Самокатный бизнес в Москве чей

Общественный транспорт уже не спасает жителя мегаполиса, если речь идет о быстроте и мобильности. Наземные виды транспорта стоят в общих пробках, а метрополитен часто переполнен и не обеспечивает необходимой скорости в условиях передвижения по всему городу. Особенно, когда важна каждая минута. Ответом на эти вызовы могут стать самокаты.

Основатель компании Samocat Sharing Василий Быков считает, что его любимое с детства средство передвижения гораздо удобнее велосипеда в силу компактных размеров. А главное — сеть прокатных станций самокатов развивать гораздо дешевле: требуется меньше городского пространство, да и их стоимость ниже, чем у велосипедов. Василий Быков рассказал «Хайтеку» о том, почему именно самокат должен решать проблему «последней мили», что такое транспортный вендинг и когда на самокатах будут ездить все и везде.

Читайте «Хайтек» в

Скорость, динамичность, движение — неотъемлемые черты мегаполиса. Бег по транспортным точкам, бесконечные пересадки — метро, автобус, троллейбус. На этом этапе может не хватить нескольких минут, которые могут стать ключевыми. Отмененная встреча, уходящий на глазах поезд, пропущенная очередь к врачу — мелочи, из-за которых все может пойти по другому сценарию.

Бизнес идея. Велошеринг и электросамокаты. IT компания Зеленый Город

Samocat Sharing — российская компания, предоставляющая самокаты напрокат с помощью автоматических станций. Созданная в 2015 году Василием Быковым компания микротранспортных пунктов выдачи стала мировым первопроходцем в этой сфере бизнеса — шеринга самокатов.

«Идея витала в воздухе, но первые американские проекты появились только через два года», — вспоминает Василий Быков. «В 2017-м бывший топ-менеджер Uber и Lyft Трэвис Вандерзанден основал в Санта-Монике Bird — сервис аренды электросамокатов. Примерно тогда же появились LimeBike и Spin. Но в 2015 году ничего такого не было, и я не был знаком с Вандерзанденом. К тому же подавляющее число самокатных проектов — это не микротраспортные станции, а просто электросамокаты без станций».

Основатель проекта понимал, как важно увеличить скорость перемещения жителей вечно спешащих городов там, где транспорт не сможет выручить. Высадка пассажиров на станции метро, бесконечный поток людей. И вот, рядом со станцией — автоматизированный пункт выдачи самокатов. Просто, быстро и безопасно.

Собственная сеть станций Samocat Sharing уже работает в России и Финляндии. Арендовать самокат можно возле метро, в выставочных центрах и в аэропорту.

Идея, начавшаяся с семьи

Самокаты напоминали о себе Василию Быкову постоянно, словно, подталкивая к открытию нового бизнес-направления. Увлечение дочки самокатами — судьбоносная точка номер один, собственные детские воспоминания — повод для размышления, и финальный аккорд — аэропорт, самокат и рождение идеи.

«Все начинается с семьи. Когда видишь самокат или человека на самокате, хочется попробовать, — считает основатель проекта. — Сначала покупаешь детям. И они начинают ездить быстрее, чем ты. Потом покупаешь себе и понимаешь, какое отличное решение самокат. Это потом самокаты оказываются на балконе или в подвале, а в тот момент, когда вот здесь и сейчас хочу поехать, они находятся в багажнике».

Сколько стоит и окупается прокатный электросамокат? Самый выгодный бизнес. + кража электросамоката.

И тогда появляется идея — самокаты в зоне доступности, тогда, когда они нужны. Почему именно самокат, а не велосипед, должен решать проблему «последней мили», Быков объясняет тем, что важна мобильность. На велосипеде в метро, подземных переходах и в толпе проехать невозможно. К тому же, имеет значение соотношение размеров.

Станциям, выдающим велосипеды, площади нужны приличные, а самокаты можно выдавать повсюду. Учитывая то, что они еще и складываются, большая площадка для прокатного пункта не нужна. Шеринг удобен тем, что можно в одном месте пересесть на самокат, а в другом автоматизированном пункте вернуть его.

Вендинг и шеринг

В бизнес Быков пришел, имея специальность, связанную с тепловыми и электрическими станциями, и опыт работы начальником смены в нефтетерминале «Лукойл» в Калининграде. Были определенные наработки запуска общественных проектов — молодежных, детских и волонтерских. До самокатного бизнеса Быков работал с собственным вендинговым проектом, стартовавшим в 2005 году.

Автоматическая выдача чая, игрушек и товаров бытового назначения была налажена в Калининграде и приносила хороший доход. В 2009 году Василий продал вендинговую компанию с 200 автоматами за сумму в $1 млн. Вырученные средства стали финансовой основой для новых проектов.

Со временем появилась мысль соединить самокат и автомат, то есть наладить выдачу мини-транспорта без участия людей. Шеринг самокатов — это была совершенно новая бизнес-идея, даже по мировым меркам. Потому что на Западе компании, в том числе Uber, развивают прокат электросамокатов, тогда как Samocat Sharing — это чисто мускульные самокаты.

