Аналитическое проектирование, и зачем нужен бизнес аналитик?
Каким образом достаточно точно посчитать, за какой срок и за какие деньги можно разработать программный продукт? Как наиболее быстро и эффективно проверить понимание поставленных клиентом задач? Как эффективно строить коммуникацию на этапе проектирования проекта — Рассказываем в нашем видеоблоге и здесь, на сайте ITQuick в текстовом формате.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Целевой продукт предпринимательского проектирования – проект
новой структуры общественной системы производства-потребления, в которой
отведено место создаваемому предприятию. В этой структуре новое предприятие
обозначено как «пустой квадрат», т.е. описаны его внешние связи и функция в
общественной системе производства-потребления, но не внутренняя структура и ее
материальное наполнение.
Предпринимательский проект создается в двух планах:
функциональном и институциональном. Функциональный проект определяет
Бизнес в архитектурном проектировании
институциональный проект, задавая его центральное, организующее звено –
структуру бизнес-деятельности, способ превращения возможностей бизнесмена в
возможности покупателя, за приобретение которых он платит. В свою очередь,
центральным, организующим звеном проекта бизнес-деятельности является
бизнес-идея, определяющая, какие возможности предоставляются потребителю товаром
проектируемого бизнеса, какие возможности используются бизнесменом для получения
(производства, закупки) товара, обладающего нужными покупателю потребительскими
свойствами, какой товар является носителем нужных покупателю потребительских
свойств и в то же время может быть получен с использованием имеющихся у
бизнесмена возможностей, какова необходимая и достаточная совокупность
характеристик (целей, задач, средств, методов) проектируемой деятельности,
обеспечивающая получение прибыли в результате ее осуществления, индивидуальность
и уникальность этой деятельности. Непосредственным выражением бизнес-идеи для
разработки предпринимательского проекта, учитывающим результаты маркетинговых
исследований и стратегического планирования, является формула бизнеса,
определяющая товар, особенности технологии (производственной, организационной,
сбытовой) и факторы, обеспечивающие индивидуальность и уникальность
проектируемого бизнеса и его институционального оформления. Для
предпринимательского проектирования используется только та информация из формулы
бизнеса, которая касается внешних связей будущего предприятия.
Предпринимательский проект в функциональном плане строится в
виде функциональной схемы. Функцией здесь называется деятельность, отличающаяся
применяемыми средствами и методами (типодеятельностный принцип функционального
разбиения деятельности), либо объектом деятельности (объектный принцип); субъект
этой деятельности (на этапе функционального проектирования – безличный)
3 минуты о бизнес-проектировании
обозначается как функционально-деятельностная позиция. В функциональную схему
вводятся в качестве таких позиций поставщики всех видов ресурсов (материальных:
сырья, материалов, оборудования и т.д., финансовых: инвестиций, ссуд и др.,
энергетических, информационных, кадровых, интеллектуальных), потребители товара
бизнеса, государство (в одной или нескольких различных позициях), конкуренты и
сам бизнесмен. Бизнес-идея дает перечень тех потребностей потребителей, которые
должны быть удовлетворены продуктами бизнеса, а формула бизнеса – перечень тех
средств, которые должны быть использованы для того, чтобы покупатель с
указанными потребностями, во-первых, был найден или создан, во-вторых, чтобы он
покупал продукты именно данного бизнеса. Несколько иначе обстоит дело с
поставщиками. Бизнес-идея определяет возможности, используемые бизнесменом, и
формула бизнеса дает «know-how» их получения, эти возможности суть ресурсы, но
ни бизнес-идея, ни формула бизнеса отнюдь не дают исчерпывающего перечня
ресурсов. Остальные ресурсы предполагается приобретать обычными, не
специфическими для данного бизнеса путями, следовательно, нормы деятельности,
порождающей процессы между поставщиком таких ресурсов и бизнесменом, должны
соответствовать существующим стереотипам.
Описанную часть работы рекомендуется выполнять следующим
образом:
- вычертить схему, включающую все позиции и связи между ними до создания
нового бизнеса, обозначить на ней точки осуществления производства и
потребления продуктов различных деятельностей, обозначить интересы и
потребности для каждой представленной на схеме позиции; - вычертить такую же схему, как она должна выглядеть после создания нового
бизнеса; - зафиксировать различие в структуре связей;
- проверить, обеспечивают ли средства, содержащиеся в бизнес-идее и формуле
бизнеса, «переключение» старых и формирование новых связей, при необходимости
дополнить перечень средств, опираясь на стереотипные средства и приемы; - описать задачи, средства, методы деятельности бизнесмена, необходимой для
того, чтобы изменить структуру связей в соответствии со схемами и сохранить ее
в таком виде, несмотря на действия других позиционеров, интересы которых не
совпадают с интересами бизнесмена.
Пример: Создается швейное
производство. Источником прибыли, согласно бизнес-идее, предполагается дешевизна
ткани, приобретаемой непосредственно у зарубежного производителя, и невысокая
цена надомного труда швей при умеренной цене на товар. Бизнес-идея определяет те
потребительские качества изделий, которые должны привлечь покупателя и
обеспечить индивидуальность и уникальность создаваемого дела, и номенклатуру
самих изделий, обладающих этими качествами; определяет как источник прибыли
особые отношения с поставщиком, обеспечивающие устойчивые поставки материалов
достаточно высокого качества по минимальной цене (выполнение одновременно роли
посредника по сбыту крупных партий товара) и особые условия подбора кадров,
обеспечивающие нужное качество изделий при невысоких затратах на труд. Как
установить эти «особые» отношения с поставщиком и выполнить «особые» условия
подбора кадров, бизнес-идея не указывает. Формула бизнеса на основе
маркетинговых исследований и стратегических разработок дает «know-how»
построения отношений с поставщиком, подбора кадров, получения в процессе
производства нужных характеристик изделий – но ничего не говорит об источниках
приобретения оборудования, финансирования проекта, приобретения фурнитуры для
изделий и о многих других деталях, существенных для проекта. Разработчик проекта
должен найти для этих вопросов стереотипные решения, к примеру, недостающие
основные средства приобретаются у фирмы-поставщика за счет кредита фонда
занятости на организацию новых рабочих мест, поставщиком фурнитуры является
фирма-посредник, с которой заключается договор купли-продажи, и т.п. Эти
стереотипные решения не являются ведущими факторами достижения прибыльности дела
и выбираются, исходя из требования приемлемости технико-экономических
показателей. Постановка и решение оптимизационных задач по отношению к таким
факторам не всегда оправданы.
