Известно, что религия является одним из главных факторов, формирующих национальную культуру, в основе которой лежат моральные принципы, определяющие границы нашего поведения. Эти границы в каждом обществе различны, и их нужно учитывать в международном общении.
Спокойный Север, эмоциональный Юг
В нашей профессиональной деятельности мы постоянно задумываемся над следующими вопросами. Правильно ли я поступаю? Может ли сомнительное средство оправдать достижение хорошей цели? Следует ли помогать бедным? Нужно ли учитывать интересы партнера при заключении сделки? Попробуем проследить взаимосвязь трех аспектов: деловая культура – ценности народа – религия.
С этой целью мы используем классификацию Р. Льюиса, который выделяет три типа культур: моноактивные, полиактивные и реактивные [1].
В деловом общении моноактивных культур эмоции не проявляются, мимика и жесты сдержанны, разговоры прерываются редко и в основном служат средством обмена информацией, правда одерживает верх над дипломатией.
ВОЗМОЖНА ЛИ жизнь без РЕЛИГИИ
Основными ценностями для народов, населяющих страны с моноактивными культурами, являются: бережное отношение ко времени, проявляющееся в пунктуальности и быстром решении вопросов, строгое следование намеченному плану, ориентация на выполнение задачи, уважительное отношение к власти, индивидуализм.
К этому типу культур принадлежат страны Центральной, Северной и Восточной Европы, Северной Азии, а также США.
Население данных стран составляет 600 млн. человек, и во всех этих государствах главной религией являются разные ветви христианства, прежде всего протестантизм и православие.
Полиактивные культуры составляют самую многочисленную группу, насчитывающую около 3.5 млрд. человек. Это прежде всего Латинская Америка, Южная Европа, арабские страны и Средняя Азия. Их деловая культура характеризуется эмоциональностью, разговорчивостью и тесной связью религии и бизнеса (особенно в арабских странах).
Ценности полуактивных народов включают в себя: ориентацию на людей при выполнении задачи, свободное отношение ко времени и закону, выполнение нескольких дел одновременно. Основными религиями этих государств являются христианство (католицизм) и ислам.
Третью группу Р. Льюис называет реактивными культурами. В этих странах деловой стиль общения отличается дипломатичностью, осторожностью и сдержанностью. Их ценности: гармония в отношениях, бережное отношение к своей репутации и репутации других, почтительность, терпеливость.
Подавляющее большинство представителей реактивных культур проживают в странах Юго-Восточной Азии, а основной религией этих государств, как известно, является буддизм и его многочисленные разновидности. Таким образом, можно говорить о существовании определенной связи между типом деловой культуры и вероисповеданием. Такой связи не может не быть, так как религия является неотъемлемой частью культуры народа, в том числе и деловой.
Связь религии и делового поведения выражается не только в наличии общего в деловых культурах разных народов, но и в их различиях. Даже внутри христианства деловые культуры протестантов, католиков и православных существенно отличаются друг от друга.
4 важных условия любой торговой сделки
Протестанты и католики
В то время как европейцы признают влияние ислама и буддизма на общественную и деловую сферы восточных стран, они часто недооценивают тесную связь христианского учения с обществом и бизнесом. Причем эта связь имеет свои особенности в зависимости от типа религий. Сравним, например, мировоззренческие принципы протестантов и католиков.
Протестанты не такие любители посещения церквей и соблюдения религиозных обрядов, как католики, но они строго следуют основным законам, предписанным их религией:
– играть определенную роль в обществе, т.е. быть социально активным;
– относиться к соседям с уважением;
– почитать власть и соблюдать законы;
– регулярно платить налоги;
– быть искренним и честным.
Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами:
• честность и прозрачность;
• справедливость, дисциплинированность и уважительное отношение к законам;
• свобода слова и вероисповедания;
• равенство для женщин;
• наличие демократических институтов;
• высокие налоги для сохранения социального благосостояния;
• рабочая этика (работа=успех=богатство);
• эгалитаризм;
• пунктуальность и аккуратность.
Законы католической религии сформировали несколько иные общественные принципы. Католики признают:
• наличие только одной правильной религии;
• обязательность соблюдения церковных ритуалов и обрядов;
• иерархию в общественных отношениях;
• сильных лидеров и большую дистанцию власти;
• семейственность в бизнесе;
• решение деловых вопросов в обход официальных каналов.
