Санкции и их влияние на международный бизнес

Экономические санкции представляют собой ограничительные экономические меры, которые применяются страной или группой стран в отношении другой страны или же группы стран для воздействия на правительства стран-объектов. С помощью санкций может частично или полностью ограничиваться импорт товаров из стран санкционного списка, экспорт в эти страны, могут ограничиваться финансовые операции, инвестиции и трансграничные расчеты.

В последние десятилетия наблюдаются многосторонние механизмы введения санкций международными сообществами на отдельные государства.

Целью экономических санкций является воздействие через правительство того или иного государства на процесс принятия экономических решений различных уровней значимости. Это может быть и заключение индивидуальных договоров, и существенные изменения в государственной системе. Такие решениями могут быть: вывод войск из оккупированной страны, присоединение к Международному договору, нарушение человеческих прав, пресечение поддержки международного терроризма.

Антироссийские санкции. Последствия для РФ

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1

Международные документы не содержат точного и полного определения экономических санкций, поскольку каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.

Примером экономических санкций является периодический запрет со стороны стран, осуществляющих торговлю с Китаем, на ношение одежды из шелка, чтобы подорвать экономическое положение и снизить влияние Китая.

В войне с Англией, Наполеон Бонапарт устанавливал «континентальную блокаду», т.е. блокаду европейских государств. Использование подобных политических методов приводило к множеству конфликтов и войн. Со временем в мире закрепилось понимание того, что свободная торговля является выгодной для всех сторон: и для продавцов, и для покупателей.

Стратегия наложения торговых санкций на недружественные государства была разработана и впервые использована Британской империей в конце 19 века. Торговые санкции были частым явлением в политике Великобритании, с их помощью оказывалось давление на другие страны.

«Влияние санкций на международную экономику»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Санкции как составляющая внешнеэкономической политики

В теории экономические санкции анализируются в контексте изучения механизма обеспечения определенных норм и правил. Любой договор международного типа, который регулирует хозяйственную деятельность, так же, как и любая экономическая организация международного масштаба, имеют весьма ограниченный потенциал по сравнению с государством в «принуждении к выполнению контракта».

Государства решают такую задачу с помощью легитимного применения насильственных мер по отношению к объектам собственного регулирования. У международных же экономических организаций таких прав нет, поэтому они вынуждены с большей степени полагаться на свое материальное преимущество.

Санкции против РФ. Как международное давление влияет на Кремль

Даже МВФ и Всемирный Банк, которые имеют возможность оказывать финансовое воздействие на определенные субъекты мирового сообщества, часто не способны эффективно влиять на поведение данных субъектов. Это обусловлено тем, что с ростом объемов прямых иностранных инвестиций МВФ и ВБ в качестве источников финансовых средств маргинализировались.

В связи с этим единственный инструмент насильственного принуждения в сфере мирового хозяйства – это экономические санкции, применяемые в отношении физических и юридических лиц одной страны для изменения им каких-либо значимых аспектов деятельности.

В более радикальной форме под санкциями подразумевается частичный или же полный запрет экономических отношений со странами-виновниками. В данном случае употребляется понятие «эмбарго».

Объясняются подобные меры достаточно просто. При санкциях государство несет экономические потери, что отражается на его населении. Это провоцирует недовольство внутри страны в отношении проводимой правительством политики, которая привела к данной ситуации. В связи с этим руководство данной страны вынуждено идти на уступки, чтобы добиться отмены введенных мер. Санкции могут накладываться и для ограничения доступа к определенным финансовым и материальным ресурсам, что ослабевает возможности разработки и реализации отдельных программ.

Санкции в международных экономических отношениях

В современном мире санкции – это относительно новый инструмент внешней государственной политики. Вопросы эффективности санкций и их влияния на политическую и экономическую жизнь государств, которые подвергаются таким мерам, являются дискуссионными.

Санкции могут преследовать такие цели:

  • Защита прав граждан;
  • Поддержание мира и повышение международной безопасности;
  • Оказание содействия международному сотрудничеству.

Санкции являются также и политическим инструментом, поскольку вводятся не только по экономическим причинам, но и с надеждой на то, что с ухудшением экономического положения в стране возрастет народное возмущение, что приведет к свержению действующего политического режима.

Замечание 2

Санкции – это привлекательный инструмент внешней политики, поскольку в отличие от войн, они позволяют решать международные разногласия и конфликты с наименьшими затратами и баз человеческих жертв.

Интенсивность санкций зависит от степени ущерба, наносимого ими:

  • Экономике государства;
  • Действующему политическому режиму, частным интересам государственных чиновников;
  • Конкурентоспособности и интересам отдельных экономических и промышленных отраслей;
  • Интересам финансово-промышленных компаний, групп, корпораций.

В функциональном плане санкции могут применяться для ограничения экспорта страны, что ослабит ее национальный доход, поступления твердой валюты, в результате чего уменьшатся возможности закупок на мировом рынке необходимых ей товаров. В большинстве случаев такие меры повышают прибыльность бизнеса страны-объекта, поскольку имеют похожий с тарифными ограничениями экономический эффект.

Источник: spravochnick.ru

Что такое санкции: виды, причины и последствия введения ограничений

News image

Здравствуйте, друзья! Когда родители не могут или не хотят вести диалог с собственным ребенком, они прибегают к введению ограничений: запрет на компьютер, прогулку с друзьями, покупку нового телефона, сладкого и пр. Не всегда этот метод работает. Но его все чаще применяют не только в быту, но и в международной политике. В статье разберем, что такое санкции простыми словами, кто и за что их накладывает, к каким последствиям приводят подобные меры.

Понятие и виды санкций

  1. Уголовно-правовые – заключение под стражу, штраф.
  2. Административно-правовые – административный штраф или арест.
  3. Дисциплинарные – выговор с занесением в личное дело, увольнение.
  4. Имущественные – лишение премии, обязанность возместить ущерб, выплатить компенсацию.

В сфере международных отношений санкции бывают:

  1. Персональные – запрет на въезд в страну, заморозка активов, арест недвижимости и другого имущества.
  2. Торговые – запрет на ввоз товаров отдельных стран или компаний, отмена льгот, повышение торговых пошлин, запрет на продажу отдельных товаров стране или компании.
  3. Экономические – арест имущества страны или компании за рубежом, блокировка банковских счетов, отключение от международных информационных технологий, например, системы SWIFT.

По степени охвата применяются:

  1. всеобъемлющие – накладывают ограничения на всю финансовую и торговую деятельность страны;
  2. секторальные – охватывают деятельность отдельной отрасли экономики;
  3. адресные – направлены на ограничение деятельности отдельных юридических и физических лиц.

Что такое экономические санкции

В статье будем говорить об экономических санкциях, которые означают ограничения в торговле и финансовых операциях со стороны отдельных государств, международных организаций в отношении компаний, физических лиц или целых стран с целью заставить их играть по правилам, которые они сами и установили.

Основные каратели на сегодня:

На картинке ниже видно, кто и на кого накладывает санкции в современном мире.

Основные формы ограничений:

  1. запрет на поставки оружия;
  2. замораживание счетов;
  3. замораживание имущественных активов (движимого и недвижимого имущества);
  4. запрет на въезд определенных лиц;
  5. ограничение на торговлю;
  6. запрет на оказание финансовой помощи, инвестиции;
  7. запрет на ввоз определенных товаров (предметов роскоши, высокотехнологичной продукции, драгоценных металлов);
  8. запрет на проведение сделок;
  9. запрет на удовлетворение исков;
  10. запрет на экспорт/импорт товаров для определенных отраслей (энергетики, космической промышленности, добывающей и обрабатывающей отрасли, ядерной промышленности);
  11. запрет на экспорт технологий;
  12. запрет на воздушные перевозки.
Читайте также:  Как поступить на факультет бизнеса

Причины введения ограничений

Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:

  1. для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
  2. Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
  3. страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
  • Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.

Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.

Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.

Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (Германия) опубликовала пресс-релиз с результатами исследования, проведенного по ее заказу Институтом экономических исследований Ifo (Мюнхен). Согласно данным исследования, Германия ежегодно теряет 5,45 млрд евро, а Европейский союз – 21 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями. Опрос компаний, проведенный в ходе исследования, показал, что такие отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, обрабатывающая промышленность пострадали больше всего от введенных санкций.

Исторические примеры

Первые упоминания о санкциях относятся к эпохе до нашей эры. Но мы затронем только яркие примеры последнего столетия.

В 1960 г., после конфискации американской собственности в ходе революции под предводительством Фиделя Кастро, США ввели санкции – запрет на импорт кубинского сахара. Далее ограничения ужесточались: запрет на торговлю с Кубой, в том числе иностранным государствам, въезд в страну американских граждан и пр. В 2016 г. возобновились дипломатические связи между странами, но до конца санкции сняты не были.

Еще одна страна, которая несколько десятков лет живет под санкциями. В разные годы действовали запреты на продажу оружия и оказание экономической помощи Ирану, запрет на импорт нефти из страны, отключение от международной системы переводов SWIFT, заморозка вкладов в американских банках, запрет инвестиций в нефтяную промышленность Ирана.

Некоторые ограничения ослаблялись, отменялись, потом снова возобновлялись. Наибольший прогресс в смягчении был достигнут после заключения ядерной сделки. Но ситуация вновь обострилась после выхода США из нее.

Самая закрытая страна мира более 70 лет живет под давлением США, ООН и других стран.

Основная цель – не дать реализовать стране свою ядерную программу. Однако положительного результата так и не удается достичь до сих пор.

Северная Корея проводила и проводит ядерные испытания. ООН и другие страны ужесточают санкционную политику.

Антироссийские санкции

Отдельного раздела в статье заслуживают санкции против России. Они заключаются в ограничениях, которые были наложены США, Канадой, странами ЕС на юридических и физических лиц.

2013 г. – начало новой истории санкционной риторики в отношении РФ связано со смертью С. Магнитского и предположением западных политиков, что в этом замешаны российские коррупционеры-чиновники. Были наложены экономические ограничения на отдельных лиц и компании.

2014 г. – запрет на въезд и визовые ограничения, блокировка счетов отдельных граждан, запрет инвестиций в Крым для частных лиц и компаний, на получение иностранных кредитов некоторыми банками и энергетическими компаниями России, на экспорт продукции и услуг для нефтяной отрасли, оборонной промышленности. Основная причина – несогласие с присоединением Крыма к России и вина России в дестабилизации обстановки на Украине.

2015 г. – продолжение санкционной политики в отношении отдельных граждан РФ и компаний, значительное расширение списка. Из-за необходимости реализации европейских космических программ были ослаблены санкции в отношении российских космических предприятий.

2016 г. – продолжение санкционной политики, которая ужесточилась в связи с предполагаемым США вмешательством России в выборы.

2017 г. – к причинам давления добавили строительство Северного потока-2.

2018 г. – Россия оказалась виновата в строительстве Крымского моста, кибератаках и в нарушении соглашения о нераспространении оружия массового уничтожения.

Расплачивается за отравление Скрипалей запретом на импорт некоторых видов продукции, например, газовых турбин, подводных аппаратов.

2019 г. – ЕС вводит ограничения за применение химического оружия, инцидент в Керченском проливе.

2020 г. – к Скрипалям присоединили Навального, США не понравилась экономическая помощь России Венесуэле, а ЕС подозревает Россию в поставках оружия в Ливию.

2022 г. — Россия чемпион по количеству введённых против неё санкций за всю мировую историю.

РБК публикует интересную статистику по количеству физических и юридических лиц, внесенных в санкционные списки США в периоды правления Б. Обамы и Д. Трампа.

Основные причины санкционного давления на Россию расположены в порядке убывания количества введенных ограничений на конец 2020 года:

  1. Присоединение Крыма и дестабилизация обстановки на востоке Украины (293 физических лица и 483 юридических).
  2. Смерть С. Магнитского, коррупция, нарушение прав человека (57 физических лиц и 1 юридическое).
  3. Противники Америки (32 физических лица и 42 юридических).
  4. Кибератаки (44 физических лица и 15 юридических).
  5. Поддержка Сирии (12 физических лиц и 6 юридических).
  6. Торговля с КНДР, Сирией и Ираном (6 физических лиц и 16 юридических).
  7. Применение химического оружия (10 физических лиц и 1 юридическое).
  8. Поддержка Венесуэлы (3 юридических лица).
  9. Поставка оружия в Ливию (1 физическое лицо).

В 2022 году количество подсанкционных персоналий, компаний, структур зашкаливает.

Россия познакомилась с санкционной политикой других стран задолго до 2013 г. Истории известны случаи еще со времен Ивана Грозного, когда Ливонский орден не пустил через свои границы мастеров-иностранцев, которых пригласил царь (1583 г.). Весь XX век Россия находились под давлением: бойкотирование олимпиады в 1980 г., запрет на экспорт/импорт некоторых видов продукции, блокировка авиасообщения и пр.

Последствия и меры противодействия

Последствия санкционной политики в отношении любой страны, компании или физического лица в большинстве случаев негативные.

Если кратко, то они могут привести к падению:

  1. экспорта и импорта;
  2. котировок на фондовом рынке и оттоку капитала;
  3. уровня жизни населения;
  4. курса национальной валюты;
  5. доходов предприятий;
  6. уровня занятости.

Но не всегда достигается эффект, на который рассчитывают страны, вводящие ограничительные меры против других государств.

Проблемы, с которыми часто приходится сталкиваться:

  1. Введение мер противодействия от страны, которая попала в санкционный список. Например, в России были приняты ответные санкции, сформирована и внедряется в жизнь политика импортозамещения, заключаются новые союзы с дружественными странами, разрабатываются системы, которые позволят быть более независимыми в банковской, космической сфере и пр. Санкции могут дать хороший толчок к развитию. Главное – рационально им воспользоваться.
  2. Несоответствие эффекта затратам на его достижение. Есть многочисленные исследования, которые показывают, что от санкционного давления на страдает не Россия, но и экономики других стран несут многомиллиардные убытки.
  3. Усиление третьих стран за счет того, что они занимают освободившиеся ниши.
  4. Затрагивание интересов зарубежных компаний, которые до введения ограничений сотрудничали с физическими и юридическими лицами из санкционного списка. А это уже бьет по экономике государства, которое желает наказать другое.
Читайте также:  Сбер бизнес ошибка 3011

Заключение

Что будет дальше? Вопрос волнует многих россиян. К сожалению, ждать смягчения или отмены санкций не стоит. Этот инструмент внешней политики выбран как оптимальный вариант среди других.

Например, среди военной кампании, которая требует много денег, и дипломатических переговоров, которые растянуты во времени и часто ни к чему не приводят.

Ослабление потенциального противника и конкурента на международной арене – слишком привлекательная цель, чтобы от нее отказаться. Задача подсанкционного государства состоит в том, чтобы научиться не просто приспосабливаться и выживать в условиях санкционного давления, но и активно развиваться.

Источник: quasa.io

Санкции и их влияние на международный бизнес

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Обострение отношений с Западом, неизбежно вызванное стремлением России проводить независимый политический курс, всё сильнее раскручивает санкционную «спираль», инициатором которой являются США. Вводимые санкции уже касаются целых секторов экономики, оказывают угнетающее воздействие на ряд отраслей отечественной промышленности и банковскую систему. В своей статье член Воронежского отделения Партии Великое Отечество, кандидат экономических наук Вадим Юрьевич Чигирёв попытался разобраться, что такое санкции, какие виды санкций существуют, каков механизм их применения и что нужно предпринять для минимизации влияния санкций на российскую экономику. Предлагаем материал вашему вниманию.

«Для начала осветим ряд терминов и определений.

Санкции – это ограничения, устанавливаемые международными организациями или отдельными государствами в отношении другого государства, части его территории, отдельных отраслей экономики или групп товаров, определенного списка конкретных физических или юридических лиц, направленные на достижение экономических и/или политических целей инициатора санкций.

Цель санкций – заставить правительство и хозяйствующие субъекты определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от ограничения нежелательной деятельности (например, разработки ядерной программы Ираном) и изменения законодательства вплоть до смены государственного строя.

Наиболее влиятельной международной организацией, имеющей право вводить глобальные экономические санкции, является Совет Безопасности ООН. Резолюции Совбеза ООН направлены на предотвращение нарушений мира и международных соглашений и имеют обязательную силу для всех государств-участников ООН. Применение экономических санкций международным сообществом предусмотрено Главой VII Устава ООН.

Вместе с тем, в последние годы, игнорируя ООН как высшую инстанцию мирового сообщества, инструмент санкций всё активнее используется отдельными странами (прежде всего США) для достижения собственных политических и экономических целей.

Именно США, претендуя на роль мирового «жандарма», в структуре своих органов государственной власти предусмотрело специально созданную структуру – Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, Office of Foreing Assets Control) Министерства финансов США. Эта организация имеет право законодательной инициативы по введению новых санкций и изменению существующих, а также устанавливает требования к соблюдению экономических и торговых санкций США и вводит штрафы за их нарушение.

Для участников международных операций это предполагает возникновение так называемого «комплаенс-риска» (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать).

Комплаенс-риск – это риск применения штрафных мер в отношении участника или группы участников сделок, связанный с нарушением требований регулирующих органов (в данном случае регулирующего органа США – OFAC).

В настоящее время OFAC имеет в своем арсенале два вида санкций: блокирующие и секторальные.

Блокирующие санкции SDN (Specially Designated Nationals) – применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций, с которыми запрещается сотрудничество и совершение операций с каким-либо имуществом или правом на имущество.

Отличительной особенностью блокирующих санкций является то, что всё имущество и имущественные права лиц, попавших в список SDN, считаются заблокированными и не могут быть использованы. А с участниками такого списка запрещается совершение любых сделок, ни прямо, ни косвенно.

При этом, если в случае с санкциями Евросоюза комплаенс-риск заключается в вероятности возврата платежа по сделке, в которой присутствует участник санкционного списка, то санкции США предполагают «замораживание» средств на специальном счете Казначейства США на период действия санкций. На практике это означает, что банки ЕС вернут вам деньги, сорвав сделку, а банки, находящиеся в юрисдикции США (т.е. не только расположенные на территории США, но и иностранные банки, имеющие корреспондентские счета в США) перехватят платеж и разместят его на специальном депозите OFAC на неопределенный срок. Следовательно, санкции США изначально содержат более высокий комплаенс-риск для участников международных расчетов, чем санкции Евросоюза (санкции Евросоюза носят ограничительный характер, санкции США – карательный).

Применительно к России блокирующие санкции SDN введены по программе «Украина» и направлены в основном против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.

К примеру, в настоящее время в список SDN включены: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ГСКБ «Алмаз-Антей», Концерн «Калашников», КБ Приборостроения, «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и другие.

Отметим, что и любое лицо (или группа лиц), прямо или косвенно владеющее долей более 50% уставного капитала организации, попавшей под блокирующие или секторальные санкции, тоже считается субъектом этих санкций (так называемое «Правило 50%»). Единственное, «Правило 50%» на данный момент неприменимо к надсекторальным – государственным – структурам, которые также владеют контрольными пакетами акций ряда российских компаний, попавших под санкции. Это пока ещё исключение, по сути, является «ватер-линией» степени напряженности российско-американских отношений (в отличие, скажем, от Ирана и Северной Кореи).

Секторальные санкции SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики. Санкции этого типа впервые применены к России. Они направлены против конкретных секторов экономики. При этом имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными (в отличие от блокирующих санкций).

Секторальные санкции OFAC:

  1. Вводят ограничения на доступ к заемным средствам и привлечение финансовых ресурсов на западных рынках капитала. Расчет основан на том, что внутри России стоимость денег высокая (в результате проводимой независимым от государства Центральным Банком денежно-кредитной политики, основанной на «Вашингтонском консенсусе»), а дешевые деньги на Западе станут недоступными.
  2. Запрещают сотрудничество с российскими компаниями топливно-энергетического комплекса, связанного с геологоразведкой и добычей труднодоступной нефти. Под данное ограничение попадают любые проекты по разработке и добыче углеводородов, прежде всего, на Арктическом шельфе.
  3. Затрагивают ОПК России – российских производителей оборонной продукции, которые задействованы в поставках вооружений в Сирию или любую другую «определенную страну» (которую таковой объявит президент США).

В настоящее время в список SSI включены: Сбербанк, Внешэкономбанк, Госкорпорация «Ростех», Газпромнефть, Роснефть и др.

Читайте также:  Почему не развивается малый бизнес

Итак, мы разобрались с тем, что такое санкции, каковы их виды и особенности, механизм их применения. Теперь попытаемся определить основные пути минимизации их негативного влияния на российскую экономику. Начнем по порядку.

  1. Отказ от доллара. Переход на расчеты в национальных валютах.

Это первый и основополагающий принцип, без которого сам вопрос минимизации последствий санкций становится бессмысленным. Дело в том, что практическое применение тех или иных санкций возможно только в случае…если международные расчеты осуществляются в долларах США! OFAC может отслеживать только долларовые транзакции. Подвергаются комплаенс-риску компании, проводящие международные расчеты в американской валюте.

В качестве примера из отечественной практики можно привести случай, когда в январе 2014 года «Банк Москвы» был оштрафован на 9,4 млн.долл. за транзакции с участием «Банк Мелли Иран», находящимся под санкциями США в лице OFAC. Инцидент неприятный, но по мировым меркам сумма оказалась незначительной. К примеру, в том же 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas SA выплатил рекордный штраф в размере 8,97 млрд.долл. за многочисленные нарушения режима санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана. В обоих случаях уязвимость попавшим под штрафы банкам обеспечило проведение ими запрещенных транзакций в американской валюте.

Напомним, что OFAC устанавливает размеры штрафов. А это значит, что данная организация имеет практическую возможность оказывать прямое воздействие на финансовую устойчивость участников международных расчетов, которые проводят запрещенные OFAC операции. Более того, нарушение режима санкций влечет потерю деловой репутации – «независимые» мировые СМИ находят значимый информационный повод в обнародовании применения дисциплинарных мер, что позволяет огромному количеству контрагентов в мире узнавать о незаконной практике того или иного хозяйствующего субъекта. В свою очередь, это влечет за собой снижение доходов и замедление развития попавшей под штрафы компании.

Таким образом, из вышесказанного вытекает весьма любопытный вывод: повсеместное использование доллара в качестве средства международных расчётов обеспечивает США не только политическое и экономическое доминирование, но и способствует распространению американской юрисдикции на другие страны .

Действительно, когда вся мировая торговля ведется в долларах США, под американскую юрисдикцию (посредством OFAC) автоматически попадает весь мир. Очевидно, что без отказа от доллара и перехода на национальные валюты приоритет национального права над международным не обеспечит ожидаемого эффекта.

  1. Развитие национальной платежной системы.

Ни для кого не секрет, что после терактов 11 сентября 2001 года ЦРУ и Министерство финансов США получили доступ к финансовой информации SWIFT с целью отслеживания возможных финансовых транзакций террористов (притом, что «родиной» SWIFT является Бельгия). Путем расшифровки SWIFT-трафика они получают информацию о долларовых межбанковских операциях в масштабах мировой финансовой системы. Минимизировать возможности финансового шпионажа со стороны Соединенных Штатов могло бы создание и функционирование некой альтернативной платформы – национальной системы платежей, к которой бы компетентные органы «цитадели демократии и свободы» не имели бы доступа.

В сентябре 2014 года предложение создать российский аналог SWIFT было выдвинуто РСПП и банковской ассоциацией «Россия», когда депутаты Европарламента предложили отключить РФ от системы в рамках очередного санкционного пакета. И уже через три месяца ЦБ РФ запустил аналог западной системы SWIFT в тестовом режиме. По мнению экспертов, новый сервис позволит коммерческим банкам обмениваться платежными поручениями, не выводя информацию за пределы страны. Тем самым, Банк России возложил на себя функцию передачи межбанковских сообщений, включая валютные.

Между тем, SWIFT представляет собой лишь канал связи, но не средство денежных переводов. Полноценная защита от санкций невозможна без национальной системы платежных карт (НСПК). Наглядным примером была ситуация с заблокированием без предварительного уведомления пластиковых карт банка «Россия», «Собинбанка», «Инвесткапиталбанка» и «СМП Банка» со стороны платежных систем Visa и Mastercard.

Дело в том, что транзакции Visa и MasterCard проходят через США, а в случае введения санкций против какого-либо банка у него арестовываются корреспондентские счета, открытые в западных банках. Это означает, что платежные системы просто не могут провести операции клиентов таких банков, иначе им придется оплачивать эти услуги за счет собственных средств.

Решением проблемы должно стать функционирование российской платежной системы «Мир», оператором которой выступает подконтрольная ЦБ РФ структура – АО «НСПК». Запуск и дальнейшее развитие национальных платежных инструментов планируется к концу 2015 года. К этому же времени должно завершиться перенесение процессинга Visa и Mastercard в Россию.

Можно предположить, что дальнейшим методологическим развитием российского аналога SWIFT и НСПК могла бы стать их интеграция в системы стран СНГ и БРИКС. Важно, чтобы при этом обслуживающие банки не имели прямых корреспондентских отношений с банками США (либо образованными в соответствии с законодательством США), а также их дочерними банками и филиалами.

  1. Расширение внутреннего кредита. Изменение финансово-экономической политики.

В условиях, когда для российских компаний и банков внешние рынки капитала с их дешевыми кредитами фактически закрыты, архиважной задачей является изменение денежно-кредитной политики, ее ориентация на создание внутренних источников инвестиций и экономического роста. С.Ю. Глазьев справедливо отмечает, что «политика Банка России по завышению процентных ставок и ограничению объема кредита на фоне замораживания внешних источников кредита влечет сжатие денежного предложения, падение производства и инвестиций, а также цепочки банкротств предприятий с негативными социальными последствиями».

Академик предлагает в качестве первоочередных мер в условиях санкций радикальное снижение ключевой ставки, вывод резервных фондов из иностранной валюты, полный запрет на кредиты в валюте, валютное регулирование и ограничения на трансграничное движение капитала. Особым пунктом программы выхода из экономического «паралича» «по Глазьеву» является введение многоканальной системы кредитования, когда коммерческие банки фондируются под конкретные цели государства (деньги распределяются по госпрограммам). Уровень ставки рефинансирования при этом устанавливается дифференцированно, с учетом отраслевой специфики и нормы рентабельности в каждой конкретной отрасли.

Между тем, рекомендации советника Президента РФ по экономике остались неуслышанными – 30 октября на заседании Совета Директоров Банка России второй раз подряд было принято решение оставить ключевую ставку без изменений на уровне 11%. Вместо экстренного вывода резервных фондов из иностранных активов правительство Д. Медведева недавно осуществило вложения в ценные бумаги США на сумму 8 млрд.долл. Есть все основания утверждать, что без изменения статуса ЦБ РФ путем законодательного ограничения его независимости от государства, а также смены либерального кабинета министров радикального пересмотра проводимой политики и ухода от «Вашингтонского консенсуса» ожидать не стоит.

А это значит, что все заявления представителей экономического блока Правительства РФ о достижении «дна» кризиса» и переходе в стадию восстановления в условиях санкций в лучшем случае отражают лишь краткосрочные ожидания. В долгосрочной же перспективе только успешная реализация трех вышеперечисленных (но не исчерпывающих) пунктов помогут выйти нашей экономике на этап устойчивого роста, а российским компаниям и банкам — нейтрализовать комплаенс-риски, оказавшись за периметром зоны применения санкций».

Чигирёв Вадим Юрьевич,

кандидат экономических наук,

член Воронежского регионального отделения

Партии Великое Отечество

Источник: pvorb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин