Институты развития и государственное регулирование малого и частного предпринимательства
Курпаяниди Константин Иванович,
кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, Ферганский политехнический институт, Узбекистан,
Пайгамов Рахмон Расулович,
соискатель НИЦ «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан.
В работе исследуются институты развития в контексте государственного регулирования малого и частного предпринимательства в национальной экономике Узбекистана. Авторы доказали необходимость создания системы институтов развития, адекватную современному состоянию экономики с целью эффективного воздействия государства на развитие малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, институт развития, экономический потенциал, государственное регулирование, инновации.
This paper investigates the development of institutions in the context of state regulation of small and private entrepreneurship in the national economy of Uzbekistan. The authors have shown the need to create development institutions adequate to the current state of the economy in order to effectively influence of the state on the development of small business.
Инвестиции в малый бизнес и стартапы. Как не потерять деньги? / Опыт инвестора — Валерий Золотухин
Keywords: small business, institution development, economic potential, government regulation and innovation.
В Узбекистане использование экономического потенциала малого бизнеса и частного предпринимательства (МЧП) и их ориентация на обеспечение устойчивого развития страны и ее регионов являются реальным приоритетом государственной политики. Действенная государственная поддержка данного сектора экономики в условиях его адаптации к императивам расширенно-воспроизводственного режима функционирования экономики – это важнейший инструмент достижения заявленных целевых установок, таких как: обеспечение устойчивого роста, выравнивание уровней социально-экономического развития и повышение качества жизни населения регионов страны, улучшение социального климата в обществе. Государственное регулирование МЧП необходимо анализировать, принимая во внимание, что МЧП является своеобразной системой. В настоящее время важно создать систему государственного регулирования МЧП с четко определенными функциями и полномочиями, при этом особую роль играют институты развития, что позволит получить эффективный инструментарий государственного воздействия на процесс развития малого бизнеса в условиях модернизации экономики Узбекистана.
Государственное регулирование МЧП выступает особым инструментом регулирования экономики в приоритетных сферах деятельности при несостоятельности рыночных механизмов («провалах» рынка), которые включают в себя: традиционные (классические) «провалы» рынка; «провалы» в постиндустриальных экономиках; «провалы» в экономиках с развивающимися рынками; «провалы», обусловившие возникновение существенных дисбалансов в хозяйственной системе, опасных с точки зрения ее саморазрушения. Государственное регулирование малого предпринимательства предполагает формирование инструментов и институтов развития как специализированных государственных (квазигосударственных) корпораций, деятельность которых направлена на устранение «провалов» рынка и способствующих успешному экономическому и социальному развитию страны. Речь идет о решении следующих основных задач, во-первых, преодоление «провалов» рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»); во-вторых, устранение институциональных «провалов» (формирование отсутствующих, но необходимых сегментов рынка); в-третьих, развитие экономической и социальной инфраструктуры; в- четвертых, элиминирование существенных региональных дисбалансов развития; в-пятых, формирование общего культурно-ценностного пространства хозяйственных взаимодействий.
Сталин, малый бизнес и социализм
Описание траектории изменения национальных экономик предполагает учет особенностей ее институционального устройства и оценку эффективности отдельных институциональных структур с точки зрения возложенных на них задач. Все институты выполняют функции механизма социального контроля и регулятора в обществе.
Результатом действия такого механизма является нормирование и структурирование отношений между людьми с предоставлением им устойчивой, повторяемой формы, создание системы стимулов и ограничений субъектов в выборе моделей своего поведения относительно других субъектов и формирования склонности к принятию тех или иных хозяйственных решений. Таким образом, уменьшается неопределенность отношений и уровень трансакционных издержек субъектов, вследствие чего улучшаются условия для экономического развития.
Данное обстоятельство способствует формированию различных трактовок понятия институтов развития. Во-первых, под институтом развития понимают определенные нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством с целью формирования у субъектов стимулов к деятельности в заданном направлении.