Умение слушать собеседника
Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.
Переговоры
Переговоры являются важной частью деловой культуры, поскольку от их успеха во многом зависит результат профессиональной деятельности. Нежелание учитывать межкультурные различия ведения деловых переговоров может при-вести к их срыву.
Сравним, например, тактику переговорных процессов шведских протестантов и испанских католиков. Шведы не проявляют эмоций, стараются строго соблюдать протокол, особенно если переговоры ведутся с иностранными партнера-ми, и ведут честную игру. Они часто прибегают к перерывам, во время которых достигается желаемый консенсус. При этом иногда демонстрируется преимущество шведского подхода к решению проблем, что не всем может понравиться.
Испанцы эмоциональны и артистичны в своих выступлениях. Они не любят, когда с ними не соглашаются на публике, но могут пойти на уступки при личной встрече. Часто первоначальная цена сделки преднамеренно завышается с тем, чтобы оставить возможность для торга.
Деловые презентации
На презентациях шведы ожидают подробной технической информации о товаре или проекте и сроках его поставки. Их также интересует, насколько современен товар и его качественные характеристики.
Испанцам презентация понравится, если они почувствуют теплое отношение со стороны выступающего, оценят оригинальность идеи и красоту изделия. Они также обращают внимание на стиль выступления, в котором должны присутствовать юмор и красноречие.
Протестанты и православные
Православие, в том числе старообрядчество, из которого вышло большинство российских купцов, в прошлом веке претерпело гонение со стороны коммунистов, поэтому влияние религии на деловые отношения можно лучше проследить на примере дореволюционной России, тем более что трудовую этику российских предпринимателей замечательно описал автор книги «Москва купеческая» П.А. Бурышкин.
В качестве информационного источника по протестантской этике возьмем не менее знаменитое исследование М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». На основе этих источников сравним протестантов и право-славных по трем параметрам: отношению к делу, отношение к партнеру по бизнесу и отношение к материальным благам.
Отношение к делу
У протестантов дело – это миссия человека в мире, его призвание. «Выполнение долга в мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека… тем самым обязанности для человека становятся его призванием» [2]. Человек является как бы управляющим «…благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфеннинге…».
У русских купцов наблюдались схожие этические принципы, они «на свою деятельность смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета…» [3].
Из приведенных высказываний видно, что и американские протестанты, и русские старообрядцы отличались глубоко религиозным отношением к миру. Это отношение, несомненно, проявлялось и в организации их профессиональной деятельности.
Отношение к партнеру
Отношение к партнеру по бизнесу строится на моральных принципах, в основе которых лежат религиозные законы. Именно эти законы, как у протестантов, так и у православных, позволили изменить отношение к деловому партнеру как к врагу, заменив его на доверительное. Доверять стало выгоднее, чем обманывать.
Американская пословица гласит: «Тому, кто точно платит, открыт кошелек других». Термин «техасское рукопожатие» означает примерно то же, что «купеческое слово» в России. Если бизнесмена ловили на обмане, то путь в большой бизнес был для него закрыт. Он мог только промышлять мелки-ми делишками, да и то до поры до времени.
Такая характеристика американских капиталистов и русских купцов может показаться слишком приукрашенной, но мошенники и жулики не могли добиться значительного успеха в развитии производительных сил и всего на-родного хозяйства в России и в Америке к концу ХIХ века. А случаи злоупотребления доверием были скорее исключением. Эти случаи имели место на заре дикого капитализма, и они не могли носить долговременный характер. Хаос в этике деловых отношений в начале перестройки в России только подтверждает эту мысль.
Отношение к материальным благам
У протестантов в чести была умеренность в личном употреблении вплоть до аскетизма. Идеальному типу капиталистического предпринимателя были чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение то-го почета, которым он пользуется в обществе.
У русских купцов отношение к богатству было не совсем таким, каким его изображали в произведениях социалистического реализма. «Даже в купеческих группировках и на бирже богатство не играло решающей роли… Да кроме того, всегда интересовались происхождением богатства» [3]. Не стоит забывать также, что именно в купеческой среде была развита благотворительность.
Панацея или генератор конфликтов?
