«Как быстрее достигать цели в жизни: суть проста — нам просто нужна помощь десятков, сотен, тысяч других людей, миллиардов других людей.» В современном мире нет развитой страны, которая по каким-либо причинам не вела торговлю с другими странами, являясь как потребителем, так и производителем. Более того, сейчас существуют считанные единицы стран, которые не принимают участие в международной торговле.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Текст научной работы
Под термином развитое государство в современном мире подразумевается в первую очередь финансово успешное государство. Под развитием можно понимать много других, не менее важных моментов, но финансовое состояние в любом случае будет иметь наибольший вес.
Джон Дэвисон Рокфеллер, один из самых богатых людей за всю историю человечества, говорил о том, что деньги приходят к нам через других людей, необходимо взаимодействовать с другими людьми, потому что некоммуникабельные люди очень редко становятся богатыми.
Особенности ведения международного бизнеса
По моему мнению, эти слова можно полностью применить к стране. Роль международного сотрудничества очень сложно переоценить в развитии государства.
Национальная экономика каждого государства является частью мирового хозяйства. И экономические проблемы государств рассматриваются с учетом международных экономических отношений, так называемые проблемы открытой экономики.
Булатов А.С. в своем учебнике «Мировая экономика» трактует мировое хозяйство, как предмет исследования многих наук, в том числе определенных экономических дисциплин. Экономика как дисциплина в отличие от них в качестве предмета исследования рассматривает закономерности социально-экономического развития человеческого общества как результат взаимодействия ряда факторов, создающих материальную основу для экономического роста[1].
Сейчас любая страна в какой-то мере взаимодействует между собой экономически и включена в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В данное время мир является одной большой совокупностью взаимосвязанной хозяйственно-экономической деятельности людей. Если обратить внимание на различные экономического рода информационные источники, то можно заметить, что понятия «Мировая экономика», «Мировое хозяйство» очень широко используется в наше время. Из большинства трактовок можно выделить общее только то, что взаимодействующие страны по-своему сложны и противоречивы, но опят же по-своему едины и целостны.
Все же нет единого общепринятой трактовки терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство» из-за обширности этих понятий. Так как эти понятия имеют широкую область применения, и в основном разнится в выделении важных аспектов, которые выделяют отдельные ученые. Рассмотрим несколько мнений по поводу трактовки понятия. В выборе лучшего определения будем руководствоваться следующим принципом: Лучшее определение – то определение, читая которое, понимаешь, что ни слова не убрать ни слова не добавить.
Международные организации и их роль в решении экономических проблем
Наиболее распространено определение Ломакина В.К., которое он описал в своем учебнике «Мировая экономика», описывающее мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств отдельных стран, взаимосвязанных системой международного разделения труда, торгово-производственных, экономических и политических отношений[2]. Достаточно полное определение, с моей точки зрения, но рассмотрим еще несколько.
По словам Халевинской Е. и Крозе И.: Мировое хозяйство – это результат исторического развития, мирового взаимопереплетения национальных хозяйств.[3] Кратко, емко, но не достаточно емко для трактовки такого понятия. Далее авторы в своих трудах пишут, что сейчас процесс формирования мирового хозяйства еще не закончен и его развитие связано с действием социально-экономических факторов, таких как МРТ, развитие средств транспорта и связи и т.д.
По моему мнению, наилучшим образом звучит определение: Мировое хозяйство – это глобальная экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней[8]. Это определение я нашел на сайте рефератов setref.ru, автора этого определения я не нашел, но с моей точки зрения, это определение наиболее полно описывает данное понятие.
Вообще мировое хозяйство разнится с национальным наличием единого мирового рынка. И развитые государства, а точнее их экономическая политика, оказывают наибольшее влияние на функционирование мирового рынка. Особенность мирового рынка: функционирование мировых цен и международная конкуренция, «благодаря» которой появляется мировая цена на тот или иной товар. И понятно, что эта цена формируется странами- поставщиками этого товара на мировой рынок, а это и есть в основном развитые страны, а точнее их политика. [4].
Следует добавить, что мировое хозяйство становится все более интеграционной и интернационализационной.
Давно завершилась эпоха натуральных хозяйств. Экономические границы страны становятся все более размытыми, да и ограничить себя от взаимной торговли редко кто старается. Ведь это дает ощутимые взаимные выгоды.
Сегодня ни одна страна не может успешно экономически развиваться отдельно от процессов мирового хозяйства. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты.
Практически все попытки развития полной национальной самообеспеченности оказались неудачными (Куба, Албания).
В современном мире страна, обособленное государство не может существовать отдельно, не взаимодействуя с другими государствами, а именно: Внешняя торговля, товарообмен, движение капитала, валютные отношения, миграция рабочей силы, научно-технический обмен.
Каждое государство имеет определенные природные ресурсы, либо интеллектуальные способности людей проживающих в этой стране и др.
Отсюда уже можно судить о том что:
Получается что чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя. Например, немецкий промышленный концерн ADIDAS производят свою обувь одежду и спортивный инвентарь в Китае, Тайланде и Индонезии, из-за дешевизны рабочей силы. Также Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской. И таких примеров огромное множество.
Взаимовыгоды стран от сотрудничества очевидны, рассмотрим некоторые из них:
1. Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства.
Взаимовыгода от сотрудничества очевидна, с увеличением масштабов производства происходит уменьшение себестоимости продукции, в следствии чего предприятие может предложить больше продукции по сниженной цене. Например:
Дж. Д. Рокфеллер в конце XIX века создал нефтяной трест «Стандарт ОЙЛ», тем самым снизив в 6 раз цены на 1 галлон керосина за 6 лет с 2,5 до 0,4 цента. Что конечно привело к значительному увеличению размеров рынка.
2. Возрастает конкуренция между странами.
Как мы знаем, в результате конкуренции всегда выигрывает потребитель, получая более качественный товар, сервис за меньшие деньги, что в целом влияет на качество жизни населения.
3. Обеспечение лучших условий торговли.
Страны- производители, заинтересованные в увеличении своей прибыли, улучшении качества жизни населения, укреплении партнерских отношений, будут вынуждены стараться создать лучшие условия для осуществления торговли.
В качестве примера может служить событие, призошедшее 29 августа 2016 года, когда было подписано соглашение о постройке таможенно-логистического терминала в г.Кяхта российско-китайским предприятием. Проект должен помочь осуществлению трехсторонней Программы создания транспортного коридора Китай – Монголия – Россия и также подразумевает постройку транспортно-логистической площадки, обработку международных грузов России Китая и Монголии.
4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
Примером также служит инвестиционный проект «Создание таможенно-логистического терминала в г.Кяхта, вблизи перехода МАПП Кяхта»
5. Распространение передовой технологии.
Прогресс не стоит на месте, появляются новые продукты, сервисы как в секторе B2C, так и B2B, и компании, несомненно заинтересованные в более эффективном использовании ресурсов, упрощении бизнес-процессов, будут активно развивать и внедрять передовые технологии в совместные проекты.
Сайт «Наука и технологии РФ» пишет о том, что две компании, российская и китайская создали совместный проект по производству и реализации АДК (аморфного диоксида кремния) по экологическо-чистой российской технологии, с помощью которой себестоимость снижается в 20 раз.. АДК применяется в фармацевтике и химической промышленности. Сырье будет являться рисовая шелуха и солома.
6. В целом, улучшение качества жизни взаимодействующих стран.
Качество жизни жителей страны напрямую зависит от пользы, которую несут страны остальному миру, и количество денег, приходящих за определенный промежуток времени напрямую зависит от этой пользы. Но если это совместное предприятие, то все плюсы, приведенные выше приходят в действие значительно быстрее и эффективнее. Как говорит ведущий российский маркетолог Руслан Татунашвили:
«Как быстрее достигать цели в жизни: суть проста — нам просто нужна помощь десятков, сотен, тысяч других людей, миллиардов других людей.»
В современном мире нет развитой страны, которая по каким-либо причинам не вела торговлю с другими странами, являясь как потребителем, так и производителем. Более того, сейчас существуют считанные единицы стран, которые не принимают участие в международной торговле.
Хеджирование бизнеса
- Шляховецкий И.Д.
- Веретнова А.А.
Современные информационные технологии в малом бизнесе
- Корнякова Е.В.
- Сайфидинов Б.С.
Влияние санкций ЕС на российский рынок международной логистики
- Чурилина В.В.
Классификация финансовых рисков
- Вилкова С.Д.
Список литературы
- Булатов А.В. Мировая экономика. Учебник – М.: ЮРИСТ, — 1999
- Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.
- Халевинская Е., Крозе И. Мировая экономика. – М.: ЮРИСТ, — 1999. – 25с
- Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия // МэиМО. №2, 2001. С.32-38.
- Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.:ЮНИТИ, 2000.
- Сайт «Наука и техника РФ» STRF.ru Дата обращения 21.12.2016
- Инвестиционный портал Бурятии invest-buryatia.ru Дата обращения 21.12.2016
- setref.ru Дата обращения 21.12.2016
Цитировать
Скосырский, И.Г. Роль международного сотрудничества в развитии государства / И.Г. Скосырский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 215-219. — URL: https://novainfo.ru/article/11263 (дата обращения: 01.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Мировой опыт партнерства государства и международного бизнеса
За годы либеральных реформ в мировой экономике накоплен значительный опыт партнерской государственно-частной деятельности в различных сферах, в том числе в электроэнергетике, на транспорте, коммунальном хозяйстве, в других отраслях. В 90-х годах и в начале XXI в. во многих странах и регионах мира в этих отраслях были реализованы крупные программы, основанные на партнерстве с международным бизнесом, стоимость которых исчислялась миллиардами долларов.
На практике предпочтение отдается различным формам партнерства: в одних отраслях и странах в системе партнерских отношений преобладают концессии, в других — им отводится второстепенное место. Поэтому даже страны одинакового уровня экономического развития и единых концепций либерализации заметно отличаются по масштабам партнерской деятельности с зарубежными компаниями, динамике этого процесса, видам используемых контрактных и концессионных соглашений, тенденциями и приоритетами проводимой политики партнерства.
К настоящему времени во многих странах концессии, контракты на строительство и другие формы управления государственной и муниципальной собственности стали полноценной заменой и альтернативой приватизации. При этом в сфере производственной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации (табл. 5.2).
В результате практической реализации концессионной и других форм партнерства государства возникают элементы рыночной системы отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.
Наиболее активно система отношений партнерства государства и международного бизнеса развивается в Европе. За последнее десятилетие в этом регионе существенно укрепилось межгосударственное партнерство при реализации долгосрочных и капиталоемких проектов.
С конца 90-х годов создание производственной инфраструктуры в странах Европейского Союза осуществляется в соответствии с двумя основными взаимосвязанными принципами развития этого сегмента экономики в рамках Европейской перспективы пространственного развития (European Spatial Development Perspective, ESDP). Первый предусматривает создание транеевропейских сетей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) членов ЕС между собой, а также со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами ЕС), а второй касается развития специализированных региональных связей.
Трансевропейские сети — одно из важных программных направлений политики ЕС и стратегии развития. Им придается особое значение в объединенной Европе, так как они рассматриваются в качестве программы, содержащей важнейший пространственный компонент для ЕС и оказывающей прямое влияние на пространственную организацию всего континента, на развитие в европейских регионах, на международные отношения.
Идея сетей была выдвинута в начале 90-х годов в некоторых документах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития трансевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures, TENs). В 1996 г. Совет и Европейский парламент одобрили руководящие принципы для их развития. Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений Европейского Союза в контексте политики Европейской перспективы пространственного развития, окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10—11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивается в 400 млрд евро.
По существу, программа развития трансевропейских сетей — это долгосрочная стратегическая программа. Реализацию ее предполагается осуществить на частноконцсссиопной основе с использованием схем ПГЧС, дифференциации рисков и различных схем страхования. Ключевая роль в гарантировании выполнения этих проектов принадлежит Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ, European Investment Bank) и Европейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund). Это два крупнейших в структуре ЕС финансовых института.
ЕИБ был создан в целях предоставления займов и гарантий по займам для финансирования проектов в государственной и частной сферах государств — членов ЕС. Задачей ЕИБ является содействие интеграции, сбалансированному развитию и экономическому и социальному единению государств — членов Европейского Союза. ЕИФ функционирует как структура ЕИБ и предоставляет займы и гарантии по займам в основном для финансирования европейских проектов.
Финансовая политика, проводимая ЕС, сводится в настоящее время к тому, чтобы обеспечивать структурные схемы содействия реализации проектов не из своего бюджета, а выдавая займы через разнообразные финансово-кредитные учреждения. Ключевые роли в этом вопросе играют ЕИБ и ЕИФ.
Суть проводимой политики заключается в том, что один и тот же объем финансовых ресурсов в форме займов и гарантий по займам достигает больших результатов, нежели прямое финансирование, поскольку займы имеют больший «побудительный эффект». С помощью таких инициирующих финансовых инструментов может быть продвинуто большее число инвестиционных проектов. За период 1993—2000 гг. ЕИБ вложил в проекты TENs более 50 млрд евро (табл. 5.3)
В финансировании инфраструктурных проектов участвуют и другие финансово-кредитные институты ЕС (табл. 5.4).
Из всего многообразия экономических функций государства одна из главных состоит в создании условий (политических, экономических, правовых) субъектам экономической деятельности для развития в интересах общества. Составной частью новой институциональной среды, формирующейся в либеральной экономике, являются институты партнерства. В той институциональной форме, в какой партнерства сложились в период либеральных реформ, они представляют собой относительно новую ступень государственного регулирования экономики и призваны играть существенную роль в развитии современных рыночных структур и отношений.
Основные термины и определения
Партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов.
Договор концессии регламентирует основные условия, правила, права и обязанности сторон в рамках концессии.
Концессионная деятельность — деятельность концедента и концессионера по выполнению ими договора концессии.
Вопросы для самоконтроля
Раскройте экономическую природу партнерства государства и международного бизнеса.
Дайте определение партнерства государства и международного бизнеса. Почему это партнерство является одним из проявлений либеральной экономики?
Какие формы партнерства государства и частного сектора вы знаете; что между ними общего и чем они различаются?
Чем различаются приватизация и партнерства государства и частного сектора; в какой диалектической взаимосвязи находятся эти два процесса разгосударствления?
Дайте определение и характеристику концессии.
Что дают концессии государству?
В чем проявляется заинтересованность международного бизнеса в концессиях?
Приведите примеры международного партнерства государства и бизнеса.
Охарактеризуйте программу развития трансевропеиских сетей.
Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора (Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ»). М.: Московский общественный научный фонд, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2003.
Варнавский ВТ. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной эконом и ке/Отв. ред. Я.А. Рекитар, Л.С. Демидова. М.: Наука, 2001.
Концессия. Об эффективном договоре между государством и биз-несом//Сб. научных материалов. М.: Эксперт, 2002.
Персианов В.А., Федоров Л.С., Варнавский В.Г. Концессионный механизм управления на транспорте: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003.
Режим концессий как формы прямых частных инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы. М.: Эпикон, 1999.
Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М.: Нестор, 2002.
Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммуникаций (французский опыт). Изд-во Французского национального института мостов и дорог, 2002.
GerrardM. В. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance https://cyberpedia.su/12xa07c.html» target=»_blank»]cyberpedia.su[/mask_link]
Партнерство государства и международного бизнеса
Одной из главных тенденций современного развития мировой экономики является активизация отношений государства и международного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Формы такой экспансии могут быть самыми различными: от контрактов на управление существующими предприятиями до выполнения частными компаниями полного цикла строительства и эксплуатации новых объектов.
5.1. Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса
Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отношений государства и частного сектора в рамках либерально-консервативных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значительной части зависят экономический рост и успех экономических преобразований.
Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные стороны их отношений с частным сектором (функциональные, организационные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала.
Главное в отношениях партнерства государства и международного бизнеса — это существенное расширение пространства для свободного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны. В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов.
Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации. Система партнерских отношений между государством и международным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership — РРР), поскольку сложные формы организации и хозяйствования в современных условиях невозможны без участия государства в той или иной степени.
Но в то же время институциональная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностранный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зарубежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одновременно сохранить объекты в государственной собственности.
В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов — государства в форме его собственности и международного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности означает частичную приватизацию некоторых определенных законодательством и договором (контрактом) функций государства.
Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.
Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собственность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регулировать и контролировать их деятельность.
Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования в России (конец 80-х — 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обремененного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сменились трезвыми оценками трудностей.
Смягчение одних проблем (например, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности. Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принимаемые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским Союзом, ОБСЕ, другими международными организациями.
Важнейшей проблемой в международных отношениях стала борьба с терроризмом. Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире находятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуждения, возврат к прежним позициям.
Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и методов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария. Развитие процесса партнерских отношений государства и международного бизнеса определяется несколькими основными факторами.
Первый фактор -— приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерализации экономики, курс на которую был взят в конце 80 — начале 90-х годов. Второй фактор — национальные правительства не имеют финансовых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.
Третий фактор — частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.
Характерными особенностями партнерства государства и международного бизнеса является то, что они: ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под конкретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию; ограничены в пространстве,, поскольку они конституируются только для конкретных объектов.
Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок; создают конкурентную основу рыночной экономики — за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ.
Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяйствования более чем в 100 странах мира.
Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и международного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.
Партнерства могут иметь три разных уровня. Первый уровень -— партнерство в сфере муниципальной собственности. Второй уровень — партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной государственной власти. Третий уровень — межгосударственное партнерство.
Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европейским Союзом и странами Восточной Европы с 1999 г. В мировой практике сложились две институциональные схемы формирования партнерства. Первая схема — формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших советских республиках. Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной собственности на производственную и социальную инфраструктуру. На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.
Источник: studfile.net