Данной позиции придерживаются, например, такие известные международные организации, как МВФ (Международный валютный фонд) и Мировой банк. При этом институты развития рассматриваются как все институты, формирующие среду для ведения бизнеса (бизнес-климат), институты рынка, государства, судопроизводства и т.п. В таком контексте не выделяются институты развития в отдельную разновидность. Они не наделяются специфическими свойствами. Во-вторых, согласно другого подхода, под институтами развития понимаются специальные организационно-хозяйственные структуры и субъекты хозяйствования, созданные государством и используемые им как инструмент регулирования экономики и государственной поддержки других субъектов, деятельность которых отнесена к приоритетным.
В-третьих, смешанный подход предполагает, что под институтами развития подразумеваются как нормы и правила, так и организации, принимая во внимание их способности обеспечить реализацию инновационной модели развития экономики. При таком подходе к этим институтам относят: нормы и организации, формирующие и обеспечивающие реализацию приоритетов инновационного развития; сети и кластеры; центры превосходства, права собственности, институты поддержки малых инновационных компаний и косвенного стимулирования инновационной деятельности и т.п. Последние два подхода дают возможность определить специфические признаки институтов развития, отличающие их от других институтов и характеризующие как особую форму государственного регулирования экономики. Они позволяют обеспечивать непрерывное воспроизводство (модернизацию) технологического базиса экономики на основе собственных или заимствованных инноваций путем перераспределения ресурсов в пользу проектов развития и субъектов «новой экономики», нуждающихся в начальной поддержке и при условии неспособности («провала») рынка решать определенные задачи, в том числе:
§ Обеспечение инвестиционного спроса реального сектора на долгосрочные кредитные ресурсы в условиях слабости и неразвитости финансового сектора страны, высоких рисков долгосрочного кредитования непривлекательности реального сектора для инвестирования из-за существования других более прибыльных сфер.
§ Диверсификация экономики, преодоление экспортно-сырьевой моноспециализации, закладывание долгосрочных трендов структурных изменений на основе развития высокотехнологических производств глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости, направленных на удовлетворение спроса на внутреннем и внешнем рынках.
§ Стимулирование создания центров кристаллизации новой производственной и технологической структуры национальной экономики путем принудительной консолидации капитала и формирования в приоритетных областях мощных вертикально-интегрированных компаний с внутренне замкнутыми технологическими циклами производства продукции.
§ Снятие инфраструктурных ограничений для расширения и диверсификации производства с учетом того, что развитие инфраструктуры повышает качество не только производственной кооперации субъектов, их кадрового обеспечения (социальная, образовательная), коммерциализация результатов НИОКР (инновационная), но и стимулирует развитие внутреннего производства и видов деятельности.
§ Обеспечение национальной безопасности страны, в том числе экономической, энергетической, продовольственной, военной и экологической безопасности. В данном случае на институты развития может быть возложена функция создания своеобразного экономического каркаса безопасности страны, подъема экономики до устойчивого к внешним потрясениям и отрицательным влияниям уровня.
§ Устранение региональных диспропорций развития, депрессивности упадка (экономического, социального, демографического) отдельных территорий с монопроизводствами вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
Задачи институтов развития не одинаковы по своим критериальным признакам и возможным способами решения, что определяет их широкий спектр. Они могут быть классифицированы в соответствии с функциональным назначением, принадлежностью к институциональным секторам экономики, организационно-правовой формой, отраслевой и территориальной привязкой и т.п.
По функциональному назначению в мировой практике сложились четыре основных типа институтов развития, деятельность которых прямо или косвенно призвана обеспечивать выполнение перечисленных выше задач: «финансовые доноры», субъекты производства, субъекты инфраструктуры, особые экономические зоны (площадки развития). По своей специализации или сфере деятельности институты развития делятся на универсальные и специализированные.
Деятельность универсальных не сфокусирована на определенной отрасли или решении одной задачи. К ним относятся банки развития и инвестиционные фонды. Деятельность специализированных институтов развития в основном сконцентрирована на решении отдельных задач. Однако наличие официальной специализации институтов не означает, что они не влияют на решение других задач.
Их прямое действие на одну обязательно косвенно, преимущественно положительно влияет на решение смежных проблем. Разнообразие задач, организационных форм и направлений деятельности институтов развития значительно усложняет разработку универсальных норм, регулирующих вопросы их создания, функционирования, взаимодействия с другими субъектами и органами власти. В мировой практике отказались от попыток правовой унификации, отдав предпочтение принятию отдельного законодательства под каждый институт. Институты развития имеются как в развитых, так и в развивающихся странах. Они существенно различаются по структуре системы институтов, что связано со спецификой стратегических целевых установок развития каждой системы.
В условиях национальной экономики Узбекистана весьма важно создать систему институтов развития, адекватную современному состоянию экономики страны с целью эффективного воздействия государства на развитие малого предпринимательства.
1. Бухвальд Е. М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – №. 1.
2. Кузьминов Я. И., Бендукидзе К. А., Юдкевич М. М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты //М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.– 2013.
3. Курпаяниди К. И. Экономические институты в условиях институциональных преобразований // Новый университет. – 2013.-№5 – С. 4.
4. Курпаяниди К.И. Проблемы современной среды предпринимательства в контексте предпринимательской культуры опыт Российской Федерации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014.-№1. С. 33-35.
5. Курпаяниди К.И. Вопросы оптимизации условий ведения малого бизнеса в Узбекистане // Гуманитарные научные исследования. – Ноябрь 2011. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/11/260 (дата обращения: 28.04.2014).
6. Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. Монография // Ташкент: Иктисодиёт, 2010. -160 с.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // М.: Фонд экономической книги «Начала. – 1997. – Т. 180.
8. Пайгамов Р. Р. К вопросу развития малого и частного предпринимательства в Узбекистане // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – Т. 4.
9. Расулев А. Ф., Тростянский Д. В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период // Экономика и финансы. – 2011. – №. 1. – С. 8.
10. Расулев А., Алимов Р. Структурные преобразования и повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана // Общество и экономика. – 2003. – №. 6. – С. 193-212.
Поступила в редакцию 28.04.2014 г.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2014/ekon53.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]
Малое предприятие в системе рыночных институтов
Начиная с 1970-х годов, в промышленно развитых странах начался активный процесс развития малого бизнеса. Он уже не считается, как прежде, пережитком эпохи свободной конкуренции, а является органическим элементом рыночной экономики, оказывающим существенное влияние на ее функционирование. Роль малого бизнеса определяется, прежде всего, его вкладом в создание новых рабочих мест, поддержание темпов экономического роста, структурные изменения и инновационные процессы. Малый бизнес является фактором социально-экономической стабильности, т.к. во время экономического спада избыток рабочей силы рассасывается по мелким фирмам, число которых в этот период растет.
В начале XXI века ясно, что Россия не вернется к социализму. Страна идет к рынку. Но к какому? В Швеции, в США, в Пакистане, в Индонезии господствуют рыночные отношения, и, тем не менее, социально-экономическое устройство этих стран принципиально различно.
Движение России было предопределено тем, что из всех разновидностей капитализма олигархический наиболее близок к социализму «по-советски». Их роднят монополизм, централизация экономики, контроль бюрократии над народным хозяйством, незначительная роль или отсутствие малого и среднего бизнеса и частной инициативы. Кроме того, сыграла роль специфика российской экономики, базирующейся на топливно-энергетическом комплексе, который немыслим без крупных корпораций. Тем не менее, есть и другой, демократический путь развития.
Для российской власти должен быть поучительным урок стран, которые принято называть азиатскими тиграми (Корея, Индонезия, Малайзия и т.д.). В этих странах существует очень близкая к российской система так называемого приятельского капитализма (crony capitalism). Они концентрировали ресурсы и, казалось, динамично развивались, но, в конце концов, все же пришли к экономическому и финансовому краху. Олигархическая система по определению неустойчива. «Тигры» показали: коррумпированная закрытая система, при которой предприниматели зависят от благосклонности бюрократов, не может быть длительное время эффективной.
Здесь возникает вполне определенный вопрос о соотношении крупного бизнеса с малым и средним. В нынешних условиях, когда на предприятиях с численностью занятых более 500 человек трудится свыше 80% трудоспособного населения, ждать стабильности и существенного роста не приходится. В сложившихся демократиях (Европа, Северная Америка) ситуация зеркально противоположна: 70-80% занятых работают в малых и средних компаниях. В странах с развитой рыночной системой малые предприятия создают от 50 до 75% ВВП, в России — порядка 10-12%[1].