Естественный процесс развития международных отношений, в том числе и деловых, называемый модным термином «глобализация», остановить никто не в силах, но «очеловечить» его, уменьшить возможные негативные последствия можно. Для этого нужно бережно и уважительно относиться к культурному наследию народов, в котором большую роль играет религия.
Является ли религия панацеей от возможных болезней человечества, таких как шовинизм, расизм, сепаратизм, или генератором конфликтов, приводящих к страшным последствиям? Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку многое зависит от того, кто на него отвечает.
В тех странах, где религия, светская жизнь и бизнес не связаны тесными отношениями, некоторые политики могут считать религию препятствием на пути к международному взаимопониманию, препятствием, которое нужно устранить. Но там, где экономика и политика замешаны на религиозных аспектах, религию считают неотъемлемой частью глобализации. И если первые не удосужатся понять вторых, то религия, несомненно, будет препятствием. Если же отношение к религиозным традициям и законам будет строиться на учете национальных особенностей, то это препятствие легко можно сделать своим помощником.
Литература:
1. Косов А. Знакомьтесь, Ричард Льюис! // Валютный спекулянт, 2003, № 1, с. 84.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Прогресс, 1991, с. 76.
3. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М.: Столица, 1990, с. 197.
Понравился пост? Подпишись на обновления сайта по s
RSS,
Email или
twitter!
Источник: www.forextimes.ru
Культурные коды экономики: как религия влияет на экономический успех
Почему с экономическим подъемом в Южной Корее было связано распространение католичества, а в Латинской Америке — переход из него в протестантизм? Экономист Александр Аузан рассказывает, как успех связан с религией — и почему полезно быть непослушным
Это вторая колонка из цикла «Культурные коды экономики» доктора экономических наук Александра Аузана в рамках совместного проекта Forbes Life и Arzamas. Лекцию «Как связаны экономический успех и религия» и полный курс лекций «Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному» можно послушать на сайте Arzamas или в мобильном приложении «Радио Arzamas».
Многие знают о знаменитой книге германского социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер доказывал, что протестантизм является экономически продуктивным, потому что он утверждает ценность труда и протестантская этика ведет к экономическому процветанию.
По поводу этой гипотезы много десятилетий идут споры. Например, есть альтернативная гипотеза: что протестанты в Германии были более образованны. Изящный исследовательский расчет показал, что успешность коррелирует с расстоянием от печатного станка: чем ближе книгоиздание, тем больше экономической успешности.
Но, во-первых, образование — это тоже труд. Во-вторых, страны, имеющие высокий человеческий капитал, не всегда производят из него экономическое благосостояние: например, Россия принадлежит к числу стран с высоким человеческим капиталом, но с низкими экономическими результатами (ВВП на душу населения). А в-третьих, еще более сложные и тонкие количественные исследования подтвердили утверждение Макса Вебера. Это было сделано в Швейцарии, где очень много референдумов — люди часто ходят голосовать. Подробный анализ результатов голосования в тех населенных пунктах, где живут представители разных конфессий, привел к однозначному выводу: да, все-таки религиозные ценностные установки протестантов очевидным образом дают другое отношение к труду, к досугу, к идее сокращения рабочей недели или рабочего дня — Вебер прав.
Почему важно доказать гипотезу Вебера? Во-первых, религия — одна из двух основных характеристик макрокультуры (вторая — язык, о нем мы поговорим позже). Во-вторых, религии — очень удобный первый объект для изучения того, как разные культуры дают разные экономические результаты.
Представители разных конфессий, живя в одной стране — то есть в одной институциональной среде, — могут показывать разные экономические результаты, причем у дискриминируемой группы эти результаты могут быть даже лучше (как это было со староверами в Российской империи или коптами в Египте). Это поддается не только количественному анализу, но и качественному. Например, в Южной Корее подъем сопровождался тем, что многие корейцы переходили в католичество. А вот в латиноамериканских странах аналогичный процесс привел к тому, что, наоборот, католики переходили в евангелические конфессии.
Связка религии и экономики особенно хорошо просматривается в свете теории цивилизаций философа, социолога и политолога Сэмюэла Хантингтона. Поразительно, насколько точными оказались прогнозы, сделанные им в 1990-е годы в книге «Столкновение цивилизаций». Ведь что тогда фактически произошло? Закончилась конкуренция социально-политических, экономических, идеологических систем.