«Я изначально понимал, что для организации проката самокатов, нужна единая ИТ-платформа, с которой будут управляться автоматические станции. — вспоминает Быков. — И нужно создавать приложение, которое пользователи будут скачивать на телефон и уже с приложения будет производится оплата. На все это требовались приличные финансовые вложения».

Европа, бизнес-школа, провал

После того, как Василий перестал заниматься вендинговыми автоматами, он пробовал себя в разных бизнесах. А через год, в 2010, переехав в Европу, стал заниматься общественной деятельностью. В Бельгии он организовывал молодежные форумы по программам Совета Европы: принимал участие в работе Turtle Foundation и Greater-Europe. А в 2012 году отправился во Францию.

Из этой страны Василий Быков поехал в Африку волонтером, где принимал участие в благотворительной программе по спасению черепах. Выглядит такая затея странно, но Василию просто было интересно заниматься благотворительностью, да и дух приключений ему тоже присущ.

Делать бизнес в Европе на незнакомых рынках было сложнее, особенно без профильного образования, Василий это понимал и пошел в бизнес-школу.

«Я учился в Vlerick — в бизнес-школе № 1 в Брюсселе и №10 в Европе», — вспоминает Быков. «В ней я получил образование в сфере маркетинга и управления. Но я в то время понимал, что нужно еще получить хорошее топ-бизнес образование, не только для того, чтобы на работу устраиваться, а именно, чтобы понять, как работает топ-менеджмент».

На курсе предпринимательства в бизнес-школе Василий Быков решил представить свою идею создания сети самокатных автоматов. Группа загорелась, разработали бизнес-план, и все получили неудовлетворительные оценки. После презентации кейса преподаватели вынесли вердикт — идея не актуальна. Направленность бизнес-школы была ориентирована на действующие мировые разработки.

Все новое было непонятно и отвергаемо. Оппоненты были уверены в том, что идея не приживется по причине того, что ни один взрослый человек не станет пользоваться детским самокатом. Команда, с которой Быков готовил презентацию, согласилась с мнением преподавателей, и будущий шеринговый бизнесмен остался в одиночестве. Понадобился год, чтобы понять: нужно возвращаться в Россию и искать свою команду единомышленников.

«Я просчитал возможную прибыль, определил период окупаемости. — рассказывает Василий. — В Европе взять напрокат велосипед стоит €2 в час. Если купить 12 самокатов и каждый из них будет кататься по одному часу в день, получится, что в сутки можно заработать €24. Если умножить это на 30 дней, получится €600 выручки.

Затраты такие: сам автомат, то есть самокатная станция, стоит где-то €1000, полочки-ниши для самокатов сделать — ещё €1000, ну и сами самокаты купить — €1000. Получается €3000. То есть максимум пять месяцев, и ты окупишь затраты».

Возвращение и старт

В 2015 году Быков вернулся в Москву и занялся поисками сотрудников и разработчиков. Искал везде: через аналитическую платформу «Форсайт», среди знакомых выпускников и специалистов НТИ и МГУ. В одиночку осуществить запуск столь масштабного проекта попросту было невозможно.

Василию Быкову повезло с командой единомышленников. Его идею поддержали будущие сооснователи Samocat Sharing Денис Медведев и Сергей Писаренко. Денис и Василий познакомились на «Форсайт флот» в 2015 году. Сергей и Василий — в 2016 году на Generations S.

Осенью 2015 года Быков зарегистрировал компанию Samocat Sharing. Было необходимо распределить ответственность по направлениям работы проекта. Медведев и Писаренко руководили финансовыми и маркетинговыми вопросами, Быков отвечал за технологическую часть. На первом этапе отсутствовало привлечение сторонних инвестиций. Собственные средства давали возможность оплатить услуги разработчиков и приобрести материалы.

Сергей Писаренко — родился в Харькове, закончил Институт Современных знаний в Минске. Работал в качестве руководителя отдела продаж «Ренессанс Капитал», главы отдела работы с VIP-клиентами «Ситибанка» и руководителя отдела по работе с клиентами Бинбанка. Является соучредитеом и инвестором инновационных компаний «Активил» и «Рисилика».

Денис Медведев — родился в Петербурге, закончил государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича и ВШЭ. Директор по продукту, техноброкер, эксперт в проектном управлении. До перехода в Samocat Sharing занимался развитием сервисной инфраструктуры и связями с госорганами в Инновационном центре «Сколково».

«На тот момент, поиск инвесторов не являлся первостепенной задачей. Важно было найти специалистов, которые смогли бы решить все технические вопросы», — отмечает Василий. «Шеринг предполагал хорошие знания электроники, ИТ-технологий, банковского сервиса. Требовалось подключение облачной системы, мобильное приложение, необходимо было решать производственные вопросы. Для производства самокатных станций требовалось железо (и нужен был сторонний подрядчик, который изготавливал бы корпуса станций), специальные замки, датчики и многое другое».

Первый самокат в феврале 2016 года собрали в Китае на базе модели французского производителя Decathlon. После чего нужно было создать приложение и саму прокатную станцию. Первоначально Василий Быков инвестировал в проект около $100 тыс. собственных средств.

Акселераторы и конкурсы в помощь

Важную роль сыграло участие в программах акселератора Generation S. Презентация идеи на данной площадке давала возможность для ее конкретизации и создавала условия движения вперед. В декабре 2015 года компания заняла второе место в треке Smart City, получив грант в 1,2 млн рублей от GenerationS и 2 млн рублей от фонда Бортника.

Читайте также:  Чем занимается управляющая компания в бизнесе

В 2016 году компания получила инвестиционную помощь в размере $110 тыс. от нью-йоркского акселератора Urban X. Василий узнал о этом акселераторе абсолютно случайно, просто искал в интернете организации, которые инвестируют в стартапы. Он не ожидал, что просто подав информацию в американский акселератор, сразу же получит поддержку от американского акселератора.

Однако сел и заполнил заявку. Ему ответили, пригласили в Нью-Йорк познакомиться. Проект произвел впечатление. В это время в России уже велась серьезная работа над реализацией самокатных станций.

«Первый этап — это разработка промышленного дизайна: проектирование, визуализация того, как это может выглядеть. Но очень мало экспертизы в России и вообще в мире на создание проектов, связанных с металлом и электроникой», — добавляет Василий. «Нельзя ничего сделать за два-три месяца. Получается два-три года.

Благодаря «Сколково» сейчас мы выпускаем новую версию за два-три месяца. А тогда получилось, что полгода ждали. К 2016 году мы сделали первую рабочую версию самокатной станции. В серию она пошла только в 2017 году».

Первая самокатная сеть была запущена в 2017 году в Финляндии, в Эспоо. Для того, чтобы взять самокат в аренду, необходимо было скачать специальное мобильное приложение и привязать карту для оплаты. Тестирование в Университете Аалто всеми студентами 7 станций помогло найти технологические недочеты и усовершенствовать сервис. В период тестирования постоянно возникали проблемы с электроникой и поломкой самих самокатов.

Через год Samocat Sharing стали победителями конкурса IdeaLab, организованного управлением транспорта Хельсинки (HSL). По условия конкурса, призванного выявить новые идеи для развития городской мобильности, HSL выделяет победителю около миллиона евро. Эти деньги дали возможность для установки 50 станций в Финляндии, партнером компании Samocat Sharing Oy.

Самокатный шеринг: производство и франчайзи

На данный момент компания Samocat Sharing изготавливает около 200 микротраспортных станций в месяц. Производственная линия расположена в цеху площадью 1000 кв. метров, которые компания арендует на территории завода «Кварц» в Калининграде.

Здесь же проходит финальная сборка: установка в корпус станции электроники, антивандальных замков, антенн, датчиков, сетевых индикаторов, крепежных блоков и прочего. Сейчас на сборке работает 20 человек. Корпус из железа и электронику изготавливают поставщики, в том числе — российские. Сами самокаты заказываются в Китае.

«Мы прошли очень долгий путь в поисках надежных поставщиков в России», — отмечает Быков. «Например, корпуса для станций поставляет калининградская компания «АК-продактс». Тестировались корпуса, которые производили различные компании в России, но «АК-продактс» оказались лучшими».

Спрос на прокат самокатов высокий — за месяц в Москве совершается около 20 тыс. прокатов. Популярность шеринга объясняется его удобством. Достаточно скачать мобильное приложение, привязать карту и можно взять самокат на любое время. Традиционно прокатный сезон в Москве открывается с 25 апреля. Офисы Samocat Sharing работают в России и Финляндии, есть заказы от франчайзи из Испании, Армении, Грузии, Франции, с Кипра.

Франчайзинговую программу Samocat Sharing развивает с 2018 года, хотя идея продавать станции по франшизе была у Василия изначально. Но организовать такие продажи можно было только после того, как компания сама протестировала этот бизнес, то есть установила собственную сеть самокатных станций. С начала 2019 года установлено 35 прокатных станций в центре Москвы, в районе Якиманка и у Парка Горького. Сейчас у Samocat Sharing сеть франчайзи в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре и Петербурге.

По данным на март 2019 года, компания Samocat Sharing продала своим партнерам-франчайзи 400 самокатных станций. Оборудование для станций предоставляется по себестоимости — 396–440 тыс. рублей за одну станцию на десять самокатов. За подключение к системе каждый франчайзи платит комиссию 20% от стоимости поездок. Как показывает опыт, ежемесячный оборот одной станции на десять самокатов составляет от 30 до 180 тыс. рублей.

«Существует и дополнительная статья расходов для всех самокатных станций — убытки от вандальных действий прохожих. В этом случае выручает сигнализация и видеокамера наблюдения рядом со станцией», — сетует Василий. «На ремонт техники уходит до 5% бюджета. Сейчас мы больше вкладываем в производство, чтобы уже в 2020 году выпускать 10000 станций в месяц».

Источник: hightech.fm

Прокатимся на тренде: успехи электросамокатов в России

Прокат электросамокатов стал настоящим трендом и уверенно вошёл в повседневную жизнь населения столицы и регионов. Быстро, удобно, сделав пару нажатий на смартфоне, можно на необходимое время стать обладателем самоката и беспрепятственно доехать до пункта назначения. О сложностях и возможностях нового витка шеринг-индустрии рассказал Валерий Черкасов, сооснователь инвестиционной платформы «Мегаполис», в портфеле которой проекты проката самокатов.