В России, где кризисное состояние экономики требует незамедлительных мер по стабилизации и переструктурированию производства, по созданию новых рабочих мест, развитие малого бизнеса является одной из наиболее актуальных задач. Кроме решения проблемы занятости малый бизнес может стать одним из каналов первоначального накопления капитала, школой приобретения предпринимательских навыков, средой для становления предпринимательской этики. Развитие малого бизнеса является фактором снижения монополизации производства, в частности — формирования конкурентной среды на рынке товаров и услуг для населения.
Проблемам развития малого бизнеса в нашей стране уделяется в настоящее время довольно пристальное внимание — издаются указы Президента РФ, постановления Правительства и решения местных органов власти, создаются различные специализированные фонды и другие элементы инфраструктуры для поддержки малого предпринимательства. Это не удивительно — трудно представить эффективно развивающуюся рыночную экономику без широкой сети мелких подвижных и гибких экономических образований.
Мировой опыт показывает, что малые предприятия занимают видное место на рынке товаров и услуг, они наиболее восприимчивы к меняющейся конъюнктуре, к внедрению новой техники, использованию прогрессивных технологий. С помощью предпринимательства успешно решаются такие социальные проблемы, как создание новых рабочих мест и другие проблемы местного характера. В нашей стране уровень развития малого бизнеса пока крайне низок. Становление его тормозится вследствие сложившейся концентрации производства, нестабильного экономического положения, несовершенства действующего налогового законодательства, слабой государственной поддержки.
Структурные сдвиги в направлении увеличения доли малого бизнеса – это гарантия укрепления среднего класса и демократического развития страны. Средний класс — опора устойчивого развития демократического государства. Любопытно, что, если следовать самооценкам людей, которые они дают при ответах на вопросы социологов, почти половину населения страны можно отнести к «среднему» классу (48,2% россиян оценивают материальное положение своей семьи как среднее, хорошее и очень хорошее[2]). На самом деле, конечно же, это не так. Пока средний класс у нас формируется за счет достаточно узкой прослойки работников банковской и кредитно-финансовой сферы, работников совместных и коммерческих предприятий, квалифицированных менеджеров, частнопрактикующих врачей и юристов, работников налоговых органов, охранных организаций, высшего офицерского состава армии, милиции, службы безопасности, высокопоставленных чиновников.
Основной резерв для становления среднего класса — квалифицированные рабочие, научные и инженерно-технические работники, интеллигенция, административно-управленческий персонал, мелкие и средние городские и сельские собственники. Основным показателем принадлежности к среднему классу является уровень дохода, который позволяет иметь приличное, полностью обустроенное жилье и собственный автомобиль. Для формирования среднего класса мало дать возможность как можно большему числу людей просто заработать деньги, власть должна особое внимание обратить на возможность удовлетворения их главных потребностей.
В курсовой работе я рассматриваю организацию нового бизнеса в городе Новосибирске, на рынке туристических услуг (практическая часть работы). При этом упор делается на следующие моменты:
1) обоснование выбора услуги именно в сфере туризма, целесообразность создания такой фирмы с точки зрения государства и с точки зрения фирмы,
2) непосредственно организация фирмы (приоритеты, цели, стратегия развития, построение организационной структуры, выбор организационно-правовой формы, финансовые вопросы начала деятельности, фирменный стиль и пр.),
3) взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, внешние коммуникации.
В теоретической части рассматривается малый бизнес, его значение для государства, для экономики, в том числе Новосибирской области. Основная цель – показать малое предприятие в системе рыночных институтов.
Малое предприятие в системе рыночных институтов
Источник: megaobuchalka.ru
3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
В долгосрочном периоде все перечисленные выше факторы сами зависят от:
- динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;
- уровня пропорциональности экономики в целом;
- изменения в структуре личного потребления.
- Торговля. Инфраструктура рынка включает также торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).
- Рыночные институты — коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.
Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.
Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:
1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);
- материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);
- информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);
- кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);
- кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);
- организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;
- органы трудоустройства;
8)нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие Hi рынке правопорядок и учет интересов общества). Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования.
Источник: studfile.net