Фрэнсис Фукуяма назвал это «концом истории», но конец одной истории, как обычно, оказался началом другой. Хантингтон доказывал (и прошедшие десятилетия в основном это подтвердили), что вместо конкуренции идеологий решающей стала конкуренция цивилизаций.
Цивилизации — это самые большие, самые крупные группы людей, которые отличаются друг от друга прежде всего религиями. Таких цивилизаций, по мнению Хантингтона, в мире семь или восемь. Не все религии, в том числе широко распространенные, сумели стать цивилизационным признаком.
Например, иудаизм остался религией определенного этноса (притом что до появления христианства и ислама он довольно широко распространялся среди других этнических групп). Зато христианство, по Хантингтону, дало сразу несколько цивилизаций. Одна — западнохристианская, ныне экономически лидирующая, но теряющая свое лидерство. Вторая — восточнохристианская, или византийская, или русская. Третья — латиноамериканская, где христианство встретилось с культурой индейского населения.
Пока Запад в течение 500 лет лидировал в мире, мир «расчерчивался на клетки» с точки зрения политических идеологий, потому что такой способ понимания мира породила Европа. А когда Запад стал терять лидерство и поднялась Восточная Азия (конфуцианцы прежде всего), то изменилась и система координат, в которой можно посмотреть на это различие, потому что именно Восток породил разнообразие религий. Экономический подъем Востока привел к тому, что теперь мы видим мир как конкуренцию цивилизаций.
Это совершенно не значит, что так будет всегда, — потом, может быть, придет следующее видение мира, мудро замечает Хантингтон. Пока же картина конкуренции цивилизаций позволяет сформулировать первый культурный код — закон, описывающий, как культура ведет к экономическому успеху. Честь открытия этого закона принадлежит Рональду Инглхарту.
Что такое карта Инглхарта
Рональд Инглхарт, к сожалению, недавно умер, но живет дело всей его жизни. Это динамическая карта. Объекты на ней — те самые цивилизации по Хантингтону.
Источник: www.forbes.ru
Религия в бизнесе и закон
Согласно трудовому кодексу РФ, любая дискриминация, в том числе и по религиозным соображениям, в сфере труда запрещена. Каждый работодатель должен принимать финальное решение о сотрудничестве с работником на основе исключительно его рабочих качеств, опыта. На бумаге всё чисто и просто, но в жизни ситуация несколько сложнее, считает Антон Мельников , руководитель группы компаний «ЦКТ».

Дело даже не в стереотипах, которых вокруг всех религий предостаточно.
Просто бизнес для предпринимателя – это дело жизни, в которое он вкладывает время, энергию, средства. И каждый бизнесмен хочет передать собственное «детище» лучшим и ответственным работникам, которые смогут его компанию сберечь и развить. И, несмотря на то, что сотрудник может быть очень опытным и компетентным, человеческий фактор никто не отменял.
Вера и религия играет в жизни каждого большую роль. Религиозное мировоззрение формирует образ жизни, даёт базовые ценности и видение мира. Зачастую вера и религия – это духовно-нравственная основа человека. Предприниматель обязан считаться с ней при поиске и наборе кадров, понимать и учитывать все особенности этой сложной, но очень важной темы. Соблюсти баланс материального и духовного в компании, успешно расти и развиваться вместе с сотрудниками в обоих аспектах . Возможно ли это?
Вера и религия – не одно и то же
При схожих смыслах, по сути вера и религия – разные понятия. Есть один из вариантов разбора слова «вера»: «ве» – это «ведать», знать, а «ра» – свет. То есть человек верующий «знает свет», светлый человек. Вера – это знания о Боге. Вера складывается от внутреннего ощущения в душе и от знания в голове.
У каждого разное отношение к Богу, ощущение Бога, и у каждого разная картина видения, но вера – это личная внутренняя опора.
Что такое религия? Это свод законов, правил, ритуалов, накопленная картина мира группы людей. То есть религия – это коллективное сознание, то, как Бога принимают и воспринимают большое количество людей. Именно за счет массовости, а также непреложности ритуалов в религии, как в системе, порой не остается места для выбора.
При поиске сотрудников мы сталкивались с подобной нетерпимостью.
Одно из направлений нашей компании – производство упаковки из пластика. Несколько раз к нам на собеседование попадали люди, в религиозном направлении которых особое отношение к природе и экологии. По мнению приверженцев данной религии, пластик – это очень плохо, и договориться с ними казалось невозможно. Доводы, что пластиковая упаковка сама по себе не опасна, а проблема кроется в отсутствии системы переработки, оказались недостаточными. Убеждения, что наша компания занимается неправильным, негодным делом были непреодолимы.
Религия на работе – без фанатизма!
Какого работника ищет любой предприниматель? Эффективного, трудолюбивого, честного. Честность предполагает наличие совести, которая исходит от воспитания, а также морально-нравственных принципов. В том числе и от религиозных понятий. В этой связи для любой компании интереснее люди верующие, но не религиозные.
Несомненно, в каждой религии есть правильные вещи, повышающие нравственность человека, развивающие его духовный аспект и ограничивающие его животное начало. Но религиозные ограничения базируются на страхе. Почему сотрудник не ворует на работе? Некоторые боятся наказания правового характера, следуя светским законам: не укради, иначе ты сядешь в тюрьму.
Религиозный человек страшится расплаты, но это уже кара за грехи, божественное возмездие. Выше всего этого человек осознанный, верующий, который живёт по совести. Он честный и порядочный не потому, что его накажет Бог или государство, а это его морально-нравственное убеждение, внутренняя суть, выбор наконец .
Стоит упомянуть, что религия, в отличие от веры, может перерасти в фанатизм. Согласно словарю, фанатизм — слепое, безоговорочное следование убеждениям; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям. К сожалению, в системе любой религии действительно есть возможность для манипуляции. Это можно наблюдать как в современном мире, так и в истории.
Если изучить вопрос, то все войны делятся на два типа: территориальные и идеологические. А там, где есть идеология, часто присутствует и религия. В опытных руках любое, даже самое светлое и чистое направление, можно обернуть и использовать в целях захвата власти и управления массами.
Нашей компании близко и импонирует ведическое славянство. В этом около религиозном направлении много древних знаний, мудрости нашего народа: о мужском и женском, о природоведении, отношении к себе и миру. Но даже это течение сегодня, бывает, направляют в сторону крайнего национализма. Уже есть те, кто настроен воинствующе, нетерпимо к другим религиям и национальностям. Такое целенаправленное разжигание неприязни, даже в скрытой форме, впоследствии можно использовать в своих целях, в том числе и политических.
Вера в нашей компании
Как в любой нерелигиозной организации, в нашей компании не происходит никакого навязывания религиозных взглядов и/или убеждений. Да, мы сторонники морально-нравственного воспитания, но если и настаиваем, то на простых вещах: отказе от вредных привычек, развитии семейных ценностей, приветствуем в сотрудниках честность, порядочность, совестливость.
У нас много открытости и доверия, сотрудники, например, могут иметь ключи от офиса, прийти спокойно в выходные, и никто за ними не следит. Мы ищем верующих людей, которые эффективны в материальном мире. Важно, чтобы в корпоративной культуре самой организации была не только материальная составляющая, но и нравственная, духовная. Вера разворачивает человека «внутрь себя», он начинает в себе разбираться, задумываться, размышлять, развивать свой внутренний мир.
Не стоит забывать, что бизнес – это командная система, а команда наиболее эффективна тогда, когда в ней люди с разными талантами, способностями, а значит, они могут быть разных религиозных взглядов. Такие сотрудники друг друга дополняют.
Кто-то умеет хорошо сохранять, другой – придумывать, третий – бороться и идти напролом.
Каждый навык полезен в бизнесе. Информация о приверженности к той или иной религии может помочь предпринимателю понять, какие грани человеческого характера присущи тому или иному работнику. При этом самой компании надо вмещать в себя все религии, все черты человеческой натуры, и за счет этой масштабности можно предотвращать возможные конфликты внутри организации .
Религии – это как цвета радуги. Мы видим их такими разными, яркими, особенными, но если их собрать все вместе, получится истинный белый свет. Цвет веры и знания.

И про закон
Заключать трудовой договор — это право, а не обязанность работодателя (за исключением назначения на должность по результатам конкурса на государственную гражданскую или муниципальную службу).