Россия в шеринг-индустрии: в чем причина популярности

Вслед за западом, Европой и Америкой мегаполисы России буквально захлестнул самокатный бум. Наблюдая за развитием таких гигантов бизнеса, как Lime Bike, Bird, Spin, можно судить о том, что направление перспективное, трендовое и заслуживает внимания. Вопрос остается только в том, какие препятствия могут встретиться на пути построения успешного бизнеса, и как перекроить их в возможности.

Заходя на рынок самокатного шеринга в августе 2019 г., мы поняли, что там фигурируют от силы 6 активных игроков в Москве и регионах – это Urent, Samocat sharing, «Делисамокат». Сейчас же, с точки зрения появления новых конкурентов, наблюдается всплеск и подогрев интереса – уже более 15 участников рынка, среди которых те, кто 100% у всех на слуху: Whoosh, «Шеринг Карусель», «Рушеринг, E-motion, «ПоПути» и другие.

Причина роста популярности очень простая: передвигаться на автомобилях стало не совсем комфортно. В мегаполисе при выборе между такси и самокатом выберут второе, потому что это экономия бюджета, времени: в пробках можно простоять дольше и заплатить больше. Да и потом, транспорт последней мили – максимальное удобство для тех, кому нужно проехать небольшое расстояние до метро, торгового центра, парковки, на которой оставили машину.

Фото: emotion-sharing.com

Сказались и общие тенденции, такие как переход на электротранспорт. Сейчас появляются различные электромотоциклы, сигвеи, моноколеса, самокаты – альтернатива топливным системам как более экологичным, безопасным, современным.

Главное, что стоит учитывать, заходя в бизнес, который продает услугу, – эмоции. Эмоциональная составляющая – колоссальная часть выбора потребителя. Да, можно сидеть в комфортабельном такси, изнывать от жары в пробке или прокатиться с ветерком по красивым улочкам в теплую погоду на самокате. Чувствуете разницу? Нужно делать ставку на удовольствие от процесса.

В итоге получается, что фундамент рынка шеринга сейчас – финансовая выгода, быстрота и удобство передвижения, и самое главное – ощущения, эмоции от использования самокатов.

По другую сторону бизнеса: имеет ли смысл развивать шеринг

А есть ли вообще смысл заходить в эту нишу, возможно ли здесь заработать?. Чтобы принять решение, необходимо проанализировать вопрос с разных сторон, учесть все, что может привести к провалу, разорению.

Фото: в крупных городах уже есть по несколько предложений. Источник: freepik.com/danifotografo

Фото: в крупных городах уже есть по несколько предложений. Источник: freepik.com/danifotografo

Сейчас в этом бизнесе крупные компании, такие как Whoosh, собственники которой S7 Airlines. Мы видим, как при скачивании их приложения первое, что попадается на глаза, – реклама авиакомпании и карты лояльности. Или Urent, которую выкупил Сбер, на их платформе рекламируют «Ситимобил». Сейчас и «Яндекс» пытается выйти на рынок и сделает это успешно.

Это абсолютно другие масштабы и незаинтересованность в прибыли как таковой именно на этом виде бизнеса. Для них отлично, если выручка будет перекрывать операционные издержки, потому что шеринг в этом случае — исключительно рекламная площадка.

При решении заниматься прокатом нужно понимать сдерживающие факторы, которые присутствуют при развитии направления:

    Это специфика России – согласование мест для установки самокатов. Изначально в Москве существовала практика free flow, которая подразумевает свободу движения. При таком подходе самокаты можно было «бросать» там, где удобно. Мировая практика шеринга, кстати, знает масштабный провал этой схемы.

В 2018 г. в Сан-Франциско буквально все было заполнено брошенными самокатами, что вызвало агрессию со стороны вандалов, просто населения города.

Фото: станция в Екатеринбурге. Источник: emotion-sharing.com

Фото: станция в Екатеринбурге. Источник: emotion-sharing.com

Как опередить спрос на подобные услуги, предвосхитить и закрыть возражения:

  1. Масштабировать бизнес. Но только в том случае, если у вас хорошее программное обеспечение. Подключаете новые станции, вкладываете деньги в производство самокатов, их поставку из Китая. Нужно учитывать, что реальность такова: для захода в нишу в сезон 2021 закупать оборудования необходимо уже сейчас, так как самокатный рынок развивается очень быстро, производители физически не успевают сделать поставки сразу же. Поэтому, заказав самокаты в перед сезоном, их можно будет получить только к его концу.
  • Прогнозировать окупаемость. Она зависит от локации, где базируется станция, объема пешеходного трафика, технических характеристик мобильного приложения, обслуживания, лоцирования самокатов. Все это, в конечном итоге, влияет на выручку. В среднем, окупаемость бизнеса по нашим наблюдениям — от 1 до 3 сезонов.

Выгодная идея! Прокат сигвеев – сколько на этом можно заработать.

Запуск проекта, привлечение новых пользователей

Этапы подготовки и тестирование умещаются буквально в несколько пунктов:

  1. Закуп оборудования без промедления, организация его хранения. Там, естественно, есть особенности. Нужно обратить внимание на условия хранения батарей (они не могут находиться на холодном складе), их нужно заряжать, разряжать, чтобы они функционировали, давали максимальную емкость в сезон.
  2. Базисное – мобильное приложение или покупка франшизы.
  3. Согласование мест расположения станций во время проката.

Фото: без мобильного приложения не обойтись. Источник: moscow.urent.city

Фото: без мобильного приложения не обойтись. Источник: moscow.urent.city

Читайте также:  Прибыльный ли бизнес управляющая компания

В начале сезона выставляют все это оборудование на улицу, эксплуатируют и следят за техническим состоянием, обслуживают, осуществляют клининговые мероприятия.

Инструменты привлечения пользователей, рекламная составляющая – мощный профит этой ниши бизнеса. Шеринг – тот случай, когда не требуется дополнительных маркетинговых мероприятий. Если приложение отлажено, самокаты внешне привлекательны, исправны, то этот бизнес сам себя продает. Не нужно списывать со счетов выгоду в виде рекламы внутри приложения, брендирование самих самокатов, станций – это та составляющая, которая может повысить эффективность.

Резюмируя, я бы подчеркнул, что самокатный бизнес находится в стадии развития, он явно останется с нами надолго: это мобильно, экологично, удобно и, безусловно, эмоционально цепляюще для потребителя.

Фото: франшиза шеринга. Источник: samocat.net

Фото: франшиза шеринга. Источник: samocat.net

Пути входа в этот вид бизнеса сводятся к двум стратегиям:

  1. Открытие своей компании с нуля. Придется рисковать, прощупывать сферу изнутри, вкладывать много денег, платить за свои ошибки, продумывать систему рекламного провайдерства.
  2. Инвестировать финансы в те проекты, которые уже завоевали долю рынка. Таких компаний немного, но они есть.

Аналитический отдел инвестплатформы «Мегаполис» по результатам кризисного полугодия 2020 г. сделал вывод, что бизнес по шерингу самокатов будет укреплять свои позиции среди российской аудитории не только Москвы, но и регионов. Таким образом, рассматривать это направление для инвестирования перспективно и выгодно.

Источник: moneymakerfactory.ru

Как сервис Whoosh стал зарабатывать миллиарды на кикшеринге и чем ему грозит кризис

Фото DR

За четыре года основатели сервиса Whoosh и бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев смогли популяризировать аренду электросамокатов, привлечь крупные инвестиции и сделать кикшеринг бизнесом с прибылью 1,8 млрд рублей. Сможет ли компания приумножить рост в условиях падения курса рубля и выйти за рубеж в период санкций?

На подходе к четырехэтажному кирпичному зданию в одном из центральных районов Москвы в ряд стоят 20 желто-оранжевых электросамокатов. Их можно увидеть и внутри здания — на первом этаже у лестницы, в опенспейсах. Сотрудники увлеченно обсуждают, как «научить» их анализировать стиль вождения пользователей.

Все это здание занимает офис российского сервиса кикшеринга (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление») Whoosh. Парковка рядом с офисом заполнена самокатами, на которых до работы добрались сотрудники сервиса, объясняет его сооснователь, бывший топ-менеджер S7 Дмитрий Чуйко. За четыре года он вместе с партнерами сумел развить аренду электросамокатов не только в Москве, но и в регионах России и сделать кикшеринг прибыльным бизнесом. В 2021 году Whoosh выручил около 4,2 млрд рублей и получил 1,8 млрд рублей прибыли — в несколько раз больше, чем в 2020-м.

Бурный рост привлек к нише аренды электросамокатов внимание инвесторов: в 2021 году стартап закрыл раунд на $25 млн с фондом «ВТБ Капитал Инвестиции» и «Открытием», а в начале 2022-го получил еще около 4 млрд рублей от «одной из банковских структур». Внимание на сервисы кикшеринга обратили и власти: с 2021-го регионы друг за другом стали вводить ограничения скорости, количества самокатов и парковок.

Что помогло Whoosh стать одним из лидеров российского рынка кикшеринга, как на его бизнесе сказалось регулирование и каким основатели видят будущее в условиях кризиса?

Материал по теме

Ночные стартаперы

Дмитрий Чуйко признается, что в бизнесе Whoosh, часть которого завязана на сборке деталей для самокатов, ему помогает техническое образование. Вслед за мамой и дядей он выучился на инженера-технолога в Новосибирском государственном техническом университете и первое время работал конструктором — создавал гусеничный вездеход для труднодоступных мест на севере. Работа была интересной, вспоминает Чуйко: «Но зарплаты, которую мне платили, хватало на проезд и две пачки гречки».

Чтобы зарабатывать «нормальные деньги», Чуйко устроился менеджером по продажам в авиакомпанию S7 и в итоге задержался в ней на 15 лет. Сначала продавал турагентам софт для бронирования авиабилетов S7, затем возглавил направление всей интернет-коммерции авиакомпании и перебрался в Москву. В 2012 году направление выделилось в отдельную компанию — S7 Travel Retail. Чуйко стал ее гендиректором, а к 2017-му дорос до вице-президента по инновациям всей группы S7.

В процессе работы Чуйко много путешествовал по миру. В начале 2018 года в одной из деловых поездок в Сан-Франциско он обратил внимание на обилие электросамокатов на набережной. Они принадлежали компании Bird — первому и самому крупному в США сервису проката самокатов с помощью приложения.

Он был запущен в сентябре 2017 года в Калифорнии, а к ноябрю 2018-го пользователи совершили на его электросамокатах более 10 млн поездок в 120 городах США. Меньше чем за год Bird привлек 415 млн инвестиций и получил оценку в $2 млрд. Сегодня сервис присутствует в 400 городах мира.

В России в то время набирал обороты велошеринг: в столице вовсю работал сервис «Велобайк» — взять велосипед можно было, введя на его экране код из СМС-сообщения. Но электросамокаты в аренду с помощью приложения тогда еще никто не сдавал, и Чуйко решил занять пустующую нишу. Вернувшись в Москву, он просчитал бизнес-модель будущего сервиса — для старта в тестовом формате с 50 самокатами необходимо было порядка $500 000. Его партнерами по «аналогу Bird» в России стали на тот момент заместитель гендиректора S7 Travel Retail Егор Баяндин, руководитель корпоративного IT-интегратора S7 Олег Журавлев и бывший глава корпоративных продаж авиакомпании Сергей Лаврентьев (​​в 2018-м — президент оператора автобусных экскурсий City Sightseeing Russia).

Партнерам нужно было закупить электросамокаты, разработать платформу для управления ими, приложение для пользователей и специальные IoT-модули (от англ. Internet of things — «интернет вещей»). Последние превращали самокат в устройство, которое может принимать и передавать данные платформе для управления транспортными средствами. Они же связывали самокат с приложением, давали возможность разблокировать его при наведении камеры смартфона на QR-код и оставлять в любой точке города.

Предприниматели решили купить самокаты марки Xiaomi Mijia M365. Разработку приложения и IT-платформы возглавил Баяндин, а под создание IoT-модуля предприниматели наняли команду инженеров. Первое время основатели днем работали на основной работе, а «вечерами и ночами пилили стартап». В 2019–2020 годах Чуйко, Баяндин и Журавлев ушли из S7.

Не до развлечений

Whoosh хотел стартовать в пилотном режиме в конце лета 2018 года, чтобы стать первым в России сервисом кикшеринга. Но в середине 2018 года с этим же направлением в Москве запустились «Делисамокат» и YouDrive Lite (сейчас — lite).

Первый открывал неавтоматизированные станции с промоутерами, выдававшими электросамокаты вручную, а второй работал на основе Bluetooth, через который телефон соединялся с самокатом и приводил его в действие. Модель с IoT-модулями, по которой хотел работать Whoosh, отличалась от конкурентных. Однако разработка модулей затянулась, вздыхает Чуйко: «Летом 2018-го они были не готовы к запуску даже в виде MVP — то самокаты не разблокировались, то модуль не мог подключиться к интернету. Мы поняли: если запустимся сейчас, это будет провал».

Материал по теме

Во много из-за доработок Whoosh пришлось пропустить сезон-2018 и потратить вдвое больше планируемого на запуск. По словам Чуйко, он и партнеры вложили в сумме около $1 млн из собственных накоплений. Половина пошла на покупку электросамокатов — с учетом появления конкурентов стартап решил выходить на рынок «хотя бы с несколькими сотнями устройств», рассказывает предприниматель.

Устройства Whoosh появились в Москве в апреле 2019 года. «Буквально через час после того, как мы выставили самокаты на улицы, люди взяли их и поехали», — вспоминает Чуйко. До конца осени, по его словам, сервисом воспользовались 200 000 человек, которые совершили суммарно 300 000 поездок.

На руку сервису сыграло почти полное отсутствие конкурентов в столице в сезоне-2019: «Делисамокат» в мае приостановил работу, YouDrive Lite тоже пропустил сезон, а будущий конкурент Whoosh, Urent, в тот год развивался только на юге России. По данным СПАРК, выручка Whoosh составила около 69 млн рублей, прибыль — 21,2 млн рублей. Одной из главных статей расходов стала транспортировка самокатов — у Xiaomi Mijia была встроенная батарея, поэтому каждую ночь их приходилось возить в сервисный центр на подзарядку. По словам Чуйко, часть денег «съела» разработка собственного умного замка: «Поначалу мы использовали китайский, который работал через Bluetooth, но с ним была уйма проблем».

К началу 2020-го Whoosh успел выйти по франшизе в три города России, а в течение сезона франчайзинговая сеть разрослась на 12 городов, включая Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск. Франчайзи покупали через Whoosh самокаты, а тот брал комиссию до 25% с их выручки. Правда, программа проработала недолго: к концу 2020-го Whoosh выкупил у партнеров все самокаты. «Мы не совпадали с франчайзи по идеологии, — объясняет Чуйко. — Зачастую они говорили: «В нашем городе не нужно больше четырех станций». А мы понимали, что нужно — только так можно превратить самокат из развлечения в транспорт».

Материал по теме

В течение 2020 года сервис привлек порядка $1 млн от инвесткомпании Ultimate Capital (инвестировала также в Skillbox, Fashion Factory и др.) Евгения Зальцмана и Андрея Кондратюка. На эти деньги стартап расширил парк к концу года до 10 000 — вдобавок к Xiaomi Mijia партнеры закупили самокаты Ninebot со сменными батареями, которые можно было менять прямо на месте.

По данным СПАРК, выручка Whoosh в 2020-м выросла до 855 млн рублей, прибыль — до 211 млн рублей. Urent в 2020 году, по собственным данным, выручил около 800 млн рублей и получил 123 млн рублей прибыли. Чуйко связывает рост своего сервиса и рынка в целом с бумом популярности электросамокатов в пандемию и постепенным превращением их из средств развлечения в транспорт.

Читайте также:  Производство бумажных тарелок как бизнес

С этим согласен управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава: «В сегменте кикшеринга выручка очень сильно растет, когда самокат перестают использовать только для катания в парке. Если электросамокаты в городе стоят каждые 200–300 метров, у человека формируется привычка перемещаться на них из точки А в точку Б». По словам Чуйко, сейчас доля «транспортных» поездок в Whoosh превышает 80%.

Ограниченные, но популярные

В феврале 2021 года стартап закрыл еще одну сделку, на $25 млн (около 1,9 млрд рублей) с паевым фондом «ВТБ Капитал Инвестиции» и банком «Открытие». Более 1 млрд рублей вложил последний — в форме кредита, выданного под залог долей основателей. В итоге «ВТБ Капитал Инвестиции» получил 13,7% проекта, 73,36% осталось у основателей (доли находятся в залоге у «Открытия»), 12,95% — у Ultimate Capital.

Порядка 80% привлеченных средств пошли на расширение парка самокатами Ninebot до 45 000 к концу 2021 года. Остальное — на доработку «железа» и приложения. К примеру, в 2021-м Whoosh создал тестовую версию навигатора и запустил тариф с подпиской на месяц (в таком случае пользователь не платит стартовый платеж за каждую новую поездку). Сейчас подписки приносят стартапу около четверти выручки.

Вслед за инвесторами нишей кикшеринга заинтересовались власти: с весны 2021-го в городах то и дело ограничивали зоны движения и скорость электросамокатов. Самый острый характер ситуация приобрела в Санкт-Петербурге, говорит Чуйко. По его словам, катализатором введения ограничений в городе стали случаи наезда частных и прокатных электросамокатов на пешеходов. Из-за нескольких таких случаев Следственный комитет в конце мая — начале июня возбудил уголовные дела и провел обыски в крупных сервисах проката, в том числе в Whoosh.

Материал по теме

9 июня все сервисы кикшеринга в Петербурге приостановили работу — до подписания соглашения с властями. Однако уже на следующий день сервисы объявили о возобновлении оказания услуг по новым правилам. Скорость самокатов ограничили до 20 км/ч (ранее самокаты могли разгоняться до 25 км/ч), на некоторых улицах с плотным турпотоком ограничение составило 10–15 км/ч, полностью движение запретили в основном в исторической части города, в том числе на Невском проспекте. В ответ на это Whoosh запрограммировал свои самокаты так, что при въезде в зону с ограничениями их скорость автоматически снижается до разрешенной.

Чуйко признается, что из-за ограничения скорости и зон движения самокатов в Санкт-Петербурге сервис потерял порядка 20% локальной выручки или «десятки миллионов рублей» за сезон. Но считает это инвестициями в то, чтобы рынок стал более зрелым и на нем заработали единые для всех нормы. В июне 2021-го правила движения для самокатов также появились в Москве, где ввели зоны сниженной до 15 км/ч скорости. Вслед за столицами ПДД для кикшеринга приняли в Казани: скорость электросамокатов в 60 зонах ограничили до 10–15 км/ч, а на 9 участках движение запретили вовсе.

В Казани «получилось довольно много зон с ограничениями», сетует Чуйко: «Но мы находимся в диалоге с местными властями и пытаемся найти лучшее решение». Самая сложная ситуация — отсутствие диалога, говорит предприниматель. По его словам, с такими сложностями сервис столкнулся в Томске. «Мы долго пытались общаться с властями и договориться о чём-то, подписать соглашение.

Но никаких ответов не последовало: полиция просто без объяснения причин начала конфисковать наши самокаты как бесхозное имущество», — рассказывает он. В итоге Whoosh в августе пришлось уйти из города. По словам Чуйко, в этом сезоне сервис пока не возобновлял работу в Томске, но надеется это сделать, если удастся подписать соглашение с местной администрацией.

Несмотря на сложности и потери в отдельных городах, во многом благодаря ограничениям о самокатах «стали много говорить в разных контекстах», констатирует Чуйко: «Появились даже мемы о том, что пандемия стала занимать 10% новостей, а кикшеринг — 90%». Все это, по его мнению, положительно сказалось на популяризации аренды электросамокатов. Если за летние месяцы 2020 года пользователи осуществляли поиск по слову «Whoosh» в «Яндексе» около 127 000 раз, то в 2021-м — больше 300 000 раз. По данным СПАРК, всего за 2021 год стартап выручил около 4,2 млрд рублей и получил 1,8 млрд рублей прибыли. Пользователи Whoosh совершили за год 26,5 млн поездок в 24 городах России, приводит показатели Чуйко.

