связаны с веб-бизнесом.
Если же вы не хотите связываться с малоизвестными новшествами, возьмите раскрученную идею, но повысьте уровень обслуживания.
В России и в этом направлении есть куда расти.
Итак, несмотря на то, что Россия традиционно считалась страной заводов и фабрик, именно малый бизнес может быть той движущей силой, которая поможет вывести российскую экономику из очередного крутого пике. Именно малые предприятия смогут решить проблему безработицы, дефицита некоторых продуктов и услуг. И сумеют быстро приспособиться к новым реалиям. Такой должна быть роль малого бизнеса в рыночной экономике сегодняшней России.
Малый бизнес в России: Видео
Источник: ipinform.ru