В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Психология и этика делового общения
Одна из основных задач современного руководителя — решение этических и пси хологических задач, возникающих в процессе построения деловых отношений с подчиненными, партнерами и начальством.
Этические проблемы деловой жизни давно стали предметом пристального внимания зарубежных компаний. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя этические принципы, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является единственным шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих часто ниже, чем представителей других профессий.
И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей производить этический анализ своей деятельности. Делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деловой активности субъектов в планируемый и контролируемый порядок.
Что же такое «Этика деловых отношений»? Основу этики деловых отношений составляют 2 социальных феномена: этика и деловые отношения
1.2 Происхождение терминов этика, мораль, нравственность.Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э.Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика.
Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.
Мораль и этика в бизнесе. Мудрость Корана | Нуман Али Хан
Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность.
Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова нрав, а от выражения по ндраву, по сердцу. В связи с этим в России существует спор: «а существует – ли в России настоящее понятие нравственности, связанное с понятием нравов?».Многие учёные считают отцом этики Демокрита.
Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В различных философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики. 1.3 Историческое изменение предмета этики. Развитие структуры науки этики.
Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле.
Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например «Сказание о Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Основная изучаемая проблема в эпосе о Гильгамеше (др. Шумер) – вопрос смерти и бессмертия.
Вывод – бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя.В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д.Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов.
Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки.
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит:Осмысление профессиональной этики;Этика замкнутых идеологизированных систем;Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.Четвертая часть – раздел моральной прогностики.
Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов.
Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.
Основные категории этики.
Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы.
У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть.
Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека.
Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия.
Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает.Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.
Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие — то ожидания верными, а какие то отвергаем.Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.
Как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.
Источник: findout.su
Этика, мораль, нравственность в деловом общении
Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.
Работа содержит 1 файл
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Факультет туристского бизнеса
Кафедра туризма и курортного дела
по дисциплине: «Корпоративная культура в гостиничных комплексах»
«Этика, мораль, нравственность в деловом общении»
Выполнила: студентка 4 курса
группа: 06 ЗСТДО
4. Мораль и нравственность.……………………………………… .………
6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»…………
Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.
Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».
Целью моей контрольной является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность».
1. Возникновение этики
О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни.
Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений.
В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа.
Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным.
Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать.
Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
2. Что есть мораль?
Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.
Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.
Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.
Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.
Мораль имеет социально- общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).
Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.
Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ.
Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).
Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).
3. Понятие нравственности
Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.
Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций, добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
Нравственности эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.
Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.
Источник: www.stud24.ru
Роль морали в бизнесе и деловых отношениях
Одним из главных направлений современной государственной политики нашей страны является стратегия повышения конкурентоспособности. Этот процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с подготовкой кадров новой формации, ориентированных на данную политику.
В данной статье проведён анализ взаимосвязи профессиональных и нравственных качеств личности и влияние этих процессов на качество выполняемой работы. Нравственность регулирует профессиональную жизнь человека, а также сферу экономических отношений с другими людьми по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.Профессиональные проблемы личности имеют особое значение, так как данная сфера охватывает значительную часть жизни людей Основополагающую роль в становлении нравственности и профессионализма играет вузовское воспитание.Многие сферы профессиональной деятельности специалистов в настоящее время имеют нормативы этического поведения. Велика роль профессионализма и нравственности при организации бизнеса. Сочетание нравственных и профессиональных качеств личности является залогом успеха в совершенствовании экономической деятельности отдельного предприятия или учреждения и страны в целом.
высшее учебное заведение.
преподаватель
образование
профессионализм
нравственность
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры[Текст]. — СПб., 2005.
2. Завойчинская И.Г. Формирование нравственных идеалов учащихся:дисс.. канд.пед.наук [Текст].- Киров, 1999.- 230с.
3. Мячин А.П.Деловая этика и её роль в бизнесе [Текст]// Нравственность для 21 века: Сб.ст./ Под ред.Ю.М.Антоняна.- М.:Аспект Пресс, 2008.- С.260-269.
4. Нравственность для 21 века[Текст]: Сб.ст./ Под редЮ.М.Антоняна.- М.:Аспект Пресс, 2008.- 288с.
5. Платон. Государство [Текст]/ Платон.- М., 1968.- С. 324.
6. Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст]/ Карл Поппер.- М., 1992.
7. Семёнова С.М. Этические принципы профессиональной деятельности как основа становления специалиста [Текст]// Нравственность для 21 века: Сб.ст./ Под ред.Ю.М.Антоняна.- М.: Аспект Пресс, 2008.- С.191-198.
8. Судаков Н.И. Нравственные идеалы и их формирование [Текст]: Учебное пособие по спецкурсу для пединститутов. — Смоленск: СГПИ, 1985. — 87 с.
Стратегия повышения конкурентоспособности является одним из главных направлений современной государственной политики нашей страны. Этот процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с подготовкой кадров новой формации, ориентированных на данную политику, кадров профессионалов. Таким образом, возрастает роль субъекта хозяйствования — человека -и присущих ему черт личности, в первую очередь, нравственных.
Данное исследование ставит своей целью проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость профессионализма и нравственности и их влияния на экономические показатели развития, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и национальной экономики в целом.
Методами исследования являются : анализ научной литературы, сравнение исследуемых явлений, индукция и дедукция, анкетирование, статистическая обработка данных.
Профессионализмвыражается в высоком качестве и стабильности достигаемых результатов. Достижение устойчивых высоких результатов в труде становится возможным за счет соответствия индивидуальных свойств человека требованиям профессии, а также активизации внутренних психологических ресурсов, поэтому профессионализм предполагает наличие в своей структуре психологических компонентов. Нравственные принципы специалистов-практиков оказывают влияние на те сферы деятельности, в которых они работают. Экономиста — на эффективность финансовых сделок, юриста на ихзаконность, врача -на отношение к больным, преподавателя, школьного учителя, классного руководителя — на уровень знаний и воспитанности учащихся, а в случае занятия данным специалистом руководящей административной должности — на работу всего коллектива, подбор и расстановку кадров и, в конечном счете, на качество работы учреждения в целом.
В своей деятельности профессионал должен стремиться к достижению идеального состояния выполнения своих служебных обязанностей.
Проблеманравственногоиидеальноговчеловекевсегдабылаоднойизважнейших как в теоретических исследованиях, так и в практике жизни.
Выдающиесяотечественныепедагоги-мыслители утверждали, что при формировании личности нравственное влияние составляет главную задачу и важнее развития ума. Так, например, в трудах И.Т.Посошкова и В.Н.Татищева утверждалась необходимость широкого религиозно-нравственного воспитания молодого поколения.
И.И.Бецкой идеалом человека ставил личность, развитую нравственно до «величайшей тонкости», а нравственное воспитание в целом выше любого образования. П.Г.Редкин, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский считали заботу о нравственности человека основой его воспитания [2].
Лучшие личностные качества, такие, как глубокий патриотизм, честность, ответственность за свое дело, гуманизм, трудолюбие, с точки зрения педагогов многих поколений, являлись проявлением нравственной зрелости. Благодаря сложившимся традициям воспитания, в педагогике России особое место всегда занимала проблема нравственного идеала.
Идеал человека в русском педагогическом сознании приравнивался к нравственному идеалу, качества личности оценивались главным образом с нравственной точки зрения.Hравственный идеал есть универсальный регулятор, способный ориентировать психическую активность человека в различных видах деятельности, а также в отношениях с представителями разнообразных групп людей из микро- и макросреды с присущими им нравственными качествами и отношением к общечеловеческим ценностям.Hравственные идеалы в качестве психологических явлений, отражающих реальную действительность, содержат два вида компонентов: чувственные, наглядно-образные и абстрактно-обобщенные структурные элементы [8, с.13]. Оба они, по мнению С.Л.Рубинштейна, находятся в диалектическом единстве и выполняют определенные функции. Образ конкретного человека становится носителем обобщения, то есть системы имеющихся у него моральных качеств и представлений, он репрезентирует существенные характеристики этого человека. Нравственный идеал, формируя сознание, нравственные принципы личностиоказывает влияние на профессиональную деятельность человека.
Можно выделить несколько форм нравственности [4].Это индивидуальная мораль, мораль отдельных слоёв общества (стратов), мораль отдельных культур, групповые нравственные нормы, нравственные ценности конкретного исторического этапа развития человечества; высшие нравственные ориентиры, общечеловеческие ценности (отношение к Родине, человеку, чести, достоинству).
Следование моральным нормам должно быть сознательным, а не принудительным. Только тогда его можно назвать нравственным. Принудительное поведение в соответствии с принятыми моральными нормами не основано на внутреннем принятии нормы. В случае отсутствия внешнего контроля (например, со стороны руководства на работе) в ситуациях выбора человек опирается на усвоенные им моральные ценности, которые могут не совпадатьс требуемыми.
Важным аспектом является также соотношение знаний моральных норм и реализации их в поведении.
В профессиональной деятельности личности необходимым качеством является и моральная устойчивость. Она формирует мотивы поведения. Суть моральной устойчивости выражается в стремлении человека всегда, а не только на глазах окружающих, действовать в соответствии с требованиями морали. Воспитание устойчивости личности является вместе с тем и воспитанием ее нравственных идеалов, умения не приспосабливаться к внешним обстоятельствам, а учитывать и изменять их в соответствии с принципами морали. Проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.
Основополагающую роль в становлении нравственности и профессионализма играет вузовское воспитание, ибонепосредственное становление сознания и мышления будущего специалиста любой отрасли, его интеллекта и типа ума происходит в процессе образования. То есть основы профессионализма закладываются в системе образования.
Нравственные идеалы и принципы личности формируются в процессе обучения и воспитания, т.е. также в системе образования.Этические нормы и принципы деятельности специалиста, усвоенные в студенческом возрасте, будут определять ценностные ориентации зрелого специалиста через несколько лет. Воспитание нравственных качеств одновременно с приобретением профессиональных знаний и практическим опытом формируют уровень готовности личности к занятию той или иной должности.
Эта готовность «созревает» независимо от возраста или поэтапного перехода с одной должности на другую. В данном случае важным и определяющим является становление сознания, его интеллектуальный уровень. У каждой профессиональной группы свой набор ценностей.
У каждого индивида существует внутренний образ своего «Я», жизненного пути и образ личностных качеств, присущих представителям определённой профессии [1]. Важным этапом профессионального становления и развития является соотнесение собственного «Я» с образом профессии и профессионала, что способствует профессиональному самосознанию. Осознание и последующее присвоение этических правил и норм профессионализма происходит также при включении студентов в практическую деятельность. Непосредственная профессиональная деятельность также играет немаловажную роль.
Новая модель образования должна не только реализовать профессиональные программы различного уровня и направленности, но и формировать у будущих специалистов высокие морально-нравственные качества, осознание ими государственного и общественного предназначения их профессиональной деятельности. Качественное высшее образование -это сочетание профессиональной грамотности, образованности и культуры с навыками духовного и профессионального саморазвития.В работе специалистов, получивших высшее образование, нравственные правила и нормы являются профессионально важными. Неэтичное поведение отдельных специалистов снижает престиж и репутацию тех или иных видов профессиональной деятельности и бросает тень на работу отрасли в целом. Так, при определении качества конечного продукта для клиента, недобросовестный специалист может убедить в высоком уровне предоставляемых им услуг, даже если это не соответствует действительности [7].
Основным субъектом организации образовательного процесса в вузах является профессорско-преподавательский состав. В 1997г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО были даны рекомендации о статусе преподавательских кадров вузов. В соответствии с ними сотрудники и студенты должны использовать свой интеллектуальный потенциал и моральный авторитет для защиты и распространения универсально признанных ценностей, таких, как мир, свобода, равенство, солидарность, справедливость. Недостатками в данном случае можно признать отсутствие должной педагогической подготовки у преподавателей технических вузов, а также общедоступность преподавательской деятельности для привлекаемых к ней работников-практиков.
Научная работа, процесс познания являются средством достижения профессионального идеала для специалистов-практиков. Но всегда ли нравственно научное познание? Познать, — писал Платон, — «это не то же самое, что перевернуть черепок, тут надо душу перевернуть от сумеречного дня к истинному дню бытия»[5,с.324.].
Само познание — это не только мыслительная деятельность, но и нравственный поступок, затрагивающий внутренний мир человека, преобразующий его душу[6, с.111]. Какой мотив деятельности преобладает в сознании человека, занимающегося наукой? Является ли основным стимулом удовлетворение от проделанной работы и наконец-то найденная истина? Немаловажную роль играет и активность человека. Личность более активная побеждает, отстаивая собственные научные исследования любыми способами.
Многие сферы профессиональной деятельности специалистов в настоящее время имеют нормативы этического поведения.В каждой профессиональной сфере существует определённый задокументированный или негласный свод норм, принципов и правил работы. Например, в журналистской деятельности («Кодекс профессиональной этики журналиста»), в среде юристов («Кодекс чести судьи РФ и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности»), варианты «Этического кодекса работы менеджеров». В этих документах представлены определённые требования к качеству выполняемых работ и личным особенностям специалистов. Они ориентированы на то, чтобыпомогать профессионалам выбирать адекватные цели, средства и способы работы. Это во многом определяет качество предоставляемых услуг и повышает престижность различных видов профессиональной деятельности.
Каждая сфера деятельности предъявляет свои требования к профессионализму и нравственности. Но существует ряд качеств, которые необходимы представителям всех профессий. Например, в деятельности юриста необходима честность. Но нужно ли такое качество сварщику или строителю?
При отсутствии честности он может некачественно выполнить свою работу при строительстве, например, дома, желая как можно скорее получить деньги. В результате дом разрушится и погибнут люди. Таким образом, честность должна быть присуща представителям самых разнообразных специальностей.
Велика роль профессионализма и нравственности при организации бизнеса. Взаимосвязь бизнеса и морали проявляется в непрерывных контактах, отношениях, переговорах со многими людьми: поставщиками и потребителями, деловыми партнёрами, наёмными работниками. А эти контакты строятся на доверии и взаимопонимании.
Нарушение предпринимателем этики, морали, нравственных принципов может сделать бизнес неэффективным, сказывается на репутации фирмы. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении является закономерностью цивилизованной экономики.. Деловая этика — это совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности [3]. Она определяется уровнем общей культуры работников, занятых во всех сферах экономики страны и слагается из следующих компонентов: имидж предприятия, репутация предприятия, этика деловых контактов, профессиональная этика, этичное поведение сотрудников.
Наблюдающееся в России возрастание роли руководителей в кадровой политике предполагает более детальное изучение их профессиональной и личностной спецификации в плане становления их нравственного сознания как специалистов высокого уровня. Необходимо учитывать, что теоретические профессиональные знания любого руководителя в области менеджмента на практике преломляются через его личностную нравственную позицию, что, в свою очередь, опосредованно влияет на стратегию управления и, в конечном счете, на показатели деятельности учреждения.
Чтобы руководить людьми, руководитель должен быть способен предвидеть эмоциональные реакции и познавательные способности, стереотипы, ценностные ориентации тех людей, которыми ему приходится управлять, уметь предсказать оценки ими различных явлений в области производственных отношений. Управленческая этика — это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций.В то же время отбор среди кандидатов на должность как самого директора учреждения, так и специалистов, их продвижение по службе во многом определяются именно личным решением руководителя; его нравственной позицией и жизненными целями. Получается замкнутый цикл. Уровень развития сознания, самосознания и нравственности специалиста-руководителя, его личностная спецификация определяют подбор и расстановку кадров рядовых специалистов, что, в конечном счете, влияет на качественные показатели работы учреждения. Таким образом, подчеркивается важность разработки проблемы нравственных основ профессионального выбора и анализа становления сознания специалиста-управленца с нравственных позиций.
В итоге мы приходим к выводу, что существуют определённые общечеловеческие ценности, которые должны адекватно воспринимать представители различных профессий.
В процессе жизнедеятельности происходит формирование системы моральных отношений человека к основным общечеловеческим ценностям и развитие определённых нравственных качеств. При этом в сознании мысленно возникает некоторый образец, соответствующий каждому нравственному качеству. Этот образец постепенно переходит в мысленный идеал к той или иной общечеловеческой ценности: экономический идеал, профессиональный идеал и другие, дающие в совокупности нравственный идеал личности.
В процессе исследования было проведено анкетирование различных специалистов на основе самооценки, выясняющее уровень профессионального и нравственного становления личности. Результаты были математически обработаны.
Применяемая методика позволяет выявить основные направления формирования отношения к общечеловеческим ценностям как структурным элементам сложной системы понятия нравственный идеал и сравнить динамику их развития у различных возрастных групп. Введены условные обозначения основных показателей сформированности и типов нравственных идеалов в виде формул. Такая запись позволяет отслеживать индивидуальную динамику процесса по возрастным, профессиональным группам и в хронологической последовательности.Знание типа и уровня сформированности нравственного идеала в младшем возрасте позволяет прогнозировать развитие личности к более старшему возрасту и при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию, т.е. целенаправленно влиять на процесс формирования нравственных идеалов и, следовательно, мировоззрения личности в целом. В свою очередь мировоззрение, сознание специалиста определяет его профессионализм и качество выполняемой работы, воздействуя на экономические показатели хозяйствующей системы.
Таким образом,нравственность регулирует профессиональную деятельность человека, а также сферу экономических отношений с другими людьми по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.Данными исследованиями положено начало разработке методики определения уровня профессионального и нравственного развития личности с целью использования её при оценке прогнозировании отношения специалиста к выполняемой работе. Сочетание нравственных и профессиональных качеств личности является залогом успеха в совершенствовании экономической деятельности отдельного предприятия или учреждения и страны в целом.Нравственная составляющая любых процессов является непременным условием существования мировой цивилизации.
Рецензенты:
КаранинаЕ.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов и экономической безопасности ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г.Киров.
Логинов Д.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ», г.Киров.
Источник: science-education.ru