Указанные выше схемы для данного примера имеют вид,
изображенный на
рис.1.
Основная информация для составления предпринимательского
проекта – интересы позиционеров, включенных в схему, основываясь на которых
можно «захватывать» связи с ними или строить новые связи. Эти интересы не
обязательно лежат в экономической плоскости, они могут быть связаны с
достижением социального престижа, политическими интересами и др. Эта информация
и является ключевой для бизнес-идеи и формулы бизнеса; предпринимательский
проект должен точно и детально развернуть механизмы использования этих интересов
в соответствии с бизнес-идеей и «know-how» формулы бизнеса.
Переход ко 2-й стадии предпринимательского проектирования: от
функционально-деятельностного к институциональному проекту – состоит в замене
абстрактных позиционеров функциональной схемы конкретными объектами
предпринимательского проекта: социальными институтами, выступающими в ролях
производителей и потребителей, и социальными группами, выступающими обычно в
роли потребителей и лишь в одном случае – в роли производителя (социальная
группа предпринимателей, работающих без образования предприятий). Можно также
рассматривать социальные группы как потенциальных инвесторов в случае
образования акционерного общества открытого типа.
Указанная замена не вызывает трудностей, так как возможности,
предусматриваемые бизнес-идеей и формулой бизнеса, обычно связаны с конкретными
субъектами, интересы которых и положены в основу «захвата» или построения
связей. Если никакие конкретные субъекты при формулировании бизнес-идеи и
формулы бизнеса не имелись в виду, то их следует отыскивать именно по тем
интересам, на использовании которых предполагается построить бизнес.
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru
Роль проектов в развитии организаций.
Для многих компаний проекты исключительно важны, поскольку позволяют увеличить прибыль и получить конкурентное преимущество. Например, вывод на рынок нового вида продукта без эффективного управления и с опозданием может обернуться для компании потерей инвестиций, помешать достижению бизнес-целей, так как конкурент выпустил свой аналог чуть быстрее. Сегодня в условиях массовой индивидуализации, когда любая продажа рассматривается как проект, на первый план выходит умение эффективно управлять проектами и программами. А это дает возможность разумно распорядиться ограниченными ресурсами компании.
Что такое проект?
Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Иначе говоря, проектом считается группа взаимосвязанных задач, выполняемых в рамках выделенного бюджета с целью получения запланированного результата специально созданной для этого командой. Причем начало и окончание проектных работ четко определены.
Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, да и результаты их могут довольно серьезно различаться. Но принципы современного управления применимы ко всем без исключения проектам.
Связь проектов и стратегического управления компанией
Чтобы осуществлять стратегическое управление компанией, необходимо решить три основных задачи:
· разработать видение будущего организации на высшем уровне (миссия, пути развития);
· провести документирование основных целей и стратегий;
· реализовать конкретные проекты для достижения стратегических целей.
Цель — это описание того, чего мы хотим достичь. Стратегия — способ достижения цели.
Но как же осуществляются стратегии и достигаются цели? С помощью реализации проектов и программ. На рисунке 1 представлена трансформация целей и стратегий в проекты.
Рис. 1. Иерархия целей, стратегий, проектов
Программа — это набор взаимосвязанных проектов, необходимых для достижения поставленной стратегической цели.
· открытие франчайзинговой сети;
· разработка новой линейки продуктов (услуг);
· диверсификация бизнеса (географическая, продуктовая, потребительская);
· выход на рынок другого региона (страны).
Портфель проектов — это набор взаимосвязанных программ, необходимых для достижения нескольких взаимосвязанных стратегических целей. Например, для увеличения доли рынка необходимо разработать несколько продуктовых линеек, создать систему дистибьюции, ввести новые производственные мощности.
Классифицируют проекты по различным признакам, например по размеру (табл. 1).
Стратегическое управление портфелями проектов
Проекты — это основной объект инвестиций для большинства компаний. Чтобы достичь определенной стратегической цели, инвестициями необходимо управлять на портфельной основе. Например, проект по увеличению доли рынка некой украинской компании предусматривал создание:
· новой линейки продукции (разработка продукта, дизайн потребительской упаковки);
· маркетингового плана продвижения продукта (цена, рынок, продвижение, продукт);
· национальной дистибьюторской сети (организационная структура, логистика).
Эти программы выполнялись разрозненно, что привело к нерациональному использованию ресурсов компании. Ситуация сложилась следующая: продукция уже на складе, рекламная кампания проводится, а дистибьюторская сеть не создана. В результате товар не попал на полки магазинов.
Маркетинговые усилия оказались неэффективными, так как продукт не доставлен потребителю в намеченные сроки («маркетинговое окно»). Увеличения доли рынка не произошло. Более того, поскольку конкуренты не допустили таких ошибок, их доля рынка увеличилась.
Таблица 1. Классификатор проектов
Продукты и услуги
Источник: upr-proektom.ru