Материал по теме

Чачава из LETA Capital объясняет кратный рост выручки сервиса тем, что в 2021-м он запустился в Сочи и других южных городах и «научился перекидывать туда свой парк», удлиняя сезон работы. Он считает показатели прибыли сервиса «очень крутыми».

Отчасти хорошая рентабельность — характерная особенность кикшерингового бизнеса, рассуждает Чачава: «Поездка на самокате по цене не сильно отличается от поездки на такси или каршериге. При этом самокат стоит €1000, а машина — €5000-10 000, и обслуживать ее дороже. Соответственно, самокат сам по себе более прибыльный». Среди ключевых факторов успеха модели Whoosh — высокое качество продукта, собственные разработки IT-системы и «железа», новый флот, использование динамического ценообразования и предиктивных алгоритмов по обслуживанию и ремонту самокатов, перечисляет Зальцман из Ultimate Capital.

Рентабельность сервиса объясняется и тем, что основатели смогли хорошо настроить процессы технического обслуживания самокатов, считает Чачава. По его мнению, в этом партнерам помог опыт работы в авиакомпании. «S7 славится тем, что ее самолеты находятся в небе дольше всего. А это — производная от очень хорошего технического обслуживания. Здесь то же самое», — объясняет инвестор.

По словам Чуйко, Whoosh тратит на ремонт устройств около 10% своей выручки. Срок службы электросамоката в среднем составляет три года, а окупаемости — два, говорит предприниматель.

Скрыть уши

На продолжение экспансии Whoosh привлек в начале 2022 года еще 3,8 млрд рублей в виде займа, рассказывает в беседе с Forbes Чуйко. Он отказывается называть кредитора, уточняя лишь, что это «одна из банковских структур». В Ultimate Capital тоже не раскрыли инвестора. «Мы привлекли банковское финансирование.

Из нескольких предложений выбрали лучшее по текущим условиям и возможностям для долгосрочного сотрудничества», — говорит Зальцман. Ефремов не исключает, что кредитором мог стать один из прежних инвесторов. В пресс-службах «ВТБ» и «Открытия» отказались от комментариев.

За счет инвестиций Whoosh расширил свой парк до 85 000 устройств и за зиму подготовился к запуску суммарно в 45 городах России. По оценкам Чуйко, сейчас его сервис является лидером и занимает порядка половины российского рынка.

Сооснователь Urent Андрей Азаров утверждает, что доля рынка у его сервиса больше: в начале 2022-го он привлек 2 млрд рублей от МТС и ВЭБа, нарастил парк до 70 000 самокатов и вышел в 60 городов. По мнению принципала фонда Fort Ross Ventures Дениса Ефремова, компании «примерно равны». Парк самокатов у Whoosh и Urent сопоставим по размеру, вторит ему Чачава: «Но Whoosh экономически существенно эффективнее, чем Urent». В кикшеринговом сервисе lite оценивают суммарную долю рынка Whoosh и Urent в 80%.

Материал по теме

В начале сезона-2022 Whoosh также должен был запуститься в нескольких странах Европы. На эти планы повлиял кризис, обострившийся из-за событий на Украине, признается Чуйко: «В Швеции Whoosh получил письмо о том, что не может там запуститься, так как финансируется санкционными банками». При этом, по его словам, формально это не так: в зарубежных юрлицах Whoosh нет российских акционеров, эти компании никак не связаны с российским бизнесом.

Предприниматель верит в запуск Whoosh в ближайшее время в Португалии, где «тоже сложно, но есть надежда». К старту в Лиссабоне сервис подготовил 2000 самокатов. Европа — перспективный для Whoosh рынок, считает Ефремов: «Но сейчас, возможно, не самый лучший момент для запуска бизнеса там». По мнению Чачава, если сервис «все сделает правильно с точки зрения скрывания своих российских ушей», он сможет добиться успеха на европейском рынке. «Там есть два-три крупных игрока [шведский Voi, немецкий Tier и другие], но с точки зрения экономики Whoosh гораздо более крутые ребята», — говорит Чачава.

Материал по теме

Чуйко ожидает, что по итогам 2022 года расходы Whoosh вырастут на 15–20%. Причина — падение рубля и рост логистических издержек. Пока сервис работает с теми же, что и в 2021-м, или немного увеличенными тарифами на аренду. Но Чуйко признает, что в будущем не сможет удержаться от повышения цен. Роста стоимости тарифов ожидают и в lite.

Однако это не обвалит спрос, уверены в сервисе: «Рост цен на автомобили и их обслуживание, вероятно, приведут к повышению тарифов в сервисах такси и каршеринга. На фоне этого мы ожидаем рост спроса на кикшеринг». Об этом же говорит Ефремов: «Возможно, поездки на такси станут дороже, поэтому часть потенциальных клиентов будут переключаться на самокаты».

Whoosh придется «умерить аппетиты» по прибыли, считает Чачава. Чуйко это признает, но не допускает, что из-за падения рубля бизнес станет нерентабельным. Помимо IoT-модулей, компания производит некоторые запчасти для самокатов и активно работает над созданием собственной рамы и модуля компьютерного зрения. «Сейчас мы многое умеем делать сами — научимся еще больше. А в перспективе сможем локализовать здесь производство», — оптимистичен Чуйко.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин